Св. Иустин Философ : «Я [Трифон иудей.– Г.Ф.]. говорил тебе [Иустину. – Г.Ф.], государь мой отвечал на это Трифон, – что всячески стараешься обезопасить себя, строго следуя Писаниям. Скажи же, истинно ли вы признаете, что это место Иерусалима будет возобновлено, и надеетесь ли, что народ ваш соберется и будет блаженствовать со Христом, вместе с патриархами, пророками и уверовавшими из нашего рода, равно как и с теми, которые сделались нашими прозелитами прежде пришествия вашего Христа? Или ты прибег к такому признанию для того, чтобы оказаться победителем в этом споре? 68 – Я не так несчастен, Трифон, – отвечал я, – что иное говорить, нежели, что думаю. Я тебе и прежде объяснял, что я и многие другие признают это, как и вы совершенно уверены, что это будет [Здесь, по мнению св. Иустина, иудейские и христианские чаяния совпадают. – Г.Ф.]. Впрочем, как я тебе говорил, есть многие из христиан с чистым и благочестивым настроением, которые не признают этого [отвергают хилиазм. – Г.Ф.]... А я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль, Исаия и другие пророки. Исаия так говорит об этом тысячелетии: Будет новое небо и новая земля, и прежняя не будут воспоминаемы и не придут на сердце, но они найдут на ней радость и веселие о том, что Я творю; ибо вот Я делаю Иерусалим веселием и народ Мой радостию и буду веселиться об Иерусалиме и радоваться о народе Моем... Тогда волки и ягнята будут пастись вместе, и лев, как бык, будет есть солому, а змей – землю, как хлеб. Не будут они делать зла, ни истребления на горе святой, говорит Господь ( Ис. 65, 17–25 ; св. Иустин приводит весь текст Исаии). Из того, что сказано в этих словах как дни древа жизни будут дни народа Моего, дела трудов их, – продолжал я, – мы разумеем, что здесь таинственно указывается тысячелетие. Ибо когда было сказано Адаму: в какой день он вкусит от древа, в тот умрет, то мы знаем, что он не пережил тысячи лет. Знаем также, что к тому же ведет изречение: день Господа как тысяча лет ( Пс. 89, 4 ; 2Пет. 3:8 ). Кроме того, у нас некто, именем Иоанн, один из апостолов Христа, в Откровении, бывшем ему, предсказал, что верующие в нашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет, а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе и потом суд» Разг. с Трифоном, пп. 80–81].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Священная история Ветхий Завет Сотворение мира невидимого и видимого В начале Бог сотворил из ничего одним Своим словом небо и землю. Под небом должно разуметь мир невидимый, или ангелов. Ангелы – бестелесные духи, бессмертные и разумные. Высшие из них называются херувимами, серафимами, архангелами. Все ангелы сотворены Богом добрыми, но один из высших ангелов с некоторыми другими возгордился, перестал повиноваться Богу и сделался злым. Бог лишил некоторых ангелов блаженства и удалил их от Себя. Они называются диаволами и соблазняют людей на все дурное, противное воле Божией. Земля, которую сотворил Бог , была сначала неустроена и покрыта тьмою. Потом Бог дал земле устройство в шесть дней. В первый день Он сказал: «да будет свет», и стал свет. Во второй день Бог сотворил твердь, которую мы называем небом; в третий день отделил воду от земли и повелел земле произрастить деревья и травы. В четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды; в пятый – рыб и птиц; в шестой – земных животных и человека. В седьмой день Бог почил от дел Своих, то есть, не творил ничего вновь. Он освятил этот день и назвал его субботою, что значит покой. Сотворивши мир, Бог не оставил его без Своего попечения, но управляет миром, сохраняет его и помогает всякому добру. Это попечение Божие о мире мы называем Промыслом Божьим, а Бога Промыслителем. Сотворение человека и его блаженство в раю Бог создал тело первого человека Адама из земли и вдунул в него душу бессмертную и разумную, созданную по образу и по подобию Божию. Бог поселил Адама в раю, то есть, в прекрасном саду, посреди которого были два особенных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дерева имели силу охранять человека от болезней и смерти, о втором же древе Бог сказал Адаму: «от всякого древа в раю ты будешь есть, а плодов с древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, умрешь». Потом Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял у него ребро и создал ему жену – Еву. Бог благословил первых людей и сказал им: «Плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Со словами Псалмопевца о “потоке сладостей” бесспорно связано еще одно, весьма символичное ветхозаветное событие — чудо с источником горьких вод в Мерре. В начале долгих своих странствий евреи, предводимые Моисеем, вступили в пустыню Сур. Три дня шли они здесь, мучимые жаждой. “Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра [Горечь]. