В Лаврентьевской летописи К. охарактеризован как «святыи» и «блаженныи учителныи епископ» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475), в Ростовском владычном своде 1419 г. он назван «блаженныи... епископ» (Там же. Вып. 3. Стб. 524). Для поминания имя К. было записано в синодики Ростовской епархии (РНБ. Погод. 1596. Л. 163; ЯИАМЗ. 15585. Л. 98 об., 99; ГМЗ РК. Р-225. Л. 93; Р-226. Л. 10; и др.). В Вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в., протографом к-рого, очевидно, был несохранившийся Ростовский соборный синодик, К. назван «блаженным и приснопамятным епископом Ростовским» (РНБ. Погод. 1596. Л. 163). «Вечная память» К. читается в пергаменном Вселенском синодике новгородского Софийского собора 2-й пол. XVI в. (РНБ. ОСРК. F.n.IV.1. 1). Во 2-й пол. XVII в. имя К. стали поминать на богослужении в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря (НКПИКЗ. 907. Л. 5). К. назван в «Описании о российских святых» (списки известны с кон. XVII в.). Архим. Леонид (Кавелин) включил К. в число почитавшихся в Сев.-Вост. Руси святых ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 160). Архиеп. Сергий (Спасский) указал имя святителя среди неканонизированных рус. святых ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563); имя К. отсутствует в составленном архиеп. Сергием «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) . Имя святителя вошло также в Собор Владимирских святых, учрежденный в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 453, 456-459, 465-469, 471-477; Вып. 3. Стб. 80, 304, 474, 520-521, 524; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 230, 381; Т. 6. Вып. 1. Стб. 295, 296, 326, 327; Т. 15. Стб. 354, 359, 372, 393, 396, 401, 481; Т. 18. С. 22, 54, 57-60, 69-71; Т. 21. Вып. 1. С. 265-267, 287; Т. 25. С. 124, 125, 129, 130, 139, 141, 144, 226; НПЛ. С. 80, 304, 474; Повесть о Петре, царевиче ордынском//ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 20-37; Описание о российских святых. С. 95; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 20022. С. 312, 317-320, 322-324, 326, 327; Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах/Исслед. и подгот. текста: А. В. Сиренов. СПб., 2003; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам/Ред.: Г. Д. Ленхофф, Н. Н. Покровский. М., 2007. Т. 1 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/1840429.html

