Молитва должна стать потребностью души маленького христианина, а не просто ежедневным регулярным занятием, как, например, чистка зубов или утреннее умывание. Для этого вся наша жизнь должна быть пронизана связью с живым Богом. Господь должен войти в жизнь ребенка. Например, отправляемся в дорогу – помолились, попросили помощи у Господа и ангела-хранителя. Предстоит какое-то дело – тоже молимся. Мы с детьми, даже отправляясь за грибами, читаем краткую молитву: «Господи, помоги!» Попали, например, в автомобильную пробку, так чем сидеть без дела, споем тропарь святителю Николаю – покровителю путешествующих. Если случилось какое-нибудь радостное событие – благодарим Бога. Человеку, особенно маленькому, не нужно иных доказательств бытия Божия: если он имеет опыт молитвы, он прекрасно знает, что Господь всегда рядом, близко. Немного скажу о том, как приучать малышей к церковной службе. Не нужно смущаться, что ребенок трех-четырех лет не очень хорошо ведет себя в церкви. Это пройдет с возрастом, если родители будут регулярно водить его в храм и причащать. Принцип воцерковления малыша тот же, что и с молитвенным правилом: «не навреди!» Служба не должна тяготить младенца. Конечно, здесь у каждого должна быть своя мера, которую постепенно можно увеличивать. Главное – чтобы ребенок приучался к церковной службе. Малыш, естественно, может капризничать в непонятной для него, малознакомой обстановке. Но, познакомившись с храмом, он будет вести себя лучше. Полезно иногда приходить в церковь, когда там нет службы, чтобы в спокойной обстановке показать ребенку храм, иконы, поставить свечи. Очень важно, чтобы храм стал для него таким же знакомым и родным местом, как родительский дом. Накажет ли Бог за родительские грехи? Вопрос : Скажите, пожалуйста, наказывает ли Бог детей за грехи родителей? Ответ : Нет, каждый человек отвечает за свои собственные грехи. Библия подробно рассматривает этот вопрос. Глава 18 книги пророка Иезекииля почти полностью посвящена этой теме. Пророк говорит, что, если у нечестивого отца родится сын, «который, видя все грехи отца… не делает подобного им… сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив» (Иез. 18: 14, 17). И далее: «Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 19–20). При этом слова эти пророк говорит не от себя – он передает открытое ему Самим Богом.

http://pravoslavie.ru/49302.html

Вот вам космологическое доказательство бытия Божия. Оно не имеет принудительного характера, иначе все бы учёные были верующими людьми, но, тем не менее, оно имеет в истории место и многие приходили к вере в Бога, изучая этот материальный Так вот, невидимое – сила и Его и Божество – отражаются и в Его творении. И это творение настолько прекрасно, что, вот, пожалуйста, пантеистическое воззрение на всё творение божественно; Бог разлит по Его творениям. Поэтому Он без не может и существовать. Мы так не учим. Мы не отождествляем Бог – существо. не совпадают, хотя как творение Божие, носит на себе признаки Того, из Чьих рук оно вышло. Оно вышло из рук Божиих и получило с Его стороны одобрение. И вот всё то, что создал Господь, хорошо весьма (см. Быт. 1:31 ). Так вот эта вечная сила Его и Божество, в какой-то мере отражаясь в творении, приводят людей мыслящих к вере в Бога. Но здесь какая опасность? Когда я собственной рефлексией, собственным умом через такие обобщения прихожу к такой мысли, я могу возгордиться. Я могу возгордиться – вот что и произошло с этими людьми: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце [помрачение ума ведёт к помрачению религиозного чувства]; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся [вот зоолатрия – это религия Древнего Египта. И вот, если человек ставит выше себя на пьедестал божества животные организмы, то можно представить, какие же нравы в обществе. Если он обожествляет животных: быков, птиц, скарабеев, ибисов, соколов, не говоря уже о звёздах и планетах. Вот они, – осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце, – и произошла подмена, незаметно произошла подмена: слава нетленного Бога изменилась в образ, подобный тленному человеку. Вот Калигула, император, возомнил, что в него вселилась божественная сущность, что он стал божеством, и приказывал снимать головы у римских богов в Пантеоне и на их место ставить свою главу. И затем приказал вообще свою статую внести в Храм Иерусалимский. И вот против этого и поднялся протест, что привело, в конечном итоге, к войне, последней Иудейской, которую описывает Иосиф Флавий в своей книге “Иудейская война”], то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца [Результат этого – постыдные страсти. Страсти. Так что,] женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В богословии Православной Церкви принимается положение о том, что естественный нравственный закон – это принцип, имеющий безусловный и всеобщий характер и лежащий в основе всех правовых и этических норм. В основных своих положениях естественный закон изложен в Декалоге (Десяти Заповедях или Десятословии), которые дал Бог пророку Моисею на горе Синай (См. книгу Исход, гл. 20). Из Десяти заповедей: 1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя богов иных; 2. Не сотвори кумира; 3. Не поминай Имени Божьего всуе; 4. Соблюдай день субботний; 5. Почитай отца и мать; 6. Не убей; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не укради; 9. Не лжесвидетельствуй; 10. Не пожелай ничего, что у ближнего твоего, – первые четыре касаются непосредственно взаимоотношений человека с Богом, а остальные шесть регулируют отношения между людьми. Эти шесть заповедей в Новом Завете были переданы одной: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Более того, если первые четыре заповеди были недоступны человеку до того, как сам Господь даровал их, то остальные шесть вполне доступны совести человека и без Откровения свыше. «В признании естественного нравственного закона Церковь исходит из общечеловеческого нравственного опыта… Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре как традиционных, так и новых обществ, — это не просто случайный покров, наброшенный на историческую жизнь человечества, это фундаментальная, глубокая и таинственная основа мирового строя человеческой жизни. Быть нравственным — это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической Вселенной… О том, что содержание естественного нравственного закона тождественно нравственным предписаниям Ветхого Завета, говорит еще одно немаловажное обстоятельство. Изучение мировых религий убеждает нас в том, что в плане человеческих взаимоотношений ни одна религия не проповедует ничего, что могло бы противоречить Десятословию. Таким образом, содержание естественного нравственного закона совпадает с основными понятиями, присущими нравственному сознанию каждого народа. В процессе культурно-исторического развития естественный нравственный закон облекался в те различные конкретные формы выражения, в которых открывалось его действительное содержание» . Так определяется естественный нравственный закон в современном и очень популярном учебнике по Нравственному богословию для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/4295075

