О дальнейшем развитии событий становится известным из второго послания Киприана Сергию и Феодору, написанного 23 июня 1378 г., т.е. через двадцать дней после первого. Московский князь повсюду имел своих лазутчиков. Они перехватили людей, посланных от Сергия и Феодора к Киприану («послы ваша разослал»), а дороги к Москве были закрыты – «заставил заставы, рати сбив и воеводы пред ними поставив». Киприана тоже кто-то сумел предупредить, но он не повернул назад, а постарался обойти заставы и «иным путем проидох». Его все-таки поймали. Некий московский воевода Никифор ночью у городских стен или уже в самом городе захватил митрополичью процессию из сорока пяти всадников. Обращался воевода с Киприаном бесцеремонно: «И которое зло остави, еже не сдея надо мною! Хулы и надругания и насмехания, граблениа, голод! Мене в ночи заточил нагаго и голоднаго». Митрополита заперли «в единою клети за сторожьми», его свиту «на другом месте». Слуг его князь «нагих отслати велел с бещестными словеси»; у них отобрали коней. Самих их ограбили и раздели «и до сорочки, и до ножев, и до ногавиць, и сапогов и киверев не оставили на них», переодели в «обороты лычные» и, выведя за город, «на клячах хлябивых без седел» отпустили. Ночь и следующий день Киприан провел под арестом («и ни же до церкви имел есмь выхода»), А вечером («смеръкшуся другому дневи»), примерно через сутки заточения, за ним пришли в одежде его слуг воевода Никифор и стражники, вывели его из «клети», сели на коней его свиты и куда-то его повезли. Он думал – «на убиение ли, или на потопление?» Но его просто выдворили из Москвы. В написанном по горячим следам этих событий нервном, сбивчивом письме Киприан упрекал Сергия и Феодора в бездействии: «...вы же, иже мира отреклися есте и иже в мире и живете единому Богу, како толику злобу видивъ, умолчали есте? Аще хощете добра души князя великого и всей отчине его, почто умолчали есте?» И далее, в порыве отчаяния договаривался до того, что лучше было бы, если Сергий и Феодор погибли бы: «Растерзали бы есте одежи своя, глаголяли бы есте предъ цари не стыдяся: аще быша вас послушали, добро бы; аще быша вас убили, и вы святи...»· Правда, позднее поостыв, он расспрашивал своих адресатов о настроениях московского духовенства: «Вси ли уклонишася вкупе и непотребнее быша?»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2) Чтоб благодарность нашу пред Ним (Богом) показать в силу оных Апостола Павла слов: молю убо вас: щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше. 3) Чтобы достойными сделать себя той благодати Божией, без которой всякое благое дело от нас, яко от нас, быть не может, как говорит тот же Апостол: не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога 306 . Во-вторых, в рассуждении нас самих нужны дела благие, дабы 1) оными веру нашу пред людьми показать в силу оных Божиих у Евангел. Матфея положенных слов: не может древо добро плоды злы творити 307 . И ниже сего: от плод их познаете их 308 . И Апостол Иаков говорит: такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе 309 . Ибо оправдание познаем мы от веры, а веру познаем от плодов, или благих дел. 2) Чтоб оными исповедание наше почтить в силу оных Апостола Павла слов: молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщашеся блюсти единение духа в союзе мира 310 . 3) Чтобы казней как временных, так и вечных избежать, в силу оных Божиих слов: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают 311 . О чем и Апостол Павел говорит: аще по плоти живете, имате умрети: аще духом деяния плотская умерщвляете, живи будете 312 . 4) Чтобы оными испросить у Бога (не по достоинству дел наших, но по благодатному обещанию) награждения благодатныя как духовныя, так и телесныя в силу оных Апостола Павла слов: телесное обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго 313 . Третие в рассуждении ближних дела благия нужно нам показывать, чтобы 1) оными ближнему помочь, и его же примером нашим наздать, как Апостол Павел, представляя самаго себя в жертву верным, говорит: вся вас ради, да благодать умножившаяся, множайшими благодарении избыточествит в славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Два раза в неделю, в среду и в субботу, царь лично принимал челобитные и всем представлялась возможность объясниться с ним по своим делам. Вопреки обычаям прежних царей, которые после сытных