53 Во Владим. Сбор. Н. Тихонравова, стр. 95, читаем, что в память о подвигах Никиты богомольца доныне, надев вериги преподобного и взяв камень от ступеней часовни, где находится столп Никиты, обходят вокруг нее три раза, держа камень на голове. Прежде вместо камня брали каменную шапку Никиты, в 1735 г. взятую в канцелярию московского синод. приказа. 54 В древнейшем сп. жития (синод, сб. 637) и многих позднейших нет и этого известия; в других оно вставлено в виде заметки, перенесенной с полей, разрывая грамматический строй текста. Указание на год смерти Никиты мы встретили только в синод, сп. XVII в. 627; здесь статья о убиении столпника озаглавлена: «о преставлении святого в лето 6701, мес. мая в 23 (л. 43)». О жизни и общественном положении Никиты до пострижения житие знает так мало, что по нему нельзя составить ясного понятия об этом: «Бяше некто человек Никита именем, рожение и воспитание им в граде Переяславле; пришел же в свершен возраст, якоже есть обычай неким в юности не злая прилежати, такоже и сему Никите, прилежа градским судиям, и мног мятеж и пакости творяше человеком неправеднаго ради мздоимания, и тем питаше себе и подружие свое». Так начинается житие в синод, сб. 637; другие списки, переделывая это начало, прибавляют, что Никита «бе мытарем друг». 57 Милют. ч. мин. май, л. 1293–1297. Повесть с описанием этих чудес написана вскоре после 1564 г., т. е. после перестройки и преобразования Никитского монастыря, предпринятого И. Грозным по личному его усердию и месту подвигов столпника. 60 Нач. похв. слова: «Се настоит, братие, светоносное празднество предивного отца нашего и чудотворца Никиты столпника». В конце слова читаем: «пресветлое твое успение чтущим милости и оставления грехов просим». 61 Списки жития XVI в. в рукоп. Унд. 272, л. 1 и Макар, ч. мин. по усп. сп, авг., стр. 2127–2147. Напеч. в Прав. Собес. 1853, 9 и 10, по списку половины XVI в. неисправному и не вполне. Отрывки в Ист. Р. Ц. преосв. Макария, III, прим. 106; изложение и Разбор жития там же, стр. 47 и 171–175, и в Ист. Оч. Ф. И. Буслаева , II, 116–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Отсюда разнообразие в списках той и другой редакции: в некоторые списки вносились статьи, которые в других не помещались; одни и те же статьи помещались в разных списках не на одном и том же месте; в иных списках число статей значительно увеличивалось; вкрадывались или вносились в некоторые списки неисправности, статьи неизвестного происхождения, сомнительного или апокрифического содержания. Сличение разнообразных списков К. уже в XV в. возбуждало недоумения относительно наиболее верного ее состава. Первая попытка пересмотра приписывается митрополиту Киприану в конце XV в.; в начале XVI века пересмотром русской К. кн. занимались Максим Грек , инок князь Вассиан Патрикеев, преп. Иосиф волоколамский, инок Волоколамского мря Нифонт, затем митроп. Даниил. Тем же попыткам следует приписать, между прочим, происхождение так называемой сводной К., составленной иосифлянами. Пересмотренная в первой половине XVI в. митрополитом Даниилом, сербская К., по-видимому, приготавливалась к изданию для общего употребления во всей русской церкви. В XVII в., при патриархе Иосифе, она подверглась новому пересмотру, в некоторых частностях изменена, дополнена или сокращена против древнейших списков и была напечатана в 1650 г. Иосифовская К. в большей своей части представляет сербскую К. Она содержит: “Предисловие к читателю, сказания о соборах, два предисловия к синтагме XIV титулов или “граней”, “титлы или правилом сочетание” и 71 гл., в которых изложены правила свв. апостолов (гл. 1–4), соборов (гл. 5–20), отцов (гл. 21–35) и иерархов (36—41), извлечения из новелл Юстиниана (гл. 42 и 44), Алексея Комнена (гл. 43) и закона Моисея (гл. 45), закон судный (гл. 46), сочинение Никиты Стифата против латинян (гл. 47—48), Прохирон и Эклога (49–50), статья “О тайне супружества” (гл. 51), постановления некоторых греческих соборов (гл. 52–54) и канонические ответы митроп. ираклийского, патр. св. Никифора, Иоанна кипрского (55–59), Тимофея александрийского (61) и Анастасия синайского (69); “Хиротония” (60 ст.); правила монахам (гл.

http://azbyka.ru/kormchaya-kniga-gorchak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному. А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий) ). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/76296.html

При составлении в 1758 г. описи б-ки Ж. м. находившиеся в ней рукописи получили характерные шифры (кириллическая буква Ж с латинской Z под ней и номером), позволяющие безошибочно определять происхождение кодексов из данного собрания даже при отсутствии иных примет. К 2008 г. основная часть рукописных книг монастырской б-ки была сосредоточена в 2 собраниях - фонде 19 (бывш. собрание Виленской публичной б-ки) БАН Литвы в Вильнюсе 22, 32, 55, 59, 64, 66, 68, 72, 86, 91, 102, 110, 186, 195, 209, 226, 242, 243, 256, 259-261, 263, 269 по описанию Ф. Н. Добрянского) и в коллекции архиеп. Павла (Доброхотова) , разделенной между БАН (Ф. 37) и Архивом СПбИИ (см.: Ист. очерк и обзор фондов Рукописного отдела БАН СССР. М.; Л., 1958. Вып. 2 (XIX-XX вв.); Koлekцiя та apxib еп. Павла Доброхотова/Сост.: В. И. Ульяновський. К., 1992). В собрании Ж. м. сохранился ряд уникальных или весьма редких рукописей, отражающих живые связи западнорус. книжной традиции с великорусской. Среди них - огромный сборник смешанного содержания сер. XVI в. (БАН. Ф. 37. 18), включающий единственные списки Новгородского летописного свода 60-х гг. XV в. («Летописец еп. Павла»), особого перевода «Луцидариуса» и грамоты («слова») митр. св. Алексия 1369 г. об учреждении новых постов ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиографическая летопись. 1917. 3. С. 105-110; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Примеч. 160). Весьма примечательны сборник Житий и слов 1-й пол. XVI в., содержащий Жития великорус. святых, с многолетием митр. Феодосию в конце составленного им сказания о чудесах свт. Алексия (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 102), сборник полемических антилатинских сочинений XV в. (Там же. 269), сборник XVI-XVII вв. из аскетических сочинений, принадлежавший Иоасафату Кунцевичу и частично переписанный его рукой (Там же. 261), и ряд др. рукописей. Из рукописей, оказавшихся в XIX в. вне фондов Виленской публичной б-ки и собрания архиеп. Павла (Доброхотова), следует отметить Кормчую русской редакции сер. (?) XV в. с позднейшими восполнениями утрат (Харьков. Исторический музей. Инв. 21129), представляющую древнейший список первоначальной (Волынской) редакции и восходящую к списку, сделанному в 1286 г. для волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича (см.: Щапов Я. Н. Визант. и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 163-185, 270-271), Слова постнические прп. Исаака Сирина 1428 г. (РНБ. F.I.476) - древнейший восточнослав. точно датированный список памятника, сделанный в Смоленске для еп. Герасима , с пространной похвалой вел. кн. Литовскому Витовту (см.: Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 192-193. Кат. 7).

