36 Запрет на новогодние елки просуществовал с декабря 1929 по декабрь 1935 г. 37    Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 г. до 27 января 1944 г. 38    В результате налетов германской авиации 8 и 10 сентября 1941 г. на Бадаевских складах в Ленинграде сгорело около сорока помещений с продовольствием. 39 Жданов Андрей Александрович (1896-1948) — государственный и партийный деятель СССР. В 1938-1947 гг. председатель Верховного Совета РСФСР, в годы блокады — член Военного совета Северо-Западного направления и Военного совета Ленинградского фронта. 40 Весь день 4 апреля 1942 г. шел обстрел Ленинграда. В пасхальную ночь, с 4 на 5 апреля, город подвергся особо жестокой бомбардировке, в которой участвовало 132 самолета. Пасхальное богослужение было перенесено на раннее утро. 41 Ленинградская духовная академия учреждена 1 сентября 1946 г., восстановлена на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в 1945/46 учебном году. Она так же, как и до закрытия в 1918 г., находилась на территории Алексан-дро-Невской Лавры. Здесь была восстановлена домовая церковь, бывшая семинарская. 42    Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра упразднена в 1918 г., но фактически действовала до 1932 г., когда в ночь на 18 февраля были арестованы все монашествующие. В 1957 г. возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Монастырская жизнь восстановлена в 1996-1997 гг. 43    Епископ Иоанн (Иванов, 1912-1966) — родился в Пскове в семье рабочего. С 1938 по 1941 г. состоял на гражданской службе. В 1943 г. рукоположен в диакона и священника. Во время войны был связан с партизанским движением. Награжден орденом Красного Знамени. В 1945 г. арестован, освобожден в 1946 г. В 1948 г. переведен в Ленинград, служил в разных церквях города. В 1958 г. принял монашество, возведен в сан игумена. С 1962 по 1966 г. — епископ Кировский и Слободской. 44    Сталинская политика гонений на Церковь 1930-х гг., которая привела к закрытию подавляющего большинства храмов, всех монастырей и духовных учебных заведений, сменилась в 1943 г. более мягким курсом. Было разрешено собрать Поместный собор и выбрать Патриарха, открыть ряд храмов, учебные заведения и т. п. Перемена государственной политики по отношению к Церкви была вызвана рядом причин, среди которых немаловажную роль сыграло желание Сталина и его окружения использовать Московскую Патриархию во внешней политике СССР.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

39 В результате налетов германской авиации 8 и 10 сентября 1941 г. на Бадаевских складах в Ленинграде сгорело около сорока помещений с продовольствием. 40 Жданов Андрей Александрович (1896–1948) – государственный и партийный деятель СССР. В 1938–1947 гг. Председатель Верховного Совета РСФСР, в годы блокады – член военного совета Северо-Западного направления и военного совета Ленинградского фронта. 41 Весь день 4 апреля 1942 г. шел обстрел Ленинграда. В пасхальную ночь, с 4 на 5 апреля, город подвергся особо жестокой бомбардировке, в которой участвовало 132 самолета. Пасхальное богослужение было перенесено на раннее утро. 42 Ленинградская духовная академия учреждена 1 сентября 1946 г., восстановлена на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в 1945/46 учебном году. Она так же, как и до закрытия в 1918 г., находилась на территории Александро-Невской Лавры. Здесь была восстановлена домовая церковь , бывшая семинарская. 