обедов укладывались спать, Димитрий, пообедавши, ходил пешком по городу, заходил в разные мастерские, толковал с мастерами, говорил со встречными на улицах. Прежние цари, когда садились на лошадь, то им подставляли скамьи, подсаживали под руки, а Димитрию подведут ретивого коня: он быстро схватит одной рукой за повод, другой за седло, вмиг вскочит на него и заставит идти по своей воле. Никто лучше Димитрия не ездил верхом. Любил он охоту, но не так, как прежние цари. Прежде бывало наловят медведей, держат в подгородных селах, а когда царю будет угодно, то подданные потешали его борьбой с лютыми зверьми, нередко жертвуя собственной жизнью. Димитрий, напротив, лично ходил на медведей и удивлял подданных своей ловкостью. Он более всего любил беседовать со своими боярами о том, что нужно дать народу образование, убеждал их путешествовать по Европе, посылать детей для образования за границу, заохочивал их к чтению и приобретению сведений. Сам Димитрий хорошо знал Св. Писание и любил приводить из него места, но не терпел исключительности. " У нас, -говорил он духовным и мирянам, - только одни обряды, а смысл их укрыт. Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры, - вы называете себя новым Израилем, считаете себя самым праведным народом в мире, а живете совсем не по-христиански, мало любите друг друга; мало расположены делать добро. Зачем вы презираете иноверцев? Что же такое латинская, лютерская вера? Все такие же христианские, как и греческая. И они в Христа веруют " . Когда ему заговорили о семи соборах и о неизменяемости их постановлений, он на это сказал: " Если было семь соборов, но отчего же не может быть и восьмого, и десятого и более? Пусть всякий верит по своей совести. Я хочу, чтоб в моем государстве все отправляли богослужение по своему обряду " .

http://sedmitza.ru/lib/text/435621/

Неопытный юноша, не подозревая ничего худого, поклялся. Злой человек затем говорит: «Ступай же и сейчас же поссорься с отцом, досади ему и нанеси сердечные раны словом, глядя с наглостью в его глаза. Да смотри же, непременно исполни все, что я тебе говорю. Не забывай, что ты мне дал в этом клятву». Сын, услышав такие слова, понял, наконец, с кем имеет дело, и злому наушнику отвечал: «Я вижу в тебе человека лживого, врага моему отцу и желающего погибели моей душе. Поэтому знай, что тебе никогда не соблазнить меня, как соблазнил змий Еву, и никогда не ввести в заблуждение злобой и хитростью. Я ненавижу твой безбожный совет и никогда не перестану повиноваться своему отцу ради спасения моей души. И уши свои я ограждаю крестным знамением, чтобы не слышать слов твоих и чтобы избежать лести твоей». Так и Апостол повелевает нам удаляться от всякого лукавого человека и молиться Богу, чтобы делать добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть (см.: 2Кор. 13, 7 ) (112, 521). Входя однажды в селение святой Екатерины, преподобный Дионисий увидел бесчинные игры и хороводы девиц с юношами. Сильно огорченный столь явными соблазнами и сатанинским торжеством разврата, блаженный приблизился к толпе девиц и кротко сказал им: «Для чего вы, будучи девицами, так бесстыдно играете с юношами, поете соблазнительные песни, возбуждающие сладострастие и в вас, и в них, и забываете, что смерть и суд Божий близок». Девицы смутились и молчали, кроме одной, которая отличалась особенным бесстыдством. Она насмешливо отвечала: «Ах, вы, лжемонахи! Что тебе за нужда до нас? Знай себя. Сами-то живете вы дурно, а других учите целомудрию?» «Благословен Бог, устрояющий все на пользу! – строго произнес тогда старец. – Чтобы и другие научились скромности, ты будешь примером того, как грозно карает Господь девическое бесстыдство». Сказав это, он удалился. Вслед за тем на несчастную девицу, прежде чем она дошла до дома своего отца, напал бес: испуская пену, она билась о землю и была в самом жалком положении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сестра Васса расспросила переводчика немецких субтитров о его жизни – почему он ушел, и как вернулся в церковь В гостях у сестры Вассы – Атанасиос Хаилас, православный грек из Германии, переводчик немецких субтитров для «кофейного» шоу. Приветствую всех! Я сестра Васса, и я пью кофе сейчас здесь, в Вене, Австрии. Сегодня, многочисленные зрители, нашу студию посетил неожиданный гость. Его зовут Атанасиос Хаилас, он из города Эсслинген в