73. Около 1452 г. Послания митрополита Ионы: I) вятским воеводам и всем Вятчанам, с убеждением их покориться великому князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; II) вятскому духовенству, с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях Из сборника графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского 366), л. 318–323. Изданы были, по той же рукописи, в I-м томе Актов Исторических под 261. I. От Ионы, митрополита киевского и всея Руси, на Вятку и во всю вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманам, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям, и всему нарицающемуся именем христианству тамошней земли. Не вемы убо, како вас нарещи: зоветесь именем христиане, а живете делающе злое, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованью, ни по божественному писанию православной истинной христианской веры: святую соборную апостольскую церковь русской митрополии обидите, и законы церковные старые разоряете, а зався своему господарю, великому князю, грубите и приставаете к его недругу, и издавна и с поганством соединяющеся, и с отлученным от Божьей церкви с князем Дмитрием с Шемякой, приходили есте многажды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич, а через крестное целование, целовав животворящий крест у князя у Дмитрия у Ивановича у Ряполовского, у Глеба у Семенова трижды крест целовав, у Олександра у Мякинина дважды крест целовав, на великого князя добро, да то крестное целование забыв, да зався изменяюще, и христианство губите, и с теми христианскими губителями и сами собою вотчину его воюете беспрестанно, христианство губите убийством и полопом и граблением, и церкви Божьей разоряете и грабите все церковные священные приходы, кузнь, и книги, и колокола, и все творите злые и богомерзкие дела, якоже поганые. И ныне ново, сими часы, воевала есте великого князя вотчину, Сысолу, и Вымь, и Вычегду, да людей есте православного христианства много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и в хоромы насаживая, мужей, старцев и малых деток, бесчисленно пожигали, а иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажая умертвляли, подобяся злочестивому губителю и христианам убийце Ироду; а полону есте взяли более полутора тысяч душ; да которой ныне себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даете; да от того от своего злого дела не престанете, а своему господарю, великому князю, зався грубите, а челом ему за свою грубость не бьете.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Буквицы в Елюнино Памяти Нины Павловны Саблиной 24.05.2023 353 Время на чтение 8 минут Источник: блог автора Сегодня стали поздравлять с праздником коллеги, и что-то совестно мне стало, открыла Церковнославянскую грамоту почитать, давно не брала в руки. В самом начале там подобраны цитаты на каждую букву азбуки, стала читать по порядку, и первое, что живо откликнулось, на Веди: " Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших " ( Еф. 4.29). Следом на Добро: " Должны есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати' (Рим.15.1) И третья на Живете: " Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судително помышлением и мыслям сердечным " (Евр. 4.12). Много ещё отметила в книге, не стану все приводить. Отношусь к книгам в последние годы так же, как и к животным - жалею бездомных. Последнюю подобрала на буккроссинге у нашего храма из-за названия: " Господи, защити меня от языка моего " . Это цитата из " Луга духовного " блж.Иоанна Мосха: " Авва Сисой сказал: - Поверь, вот уже 30 лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе, защити меня от языка моего! Но и доныне каждый день падаю и согрешаю языком моим " . Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя своего. Прп. Никодим Святогорец. Но хватит цитат, довольно и этих. Меня они заставляют снова и снова думать о том, права ли я, когда молчу. Не заграждаю уста повсеместным матерщинникам, молодым и старым, с младенцев начиная. Молчу потому, что устала, что понимаю безполезность: других слов они не знают и некому научить/не хотят учиться. Должны мы, сильные, их немощи носити и не исторгать из уст слов гнилых. Хотя примера мало, не поможет. А Судия разсудит их и нас, каждый ли сделал всё, что мог. Давно не преподаю ни в воскресных, но в общеобразовательных школах. В массовой школе, где обязательны были уроки, у меня были сотни учеников, в воскресных на добровольной основе - всегда единицы.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/24/bukvic...

