10 . В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Особенное внимание обращает Апостол на то свойство Божеской любви, что она не заслужена человеками: в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Свойственно высшему оказывать благоволение и любовь к низшему, когда низший заслуживает это благоволение и любовь своею покорностью и преданностью к высшему. Но любовь Божия излилась на человеков прежде, чем они возлюбили Бога. Все люди согрешили; все сделались чрез грех недостойными любви Божией и неспособными к принятию даров этой святейшей любви, как нечистые и преданью греху, и в этом греховном состоянии рода человеческого Бог явил Свою любовь к человекам, и какую любовь? – Послал единородного Сына Своего, чтобы Он был умилостивлением за грехи наши; чтобы Он Своими заслугами удовлетворил правде Божией, и Своими страданиями и смертью избавил нас от осуждения и вечной смерти. 11 . Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Возлюбленные! если так возлюбил тс Бог, то и мы должны любит друг друга. Апостол Павел к Ефесянам пишет: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное ( Еф.5:1.2 ). Если великий и всесовершенный Бог, без всякой заслуги со стороны человеков, при всем нашем недостоинстве, так возлюбил нас, что и единородного Сына Своего послал в мир, для нашего спасения: то и мы, подражая примеру Божеской любви, должны любить друг друга. – Пример Божеской любви к человекам, явленной в то время, когда люди прогневали Бога и, закоснев во грехах, как рабы греха, неспособны были любить Бога, обязывает и нас любить не только любящих нас, как любят и язычники, но, по , заповеди Христа Спасителя, любить и врагов наших, благословлять клянущих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас, чтобы, по слову Господа, были мы сынами Отца небесного; потому что Он велит восходить солнцу над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и на неправедных ( Мф.5:44. 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Это подводит нас к следующей части Ииусовой речи, в которой он сплетает все нити воедино и четко формулирует взаимосвязь между христианами, самим собой и Богом Отцом. Иисус говорит: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:9–15 ). Незадолго до этого Иисус провел параллель между своей любовью к нам и нашей любовью к другим. Здесь же он расширяет эту взаимосвязь. Его любовь к нам связана с проявляемой к нему любовью Отца. Более того, он не призывает нас любить друг друга лишь потому, что Отец возлюбил его самого, а он – нас. Его призыв даже не в том, чтобы мы любили друг друга так же, как Отец возлюбил своего Сына. Он говорит: «Пребудьте в любви Моей». Нам следует пребывать в той самой любви, которая была проявлена к нам, когда Христос возлюбил нас. Фактически именно эту любовь Отец и питает к Христу. В каком-то смысле от нас ожидается нечто большее, чем простое подражание Божьей любви. Мы призваны пребывать в той самой любви, которую Отец извечно питает к своему Сыну и которую мы призваны нести в мир. Взаимоотношения любви между Отцом и Сыном, а также славное присутствие первого в последнем – это не просто пример для подражания. Их взаимоотношения – это то, чем, по словам Иисуса, должны обладать христиане. Христос не просто дает нам пример: он предлагает нам самого себя, чтобы мы могли разделить с ним личные взаимоотношения, те самые, которые у него есть со своим Отцом. Заметьте, как и в четырнадцатой главе, Иисус говорит здесь о любви наряду с послушанием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам. ( Ин. 15, 12–16 ) Если все священные изречения полны заповедей Господних, то что значит, что о любви, как особенной заповеди, Господь говорит: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, – если не то, что всякая заповедь зависит от одной только любви и все заповеди составляют одну, потому что всё заповеданное основывается только на одной любви? Ибо как многие ветви происходят от одного корня, так многие добродетели рождаются от одной любви. И ветвь доброго дела не имеет никаких плодов, если не пребывает на корне любви. Поэтому и много заповедей Господних, и одна; много – по разнообразию дел, одна – по корню любви. А как эта любовь должна исполняться, внушает Тот, Кто во многих мыслях Своего Писания повелевает любить и друзей – как Его, и врагов – ради Него. Ибо истинную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога. Ибо есть некоторые, которые любят ближних, но по свойству родства и плоти, которым, впрочем, в этой любви священные изречения не противоречат. Но иное значит, что охотно исполняется по природе, а иное, что делается из повиновения заповедям Господним по любви. Эти люди любят ближнего, но, несмотря на то, не достигают высших наград за любовь, потому что любовь свою тратят не по духу, а по плоти. Поэтому, когда Господь сказал: да любите друг друга, – тотчас присовокупил: как Я возлюбил вас. Он сказал как бы так: «Вы любите для того, для чего Я возлюбил вас». Надо понимать, что древний враг (диавол), располагая нашу душу к любви к временным вещам, с противоположной стороны восстанавливает против нас более слабого ближнего, который замышляет унести то самое, что мы любим. Не о том старается древний