43 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра упразднена в 1918 г., но фактически действовала до 1932 г., когда в ночь на 18 февраля были арестованы все монашествующие. В 1957 г. возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Монастырская жизнь восстановлена в 1996–1997 гг. 44 Епископ Иоанн (Иванов, 1912–1966) – родился в Пскове в семье рабочего. С 1938 по 1941 г. состоял на гражданской службе. В 1943 г. рукоположен в диакона и священника. Во время войны был связан с партизанским движением. Награжден орденом Красного Знамени. В 1945 г. арестован, освобожден в 1946 г. В 1948 г. переведен в Ленинград, служил в разных церквях города. В 1958 г. принял монашество, возведен в сан игумена. С 1962 по 1966 г. – епископ Кировский и Слободской. 45 Сталинская политика гонений на Церковь 1930-х гг., которая привела к закрытию подавляющего большинства храмов, всех монастырей и духовных учебных заведений, сменилась в 1943 г. более мягким курсом. Было разрешено собрать Поместный собор и выбрать Патриарха, открыть ряд храмов, учебные заведения и т. п. Перемена государственной политики по отношению к Церкви была вызвана рядом причин, среди которых немаловажную роль сыграло желание Сталина и его окружения использовать Московскую Патриархию во внешней политике СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17(30)03.1941 возвращена в юрисдикцию Московского Патриархата как самостоятельная епархия (до 1945 г. – в составе Экзархата Прибалтики). Ленинградское викариатство 03(16)04.1950 – 13(26)03.1951. Самостоятельная вновь с 13(26)03.1951. Патриаршее викариатство с 07(20)07.1990. Автономная с 29.07(11.08)1992 (Эстонская Православная Апостольская Церковь ). Подтверждено решение Патриарха Св. Тихона от 15(28)06.1920 о даровании «самостоятельности» (автономии) Церкви в Эстонии. Титул архиерея с 16(29)04.1993 (?): Таллиннский и всея Эстонии. Именовалась: Ревельская; с 16(29)07.1918 – Ревельская и Юрьевская; с 17(30)03.1941 -Таллинская и Эстонская; с 29.07(11.08)1992 – Таллиннская, Эстонская Православная Апостольская Церковь . Викарные кафедры: Кингисеппская, Печерская, Тапаская. 05.08.1817 15.03.1819 11.05.1819 12.04.1822 Владимир Ужинский 07.05.1822 04.01.1826 Григорий Постников 28.03.1826 09.09.1831 Никанор Клементьевский 20.09.1831 30.04.1833 Смарагд Крыжановский 11.06.1833 14.11.1842 Венедикт Григорович 14.11.1842 11.08.1845 Иустин Михайлов 26.08.1845 25.02.1850 Нафанаил Савченко 25.03.1850 31.07.1856 Христофор Еммаусский (Эммаусский) 31.07.1856 15.02.1857 Платон Фивейский-Лосев 31.03.1857 06.02.1860 13.03.1860 20.12.1863 Леонтий Лебединский 13.01.1864 24.06.1865 29.05.1866 02.03.1870 Вениамин Карелин 30.03.1880 24.03.1906 31.12.1917 01(14)01.1919 05(18)12.1920 08.1923 Александр Паулюс 17(30)03.1941 17(30)06.1942 17(30)06.1942 16(29)04.1944 1944(7) 1945 (?) 03(16)04.1945 20.01(02.02)1946 09(22)06.1947 05(18)12.1949 1949(?) 1950 (?) 03(16)04.1950 07(20)12.1955 Роман Танг 12(25)12.1955 01(14)08.1961 Иоанн Алексеев II 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 в/у Алексий Ридигер 21.08(03.09)1961 16(29)07.1986 16(29)07.1986 27.05(09.06)1990 07(20)07.1990 01(14)09.1990 02(15)09.1990 Тамбовская Основана в 1682 г. (выделена из Рязанской епархии). Упразднена в 1722 г. (присоединена к Рязанской епархии). Возобновлена 04.1758. Именовалась: Тамбовская и Козловская; с 04.1758 – Тамбовская и Пензенская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимо от этого, я клянусь перед Богом, Евангелием и Пресвятой Богородицей, что я настоящий священник и хочу служить Господу Богу и Церкви» (ГА Николаевской обл. Ф. Р-2704. Оп. 1. Д. 4. Л. 35-36). В румын. зоне оккупации Николаевщины имели место конфликты канонического духовенства с представителями УАПЦ. 11 июля 1942 г. прот. Кондрат Мощенко писал субпротоиерею Голтского у. Евтихию Рудному об организации священниками Михаилом Климентиевым и Петром Величко приходов УАПЦ в селах Секретарка, Ольвиополь (ныне в черте Первомайска) и др. Чиновники миссии направляли дела «липковцев» на рассмотрение Синода Румынской Церкви. Н. И. Михайлуца, А. П. Тригуб 1944-1991 гг. Церковь во имя Всех святых в Николаеве. 