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою” (Исх 15:23–25). Этот краткий библейский рассказ, свидетельствующий об одном из чудес, совершенных Богом для Своего народа в пустыне, имеет, по убеждению Святых Отцов, глубокий символический смысл. Например, свт. Григорий Нисский учит: “Слы­ша о древе Мерры, конечно, будешь разуметь Крест…” 11 Как некогда воды горького источника Мерры сделались сладкими благодаря брошенному в них дереву, так и горечь греха упраздняется Древом Креста, сменяясь — с пришествием Мессии — богопричастностью жизни во Христе. Богопричастность же эта достигается человеком именно через приобщение его к Церковным Таинствам Крещения и Евхаристии — иначе говоря, тем живительным источникам воды и крови, что истекают из прободенного на Кресте тела Спасителя — Иисуса Сладчайшего. Весь долгий и чаще всего печальный рассказ об эпохе людской богооставленности, содержащийся в истории Ветхого Завета, как бы отмечен, “ограничен” — равно и в начале и в конце — стволами двух древ: древа познания добра и зла и Древа Крестного. Безраздельная власть греха, возобладавшего над “ветхим” Адамом через первое древо, преодолевается на втором Древе Новым — небесным — Адамом. И тем яснее зрится подлинная значимость библейского эпизода с горьким источником Мерры, символизирующим то горестное и поистине горькое состояние скорби и греха, что овладело некогда всем человечеством. Но в народе Божием, хорошо помнившем о том моисеевом чуде, всегда жила надежда на то, что эти “горькие” воды духовных источников, “отравленных” непослушанием первого Адама, способны обратиться в тот самый “поток сладостей”, о котором вдохновенно пел Псалмопевец…

http://pravmir.ru/voda-zhivaya-opyt-isto...

Со словами Псалмопевца о «потоке сладостей» бесспорно связано еще одно, весьма символичное ветхозаветное событие – чудо с источником горьких вод в Мерре. В начале долгих своих странствий евреи, предводимые Моисеем, вступили в пустыню Сур. Три дня шли они здесь, мучимые жаждой. «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра [Горечь]. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» ( Исх 15:23–25 ). Этот краткий библейский рассказ, свидетельствующий об одном из чудес, совершенных Богом для Своего народа в пустыне, имеет, по убеждению Святых Отцов, глубокий символический смысл. Например, свт. Григорий Нисский учит: «Слыша о древе Мерры, конечно, будешь разуметь Крест…» 11 Как некогда воды горького источника Мерры сделались сладкими благодаря брошенному в них дереву, так и горечь греха упраздняется Древом Креста, сменяясь – с пришествием Мессии – богопричастностью жизни во Христе. Богопричастность же эта достигается человеком именно через приобщение его к Церковным Таинствам Крещения и Евхаристии – иначе говоря, тем живительным источникам воды и крови, что истекают из прободенного на Кресте тела Спасителя – Иисуса Сладчайшего. Весь долгий и чаще всего печальный рассказ об эпохе людской богооставленности, содержащийся в истории Ветхого Завета, как бы отмечен, «ограничен» – равно и в начале и в конце – стволами двух древ: древа познания добра и зла и Древа Крестного. Безраздельная власть греха, возобладавшего над «ветхим» Адамом через первое древо, преодолевается на втором Древе Новым – небесным – Адамом. И тем яснее зрится подлинная значимость библейского эпизода с горьким источником Мерры, символизирующим то горестное и поистине горькое состояние скорби и греха, что овладело некогда всем человечеством. Но в народе Божием, хорошо помнившем о том моисеевом чуде, всегда жила надежда на то, что эти «горькие» воды духовных источников, «отравленных» непослушанием первого Адама, способны обратиться в тот самый «поток сладостей», о котором вдохновенно пел Псалмопевец…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Учение о духовной смерти со всею ясностью и подробностью раскрыто в Новом Завете, но некоторое представление о ней не было чуждо сознанию и ветхозаветного человечества. Первым раскрытием этого понятия нужно считать повествование о грехопадении прародителей. Господь, вводя Адама в рай и запрещая ему вкушать от древа познания добра и зла, говорит: в день, в который ты вкусишь от него (запрещенного древа), смертию умрешь ( – Быт.2:17 ) 26 . Большинство отцов в изъяснении этого места обращают преимущественное внимание на отношение его к смерти телесной. Так св. Иоанн Златоуст , решая вопрос, почему прародители умерли не тотчас же по вкушении запрещенного плода, замечает: «Адам и Ева много прожили лет, но с той уже минуты, как услышали: земля еси и в землю отыдеши, они получили приговор смертный и сделались смертными, и, можно сказать, умерли. На это-то указуя, Писание и сказало: в онь же аще день снесте, смертию умрете, вместо, того, чтобы сказать: получите приговор быть вам уже смертными» 27 . Точно так же изъясняют эти слова св. Ириней Лионский 28 , бл. Феофилакт 29 и Феодорит, причем последний ссылается на Симмаха, который перевел их так: «с того дня, в который вкусишь от дерева, будешь смертен» 30 . В отношении к телесной смерти такое объяснение слов божественной заповеди не может быть оспариваемо; но при всем том оно не может быть признано и вполне достаточным, так как не имеет в виду другой, более существенной стороны разбираемых слов, – их отношения к смерти духовной 31 . Наказание смертью должно было последовать в день, в который человек вкусит плодов запрещенного дерева. Употребленное здесь еврейское выражение , как и самое существительное имеет в ветхозаветных книгах неопределенное значение. Иногда оно указывает на непосредственное следование событий, как в 3Цар.2:37 : в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь (ср. ст. 42-й: в тот день, в который... 32 .Но с другой стороны оно употребляется и в неопределенном смысле – «в то время» 33 , как в той же второй главе Бытия. Вот происхождение неба и земли... в то время (), когда Господь Бог создал небо и землю ( Быт.2:4 ) 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Христос нигде не упоминает ни о древе жизни, ни о древе познания добра и зла, ни о грехопадении прародителей. Это уже говорит о том, что для Него древние библейские тексты были ясны не «по букве», а по их внутреннему смыслу. Начнем с «буквы». В Книгах Ветхого Завета слово дерево иногда употреблялось в смысле образа жизни ( Иов 19:10; 24:20 ; Пс. 1:3 ; Притч. 3:18 ; Иер. 17:8; 48:6 ; Иез. 17:24; 31:5–9 ; Дан. 4:7–11 ). В Новом Завете, Иоанн Предтеча, обличая грешников за бездушие и формализм, сравнивал их с деревом, при корне которого уже лежит секира ( Лк. 3:9 ). Иисус Христос, в Своих притчах, также часто сравнивал грешников с деревьями, не приносящими никакого плода. «Всякое дерево познается по плоду» ( Лк. 6:44 ). То же и в притче о смоковнице ( Лк. 13:6–9 ). Но все это только лишь образы и сравнения, но не символы. Понять символическое значение двух деревьев Книги Бытия можно только, если помнить уже известное нам из Ветхого Завета учение Моисея ( Втор. 30:15, 19 ) о двух путях жизни, о которых постоянно учил и Господь. Господь был послан на Землю от Отца Небесного, чтобы спасти падшего человека и вернуть его к вечной жизни. Поэтому Его образ жизни должен был послужить образцом для всех, стремящихся войти в вечную жизнь. А путь Его жизни нам известен. Это великий и ни с чем несравнимый подвиг любви и смирения, закончившийся крестной смертью. Подвиг этот был настолько велик, что Своею смертию Христос разрушил в Себе Самом силу смерти: смерти уже невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). Он смертию смерть попрал и тем самым открыл всем уверовавшим в Него и следующим за Ним тем же путем двери жизни вечной. Такова глубокая связь уже не «по букве», а по духу и смыслу между древним символом древа жизни и учением Христа о вечной жизни. Православная Церковь , в своем богослужении, всегда связывает древо жизни с Древом Крестным, на котором был распят Господь. В общем и целом все