Он дал нам власть ежедневно насаждать это древо, мгновенно вырастающее и подающее всем вкушающим от него жизнь вечную. О Рай, насажденный ныне Христом Богом! О новое таинство и чудеса страшные! Там, среди деревьев чувственных и зримых согласно жили Адам и Ева; древо познания же и древо жизни отличались друг от друга. Здесь же новый Адам становится для верующих сразу всем: и пищей, и знанием, не ведущим нас к смерти или отвращающим от древа жизни, но научающим нас словами, которыми следовало бы ответить змею: «Отойди от Меня, сатана…» Но не только! Знание это приводит нас к Жизни, то есть к Нему Самому. Но спросите вы: «Где же новый Рай, который, как говорите, сотворил Христос? Посмотрите, весь мир как устроен от начала, таким и пребывает. И живем мы на земле, где осуждены есть хлеб свой в поте лица нашего, труждаясь и страдая. Где же тот Рай, о котором ты нам говоришь?» Если хочешь узнать о неведомых и незримых для неверующих деяниях и таинствах непостижимого и невидимого Бога, то воздвигни ум свой к тому, что говорю, и узнаешь, и поймешь это. Сперва сотворил Бог небо и землю и всё, что на них, а после всего этого Своими руками вылепил Он человека. Затем насадил Он Рай и всё, что было в нем, и поместил там человека, которого сотворил. И взяв одно из его ребер, Он взрастил его в жену. И дал им заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, дабы не умерли они смертью, но трудились по заповеди и хранили её . Они же сначала удалились от памяти о Боге и благодеяниях Его – что и было трудом, который дал им Бог, – а затем отверглись хранения заповеди и вкусили от древа, от которого было им заповедано не вкушать. И тотчас умерли они душевной, а через множество лет – и телесною смертью; и были низведены во ад. Но не только они претерпели это, но и все их потомки вплоть до пришествия Самого Христа и Бога, Нового Адама, и сошествия Его во ад, и воскресения из мертвых. Но когда пришел Сотворивший всё, а ныне восхотевший обновить всё, не пожелал Он обновить мир в том же порядке, в котором его и сотворил.

http://bogoslov.ru/article/4791059

Таким образом, человек, будучи смертным по своей природе, имел возможность не умереть; его бессмертие до грехопадения состояло не в том, что он не мог умереть, как не могут умереть ангелы, будучи бессмертны по своей природе, но в том, что он мог не умереть, находился в состоянии posse non mori, а не non posse mori. Прекрасно изъясняет это состояние прародителей бл. Августин. «Тело человека, говорит он, раньше греха могло быть названо в одном отношении смертным, а в другом бессмертным, – смертным потому, что оно могло умереть, а бессмертным потому, что могло и не умереть. Ибо иное дело, если кто не может умереть 10 , как создал Бог некоторые бессмертные природы, и иное – иметь возможность не умереть, как бессмертным создан первый человек; его бессмертие проистекало не от устройства природы, а от древа жизни, от коего после греха он был отлучен, дабы мог умереть, он, который, если бы не согрешил, мог бы и не умереть. Таким образом, по устройству душевного тела он был смертен, а по милости Создателя бессмертен» 11 . Относительно пути, которым человек в состоянии невинности должен был достигать совершенства по телу, Бытописание дает совершенно достаточные указания, представляя бессмертие человека зависящим от двух причин – послушания воле Божией и вкушения плодов древа жизни. Человеку, при введении его в рай, была дана единственная заповедь не есть плодов с древа познания добра и зла, нарушение которой должно было повлечь для него вместе с другими следствиями и смерть физическую. Здесь бессмертие ставится в полную зависимость от направления свободы самого человека: ему предлагаются жизнь и смерть, и предоставляется сделать выбор, как говорит сын Сирахов: Господь от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему ( Сир.15:14, 17 ). В приведенных словах жизнь представляется зависящей не непосредственно от воли человека, но дается ему от Бога, хотя дарование ее обусловливается направлением свободы самого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   Автор «Премудрости Соломоновой» говорит: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. Сол. 1:13—14); «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. Сол. 2:23—24)    Но нравственный закон не уничтожается от падения человека. Он продолжает светить, различие между добром и злом не потеряно. Человеку представляется возможность возвращения к потерянному богатству. Путь к нему лежит через ту покаянную скорбь, которая представлена в конце третьей главы кн. Бытия, в картине изгнания из рая, скорбь, ведущую к нравственному очищению и возрождению. Отсюда, из последних стихов 3-ей главы кн. Бытия, открывается даль светлого горизонта Нового Завета, спасения рода человеческого, через пришествие Искупителя мира, от нравственного зла, а с ним – от страданий и смерти.    Таким образом, история грехопадения имеет исключительно важное значение для понимания всей истории человечества, находясь в прямой связи с Новым Заветом. Возникает прямая параллель между двумя событиями – грехопадением Адама и пришествием Сына Божия на землю, и она всегда в мысли христианской, в целом и в частностях. Христос именуется Вторым Адамом, древо креста противопоставляется древу падения. Сами искушения Христа в пустыне от дьявола отчасти напоминают искушения от змия; там – вкусите от плода и будете, как боги; здесь – если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Для истории грехопадения отцы Церкви предпочитают прямое, буквальное понимание. Однако и здесь так тесно сплелся элемент реальный, прямого смысла, со скрытым духовным, что нет возможности их разъединить. Таковы, например, таинственные названия «древа жизни» и «древа познания добра и зла.» И Церковь, радуясь спасению во Христе, обращает свои взоры к тому же «древнему Раю,» видит херувима, поставленного при изгнании Адама у дверей рая, уже отступившим от охраны древа жизни, и пламенное оружие уже не препятствующим входу в рай. И покаявшийся на кресте разбойник слышит слова Распятого Христа: «Днесь со Мною будешь в Раю.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

