сост. М.А. Бабкин IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой государственной власти и Св. Синоду Установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение. Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России (Из послания патриарха Тихона к православному клиру и мирянам «О невмешательстве в политическую борьбу» (25 сентября (8 октября) 1919г.). Акты святейшего Тихона... С. 164) 4.1. Телеграммы епархиальных и викариатских съездов духовенства и мирян 364. Телеграмма первенствующему члену Св. синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) и обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову духовенства Киевской епархии 656 7 марта 1917 г. Духовенство г[орода] Киева просит ваше высокопреосвященство и г. обер-прокурора Св[ятейшего] синода засвидетельствовать его глубокую верность, искреннюю благодарность и молитвенные благопожелания комитету государственной Думы и Временному правительству, даровавшим свободу дорогой родине, несущей с собой победу над внешним врагом и освобождение церкви, и настоятельно взывает к скорому созыву [Поместного] собора, который одновременно с Учредительным собранием, имеющим выразить волю народа в избрании формы государственного управления, выработает основы внутреннего свободного строя Русской православной церкви. Киевлянин. Киев, 1917. 68. С. 1. 365. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко и председателю Совета министров князю Г.Е. Львову 657 Ставропольского губернского съезда духовенства 17 марта 1917 г. Съезд духовенства Ставропольской губернии, переживая со всей великой Россией радость обновления строя государственной жизни на началах свободы, выражает полную готовность подчиниться Временному правительству, всеми силами содействуя ему в устроении государственной жизни, и желает видеть в нем единую верховную власть, свободную от воздействия на него какой-либо партийной организации. Призывая Божие благословение на труды Верховного Правительства, съезд надеется видеть в нем доброжелательное и заботливое отношение к нуждам православной Церкви и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Андрей Комаров вместе с семьей ЖМП 4 апрель 2011 /  5 апреля 2011 г. Попечение о нуждах духовенства. В Ивановской области приступила к работе епархиальная комиссия В современном обществе неожиданное широкое распространение получил миф о богатстве духовенства. Но в реальной жизни всё иначе: многие пожилые священнослужители, особенно это касается отдаленных приходов, по причине бедности храма живут только на свою гражданскую пенсию. А если это настоятели не пенсионного возраста, да еще многодетные, то в этом случае уровень дохода на каждого из членов их семей намного ниже прожиточного минимума. Для поддержки нуждающегося духовенства Архиерейский Собор в феврале 2011 года принял решение о создании в епархиях попечительских комиссий и епархиальных благотворительных фондов. В Иваново-Вознесенской епархии ранее в структуре отдела социального служения был выделен специальный сектор «социальной защиты священнослужителей и их семей». Теперь, после решения Архиерейского Собора, вопросы материальной поддержки духовенства стали предметом деятельности епархиальной попечительской комиссии. Она была образована указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа 7 февраля 2011 года. Председателем комиссии назначен руководитель епархиального отдела социального служения. В ее состав включены представитель епархиальной ревизионной комиссии и два священнослужителя епархии. Еще два временных члена комиссии выбрано собранием благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей. Ивановская область — регион дотационный, и без поддержки многие сельские храмы просто не выживут. Поэтому решение Архиерейского Собора о создании попечительских комиссий для нашей епархии актуально. Для того чтобы попечительская комиссия могла начать полноценную работу, нами, на период до появления общецерковного документа, выработано Временное положение об ее деятельности. После того как оно было одобрено Епархиальным советом, Временное положение утвердил епархиальный архиерей. В основу положения легли принципы, сформулированные Архиерейским Собором. При составлении этого документа мы постарались учесть практический опыт в этой сфере, который был накоплен Церковью до октябрьского переворота 1917 года. Как известно, с 1823 года в епархиях успешно действовали Попечительства о бедных духовного звания. В последней четверти XIX — начале XX столетия появились церковные пенсионные (эмеритальные) кассы, которые основывались на принципе накопления отчислений от заработной платы духовенства.

http://e-vestnik.ru/church/v_ivanovo-voz...

