Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ I († после 1419), патриарх Иерусалимский (до 1377/78? - между 1405 и 1419?). Сведения о биографии Д. можно почерпнуть лишь из колофонов неск. рукописей, созданных в Палестине на рубеже XIV и XV вв. Происхождение Д. не вполне ясно - патриарх писал по-гречески, однако владел и араб. письмом. Видимо, он принял монашество в достаточно зрелом возрасте, т. к. имел сына. Был монахом мон-ря вмц. Екатерины на Синае, потом - лавры прп. Саввы Освященного в Палестине. Дата избрания на Патриарший престол неизвестна, Ж. Насралла ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3(2). P. 49) считает, что это произошло до 1377/78 г. Рус. паломник архим. смоленского Богородичного мон-ря Агрефений оставил описание патриаршего богослужения в Иерусалиме на Пасху 1375 г., однако не сообщил имени патриарха; возможно, им был Д. В б-ке Иерусалимской Патриархии сохранилось неск. богослужебных книг, переписанных Д. Они помечены датами 1382-1384, 1389, 1401-1402. Он упоминается также в колофонах др. писцов под 1391 и 1405 гг. В одной из рукописей приводится титул Д.: «Божией милостью патриарх Иерусалимский, всея Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданской земли, Святого Сиона и Каны Галилейской». В научной лит-ре упоминается также грамота егип. султана от 1410 г. на имя Д., где за ним утверждается право отпирать и затворять дверь храма Гроба Господня, однако подлинность этого документа сомнительна, тем более что султан Захир Сейф ад-Дин Чакмак, к-рому приписывается грамота, жил на 30 лет позже. В старости Д. покинул Патриарший престол, передав его сыну Феофилу,- подобные теократические династии не были редкостью у ближневост. христиан, в т. ч. православных, как араб., так и греч. происхождения. Известна рукопись, изготовленная по заказу Д. уже после ухода его с Патриаршего престола и датируемая 1419-1424 гг. Позднейшая иерусалимская историографическая традиция приписывала ему 38 лет Патриаршества. На этом основании А. И. Пападопуло-Керамевс предлагал условно датировать правление Д. 1380-1418 гг. В Патриаршество Д. Св. землю посетили ряд паломников, оставивших ценные описания,- флорентийцы Л. Фрескобальди, Дж. Гуччи и С. Сиголи (1384), русский дьяк Игнатий Смольнянин (1393-1395) и неизв. греч. автор кон. XIV в. и др. Лит.: Описание св. мест безымянного конца XIV в./Предисл.: А. И. Пападопуло-Керамевс; Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1890. Т. 9. Вып. 2; Хождение Игнатия Смольнянина: 1389-1405/Ред.: С. В. Арсеньев. СПб., 1887; Путевые записки итал. путешественников XIV в.//Восток-Запад: Исслед., пер., публ. М., 1982. С. 9-113. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180287.html

Кувуклия в храме Гроба Господня Кувуклия в храме Гроба Господня Крупнейшей фигурой в истории ИПЦ XIV в. был патриарх Лазарь (ранее 1340-ок.1342; 1349-1368). Избранный на Патриаршество ок. 1334 г. палестинским духовенством, он прибыл в К-поль для утверждения и офиц. посвящения в сан. Соперник Лазаря Герасим, также прибывший в столицу Византии, выдвинул против него обвинения, для расследования к-рых в Иерусалим было направлено посольство. Разбирательство затянулось; тем временем имп. Андроник III скончался (1341), и в Византии вспыхнула гражданская война между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином. Лазарь оказался вовлечен в эти события на стороне Кантакузина: в мае 1346 г. патриарх венчал Иоанна VI на царство. После этого К-польский патриарх Иоанн XIV Калека, сторонник Палеолога, низложил Лазаря и возвел на его место Герасима, отбывшего в Иерусалим. С победой в войне Кантакузина (февр. 1347) визант. правительство направило посольство к егип. султану с просьбой о восстановлении Лазаря на престоле. Патриарх Герасим, рассчитывая привлечь на свою сторону мамлюкские власти, прибыл в Каир, но скоропостижно скончался, и вопрос о возвращении Лазаря разрешился сам