Прочитавши рукопись, он наше в ней довольно много выражений, требующих исправления. Я убедил его принять на себя труд исправить эти выражения и представить за тем акафист на благоусмотрение Св. Синода. И так делу этому дано надлежащее направление. Остается с терпением ожидать его окончания. Что скажу Вам о себе? Не могу пока жаловаться на свое положение в Северной Столице, хотя и претерпеваю под час нечто неприятное от действия здешней воды; но это, как говорят, неизбежная участь всех, вновь приезжающих в СПб. Не могу также жаловаться на служебные труды: они посильны. С кончиною старейшего члена Св. Синода надобно ожидать назначения нового, но уже не из белого духовенства“. —34— 1883 г. Брат покойного Костромского преосвященного 1413 , преподаватель Моск. Семинарии С. Д. Рождественский 1414 , по просьбе, моей выслал мне для прочтения письма к его почившему брату от разных иерархов, как-то: Филарета 1415 , Исидора 1416 . Иннокентия 1417 , Димитрия 1418 , Алексия 1419 , Леонида 1420 и др. По прочтении этих, более или менее интересных, манускриптов, я возвратил их г. Рождественскому при следующем письме от 19-го числа: „С признательностью возвращаю Вам архипастырские послания к вашему в Бозе почившему брату. С любопытством и не без пользы для себя перечитал я этих послания. В письмах этих Вы имеете прекрасное и многоценное наследство после своего усопшего брата. С утешением и назиданием можете перечитывать их время от времени. Некоторые письма, по моему мнению, можно было бы с пользою напечатать в каком-либо из духовных журналов. Вероятно, о. архимандрит Григорий 1421 , как человек уже опытный в делах подобного рода, не отказался бы распорядиться этим. Сколько он напечатал уже и писем, и резолюций покойного владыки Филарета“. 19-го же числа я получил письмо из Твери от А. К. Жизневского. Он писал от 18-го числа: „Я был весьма обрадован письмом Вашего Высокопреосвященства и вашим ревностным участием к делу восстановления древних храмов Вознесенского и Микулинского. К сожалению, заключающаяся в письме вашем сведения относительно времени вашего приезда в Тверь сильно обескрылили наши эгоистические надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1414 Фридрих Каспар Давид (1774–1840) – немецкий живописец. Представитель раннего романтизма. Глубоко одухотворенные, часто меланхолически-созерцательные пейзажи («Двое, созерцающие луну», 1819–1920 и др.). 1416 Не слишком серьезная на первый взгляд параллель нестеровской картины с «Афинской школой» Рафаэля, как мы увидим ниже, вполне правомерна и даже достаточно глубока. 1419 Соответствующая статья И. Роднянской («С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский: к философии дружбы») помещена в книге: П. А. Флоренский и культура его времени. Марбург, 1995. С. 115–129. 1421 Троцкий (наст. фам. Бронштейн) Лев Давидович (1879–1940) – российский политический деятель. В социал-демократическом движении с 1896 г. В 1905 г. в основном разработал теорию «перманентной» (непрерывной) революции: по мнению Троцкого, пролетариат России, осуществив буржуазный, начнет социалистический этап революции, которая победит лишь при помощи мирового пролетариата. В 1917 г. председатель Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания. Острая борьба Троцкого с И. В. Сталиным за лидерство закончилась поражением Троцкого – в 1924 г. взгляды Троцкого объявлены «мелкобуржуазным уклоном» в РКП(б). В 1927 г. исключен из партии, выслан в Алма-Ату, в 1929 г. – за границу. Подверг резкой критике сталинский режим как бюрократическое перерождение пролетарской власти. Инициатор создания 4-го Интернационала (1938). Убит в Мексике агентом НКВД испанцем Р. Меркадером. 1422 Мнение Р. Гальцевой, выраженное в интервью с немецким богословом И. Шельхазом. См.: Флоренский сегодня: три точки зрения//Вопросы философии. 1997. 5. С. 147. 1423 Схема Фауста в жизненном пути Флоренского снимается его мученической кончиной: Флоренский еще в этой схеме, когда изучает водоросли в лагере; но когда его ведут на расстрел – он уже вне всяких схем. 1425 По предположению жены Флоренского, мыслитель принял бы участие в разработке атомной бомбы, доживи он до 40-х годов. 1426 Трагедия Гете для русской истории оказывается пророчеством. В наши дни обнаруживаются плоды цивилизаторского дела, в котором участвовал Флоренский-Фауст. Процветание страны и свобода народа остаются делом проблематичным. Налицо же – окончательная гибель органического строя жизни и человека старого русского типа: «И уходит в даль с веками/То, что радовало взгляд!».