враг, чтобы уничтожить земное, а о том, чтобы убить в нас любовь. Ибо мы внезапно воспламеняемся ненавистью и, желая быть непобедимыми извне, внутри страшно мучимся; а защищая малое извне, мы весьма многое теряем внутри, потому что, любя временную вещь, мы лишаемся истинной любви, потому что всякий, уничтожающий нашу собственность, есть враг. Но если мы начинаем питать ненависть к врагу, то теряем внутреннее. Итак, когда мы извне терпим что-либо от ближнего, тогда должны бодрствовать против сокровенного внутреннего хищника, который никогда удобнее не побеждается, как тогда, когда мы любим внешнего похитителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В древности не только священнослужители, но и все верующие в храме целовались и приветствовали друг друга искренними объятиями. Об этом обряде, называемом целованием мира, сообщают уже отцы 2-го столетия. Около 160 года по Рождестве Христовом св. Иустин Философ пишет: «По окончании молитв мы приветствуем друг друга целованием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и Чаша…». В Византии целовались женщины с женщинами, мужчины с мужчинами. Конечно, это не такое целование, которое дают друг другу любящие супруги, это лишь символическое дружеское целование, и означает оно полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в Таинственном Жертвоприношении. Для христианина – нет чужого, нелюбимого, тем более врага. В некоторых приходах этот обычай соблюдается и сегодня. Бывают, конечно, недоразумения и между христианами: поссорились супруги, возникло какое-то напряжение между знакомыми… Но мы помним бескомпромиссное требование Христа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23-24 ). Участвовать в Евхаристическом Таинстве со злобой в сердце невозможно! Для того чтобы дать нам последнюю возможность прогнать из сердца всякое недоброжелательство, и был введен этот обряд, который св. Иоанн Златоуст называет страшным по своей ответственности: «Будем помнить, возлюбленные, и о страшном целовании друг с другом. Ибо это сплетает наши помышления и всех объединяет в одно Тело, потому что все мы участвуем в одном Теле. Соединим же себя в одно Тело, не тела соединяя друг с другом, но соединяя союзом любви души. Тогда мы сможем с дерзновением насладиться предстоящей Трапезы». «Иной из старцев говорил, что часто, когда диакон говорил: Возлюбим друг друга, видел он Духа Святого на устах братии» (Древний Патерик). Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 2.7 млн.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

—155— жизни и, посредством загадок и образов внося образ истинного благочестия, как бы начертывает в наших душах тень научения чрез Христа. Поэтому-то и сказал Сам: «говорю вам, что всякий книжник, наученный царству небесному, подобен человеку богатому, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Не малое и истинное богатство для человека представляет конечно и следование словам Моисеевым и получаемая от них польза в душе, но когда он воспринимает и красоту евангельского наставления, то украшается вдвойне, знанием и древних и новых законов. Поэтому Господь наш Иисус Христос , показывая, что Его заповедь лучше древней и что для живших под законом еще не доступна была спасительная проповедь, когда намеревался вознестись на небеса, закон любви наперед полагает как бы некоторым основанием и опорою всякого блага, но любви не по закону, а выше закона. Поэтому говорит: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Но каким образом, скажи мне, может спросить кто-либо, назвал эту заповедь новою Сказавший чрез Моисея древним: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего разума твоего, и ближнего твоего как себя» ( Мк.12:30–31 ; Лк.10:27 ср. Мф.22:37–39 ). Вот, поставив, что и естественно, любовь к Богу выше и впереди всего прочего, присоединил рядом с нею и любовь друг к другу и с любовью к Богу сочетал и любовь к нам самим, так как и любовь к Богу по справедливости не могла бы быть в том случае, если бы за нею не следовала и подобающая любовь к ближнему, ибо все мы друг другу братья. Так и премудрейший Иоанн, прекрасно зная и научая —156— других, говорит: «любящий брата своего, Бога любит» ( 1Ин.4:21 ). Итак, каким образом Христова заповедь нова, хотя она и возвещена древними законами? Но замечай, пожалуйста, точность речи и смотри на дальнейшие слова. Ведь не удовольствовался тем, чтобы сказать: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга», но, показывая новость речи и что Его любовь гораздо выше той древней любви, разумею друг к другу, тотчас присоединил: «как Я возлюбил вас, да и вы любите друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Uoah. XIII, 34 ); как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей (XV, 9); сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (12). Христианская любовь – это именно любовь Христова в нас; мы, христиане, любим друг друга любовью Иисуса Христа ( Фuл. I, 8 ). Источник нашей любви – любовь Иисуса Христа к нам. Мы любим, потому что возлюблены Им. Эта связь нашей любви с любовью Иисуса Христа не прерывается протяжением веков. Любовь Христа передается из поколения в поколение (разумеем духовные поколения) непрерывно. Апостолы