Затем была рассмотрена петиция императору о созыве Вселенского Собора 18 столичных архимандритов, нек-рые из них, как оказалось, были ранее низложены архиеп. Анатолием. Их возглавляли Карос и Дорофей; последний открыто признавал Евтихия православным. Среди монахов находился и печально известный Варсума, наводивший ужас по всей Сирии; его присутствие вызвало раздраженные крики епископов: «Выгоните вон человекоубийцу! Анафема Варсуме!» и т. п. В др. петиции к Собору монахи просили восстановить Диоскора в прежнем достоинстве. Было уже оглашено архидиак. Аэтием 5-е прав. Антиохийского Собора о клириках, отделяющихся от своего епископа, специально прочитанное против архимандритов, когда сановники предложили дать им отсрочку в 2-3 дня, чтобы они «последовали вере, определенной святыми отцами» (ACO. T. 2. Vol. 1 (2). P. 120; ДВС. Т. 3. С. 33). Окончательно вопрос о монахах во главе с Каросом и Дорофеем был решен на заседании 20 окт. (в изданиях выделено как 18-е деяние). Поскольку монахи ссылались на то, что император будто бы обещал лично присутствовать на их диспуте с участниками Собора, пресв. и периодевт Александр сообщил ответ Маркиана: он препоручал дело монахов усмотрению Собора как высшей инстанции, поскольку, отмечал император, «что определит святой и вселенский Собор и подаст мне письменно, тому я следую, тем довольствуюсь, тому верую» (ACO. T. 2. Vol. 1 (3). P. 100; ДВС. Т. 3. С. 34). После прочтения 4-го и 5-го правил Антиохийского Собора против изверженных клириков, дерзнувших священнодействовать и отделяющихся от своих епископов, Собор, следуя просьбам сановников, дал Каросу, Дорофею и Варсуме с их единомышленниками отсрочку до 15 нояб. «на размышление о повиновении святому и вселенскому Собору» под угрозой отлучения и лишения «степени и всякого достоинства» (ACO. T. 2. Vol. 1 (3). P. 101; ДВС. Т. 3. С. 35). В этот же день был рассмотрен спор епископов Фотия Тирского и Евстафия Беритского (в изданиях выделено как 19-е деяние). На имя императора поступила жалоба по поводу захвата Евстафием 6 городов, подчиненных Тирской епархии (ACO. T. 2. Vol. 1 (3). P. 104-105; ДВС. Т. 3. С. 35-37). Пров. Финикия Приморская, имевшая своим гражданским и церковным центром г. Тир, была при имп. Феодосии II разделена на 2 новых адм. образования с центрами в Тире и Берите. Евстафий Беритский после 449 г. решил утвердиться как митрополит новой гражданской провинции, на что получил согласие Анатолия, архиеп. К-польского, и Максима, еп. Антиохийского. Но с этим был не согласен еп. Фотий; он продолжал рукополагать епископов в города Беритской провинции, в то время как Евстафий их низлагал. Собор, сославшись на I Всел. 4, посчитал, «что Церковь должна решать дело по своим канонам, не обращая внимания на императора». Первенство было оставлено за Тирской кафедрой (Болотов. Лекции. Т. 4. С. 301).