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Всех более распространен и развит был тип Бэлит, жены димиурга Бэла. Она по преимуществу и почти исключительно упоминается в призываниях богов, тогда как имена Анат и Давкина в молитвах и в гимнах почти не встречаются 1414 . Самый тип этих богинь с именем Анат и Давкина представляется в чертах очень неопределенных и сливается с типом той же Бэлит; Бэлит – Belit, Βλτις, т. е. «владычица, госпожа», у Геродота Милитта, – имя, под которым она и известна по преимуществу, и которое значит; «родительница или рождение» 1415 , есть богиня производительных сил природы, как и сам Бэл, «omniparens dea». Подобно египетской Изиде, она «многоименна», – по преимуществу же называется «верховной богиней, владычицей мира, матерью богов, женой великих божеств, царицей земли и плодородия 1416 . Одна из надписей говорит, что она «натирает элементы мира; как румяна – лицо» 1417 , или румянит стихии природы, – образное, но очень характерное представление животворной силы, олицетворяемой женой димиурга Бэла. Что же именно в природе представляла собой Бэлит, или Милитта, известная во всей Сирии, – на это, как и на вопрос о значении самого Бэла, с точностью отвечать трудно. По-видимому, в понятии о Бэлит, или Милитте есть и небесная стихия, как несомненно есть она и в идее самого Бэла. Геродот называет ее Уранией, или Афродитой – Уранией (небесной) 1418 . Частнее – находят причины видеть в ней богиню луны, которая на всем востоке признавалась источником плодотворной силы. Столько же оснований признавать в ней, как в египетской Изиде, олицетворение и рождающей силы земли, оплодотворяемой силой небесного света, который представляет собой Бэл – её муж. Всего вероятнее, что с понятием о Бэлит связывалось более частное представление о влажном элементе в материи, который и в Египте считался источником жизни 1419 . Очень часто она носит имя Tihavti, что значит: море, бездна. У Бероза она названа поэтому же Θαυτθ, что сам он переводит греческим θλασσα 1420 . Усвояемый ей вместе с Истар (Istar) эпитет: «Zerpanit», или «Zarpanit», под которым она известна была в вавилонском культе и который значил «производительница семян», в корне своем происходит от слова капать, дождить 1421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Распространение идей христианского государства пало на такое время, когда громадные территориальные изменения, происшедшие вследствие секуляризации епископств и аббатств и вследствие наполеоновских войн, потребовали нового распределения церковных округов, а равно новой дотации церковных институтов, взамен секуляризованного имущества. Поэтому в первой половине нынешнего столетия вообще происходили весьма деятельные сношения между правительствами разных германских государств и римским папой, ознаменовавшиеся заключением конкордатов баварского, прусского и других 1416 . § 200. Теория правового государства (rechtsstaatliche The­orie) 1417 Co второй половины настоящего столетия усиленно разрабатывается в науке и проводится в практике теория правового государства. Корни этой теории находятся в естественном праве, но она одинаково старается избежать как той ошибки , в которую впали деятели французской революции, провозгласившие свободу гражданина и свободу совести и в тоже время насиловавшие эту свободу, так и полицейского вмешательства во все внутренние дела церкви. Внешним поводом к пробуждению идей естественного права и к выработке их в теорию правового государства послужили некоторые церковно-политические явления, казавшиеся для многих несомненными симптомами поворота к иерократической системе средних веков. Сюда относятся именно: австрийский конкордат 1855 г., издание римской церковью в 1864 г. перечня заблуждений (syllabus errorum), которыми болеет современное человечество, и провозглашение догмата папской непогрешимости Ватиканским собором 1869 – 1870 г.г. Австрийский конкордат предоставлял католической религии «все те права и преимущества, которыми она должна пользоваться по определению Божиему и по каноническим постановлениям. Это общее определение, равно как некоторые частные пункты в конкордате, давали справедливое основание опасаться, что конкордатом санкционировано применение и всех тех канонических постановлений, которым требуется для католической церкви исключительное господство с искоренением еретиков государством, высшая власть в светских делах и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

