111 На этом основании я положил этот текст основание догматического учения об ангелах в «Лествице Иаковлей». 112 С этим могут быть сопоставлены, конечно, в смысле противоположения, у Иез. 28:13 на одежде царя Тирского как образа падшего ангела, «помазанного херувима», сначала находившегося в саду Божием, в Едеме. 113 «Спасенные» читается лишь в славянском и в русском тексте, чтение подлинника просто: περιπατσουσιν τ θνη. 115 С пророчеством Иезекииля созвучно также в общем хилиастическое по своему характеру видение о дне Господнем у 3ахарии 14:8–9: «и будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой будет так. И Господь будет Царем над всею землею». 117 Может возникнуть вопрос, применяется ли здесь идея апокатастасиса к сатанологии, т. е. включается ли в общую мысль: «ничего уже не будет проклятого» и последняя судьба сатаны. Нет оснований для исключения и такой мысли, Как она содержится и в общем обетовании апокатастасиса: «будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15:28 ), которое по-своему раскрывается в 21: 3–4 Откровения. Однако здесь, хотя апокатастасис, так сказать, и подразумевается по смыслу (как же иначе и понять это «не будет ничего проклятого»), но он сам по себе во всей сложности и трудности учения о нём здесь не является прямым предметом пророчества, почему и отсутствует собственно сатаналогия. 119 Это противоположение выясняется из сопоставления аналогичных текстов Дан. и Откр. В первом сказано было пророку (8:26): «ты скрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам». Это же самое повторяется и в 12:4, 9: «а ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени: многие прочитают её и умножится ведение... Иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени». Общий характер видений Даниила, даже при наличии в них данных относительно собственной его эпохи, есть эсхатологический, созвучный общему содержанию и Откровения. Для Ветхого завета пророчество это остаётся сокровенным для подлинного постижения (что не помешало его включить в канон). Напротив того, новозаветное пророчество не должно быть запечатано, поскольку оно относится уже к «близкому времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1182 В подтверждение этой мысли некоторые указывали на слова пророка Иезекииля, обращенные к князю тирскому: ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями...; ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иезек. 28:13,15), – замечая, что в судьбе князя тирского таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы. 1183 2) Как пали злые духи: все ли одновременно? Нет, обыкновенно отвечали учители Церкви. Сперва пал один – главный, а потом увлек за собой и всех прочих. 1184 Этот главный был до падения своего, по мнению некоторых, самым первым и совершеннейшим из всех сотворенных духов, 1185 преимуществовавшим перед всеми воинствами ангельскими; 1186 а по мнению других, принадлежал, по крайней мере, к числу духов перво-верховных ( ταξιρχων), водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, 1187 и именно к числу тех. между ко­торыми распределил Господь управление частями мира. 1188 Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, – это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, ко­торые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. 1189 Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи ( Иоан. 8:44 ), о том, что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ), равно и об ангелах его ( Матф. 25:41 ; Откр. 12:7,9 ), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал ( Быт. 6:2 ). 1190 Но – а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) – показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, слу­чилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, по­тому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж ( Матф. 22:30 ) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного ( Втор. 14:1 ; Прит. 14:26 ; Иоан. 1:12 ). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] ( Быт. 4:26 ), в противополож­ность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с доче­рями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. 1191

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