Сестра Васса расспросила переводчика немецких субтитров о его жизни – почему он ушел, и как вернулся в церковь В гостях у сестры Вассы – Атанасиос Хаилас, православный грек из Германии, переводчик немецких субтитров для «кофейного» шоу. Приветствую всех! Я сестра Васса, и я пью кофе сейчас здесь, в Вене, Австрии. Сегодня, многочисленные зрители, нашу студию посетил неожиданный гость. Его зовут Атанасиос Хаилас, он из города Эсслинген в Германии, и он – удостоенный наград переводчик немецких субтитров для нашего шоу. Он приехал с неожиданным визитом в Вену и согласился дать интервью для нашего шоу! Вы знаете, я очень благодарна за это небольшое отступление от нашего обычного шоу, потому что на прошлой неделе у нас в студии происходили какие-то тревожные события. Если вы смотрели эпизод на прошлой неделе, вы знаете, мои многомиллионные зрители, что у нас появились новые жильцы наверху, а именно, бизнесмен из России и его окружение. Возможно, вы помните, что на прошлой неделе одним ранним утром на нашем балконе очутился загадочный ботинок. И никто не захотел подняться наверх и вернуть ботинок его законному владельцу. В конце концов, Дэвид из студии звукозаписи, член нашей съемочной группы, мужественно согласился сходить и вернуть ботинок. Единственная плохая новость заключается в том, что это произошло вчера утром, и с тех пор мы ничего о нем не слышали. И я немного волнуюсь, хотя остальные члены съемочной группы считают, что нет причин для беспокойства. Он взрослый человек, и мы должны оставить его в покое. Может быть, его пригласили покататься на лыжах с русскими или что-то еще. Потому что наверху стало очень тихо. Что бы там ни случилось, я рада, что Атанасиос сегодня здесь. И давайте начнем наше интервью! – Итак, Атанасиос, добро пожаловать в нашу студию и большое спасибо, что пришли к нам! Почему бы вам сразу не рассказать нашим зрителям немного о себе. Насколько я знаю, вы принадлежите к Греческой православной церкви и живете в Германии. И почему бы вам не рассказать нам немного о вашем образовании и происхождении. И, пожалуйста, чувствуйте себя как дома в нашей студии. Угощайтесь, пожалуйста.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

САМОМНЕНИЕ Смотрите же паче, не закрался бы татский помысл, что вы живете лучше и внимательнее других; и оный так опасен, что, по маковому зерну ложась на сердце, не увидишь, как возрастет до исполинского фарисея и предаст совершенной гордыне и далее. А пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. Припомните, в кратких поучениях 25 января в конце написано: «ибо хотя бы кто бесчисленные добрые дела творил и всякую добродетель совершил, а сам о себе высокомудрствует, тот всех беднее и окаяннее». Сего ради молю вас: блюдите сердца ваша от возносяпщх вас помыслов; а враг во всяком случае может делать свои прилоги: исправила правило, – и повлеклась мыслию; сидим в келлии, мирны и прочее, а вы противополагайте заповедь Божию ( Лк. 17, 10 ) и припоминайте свои грехи, считайте себя последнейшими всех, то и сохранит вас Господь! (IV, 11,22–23). Ты говоришь, что чувствуешь духовную утрату, значит, – ты прежде думал, что имел то, что теперь утратил. Эта-то мысль, что мы имеем нечто духовное, которая занимает нас, незаметна для нас самих, всего опаснее, ибо увлекает нас в тонкое самомнение, противное Богу. Лучше нам, видя свои падения, смиряться и невольно считать себя хуже всех, нежели видеть свои мнимые исправления и не погружать себя в глубину смиренномудрия: чрез первое познаем мы свою немощь и стяжаваем некрадомое богатство смирения, а чрез второе незаметно удаляемся от Бога. Будем лучше думать, что мы никогда не имели ничего благого, и теперь не имеем, что всегда были грешники, и теперь грешники, чающие получить спасение только по милости Божией: аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яно раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17, 10 ), -учит нас Господь. Почему знать, а может быть, потому тебе и попустилось искушение, что имел тонкое и тайное о себе мнение, которое вело тебя к прелести; то, дабы не допустить до оной, последовали тебе скорби. Ты не ставь никого причиною оных и не вини, а усматривай здесь Промысл Божий, испытующий тебя, а люди токмо суть орудия Промысла. А что говорят о мне худо, – я о сем вещи не имам – ведь «горе тому (человеку), о нем же рекут вси добре» ( Лк. 6, 26 ), и еще писано святыми отцами: «горе человеку тому, егоже имя выше дел его»; а как я знаю себя ничтоже суща, и когда бы обо мне говорили все добро, то горе бы мне было; а то есть даже такие, что желают быть поносимы (И, 85,134–135).