http://pravenc.ru/text/182311.html

XIX в., оборвалась и стала понемногу возрождаться лишь с кон. 80-х гг. XX в. В наст. время известны более 90 слав. рукописей с сочинениями Н. Ч., из которых примерно 70 приходится на «Пандекты», а 23 содержит «Тактикон». Подавляющее большинство сохранившихся списков восточнославянские. Обобщающие исследования по древнерус. рукописной традиции сочинений Н. Ч. отсутствуют. В Др. Руси статьи древнейшего перевода «Пандектов» активно использовали в XII в. при составлении учительной части Пролога ( Давыдова. 1990; Прокопенко. 2008; Чистякова. 2008). Цитата из предисловия к древнейшему переводу «Пандектов» послужила источником для названия ряда древнерус. списков памятника и для 2 разнящихся по составу сборников, именуемых «Златая цепь» , однако это не дает оснований определять списки «Пандектов» с этим заглавием как одну из редакций сб. «Златая цепь» (ср.: Крутова. 1988). В 1-й трети XVI в. «Пандекты» в болг. переводе и «Тактикон» (именуемые «Правилами») использовались мон. Вассианом (Патрикеевым) при составлении его редакции Кормчей ( Мошкова. 2005. С. 458-459). Привлекал их позднее с той же целью и митр. Даниил. В отличие от «Малой книги», не оставившей следов в слав. традиции, «Пандекты» и особенно «Тактикон» Н. Ч. широко использовались на Руси в полемике нестяжателей и иосифлян, а также в антиеретической публицистике кон. XV-XVI в. ( Вилинский. 1906. С. 167, 169, 172-176, 198, 222-223, 232, 272-274, 277; Лурье. 1960. С. 241. Примеч. 131; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 59, 63-64, 68-70, 94, 159). Ряд выдержек из 63-й гл. «Пандектов» и фрагменты «Тактикона» вошли в рус. печатную Кормчую 1653 г. ( Розенкампф. 1829. С. 529-533; uek. 1964. P. 99-100). В Сербии после учреждения автокефалии (1219) «Пандекты», по всей вероятности, переписывали по инициативе свт. Саввы I Сербского в числе др. «многих законных книг» ( Турилов. Межслав. связи. 2012. С. 363-364). Не позднее 30-х гг. XIII в. игумен монастыря Студеница Спиридон составил сборник смешанного содержания (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577579.html