11). Возлюбленный! Не подражай злу, но добру. Делающий добро, – от Бога, а делающий зло не видел Бога. «Так как нет ничего общего у света с тьмой… то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться с тьмой, то есть с гнусными делами их. Тот, кто делает добро, будучи просвещен познанием Бога, сам становится для других светилом в мире, содержащим слово жизни, а тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех» (блж. Феофилакт). 12). О Димитрии засвидетельствовано всеми и самой истиной; свидетельствуем же и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Под «свидетельством всех» имеется в виду не только свидетельство о Димитрии всех верных христиан, но и согласное с ним доброе свидетельство и неверных, внешних (блж. Феофилакт). У свт. Дорофея Тирского (†362 г.) записано предание, что этот Димитрий впоследствии был епископом Филадельфийской Церкви, упомянутой в Апокалипсисе ( Апок.3:711 ). 13–15). Многое имел я написать, но не хочу писать тебе чернилами и тростью; а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь. «Иоанн шлет друзьям благодать мира и спасения, показывая тем самым, что Диотреф и другие враги истины не причастны спасению и миру» (св. Беда). Послание апостола Иуды Первая глава 1). Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые Богом Отцом освящены и Иисусом Христом сохранены: «Апостол Иуда, называемый в Евангелии от Матфея Фаддеем, пишет против тех же лжеучителей, которых обличают в своих посланиях Петр и Иоанн» (св. Беда). «Отец избрал. Иисус хранит. Дух призывает» (св. Кесарий Арльский). «Господь сказал: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой» ( Ин.6:44 ). Блаженный Иуда показывает, что ныне оправдалось это слово. Ибо говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами пришли, но привлечены и призваны Отцом» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

15 В тридцать девятом году Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х. царствовал десять лет. Менаим царствовал с 752 по 742 г. до Р.Х. 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 15 Фул, царь Ассирийский. Фул одно из именований ассирийского царя Тиглатпаласара III (745–727 гг. до Р.Х.), в Библии называемого Феглаффелласаром (напр., 1Пар. 5,26 ). тысячу талантов серебра. Приблизительно такое же количество серебра Тиглатпала-сар III, по утверждению ассирийских хроник, получил в качестве дани от царя тирского. чтобы руки его были за него. В обмен на уплату огромной дани царь ассирийский позволил Менаиму остаться на израильском престоле в качестве своего вассала. Таковы же были условия договора Тиглатпаласара III с царем тирским. чтобы утвердить царство в руке своей. Признание зависимости от Ассирии требуется Менаиму для укрепления собственной власти над Израилем. 15 на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра. Даже для богатых израильтян пятьдесят сиклей являлись значительной суммой, поскольку в то время именно такова была цена взрослого раба. 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15:23–26 После смерти Менаима на израильский престол взошел его сын Факия, проявивший себя таким же идолопоклонником, как и его предки. 15 В пятидесятый год Азарии. Т.е. в 742 г. до Р.Х. царствовал два года. Т.е. с 742 по 740 г. до Р.Х. 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 15 Факей, сын Ремалии. Факей стремился к союзу с Сирией, чтобы объединенными усилиями сирийцев и израильтян положить конец ассирийскому господству в присредиземноморском регионе (16,1–9; Ис. 7,1–25 ). пятьдесят человек Галаадитян. Возможно, что Факей, подобно Селлуму и Менаиму (ст. 10 и 14), был уроженцем Галаада. К тому же, есть основания полагать, что прежде чем захватить израильский престол, он занимал пост правителя этой области. умертвил его. См. ком. к ст. 10. Войны Ассирии против Израиля и Иудеи (734–732 гг. до Р.Х.). 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

161. Блаженный еще часто говорил: не знаем мы, люди, как сделать, чтоб нас любили и почитали, но потеряли разум свой. Если кто-либо немного потерпит на брате своем, когда тот гневается или скорбит из-за него (на него), то брат, скоро придя в себя и узнав, как тот потерпел, самую душу свою положит за него. При сем припомнил блаженный такой случай: один брат имел авву весьма кроткого, которого за великую добродетель и чудеса, какие он творил, вся страна почитала как ангела Божия. Однажды, по действию врага, брат сей подошел к старцу и при всех начал крайне злословить его. Старец стоял и только смотрел на уста его, затем сказал: благодать Божия в устах твоих, брат мой! Тот еще более стал бесноваться и говорил: знаю я, глупый, ты говоришь это для того, чтоб казаться кротким. Но старец сказал на это: поистине, брат мой, то, что ты говоришь, справедливо. Некто после спросил его: неужели ты не смутился, старец Божий? Он отвечал: нет, ибо почувствовал в душе своей, что она была как бы покрываема Христом. И по истине, должно благодарить таковых и почитать их: тому, кто страстен, – считать врачами, исцеляющими раны души его, а тому, кто бесстрастен, – благодетелями, доставляющими ему царство небесное. 