Все мы принадлежим к тому или другому разряду, и все мы нуждаемся друг во друге на этом пути. Сейчас от покаянных недель самоисследования, исповеди, самоосуждения и покаяния мы вступаем в недели, когда раскрывается перед нами сила Божия, когда Церковь перед нами разверзает пути Божии, когда нам видно, как действует Бог, как Его благодать может человека преобразить, сделать новой тварью… Какой ценой это совершается Богом? Крестом, ужасом Гефсиманского сада, распятием, Богооставленностью, сошествием во ад: вот мера Божественной любви и торжества Божия… Примем друг друга лаской, любовью, все друг другу простим! Мы будем петь сегодня вечером воскресный канон: «Возлюбим друг друга, рцем друг другу «Братья» и всем простим все Воскресением…» Потому что не простить — это остаться во тьме, когда мы стремимся к свету, не простить — это остаться рабом греха, когда мы ищем свободы, не простить — это сохранить вольной волей в себе семя смерти и жало смерти, когда мы ищем, желаем воскресения, молим о нем, стремимся к нему… Простим же друг другу все, все, чем мы друг другу досадили, чем мы друг друга оскорбили, унизили, все, что мы сделали, совершили безумно, в помрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом колебании воли, в бунте плоти — все простим друг другу и начнем этот путь. Этот путь нелегок, на этом пути мы будем неверны своему желанию сердечному, своему собственному устремлению, не будем верны ни Богу, ни самому лучшему, что в нас есть; но вспомним слова Серафима Саровского, что важно начало и конец пути. Начало — это наше теперешнее покаяние, это наша открытость друг ко другу, это наша готовность быть друг другу своими, а не чужими, друг друга тяготы носить, любить друг друга ценой страдания, боли, креста; конец — это радость встречи Пасхи Господней, встречи Воскресения, вступления в Царство Божие, в вечность, в торжество и победу. А на пути — будем друг друга поддерживать; те, кто крепче, поддерживать немощных, но все, все, все без остатка терпеть друг друга, нести друг друга, как носили, как поддерживали друг друга израильтяне, когда вышли из Египта в землю обетованную — когда стариков несли, больных поддерживали, раненых укрепляли, детей на руках несли, крепких призывали на помощь.

http://pravmir.ru/ne-prostit-eto-ostatsy...