У наших прародителей не было глубокого умения отличать добро от зла, и совершилось их падение в раю, когда диавол соблазнил Еву. Господь запретил Адаму и Еве вкушать плоды от древа познания добра и зла, а диавол, приняв вид змия, сказал Еве: «Попробуйте вкусить плод этого древа, и будете сами как боги, знающие добро и зло» (см. Быт. 3:1–5 ). И она послушала его, съела яблоко с этого древа и научила мужа сделать то же самое. Так первые люди попали в диавольские сети, а вслед за ними весь род человеческий. И доныне погибает множество людей, которые, запутавшись в страшных сетях и видя все превратно, возлюбили зло более добра. Для избежания коварных сетей нужно, прежде всего, молиться Богу о помощи. Кроме того, необходимо внимать тем, кто неизмеримо лучше нас, до тонкости, познал все сети лукавого,– отцам и учителям Церкви. Не надейтесь на собственный ум и свою способность разобраться в путях жизни, как большинство людей, потерявших веру в Бога и смеющихся над верой в существование диавола. Тех, кто не верит в его существование, ему очень легко уловить гордостью. Если возомните себя способными питаться «твердой пищей» – жить своим умом, не станете умаляться, как дети, тотчас же в этом гордом убеждении падете. А диавол только и хочет, чтобы вы отказались от руководства Церкви и ее Святых Отцов и не смогли войти в царство Божие. Спастись от диавольских сетей возможно, если постепенно изживать в себе гордость и самомнение, признавать себя слабыми, ничего не понимающими в духовной жизни и начать следить за своими помыслами, если кротко сознавать себя овцами стада Христова. Когда вы приучитесь слышать глас Истинного Пастыря этого стада и пойдете за Ним, только тогда станете смиренны, и избавит вас Господь от сетей страшных, которые разложил перед вами сатана. Аминь. 13 февраля 1948 года Древний мир жаждал Откровения свыше Слово на Послание св. ап. Павла к галатам, гл. 1, стихи 11–12 О Божественном происхождении Евангелия святой апостол Павел сказал: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал. 1:11–12 ). И Святая Церковь учит о том, что во всех книгах Священного Писания, а больше всего в святом Евангелии и во всех Посланиях апостольских, Сам Дух Святой говорит нам. Это не простая книга, это Божественное Откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Быт. 3 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, Быт. 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. Ответ Евы показывает, что первые человеки согрешили противу ясно понятой заповеди. Автор Записки на Кн. Бытия, указывая, что Ева повторяет заповедь с прибавлением слов «и не прикасайтесь к нему», думает, что мысль о строгости заповеди и страхе смерти уже начинала затмевать в ней чистое чувствование любви и благоговения к Богу-законодателю (стр. 92). Быт. 3 И сказал змей жене: нет, не умрете, Быт. 3 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. «Вторая речь искусителя, – говорил м. Филарет, – заключает в себе сколько слов, столько лжей, но сплетённых так, что богоотступлению дают вид действования по намерению Божию. «Примечая, что страх смерти держит Еву в послушании Богу, он отъемлет прежде всего сию опору: не умрёте. Но, дабы не показаться противоречащим слову Божию, он старается внести своё противоречие в самоё слово Божие и к сему обращает богонаречённое имя древа познания добра и зла. Изъясняя сие наименование, он уверяет, что со вкушением от древа познания Бог соединил совершенное ведение добра и зла, подобно как со вкушением от древа жизни совокупил жизнь бессмертную, и обещает в сём ведении новые очи, т. е. новую степень ведения и даже божественность. Такое понятие о древе познания он или приписывает самому Богу, или утверждает клятвою с именем Божиим: знает Бог». «Такое описание могло породить две мысли: или ту, что Бог по зависти возбранил его, дабы не иметь причастников своего естества, или ту, что Адам превратил истинный смысл Божией заповеди. Одна другой выгоднее была для искусителя, но в Еве удобнее предполагать можно последнюю». К этому прибавим, что основная мысль этого (и всех других грехов) есть гордость, самовозвеличение, желание независимости; человек не знал, что, действуя самостоятельно, вне любви и заповеди Божией, он терял свою разумную свободу (действовать для истины и добра) и, освобождаясь от уз заповеди, он весь отдавался рабом греху, плоти и её нечистым стремлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Старец : Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием . Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали» . Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это. А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