162. Говорил опять блаженный: когда я был в Тирском монастыре, прежде перехода моего оттуда, пришел к нам один добродетельный старец, и мы начали читать достопамятные сказания о святых старцах, ибо блаженный любил прочитывать их и почти дышал ими, отчего и собрал из них плод всякой добродетели. Так мы дошли до повествования о старце, к которому пришли разбойники и сказали: мы положили взять все из келлии твоей. На что старец ответил: возьмите все, что вам покажется, дети. Они забрали все и ушли, оставив одну сумку. Обнаружив сумку, старец взял ее и погнался вслед их, крича: дети! Возьмите то, что вы забыли в келлии нашей. Тогда, удивившись незлобию старца, они возвратили ему все, и, раскаявшись, сказали друг к другу: истинно, это человек Божий. Когда мы прочитали об этом, старец сказал мне: знаешь, авва, это сказание много принесло мне пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

18 . Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицом Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную. Нельзя не вспомнить здесь Псалом XLIV, о котором мы говорили в IV томе Св. Летописи 927 . „Невеста Царя“ есть Церковь Христианская; к ней обращено в этом псалме моление дочери Тира, приходящей с дарами. Совокупность пророчеств предсказывает Христианскую проповедь в Тире и Финикии, в той стране, которая освящена была временным пребыванием в ней Господа нашего Иисуса Христа и которая как бы прообразована была верующей Сиро-Финикиянкой 928 . Пророчество Исаии предвидит, что самый нравственный уровень Тирян поднимается, что богатства не прячутся в кладовые, но что на них питают и одевают бедных. Исторически известно (как на то указывает Реланд, Palestine), что Тир был город Христианский уже во II веке, так как хроника называет Тирского Епископа Кассия в числе духовенства, присутствующего в конце второго века на поместном соборе в Кесарии Палестинской. Прибавим к этому, что в VII веке, при калифе Омаре, Мусульмане, овладев Тиром, нашли его городом совершенно Христианским и наложили за то на жителей разные унизительные условия, в числе которых было запрещение строить новые церкви. Во время Крестовых походов, в 1124 году Тир сдался Крестоносцам. В это врем он был цветущим городом. Главы с XXIV по XXVII включительно Вообще все комментаторы согласны в том, что главы 24–27 включительно составляют особенное пророчество. Г. Якимов в объяснении книги пророка Исаии 929 указывает, что как 11 и 12 главы, содержащие обетования и славословия, следуют за 7–10 главами, заключающими в себе обличения и угрозы врагам Божиим, так и здесь главы 24–27 содержат, рядом с угрозами, и обетование о победе правды и царствия Божия, следуя непосредственно за рядом приговоров и угроз как иноплеменникам, так и народу обетования (XIII-XXIII). В пророчестве, о котором мы говорим, пророк видит не одну землю обетования; взор его объемлет весь мир; не один только Израиль, но и все другие народы наказаны и унижены. Но в это время от окраин земли (XXIV, 16) начинает раздаваться глас славословия Всевышнему. „Господь воцарится на горе Сионе и поглощена будет смерть навеки“. ( Ис. 24:23, 25:8 ). „Оживут мертвецы“. ( Ис. 26:19 ). „Укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная“ ( Ис. 27:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1 Орел, кедр и виноградная лоза. 12 Значение их. 22 Пророчество о посадке верхнего побега кедра; убежище для всяких птиц. 1 Пословица, что от кислого винограда отцов у детей на зубах оскомина, не будет более употребляема. Праведник непременно будет жив. Сын не понесет вины отца, и отец вины сына. 21 Кающийся не умрет. «Мои ли пути неправы?» — говорит Господь. 31 «Я не хочу смерти умирающего», «обратитесь и живите». 1 Львица и её два львенка. 10 Виноградная лоза и крепкая ветвь между ветвями. 1 Старейшины вопрошают Господа, который не дает ответа и делает обзор исхода из Египта и 21 возмущения Израиля. 32 Господь приведет их в пустыню, будет судиться с ними и выделит из них мятежников; они возгнушаются собою и познают Господа. 45 Пророчество на лес южного поля. 1 Господь извлечет меч, чтобы истребить Израиля. 8 Меч наострен и вычищен для заклания. 