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Проповедь архимандрита Мелхиседека после Литургии, прошедшей в гимназии 12.12.2016 г Дорогие о Господе братья и сестры, зде начальствующие, учащие, учащиеся! Мы с вами являемся прихожанами храма святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, апостола Любви, о котором известно, что в конце своей жизни, когда он стал совершенно престарелым и немощным человеком, то из того, что он учил, осталась в его уме и сердце одна фраза: «Дети, любите друг друга». «Дети, любите друг друга,» - говорил он своим ученикам и говорил своим последователям.  И вот именно в нашем храме, поскольку мы ученики Иоанна, между нами должна быть тоже сострадающая, братская и сестринская любовь. Кто-то из мудрых людей сказал: «Жить-добро творить» и апостол Иоанн Богослов так и говорит нам: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»  «Будем любить, - говорит апостол Иоанн Богослов, - не словом или языком, но делом и истиной».  А мы с вами должны начинать любить друг друга еще и языком. А каким образом мы можем любить друг друга языком? Маму, папу, родных и близких называть такими словами, как «дорогая», «дорогой». Братьям и сестрам своим, в школе, классе обращаться не по кличкам, обращаться не по прозвищам, а обращаться по именам. И тоже прибавлять «дорогой». Маме и папе можно добавлять слово «любимые дорогие», и это тоже начало любви - друг друга называть добрыми и ласковыми именами.  Старец Амвросий Оптинский говорит: «От ласки у людей бывают другие глазки». А еще если хотите что-то в своей жизни от мамы или папы попросить или добиться, то все начинается с доброго ласкового слова. Обняли, поцеловали, на ушко сказали: «Дорогая мамочка, хочу на Новый Год... и на трех страницах». Почему? Потому что все начинается с доброго, ласкового отношения.  Русские люди раньше говорили: «Худо тому, кто не творит добро никому». «Творить добро, - говорили они, - себя радовать». Поэтому и вы постарайтесь, когда вы живете, проводите здесь большую часть своего времени, научиться именно доброте. Добрым словам, добрым отношениям, добрым поступкам. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/961...

«Верующего человека очень трудно сбить с толку, очень трудно помешать ему отличать добро от зла», — сказал Предстоятель Церкви при закладке храма на Чукотке 9 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма святого равноапостольного князя Владимира в поселке Угольные Копи, расположенном на берегу Анадырского залива Берингова моря напротив Анадыря. Храм будет построен на участке площадью 1,15 га, его высота составит 23 м, он будет рассчитан на 200 прихожан. С учетом вечной мерзлоты храм будет возведен на сваях, сообщает пресс-служба Патриархии. Надпись на камне, установленном на месте строительства храма, гласит: «Во славу Святыя Единосущныя Животворящия и Нераздельныя Троицы, при Первосвятительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при святительстве Преосвященного Матфея, епископа Анадырского и Чукотского, установлен сей закладной камень на месте строительства храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в лето 2016 от Рождества Христова месяца сентября». Фото: patriarchia.ru Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Всех вас, мои дорогие, сердечно приветствую и радуюсь, что хоть и к концу дня, но мы успели совершить здесь, в Угольных Копях, закладку храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Это знаменательное событие для вашего поселка, для всей Чукотки, а в каком-то смысле и для всей России, потому что храмы, которые возводятся на Чукотке, на востоке нашего Отечества, имеют особое значение. Вы живете в особых условиях — и труд непростой, и условия жизни непростые; и как важно, чтобы человек здесь укреплялся не только материально, но и духовно. Благодать Божия реально помогает нам в нашей жизни. Господь действует, тихо касаясь человека в ответ на его веру, в ответ на его молитву, и каждый верующий чувствует это Божественное прикосновение. Если б этого не было, то и в храмы Божии никто бы не ходил. Зачем же стоять несколько часов, да еще и в тесноте? Но мы идем в храмы, потому что выходим из них другими и сердцем чувствуем, что Божия благодать прикоснулась к нам. Это и есть самое сильное доказательство того, что Бог есть.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-myi-id...