собой (осень 1349). В 1354 г., во время гонения на православных в мамлюкском гос-ве, патриарх Лазарь был доставлен в Каир, где его бросили в темницу и подвергали побоям, а затем, вероятно, долго не позволяли вернуться в Палестину. Еще одну волну репрессий христиане пережили после нападения на Александрию кипрского короля в окт. 1365 г. К осени 1366 г. гонение прекратилось, в т. ч. и благодаря дипломатическому вмешательству визант. имп. Иоанна V Палеолога. Патриарх Лазарь был отпущен в К-поль в составе мамлюкского посольства. Подписи патриарха Лазаря стоят под неск. синодальными актами К-польской Церкви 1367-1368 гг. ( Максим Симский. 1904. С. 34-35; Муравьев. 1844. Ч. 2. С. 244-248; Nasrallah. Histoire. Т. 3/2. P. 68-69). Патриарх Дорофей I (до 1377/78 - между 1405 и до 1419) был одним из образованных людей своей эпохи. Сохранилось неск. переписанных им греч. рукописей с грекоязычными колофонами, один из к-рых продублирован им же по-арабски. После Дорофея Патриарший престол унаследовал его сын Феофил II (до 1419 - ок. 1424), что говорит о сложении в палестинской правосл. среде теократических династий, подобных тем, что существовали у несториан, маронитов и православных Антиохийского Патриархата (Описание св. мест безымянного. 1890. С. III-XI). Известен араб. колофон некоего Джурджиса аль-Кудси (т. е. Георгия Иерусалимца), который называет себя племянником патриарха Феофила, что дает основание считать Дорофея и Феофила эллинизированными арабами.

http://pravenc.ru/text/293788.html

кн. Василия Дмитриевича с его младшим братом Константином, о великом море в Киеве и о смерти Григория Цамблака, – событиях, которые в других летописях записаны под Февралем не 1418 март. г. (=1419 янв. г.), а 1419 март. г. (=1420 янв. г.). Таким образом, списывая сплошь известия одного из своих источников, соответствующего нашей Воскресенской и 2 Софийской летописям, составитель Никоновской летописи поместил под одним и тем же 1419 сентябр. годом события, между которыми был промежуток ровно в год. Отсюда, смерть Григория Цамблака, датированная в других летописях Февралем 1419 март.=1420 янв. г., пришлась у него в Феврале 1419 сент.–янв. г. После известия о смерти Цамблака компилятор списывает, очевидно, из другого источника соответствующего нашим Новгородским летописям, и списывает уже опять правильно. В полном порядке следуют события весны и лета 1419 март.–сент. года, осени 1419 март.=1420 сент. года, Января и Февраля 1419 март.=1420 сент.=1420 янв. года. Здесь во втором источнике указывался факт смерти Цамблака, который компилятору нужно было-бы снова вписать; но вписавши его не на своем месте, он уже не захотел повторяться. 2034 Ник. Лет., V, 73, 75–76; Воскр. Лет., П. С. Р. Л., VIII, 90; 2 Соф. Лет., П. С. Р. Л., VI, 141; 1 Соф. Лет., П. С. Р. Л., V, 262; Дополн. к Акт. Ист., I, 324, 341 и др. 2037 «Vir doctus, prudens ac pius». Specimen Ecclesiae Ruthenicae, p. 121 (А. Попов, Историко-литер. обзор древнерус. полемич. сочинений, стр. 316–317, примеч.). 2038 Реферат г. Сырку, Ж. М. Н. П. 1884 г. Ноябрь, стр. 123 след. Сравн. статью Надеждина «Славянская надпись в Килийской Церкви св. Николая», Записки Одесского Общества Истории и Древностей, т. I, стр. 296. См также статью «Григорий Цамблак» в IX т. Энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона. 2044 См. Горский, «Фотий, митр. Киевский и всея Руси», Приб. к Твор. св. Отцов, 1852 г., ч. XI, стр. 238. 2045 В объяснение полемики с юным отрицателем, будет не лишним указать, что нужно иметь в виду не столько его самого, сколько те влияния, под которыми он находится.