преосвященного Тихона, архиепископа Иркутского, от 4 декабря 1905 года О Поместном Соборе Всероссийской Церкви I Созвание Поместного Собора есть крайняя необходимость для русской Церкви, которая далеко уклонилась от тех догматико-канонических норм, которые должны быть постоянными и неизбежными руководящими началами церковной жизни. II. Состав Собора В состав Собора должны входить: 1) Епископы всех русских епархий со всеми викариями. В случае невозможности присутствовать на соборе, епископ посылает заместителя из белого или чёрного духовенства или мирян. 2) Представители белого духовенства – в количестве: по одному представителю на каждые 200 сельских приходов приблизительно, и по одному – на духовенство каждого епархиального города. Представители сельского духовенства избираются в каждой епархии на общем епархиальном съезде, составленном из представителей, избранных на благочиннических съездах. Избрание представителей на собор возможно как из числа членов епархиального съезда, так и из лиц, не присутствующих на этом съезде. Выборы происходят путём закрытой баллотировки. Представители городского духовенства избираются на городском благочинническом съезде тем же способом. 3) Представители первоклассных монастырей в России, избираемые братией оных, по одному на каждый монастырь. 4) Миряне – в количестве, равном числу представителей от белого духовенства (по епархиям). Избрание мирян представляет особые затруднения ввиду отсутствия у нас организованной приходской жизни. Наиболее удобным является следующий способ: избрание мирских представителей происходит посредством приходских выборов, дающих членов в съезды мирян по благочиниям; на последних избираются члены епархиального съезда мирян, избирающего представителей на Собор. 5) Представители от духовно-учебных заведений – духовных семинарий и мужских духовных училищ. Избрание этих представителей столь же почти трудно, как и избрание мирян. Предпочтителен следующий способ: члены от четырёх духовных академий избираются советами академий по одному на каждую; в каждой епархии избираются: один представитель от духовной семинарии (правлением семинарии) и один – от мужских духовных училищ епархии (на общем съезде депутатов училищ, избираемых правлениями последних).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вступление Глава I. ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ 1. Законодательство империи и христианская вера 2. Культурный плюрализм 3. Император и Церковь Глава II. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ 1. Поместная церковь: епископ, духовенство, миряне 2. Духовенство: брачное или целибатное? 3. Региональные первоиерархи 4. Первенство Рима к 451г. Глава III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: БОГОСЛУЖЕНИЕ, МОНАШЕСТВО, СВЯТЫЕ 1. Богослужебные традиции: единство и многообразие 2. Богослужение и искусство 3. Развитие монашества 4. Святые, мощи и святые места Глава IV. РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК 1. Сирийская традиция 2. Христианство на Азиатском субконтиненте 3. Армения и Грузия 4. Арабские христиане 5. Египет, Эфиопия и Нубия 6. Туземные христианские церкви и Византия как центр Империи Глава V. ЗАПАД В ПЯТОМ СТОЛЕТИИ 1. На Дунае и за ним 2. Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении бл. Августина 3. Британские острова: святой Патрик; ирландские монахи 4. Испания. Ариане и православные 5. Африка. Арианские гонения 6. Святой Лев Великий и самосознание папства 7. Преемники Льва и Лаврентиевский раскол Глава VI. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 1. Халкидонский собор: вероучительные результаты 2. Халкидонский собор: церковный порядок 3. Оппозиция собору на Востоке 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом 5. Рост монофизитства при Анастасии Глава VII. ЭПОХА ЮСТИНИАНА 1. Союз с Римом 2. Юстиниан и Феодора 3. Оригенистские споры 4. «Три Главы», папа Вигилий и Пятый Вселенский собор 5. Наследие Юстиниана Глава VIII.XPUCTUAHCKUЙ ВОСТОК ПОСЛЕ ЮСТИНИАНА 1. Внутренние расколы в монофизитстве 2. Имперская политика после Юстиниана 3. Антиохия и яковиты 4. Александрия и копты 5. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО 1. Рим, Равенна и Византия; святой Григорий Великий 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол 3. Миссия у англосаксов: ирландские монахи и святой Августин 4. Национальные церкви в Испании и Франции 5. «Западный патриархат»? Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО 1. Униональная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм 2. Церковные унии на Востоке и в Египте 3. Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство 4. Исламское завоевание: Иерусалим, Сирия, Египет 5. Святой Максим Исповедник и папа Мартин 6. Шестой Вселенский собор ЭПИЛОГ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