Евангелие Христово было обращено к тому, чтобы научить человека спасительному пути и вечной жизни. В своих речах, обращаясь к народу, Он говорил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24–25 ; Мф. 10:38–39 ; Лк. 9:23–24 ; Ин. 12:24–25 ). Итак, условием для вхождения в вечную жизнь может служить только крестный подвиг по образу и подобию того крестного подвига, который совершил Сам Христос 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   Это очень важный момент в духовной жизни человека, потому что он — начало осознания, которое, когда доходит до абсолютной ясности, полностью меняет жизнь человека. Ему становится совершенно очевидно из собственного опыта, что человек предстоит Богу всегда, где бы он ни был и что бы ни делал, независимо от того, знает ли он об этом или нет ( 3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ). Исцеляющее сердце    Так начинается для человека путь праведности. Только начинается — потому что впереди еще много всего и разного. С Богом надо еще научиться жить. Жить так, чтобы не вытеснять Его из своей жизни — а если вытеснить, Он уйдет и вернется лишь тогда, когда сочтет нужным. Не случайно Книга Притчей говорит об «исцеляющем сердце», которое жизнь для тела. ( 30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей ; в оригинале лев марфе , что вернее перевести как «исцеляющее», а не просто «кроткое»).   Поскольку «от избытка сердца говорят уста», дальше кроткое, исцеляющее сердце превращается в «исцеляющий язык» ( 4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа ). Слова, сказанные с любовью, слова ободрения, утешения, доброго совета — и даже слова обличения, сказанные с любовью и кротостью — исцеляют. Здесь язык, произносящий такие слова, назван древом жизни, что отсылает нас к первым главам книги Бытия и к древу жизни, которое росло в Эдемском саду. Человеку после грехопадения был прегражден доступ к нему: « 22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».  (Книга Бытия 3:22–24). Нет ничего прискорбней грешного человека, живущего вечно. Адам утратил связь с Богом через грех и лишился древа жизни. Однако, когда человек живет с Богом и следует за Ним, его сердце и его слова становятся исцеляющими и он вновь получает доступ к древу жизни. В третьей главе Книги Притчей древом жизни названа сама мудрость: « 18. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!»  (Притчи 3:18).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится, как «Держащий семь звезд в деснице Своей и Ходящий посреди семи золотых светильников обращается к нему со словами: «Ангелу Ефесской церкви напиши... побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр. 2:1, 7 ). Об этом древе жизни говорится и в заключительных главах Апокалипсиса, когда Иоанн видит Новое Небо, и Новую Землю и святой город Иерусалим, сходящий от Бога с Неба.., и чистую реку воды жизни,., исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую стороны реки, древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Может ли натуральное дерево стоять по обе стороны реки? А ведь символ тот же самый, что и в Книге Бытия. Следовательно, и там говорится не о натуральном дереве. Это и есть провозвестие о сходящем с Неба на Землю Царствии Божием, о том рае, куда Христос вводит раскаявшегося разбойника, то есть все уверовавшее в Него и отвратившееся от своих грехов человечество. И древо жизни в этом раю дает плоды всегда и листья его – для исцеления народов ( Откр. 22:2 ). И времени уже не будет.., и ночи не будет там, ибо вошедшие в него вошли в вечность ( Откр. 10:6; 22:5 ). 7. Библейский текст о реках и землях в свете Нового Завета В свете Нового Завета перед нами раскрылся истинный смысл основного ветхозаветного Откровения о рае в Едеме на Востоке. В том же ключе мы должны искать смысл и дополнительного текста о реке (Нагар), истекающей из Едема и дробящейся уже потом (мишам) на четыре начала (рашим), а также и об омываемых этими реками землях. Поскольку древний текст говорит о реках и о воде, то параллельным местом к нему может быть беседа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой, а главное – приводимая в Евангелии от Иоанна Его речь на празднике Кущей о реках воды живой. Но прежде скажем о символике