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XV) Константин IV Димитриевич, восьмой и самый младший сын Димитрия Иоанновича Донского, Великого Князя Московского и святой княгини Евдокии Димитриевны Суздальской, родился 14 или 15 мая 1389 г. По завещанию Великого Князя Димитрия Донского († 19 мая 1389 г.) Углич перешел к старшему брату Константина, князю Петру Димитриевичу, который по «душевной грамоте отца» должен был наделить и наделил этим городом младшего брата своего, младенца Константина Димитриевича (значит последний владел Угличем между 1389 и 1405 годами). Великий Князь Василий II Димитриевич взял Углич у Константина и по договору 1405 г. отдал его князю Владимиру Андреевичу Храброму – Донскому († 1410 г.), который, по завещанию, передал Углич своим сыновьям («на полы»), князьям Андрею и Василию; но Великий Князь Василий II Димитриевич отнял у Владимировичей Углич и отдал его опять князю Константину, который и владел им (после 1410 г.) по 1419-й год: в сем году Углич снова отобран был в собственность Великого Князя; в 1425 г. 27 февраля Великий Князь умер и Углич перешел к князю Василию Владимировичу и состоял за ним до смерти, т. е. до 1427 г.; после сего, т. е. в 1427 г., Углич был во владении жены Василия Иулиании Михайловны; но после этого года Углич был захвачен Юрием Димитриевичем Шемякою; в 1432 г. Углич снова находился в руках князя Константина до его смерти, т. е. до 1434 года. Князь Константин Димитриевич был женат на княжне Анастасии (будто-бы Ростовской, умершей в октябре 1419 г.) и имел от нее сына, князя Симеона (о нем ничего неизвестно); † по некоторым сведениям 13 августа 1433 г., a по другим 9 мая 1434 г. в иноческом сане с именем Кассиана и погребен в Московском Симоновом монастыре. Василий II Димитриевич, Великий Князь Московский; он взял Углич у брата своего Константина Димитривича и в 1405 г. по договору передал его князю Владимиру II Андреевичу Храброму. После 1410 года вскоре взял Углич у сыновей Храброго и отдал его брату Константину, а в 1419 г. снова отобрал Углич у Константина в свою казну и владел им до своей смерти, последовавшей 27 февраля 1425 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 мая 1377 г. Г. осудил учение Дж. Уиклифа , направив буллы архиепископу Кентерберийскому, епископу Лондонскому, англ. дворянству, Оксфордскому ун-ту и кор. Англии Эдуарду III. Однако Эдуард III скончался (27 июня 1377) еще до прибытия папских булл в Англию. Коронованный же 16 июля 11-летний кор. Ричард II находился под опекой своего дяди, Ланкастерского герц. Джона, к-рый благоволил Уиклифу. Г. также продолжил борьбу с осужденными сектами бегинок , бегардов и вальденсов , действовавших на юге Франции и в Италии. 21 нояб. 1372 г. Г. установил для всей католич. Церкви праздник Введения во храм Пресв. Богородицы и пост - в канун праздника Рождества Пресв. Девы Марии. Папа утвердил монашеский орден Святейшего Тела Иисусова и орден отшельников св. Иеронима. Конституцией Г. «Super universas» Латеранская базилика окончательно получила статус кафедрального храма Римского епископа. 19 марта 1378 г. Г. издал буллу, вносившую изменения в порядок выборов папы и устанавливавшую, что папа может быть избран простым большинством голосов присутствующих кардиналов. Пребывание в Риме оказалось для Г. неспокойным. Отправленные на подавление мятежа войска во главе с кард. Робертом Женевским в 1377 г. устроили кровавый разгром г. Чезена. Негативное отношение к Г. как к иностранцу, подогретое жестокой расправой над Чезеной, вылилось в непрекращавшиеся беспорядки, в результате к-рых папа вынужден был в кон. мая 1377 г. переехать из Рима в Ананьи. Только через неск. месяцев, усмирив мятежников, Г. смог вернуться в Рим (7 нояб. 1377). В нач. 1378 г. он решил переехать в Авиньон, но, тяжело заболев, не смог отправиться в дорогу. Погребен в ц. Санта-Мария Нова (ныне Санта-Франческа Романа). На надгробье Г. изображен сидящим на коне, к-рого под уздцы ведет св. Екатерина Сиенская. Соч.: Lettres secrètes et curiales, relatives du pape Grégoire XI (1370-1378) à la France: Extraites des registres du Vatican. P., 1935-1957. (Fontes/Pont. comis. CIC; 12). 5 vol.; Lettres/Ed. C. Tihon. Brux.; R., 1958-1975. 5 vol.; Acta/Ed. A. Tautu. R., 1966.