http://pravoslavie.ru/43493.html

в раю насаждено было древо жизни, вкушение плодов которого давало смертному по природе человеческому телу возможность не умирать. Но по падении прародителей Бог удалил их от древа жизни, служившего орудием и средством сообщения благодати, дававшей смертному по природе телу силу вечной жизни» (23: 323 со ссылкой на блаженного Августина ); «Догматическом богословии» архимандритов Алипия и Исайи : «…Плоды райских деревьев, в особенности же от стоящего среди рая древа жизни ( Быт. 2:9 ), должны были постоянно обновлять и укреплять его силы души и тела, предохранять от всяких болезненных состояний» (2: 227); «Догматическом богословии» доктора богословия, профессора протоиерея Ливерия Воронова : «Бессмертие Адама и Евы по телу было бессмертием по благодати. Эта благодать бессмертия видимым образом сообщалась прародителям в плодах дерева жизни…» (5:31). Данное мнение, по-видимому, основано на Быт. 2: 9, 16, 17 : «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево... и дерево жизни посреди рая... и заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него...». Таким образом, с одной стороны, плоды от дерева жизни были предназначены и разрешены человеку для еды. Из этого можно предположить, что человек ими питался. Однако, с другой стороны, в Быт. 3: 22 написано: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно», то есть, здесь фактически говорится о том, что если бы Адам вкусил плод от дерева жизни, то стал бы бессмертным. Из этого можно предположить, что человек этими плодами ранее не питался. Кроме того, мнение, что прародители могли поддерживать физическую жизнь, только вкушая плоды дерева жизни, не соответствует мнению о том, что прародители, постепенно укрепляясь в своем послушании и любви к Богу, могли перейти из состояния возможности не умирать в состояние невозможности умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