http://sedmitza.ru/text/758848.html

Из службы видно, что мощи Каллистрата источали чудеса в Царьграде при Иосифе песнописце. В службе воспевается и Гимнасий и цареградский храме называется его храмом, в коем он источал исцеления. Греческий текст Метафрастова жития издан в полном курсе Патрологии (Т. 115. 982). По Метафрасту мученики усечены 27 сентября.     Муч. Епихария. По месяцеслову Василия мощи ее, погребенные сенатором Феликсом, в X веке творили чудеса, освобождая притекающих к ней от бед и болезней. Издатели Деакий (Sept. VII. 478) полагают, что под Римом разумеется Константинополь, где были и мощи ее.     Апостолы Марк и Зина. В Деяниях св. (Sept. VII. 379) довольно пространное исследование, где доказываются против Барония и Тильмона, что нет никаких причин Иоанна Марка племянника Варнавы отличен от евангелиста Марк. В славянском прологе и минее вслед за стишным греческим прологом, аосходящим в 12 веку, Марк племянник Варнавы, еп. аполлониадский (30 окт.), отличается от св. Марка (25 апр.) и другого Иоанна Марка, ныне воспоминаемого, епископа вавилонского, спутника Павла и Варнавы. Это различение трех Марков в первый раз встречается в каталоге 70 апостолов, приписываемом Дорофею тирскому, но критики относимом к 6 веку. Об ап. Зине в Деян. св. (Sept. VII. 390) краткие сведения на основании послания ап. Павла к Титу (III. 12. 13), что он был ученик и сотрудник ап. Павла, что ок. 64 года, когда апостол писал свое послание Титу, он трудился в Крите вместе с Титом и апостол желал видится с ним в Никополе, не во Фракии, но в приморском городе Энира, названном по причине победы Августа над Антонием; он был епископом Лидды или Диосполя, по преданию, в позднейшее время записанному.     Мучч. братья калутинские и другие. В Деяниях св. (Sept. VII. 609) исследование на основании проложных сказаний, которые значительноо разнится между собою. В Славянском прологе о всех мучениках сказано, что они были в городе Антиохии писидийской от страны Фригии галатской. По другим сказаниям, когда обращены Марком пастух 30 воинов, пришедшие для взятия его, и посланы на усечение в Никею, сам Марк отправлен в Клавдиополь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архиппу, 19 или 20 февр.; 135 свт. Евстафию Антиохийскому, 21 или 22 февр.; 136 прп. Порфирию Газскому, 26 февр.; 137 мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску, 3 марта; 138 - 42 мученикам Аморейским, 6 марта; 139 на Благовещение Пресв. Богородицы, 25 марта; 140 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; 141 прп. Илариону Новому, 28 или 29 марта; 142 мч. Феофилу, 31 марта; 143-144 прп. Марии Египетской, 1 апр.; 145 мученикам Феодулу и Агафоподу, 5 апр.; 146 мч. Африкану и проч., 10 апр.; 147 сщмч. Антипе Пергамскому, 11 апр.; 148 сщмч. Симеону Персидскому и иже с ним, 21 апр.; 149 прп. Феодору Сикеоту, 2 или 22 апр.; 150 сщмч. Василию Амасийскому, 26 апр.; 151 прп. Симеону Новому, столпнику, и Георгию, брату его, 27 апр.; 152-153 ап. Иасону, 28 апр.; 154 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 или 29 апр.; 155 мученикам Авдию и Авдиисусу, 17 мая; 156 сщмч. Ферапонту, 27 мая; 157 мученикам Иустину Философу и иже с ним, 1 июня; 158 свт. Митрофану К-польскому, 4 июня; 159 сщмч. Дорофею Тирскому, 6 июня; 160 мученицам Зинаиде, Мамелхфе и 5 девам, 5 или 6 июня; 161 на перенесение мощей вмч. Феодора Стратилата, 8 июня; 162 мученикам Никандру и Маркиану, 5 или 8 июня; 163 сщмч. Гликерию, 9 июня; 164 прп. Онуфрию, 12 июня; 165 мц. Акилине, 13 июня; 166-167 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (акростих 1-го канона: Μανουλ, Σαβλ, Ισμαλ σβω πθ (Мануила, Савела, Измаила чту любовию), с именем автора в акростихе богородичнов; акростих 2-го канона: Ωδ πενιχρ μρτυσιν Γεωργου (Песнь скудная Георгия мученикам), с именем автора в метрическом акростихе); 168 мч. Зосиме, 19 июня; 169 мч. Асинкриту и иже с ним, 20 июня; 170 мученикам Иусту и Дуле, 20 июня; 171 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня; 172 преподобным Иоанну Готфскому и Давиду Солунскому, 26 июня; 173 прп. Сампсону Странноприимцу, 27 июня; 174 мученикам Косме и Дамиану, 1 июля, акростих: Χρυσ αρω τν Αναργρων χριν. Γεργιος (Златую славлю бессребреников благодать. Георгий); 175 «ин канон» на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, гл.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Владимиру, митр. Киевскому и Галицкому, глас 2 Веры Православныя непорочный блюстителю/и заповедей Христовых усердный исполнителю,/священномучениче Владимире,/Христа всем сердцем возлюбив,/паству твою добре упасл еси,/незлобиво мученическую смерть приял еси./Сего ради в вечной славе пребывая,//моли спастися душам нашим. Перевод: Веры Православной непорочный блюститель и заповедей Христовых ревностный исполнитель, священномученик Владимир, Христа всем сердцем возлюбив, паству твою хорошо упас, кротко принял мученическую смерть. Потому в вечной славе пребывая, моли о спасении наших душ. Григорию V, патриарху Константинопольскому, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш,/укрепивый Божественнаго патриарха,/низпославый тому свыше Свою благодать,/имже и нас свободил еси от работы вражия,//Человеколюбче, слава Тебе. Перевод: Благословен ты, Христос Бог наш, давший силу святому патриарху и ниспославший ему свыше Свою благодать, тем же и нас освободил от рабства врагу, Человеколюбец, слава Тебе. Дионисию Ареопагиту , еп. Афинскому, глас 4 Благости научився, и трезвяся во всех,/благою совестию священнолепно оболкся,/почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная,/и веру соблюд, равное течение совершил еси,/священномучениче Дионисие ,//моли Христа Бога, спастися душам нашим. Перевод: Добродетели обученный и умеренный во всем, доброй совестью достойно священства облеченный, ты от Павла почерпнул – сосуда избранного – неизреченное и, веру сохранив, окончил равный с ним путь, священномученик Дионисий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших. Дорофею, еп. Тирскому, глас 5 Нищелюбием обогатився/и милость воздержания источив,/наслаждения Царствия Небеснаго сподобися,/страдальчески беды приим по стаде своем,/и апостолом обретеся ссельник,/отче священномучениче Дорофее,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Обогатившись любовью к оказанию помощи нищим и изливая милость от воздержания, ты удостоился наслаждения в Царствии Небесном, мученически приняв страдания за стадо свое, и поселившись (в Царствии Небесном) вместе с апостолами, отче священномученик Дорофей, моли Христа Бога о спасении наших душ.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Скачать epub pdf Собор св. 70-ти апостолов Кроме 12 апостолов, Господь наш Иисус Христос , по свидетельству св. евангелиста Луки, избрал еще 70 «и яви Господь и инех семьдесят и посла их по двема пред лицем своим, во всякий град и место, аможе хотяше Сам ити» (X, 1). В книгах Нового Завета не перечисляются эти св. апостолы. Церковный историк Евсевий (ок. 340) пишет: «имена (12) апостолов, Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет» (Церк. История, 43 стр.). Предполагают, что в числе 70-ти апостолов, избранных Самим Спасителем, были: Иосиф Варсава, прозванный Иустом ( Дeяh. I, 23 ), Иосия (или Иосиф) Варнава ( Дeяh. IV, 36 ), евангелист Лука и Клеопа ( Лyk. XXIV, 13 ), Сосфен (по мнению Евсевия, Церк. Ист., стр. 43). В первый раз перечисление 70-ти апостолов встречается в списке, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (361 г.), но в этот список включены и такие лица, в существовании которых можно сомневаться, как-то: Кифа (имя, данное ап. Петру. См. Гaлam. II, 9 ), Кесарь («сущий от дому Кесаря», т. е. уверовавшие во Христа от Царского дома, Филипп. IV, 22). О списке 70-ти апостолов, известном под именем списка св. Дорофея, но в действительно относящемся к позднейшему времени, св. Димитрий, митрополит Ростовский, по указании разных погрешностей, замечает: «Суть же и ина многа в том, под именем св. Дорофея, писанном от кого либо сказания сумнительная».. (Четьи Минеи, Янв. 4, л. 41), и затем Святитель представляет исправленный список св. 70 апостолов, «составленный с опасным рассмотрением от божественного Писания. По этому списку, за малым исключением 1 , представляются некоторые сведения о 70-ти св. апостолах. 1 . Святой апостол Иаков, брат Господень. 2 . Святой апостол и евангелист Марк. 3 . Святой апостол и евангелист Лука. 4 . Святой апостол Клеопа. 5 . Святой апостол Симеон или Симон. 6 . Святой апостол Варнава . 7 . Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст. 8 . Святой апостол Иуда. 9 . Святой апостол Анания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦИЙ [Лукий; греч. Λοκιος; лат. Lucius] (I в.), ап. от 70 (пам. 10 сент. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 июня). Л. упоминается в Послании к Римлянам, он приветствовал из Коринфа рим. христ. общину (Рим 16. 21). Л. назван «сродником» ап. Павла вместе с Иасоном и Сосипатром , что указывает на его евр. происхождение. Имя Луций являлось одним из 18 лат. преноменов (личных имен) и было широко распространено по всей империи. Ряд исследователей считают, что имя Лука является сокращенной формой от имени Луций (напр.: Deissmann. 1927. P. 435-438; Cadbury. 1933. P. 491). Среди исследователей вопрос об идентификации Л. с одноименными новозаветными персонажами вызывает разногласия. Отождествление Л. с Луцием Киринеянином (Деян 13. 1) одни авторы считают возможным (напр.: Sanday, Headlam. 1902. P. 432; Gillman. 1992. P. 396), другие - маловероятным ( Bruce. 1985. P. 264-265; Fitzmyer. 1993. P. 748; Idem. 1998. P. 496; Dunn. 2002. Р. 909; Jewett. 2007. P. 977). Гипотезу Г. А. Дайсмана о том, что Л. может являться одним лицом с ап. и евангелистом Лукой , поддерживают лишь немногие комментаторы НЗ (напр.: Dunn. 2002. Р. 909), большинство же исследователей отвергают ( Bruce. 1985. P. 264-265; Fitzmyer. 1993. P. 748; Idem. 1998. P. 496 и др.). B «Апостольских постановлениях» (IV в.) говорится, что ап. Павел рукоположил Л. во епископа Кенхрейского (Κεγχρεν - Const. Ap. VII 46). Однако в каталогах апостолов от 70, приписываемых свт. Епифанию Кипрскому (V-VI вв.) и Дорофею Тирскому (кон. VII-VIII в.), утверждается, что Л. (Λοκιος), упомянутый в Послании к Римлянам, стал епископом Лаодикии Сирийской (PG. 10. Col. 956; Vitae prophetarum. Р. 123, 140; Écrits apocryphes chrétiens/Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2. Р. 479), о его епископстве там сказано и в каталоге, атрибутируемом Ипполиту Римскому (VII-VIII вв.) (Vitae prophetarum. Р. 140; Écrits apocryphes chrétiens. P., 2005. Vol. 2. Р. 479). При этом в греч. и лат. списках каталога Дорофея Л. назван Лукой (Λουκς - Vitae prophetarum. Р. 140; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. Vol. 108. N 1. P. 65).