1807–1808 гг. Литография. 2-я пол. XIX в. Церковь во имя Всех святых в Николаеве. 1807–1808 гг. Литография. 2-я пол. XIX в. После освобождения территории Херсонско-Одесской епархии от оккупации Синод РПЦ 26 дек. 1944 г. принял решение о ее разделении на Одесско-Кировоградскую и Херсонско-Николаевскую епархии. В последнюю был назначен еп. Фотий (Топиро), переведенный в следующем году в Орёл. 29 апр. 1945 г. во епископа Херсонского и Николаевского был хиротонисан архим. Михаил (Рубинский), кафедра и ЕУ находились в Николаеве. На 1 июля 1945 г. в Николаевской обл. были зарегистрированы 63 священника, 5 диаконов и 34 псаломщика. 26 дек. 1946 г. Херсонско-Николаевская епархия была упразднена, вместо нее образована Кировоградская и Чигиринская епархия (с янв. 1948 по окт. 1949, с 17 марта 1950 по 20 июня 1992 Кировоградская и Николаевская епархия), включившая приходы в Николаевской обл. К кон. 1945 г. в Николаевской обл. насчитывалось 77 общин, 18 из них не имели священников. Действовали церкви и молитвенные дома в селах и городах: Арбузинка, Константиновка, Семёновка (Арбузинский р-н), Баштанка, Новопавловка, Новоалександровка, Бармашово (ныне Белозерка Витовского р-на), Явкино (Баштанский р-н), Березнеговатое, Калуга, Висунск, Новосевастополь, Аюбокировка (Березнеговатский р-н), Братское, Макеево, Сергеевка (Братский р-н), Варваровка, Петрово-солониха, Нечаянное, Ст.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

28.11.1867 17.03.1882 24.04.1882 09.03.1885 Гермоген Добронравин 09.05.1885 11.05.1885 11.05.1885 19.02.1897 19.02.1897 19.08.1898 14.09.1898 26.03.1905 Николай Зиоров 26.03.1905 05.11.1910 Алексий III Молчанов 19.11.1910 25.06.1912 Феофан Быстров 25.06.1912 10(23)08.1921 10(23)08.1921 12(25)06.1930 06(19)03.1928 16(29)11.1928 12(25)06.1930 12(25)06.1930 29.07(11.08)1931 29.07(11.08)1931 26.09(09.10)1936 31.07(13.08)1944 27.03(09.04)1946 Иоасаф Журманов 27.03(09.04)1946 29.05(11.06)1961 01(14)08.1961 01(14)11.1961 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 Леонтий Гудимов 24.09(07.10)1967 18(31.05)1973 Антоний Вакарик 18(31)05.1973 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 19.07(01.08)1990 20.07(02.08) 1990 10(23)11.1990 Глеб Саввин 10(23)11.1990 19.11(02.12)1990 19.11(02.12)1990 14(27)07.1992 Василий Златолинский 14(27)07.1992 Симферопольская, обн. Основана в 1922 г. «Автономная» с 10(23)06.1925. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Таврическая и Симферопольская; Симферопольская и Таврическая; Митрополия Крымская; Митрополия Таврическая. Викарные кафедры: Мелитопольская, Севастопольская, Ялтинская. 11(24)09.1922 17(30)01.1923 Петр Рождественский Александр Раевский 06(19)07.1924 12(25)11.1924 26.11(09.12)1924 05(18)04.1927 23.06(06.07)1927 Анатолий Соколов 21.08(03.09)1929 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 10.1929 11.1933 Иерофей Померанцев 27.01(09.02)1938 Синьцзянская Основана в 1935 г. Зарубежным Синодом (РПЦЗ) (местопребывание – в г. Синьцзян, Китай). Харбинское викариатство. (28.01(10.02)1935 – 1940 г. на кафедре пребывал епископ Иувеналий Килин, воссоединившийся с РПЦ в 1945 г. (Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). M., 1998. С. 254)). Восстановлена в юрисдикции Московского Патриархата в 1950 г. Самостоятельная. Вакантная. Ситхинская Основана и упразднена в 1910 г. Именование – по пос. Ситха (Аляска, США). Американское (Алеутское) викариатство. 1910 Сквирская Основана ок. 1924 г. Именование – по г. Сквира (Киевская область УССР).