Разделы портала «Азбука веры» Святость – 1) одно из существенных Божеских свойств ; 2) высокая степень духовной причастности (близости) Богу . Можно выделить три уровня святости: «Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». (митрополит Макарий. Православно-догматическое Богословие ) «Бог непричастен никакому злу» ( Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 3 ). Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу , в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни. Святость есть единство человека с Духом Господним ( 1Кор.6:17 ), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость – дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати . Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими греховными страстями. В ходе этой борьбы христианский подвижник получает благодать (силу), преображающую его поврежденную грехом природу. Святость есть преображение, обожение падшего человеческого естества действием Божественной благодати. Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху. Цитаты о святости «Бог нас посылает в мир с определенными задачами, для решения которых Он дает нам силы и таланты. Но если математические способности или музыкальный слух есть не у всех, то есть такой талант, который есть у каждого. Это талант жить свято!» прот. Георгий Белодуров «Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом». митрополит Сурожский Антоний «Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».

http://azbyka.ru/svyatost

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Введенского храма в Дудинке 10 сентября 2018 г. 16:29 10 сентября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Введенский храм в Дудинке (административный центр Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края). Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Жители Дудинки! Я с очень хорошим настроением прилетел сюда, потому что давно хотел побывать в вашем городе. Он имеет очень большое значение для всей страны — это один из самых северных портов России, который связывает Сибирь, Север с европейской частью страны, с зарубежьем. Взирая на благоустроенный город, на красивые здания, понимаешь, какой огромный труд был вложен, чтобы все это построить. Это сделали предшествующие поколения, и мы не должны забывать подвиг тех, кто в тяжелейших условиях построил город и порт и дал возможность развиваться Северу России. Но я хотел бы, обращаясь к вам, сказать: вы наследники этих людей, вы живете здесь, вы продолжаете их труд, вы развиваете экономику этого края. И, может быть, самое важное, что произошло здесь за последние годы, — то, что появился Божий храм. Опираясь на свои силы, человек может сделать многое, но не всё. Каждый это знает, особенно те, кто работает на пределе сил. Иногда я спрашиваю спортсменов: «А почему вы в Бога верите?» Мне нередко отвечают так: «Мы чувствуем, что-то зависит от нас, но есть и то, что от нас не зависит. И понимаем, что есть Божие присутствие в деле, которое мы совершаем». Но ведь то, что говорят спортсмены, можно отнести к каждому из нас. Господь присутствует в нашей жизни, укрепляет нас там, где наших сил не хватает, дает нам здоровье, когда оно пошатнулось, помогает вылечить тяжелые болезни и, что самое главное, вылечить душу. Жизнь с Богом дает человеку надежную опору, дает радость, дает силу преодолевать трудности. И замечательно, что храм Божий — в центре вашего города. Призываю вас крепко хранить веру православную, не забывать молиться, обращаться ко Господу своими словами, просить о своем, о самих себе, о своих родных и близких, особенно о детях и внуках. Хотел бы также, обращаясь к представителям коренных народов Таймыра, сердечно поблагодарить за теплую встречу. Каждый на своем языке поприветствовал меня, сказал «Добро пожаловать», и я сохраню эту замечательную картину в своей памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/5265442.ht...