http://pravenc.ru/text/2110916.html

В источнике VII в.- Пасхальной хронике - сообщается, что К. проповедовал во времена Нерона и был похоронен в Галлии (Chron. Pasch. 220//PG. 92. Col. 610). Тем не менее в визант. каталоге апостолов от 70, приписываемом свт. Епифанию Кипрскому (V-VI вв.), сказано, что К. был епископом Халкидона (?) в Галлии (Χαλκηδνος τς ν Γαλλ; возможно, Халкис (Халкида)? - Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 477), где и претерпел мученическую кончину во времена имп. Траяна, и был погребен там (Vitae prophetarum. 1907. Р. 120); информация о том, что он был епископом Халкидона, содержится в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 136). В списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому, говорится, что К. был епископом Карфагена (Καρχηδνος) (Ibid. Р. 168). В византийских Синаксарях под 30 июня, в день памяти Собора всех апостолов, о К. сказано, что он проповедовал в Галлии, где и упокоился в мире (SynCP. Col. 782). Под 30 июля память К. указана в визант. стишном Синаксаре 1071 г. (Paris. gr. 1617) вместе с памятью апостолов Силы, Силуана, Епенета и Андроника. О К. говорится, что он был епископом Карфагена (Καρχηδνος) в Галлии (SynCP. Col. 856). Между тем в сказании под 9 июля из Синаксаря К-польской ц. сказано, что ап. Павел рукоположил К. в Галатии (SynCP. Col. 808). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память К. совершается 30 июля вместе с памятью тех же апостолов ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 345). В славянских стишных прологах под 30 июля и в ВМЧ присутствует только память апостолов Силы и Силуана ( Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишният Пролог. Пловдив, 2013. Т. 11 С. 64; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 334-336 (2-я паг.)). В слав. традиции память К. закрепилась под 4 янв. в Соборе апостолов от 70 как епископа Кархидона в Галлии ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 8), а под 30 июля архиеп. Сергий отмечает, что, согласно заметке в греческой Минее, К. был епископом Нов. Кархидона в Испании (Там же.

http://pravenc.ru/text/2459071.html

«О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu - ок. I-V вв. по Р. Х.; CAVT, N 213), ставшего основным источником агиографических преданий о нем. В наиболее ранней рецензии этого сочинения, приписываемой Дорофею Тирскому, имя Наум переводится, вслед за мнением блж. Иеронима, как παρκλησις (утешитель), и далее, после краткого изложения его пророчества и сообщения о месте в каноне Малых пророков (он назван 7-м) говорится, что Н. происходил из г. Ελκσιν, расположенного по др. сторону от Βηταβαρν (вероятно, это искаженная передача названия евр. сел. Бет-Гуврин,     - Елевферополь - Schwemer. 1997. S. 622). В основной рецензии, приписываемой свт. Епифанию Кипрскому, указано, что это место находится «по другую сторону Иордана» в Βηγαβρ (De prophetarum vita et obitu//Vitae prophetarum. 1907. P. 20). В др. рецензии под именем этого автора сообщается, что Н. был сыном Елкесея (υς Ελκεσαου) и происходил из местечка Ιεσβ (Ibid. P. 57). В анонимной рецензии соч. «О жизни и смерти пророков» сказано, что Н. происходил из Елкесы, расположенного по др. сторону от Ишбегарима (Ισβηγαβαρν (?), название места повреждено - Ibid. P. 85) и что Н. после прор. Ионы обратил свое «знамение» (τρας в значении «пророчество» - Schwemer. 1997. S. 622) к Ниневии: она будет уничтожена от свежих вод и подземного огня, что и произошло. Окружающее ее море затопило город во время землетрясения, а огонь пришел из пустыни и спалил верхнюю часть Ниневии. В конце сказания сообщается, что Н. упокоился в мире и был похоронен на своей родине (Vitae prophetarum. 1907. Ibid. P. 32). Сведения из рецензии Дорофея приведены в «Пасхальной хронике» (1-я пол. VII в.- Chron. Pasch. Vol. 1. P. 281). В Синаксаре К-польской ц. (архетип Х в.) память Н. отмечена под 1 дек. со сказанием, в котором сведения заимствованы из основной версии соч. «О жизни и смерти пророков», с небольшими отличиями: в начале говорится, что Наум означает «я утешитель всех, или мысли, или же предположения (πληψις)», место его рождения представлено как находящееся «по ту сторону Βαθαρεμ».