(Доклад комиссии по вопросу об алкоголизме 6-го октября 1899 г. 1 ). Извлечено из «Журнала Русск. Общ. охр. нар. здр.», за июнь 1900 г. I II III IV   Борьба с народным пьянством никогда, кажется, не, велась с таким воодушевлением, как в настоящее время. Теперь в России, с введением казённой продажи вина, не только правительство озабочено народным отрезвлением, но и частные общества и многие отдельные лица приняли в этом жгучем вопросе самое деятельное участие. По местам уже замечаются некоторые желанные результаты соединённых усилий. В борьбе с народным пьянством одно из главных мест, но всей справедливости, должно принадлежать духовенству. Роль православного духовенства старинного и современного в этой борьбе и составляет предмет настоящего моего доклада. Прежде всего, я должен заметить, что вопрос о роли духовенства в борьбе с народным пьянством находится в тесной связи:, 1) с его образованностью, 2) нравственным состоянием, 3) материальным положением, 4) отношениями к нему его начальства и наконец, 5) отношениями к нему прихожан.     I Весьма ценные сведения о состоянии нашего духовенства в конце XV в. заимствуем из отзыва архиепископа Новгородского Геннадия: «Вот приведут ко мне мужика, писал Геннадий о кандидатах во священника, я велю ему читать апостол, а он и ступить не умеет; приказываю дать ему псалтырь, а он и по той едва бредёт. Я отказываю ему в священстве, и на меня жалобы: земля, господине, такова; не можем добыть, кто бы умел грамоте» 2 . Затем, в царствование Петра Великого известный Посошков отзывается о духовенстве так: «У нас в России сельские попы питаются своею работою, и ничем они от пахотных мужиков не отменены: мужик за соху, и поп за соху, мужик за косу и поп за косу, а церковь святая и духовная паства остаётся в стороне» 3 . И действительно, будучи плоть от плоти и кость от костей простого народа, духовенство ничем не отличалось в ту пору от своей паствы. В нём мы видим то же невежество, суеверия, грубость, те же пороки, что и в окружающей среде. Его отчуждённость от всего, что выше его, полная материальная зависимость от прихода, забитость его и постоянный страх лишиться места, по причине выборного положения, деспотическое к нему отношение высшей иерархии, его пресмыкательство в приходе – все это угнетало его и лишало возможности сознавать в себе достоинство и пользоваться уважением. Даже в половине XVIII века встречались безграмотные священники, которые заучивали у особых мастеров церковную службу наизусть. И наконец, в первой четверти нынешнего столетия встречались священники совершенно безграмотные, которые церковную службу тоже заучивали наизусть. Это было в Пензенской и Саратовской губерниях 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

I глава В 1682 году, главным образом в целях противодействия усиливавшемуся на севере расколу, была открыта холмогорская епархия. Первый холмогорский архиепископ Афанасий, ревностный борец против раскола, не ограничивался в борьбе с ним одними только внешними мерами, но заботился по мере возможности и о возвышении умственного и нравственного уровня своей паствы, чтобы сделать последнюю менее восприимчивой к проповеди раскола 1 . При этом он обратил особенное внимание на приходское духовенство, в котором ему хотелось видеть учителей народных. Но духовенство выходило из среды того же народа и мало чем от него отличалось. Оно было только грамотным, но почти так же невежественным в истинах христианской веры, как и простая народная масса. Между священниками встречались лица, не знавшие даже как надо совершать богослужение, не говоря уже о прочем. «А литургии Божии, – доносил преосвященному один десятский священник про своего подчиненного, – он, священник