   3. Итак поелику Спаситель Своим избранием, сочетал с Петром, первоверховным Апостолом и проповедником, божественнаго Павла, и даровал им обоим единое достоинство (хотя перваго сделал апостолом обрезанных, а второго определил для паствы из язычников) и единую благодать, и дал им богодарованную власть усыновлять Богу и Родителю всех тех, которые чрез Него, как Христа, обратятся к Нему; и даровал им обоим одно имя: именоваться по Самому Христу: «Христианами», то, естественно, что и мы, ученики их и последователи, лелея их веру и лобзая их учение, будем сочетать одного к другому тех, которых уже сочетала друг с другом благодать Духа, и составим им общий для них праздник, как получившим в удель также и равное избрание; и посему, единый для Христа мы празднуем праздник, как озарившаго нас, посредством их обоих, единой духовной радостию, потому что тех, которых Сам Христос сочетал и снабдил единой благодатию, тех, как установили это родившие нас во Христе отцы, не безопасно было бы разделять; посему, вот, они и определили совершать им один праздник, и этим яснейшим образом почтим их содружество, потому что там, где провозглашается Петр, корифей апостолов, там сразу же произносится и имя Павла; и там, где является божественный муж Павел, там зрится и Петр, содружник его.    4. Таким образом сии мудрые и божественные мужи соделывают чудесное содружество друг с другом, не желая разлучения друг от друга, отвращаясь от разделения, уклоняясь от раскола, избегая разсечения, не любя отстояния друг от друга, как причины ненависти и поводов для вражды, — для того, чтобы научить нас этим пользе, проистекающей от духовной любви, и благотворности, происходящей от чувства дружбы о Христе; потому что то, что не бывает по Христу Богу, то делателем не приносит отнюдь никакой пользы; вот, по этой-то причине и они оба, научая нас пользе, происходящей от любви, и в своем примере представляя значение ея, и совершают один общий праздник. Отсюда, вот, признавая значение неразрывной любви, связующей нас друг с другом, они и определили ее, как большее из всех дарований, как не знающую делать ближнему зло. — «Любовь, — говорит один Апостол, — не делает ближнему зла» (1 Кор. 13, 4 парафр.); и поручает облеченным в нее снисходить друг ко другу; и не только это, но и заповедует не искать своего, но, по чувству любви, желать того, что угодно для ближняго; она причастных ей делает одним телом и одним духом и устанавливает в единой надежде (христианскаго) призвания, и являет общниками вечной жизни. Другой же (Апостол) говорит: Души ваша очистивше в послушание истины, в братолюбие нелицемерно от чиста сердца друг друга любите прилежно, и как рабы Божии, всех нас почитающие, братолюбие, возлюбите (1 Петр 1, 22), ведая, что любовь делает нас братьями друг к другу, посему он горячо увещевает нас прежде всего иметь взаимную любовь потому что Апостол решительно провозглашает, что любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4:8)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если бы мы приняли всей нашей душой, что вера наша выше и дороже для нас всего на свете, то вся наша жизнь осветилась бы иным светом и получила бы иной вид и образ. Ha Литургин пению Символа Веры предшествуют слова священнослужителя: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» Это означает: «Будем любить друг друга, для того, чтобы мы смогли выразить единство в нашей вере!» После этих слов, в древности, на Литургии, в знак мира и любви друг ко другу, все христиане целовались. Теперь прихожане целуются лишь на Пасху, a за каждой литургией в алтаре постоянно целуются только священнослужители. Наше христианское единомыслие неразрывно связано c тем, как мы относимся друг к другу. Если мы друг друга любим и составляем братское единство, то и вера наша будет одинакова и соборна. A если мы друг от друга отталкиваемся, то это означает, что и наша вера не будет общей, единомысленной, и тогда общее пение Символа Веры будет чем-то фальшивым, только лишь формальным и мертвым, a не действительным и сознательным. Это вытекает из внутреннего содержания Символа Веры. Ибо и содержание Символа Веры и история Православия сводятся к полученному нами откровению o Святой Троице — в этом вся суть христианства, сутъ его богословия и жизни во Христе. И в Символе Веры говорится об Отце, o Сыне и o Святом Духе, то есть едином Господе троичном в Лицах, о том, как эта вера в истории Церкви изъяснялась, укреплялась и, наконец, в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, восторжествовала, пройдя многочисленные, тяжкие, болезненные искушения. Христианство основано на вере во Святую Троицу. B этом его отличие от всех других религий мира. Отличие это столь огромное, такой неимоверной значимости, что, собственно говоря, оно не позволяет ставить христианство в один ряд c другими религиями. Христианство не есть одна из многочисленных религий, христианство есть нечто совсем особое, не похожее ни на что остальное: во Христе, через Боговоплощение открылось миру нечто совершенно исключительное, небывалое. Открылось то, o чем никто раньше не думал и думать не мог, открылось, что Бог может стать человеком чтобы его научить, просветить, воскресить, обожить и привести к Себе. Через Господа Иисуса Христа, через Его воплощение и Его жертву нам открылось, что Бог есть Любовь и что единый Бог троичен в Лицах, что в основе всякого бытия есть троичность, что сущность всего состоит не в эгоистической самозамкнутости, a в троичности — иначе сказать, во взаимоотношении Отца, Сына и Духа Святого, в Их Любви. Сказать «Бог Троичен в Лицах», это всё равно, что сказать «Бог есть Любовь» ( 1Ин.4:8 ), это все равно, что творя крестное знамя тремя пальцами, подумать, что Божественная Троица так любит человека, что для его спасения Бог Отец посылает Сына Своего Единородного на Крест.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Мы сказали, что Господь Иисус в отношении к святому Иоанну есть образец друзей благодетелей. Всякое дружество слагается из любви, доверенности и общительности, но в истинном дружестве любовь должна быть без страсти, доверенность - без неосмотрительности, общительность - без расточения. Всему этому поучает нас дружество Спасителя нашего. Иисус был самым нежным и обязательным другом. Уединяется ли Он для воскрешения мертвых, - друг его получает позволение присутствовать при совершении столь великого чуда (Лк. 8; 51). Восходит ли на гору для Преображения, - Его слава кажется Ему несовершенною, если друг Его не будет ее свидетелем (Мф. 17; 1). Потребны ли утешители в скорбные минуты пред наступлением страданий, - друг Его в числе их (Мф. 26; 37). Нужно ли приготовить вечерю, на которой место пасхального агнца должны заступить Тело и Кровь Иисуса, приготовление ее возлагается на друга (Лк. 22; 8). В продолжение этой вечери Господь Иисус с беспримерною нежностью удостаивает своего друга возлежания на Своих персях (Ин. 13; 23). Но любовь Иисуса Христа была любовью Богочеловека; в ней не приметно ни малейших следов пристрастия, столь много обезображивающего любовь человеческую. Для ученика столь нежно любимого, как святой Иоанн, что может быть свойственнее ревности по славе своего Учителя? И вот он, видя некоего, изгоняющего именем Иисуса бесов, но не принадлежащего к числу последователей Иисусовых, почитает за долг запретить ему призывание возлюбленного для него имени. Но Учитель не одобряет ревности своего друга и научает его снисходительнее судить о поступках ближнего. Не браните, - говорит Он, - призывать Мое имя; иже бо несть на вы, по вас есть (Лк. 9; 50). Жители весей Самарянских возбраняют Иисусу Христу вход в их пределы; друг Его, в жару негодования - просит позволения низвести, подобно Илии, огонь с небес для потребления жилищ людей бесчувственных и беззаконных. Господь Иисус, напротив, поспешает угасить и тот огонь, коим объята была душа Его друга, и упрекает его в неведении своего духа: не весте, коего духа есте вы; Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9; 55). Вообще, земная жизнь Иисуса Христа содержит в себе столько же обличений Иоанна заблуждающегося, сколько знаков благоволения к Иоанну, справедливо ревнующему по истине. Иначе не могло и быть; поелику любовь к нему Господа Иисуса была любовь не земная, обыкновенная, а истинная и святая.