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по январь 1953 г. Архиепископ Алексий по завершении своей миссии в Ташкенте продолжил работу в Самарканде; затем ездил на несколько дней в Ашхабад (Турк­ме­ния), а 22 апреля 1944 г. выехал в Алма-Ату (Казахстан) и Фрунзе (Киргизия) 35 . С упразднением обновленческого раскола в Средней Азии его окончательная ликвидация становилась лишь делом времени. В Москве центром обновленчества и единственным раскольническим храмом в 1945–1946 гг. оставалась церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, где служил Александр Введенский, продолжая именовать себя митрополитом и первоиерархом, украшая свою особу четырьмя панагиями. В его юрисдикции сохранялся и приход в Ульяновске, где самозваный первоиерарх служил во время эвакуации 36 . …Через два месяца после погребения Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешел в ведение Московской Патриархии. Святейший Патриарх Алексий I совершил в нем Божественную литургию в конце декабря 1946 г. Крыша храма прохудилась, и стены от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий в слове, которое он произнес за литургией, указывая на стены храма, сказал: “Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них” 37 . 1 Свенцицкий А. Они были последними? М., 1997. С. 46. 4 Там же. С. 340–341; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. С. 59–60. 5 Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 655. 14 Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь: (На­цист­ская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). М., 2002. С. 157–158, 261 и др. 20 См. Соловьев И. В. Краткая история так наз. “обновленческого раскола” в Православной Российской Церкви в свете новых опубликованных исторических документов//“Обновленческий” раскол: (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Составитель И.

http://pravmir.ru/posledniy-boy-obnovlen...

Сахарнянский мон-рь. Фотография. Нач. 2000-х гг. Сахарнянский мон-рь. Фотография. Нач. 2000-х гг. В первые послевоенные годы имели место массовые аресты клириков по обвинению в коллаборационизме (во время второй мировой войны Румыния действовала на стороне Германии). В первую очередь репрессии коснулись тех священников, которые участвовали в деятельности Румынской духовной миссии в Транснистрии. В 1946 г. были арестованы бывш. секретарь Кишинёвской консистории прот. Михаил Чакир, бывш. благочинный Бершадского окр. и настоятель Бершадского мон-ря архим. Варлаам (Кирица) и его отец прот. Мисаил Кирица. Были осуждены репатриированные из Румынии бывш. настоятель Новонямецкого мон-ря архим. Авксентий (Мунтяну), бывш. настоятель Злоцевского мон-ря иером. Серафим (Дабижа), бывший настоятель Гербовецкого мон-ря игум. Ираклий (Флоча), духовник Каларашовского мон-ря иером. Нифонт (Андрусевич) и бывш. настоятель Курковского мон-ря архим. Феофилакт (Попович). Из представителей белого духовенства репрессиям подверглись настоятель кишинёвского кафедрального собора прот. Феоктист Прокоп, священники Феодор Флоря, Леонид Антонович, Георгий Бурьянэ, Владимир Вартичан и др. В 1945-1946 гг. был проведен окончательный подсчет правосл. общин и храмов в Молдавской ССР. На 1947 г. были учтены 943 церкви; действующими являлись 600, в них служили 313 священников и 7 диаконов. Среди действующих церквей значились храмы 23 монастырей (15 мужских и 7 женских). Были зарегистрированы общины др. конфессий: 22 старообрядческие, 5 римско-католических, 2 армяно-григорианские. В 1949 г. имелось 608 действующих церквей, в них служили 376 зарегистрированных священников и 9 диаконов. Небольшой рост числа храмов и увеличение количества клириков связаны с тем, что в 1947-1948 гг. регистрационные сводки дополнялись новыми данными; открытие церквей в эти годы не происходило. Напротив, были упразднены мон-ри: в 1947 г.- Кондрицкий и Фрумоасский, в 1948 г.- Рудянский, в 1949 г.- Цыповский (Ципова) и Злоцевский. С 1949 г. число общин и количество клириков уменьшалось. В 1950 г. действовали 563 зарегистрированные общины, 13 муж. и 8 жен. мон-рей, в 1953 г.- 544 общины, число мон-рей не изменилось. В 1953-1957 гг. число зарегистрированных приходов и количество клириков немного увеличилось за счет преобразования монастырских храмов в приходы. Так, в 1958 г. было 546 приходов и 14 монастырей (7 мужских и 7 женских), на учете состояли 392 приходских священника и 1393 монашествующих. Однако при этом продолжалось упразднение монастырей: в 1956 г. закрыт Хынковский Параскевинский мужской, в 1957 г.- Сахарнянский во имя Св. Троицы мон-рь .

