7. Возлюбленные! будем любить 597 друг друга, обращается к христианам апостол с наставлением о любви нашей друг к другу, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. 8. Не любящий (же) не познал Бога, кто не любит, тот хотя бы и хвалился высшей степенью знания, не знает 598 Бога, потому что Бог любовь есть 599 . Таким Бог открылся нам в послании в мир Своего Сына, чтобы даровать миру жизнь: эта 9. Любовь Божья открылась среди (ν), нас 600 (и мы познали её) в том, что Бог послал в мир (для всех) Сына Своего Единородного, Вечную Жизнь свою (1:1:2), чтобы мы получили жизнь чрез Него 601 . При этом открылось нам и существо любви: 10. Любовь состоит в том 602 , что не мы возлюбили Бога, но Он Сам возлюбил нас и послал Сына Своего 603 для очищения нас ради грехов наших. Истинная любовь такова, какой она открылась нам в любви Божией к нам. Она свободна и не обусловлена любовью того, на кого она обращена, и простирается до пожертвования любящим своей жизнью за жизнь возлюбленного, как любовь Божья к нам, любовь совершенная и источник всякой истинной любви. 11. Возлюбленные! продолжает апостол начатое им в 7 ст. наставление, если так Бог возлюбил нас, то и мы, христиане, должны, нравственно обязаны, любить друг друга. 12. Бога никто никогда не видал (перфект: и не видит) 604 . (Но) если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь к Нему 605 в нас совершенна, наше познание Его и теснейшее общение с Ним в любви к братьям достигает совершенства. В 13 ст., в удостоверение христиан в совершенстве их познания и любви к Богу и пребывания Бога в них, если они любят друг друга, апостол указывает им на их внутреннее познание, что эта любовь от Духа Божьего. В 14–15 ст. апостол указывает христианам на свидетельство апостолов, самовидцев откровения любви Отца в послании Сына Спасителем миру, с соответствующим указанием об исповедующих Иисуса Сыном Божьим (ср. 9 ст.); в 16 ст. – на познание и веру в эту любовь Бога всех христиан, с соответствующим указанием о пребывающих в любви к братьям (ср. 12 ст.) и в 17–18 ст. оканчивает речь о совершенстве нашей любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

«Точию да не свобода ваша в вину плоти». Апостол переходит уже к нравственным советам и повелевает позаботиться и о деятельной добродетели. Не для того, говорит освобождены мы от рабства закона, чтобы грешить небоязненно. И из сего явствует, что он, отметая излишнее в законе, повелевает хранить необходимое, и, во-первых, любовь. Ибо это и говорит: «Но любовию работайте друг другу». Ибо, кто искренно любит, тот не отказывается служить любимому. Гал.5:14 .  Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. «Ибо весь закон во единем словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближняго твоего якоже себе». Исполняя эту одну заповедь, можете исполнить весь закон. Гал.5:15 .  Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. «Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете». Сим Апостол дает разуметь, что одни, обольстившись, обрезались, а другие пребыли твердыми в вере. Однако же препирались между собою и восхвалявшие житие подзаконное, и удивлявшиеся дарам благодати. Посему-то и предложил им прежде всего совет пребывать в любви. Гал.5:16 .  Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. «Глаголю же: духом ходите, и похоти плотския не совершайте». Если хотите преобладать над плотскими страстями, то следуйте духовным заповедям. Гал.5:17 .  Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. «Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся. Плотию» называет Апостол наклонность воли к худшему, «духом» же – обитающую благодать, потому что она руководствует душу к лучшему. Как же возможно препобедить плотские страсти? «Да не яже хощете, сия творите». Не следуйте неуместным помыслам, то есть преодолевайте их, имея содейственницею благодать Духа. Гал.5:18 .  Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. «Аще ли духом водими есте, несте под законом». Закон не доставлял сего. Если некоторые, и живя под законом, прияли духовную благодать, то очень немногие сподобились пророчества. А здесь все сподобляются спасительного крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Церковь живет Великим поручением Иисуса Христа и трудится во исполнение его: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до окончания века» ( Мф.28:19–20 ). Единство и любовь среди христиан – неотъемлемая часть нашего миссионерского свидетельства о Господе, Которому мы служим. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Если между нами не будет любви, мы нарушим Его повеление и вступим в противоречие с Евангелием, которое проповедуем. Как евангелические христиане и католики, мы молимся, чтобы наше единство в любви к Христу стало еще очевиднее и свидетельствовало миру о Божьей силе примирения. Наши межобщинные и церковные разногласия глубоки и многолетни. Мы признаем, что не знаем, как и когда добьемся большего единства, на которое уповаем, но мы знаем, что имеющие ныне место полемика и конфронтация ведут в безысходность. Мы также убеждены, что Бог, объединивший нас с Собой через Христа, хочет, чтобы и мы были едины друг с другом. Мы знаем, что Христос есть путь, истина и жизнь ( Ин.14 ), и когда мы приближаемся к Нему, идя Его путем, повинуясь истине и живя по Его законам, мы приближаемся друг к другу. Какую бы форму ни приняли отношения между нашими общинами в будущем, мы можем, мы должны и мы начнем работать, чтобы устранить известные нам препятствия. Такая работа требует доверия и понимания, которые, в свою очередь, требуют усердного внимания к истине. Мы не отрицаем, а однозначно заявляем, что между нами есть разногласия. Мы не считаем разногласием недопонимание, искажение и высмеивание друг друга. Все это будет устранено, если, несмотря на все наши различия, нам предстоит совместный путь к истине согласно нашим убеждениям и чаяниям в соответствии с Божьим Словом. III. Мы совместно ищем Мы совместно пытаемся найти более полное и ясное понимание Божьего откровения во Христе и того, что Он хочет от Своих учеников. Из-за ограниченности разума и языка человека, возможности которого были сужены грехом, мы не в состоянии познать превосходящую разумение сущность Бога и Его путей. Только в конце веков мы воочию увидим и познаем, как мы познаны ( 1Кор.13 ). Наш поиск основан на безусловном доверии Божьему откровению в Иисусе Христе, на не вызывающем сомнений свидетельстве Священного Писания и на помощи обещанного Церкви Святого Духа. Мы нуждаемся друг в друге, чтобы познать истину глубже и яснее. Наши знания ограничены историей наших общин и личным опытом. Оставляя в стороне различия, существующие между нашими церквами и исходящие из разного личного опыта, мы должны призывать друг друга к действию – проповедовать истину в любви, чтобы созидать Тело Христово ( Еф.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Как долго нужно приветствовать друг друга пасхальным приветствием? – Согласно церковному Уставу, мы празднуем Пасху в течение 40 дней, до праздника Вознесения. Именно столько Господь пребывал среди учеников после Своего Воскресения, являлся им и поучал их. В память об этом мы в течение этого времени и приветствуем друг друга пасхальным приветствием: «Христос Воскрес!» – и слышим в ответ: «Воистину Воскрес!» Весть о Воскресении Христа является основой нашей веры и апостольской проповеди . Пасха является главным праздником церковного года. В связи с Пасхой изменяется весь устав богослужений, отменяются земные поклоны, изменяется порядок домашних молитв, особенным образом совершается и погребение. Поэтому, как поется в стихирах Пасхи: «Радостию друг друга объимем и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». И будем свидетельствовать друг другу и окружающему миру о нашей вере и надежде, приветствуя друг друга пасхальным приветствием на протяжении сорока дней. В одной книге я прочитал, что Иисус Христос на самом деле не испытывал страданий и не умирал, потому что это свойство материи, а Он – Бог. Книга, по-моему, не совсем христианская, так как в ней проводится много аналогий с другими религиями. – Вы правильно заметили и оценили содержание данной книги – она действительно нехристианской направленности. Вопрос о Личности Иисуса Христа считается важнейшим, потому что с этим связана вся христианская сотериология – учение о спасении человека. Согласно учению Православной Церкви, Господь и Бог наш Иисус Христос – Богочеловек. В Его Лице непостижимым образом соединены две природы: совершенная Божественная и совершенная человеческая. В Священном Писании Сам Спаситель, не отвергая того, что Он есть Сын Человеческий, в то же время называл Себя Единородным Сыном Божиим. Причем лишь вера в Него как Сына Божия является верой истинно спасающей: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин. 3:16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