18 Две дороги, по которым должно идти мечу. «Низложу, низложу». 28 Меч против Аммонитян. 1 Суд над городом кровей. 17 Израиль станет изгарью в очистительном горниле. 23 Осуждение пророков, священников, князей и народа. 1 Огола и Оголива — дочери одной матери. 5 Блудодеяния Оголы (Самарии) и наказание за них, 11 и Оголивы (Иерусалима). 22 Наказание Оголивы; 31 чаша горечи. 36 Грехи и наказание обоих сестер. 1 Притча о кипящем котле и накипи в нём. 15 По повелению Господа Иезекииль не должен оплакивать смерть своей жены; знамение для Израиля. 1 Пророчество против Аммона. 8 Против Моава. 12 Против Едома. 15 Против Филистимлян. 1 Пророчество против Тира; нападение Навуходоносора. 15 «От шума падения твоего не содрогнутся ли острова»? 1 Плач о Тире: красота его кораблей. 10 Торговавшие с Тиром «сделались весьма славными среди морей». 26 День падения Тира; оплакивание. 1 Пророчество против начальствующего в Тире, сказавшего: «Я — бог», но он умрет. 11 Против царя Тирского; его красота и гордость будут превращены в пепел на земле. 20 Против Сидона. 25 Господь соберет дом Израилев. 1 Пророчество против фараона; «Я вложу крюк в челюсти твои»; пища для зверей и птиц, ибо когда Израиль оперся о Египет, как о трость, он расщепился. 8 Меч опустошит и рассеет Египтян, но чрез сорок лет возвратит их в их землю. 17 Навуходоносор ограбит Египет.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

1 . Пророчество о Тире. – Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской. Тир, по Еврейски Цор 915 , – колония Сидона, был уже во времена Иисуса Навина сильною морскою крепостью. Но Тир времен пророка Исаии не был тем древним городом, о котором говорит книга Иисуса Навина. Вместо Палео-Тира, стоявшего на материке, на мысе, вдающемся в море, Тиряне выстроили новый Тир на скалистом острове, лежавшем к северо-западу от старого Тира, и отстоящем от него на 350 сажен или четыре стадия. Этот новый Тир отразил осаду и нападение Салманассара Ассирийского, а позже и Навуходоносора Вавилонского и мог считаться неодолимою крепостью, пока неприятели его не имели достаточного флота, чтобы строго блокировать его со стороны моря. Только Александр Македонский мог взять его, потому что у него был греческий флот, усиленный флотом всех остальных Финикийских городов, подчинившихся Грекам. При действительной блокаде Тира, дамба, насыпанная Греческими инженерами в семь месяцев, дала возможность взять Тир приступом. Под именем Киттима разумеют здесь обыкновенно город Киттиум на о-ве Кипре, и весь этот остров, принадлежавший Финикиянам, который не был в блокаде во время осады Тира Греками. Отсюда повидимому известили „корабли Фарсиса“, т. е. Тирские корабли дального плавания, об осаде и блокаде Тира, чтобы они не попались в руки неприятельского флота. Пророк, говоря о гибели Тира, не указывает еще, когда исполнится это пророчество, а только видит вдали, что и Тиру не миновать бедствия. Весьма вероятно, что постройка нового Тира, и может быть уже совершившаяся неудачная осада Салманассара, в это время, наполнила гордостью сердца Тирян, которые думали, что никто никогда не одолеет их 916 . 2 . Умолкните обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю. 3 . По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов. Остров, как мы говорили выше, – есть уже новый Тир 917 . Главными агентами торговли, как мы видим,-были купцы Сидонские, т. е. древнейшие торговые фирмы Финикии, имевшие отчасти военное устройство, так как они издавна с ремеслом купца соединяли и пиратские набеги (Герод. I, 1). Тир повидимому сделался главной конторой Финикии, вследствие сильного своего положения, представляя полную безопаность для хранения приобретенных сокровищ, а также как общий пункт рассчетов между торговыми конторами, и сделался фактически столицей союза финикийских городов. Моверс и Кенрик указывают на это значение Тира, которое сделалось еще важнее вследствие религиозного влияния на всю Финикию построенного здесь храма Тирскому Мелькарту (Солнцу-Геркулесу) 918 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1Мак.11:60 . А Симона брата его поставил воеводою от лестницы Тирской [Эта лестница изсечена в каменном, высоком утесе, отвесно отстоящем над морем, близ Тира, на пути в Палестину. Миновать ее нельзя. Она широка и не очень крута. Ступени изсечены по обе стороны утеса вдоль моря] до пределов Египта. 1Мак.11:61 . И двинулся Ионафан, и проходил по ту сторону реки (Иордана) и по городам; и собрались к нему все рати Сирии для соратничества; и пришел он к Аскалону, и встретили его жители сего города знатно. 