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Совет предлагает: а) организовать в г. Львове православную епархию... б) предоставить епископу и всем священнослужителям данной епархии права на проведение миссионерской работы... е) организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие». 33 Для привлечения Патриархии правительство пошло на значительные уступки в западных областях СССР. Так например, 28 августа 1945 г. Совет утвердил представленный Патриархом проект типового устава православных духовных братств, подлежащих организации во Львове, Минске, Вильнюсе и других городах. Согласно уставу, братствам разрешалось не только издание листков, брошюр, молитвенников, но и благотворительная деятельность. Также советские власти поощряли деятельность Московской Патриархии в Молдавии с целью дерумынизации региона. Подобные уступки вызвали заинтересованность части иерархов. Сначала греко-католическому епископату предложили «самоликвидироваться». Некоторое время глава греко-католиков митрополит Иосиф (Слипый) вел переговоры с Московской Патриархией. Когда же определенно выяснилось, что все пять униатских архиереев не желают переходить в Православие, в апреле 1945 г. их арестовали. Через месяц появилась инициативная группа по воссоединению во главе с протопресвитером Григорием Костельником, которая развернула широкую агитацию. 8–10 марта 1946 г. на Львовском «Соборе» греко-католического духовенства и мирян было принято решение о воссоединении с Православной Церковью и упразднении Брестской унии 1596 г. Как видно из документов ЦК ВКП(б), осуществление акции контролировал 1-й секретарь компартии Украины Никита Хрущев, который по всем значительным деталям запрашивал санкции Сталина. 34 Львовский «Собор» нанес ощутимый удар по Ватикану. Но это оказалось только началом. 14 февраля 1947 г. Г. Карпов представил на утверждение новую программу борьбы с центром католицизма: «а) окончательно ликвидировать униатскую церковь в СССР; б) подготовить проведение аналогичных мероприятий в некоторых странах за границей...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая Мировая война прервала контакты Православной Церкви в Китае с Зарубежным Синодом, и в 1945 году работавшее в Харбине епископское совещание решило просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Воссоединение состоялось 27 декабря 1945 года. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 году округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) восстановил общение с Русской Православной Церковью Заграницей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на территории Китая. Патриарх Московский и всея Руси утвердил в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского и Китайского Виктора (Святина). После образования в 1949 году Китайской Народной Республики архиепископ Иоанн вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая. 30 июля 1950 года был хиротонисан епископ Тяньцзиньский Симеон (Ду) — первый архиерей-китаец, увеличилось число китайских священников. В 1954 году Священный Синод Русской Православной Церкви упразднил миссию, оставив все православные храмы в Китае в ведении экзархата. Изменения в общественной жизни КНР привели к упразднению Восточно-Азиатского экзархата. 