Германии, и он – удостоенный наград переводчик немецких субтитров для нашего шоу. Он приехал с неожиданным визитом в Вену и согласился дать интервью для нашего шоу! Вы знаете, я очень благодарна за это небольшое отступление от нашего обычного шоу, потому что на прошлой неделе у нас в студии происходили какие-то тревожные события. Если вы смотрели эпизод на прошлой неделе, вы знаете, мои многомиллионные зрители, что у нас появились новые жильцы наверху, а именно, бизнесмен из России и его окружение. Возможно, вы помните, что на прошлой неделе одним ранним утром на нашем балконе очутился загадочный ботинок. И никто не захотел подняться наверх и вернуть ботинок его законному владельцу. В конце концов, Дэвид из студии звукозаписи, член нашей съемочной группы, мужественно согласился сходить и вернуть ботинок. Единственная плохая новость заключается в том, что это произошло вчера утром, и с тех пор мы ничего о нем не слышали. И я немного волнуюсь, хотя остальные члены съемочной группы считают, что нет причин для беспокойства. Он взрослый человек, и мы должны оставить его в покое. Может быть, его пригласили покататься на лыжах с русскими или что-то еще. Потому что наверху стало очень тихо. Что бы там ни случилось, я рада, что Атанасиос сегодня здесь. И давайте начнем наше интервью! – Итак, Атанасиос, добро пожаловать в нашу студию и большое спасибо, что пришли к нам! Почему бы вам сразу не рассказать нашим зрителям немного о себе. Насколько я знаю, вы принадлежите к Греческой православной церкви и живете в Германии. И почему бы вам не рассказать нам немного о вашем образовании и происхождении. И, пожалуйста, чувствуйте себя как дома в нашей студии. Угощайтесь, пожалуйста.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

– «Ты не сажай крестьян под арест; пусть сажает урядник». Как-то вечером хриплый голос сказал: «Говорить больше не хочу, а вот придет Машенька», – и вскоре раздался тонкий, женский голос: «Добро живете, Бог помочь». Слышно было, как будто говорившая унимала младенца, бывшего у нее на руках и по-детски плакавшего. «Не плачь – говорила она – я дам тебе сахарку». На вопрос бывшей тут однажды посторонней бабы: «Твоя что ли дочка-то?» – «Бессовестная – ответил голос – разве у девиц бывают дети! Это моей матери дочь, моя сестра». – Машенька, по словам Чеканова, говорила чистым языком, господским, а дедушка прицокивал (букву «ч» произносил как «ц»). Когда другие в избе пели, то голоса подпевали. Голос с печи называл стоявших на улице людей под окном и говорил так громко, что люди эти ясно слышали слова его. Чтоб это мог быть голос Анюты, этого слышавшим и помыслить было невозможно. Ответы имели большей частью шутливый характер, даже иронический. Так одному, на вопрос: «Отчего хрипишь?» – голос ответил: «был на празднике»; другому: «устал, бревна ворочал». На уходе, прощаясь, говорили: «теперь пойдем – пора чай пить», или: «пора ужинать». Явления в доме Чеканова начались за неделю до Сергиева дня (25 сентября); сперва, без всякой причины, слышались стуки в разных местах избы; стали отворяться двери сами собой; когда их притворяли, они вновь кем-то отворялись. Затем неизвестно кем стали произноситься слова: «Вы меня не бойтесь, я ваш дедушка домовой». Голос слышался будто с печи, около десятилетней Анюты. Назвал он себя Иваном Ивановичем Варламовым. Явления происходили вечером, и только когда гасили огонь. Разговоры начинались только тогда, когда Анюта сидела на печи или на полатях. Говоривший имел к ней особенную приязнь; если ее в избе не было, то и голоса не раздавались; голос говорил, чтоб ей не давали шататься зря. Однажды семейные положили Анну спать на полу, и все легли сами около нее, тогда голос сказал: «что вы всю избу заслали, плюнуть некуда». В другой раз, когда Анну уложили спать на переднюю лавку, то ее перенесли ночью на полати.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, мы, пастыри, умоляем верующих, как бы Сам Христос через нас говорит вам, чтобы не тщетно была принята благодать Божия. Спасайтесь, возлюбленные, спасайтесь при помощи благодати Божией, спасайтесь, пока есть время! Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения ( 2Кор.6:2 ). Не пропускайте этого дорогого времени. Теперь время торга, время базара – покупайте, приобретайте теперь ваше спасение; если пропустите это время, если не запасетесь делами спасения, то после уже не воротите его: застигнет смерть, застанет суд Божий, застанет вас неготовыми: будете каяться, но уже будет поздно; когда увидите себя на суде Божием неготовыми, то пожелаете и умолять будете, чтобы дали вам хотя бы один день для покаяния, но и сего не получите: в чем застигнет час смерти, в том и судимы будете. Помните притчу о десяти девах ( Мф.25:1–13 ). (Помните изречение нашей народной мудрости: спустя лето по малину в лес не ходят.) Смотрите же, не пропускайте этого времени. Старайтесь использовать время вашей купли; поступайте осторожно, ибо дни лукавы ( Еф.5:16 ). Старайтесь, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Этим можно было бы закончить нашу беседу, но думается, что у некоторых из вас может явиться желание знать, что же нужно делать, чтобы не тщетно была принята вами благодать Божия? – Делайте все то, что повелевает делать Святая Церковь через слова Писания или через наставления ваших пастырей. А они говорят: ни на один день, ни на один час не отлагайте вашего спасения, теперь же, сегодня же начинайте его. С чего начинать? Начинайте с того, чтобы уклоняться от зла и приучаться творить добро ( Пс.33:15 ). Это значит: начинайте борьбу со своими пороками; замечайте, какая страсть овладела вами; если нет больших, заметных пороков, то обратите внимание на ваше сердце, на ваши мысли, на ваши привычки. Вы не пьянствуете, вы не живете развратно? Но вы, может быть, жестоки, вы раздражительны, вы скупы, вы любите осудить, вы завистливы. Вот с этими душевными пороками и страстями начинайте вашу борьбу. Не думайте, что все это малые грехи, или грешки, слабости, – нет, каждый из них сведет в ад, если вознерадите, не постараетесь изгладить покаянием и борьбой с ними. За гордость, например, сатана с неба ниспал; зависть сделала Каина братоубийцей ( Быт.4:8 ); сребролюбие сделало Иуду христопредателем. Жестокость, скупость, немилосердие свели в ад того богача, у ворот которого лежал Лазарь убогий ( Лк.16:19–24 ). Пред потопом люди ели, пили, женились, замуж выходили, не думали о Боге и предавались греху, но пришел потоп и истребил всех ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

«Верующего человека очень трудно сбить с толку, очень трудно помешать ему отличать добро от зла», — сказал Предстоятель Церкви при закладке храма на Чукотке 9 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма святого равноапостольного князя Владимира в поселке Угольные Копи, расположенном на берегу Анадырского залива Берингова моря напротив Анадыря. Храм будет построен на участке площадью 1,15 га, его высота составит 23 м, он будет рассчитан на 200 прихожан. С учетом вечной мерзлоты храм будет возведен на сваях, сообщает пресс-служба Патриархии. Надпись на камне, установленном на месте строительства храма, гласит: «Во славу Святыя Единосущныя Животворящия и Нераздельныя Троицы, при Первосвятительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при святительстве Преосвященного Матфея, епископа Анадырского и Чукотского, установлен сей закладной камень на месте строительства храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в лето 2016 от Рождества Христова месяца сентября». Фото: patriarchia.ru Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Всех вас, мои дорогие, сердечно приветствую и радуюсь, что хоть и к концу дня, но мы успели совершить здесь, в Угольных Копях, закладку храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Это знаменательное событие для вашего поселка, для всей Чукотки, а в каком-то смысле и для всей России, потому что храмы, которые возводятся на Чукотке, на востоке нашего Отечества, имеют особое значение. Вы живете в особых условиях — и труд непростой, и условия жизни непростые; и как важно, чтобы человек здесь укреплялся не только материально, но и духовно. Благодать Божия реально помогает нам в нашей жизни. Господь действует, тихо касаясь человека в ответ на его веру, в ответ на его молитву, и каждый верующий чувствует это Божественное прикосновение. Если б этого не было, то и в храмы Божии никто бы не ходил. Зачем же стоять несколько часов, да еще и в тесноте? Но мы идем в храмы, потому что выходим из них другими и сердцем чувствуем, что Божия благодать прикоснулась к нам. Это и есть самое сильное доказательство того, что Бог есть.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-myi-id...