507 . Celletti М. Ch., Sauget J.-M. Onofrio//BibS 9. Roma 1967. 1187–1201. Осн. изданием пространного жития в редакции преп. Пафнутия остается: 508 . AS Iunii [sub Iunii 12]. Antverpiae 1698. 527–533. Новейшие работы касаются издания и иссл-ния более позднего Жития св. Онуфрия, составленного Николаем Синайским (BHG 1381–1381а). 509 . Crum W. E. Discours de Pisenthius sur Saint Onnophrius//ROC 1915–1917. 20. 38–67. [По коптским материалам]. 510 . Halkin F. La Vie de Saint Onuphre par Nicholas le Sinaïte//RSBN 1987. N. s. 24. 7–27. 511 . Kaster G. Onuphrius (Eunuphrius, Honufrius) der Gro βe//LCI 8. 84–88. 512 . Paschos P. B. ναχωρητικς μοναχισμς κατ τν Δ ανα. βος το Μεγλου νουφρου// Θεολογα. 61. 1990. 817–858. оттиск: θναι 1990. [Библ., изд. Жития по ркп. Cf. ЕВЕ ρ. 2560, ια α., φφ. 119 ν–138 ν, ил.]. Среди многочисл. авторов позднейших житий Онуфрия – Филофей Коккин (BHG 1380), см. 6 .1416, и Мануил Фила (BHG 1382с). (Пс.-) Макарий Египетский /Великий Прибл. 300–390. Один из величайших аскетов, основатель более сурового, по сравн. с общежительным, скитского подвижничества. Сведения о нем восходят, в осн., к апофтегмам, достоверность к-рых не всегда установлена, и к авторам, писавшим после кончины подвижника; помимо того, нередки смешения его с Макарием Александрийским . Макарий Великий не оставил соч.: все произведения, циркулировавшие под его именем, являются псевдэпиграфами. Жития BHG 999g-t 513 . Bunge G., Vogüé A. de. Quatre ermites égyptiens d’après les fragments coptes de l’Histoire Lausiaque/Ed. par Bunge G., Vogiüé A. de. Bellefontaine 1994. 514 . Vogüé A. de. Palladiana IV. La version copte de PHistoire Lausiaque. III. La Vie de Macaire d’Égypte//StMon 1992. 34. 7–28. Апофтегмы (CPG 2417; TLG 2109/11) Какие апофтегмы на самом деле восходят к Макарию, а какие приписаны ему, определить невозможно. См. PG 34, 236–261 [=TLG]. Некоторые апофтегмы сохранились только на коптском, изданы в кн.: Amélineau Е. Р. 4 .199). 515 . Vivian Т. Coptic Palladiana III: The Life of Macarius of Egypt//Coptic Church review. 2000. 21(3). 82–109.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

жал непонятный и враждебный мир. «Мы» и «они», своц и чужие – характерная черта сознания на стадии первобытности». 1412 И «чем более раннюю ступень развития мы возьмем, тем нагляднее это выступает. Авторы, изучавшие строй жизни и верования австралийцев, а том числе колдовство, магию, замечали распространенность эмоции страха или жути и связь ее с межобщинной или межплеменной неприязнью. Всякую болезнь, смерть и другие беды австралийцы норовили приписать колдовству людей чужого племени, чужой общины. Чаще всего подозрение падало не на определенное лицо, а вообще на чужую группу. О племенах Арнгемовой Земли этнограф Спенсер сообщал, что они «всегда больше всего боятся магии от чужого племени или отдаленной местности». По относящимся к племенам центральной Австралии словам Спенсера и Гиллена, «все чужое вселяет жуть в туземца, который особенно боится злой магии издали». То же писал миссионер Чалмерс о туземцах южного берега Новой Гвинеи: «Это состояние страха, которое испытывают взаимно дикари, поистине плачевно; они верят, что всякий чужеплеменник, всякий посторонний дикарь угрожает их жизни...». Реальная вражда и воображаемый вред сплетаются в одном отрицательном чувстве к чужакам». 1413 Сказанное относится и к другим первобытным племенам. 1414 Конечно, мы далеки от того, чтобы приписывать восточным славянам точно такие же переживания и ощущения. Но отрицать вообще по отношению к ним нечто подобное также нет оснований. Недаром даже в Древней Руси всякий, кто побывал за рубежом, надеясь найти там спасение и помощь, дома навсегда оставался под подозрением, поскольку «наши предки полагали, что такой человек не просто странный, но чужой, хотя бы и немного, но уже не свой». 1415 С учетом изложенного становится понятным убеждение древних в том, что общение с иноземцами таило серьезную опасность и требовало особых предосторожностей. 1416 Это убеждение было присуще и восточным славянам, что видно из поведения древлян и полян, засвидетельствованного летописью. 