были непосредственно возлюблены Христом и возлюбили Его; посланные Им на проповедь , они возлюбили своих учеников любовью Иисуса Христа ( Фuл. I, 8 ) и породили в них эту христианскую любовь. Их ученики продолжали их дело по отношению к следующим поколениям. И каждый христианин нашего времени непрерывно связан такою преемственною любовью с любовью Иисуса Христа. Кто не был возлюблен чрез кого – нибудь любовью Христовою, в том не может быть любви; кто действительно живет христианскою любовью, тот сам был возлюблен. «Все святые (христиане) последовательно составляют некую златую цепь, каждый будучи особым звеном сей цепи, соединяющимся с предыдущим посредством веры, добрых дел и любви, – цепь, которая, утверждаясь в Боге, неудоборазрываема есть. Кто не позволяет со всею любовью и желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними и не будет вчинен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их, как не изволивший в смирении стать на место, прежде век определенное ему Богом, и соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено сие ему Богом» (Симеон. Нов. Богосл.). Так как духовная жизнь, или, что то же, духовное совершенство, не есть всецелый результат человеческого дела, но состоит в приобщении человека к божественной любви, в черпании из источника, уже текущего, так что от человека требуется прежде всего только согласие почерпнуть из этого источника, то духовная жизнь, которая есть божественная любовь, прямо предписывается человеку во всей своей действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Слово о посте Возлюбленные о Господе братия! В послании к Евреям св. апостол Павел говорит верующим: »Наставляйте друг друга ... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Евр. 3:13–14 ). » Παρακαλειτε εαυτους« – значит в данном месте: убеждайте друг друга в необходимости сохранить верность Христу, призывайте друг друга неотступно следовать за Ним, просите друг друга не ослабевать в трудах и подвигах ради исполнения Его святых заповедей, – ибо только таким путем возможно для нас действительно облечься »в Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 13:14 ). Будучи ныне приглашен взойти на эту кафедру, и я почитаю своим долгом исполнить это апостольское увещание и обращаюсь к вам с наставлением о святом воздержании, как чрезвычайно важном способе возгревать наше усердие в подвиге последования Христу. Почему я избрал эту тему для моего слова к вам? – Этому есть две главные причины. Одна заключается в том, что для спасительной жизни по духу воздержание столь же необходимо, как и любовь, милосердие и вера ( Гал. 5:22–23 ). Вторая состоит в том, что мы уже вступили или готовимся вступить в период внутренней подготовки к празднику Св. Пасхи, которая, согласно древнейшей церковной традиции, требует от нас поста, усиленной молитвы, духовного очищения и вообще разумного воздержания от всего, что может уводить в сторону от пути следования за Христом. Событие славного Воскресения Христова открыло нам вход в вечное Его царство ( 2Пет. 1:11 ). Слово Божие говорит нам, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все Оживут... Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор. 15:22, 20 ). Но, конечно, невозможно вступить в это царство, не воскреснув духовно, не совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового – по образу Создавшего его ( Кол. 3:9–10 ). Именно поэтому в самом акте нашего духовного рождения – в таинстве святого крещения – неразрывно сочетаются две вещи: благодатный дар новой жизни во Христе и обещание доброй совести Христу, за нас умершему и воскресшему. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Поэтому Иисус вновь призывает учеников к взаимной любви, образцом которой для них является Его любовь к ним: «Это – заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (15:12). Наивысшая Любовь выражается во всецелой самоотдаче: «Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих» (15:13). По Любви к ученикам Иисус умирает (13:1), полагает душу Свою за них, так как они стали для Него друзьями: «Вы друзья мои, если делаете то, что Я заповедую вам» (15:14). Друг – это тот, с кем связан любовью 188 . Ученики – друзья, потому что у Него не было от них никаких секретов: «Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин; но вас Я назвал друзьями, потому что все, что услышал от Отца Моего, я поведал вам» (15:15). Рабу не обязательно говорить всего, а от друга нет смысла ничего скрывать. Полнота дружбы всегда измеряется полнотой открытости и доверия. Ученики сохранят эту дружбу, если будут продолжать делать то, что Иисус заповедал им (15:14). Это делание – не слепое и бездумное исполнение сказанного, а осознанное послушание в свете полноты приобретённого знания 189 . Далее Иисус напоминает апостолам, что вопреки существовавшей тогда практике не сами они избрали себе Учителя, а Он избрал Их: «Не Вы меня избрали, но я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и плод приносили, и плод ваш пребывал бы» (15:16). Цель привлечения учеников – плодоношение. Евангелист говорит «шли» – это означает, что плодоношение связано с распространением благовестия и привлечением людей ко Христу. Но плодоношение возможно только в единении со Христом, только если он передаст им Свою жизнь, общую с Его небесным отцом. Плодоношение совершается для Отца, поэтому Отец исполнит Молитвы учеников, содействуя их миссии: «...