http://pravenc.ru/text/2564746.html

в Риме ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 27. 6. 7), утверждает, что ап. Павел упомянул К. в Послании к Римлянам (Ibid. 27. 6. 3). Также имя К. встречается как обозначение 3-го Римского епископа без связи с текстом ап. Павла (см., напр.: Iren. Adv. haer. III 3). В Пасхальной хронике (VI в.) среди списка апостолов от 70 о К. сказано, что он упомянут в Послании ап. Павла к Филиппийцам (Chron. Pasch. P. 402), но в др. местах он именуется 3-м епископом Рима (Ibid. P. 467). Эта же традиция отождествления К. прочно закрепляется в визант. историографии ( Phot. Bibl. Cod. 112-113). Тем не менее во мн. совр. исследованиях подобные ассоциации рассматриваются не более чем предположения, основанные на совпадении имен, а не на надежных исторических свидетельствах ( Norris. 1962; O " Gillman. 1992. P. 1055; Lightfoot. 1999. P. 168-171; Hawthrone. 2004. P. 241). Тем более что раннехрист. традиция преимущественно представляет Климента I Римского как ученика ап. Петра, а не ап. Павла (см., напр.: Tertull. De praescript. haer. 32). Уже к V в. формируется представление о К., независимое от его отождествления с Климентом I. Сведения о К. содержатся в визант. каталогах апостолов от 70: в списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, говорится, что К., упомянутый в Флп 4. 3, «первым из язычников и эллинов уверовал во Христа (устойчивая формула этого памятника для мн. апостолов.- Авт.) и стал епископом Сардики (Σαρδικς)» (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 124-125). Точно такая же информация повторена в каталоге, к-рый атрибутируется Дорофею Тирскому (Ibid. P. 141-142), и в пространной редакции визант. хроники X в., известной под именем Симеона Логофета (Ibid. P. 182). В списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому, К. уже именуется епископом Сардинии (Σαρδινς) (Ibid. Р. 170). Примечательно, что в др. версии списка, приписываемого Епифанию, основанного на более поздней, 3-й редакции (1276 г.; ркп. Paris. graec. 1115), предания о 2 святых объединены в одно: К. именуется первым из язычников и эллинов, уверовавшим во Христа, епископом Сардики, но при этом последователем ап.

http://pravenc.ru/text/1841327.html

Митра, головное украшение, которое имеют епископы, архимандриты и некоторые из протоиереев. Она означает власть духовную, также как венец царский означает власть земную; напоминает она также и терновый венец, который возложен был на голову Иисуса Христа во время Его страданий. 2. О Богослужебных книгах Богослужебными книгами называются те, которые необходимы для Богослужения. Одни из них заключают в себе чтения из священного писания; другие заключают чтения и песнопения, составленные после людьми богопросвещенными; одна еще из них указывает правила для Богослужения. Книги, в которых заключаются чтения из Священного Писания суть: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Евангелие заключает в себе Евангельские сказания Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В нынешних Евангелиях сказания эти помещаются в порядке указанных Евангелистов, без всяких пропусков, с означением числа текстов, зачал и глав, и с указанием внизу, как начинать каждое чтение. Кроме того пред каждым Евангелием помещаются предисловия, в которых говорится о содержании Евангелия и о жизни Евангелиста. Предисловия эти составлены Феофилактом Болгарским . На конце помещен месяцеслов с указанием Евангелий, потом–порядок Евангелий на целый год, начиная со дня Пасхи, указание Евангелий общих святым и–на разные случаи. Апостол заключает в себе Деяния Апостольские; послания соборные, послания Апостола Павла и Апокалипсис, с указанием числа текстов, зачал и глав. Каждой книге и посланию предшествуют краткие предисловия, принадлежащие большею частью Дорофею Тирскому. На конце такое же прибавление, как и в Евангелии. Псалтирь, употребляемая в Богослужении, бывает двух родов: псалтирь простая и псалтирь следованная. Псалтирь простая, после нескольких предисловий заключает в себе кафизмы с молитвами и тропарями после каждой кафизмы. В конце помещаются песни ветхозаветные и некоторые общие моления. В следованной псалтири, кроме указанного, содержится последование всех дневных служб, последование правила для причащающихся, месяцеслов с тропарями и кондаками и множество других песней и чтений, чаще употребляющихся в службе. В древности содержание следованной псалтири так было обширно и разнообразно, что она заменяла при Богослужении многиея книги, составившиеся впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010