можно указать точно датированные списки, сделанные в 1478 г. в Вологде для Спасо-Каменного мон-ря (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. 1261. Л. 199-203), в 1478/79 г. в Новгороде для Спасо-Хутынского мон-ря (Там же. Оп. 3. 3933; см.: Турилов. 1978. С. 40-42) и в 1496 г. для Супрасльского мон-ря в Зап. Белоруссии (ГИМ. Увар. 56-F. Л. 149 об.- 152, см.: Турилов. 2001. С. 256; датировка и локализация рукописей в последнее время были уточнены). В силу специфики бытования стишного Пролога на Руси, где в кон. XIV - 1-й трети XVI в. он использовался исключительно в монастырском богослужении, распространение проложного Жития И. Р. долгое время ограничивалось также монашеской средой. На протяжении 2-й пол. XV-XVII в. в рус. традиции возник ряд локальных вариантов проложного Жития (в большинстве своем представляющих искаженный первоначальный текст), к-рые стали известны благодаря многолетним разысканиям Томовой (см.: Томова. 2008. С. 162-163). Однако до посл. четв. XV в. нет оснований говорить о заметном почитании И. Р. на Руси, поскольку здесь все сводилось к переписке Жития в составе стишного Пролога и тропаря и кондака в месяцесловах. На рубеже XV и XVI вв. проложное Житие И. Р. было включено вместе с Житиями прп. Параскевы-Петки Тырновской и св. Саввы Сербского в Торжественник минейный (РГБ. Ф. 173. III (собр. МДА «по временному каталогу»). 86) и в Сборник житий и слов (РНБ. Погод. 852; см.: Томова. 2008. С. 145). В древнейшем Софийском комплекте ВМЧ это Житие помещено дважды: в составе статей стишного Пролога и отдельно в качестве заместителя пространного Жития. В то же время явным указанием на особый статус почитания И. Р. в Московской Руси (в украинско-белорус. традиции памятник остался неизв.) к посл. четв. XV в. служит включение его Жития в редакции Георгия Скилицы (с сообщением в заглавии о пребывании мощей на Трапезице) в состав не сборников (подобно Житиям др. южнослав. святых, получивших известность на Руси к 1-й четв. XVI в.), а Миней-Четьих (наиболее полные сведения о рус. рукописной традиции текста см.: Томова.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Важными источниками для изучения церковной истории этого периода являются послания греческих патриархов, русских первосвятителей и архиереев. Эти послания уже в XVI в. объединялись в специальные сборники, с которых делались списки (РФА XIV – 1-й трети XVI в. М., 1986–1992. Вып. 1–5). Заслуживают внимания деяния церковных Соборов, особенно Стоглавого 1551 г. и Собора 1666–1667 гг., документы судебных дел, а также писцовые и переписные книги монастырей, сохранившиеся в основном от XVI-XVII вв. Огромное значение имело издание Н. И. Новиковым «Древней российской вивлиофики» (СПб., 1773–1775. 10 ч.; М., 1788–1791. 20 ч.; The Haague; Paris, 1970р), содержащей множество памятников церковной истории: «Повесть Симеона Суздальского о Флорентийском Соборе», посольские дела и грамоты, относящиеся к учреждению патриаршества в Москве, чины венчания, грамоты митрополитов и патриархов, памятники церковной публицистики. Это издание не утратило своего значения и сегодня, хотя памятники при издании подверглись редактированию. Для периода 1589–1700 гг. важен новый вид источников – записки иностранцев о России, среди которых для истории Церкви наибольшее значение имеют мемуары митрополитов Арсения Элассонского (БТ. 1968. Сб. 4. С. 249–279) и Павла Алеппского (ЧОИДР. 1896–1900. Вып. 1–5), бывших свидетелями и участниками описанных ими событий. Публикация и изучение документов. В XIX в. русская историческая наука переживала расцвет. Археографическая комиссия Академии наук поставила своей задачей публикацию источников по древнейшей русской истории. Стало выходить в свет «Собрание государственных грамот и договоров» (СПб., 1828), было начато издание «Полного собрания русских летописей» (СПб.; М., 1846), многочисленные грамоты русских иерархов были опубликованы в «Актах исторических» (СПб., 1841. 5 т.), «Актах, собранных в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией» (СПб., 1836. 4 т.), «Архиве Юго-Западной России» (Киев, 1863–1892. 14 т.). Большое значение имело издание в 1868–1916 гг. Археографической комиссией «Великих Четиих-Миней».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При жизни И. его сочинения не были изданы (кроме одного, отредактированного издателями и опубликованного анонимно). Возможно, причиной тому был их резко оппозиционный по отношению ко всему строю общественной жизни в Речи Посполитой характер, одобрявшийся не всем правосл. сообществом. Ерёмин обратил внимание на то, что И. не упоминается ни в одном из совр. ему перечней правосл. писателей: ни в униат. соч. «Sowita wina» (Wilno, 1621), ни в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) (1617-1623). Исследователь высказал предположение, что сочинения И. принадлежали к числу «pism uszczypliwych» (злоречивых сочинений), распространение к-рых каралось законом (Соч. 1955. С. 232-233, 293). Труды И. известны по крайней мере в 12 списках XVII - нач. XX в. (одна ркп. относится к кон. XVII в., 2 - к XVIII в., остальные списки датируются XIX - нач. XX в.). Только одна - древнейшая - рукопись имеет юго-западнорус. происхождение, остальные списки великорусские, из них 10 старообрядческих. Полное собрание сочинений И. впервые было издано в 1955 г. Ерёминым на основе 5 списков, включая древнейший. Написанные в кон. 80-х - 90-х гг. XVI в. 10 произведений И. были объединены автором в сб. «Книжка...», составленный ок. 1599-1601 гг. по образцу опубликованной в 1598 г. в Острожской типографии «Книжицы в десяти разделах». Сборник открывается предисловием, затем следуют оглавление, вступление «О чину прочитания сего писания». Наряду с сочинениями, созданными до Брестской унии 1596 г.: «Извещением кратким о латинской прелести...», «Писанием до всех обще в Лядской земли живущих...», в сборник вошли произведения, написанные ок. 1597-1600 гг.: «Обличение диавола-миродръжца и прелестный лов его века сего настоящаго» (представляет собой диалог «голяка-странника» с искушающим его диаволом; сочинения такого жанра издавались в Польше с 1598), Послание кн. Острожскому («Писание до князя Василия и всех православных христиан, ознаймуючи, як восточное веры вернии на опоце, или камени, веры Петровы неподвижно и непрелестно стоят... прочии ж вси отпали в прелест... В немже и погреб неверию папы Рымскаго»), «Порада, како да ся очистит Церков Христова, заплюгавленная лживыми пастыри и нечистым житием оных и всех им последующих...», «Писание к утекшим от православное веры епископом...», «О еретикох...» (против протестантов, в первую очередь против лютеран), «Загадка философом латинским», «След краткий, приводящий к постыжению и изучению художества, приводящаго ко царствующей безсмертной и вечной правде», «Новина, или Вест, о обретении тела Варлаама, архиепископа Охридскаго града, в граде Велис убитаго...».