Иван, служить не умеет, младенцев крещает без мира и без масла, и в том, что ты, преосвященный архиепископ, укажешь» 2 . В нравственном отношении духовенство стояло тоже не выше своих прихожан. Пьянство, этот общераспространенный порок русской жизни, господствовало среди него в полной мере. «Ведомо тебе, Государю, буди, – писал архиерейскому казначею Авксентию тот же десятский священник, слова которого мы привели выше (Кеврольский Петр Игнатьев), – по указу преосвящ. архиепископа и по памяти велено мне... смотрить тоя-ж церкви (т. е. Кеврольской) над священником Васильем Антониевым, чтоб не пил и не бражничал и церковную службу хранил. И я нищей пособить ничего не могу; и естли ваша милость не накажет и не смирит, и он сам себе пособить не может, а мне выслать его невозможно ради свойства. Да нашего десятка... Воскресенской церкви священник Трофим Кирилов бражничает на кабаке по многия времена, и церковь Божия без пения бывает, а смирить мне без указу невозможно» 3 . Такую жизнь проводили священники. Конечно, не лучше их были и церковнослужители – дьячки и пономари. «Живет он... у церкви, – говорится в современном памятнике про одного дьячка, – и всегда пребывает в безвременном пьянстве, и проклятую табаку пьет-же...» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

" Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года " - Л. К. Александрова-Чукова   Постановление «О религиозных объединениях» и положение духовенства и верующих к концу 1930-х гг.  8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление «О религиозных объединениях» , означавшее ужесточение вероисповедного курса Советского государства и вступившее в действие наряду с декретом 1918 г. Этим постановлением «деятельность духовенства ограничивалась только обычным богослужением, обычной проповедью, и общением с прихожанами на почве требоисправления» . Любые объединения верующих – братства, кружки, общества и собрания – немедленно привлекали внимание ОГПУ и аналогичных местных органов. Настоятель Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, член временного епархиального совета, магистр богословия протоиерей Н. К. Чуков писал: «28 апреля/10 мая г. ]. По поводу нового положения о религиозных объединениях митрополит предлагает создать комиссию из представителей ГПУ и Административного отдела, чтобы проштудировать положение и уяснить детали и некоторые неясности, после чего приступить к осуществлению этого “Положения” в жизни епархии» . В 1930 г. протоиерей Н. К. Чуков и ряд священнослужителей и профессоров в Москве и Ленинграде подверглись аресту по Академическому делу . Это был удар по гуманитарному отделению Академии наук, а в процессе непосредственного «осуществления» ОГПУ постановления «О религиозных объединениях», первый удар пришелся по монашеству, которое после закрытия монастырей, еще с 1918 г., создавало так называемые религиозные организации в виде «коммун» и домашних монастырей. 18 февраля 1932 г. в Ленинграде были арестованы: 40 монахов из Александро-Невской лавры, 12 — из Старо-Афонского подворья, 25 —из Сергиевой пустыни, 5 — из Киевского , 16 — из Леушинского подворий, 10 валаамских монахов, 90 монахинь из Новодевичьего монастыря , а также 12 монахов Федоровского собора и 8 — из «Киновии», отделения Александро-Невской лавры за Большой Охтой.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

М.В. Шкаровский Введение Одной из самых ярких форм антинацистской деятельности православного духовенства и мирян было спасение евреев во время Холокоста (от английского holocaust, из древнегреческого λοκαστος – «всесожжение») – преследования и массового физического уничтожения немецкими нацистами и коллаборационистами евреев и некоторых других этнических и социальных групп в годы Второй мировой войны. Эта тема до настоящего времени мало привлекала внимание историков, между тем как христианские конфессии, и прежде всего Русская Православная Церковь , оказались в центре событий Второй мировой войны и были вынуждены самым непосредственным образом так или иначе реагировать на Холокост. Целью данной работы является определение отношения Православных Поместных Церквей, и в частности Русской, к Холокосту в годы Второй мировой войны и его эволюция к настоящему времени. При этом