О древе жизни говорится и ближе к концу новозаветной книги Откровение, где описывается образ пребывания спасенных в Царствии Божием: И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:1–2 ). Следует подчеркнуть: древние святые отцы понимают этот новозаветный образ именно как обетование о реальном и обоживающем приобщении святых Самому Христу и спасительным, животворящим плодам Его Крестной Жертвы и Крестной славы. Потому-то, по убеждению древних святых отцов, под апокалиптическим древом жизни следует подразумевать не только Самого Христа, но также и Его Крест. Подобную мысль развивает в «Слове о победе Креста Господня» святитель Хроматий Аквилейский: «Крест Христов именуется „древом жизни“, ведь Крестом Христовым даруется жизнь верующим. Это то древо жизни, о котором говорит Иоанн в Откровении…: По ту и по другую сторону реки , – говорит он, – древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:2 )…» Тем самым древо жизни воспринимается святоотеческой традицией именно как некая – таинственным образом – триединая реальность. Оно – насажденное некогда Богом посреди Рая; и оно же – Древо Креста, дарующее нам начало вечной жизни в Боге; и оно же – то самое древо жизни, древнее и одновременно вечно новое, благодатными плодами которого станут питаться святые в Небесном Иерусалиме. Ветхозаветные прообразы Креста: святоотеческая интерпретация В Ветхом Завете помимо образов древа познания добра и зла и древа жизни были открыты и иные прообразы Креста. Святые отцы перечисляют их в своих праздничных гомилиях на день Воздвижения, а также в прочих проповедях, посвященных изъяснению богословского, спасительного и нравственного значения для христианина Креста Господня. В частности, автор приписываемого Златоусту «Слова на поклонение Честному Древу» настаивает на том, что Крест Христов является не только «дорогой жемчужиной Евангелий», но и представляет собой «сокровище Ветхого Завета».

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Вопрос: " Дерево жизни " и " Дерево познания добра и зла " , скажите мне, пожалуйста, эти понятия по Св. Писанию имеют сугубо символическое богословское значение, или же речь действительно идёт о деревьях? Если вас не затруднит, напишите мне об этом подробнее. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Блаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное доброго и лукавого, надобно рассмотреть с большею тщательностью, чтобы не впасть в аллегорию, будто это были не деревья, а под именем дерева означается нечто другое» (О книге Бытия, буквально. Kh.VIII. 8). У святых  отцов признание реального характера древа жизни соединяется с таинственно-аллегорическим толкованием приведенного стиха. Этот символ прообразовательно указывает на  крестное дерево, на котором Спаситель мира вернул человечеству жизнь и на святую Евхаристию как спасительный плод голгофской жертвы. Древо жизни несколько раз упоминается в символическом значении в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (2:7). Тайнозритель упоминает его при описании горнего Иерусалима: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (22:2); «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (22:14).    Текст книги Бытия убеждает нас, что древо познания добра и зла было реальным, а не символическим: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (2:9). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди.

http://pravoslavie.ru/6324.html

Слово 43 (фрагмент). О победе Креста Господня. (CCSL 9а Supplementum. Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera. P.616–617) Когда цари мира сего возвращались с победой от покоренных народов, они возводили трофей победы по образу креста, на который вешали захваченную у врагов добычу в знак вечной памяти. И хотя уже тогда в каждой войне образ креста указывал на победу, однако победа Креста намного выше. Ведь, как мы видим, победа тех царей сопровождалась гибелью народов, пленением несчастных; а в победе Креста Господня – спасение для всех народов, искупление для грешников, надежда на воскресение, гарантия вечной жизни. Что же есть признак большей силы: победить в телесной схватке варварские народы, или одолеть легионы духовной скверны? Выходит, велика победа того Креста Господня, которая принесла миру столько благ: познание Бога, откровение имени Христова, почитание правой веры, попрание ложного суеверия, триумф над диаволом, победа над грехом, спасение жизни от смерти во проклятии... ...Так что поэтому не без справедливой причины Крест Христов именуется «древом жизни», ведь Крестом Христовым даруется жизнь верующим. Это то древо жизни, о котором говорит Иоанн в Откровении, когда рассуждает о Церкви и спасительном крещении: «По ту и по другую сторону реки, – говорит он, – древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» 717 . И что это древо жизни посажено на берегу реки, указано потому, что там, где Крест Христов, там и вода спасительной благодати; там и двенадцать плодов в двенадцать месяцев, то есть апостольские проповеди, которые делают лето Господне приятным 718 разнообразием вкуса у плодов их веры. От этого древа жизни некогда пожелал вкусить Адам в раю, однако ему было запрещено прикасаться к нему. Ведь человек, уже ставший грешником, не мог прикасаться к плоду жизни, не смыв сначала вину греха наказанием смерти. И поэтому мы читаем, что написано в Откровении: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» 719 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010