36. В день св. Евангелиста Иоанна Богослова Всяк преступающий учение Христово и не пребывающий в нем – не имеет Бога. 2Ин.1:9 Вот что говорит св. Апостол Евангелист Иоанн Богослов, которого день ныне празднуем. Он говорит: что всякий человек, который не пребывает в учении Христовом и нарушает оное, – тот человек не имеет Бога. Но спросите: есть ли между нами хотя один человек, который в жизни своей не согрешил бы, который не нарушал бы в чем-нибудь учение Христово? Найдете ли вы хотя одного человека, который пребыл бы от рождения до самой смерти в законе Божием и чем-нибудь не согрешил бы? Если не пьянством нарушает человек закон Христов, то гордостью; если не распутством, то сребролюбием; если не завистью, то осуждением; если не осуждением, то клеветою; словом, чем-нибудь, а уж непременно человек нарушает закон Христов. И представьте себе, что такой человек, чем-нибудь, каким-нибудь малейшим грехом преступивший закон Христов – не имеет Бога ни в животе своем, ни в доме своем, и далек от Бога, и Бог от него далек. Подумайте об этом вы, которые не только раз нарушили закон, оскорбили Бога; но много раз, часто даже оскорбляете Бога, не в Боге пребываете, но во грехе, питаетесь грехом, как воздухом, пьете беззаконие, как воду, не презираете греха, а любите грех, живете грехом, дышите грехом. Нет Бога у вас, говорит Иоанн Богослов. Да, Иоанн Богослов утверждает, что тот, кто грешит, не от Бога рожден, и не имеет Бога. Ах, Боже мой! Если и вы грешники и я грешник, и вы не имеете Бога и я, потому что и я такой же грешник, как и вы; то неужели мы живем на земле без Бога? Кто же нас держит на свете? Кто об нас промышляет? С кем же мы живем? Неужели с одними бесами? Да, братия и сестры, если мы живем с одними грехами, питаемся как хлебом одними грехами, пьем беззаконие, яко воду; то и живем без Бога – с одними бесами. Если мы постоянно нарушаем закон Божий, не пребываем в учении Христовом; а держимся учения диавольского, держимся правил и обычаев мира и страстей, – скажите: может ли Бог жить при нас, и около нас и в нас? „Не может Дух Мой пребывати в человецех сих“ 60 , сказал Господь допотопным людям; а мы разве лучше их? Как тогда люди ели, пили, ликовали, женились, веселились, пока потоп водами не покрыл их; так и теперь люди живут; так и теперь поступают, так и теперь грешат. Пусть Бог водами не потопит нас, зато может послать мор от другой какой-либо язвы. Вы думаете, что это пройдет нам, что между нами, христианами, завелось такое пьянство и распутство? Никогда! Бог выжидает, чтоб созрело добро и зло, – пшеница и плевелы; но как плевелы быстро растут – плевелы грехов наполняют весь город, то наказание Божие не замедлит постигнуть нас, быть может, неожиданно, нечаянно. – Мы грешим, и Бог отступился от нас, оставил нас, оставила и благодать Божия, и вера, и все благое. Боже! когда мы покаемся, когда бросим грехи, когда возненавидим беззаконие, когда возлюбим Бога всею душою, всем сердцем и всем помышлением?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Богу, яко дателю всего добра, благодарить за все. От Него всякое получаем добро, яко нищие и убогие, и получаем без всяких наших заслуг. Достойно убо и праведно за все и всегда Ему благодарить (4:336). Помнить, что все блага – Божии, и должны благодарить Бога Памятуете ли, что пища, которую ясте, питие, которое пиете, одежда, которою одеваетеся, домы, в котором живете, скот, который служит вам, огнь, который согревает вас, вода, которая омывает и прохлаждает вас, воздух, который сохраняет жизнь вашу, земля, на которой живете, трава, зелие, которое служит нуждам вашим, солнце, луна, звезды, которыя просвещают вас, и прочая – Божия суть? «Господня бо земля и исполнение ея» ( Пс. 23, 1 ). Вкушаете благости Божия, но памятуете ли благаго Бога? Насыщаетеся благодеяний, но благодарите ли и почитаете ли Благодетеля? Не видите Его, по видите благая Его (5:294). Христианине! все и всякое добро, какое ни имеешь у себе, Божие добро есть и благодеяние. Все сие возбуждает тебе к воспоминанию Бога. Что убо ни видишь, помышляй и говори в себе тако: сей дом, в котором я живу и упокоеваюся; сия пища, которой я вкушаю и укрепляюся; сие питие, которым я прохлаждаюся и утешаюся; сия одежда, которою я прикрываюся и согреваюся; сей скот, который мне служит; сей огонь, который мене согревает и варит пищу мне, сии светила (солнце, луна и звезды), который мне и всей твари светят, и прочая, суть Божие добро и благодеяние. Всегда получаешь от Бога благодеяние, и всегда Божиим добром пользуешися и утешаешися так, что и минуты без того быть не можешь. Всегда убо и на всякое время должен ты Бога поминать, и Ему за все благодарить, и со Псаломником Его благословить: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» ( Пс. 33, 2 ). Погибает тое время, день, час и минута, в которое Господь от нас не благословляется: понеже безпрестанно, как реки, текут благодеяния Божия и на нас щедро изливаются (4:391). Человек, согрешая, великую неблагодарность Богу показует. От кого бытие свое, человече, имееши? от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010