1417 К числу такого рода предосторожностей следует отнести установление специальных мест, где происходили встречи с иноплеменниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто-то со слов солдат рассказывал, что, когда они привезли владыку в рощу Баума, никто из них так и не мог решиться выстрелить в него. Они уже стали договариваться чтобы отпустить его с миром, дать ему уйти, но тут прискакал на коне известный бандит Яшка Курилов, выругал их за промедление и сам расстрелял владыку. Собираясь уезжать, он упал с лошади и сломал ногу. Народ просил разрешения похоронить владыку, но революционные власти не дали. А когда все же люди пришли на место расстрела, тела там не оказалось. Мама думала, что Бог забрал его... Некоторое время спустя мама увидела владыку во сне. Он сидел в обычном своем черном одеянии и обратился к ней с назиданием слушать во всем свою мать: – Будешь слушать, тогда окажешься здесь. При этом он указал рукой. Там было светло и празднично и куда-то шли люди. Владыка продолжал: – А не будешь, тогда пойдешь с ними, – он повел рукой в другую сторону, где было тревожно и сумрачно и брели люди, среди которых были священники» 208 . Горожане, узнав о расстреле владыки Пимена, устроили на Гостинодворской площади митинг и демонстрацию протеста. Об этом в 1994 году сообщил 94-летний житель Цимлянска, бывший боец отряда Петренко, Антон Станиславович Хомичевский. Об убийстве епископа Пимена он узнал, вернувшись осенью с Северного фронта. Его инициаторами Хомичевский называет Быкова, Завалишина, Гуринова. Однако взрыв народного возмущения был пресечен с помощью оружия. 156 Послания Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Изд. Фонда славянской письменности и культуры СССР. 1990. С. 14. 158 5 декабря 1917 г. Войсковой совет Семиреченского казачьего войска вынес решение о присоединении к Калединскому Юго-Восточному Союзу. Войсковой старшина Шебалин возглавил эту делегацию Семиреченского казачьего войска, которая должна была связаться с генералом Калединым в городе Новочеркасске»//А. Яковлев. Справка об Октябрьской революции и гражданской войне в Семиреченской области 1918 г. (Алма-Атинский обл. архив. Ф. 1416, о. 1, д. 9). 161

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Во Пскове в XV-м веке было два степенных посадника. Но в XIII-м, XIV-м и первой половине XV-ro не видно двух степенных посадников разом; напротив, один посадник указывается, как один правитель для означения времени, вместе с князем, в таких выражениях: при «псковском князе (таком-то) при посаднике (таком-то)». 63 С конца XIV-ro века являются и во Пскове, как в Новгороде, много лиц, носивших в одно и то же время звания посадников, но они отличались от степенного, который все-таки был один. В 1397 году являются разом два посадника, Сысой и Роман, но в то же время упоминается о степенном посаднике, который назывался Захарий Костроминич; 64 также упоминаются четыре посадника в 1406 и 1407 гг. – в последнем из годов этих указывается степенный посадник Юрий Филиппович. 65 В 1416 году во Пскове упоминается разом о четырех, в 1430– о многих посадниках разом, когда в то же время был один главный– Юрий Тимофеевич. При заключении мира, при отправке посольств везде деятелями посадники, но главный или степенный существует особо от них. Так в 1434 году посадник Селиверст Левонтьевич ездил заключать мир с Новгородом, а когда приехали Новгородцы во Псков, для окончательного постановления, там был главный или степенный посадник Иван Сидорович. 66 Трудно решить, упоминаемые, кроме степенного лица, носившими звание посадники все ли были старые посадники, или же быть может между ними разумелись некоторые посадники пригородов, или же, кроме посадника степенного и посадников в пригородах, существовали еще должности с названием посадников. Несомненно только, что во Пскове, как и в Новгороде, бывши раз степенным посадником, по сложении с себя этой должности, продолжал носить звание посадника. Так бывший степенным посадником в 1402 году, Ефрем, называется посадником и в 1407, хотя степенным был в то время иной. 67 Носившие звание посадников занимались разными общественными делами, например, в 1418 году из числа упомянутых в 1417 г. пяти посадников, один занимается устройством мостовой во Пскове, а другой со своею дружиною получил поручение заключить договор с Новгородцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В 1416-м году опять было клонилось к разрыву: 328 Новгородцы готовы были принять сторону Псковичей в их беспрерывных распрях с Орденом, но дело обошлось без последствий: скоро уладились недоразумения. 