http://pravoslavie.ru/48976.html

«Заповедь новую даю вам — да любите друг друга», — говорит Господь. Какое чудо! Но мы можем понять, о какой любви Он говорит, только тогда, когда узнаем, что она коренится в любви Самого Христа: «Как Я возлюбил вас, да любите друг друга». Святитель Николай стал святым, когда до конца понял, что мы призваны любить так, как Христос возлюбил всех людей. Мы знаем, что сверху донизу нашего мира проходит трещина разделения нелюбви и греха. Но есть иное искушение — отступить от верности истине и правде Христовой, ради мнимого единства и согласия всех. Мы помним, как святитель Николай победил этот соблазн на Первом Вселенском Соборе силою Христовой. Христос ясно говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Мир Господень — это Его Божественный мир, Его поистине всеохватывающий, имеющий полноту небесных даров мир. И Он говорит апостолам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается», потому что Его смерть и Его воскресение дают радость, исходяшую от Отца, когда мы вступаем со Христом в тайну Духа Святого верностью истине. Христианин — человек необыкновенный, он — тот, кто принял дар Духа, дар, который соделывает нас новыми людьми. «Изволися Духу Святому и нам» — так начинаются определения Апостольского Собора, всех последующих за ним Соборов, Первого Вселенского Собора, на котором святитель Николай заградил уста нечестивого Ария. «Изволися Духу Святому и нам». Кто может иметь дерзновение произнести эти слова! Апостолы и святые отцы принимают свои решения в Духе Святом. Потому тайна Господня присутствует в их решениях, и это слово любви и истины мы призваны, чего бы нам это не стоило, хранить в нашей Святой Соборной Апостольской Церкви до конца. Нам всем дано было снова узнать в прошедшие пасхальные дни, что Христос — Победитель смерти и диавола, отца лжи. И мы знаем, что любовь Христова, нисходящая свыше, неотделима от Его истины, превосходит всё, все наши немощи, все наши грехи и делает нас, как святителя Николая, как всех святых, пусть мы несравненно далеки от них, чадами Божиими по благодати усыновления. «Возлюбим друг друга, — восклицаем мы за Божественной литургией, — да единомыслием исповемы». Этому мы должны приобщаться всю жизнь, это означает наше причастие!

