Заметим, что довольно лапидарный рассказ славянской версии трудно соотносится с последовательностью событий в Евангелиях, что создает проблемы, но, как кажется, дополнительно опровергает гипотезу позднейшей фальсификации (которая как раз отталкивалась бы от евангельских текстов). – С другой стороны, именно на таком историческом фоне политических страстей особенно важно, что семиотика Входа в Иерусалим решительно противоречит милитаристически-победительному пониманию прихода мессианского времени: Царь въезжает в Свой город не на боевом коне, но на мирном осленке (по Мф 21:7 на ослице и осленке), во исполнение ветхозаветного пророчества: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима; се Царь твой грядет к тебе, [...] кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. [...] И Он возвестит мир народам..». ( Зах 9:9–10 ). При этом в самой готовности, с которой неизвестные владельцы осленка, кто бы они ни были, тотчас же соглашаются его предоставить, сказывается взволнованное настроение горожан, повсеместно ожидающих великих событий. 11:11. И вступил Он в Иерусалим, во Храм. Путь через восточные ворота, от Масличной горы и долины Кидрона, вводил непосредственно в ограду Храма. 11:15. Столы менял. В казну Храма принимались только монеты особой (тирской) чеканки, никоим образом не римские и не греческие; размен монет по довольно специфической таксе составлял важнейший источник доходов околохрамовой «мафии». И Ориген , и бл. Иероним интерпретировали эпизод изгнания торгующих и менял как увещание против будущих корыстных злоупотреблений внутри Церкви. С другой стороны, изгнание менял входит, согласно Ветхому Завету, в число знамений мессианского времени. Заключительные слова Книги Захарии (14:21), читаемые в Синодальном переводе: «...И не будет более ни одного Хананея ( [кенаани]) в доме Господа Саваофа в тот день», – могут иметь также значение: «И не будет более ни одного торгующего в доме Господа..».. В целом ряде ветхозаветных текстов лексема [кенаани] заведомо означает торговца (этимологически торговца пурпуром, затем торговца вообще, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

зубами железными и когтями медными; он пожирал и сокрушал, а остатки 49 попирал ногами. О овен, чьи рога сломлены, оставь зверя и не досаждай ему, чтобы он не пожрал и не погубил тебя. Не может овен устоять перед козлом. Как устоять перед страшным зверем, уста которого возглашают великое, и который на [все], что попадется ему, наваливается словно лев на свою жертву. Кто досадит льву, станет его добычей. Зверь сожрет того, кто разбудит его, и растопчет всякого, кто, проходя, попадется в его лапы. И не будет зверь убит до тех пор, пока не воссядет на престол Ветхий днями и не подойдет к Нему Сын Человеческий, Которому дана власть. Затем зверь тот будет убит, и тело его исчезнет, а царство Сына Человеческого будет царством вечным, и владычество Его во веки веков 50 . 7 . Успокойся, превозносящийся, не гордись. Если богатство твое превозносит твое сердце, то неужели его больше, чем у Езекии, который за то, что похвалился им перед вавилонянами, лишился всего и был уведен в Вавилон 51 . А если сыновьями своими гордишься ты, то они будут отняты от тебя (197) [и отданы] зверю, подобно тому, как были отняты сыновья царя Езекии 52 , и стали евнухами во дворце царя Вавилонского 53 . А если мудростью своей гордишься ты, то не мудрее ты начальствующего в Тире, которого порицал Иезекииль, говоря ему: Премудрее ли ты Даниила, или ты видел тайное своей мудростью? 54 А если по причине многих лет ты превозносишь себя, то не будет их более чем у начальствующего в Тире, правившего царством [своим] во все дни двадцати двух царей 55 иудейских (что составляет четыреста сорок лет). Когда умножились годы жизни царя тирского, то говорил он постоянно в сердце своем: Я бог, восседаю на седалище божием в сердце морей 56 . Вот что Иезекииль сказал ему: Ты человек, а не Бог 57 . Ибо пока непорочно среди огнистых камней 58 ходил начальствующий в Тире, милость была на нем, а когда превознеслось его сердце, то погубил 59 его херувим осеняющий 60 . 8. И что это за «огнистые камни», если не сыновья Сиона и сыновья Иерусалима? 61 Ведь прежде во дни Давида и во дни Соломона, сына его 62 , Хирам был дружен с домом Израиля 63 . Когда же пленили их и увели из страны своей, то, обрадовавшись тому, пустился он в пляс и не (200) вспомнил дружбу с домом Давидовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

И волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен (твоими) кудрями . Здесь показана царская слава Израиля, ибо пурпур – цвет царских одеяний. Волос – вершина главы, царство – венец Израиля. Иерусалимская Библия усматривает здесь прикровенное указание на царя Тирского, союзника Давида и Соломона, с которым был связан (увлечен) царь Соломон, пользуясь его помощью при строительстве храма. Географически – гора Кармил и Финикия, как голова и кудри. Царь увлечен... Не только праведники увлечены Господом и Его благодатью, но и Он увлечен ими, они желанны Ему. Так Давид – муж по сердцу Господа, а Даниил – «муж желаний» Его. И вот Небесный Жених Ягве восторгается Своей Невестой – народом Своим: Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей, как от яблоков. Пальма по-еврейски «тамар», отсюда библейское женское имя Фамарь (Тамара). Вечнозеленая, стройная, прекрасная пальма – символ библейского праведника. «Праведник цветет, как пальма» ( Пс. 91:13 ). Пальмовая ветвь также символ победы. Пальмовые ветви преподносились победителю при его торжественном возвращении с поля брани. Образ пальмы – это образ Израиля во времена царствования Давида и Соломона. Груди твои похожи на виноградные кисти . Радостью и весельем упоевался Израиль в то благословенное время. Влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда... Не только израильтяне, но и Сам Господь находил тогда радость во Израиле, был влеком любовью к своему народу, в благочестии и славе тогда находящемуся. И запах от ноздрей, как от яблоков. Через ноздри выдыхается воздух. Это молитвы и жертвоприношения Израилевы, приятным благоуханием восходящие к престолу Ягве. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. «Из уст младенцев... Ты устроил хвалу» ( Пс. 8:3 ). «Хвала Ему в устах моих» ( Пс. 33:2 ). «Уста мои изрекут премудрость» ( Пс. 48:4 ). Так хвала и славословие, как отличное вино , истекают из уст праведников. Их молитва и славословие течет прямо к Другу , к Небесному Жениху, к Ягве; и услаждает уста утомленных этой жизнью и грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И так же тело Христово, т. е. Церковь, называется Христом, например в словах: «Вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29), ибо несколько выше апостол сказал: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3:16). И еще: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1Кор. 12:12). Так точно и диаволово тело, глава коему — диавол, т. е. множество нечестивых, в особенности же тех, которые отпадают от Христа или Церкви, как бы спадая с неба, называется диаволом, и многое, что приличествует не столько главе, сколько телу и членам, в иносказательном смысле относится к этому телу. Таким образом, под денницей, которая всходила утром и пала, можно разуметь род отступников или от Христа, или от Церкви; ибо как он обращается к тьме, лишившись света, носителем которого был, так и те, которые обращаются к Богу, переходят от тьмы к свету, т. е. бывши тьмою, становятся светом. Глава XXV    Также и под образом князя Тирского разумеют диавола, и слова пророка Иезекииля: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены...» (Иез. 28:12-13), и т. д., приличествуют не столько самому духу — князю лукавства, сколько телу его. Ибо раем называется Церковь, как читаем в Песни Песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12). От нее отпали еретики или видимо, телесным образом, или скрыто, духовным образом, для видимости оставаясь в ней, ибо им нужно было не столько познать путь правды, сколько, познав его, опять отвратиться от проповеданной им святой заповеди. Этот непотребнейший род описывает Господь, когда говорит, что нечистый дух выходит из человека, потом возвращается с другими семью и водворяется в доме, который нашел уже вычищенным; «и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– «И ты сделался богатым и весьма славным среди морей». Слав. точнее: «и насытился еси и отягчал зело в сердцах морских». Имеется в виду ближайшим образом тяжелый груз корабля. Речь возвращается к покинутому еще в 9 ст. сравнению Тира с кораблем. Иез.27:26 .  