329 Через несколько времени опять возникли взаимные неудовольствия с Орденом; в 1420-м году, съехались с обеих сторон, и распря была улажена миром в Нарве. 330 Через два года опять сделалась размолвка. В Новгороде задержали иноземцев, а Ганзейцы начали захватывать русские суда. 331 Вслед за тем заключен был мир, и Ганза отдала Новгороду захваченные суда, но потом в 1442-м году возникло неудовольствие с Орденом, и вместе с тем распространилось и на иноземных купцов новгородской фактории. Задержали купцов в Новгороде, снова контора была закрыта, и Ганза поневоле должна была, по требованию Ордена, прекратить торговые сношения с Новгородом. Так было до 1448 года, когда снова заключили мир. Это была последняя вражда Новгорода с Орденом, в которую невольно впутывались интересы Ганзы. После падения независимости Новгорода и переселения его жителей, новгородская торговля упала; контора закрылась. Война, возникшая у Ордена, с Московиею, принявшей сторону Пскова, продолжалась до 1483 года. По сказанию ливонского историка Руссова, 332 Иван III-й придрался к тому, что в Ревеле казнили двух Русских; они были уличены – один в делании фальшивой монеты, другой в содомском грехе; – последнего сожгли живого. Ганза получила прежние права; но через одиннадцать лет наступил роковой удар вековому учреждению немецкой конторы в Новгороде. В 1494-м году сорок девять купцов – членов немецкого двора в Новгороде – были препровождены насильно в Москву; товары, суммою на 96,500 гривен, конфискованы; церковной утвари и весь дворовый обиход взят на государя. Уничтожились древние привилегии Ганзы, и затворились двери двора немецкого. 333 Как ни старалась немецкая новгородская контора вытеснить всякое совместничество других иностранцев в Новгороде, но не могла достичь этого вполне. Так в Новгород приезжали Фландрийцы и Ломбардцы; последние продавали Новгородцам произведения, получаемые с Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Переделка порядков управления, завершившаяся устройством фем, впервые начинает проявляться в V в. Из памятника (Notitia dignitatum), относящегося по происхождению к этому времени, видно, что в двух разбойничьих провинциях – Аравии и Исаврии – власть военная и гражданская соединена была в одном лице. Обыкновенно объясняют 1416 это явление тем, что реформа (отделение военной власти от гражданской) не ьбыла применена к этим двум провинциям – в них оставлен прежний порядок вещей, господствовавший и во всех других провинциях до конца Щ1 в. Но можно и иначе смотреть на дело, видеть в нем не продолжение, а возвращение к прежнему порядку. В VI в. новое устройство применяется энергичнее. Современный Юстиниану писатель, Лид (De magistratibus), констатирует факт распадения префектур претория и власти префектов на меньшие единицы. Слитие власти допущено было Юстинианом во многих местах: сначала он и в Аравии отделил власть гражданскую от воен-ной, поручив ее ведению модератора, но потом изменил свое решение и не только сосредоточил в Аравии обе власти в одних руках, но распространил тот же порядок на Писидию, Ликаонию, Фракию, Геленопонт, Паф-лагонию, Каппадокию и подтвердил его для Исаврии. 1417 Во всех этих странах была соединена власть гражданская и военная и основанием для применения этой меры Юстиниан выставлял в своих новеллах мятежный дух населения. Таким образом, еще до VII в. положено было начало той системе, которая потом названа техническим термином по имени греческих полков – фем. В науке после Финлея упрочился взгляд, что император Ираклий (610–641) первый сделал решительный шаг в деле устройства фем, а после него Лев III Исавр (718–741) частью реорганизовал, частью довершил новую систему. Этот взгляд, не имеющий для себя прямых документальных опор, а только косвенные доказательства, тем не менее должен быть допущен в том смысле, что эти императоры, много заботившиеся – первый об упорядочении администрации, второй сверх того о наиболее целесообразной организации военных сил, могли обратить серьезное внимание на систему, задатки которой положены были задолго до их времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010