Быт.22:15–16 . И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] Лучшее объяснение этих слов дано в послании Апостола Павла к Евреям, где апостол обстоятельно доказывает, что эта божественная клятва есть человекообразное выражение мысли о безусловной непреложности божественных обетований ( Евр 6.16–18 ). Примеры подобных клятв можно находить и во многих др. местах Библии ( Быт. 24:7, 26:3, 50:24 ; Исх. 13:5, 11, 32:13 ; Ис. 45:23 ; Иер. 44:26 ; Ам. 4:2 ; Евр. 6:13 и др.). Быт.22:17–18 . то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. об единственном и исключительным семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство толкователей, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т.е. на Христа, Сына Божия ( Гал. 3:16 ). Исчисление родов от Нахора до Ревекки Быт.22:20 . После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Цель этого указания та, чтобы показать происхождение Ревекки, будущей жены Исаака и, следовательно матери избранного потомства ( Быт. 24:15 ). Быт.22:21–24 . Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:2130) . Естественная нравственность человека никогда не была способна подняться на такую высоту смысла, а тем более на такую высоту исполнения. Обучение именно этому освященному новозаветной благодатью нравственному закону являлось и является целью христианской педагогики. Без божественной благодати устроение сердца человеческого в соответствии с новозаветными заповедями невозможно. Обучение общечеловеческому естественному нравственному закону на основаниях гуманизма есть откат назад в историю, регресс в сравнении с педагогикой христианской, идущей не от этики (социально обусловленного поведения), но от укорененного в Боге сердца… Но регресс этот адептами гуманизма не замечается… 6. Причины незаметности регресса Здесь нужно подчеркнуть: суть кризиса заключается в отсутствии научной конкретики… Но откуда она может появиться, если, как выше было уже сказано, основой гуманистической педагогики являются так называемые общечеловеческие ценности? Все, на что способна педагогика в этом случае, есть безликое перечисление этих самых ценностей, наборы которых, несколько отличающиеся, можно увидеть в любом современном учебнике по педагогике. Это умение сочувствовать и сопереживать, быть справедливым и лояльным, общительным и доброжелательным, уважительным, честным и проч., но когда дело касается конкретного воплощения этих качеств, которых в «Словаре по этике» описано более 1500, оказывается, что все эти нравственные качества понимаются и воплощаются в разных культурах по-разному, зачастую в противоположном значении.