воды, как необходимого условия жизни. Многим европейцам, в особенности современным людям, оторванным от природы и от добывания хлеба насущного своими руками, символ воды менее сроден, нежели жителю Востока, для которого вода – символ жизни. Вода – то, что животворит природу, вода – то, без чего невозможно жить. Поэтому иудейские пророки часто говорили, что утоление духовной жажды так же необходимо человеку, как утоление телесной жажды для жизни организма. Вода была символом духовной жизни и упоминается в этом смысле у многих пророков ( Ис. 1:30; 21:14; 43:20; 44:3; 55:1 ; Иер. 2:13; 17:13 ; Иез. 19:10; 36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Из Едема выходила река для орошения рая. Воды этой богозданной реки напояли деревья и цветы рая, Едемского сада, богоуготовленного места обитания первого человека. В тени райского древа жизни, орошаемого Божьей рекой, зачиналось Царство Божие в новосозданном мире. Там Бог являлся Адаму. Для падшего Адама, древо жизни расцвело на Голгофе. Древо жизни, древо крестное. И от прободенного ребра Распятого истекли кровь и вода ( Ин. 19:34 ). То заструилась река жизни, возрождающая водою и духом входящих в Царство Мессии. Открылся Источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Раздался зов. Кто жаждет, иди ко Мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Эта река разделилась на четыре потока. Четвероевангелием благодать Духа Святого разлилась, вернула к жизни все концы земли. И во дне восьмом, в Новом Иерусалиме, сходящем с неба от Бога, один из семи ангелов показал Иоанну Богослову, тайнозрителю, чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни... ( Откр. 22:1–2 ). Как сад в Эдеме соединял новосозданные небо и землю, в нем Бог являлся Адаму, от него Царство Божие, струящимися четырьмя потоками, должно было благодатно оживить сотворенные небо и землю, так и Новый Иерусалим, скиния Бога с человеками, где Он будет обитать с ними ( Откр. 21:3 ), орошается светлой, как кристалл, рекой жизни – источником вечной жизни нового неба и новой земли. 4.4. Возделывание и хранение сада в Эдеме И взял Ягве Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его ( Быт. 2:15 ). Введенный Богом в рай человек, становится в особое отношение к земле, растениям и животным сада Эдемского. Землю и растения он должен был возделывать и хранить, а животным дать имена. В результате же, он должен был получить жену Еву. Так человек должен был пройти некий путь восхождения от земли, растений, животных к, подобному себе, человеку. И через все это, и во всем этом иметь Богообщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1401 . 4 . Для постоянного подкрепления и освежения телесных сил первозданного человека, для поддержания жизни его навсегда, Бог насадил посреди рая древо жизни ( Быт. 2:9 ), плодами которого питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен (Простр. Хр. Катех. о чл. 1, отв. на вопрос: что такое древо жизни?). Посему-то Священное Писание свидетельствует, что Бог смерти не сотворил ( Прем. 1:13 ), что Он создал человека в нетление (- 3:23), и что одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Равным образом святые Отцы единогласно учат, что человек создан был бессмертным или для бессмертия; 1402 и Православная Церковь на Карфагенском Соборе определила: “если кто скажет, что Адам, первозданный человек сотворен смертным, так что хотя бы согрешил или не согрешил, умер бы телом, т.е. вышел бы из тела, не в наказание за грех, а по необходимости естества: да будет анафема” (Прав. 123). Но, с другой стороны, из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3:22 ). Древние учители Церкви также разумели под бессмертием Адама даже по телу не то, будто он не мог умереть по самому свойству своей телесной природы, а то, что он только предназначен был для бессмертия, 1403 что он мог не умирать по особенной благодати Божией, если бы оставался верным Богу, в награду за свою покорность, 1404 и что проводником этой благодатной силы Божией служило в раю древо жизни. “Если бы мы, говорит святой Григорий Богослов , пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же мы сделались? Бессмертными и близкими Богу”. 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010