(V, A) Одним телом являемся мы, многие, и друг для друга членами (ср. Рим.12, 5 ), как написано, поскольку Христос связал нас в единство узами любви, ибо Он – соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотью Своею, а закон заповедей – учением( Еф.2, 14–15 ). Стало быть, нужно быть в единомыслии друг ко другу (ср. Рим.15, 5 ), и страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены( 1Кор.12, 26 ). Посему принимайте,говорит он, друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.Примем же друг друга,предпочитая быть в единомыслии, нося бремена друг друга( Гал.6, 2 ) и сохраняя единство духа в союзе мира( Еф.4, 3 ). Так нас приняли Бог во Христе, ведь истинен сказавший, что так мир возлюблен был Богом и Отцом, что отдан был за нас Сам Сын (ср. Ин.3, 16 ). Ибо Он был отдан как выкуп за жизнь всех, у нас появилась плата за смерть, и мы искуплены были от смерти и греха. И апостол делает ясной цель домостроительства, говоря: Христос сделался служителем для обрезанных ради истиныи прочее 154 . Ведь поскольку отцам иудеев Бог обещал, что Он благословит семя, которое будет от них, притом как звёзды небесные множеством( Евр.11, 12 ) 155 , постольку явилось во плоти и стало человеком, будучи Богом, Слово, хотя Оно Само поддерживает всё творение и уделяет сущим благобытие как Бог . И Он пришёлв этот мир с плотью, однако не для того, чтобы Ему служили,как Сам Он говорит, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих( Мф.20, 28 ). И Он действительно ясно исповедовал, что прибыл, дабы исполнить данное Израилю обещание, ведь Он говорил: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.15, 24 ). Следовательно, не стал бы лгать Павел, говоря, что Он сделался служителем для обрезанных, чтобы исполнить обещанное отцами, кроме этого, Он положен Богом и Отцом для милости к язычникам, чтобы и они прославили Спасителя и Искупителя как Виновника бытия и Художника всего 156 . Ведь нужно, нужно было ввиду того, что обрезанные из-за многого непослушания нечестиво оскорбляли Его и не принимали подаваемого Им искупления, чтобы не показалась бездейственной невыразимая Божия благодать, так как совсем немногие из Израиля спаслись и уверовали. Поэтому-то вышняя Светлость словно бы распространилась на всех и приняты были язычники, так что видно, что таинство премудрости во Христе не отклонилось от направленной к кротости цели, ибо по милосердию Божиему вместо поскользнувшихся была спасена поднебесная. А что таинство было предвозвещено гласом святых, провидевших в Духе будущее, это он представляет яснейшим образом, излагая пророчества 157 . Приложение. Фрагменты из Катены Vindob. Theol. Gr. 166

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Поэтому-то и сказал Сам: «Говорю вам, что всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку богатому, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Немалое и истинное богатство для человека представляет, конечно, и следование словам Моисеевым и получаемая от них польза в душе, но когда он воспринимает и красоту евангельского наставления, то украшается вдвойне, знанием и древних и новых законов. Поэтому Господь наш Иисус Христос, показывая, что Его заповедь лучше древней и что для живших под законом еще не доступна была спасительная проповедь, когда намеревался вознестись на небеса, закон любви наперед полагает как бы некоторым основанием и опорою всякого блага, но любви не по закону, а выше закона. Поэтому говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Но каким образом, скажи мне, может спросить кто-либо, назвал эту заповедь новою Сказавший чрез Моисея древним: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего разума твоего, и ближнего твоего как себя» ( Втор.6:5 ; Мк.12:30–31 ; Лк.10:27 ; ср. Мф.22:37–39 )? Вот, поставив, что и естественно, любовь к Богу выше и впереди всего прочего, присоединил рядом с нею и любовь друг к другу и с любовью к Богу сочетал и любовь к нам самим, так как и любовь к Богу по справедливости не могла бы быть в том случае, если бы за нею не следовала и подобающая любовь к ближнему, ибо все мы друг другу братья. Так и премудрейший Иоанн, прекрасно зная и научая других, говорит: «Любящий брата своего Бога любит» ( 1Ин.4:21 ). Итак, каким образом Христова заповедь нова, хотя она и возвещена древними законами? Но замечай, пожалуйста, точность речи и смотри на дальнейшие