http://pravenc.ru/text/166767.html

Как выяснил Б. М. Клосс, Епифаний Премудрый скончался вскоре после начала работы над «Житием» Сергия. Исследователь относит его кончину к концу 1418–1419 г. Основанием для этого послужил список погребенных в Троице-Сергиевой лавре, составители которого отметили, что Епифаний умер «около 1420 г.» 3 . Историк соотнес это указание со свидетельством древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В его начальной части записаны три Епифания, один из которых – несомненно Епифаний Премудрый . Затем в этом источнике отмечено имя княгини Анастасии, супруги князя Константина Дмитриевича, о которой из летописи известно, что она скончалась в октябре 6927 г. 4 При мартовском летоисчислении это дает октябрь 1419 г., при сентябрьском стиле – октябрь 1418 г. Поскольку Епифаний Премудрый скончался ранее княгини Анастасии, его смерть следует отнести ко времени до октября 1418 г. или до октября 1419 г. 5 Но первая из этих двух дат отпадает по той причине, что Епифаний приступил к написанию «Жития» Сергия только в октябре 1418 г. (в предисловии к нему агиограф сообщает, что после смерти Сергия прошло уже 26 лет, т.е. подразумевается дата 25 сентября 1418 г.). Таким образом выясняется, что Епифаний Премудрый скончался в промежуток между октябрем 1418 г. и октябрем 1419 г. Мы имеем возможность уточнить дату смерти Епифания, благодаря тому, что его имя упоминается в рукописных святцах в числе «русских святых и вообще особенно богоугодно поживших», но официально не канонизированных Церковью . В частности, по данным архиепископа Сергия (Спасского) , оно встречается в составленной в конце XVII – начале XVIII в. книге «Описание о российских святых», неизвестный автор которой расположил памяти русских святых не по месяцам, а по городам и областям Российского царства. Другая рукопись, содержащая имена русских святых, была составлена во второй половине XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре и поэтому богата памятями учеников Сергия Радонежского. Изложение в ней идет не по городам, как в первой, а по дням года. Оба этих памятника называют днем памяти Епифания 12 мая. Архиепископ Сергий в своей работе также пользовался выписками из рукописных святцев конца XVII в., присланных ему жителем Ростова Н. А. Кайдаловым. Их оригинал сгорел в пожар 7 мая 1868 г. в Ростове, но выписки, сделанные из них, полны. В них внесено немало неканонизированных русских святых, в том числе и Епифаний Премудрый . Днем памяти, а следовательно, и кончины Епифания в них названо 14 июня 6 . Учитывая, что Епифаний Премудрый , судя по всему, происходил из Ростова, а также то, что 12 мая отмечается память св. Епифания Кипрского , соименного Епифанию Премудрому , становится понятным, что точная дата кончины агиографа содержится в источнике ростовского происхождения. На основании этого, зная год смерти Епифания, можно с достаточной степенью уверенности полагать, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконостас Успенского собора, написанный в 1404-1405 гг., находится в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. В его создании принял участие симоновский иконописец Максим Грек, вполне мог быть причастен Андрей Рублев. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери. В местным ряду была икона Вседержитель, которой Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Ее отличало древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он был вложен. В период с 1405-1433 гг. был основан Преображенский придел. Из грамоты 1447 г. узнаем, местоположение Преображенской церкви - “на полатех”, говорит о том, что она находилась в каком-то архитектурном пространстве - в соборной Успенской церкви, что могло быть только внутри конкретного здания, а не в монастыре вообще. Исследователи Симонова монастыря понимают под термином “полати” либо хоры, либо подклет. В 1415-62 гг. устроен Васильевский придел“на полатех” (хорах) в Успенской соборной церкви (или церкви Спаса Преображения?) и существовал до середины XVI века. В Успенской церкви было 3 престола. В 50-е годы XV в. (середине - второй половине XV в.) или более раннее время - 1477 г. после постройки церкви колокольни И.Г. Ховрин перенес Спасо-Преображенский престол, находившийся - “на полатех” Успенской церкви, в созданный храм Спаса Преображения... Успенский собор был капитально перестроен в 1543-1549 гг. Видимо, старый собор 1405 г. к этому времени обветшал и был заменен новым, возможно, возведенным на старых фундаментах. Под кровлей собора П.Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют реконструировать древние формы его верха. Для подсобных работ к этой по строй созывались вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг. Исследуя строительные материалы, примененные в соборе, П.Н. Максимов установил, что собор был памятником одного строительного периода; размер кирпича и характер кирпичной кладки подтвердили, что время его сооружения должно быть отнесено к 1543-1549 гг. Однако В.П. Выголов установил, что в 1543-1545 гг., когда строилась новая «церковь под колоколы», старый собор 1379-1405 гг. еще существовал. В итоге он пришел к выводу о возведении собора в 1546-1549 гг. Длина храма с алтарем и папертью стала 15 саж., ширина 16 саж., в шина с крестом 25 саж.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Явление вел. кн. Димитрию иконы свт. Николая Чудотворца на Угреше. Средник иконы-складня. 2-я пол. XIX в. (СПИГИАХМЗ) Тем временем осложнились отношения с Литвой. В 1377 г., после смерти Ольгерда, литов. великокняжеский стол занял один из его младших сыновей от 2-го брака Ягайло (см. Владислав (Ягайло) ), что вызвало враждебную реакцию его старших братьев, родившихся от 1-го брака Ольгерда. Осенью 1377 г. один из них, полоцкий кн. Андрей, ушел с дружиной к Д. И. и зимой 1377/78 г. стал наместником Московского вел. князя в Пскове. В дек. 1379 г. рус. войско во главе с князьями Владимиром Андреевичем, Андреем Ольгердовичем и Д. М. Боброк-Волынским предприняло поход на земли Великого княжества Литовского и заняло города Трубчевск и Стародуб. На службу к Д. И. вместе с семьей, боярами и дружиной перешел младший брат кн. Андрея - Дмитрий Ольгердович. Очевидно, к этому времени в Москве уже располагали сведениями о заключении союза между Мамаем и Ягайло и поход был реакцией Москвы на это событие. К лету 1380 г. рус. княжества во главе с Москвой оказались в сложном положении - против них выступил Мамай. Фактический правитель Орды тщательно готовился к походу, его войско было усилено наемными отрядами с Сев. Кавказа (осетины, черкесы) и из итал. колоний в Крыму и в Азаке (совр. Азов). Авторитет Мамая в степи усиливал заключенный союз с Литвой. В мае 1380 г. в Давыдишках Литовский вел. кн. Ягайло с братьями заключил мирное соглашение со своим воинственным зап. соседом - Тевтонским орденом - и получил возможность двинуть войска на восток. К союзникам присоединился рязанский кн. Олег (Иаков) Иванович , желавший таким образом обезопасить свои владения от ордынцев. Согласно договоренности, войска союзников должны были встретиться 1 сент. 1380 г. на Оке. В ожидании прихода литов. войска Орда Мамая вместе с ханом Тюляком находилась на полях «за Доном». По свидетельству Пространной «Летописной повести», Мамай мог отказаться от похода, если бы ему дали такой «выход», какой платила Сев.-Вост.