чтобы, о чем бы ни попросили вы Отца во имя Мое, дал Он вам». В заключение отрывка Иисус вновь просит их, чтобы они не переставали любить друг друга: «Это и заповедую вам: да любите друг друга» (15:17). Ненависть мира к последователям Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Если же религиозная система только поощряет зависимость своих членов от служения определенной группы мужчин, то ее усилия идут вразрез христианской цели. Речь не идет о том, что каждый человек со временем станет таким же, как и все остальные, проявляя ту же меру «одаренности» и исключительных способностей. Однако все могут стать «взрослыми» христианами, обладающими зрелостью в рассуждениях и способностью принимать взвешенные, самостоятельные решения, не оглядываясь на кого–либо еще. Как члены «тела Христа» мы должны не только пользоваться служением других, но и делать свой собственный полезный для остальных вклад . Именно такая картина предстает пред нами в христианском Писании 1034 . Вместо того, чтобы постоянно зависеть от пастырского служения других членов собрания, верующие должны сами укреплять силы и быть готовы поддерживать остальных. В письме Галатам, адресованном не избранным руководителям церкви или первым лицам организации, а христианам вообще , Павел пишет: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов 1035 . Об этом повелении в одном справочнике говорится: Поразительно, но значения выражений «любить друг друга», «носить бремена друг друга» и «исполнять закон» тождественны одно другому. Становится ясно, что любить друг друга так, как Христос возлюбил нас, означает не совершить какой–либо один яркий самоотверженный подвиг, а носить чужие бремена – служение гораздо менее заметное и захватывающее. Когда мы видим женщину, ребенка или пожилого человека, несущих тяжелый груз, то разве мы не предложим им понести его за них? Также если мы видим, что тяжелое бремя лежит у кого–нибудь на сердце, то мы должны быть готовы помочь такому человеку, разделив его ношу. И нам должно хватать смирения самим принимать помощь других людей. Носить бремена других – великое служение. Каждый христианин может и должен его выполнять. Это прямое следствие жизни в Духе. Так исполняется закон Христа 1036 . Подчеркиваются служение и функции, а не сан или титул

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

2 ст. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Вообще христиане должны быть снисходительны к немощам друг друга, поддерживать друг друга в разных обстоятельствах жизни, покрывать недостатки других своею любовью, ибо только таким образом исполнится закон Христов: любите друг друга, как я возлюбил вас. 3 ст. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Считать себя без недостатков, считать себя выше других, свои достоинства вменять себе как нечто свое собственное и что либо значащее, христианину нет оснований и не должно, ибо по учению слова Божия мы ничего своего не имеем, а имеем все от Бога, и кто про себя думает, что он что то такое значит по сравнению с другими людьми, тот только себя обольщает. 4 ст. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом. Вместо того, чтобы замечать недостатки в других и чрез то превозносить себя пред ними, лучше каждый смотри за самим собой, себя изучай, свои недостатки замечай; каждый испытывай свое дело, т. е. проверяй свою собственную жизнь: согласна ли она с духом Евангельского закона. Если твоя жизнь соответствует Евангельскому закону, то это пусть и будет для тебя утешением н похвалой, а не то, что другой хуже тебя. 5 ст. Ибо каждый понесет свое бремя. Господь воздает каждому из нас ведь не за чужие дела, а за наши собственные. Есть ли основания превозноситься? 6 ст. Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим. Сказавши до этого стиха о том, чем должны быть совершенные христиане и пастыри церкви к пасомым, в этом стихе апостол говорит о том, чем паства должна вознаградить пастырей за их труды и руководство. Делитесь, говорит апостол, своими избытками материального добра с теми, которые наставляют вас истинам веры. 7 ст. Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. 8 ст. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Уклоняясь от веры во Христа в сторону лжеучителей или отступая от нормы Евангельской жизни, возможно, что многие из Галатов думали, что в этих отступлениях нет ничего особенного, тем более что видимо-то Бог как бы и не наказывает за это. Апостол предупреждает от такого неправильного вывода: не обманывайтесь такими рассуждениями; Бога обмануть нельзя; нельзя злоупотреблять и христианской свободой. Кто что сеет, тот то и пожнет. Свою христианскую свободу употребившие на служение плоти, от плоти пожнут и тление, т. е. готовят себе ту же участь, какая постигает тело, т. е. тление, иначе: готовят себе вечную погибель. Кто же, наоборот, свою христианскую свободу будет употреблять на служение духу, тот от духа пожнет, т. е. удостоится нетления и жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010