Гребцы твои завели тебя в большие воды; восточный ветер раз­бил тебя среди морей. Описывается гибель корабля – Тира. Причиной ее были 1) безрассудная отвага, с которою кормчие завели корабль в большую глубину, т. е. смелая политика Тирского правительства и 2) «восточный ветер», самум или сирокко (LXX и Вульг. «южный», потому что в Палестину приносится с юга), обычно губивший множество кораблей в Средиземном море ( Пс 77.26 ; Деян 27.14 и др.), т. е. халдеи, ср. Иез.17.10 . Иез.27:27 .  Богат­с­т­во твое и товары твои, все склады твои, корабельщики твои и кормчие твои, заделывав­шие про­бо­ины твои и распоряжав­шиеся торговлею твоею, и все ратники твои, какие у тебя были, и все множе­с­т­во народа в тебе, в день паде­ния твоего упадет в сердце морей. Перечисление всего громадного и ценного содержимого корабля усиливает сожаление о гибели его. «Корабельщики», «кормчие» отсылают к ст. 8, «заделывавшие пробоины» (слав. «советницы» в смысле «инженеры») и «распоряжавшиеся торговлею твоею» («для производства торговли твоей» – ст. 9; слав. «смесницы от смесников твоих» – может быть, представители от соучастников торговли) – к ст. 9, «ратники» – к ст. 10 и 11. «Все множество народа» – может быть, исчисляемые с 12 ст. торговцы с Тиром. Иез.27:28 .  От вопля кормчих тво­их содрогнут­ся окрест­ности. «Окрестности». Хотя евр. миграги в других местах имеет такое значение, но здесь оно ослабляло бы силу мысли: падение Тира устрашит не окрестности лишь его; посему LXX: «страхом (убоятся)»; Вульг. classes. Иез.27:29 .  И с кораблей сво­их сойдут все гребцы, корабельщики, все кормчие моря, и станут на землю; С погибелью такого большого корабля (Тира) никто не может чувствовать себя безопасным на корабле: морская торговля меньших приморских городов ( «кораблей») ограничится сушей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез. 27 :30. И зарыдают о тебе голосом своим, и скорбно возопиют, и положат землю на голову свою и упадут во прах. Иез. 27 :31. И остригут по тебе волосы до гола и оденутся во вретище, и восплачут о тебе в горести душевной, и от горького плача придут в изступление 737 . Иез. 27 :32. И сыновья их поднимут о тебе плач и воспоют 738 плачевную песнь о тебе: „кто, как Тир, умолкнувший среди моря? какую прибыль получил ты от моря? Иез. 27 :33. Ты наполнил страны богатством своим и чрез союзников своих ты обогатил всех царей земли. Иез. 27 :34. А ныне ты погиб в море, во глубинах водных союзники твои 739 , и все сонмище твое 740 пало среди тебя и все гребцы твои“ 741 . Иез. 27 :35. И все жители островов уныли о тебе и цари их чрезмерно ужаснулись, омочилось слезами лице их. Иез. 27 :36. Купцы народов будут свистать о тебе, говоря: „предназначен 742 ты на погибель и более во веки не будет тебя“, говорит Господь Бог. Глава 28 Иез. 28 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 28 :2. Ты, сын человеческий, скажи князю Тирскому: так говорит Господь Бог: за то что вознеслось сердце твое и ты сказал: „я-бог, я поселился в жилище божием, в сердце морском“, а ты-человек, а не Бог, и сочел сердце свое сердцем Божиим; Иез. 28 :3. Ужели ты премудрее Даниила? но ведь мудрецы не научили тебя мудрости своей 743 ; Иез. 28 :4. Ужели ты искусством своим или разумом своим приобрел себе богатство и собрал в сокровищницы свои серебро и золото? Иез. 28 :5. Или большою мудростию своею и торговлею своею умножил ты богатство свое? и возгордилось сердце твое богатством твоим; Иез. 28 :6. За то, так говорит Господь Бог: так как ты сердце свое сочел сердцем Божиим, Иез. 28 :7. За сие вот Я наведу на тебя иноземцев, лютейших 744 из народов, и извлекут 745 мечи свои на тебя и на красоту искусства твоего, и предадут 746 истреблению красоту твою; Иез. 28 :8. И сведут тебя в (могилу), и умрешь смертию убитых в сердце морском. Иез. 28 :9. Ужели ты скажешь пред убийцами твоими: „я-бог“? А ты ведь в руках убийц твоих человек, а не Бог.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иез. 28 :10. Смертию 747 необрезанных ты умрешь от руки иноземцев, ибо Я сказал, говорит Господь Бог. Иез. 28 :11. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 28 :12. Сын человеческий! подними плач о князе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты-печать подобия 748 , полнота 749 премудрости и венец красоты! Иез. 28 :13. Ты был в сладости рая Божия, всяким драгоценным камнем был украшен: сардоликом 750 , и топазом, и смарагдом, и гиацинтом, и анораксом, и сапфиром, и иасписом, и серебром, и золотом, и янтарем 751 , и агатом, и аметистом, и хризолитом, и бериллом, и алмазом 752 , и золотом ты наполнил сокровищницы свои и кладовыя свои, с того дня, как ты создан был. Иез. 28 :14. С херувимом поместил Я тебя на горе Святой Божией, ты был среди огнистых 753 камней. Иез. 28 :15. Ты был непорочен в жизни своей с того дня, как ты создан был, пока не найдены были неправды 754 в тебе. Иез. 28 :16. От обширной торговли своей ты наполнил сокровищницы свои беззаконием, и согрешил, и поражен 755 с горы Божией, и низверг тебя херувим осеняющий из среды огнистых камней. Иез. 28 :17. Возгордилось сердце твое красотою твоею, но погибло искусство твое с красотою твоею, за множество грехов твоих Я поверг тебя на землю, пред царями Я предал тебя на позор 756 . Иез. 28 :18. Множеством грехов своих и неправдою в торговле своей осквернил ты святыню свою, и Я изведу огонь из среды твоей, он пожрет тебя, и повергну тебя в прах на земле пред всеми, видящими тебя. Иез. 28 :19. И все знающие тебя среди народов будут стонать о тебе: ты назначен 757 к погибели и не будет тебя более во веки 758 . Иез. 28 :20. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 28 :21. Сын человеческий! обрати лице твое на Сидон и прореки о нем и скажи: Иез. 28 :22. Так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Сидон, и прославлюсь в тебе, и узнаешь, что Я-Господь, когда произведу над тобою суд и в тебе явлю святость 759 Мою. Иез. 28 :23. И пошлю на тебя смерть, и польется кровь на улицах твоих, и падут пораженные мечем среди тебя, у тебя и вокруг тебя, и узнают, что Я-Господь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иез.28:3 .  вот, ты пре­мудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя; Замечательное свидетельство о той славе, которую снискал себе Даниил объяснением снов Навуходоносора (ср. Дан 4.6 ). Хотя Иезекииль имел в виду читателей из иудейских пленников, которым мог быть хорошо известен Даниил не только своею мудростью (дану по-санскритски «мудрый»), но пророк, по-видимому, предполагает, что и царю Тирскому не безызвестен этот первый мудрец тогдашнего востока: всемирная известность и значение Навуходоносора обеспечивала такую же известность и Даниилу. «Нет тайны, сокрытой от тебя». Слав. «премудрии не наказаша тебе хитростию своею» (не нуждаешься в учителях); евр. сатум «тайна» LXX придали личное значение, прочтя его, может быть, как Хартумом (вавилон. ученые), а гамам – «связывать» «закрывать» сочли арамейском гама – «узнавать, сообщать»; «хитростию» – дуплет первого слова следующего стиха. Иез.28:4 .  твоею мудростью и тво­им ра­зу­мом ты при­обрел себе богат­с­т­во и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; Второй грех Тирского царя, что он свою мудрость, этот дар Божий ему, на который древность смотрела как на сокровище, употребил только на приобретение тленного богатства. «Богатство», слав. точнее «силу» (значение; евр. хаил). Иез.28:5 .  большою мудростью твоею, по­сред­с­т­во­м торговли твоей, ты умножил богат­с­т­во твое, и ум твой воз­гордил­ся богат­с­т­во­м тво­им, – Ближе определяется, как Тир умом приобрел богатство: при помощи торговли; и указывается, к чему его привело богатство: к гордости. Иез.28:6 .  за то так говорит Го­с­по­дь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, Гордость эта постепенно достигла той ужасной меры, о которой сказано было уже в конце 2 ст. Иез.28:7 .  вот, Я при­веду на тебя иноземцев, лютей­ших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и по­мрачат блеск твой; «Иноземцев» – халдеев. – «Лютейших из народов». Может быть, имеются в виду дикие орды, бывшие в вавилонской армии; ср. Иез.7.21 и сл. – «Красы твоей мудрости» – великолепия, которым город, как и богатством, обязан был своей мудрости. Бросаются в глаза эти частые указания на мудрость Тира, чем пророк отдает ему должное, обнаруживая вместе с тем в себе высокого ценителя мудрости и науки. – «Помрачат» буквально «осквернят» (Тир считал себя священным); слав. «постелют» (убитыми и ранеными).