http://moral.ru/st_nikolas/

«Заповедь новую даю вам — да любите друг друга», — говорит Господь. Какое чудо! Но мы можем понять, о какой любви Он говорит, только тогда, когда узнаем, что она коренится в любви Самого Христа: «Как Я возлюбил вас, да любите друг друга». Святитель Николай стал святым, когда до конца понял, что мы призваны любить так, как Христос возлюбил всех людей. Мы знаем, что сверху донизу нашего мира проходит трещина разделения нелюбви и греха. Но есть иное искушение — отступить от верности истине и правде Христовой, ради мнимого единства и согласия всех. Мы помним, как святитель Николай победил этот соблазн на Первом Вселенском Соборе силою Христовой. Христос ясно говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Мир Господень — это Его Божественный мир, Его поистине всеохватывающий, имеющий полноту небесных даров мир. И Он говорит апостолам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается», потому что Его смерть и Его воскресение дают радость, исходяшую от Отца, когда мы вступаем со Христом в тайну Духа Святого верностью истине. Христианин — человек необыкновенный, он — тот, кто принял дар Духа, дар, который соделывает нас новыми людьми. «Изволися Духу Святому и нам» — так начинаются определения Апостольского Собора, всех последующих за ним Соборов, Первого Вселенского Собора, на котором святитель Николай заградил уста нечестивого Ария. «Изволися Духу Святому и нам». Кто может иметь дерзновение произнести эти слова! Апостолы и святые отцы принимают свои решения в Духе Святом. Потому тайна Господня присутствует в их решениях, и это слово любви и истины мы призваны, чего бы нам это не стоило, хранить в нашей Святой Соборной Апостольской Церкви до конца. Нам всем дано было снова узнать в эти пасхальные дни, что Христос — Победитель смерти и диавола, отца лжи. И мы знаем, что любовь Христова, нисходящая свыше, неотделима от Его истины, превосходит всё, все наши немощи, все наши грехи и делает нас, как святителя Николая, как всех святых, пусть мы несравненно далеки от них, чадами Божиими по благодати усыновления. «Возлюбим друг друга, — восклицаем мы за Божественной литургией, — да единомыслием исповемы». Этому мы должны приобщаться всю жизнь, это означает наше причастие!

http://moral.ru/propoved/12_st_Nicholas....

Священномученик Владимир Амбарцумов, расстрелянный за веру в 1937 году на Бутовском полигоне, еще в 20-30 годы открывал Библейские кружки. В них люди встречались, вместе читали Священное Писание, вместе молились, проживая в них часть своей жизни. Этот святой особенно близок и дорог нам, потому что он — дедушка Марии Евгеньевны, супруги нашего настоятеля о.Александра Ильяшенко. Именно в таких малых группах, кружках, общинах, находящихся внутри церковного прихода, являющихся его неотъемлемой частью, возможно конкретно явить то, что Христос обещал своим ученикам – любовь и единство. «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин 13,34-35) и «Да будут все едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). То есть Христос говорит ученикам: мир узнает, что мы, христиане — ученики Христовы, если мы будем любить друг друга так, как Христос возлюбил нас. А Он возлюбил нас, отдав за нас Свою жизнь. И еще Он говорит, что мир уверует, что Христос есть Бог, что Бог послал Сына Своего Иисуса Христа в мир ради спасения мира, если мы будем едины между собой. Это значит, что когда человек неверующий увидит любовь и единство между христианами, он действительно увидит Бога, увидит Иисуса Христа. Только такое свидетельство может убедить человека, не имеющего веры. Именно любовь и единство, существовавшие в маленьких общинах Древней Церкви позволили ей обратить ко Христу языческую Римскую империю, которая несколько веков пыталась уничтожить Церковь. В мире нет ни любви, ни единства. Человеческая любовь – эгоистична. Семьи разрушаются из-за того, что люди пытаются любить друг друга такой эгоистической любовью. Нет единства между людьми – люди бросают супругов, предают друзей, отдают родителей в дома престарелых, а ненужных детей – в приюты. Мир без Бога может создать прекрасные здания, гораздо выше и богаче наших храмов, и великолепные произведения искусства, написать умные книги. Но мир не может найти в себе ни любви, ни единства. Потому что только Бог – Бог-Троица, единый в трех Лицах, — только Бог есть любовь.

http://pravmir.ru/vstrechi-o-boge-i-vere...

Это на самом деле очень и очень непросто, и насколько непросто, знают все, кто хоть раз пытался эту заповедь честно исполнить. С друзьями вроде бы проще, ведь нам помогает любовь к ним, но и сложнее: чем люди ближе, тем сильнее они чувствуют острые углы друг друга, тем сильнее друг друга ранят. Возможно, именно эта уязвимость по отношению к другому человеку и становится одной из причин того, что некоторые не желают ни с кем дружить. Проводить вместе время в общей компании или на почве общих интересов, вместе отдыхать в выходные или даже в отпуске, но при этом не пускать никого в свое внутренне пространство намного удобнее и безопаснее. Но если ты христианин, если ты хочешь стать хоть немного похожим на своего Божественного Учителя и быть достойным Его, дошедшего за каждого из нас до Креста, то это не твой путь. Положить душу за друзей — это не пожалеть жизни не только ЗА них, но и ДЛЯ них. И пусть будет порой тяжело и больно, но иначе не научишься любви. А если не научишься любви к ближнему, не научишься любви к Богу, об этом нам прямо говорит Священное Писание: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоан. 4: 20) Это цитата из Первого послания апостола Иоанна Богослова, которого еще называют апостолом любви, потому что он как никто другой наставлял людей в новой заповеди, которую дал Христос, пришедший на землю для Крестной жертвы: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13: 34–35). Учиться этому надо всю жизнь, и кто, как не друзья, помогут нам в этом? На то ведь они и друзья. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/spasitelnaya-uyazvimos...