1Мак.11:62 . И пошел оттуда в Газу; но газяне заперлись. И расположился он около нея, и сожег предместия ея, взяв в них добычи. 1Мак.11:63 . И умолили Газяне Ионафана, и он предписал им условия и взял сынов начальников их в заложники, и отослал их в Иерусалим, и прошел по области до Дамаска. 1Мак.11:64 . И услышал Ионафан, что явились начальники Димитрия в Кадис, что в Галилее, с многочисленною ратию, желая отвлечь его от дела. 1Мак.11:65 . И встретил их, брата же своего Симона оставил в области своей. 1Мак.11:66 . И ополчился Симон у Вефсуры, и осаждал ее в течении многих дней, и стеснил ее. 1Мак.11:67 .И просили его принять условия; и он им дал их, но выслал их оттуда, и овладел городом, и поставил в нем стражу. 1Мак.11:68 . А Ионафан и ополчение его ополчились у воды Геннисара, и на другой день утренневали на равнине Насор. 1Мак.11:69 . И вот ополчение иноплеменников встретило его на сей равнине, отделив засаду против него в горах, само же встретило его с противоположной стороны. 1Мак.11:70 . Но бывшие в засаде вышли из мест своих, и вступили в бой: тогда побежали все бывшие у Ионафана; 1Мак.11:71 . даже ни один из них не остался, кроме Маттафии сына Авессаломова, и Иуды сына Халфиева, начальников ратнаго ополчения. 1Мак.11:72 . И разодрал Ионафан одежды свои, и посыпал землю на голову свою, и помолился. 1Мак.11:73 . И устремился на них, чтобы сразиться, и поразил их, и они побежали. 1Мак.11:74 . И увидели это беглецы его, и возвратились к нему, и с ним преследовали их до Кадиса, до самаго стана их, и тут остановились.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

22 . Если сказанное нами об Израиле, и о коленах, и о родах его убедительно, то слово Спасителя: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Матф. 15.24 ) мы не понимаем так, как бедные разумом эвиониты, которые названы так за бедность разума, потому что по-еврейски эвион означает бедный; мы не думаем, что Христос пришел преимущественно к плотским израильтянам, «не плотские дети суть дети Божьи» ( Римл. 9.8 ). Подобное же учение апостол высказывает еще об Иерусалиме; он говорит, что «вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Галат. 4.26 ). И в другом послании: «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого. к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр. 12.22 ). Итак, если в поколении душ есть Израиль, и если на небе существует какой-то город Иерусалим, то отсюда следует, что небесный Иерусалим служит столицей для израильских городов и, значит, для всей (небесной) Иудеи. Поэтому, если мы слушаем Павла, как Бога и еще провозвестника Премудрости, то мы должны думать, что все предсказания об Иерусалиме и повествования с нем Писание возвещает о небесном городе и обо всей стране, заключающей в себе города небесной земли. Может быть, Спаситель возводит нас именно к этим городам, когда дает начальство над пятью или десятью городами (рабам), которые отличились хорошим употреблением мин. Но если пророчества об Иудее и об Иерусалиме, об Израиле, Иуде и Иакове, когда мы понимаем их не в плотском смысле, представляют различные тайны, то, следовательно, и пророчества о Египте и египтянах, о Вавилоне и вавилонянах, о Тире и тирянах, о Сидоне и сидонянах и о прочих народах пророчествуют не только об этих плотских египтянах, вавилонянах, тирянах и сидонянах, но и о духовных (народах). Ведь если есть духовные израильтяне, то, следовательно, есть и духовные египтяне и вавилоняне. И, действительно, то, что Иезекииль говорит о фараоне, царе Египетском (Иез. гл. 29–32), не подходит вполне ни к какому человеку, управлявшему или имеющему управлять Египтом, – как это будет ясно для внимательных исследователей. Подобным образом и пророчество о князе Тирском (Иез. гл. 26) нельзя разуметь о каком-нибудь человеке, который управлял Тиром. То, что говорится во многих местах, и особенно у Исайи (гл. 14) о Навуходоносоре, тоже нельзя понимать в отношении к этому человеку; потому что Навуходоносор-человек не падал с неба, не был денницею и не восходил утром над землею. У пророка Иезекииля говорится еще о Египте, что некогда он будет опустошен в течение сорока лет, так что там нельзя будет найти следа человеческого, – и он подвергнется такой войне, что по всей стране кровь будет по колена. Какой умный человек отнесет все это к Египту, который находится в соседстве с эфиопами, имеющими почерневшие от солнца тела?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010