23 ноября 1956 года Священный Синод передал все храмы экзархата на территории КНР в каноническое ведение Китайской Православной Церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее Предстоятеля Патриархом Московским и всея Руси. В 1956 году Отдел культов при Госсовете КНР дал согласие на назначение главы Китайской Автономной Православной Церкви, епископа Пекинского. 30 мая 1957 года в Москве состоялась архиерейская хиротония епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана), который должен был временно исполнять обязанности главы Китайской Автономной Православной Церкви. Однако созвать Собор, которому надлежало завершить устроение Китайской Церкви, не удалось. После смерти епископа Пекинского Василия (Шуана, †1962), а затем и епископа Шанхайского Симеона (Ду, †1965) Китайская Автономная Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. Гонения, последовавшие в период «культурной революции», сделали невозможной полноценную церковную жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244868...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Закаляк Григорий Михайлович; 5.02.1908, г. Ходоров, ныне Львовской обл., Украина - 9.02.1984, г. Мукачево, Украина), архиеп. бывш. Мукачевский и Ужгородский. Род. в униатской крестьянской семье. Начальное образование получил в классической гимназии г. Станислава (ныне Ивано-Франковск). В 1928 г. поступил на юридический фак-т Львовского ун-та, по окончании к-рого в 1932 г. продолжил учебу в Станиславской католич. ДС. 8 июня 1936 г. греко-католич. Станиславским еп. Григорием Хомишиным рукоположен целибатом во диакона, 15 июня - во пресвитера с назначением в клир Станиславского кафедрального собора. С 1938 г. служил настоятелем греко-католич. Покровской ц. в Станиславе. В 1945 г. вошел в состав инициативной группы по воссоединению греко-католиков Галиции с РПЦ. 23 февр. 1946 г. в Воздвиженской ц. Киево-Печерской лавры экзархом Украины Киевским митр. Иоанном (Соколовым) Закаляк вместе с др. членами группы во главе с прот. Гавриилом Костельником был присоединен к Православию. Принимал активное участие в работах Львовского Собора 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение об упразднении Брестской унии и воссоединении униатов с правосл. Церковью. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. С 1949 г. исполнял послушание секретаря Станиславского ЕУ. 18 окт. 1954 г. награжден правом ношения митры. 11 сент. 1956 г. определен быть епископом Самборским и Дрогобычским. 17 сент. того же года Станиславским и Коломыйским архиеп. Антонием (Пельвецким) в Успенской Почаевской лавре пострижен в монашество и 21 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротонию Г., состоявшуюся 27 сент. в Успенском кафедральном соборе Одессы, возглавил Патриарх Алексий I . В связи с упразднением Дрогобычской кафедры 21 мая 1959 г. назначен епископом Черновицким и Буковинским. 15 сент. 1960 г. переведен на Львовскую и Тернопольскую кафедру с сохранением управления Черновицкой епархией (до 16 марта 1961). 11 мая 1963 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степени. 15 окт. 1964 г. вновь назначен правящим архиереем Черновицкой и Буковинской епархии. Из-за резкого обострения болезни 26 окт. 1964 г., согласно прошению, уволен на покой. С 5 февр. 1965 г. архиепископ Мукачевский и Ужгородский. Летом того же года вместе с др. архиереями подписал подготовленную Калужским архиеп. Ермогеном (Голубевым) петицию на имя Патриарха Алексия I, в к-рой предлагалось пересмотреть решения Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. , лишавшие настоятелей права непосредственного управления приходами. 18 марта 1977 г. ушел на покой.

http://pravenc.ru/text/166658.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010