http://bogoslov.ru/article/4295075

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:21–30 ). Естественная нравственность человека никогда не была способна подняться на такую высоту смысла, а тем более, на такую высоту исполнения. Обучение именно этому, освященному новозаветной благодатью нравственному закону, являлось и является целью христианской педагогики. Без божественной благодати устроение сердца человеческого в соответствии с новозаветными заповедями невозможно. Обучение общечеловеческому естественному нравственному закону на основаниях гуманизма есть откат назад в историю, регресс в сравнении с педагогикой христианской, идущей не от этики (социально обусловленного поведения), но от укорененного в Боге сердца… Но регресс этот адептами гуманизма не замечается… Здесь нужно подчеркнуть: суть кризиса заключается в отсутствии научной конкретики… Но откуда она может появиться, если, как выше было уже сказано, основой гуманистической педагогики являются так называемые общечеловеческие ценности? Все, на что способна педагогика в этом случае, есть безликое перечисление этих самых ценностей, наборы которых, несколько отличающиеся, можно увидеть в любом современном учебнике по педагогике. Это: умение сочувствовать и сопереживать, быть справедливым и лояльным, общительным и доброжелательным, уважительным, честным и проч., но когда дело касается конкретного воплощения этих качеств, которых в «Словаре по этике» описано более 1500, оказывается, что все эти нравственные качества понимаются и воплощаются в разных культурах по-разному, зачастую, в противоположном значении? То, что это так, подтверждается в этих же самых учебниках по педагогике, в главах, посвященных межэтническим проблемам.

http://azbyka.ru/deti/pedagogicheskoe-do...

Это будет, так сказать, домашний, обычный ответ. Мы же ответим, что человек состоит из духа, души и тела. На тройственный состав человека есть указание в Священном Писании; это же подтверждается ежедневным опытом и наблюдениями над жизнью человека. Апостол Павел пишет: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Как видите, Апостол отличает душу от духа. Тот же Апостол в другом месте говорит: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте. И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ). Тут божественный Апостол говорит, что он желает, чтобы наши душа, дух и тело сохранились без порока. Значит, по его словам, человек состоит из трёх частей: духа, души и тела, и они могут быть порочны и могут также сохраниться от порока. Вот почему тот же Апостол говорит в первом послании к Коринфянам, что есть люди духовные и есть люди душевные. Он называет тех людей, которые живут по закону высшему, по закону любви, святости и чистоты – людьми духа, а тех, которые живут по греховным желаниям – людьми душевными, и говорит, что духовный человек по своей жизни так отличается от душевного, что последний не всегда может понять первого ( 1Кор. 2:14–15 ). Но что значит слово «душа»? Древний мудрец Платон советует: если вы хотите узнать значение того или иного слова, то возвратитесь к тем варварам, у которых впервые появилось это слово, и постарайтесь понять, почему они тот или другой предмет, то или другое явление, обозначили тем, а не иным словом. Варвары или люди, которые стояли на самой низкой ступени умственного развития, давали наименование людям, предметам или явлениям, отмечая в этих названиях то, что их поражало или обращало на себя их внимание. Они в данном случае поступали так же, как поступают дети. Ребёнок видит кошку, хотя и слышит, что её называют кошкой, но сам её зовёт «мяу», именно потому, что в ней больше всего поразило его её мяуканье; корову он называет «му-му», так как впечатление на него она произвела своим мычанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