http://pravenc.ru/text/469466.html

К 1538 г. он стал казначеем и пробыл в этой должности до начала 1549 г.”. — Зимин А. А . Формирование боярской ари­стократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1988. С. 273. См. также: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 447. 13 Возможно, его вклад зафиксирован во Вкладной книге обители преподобного Сергия Радонежского: “7036 (1528)-го году февраля в 3 день дал вкладу Иван Бобров по сыне своем Мисаиле денег 50 рублев”. — Вкладная книга Трои­це-Сергиева монастыря/Изд. подготовили Е. Н. Клитина, Т. Н. Мануши­на, Т. В. Николаева. М., 1987. С. 60. Следующая запись этого рода также, очевидно, связана с ним: “54 (1545/46)-го году дал вкладу старец Иосиф Бобров по себе и по сестре своей Евдокее вотчину свою…”. — Там же. Величина вкладов позволяет видеть в нем постельничего Московского государя. 16 Напрасно — внезапно, вдруг, неожиданно. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 10. М., 1983. С. 192. 23 “Иоанн хирот. 9 февр. 1520 из архим. Симоновских; до 1525”. — Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 332. 29 П. Строев указывает следующие даты его настоятельства: 1521–1525. — Строев П. Списки иерархов и настоятелей… Стб. 189. 38 Андрей Иванович Старицкий (1490–1537) и его брат Георгий Иванович Дмитровский (1480–1536) — сыновья Великого князя Иоанна III, братья Василия III, дяди Иоанна IV скончались в заточении. См. о них: Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 3: История России с древнейших времен. Т. 5–6. М., 1989. С. 384–392. 41 Вместо слов, отмеченных курсивом, в публикации А. А. Зимина — и железно сердце имеете и всякими . 42 В другой Повести содержатся более подробные и более трагичные сведения о бедствии, постигшем Святителя. “Митрополиту же святейшему Макарью, на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное, притекшу в церьковь соборную Пречистыя Богородица, оболкшуся в святительскую одежду и наченшу молебная пред чюдотворною иконою Владимирскую и пред чюдотворную же икону, юже Петр чюдотворец Киевский и всея Руси своима рукама написа у гроба чюдотворца Петра и Николы чюдотворца совершающу же Святейшему Митрополиту Макарию молебная, и се приде от огня зной и дух, и жар, и немегущу Митрополиту вара от огня и духа згойного терпети, занеже убо от зельного воздержания и поста елико ему едва ходити кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь не навидяще, но иным отсекаше и запрещаще злобою отроча обреташася, умом всегда совершен бываше Митрополиту же, убежавшу от пламени огненаго ипришедшу ему к нижним воротам градскым, оже прилучися Ивановым людем Федорова сына Наумова с рухлядью стояти, и спустиша Митрополита по ужу за град и бысть за три сажени до земли и урвася уже и паде многотерпеливый душею, и разбися велми.

http://pravmir.ru/povesti-napisannyie-po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010