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Иерусалим был украшен многими великолепными зданиями, каковы на Сионе: 1. Город Давидов и Крепость Давидова; 2. Дворец Давидов и Гробница Давидова; 3. Дом первосвященника Анны; 4. Дом Каиафы; 5. Дворец Соломонов; – на Акре: 1. Дом Маккавеев; 2. Амфитеатр; – на Везефе: Дворец Ирода. – Самым замечательным зданием Иерусалима был храм Иеговы. План и материал для постройки этого храма были заготовлены Давидом; он трудился более 30 лет над собиранием огромного количества золота, серебра и меди, чтобы воздвигнуть храм, великолепие которого соответствовало бы идее величия Божия. Соломон, вступив на престол, обратился к Хираму, царю Тирскому, с просьбой – прислать в Иерусалим искусных мастеров и кедровых дерев с Ливана. Место для храма было выбрано на холме Мориа, уже подготовленное Давидом. Соломон употребил почти невероятное число работников для построения храма. Он «обложил повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно, месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем... Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работы» ( 3Цар.5:13–16 ). Храм был построен по образцу скинии, но был обширнее и богаче подвижного храма. Внутренность храма была украшена всем, что только могло быть изобретено богатством и искусством того времени. Трапезы, светильники, всякие сосуды, – все было сделано из чистого золота. Все постройки и принадлежности храма были окончены в семь с половиною лет. Этот храм, со времени освящения своего, испытал множество превратностей: он был ограблен Сусакимом, царем Египетским, Ахазом, царем Иудейским, был осквернен нечестивым Манассиею и, наконец, разрушен Навуходоносором, как это было предсказано пророком Иеремиею ( Иер.26:6 ). Храм оставался погребенным под развалинами до 1-го года царствования Кира в Вавилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

– «Изгнал тебя Херувим». LXX сочли последнее подлежащим («и сведе тя херувим») в виду Быт 3.24 . Иез.28:17 .  От красоты твоей воз­гордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты по­губил мудрость твою; за то Я по­вергну тебя на землю, перед­ царями отдам тебя на по­зор. «Погубил мудрость». Неразумная политика по отношению к Навуходоносору. – «Повергну... на землю» – свергну с престола или св. горы. – «На позор» предполож. перевод евр. απ. λεγ.; слав. «во обличение». Иез.28:18 .  Множе­с­т­вом беззаконий тво­их в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и по­жрет тебя: и Я пре­вращу тебя в пепел на земле перед­ глазами всех, видящих тебя. «Святилища» едва ли разумеются языческие, напр., храм Мелькарта, а, должно быть, состояние невинности и чистоты, святость горы Божией, причем мн. ч. – pluralis majestatis. – «Огонь», «пепел» – указание на сожжение города, причем образ Тирского царя сменяется образом олицетворяемого города, что естественно при окончании речи. Иные видят здесь указание на феникса (мифологическое извращение идеи херувима) с его самосожжением. Иез.28:19 .  Все, знав­шие тебя среди народов, изумят­ся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки. Ср. Иез.27.36 . Рефрен плача над Тиром. Иез.28:21 .  сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него про­роче­с­т­во, Сидон – город, древнейший Тира ( Быт 10.19 ), названный уже в Тель-Амарнской надписи (Цидуна, в др. надп. Сидину, корень «охотиться», «ловля» (т. е. рыбная), издревле находился под гегемонией более могущественного Тира; так, по-видимому, было и при Иезекииле ( Иез.27.8 ); но при этом он чувствовал за собою известную самостоятельность (в Иер 25.22 и др. Сидонские цари называются подле Тирских). Судьба его в Ветхом Завете всегда связывается с Судьбою Тира ( Иер 47.4 ; Ис 23 ; Иоил. 3.4 ; Зах 9.2 ). После не совсем удачной, но все же ослабившей Тир 13-летней осады его Навуходоносором С. заступает его место: он был большим и могущественным городом, когда его разрушил Артаксеркс III Ох в 351 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010