ставились следующие задачи для решения существующих в историографии проблем: 1) определение сходства и различия позиций по отношению к преследованию евреев среди различных юрисдикций и течений Православной Церкви на оккупированной нацистской Германией территории; 2) установление объективных факторов, влиявших на церковную позицию в этом вопросе; 3) выявление преобладающей тенденции среди духовенства и мирян различных Поместных Церквей; 4) сравнение позиции Русской Церкви с отношением к Холокосту других Православных Поместных Церквей; 5) установление возможно большего количества «Праведников народов мира» среди православного духовенства и мирян; 6) определение причин и форм спасения ими евреев; 7) показ приблизительной статистики участия православного духовенства и мирян в спасении евреев и количества спасенных. Субъектом исследования были выбраны те Православные Поместные Церкви, территория которых полностью или частично контролировалась нацистской Германией (в качестве оккупанта или старшего «партнера» данной страны): Русская, Болгарская, Румынская, Элладская и Сербская. Кроме того, было рассмотрено отношение к Холокосту Украинской Греко-Католической Церкви, так как без этого сюжета невозможно адекватно отразить существовавшую в период немецкой оккупации ситуацию на Украине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУБАНСКОЕ И ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ставропольско-Кавказской епархии, существовало в 1916-1919 гг. Образовано вместо ранее существовавшего Ейского викариатства по указам Синода от 12 и 24 окт. 1916 г. как вик-ство с полусамостоятельным статусом, с особыми полномочиями архиерея в границах Кубанской обл. Этому предшествовало решение Синода от 5 окт. 1916 г., к-рым в связи с предоставлением епископу Ейскому полномочий по управлению приходами Кубанской обл. Ставропольско-Кубанская епархия была переименована в Ставропольско-Кавказскую. Тем же решением Ставропольскому еп. Агафодору (Преображенскому) было дано указание ввести в действие на территории Кубанской обл. синодальную инструкцию от 13 сент. 1916 г. об институте «викарных епископов с особыми в епархиях полномочиями» (ЦВед. 1916. 40. С. 357-359). Такие особые полномочия получил бывш. Ейский еп. Иоанн (Левицкий) , занявший 12 окт. 1916 г. Кубанскую и Екатеринодарскую кафедру. Резиденцией архиерея стало Екатеринодарское подворье Екатерино-Лебяжского муж. мон-ря (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). 31 дек. 1916 г. Синод одобрил проект образования полусамостоятельной Черноморско-Новороссийской епископии для 32 приходов Черноморской губ., к-рые с 1886 г. относились к Сухумской епархии Грузинского Экзархата. После получения Кубанской епархией самостоятельного статуса эти приходы могли войти в ее состав. Однако благочинный Новороссийского округа прот. Владимир Львов 7 февр. 1917 г. просил Синод об учреждении самостоятельной Черноморско-Новороссийской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 220). Тогда решение не было принято. Также не было поддержано прошение Кубанского еп. Иоанна от 9 дек. 1916 г. о возобновлении Ейского викариатства с подчинением его Кубанской кафедре (Там же. Д. 221. Л. 7). 15 нояб. 1916 г. состоялся епархиальный съезд духовенства по вопросу выделения Кубанской обл. из Ставропольской епархии в Кубано-Екатеринодарское вик-ство с особыми полномочиями главы вик-ства, но разделения тогда не произошло. В янв. 1917 г. Синод дал разрешение на учреждение при Кубанской кафедре пресвитерского совета духовенства Кубанской обл. (аналог епархиального совета) и епископской канцелярии (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 36). 13 апр. 1917 г. съезд духовенства и мирян Кубанской обл. обратился в Синод с очередным прошением образовать отдельную Кубанскую епархию, аналогичные обращения от кубанского духовенства поступали и позднее. 30 сент. 1917 г. Синод принял решение о подготовке процесса выделения из Ставропольской епархии приходов Кубанской обл. в самостоятельную епархию. При этом Кубанский еп. Иоанн поставил вопрос о передаче 4 благочиннических округов в Черноморской губ. из Сухумской епископии Кубанской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462171.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010