слова. Ведь не удовольствовался тем, чтобы сказать: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», но, показывая новость речи и что Его любовь гораздо выше той древней любви, разумею друг к другу, тотчас присоединил: «Как Я возлюбил вас, да и вы любите друг друга». Нужно поэтому исследовать для ясного уразумения значения этих слов, как возлюбил нас Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но любовь, о которой мы сейчас сказали, – еще не самое высшее проявление любви. О высшем ее проявлении Спаситель говорит в своей новой заповеди. Если заповедь о том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, есть заповедь Моисеева закона, то Господь дает нам новую заповедь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга 133 . Вот в чем новизна: любить друг друга надо так, как Господь возлюбил нас. А как Он нас возлюбил? Так, что отдал за нас свою жизнь. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою 134 – любовь не ветхозаветную, не такую, чтобы любить ближнего, как самого себя, а новозаветную – любить ближнего больше самого себя. Спаситель заповедует любить ближнего жертвенной любовью: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих 135 . Итак, новая заповедь состоит в том, чтобы возлюбить ближнего так, как возлюбил нас Спаситель; возлюбить его так, чтобы положить душу свою за него. Вот в чем величие христианства, вот к какой высоте мы должны стремиться! И мы видим, что апостолы эту заповедь исполнили. Они жили только для ближнего. Они странствовали по всему миру, испытывали невыносимые скорби, но до последнего издыхания проповедовали Евангелие, проповедовали Христа. Однако, рассуждая о таком высоком идеале, хочу еще раз призвать вас смотреть на все трезво и здраво. Хочу немножко остудить вас, чтобы вы не стремились сразу к такому возвышенному, недоступному для вас в настоящий момент и потому нереальному идеалу. Конечно, слова «идеализм» и «реализм» противоположны по значению, но на самом деле для христиан идеал должен быть именно реальным, то есть достижимым. И если бы хоть один человек в мире достиг этого идеала, то это уже было бы доказательством его достижимости, а таких людей весьма много: это святые и Русской Церкви, и вообще всей Вселенской Церкви. Поэтому мы обязаны стремиться к этому идеалу и не ставить на себе крест под предлогом, что мы немощные.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Иудеям говорил Спаситель не только то, что будут искать Его, но и то, что не найдут Его; им сказал Он не только то, что не могут они прийти туда, куда Он идет, но и то, что во грехе своем умрут ( Ин.7:34, 8:21 ). Ученикам Своим не так говорит Он. Тем не менее и они будут только искать Его; тем не менее и они не могут идти туда, куда Он идет, притом последнее усвояется им ныне. Что же это значит? То, что вере, соединенной с любовию, свойственно на земле только искать Сына Божия, тогда как вера холодная ищет Его и не находит, и умирает в грехе. Самым искренним Христовым нельзя с земли видеть ту славу, которою прославлен теперь Сын Божий; да и по ту сторону гроба Святые Божии тогда только увидят полную славу Сына Божия, когда Он Сам явится во славе Отца Своего. Егда же Христос явится во славе, живот ваш: тогда и вы с Ним явитеся во славе, говорит Апостол Христов ( Кол. 3:4 ). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Какая связь этой заповеди с предшествовавшими словами о искании Христа? Спаситель указывает ею на другой путь, где искренние Его могут приближаться к Нему. Любите, говорит, друг друга, потому что Я возлюбил вас: любовию друг к другу вы будете выражать любовь ко Мне и потому будете приближаться ко Мне. Заповедь новую даю вам. Почему Спаситель заповедь о любви взаимной называет новою, когда она известна и из закона? Объяснение тому – слова Его: якоже возлюбих вы, да и вы любите друг друга. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Как возлюбил нас Господь Иисус? Он возлюбил нас тогда, как мы были врагами Его; Он возлюбил не одного Израиля, но все человечество; Он возлюбил всех до того, что положил душу Свою за нас. Так любовь Его дышет самопожертвованием за всех. Закон Моисеев предписывал любовь к ближнему, но преимущественно к израильтянам, и едва обращал внимание на иноплеменника. Закон Моисеев допускал воздаяние злом за зло. Закон Моисеев предписывал любовь, но не простирал ее до самопожертвования для других, как раскрывают пример и учение Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А как Он возлюбил нас, и как повелел нам любить друг друга? На это мы находим ответ в следующем Его изречении, сказанном, как и новая заповедь, в последней Его беседе с учениками: „Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» ( Иоан. 16, 26, 27 ). Бесконечная любовь Бога Отца, даровавшего Своего Единородного Сына для спасения нашего, и послушание Отцу от Сына, совершившего наше спасение, есть глубочайшее основание для нашей взаимной любви. Если Сам Отец любит нас, если Сын Его для Него возлюбил нас: то и мы должны любить друг друга прежде всего для Бога, т. е. в удовлетворение любви Божией к роду человеческому. Мы должны привлекать друг друга к Богу, как дети на громкий призыв отца, обращенный ко всем им, зовут и ведут к нему друг друга. Отсюда открывается обширное поле для подвигов любви к ближним – духовной. Сюда относятся все учреждения для просвещения наших ближних истинным богопознанием и полезными науками, для охранения их от заблуждений, для обращения ко Христу неверующих, для общественных молитв, для улучшения народной нравственности, для исправления преступников и т. п. Во всех этих видах любви не только заключаются верные средства для благоустроения нашей внутренней и внешней жизни, частной и общественной, но и открывается не иссякающий источник для удовлетворения материальных нужд наших ближних; так как любовь к Богу и сердечное желание послужить ближним во славу Его питает в душах наших любовь чистую, бескорыстную, наполняющую и услаждающую наше собственное сердце. Отсюда получают истинно нравственный характер, одухотворяются и все жертвы и учреждения для облегчения физических нужд и страданий наших ближних, каковы: больницы, богадельни, общества для попечения о раненых, слепых, прокаженных и т. под. В чем же состоит их одухотворение? В обращении призреваемых к вере в Бога и к благодарности Промыслителю, посылающему, в лице благотворителей, благовестников и служителей Его любви к человекам. Здесь невольно вспоминается древний христианский обычай просящих помощи и благотворителей обмениваться выражениями веры во Христа: „подай Христа ради! прими Христа ради»!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

По наблюдению Г. Хьетсо, из всего Нового Завета наибольшее внимание Достоевского привлекли книги, написанные святым Апостолом и Евангелистом Иоанном — именно в них сосредоточено самое значительное число помет: Евангелие от Иоанна, Первое послание апостола Иоанна и Апокалипсис. Вера во Христа Апостола Иоанна недаром называют Апостолом Любви. Проповедь любви как основы христианской жизни, запечатлелась во многих местах его писаний. Эти места и привлекли Достоевского. Писатель отчёркивает: Заповедь новую даю вам: любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга (Ин. 13, 34); Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, так как Я возлюбил вас (Ин. 15, 12); Кто любит брата своего: тот во свете пребывает, и нет в нем преткновения (1 Ин. 2, 10); Возлюбленные! станем любить друг друга; ибо любовь от Бога, и всякой, кто любит, рожден от Бога, и знает Бога (1Ин. 4, 7); Бога не видал никто никогда. Естьли мы любим друг друга; то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершилась в нас (1Ин. 4, 12); Станем и мы любить Его, потому что Он еще прежде возлюбил нас. Кто говорит: я люблю Бога; а брата своего ненавидит; тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И заповедь мы имеем от Него таковую, чтобы всякой, любящий Бога, любил и брата своего (1Ин. 4, 19 — 21). Но этими новозаветными речениями не исчерпывается Евангелие. Евангелие — это не этическое или социальное учение, а благая весть о Христе как о Богочеловеке. Слишком многие в XIX в. были готовы превратить христианство в социально-этическую доктрину, а Христа признать всего лишь одним из проповедников высшей нравственности и справедливости. Такими были многие из петрашевцев, которые считали что «догмат любви христианской, в течение 1800 лет изменяясь, преобразился в формулы социализма» (М.В. Петрашевский). Однако Достоевский не согласен с такой редукцией христианства. Настоящая, спасающая любовь невозможна без веры во Христа как Сына Божия. «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша», – пишет Апостол Павел. Достоевский мог бы прибавить: «тщетна тогда и любовь».

http://pravoslavie.ru/51647.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010