Свою прежнюю жизнь Авсеенков пересмотрел и понял, что давно растерял идеи, и их заменили приказы, стандартные прописные истины и циркуляры. Связь с живым народом, массой людей он утерял, доклады и газетные статьи – вот что заменило ему живого человека. Соприкасаясь с заключенными, увидел Авсеенков жизнь подлинную, невыдуманную, настоящую. К о. Арсению тянулся Авсеенков, необычное отношение ко всем без различия людям, сердечность, доброта, постоянно оказываемая всем помощь в любых ее формах и, как теперь он узнал, глубокая интеллигентность и образованность покорили его. Беспредельная вера в Бога, постоянная молитва вначале отталкивали его от о. Арсения, но в то же время что-то необъяснимо притягивало его. С о. Арсением чувствовал он себя хорошо, трудности, тоска, лагерный гнет сглаживались. Почему? Он не понимал. Сазиков Иван Александрович оказался старым известным уголовником. Был он человек властный, жесткий, уголовную братию знал хорошо и вскоре подчинил себе весь барак и, конечно, установил связь со всеми уголовниками лагеря. Слово его было законом, боялись его, но в дела барака вмешивался он мало и как бы стороной. В первые месяцы после своего выздоровления отдалился он от о. Арсения и вроде бы замечать не стал, но, повредив как-то себе сильно ногу, пролежал пять дней в бараке, рана стала загнивать, и создалась опасность потери ноги. Освобождение продолжали давать, но положение не улучшилось, и вторично выходил Сазикова о. Арсений. Попробовал Сазиков дать о. Арсению подачку, но о. Арсений, улыбнувшись, сказал: «Не ради вознаграждения Вам делаю, а ради Вас – человека, ради Вас самого». Помягчал Сазиков к о. Арсению, мимоходом вроде бы и о своей жизни рассказывал, а однажды вдруг сказал: «Не верю я людям, а попам, говорят, и совсем верить нельзя, а Вам, Петр Андреевич, верю. Не продадите. В Боге своем живете, добро делаете не для своей выгоды, а ради людей. Мать у меня такая же была!» Сказал и пошел. Записано по воспоминаниям Авсеенкова Александра Павловича, рассказам Сазикова Ивана Александровича

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

...В духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше и полезнее, и спасительнее. Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир? Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше, но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда. Если бы в N. не было крайней необходимости, то я никак бы не решился не только тебя, но и никого убеждать так к пожертвованиям (преп. Амвросий). ...Большая разница раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянно-прибыточного добра большую имеет разницу... (преп. Амвросий). Пишешь о работнице скончавшейся и спрашиваешь, не искушение ли это тебе, что помысл внушает тебе жалость о ней и понуждает заботиться о ее поминовении, так что из пяти рублей, которые у вас были, вы отдали два священникам, чтобы ее поминали? Отвечаю: конечно, это искушение. Святое Писание говорит: «благотвори ближнему елика рука твоя может» (Ср.: Втор. 15, 10). И преп. Варсануфий Великий говорит, что если монах, имея только необходимое для самого себя, откажет просящему, то не согрешит. А вы разве живете выше учения Варсануфия Великого? Вы постоянно сами нуждаетесь: вам ли думать о денежном благотворении ближним? Если вы отдадите последнее, что вам самим нужно, то враг, который всегда вас борет заботою о ваших недостаточных средствах, еще более будет вам стужать (беспокоить) этим. Хорошо ли вам чрез непосильное благотворение самим ввергать себя в смущение и заботливость, и попечения, когда мы имеем Евангельскую запо­ведь: не пецытеся! Рассуждение, по учению святых отцев, выше всего. Если вы ощущаете жалость к умершей, то вам, при вашем положении, приличнее не денежные благотворения за нее делать, а, если хотите, самим за нее келейно молиться, чтобы Господь, якоже Сам весть, помиловал душу ее. И думаю, что если так будете делать, то и жалость и усердие ваше, все это пропадет скоро (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010