http://pravenc.ru/text/178205.html

18). С др. стороны, Ева, преслушанием нарушив заповедь Божию, стала для людей также и причиной смерти, а Св. Дева, проявив послушание Богу, стала причиной жизни, ибо родившаяся от Нее Жизнь уничтожила смерть (Ibidem). Вражда между семенем змея и семенем жены (см.: Быт 3. 15) в действительности исполнилась на «Святом Семени» - рожденном от Св. Девы Сыне, пришедшем истребить древнего змея и сокрушить его силу (Adv. haer. 78. 19). Как первая Ева сшила вещественные одежды для первого Адама, так же и Св. Дева по плоти родила Агнца, от славы Которого, как бы от руна, устроена нам одежда нетления (Ibid. 78. 18). Е. К. неоднократно называет Св. Марию Приснодевой (ειπρθενος - Ancor. 13. 8; 80. 2; 119. 5; Adv. haer. 78. 5; 78. 10, 23; De fide. 15 и др.), «родоначальницей девства» (ρχηγς τς παρθενας - Adv. haer. 78. 10, 24), «Приснодевой, ставшей Матерью по домостроительству» (μητρα γεγονυαν δι τν οκονομαν - Ibid. 78. 10) и «Богородицей» (θεοτκος - Ancor. 30. 4; 75. 7). Для доказательства приснодевства Божией Матери Е. К. на основании свидетельств Свящ. Писания и устного «иудейского предания» (κ τς τν Ιουδαων παραδσεως) утверждает, что прав. Иосиф ко времени брака с Марией был уже стар (ок. 80 лет) и вдов и имел 6 детей от первого брака, а Мария была предана ему «не для брачного супружества» (οχ νεκεν το ζευχθναι), но для того, чтобы охранить Ее девство, а также законность и истинность буд. домостроительства пришествия Христа во плоти (Adv. haer. 78. 7-8). Поэтому Мария «только казалась женой этого мужа, но не имела с ним плотского общения» (σωμτων συνφειαν), так же как и сам Иосиф, не приняв участия в рождении Спасителя по плоти, считался занимающим «положение Его отца по домостроительству» (κατ οκονομαν - Ibid. 78. 7, 15). Е. К. доказывает, что Мария до рождения Христа была Девой, ибо Его зачатие произошло непорочно, «без семени мужа» (Ancor. 30. 4; 32. 7; 44. 6; 119. 6; Adv. haer. 62. 5; 78. 7, 16 и др.). По свидетельству Свящ. Писания, Христос должен был родиться и родился от девы, такое «устроение зачатия» ( οκονομα τς κυσεως) не могло произойти от людей (Ancor.

http://pravenc.ru/text/190091.html

315 Болгарский монах Киприан, посол патриарха Филофея (Коккина) на Русь в 1372–1373 гг., близко связанный с монашеством Северной Руси. Иоанн Мейендорф называет Киприана «одной из ярчайших фигур восточного православия XIV века», «византийско-русские связи, отношения с католическим западом, историографическая, агиографическая и литургическая практика эпохи отмечены его личностью и идеями», которые основывались «подобно идеям Филофея и Иоанна Кантакузина » на «принципе единства «византийского православного содружества» и будущей России». Прот. Иоанн сомневается в том, что Киприан принадлежал к роду Цамблаков, хотя без сомнения он имел болгарское происхождение. ( Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь... С. 239, 240:244). 316 После приезда Киприана в Византию (с 1363 г.) он сблизился с патриархом Филофеем и стал его келейником (Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон... абз. с прим. 41). 318 Аверьянов К. А. Сергий Радонежский… С. 207, посл. абз. Д. Цендикопулос относит окончание 2 срока патриаршества свт. Филофея к промежутку времени между сентябрем 1376 г. и июнем 1377 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 375). 319 Хотя по сообщению митрополита Киприана его заключили в монастырь насильно, где свт. Филофей в «истомлении и болезнех нестерпимых» скончался в 1377 или 1378 г., см.: Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль… С. 96, прим. 57. Синаксарь Ватопедского монастыря предлагает другую версию, что святитель умер «по причине глубокой старости и преставился в 1379 году» (Статья «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского»… абз. 9). 320 По мнению Д. Цендикопулоса, патриарх Филофей умер в промежутке между сентябрем 1377 г. и июнем 1378/1379 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 375). 322 Раннее почитание свт. Филофея как святого отражено также (кроме монографии Митреа) в Ватопедском синаксаре (Статья «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского»… абз. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010