Александр Владимирович прочитал публике потрясающий рассказ «Враг Кузьма», не вошедший в сборник «Ведро незабудок», – с ним можно познакомиться на сайте «Православие.ру». Этот удивительный рассказ – прекрасная иллюстрация заповеди «Возлюби врага своего». Теплыми словами об авторе сборника «Ведро незабудок», своими впечатлениями от книги поделились писательница Олеся Николаева, глава холдинга «Радонеж» Евгений Никифоров и директор фонда святителя Василия Великого Зураб Чавчавадзе, знакомство которого с А. Богатыревым произошло самым чудеснейшим образом. З. Чавчавадзе посетовал, что из скромности, так как главным положительным героем этого повествования был сам А. Богатырев, уникальная в своей канве история их встречи, к сожалению, не вошла ни в один из рассказов.      Олеся Николаева, крестная мать одной из дочек Александра Владимировича, поведала гостям вечера интересную историю своего знакомства с семьей Богатыревых в Пюхтицком монастыре в 1981 году, где она была на послушании в трапезной для паломников, а затем говорила о чудесах и Промысле Божием в жизни человека: «В атеистическом, брежневском государстве верующие узнавали друг друга по глазам». – В атеистическом, брежневском государстве верующие узнавали друг друга по глазам. Человека, который причащается, видно именно по глазам. И он поистине твой любимый брат и любимая сестра. Вот так и мы с Александром Владимировичем узнали друга друга. Мне запомнилось, как он появился у нас дома с новогодней елкой. А поскольку он уезжал в Санкт-Петербург, то оставил ее нам. А мы так радовались этой елке, это же был настоящий дефицит в те времена! Она стала символом неувядающей, вечнозеленой жизни и любви, символом и нашего знакомства. Размышляя, в чем главная причина столь массовой любви к книгам «зеленой серии» издательства Сретенского монастыря, Олеся Николаева сказала: «Чудеса, свидетельство присутствия Божиего, и есть нормальная жизнь». – Литература обладает феноменальной силой, дает образ мира, в который мы переселяемся.

http://pravoslavie.ru/66817.html

«…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5: 19–21). Призыв ко взаимному повиновению в любви – это призыв к труду друг друга слышать и друг другу служить Именно после этого призыва ко взаимному повиновению в любви – то есть, по сути, к труду друг друга слышать и друг другу служить – следует обращение к женам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5: 22–23). Мы видим, что тема иерархии в браке в этой части текста вводится как пример, противоположный беззаконным сообществам – вполне, думается, анархическим и панибратским, – о которых сказано в начале главы. Там – сборище, основанное на сиюминутных порывах, здесь – взаимное служение, объединенное подражанием образу Христа и Церкви. Кроме того, долгий опыт наблюдения «за собой любимой» дает мне повод сделать и еще одно, немного ехидное, предположение. Думаю, апостол Павел, призвав всех ко взаимному повиновению, мог еще дополнительно обратиться к женщинам, поскольку мы уж очень любим поспорить. А тут как бы уточнение: «Да-да, это и вас касается, причем особенно вас». Почему особенно для женщины важно послушание в браке? Посмотрим, дальше апостол ставит задачу уже перед мужчиной, причем задачу куда более сложную: «Мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5: 25). Это призыв вплоть до самопожертвования любить жену и в немощах, и в её душевных нестроениях, и в несовершенстве характера. А самому мужу при этом велено стремиться к высочайшему идеалу Христа, Который ведь говорил о Себе: «Кроток есмь и смирен сердцем». По сути, мужьям сказали: хочешь в чем-то исправить жену – сначала умри за неё. Хотя бы образно «умри», умертвив свой эгоизм Ниже апостол уточняет свое сравнение: Христос предал Себя за Церковь, «чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова». Аналогия вообще-то страшная, ведь, по сути, мужьям сказали: хочешь в чем-то исправить жену – сначала умри за неё. Хотя бы образно «умри», умертвив эгоизм. А чтобы уж точно никто из мужчин не прослушал, апостол на протяжении еще нескольких стихов уточняет мысль:

http://pravoslavie.ru/143322.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010