293, гл. 5). – «Никто не ужасает и не порабощает нас», – пишет св. Иустин философ в своем „Разговоре с Трифоном иудеем», – «по всей земле верующих во Иисуса. Хотя нам отсекают головы, распинают нас, бросают зверям, в темницы, в огонь, и подвергают всяким другим мучениям, однако, как известно, мы не отступаем от исповедания: но, чем более нас так мучат, тем более увеличивается число других верующих» («Сочинения св. Иустина филос. и мученика». Русск. перев. изд. Прот. П. Преображенск. Моск. 1892, стр. 809, § 110). Сожигаемый огненным пламенем, св. Поликарп , епископ Смирнский, радостно встречает свой смертный час и произносит следующие слова: «за сие и за все восхваляю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, чрез вечного Архиерея Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Сына, чрез Которого Тебе вместе с Ним во Св. Духе слава и ныне и в будущие веки. Аминь» ( Евсевий Памфил, «Церк. Истор.» в русск. перев., изд. при СПБ. Д. Ак. СПБ. 1858 Кн. 4, гл. 14, стр. 196). Таких и подобных примеров бесчисленное множество. Они многозначительны уже просто в смысле исторических фактов, мимо которых нельзя проходить равнодушно, и тем сильнее говорят сами за себя, чем более мы сами окажемся вдумчивыми в них. Не видно ли из последних, как не кстати вступаются иные за праведников и покушаются восстать против Провидения за их бедствия? Но последние не принимают нашей безрассудной услуги; они не жалуются на свою горькую участь; не хотят перемены ее; они радуются и благословляют Бога; они счастливы; мы не понимаем их счастья и думаем, будто можно роптать за то, за что они благодарят. Что же касается «слишком дорогой оценки гармонии» (см. выше), то так может возражать только озлобленный и недоразвитый духовно человек, для которого потусторонний мир не больше, как проблематическая будущность с довольно скудным содержанием. В радикальном противоречии с таким возражателем находятся люди высокого духовного развития, подобные приведенным. «А я знаю», говорит один из них, лежа на гноищи, в жестоких муках, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Такова была простая идеология первых христиан. Согласно этой идеологии они отказывались от всего земного, чтобы быть вознагражденными за этот отказ всевозможными благами в Божием царстве. Нередко искали мученической смерти, убежденные, чем более ты страдаешь здесь, тем больше шансов ты имеешь на блаженство в царстве Христовом. В силу простоты этой идеологии учение раннего христианства было глубоко антидогматичным, акцентируя свое внимание не на поиске доказательств бытия Бога, а на обосновании скорой гибели этого злого и неправедного мира, воскресения умерших праведников и вечного их блаженства вместе с живыми со Христом. Что мы видим в начале истории христианства? Первые христиане считали второе пришествие Христа близким, ожидали его в самом ближайшем будущем. Постепенно, однако, ожидания эти отодвинулись к эсхатологическому горизонту. Но при этом они продолжали оставаться конкретными и реальными, о чем свидетельствуют Евангелия, которые зафиксировали верования и чаяния первых христиан. «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие " ( Мк.1:14–15 ). Ученики, как известно, просят Иисуса, дабы Он указал им знамения, по которым можно было бы определить пришествие Мессии. Он их все перечислил: землетрясение, мор, бедствия войны, солнечные затмения и т.д. После этого Он им рассказывает, как придет для избавления верующих Сын Человеческий со славою и силою великой, и продолжает: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет» ( Лк.21:32 ). То же самое мы читаем у Марка (9:1), который вкладывает в уста Иисуса следующие слова: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». И наконец в Евангелии от Матфея Иисус обещает Своим ученикам: «Претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как прийдет Сын Человеческий» ( Мф.10:22,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Таким образом, мы испытываемся несчастиями, как золото огнем. Сколько из наших христиан претерпели без малейшего стона сожжение не руки только, но и всего тела, между тем как, если бы захотели, могли бы избавиться от страданий. Я сопоставлю своих мужчин с Муцием, или Аквилием, или Регулом; но у нас не только мужчины, даже отроки и женщины наши, вооружившись терпением в страданиях, презирают ваши кресты, пытки, зверей и все ужасы казней» (гл. 37). Вот почему до своих страданий праведный Иов, по его же собственным словам, «говорил о том, чего не разумел», и только после перенесения их он понял значение и смысл их, а вместе и жизни: «поэтому я отрекаюсь», говорит он, «и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42, 3–6). Красноречивейший выразитель самого отчаянного пессимизма, как естественного следствия забвения людьми Бога, мудрый Екклезиаст настолько высоко ценит страдания в смысле воспитательного средства в руках Промысла, что в их отсутствии видит повод к человеческому озверению: «сказал я в сердце своем о сынах человеческих», – так размышляет он, – «чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе – животные» (3, 18). Можно сказать, всему миру известно классическое изречение Притчей Соломоновых о наказании, как выражении Отчей любви к сынам человеческим: «кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (3, 12). Таких мест в священных книгах бесчисленное множество, а им согласно вторит целый хор светских писателей,– разумеется лучших, не отчаявшихся в полноценности нравственного блага, включительно до одного из главных действующих лиц в «Преступлении и наказании» произносящего следующие глубоко захватывающие слова: «я всему страданию человеческому поклонился..., за то, что страдание достойно этого поклонения, как свышний дар, с помощью которого люди воспитываются и дорастают до высоты своего человеческого достоинства». «Ты можешь любить землю», пишет Карлейль , «несмотря на то, что она причиняет тебе страдание, потому именно, что она причиняет их» ( Wilhelmi , «Th.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010