Зло не может быть побеждено при помощи зла – ни в масштабе всего мира, ни в масштабе отдельной личности. Как говорит преподобный Пимен Великий , «зло не уничтожает зла, но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу» 186 . Единственной силой, что еще способна противостоять смертоносности зла, являются добро и любовь. Но если по причине торжества беззакония отступят и они, то злому началу не будет преграды, и оно без сожаления истребит человеческую цивилизацию. «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» ( Мф.13:15 ). И наступит конец. Подразумевается повсеместное отступление христиан от жизни по заповедям Христовым и церковным установлениям; подмена церквами цели своего существования – спасения душ человеческих от зла грехов и страстей – внешней церковной деятельностью: политической, социальной, культурной, экономической и проч. 187 Сегодня православие преподносится как некая национальная идеология, но забывается то, что христианство – это поиск жизни в Боге и что всякое государственное и национальное устроение жизни в христианстве вторично. Апостол Павел говорит: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.1:7 ). Многие пытаются понять: что же такое «удерживающий теперь»? Слово Божие наделяет нас ясным пониманием того, что «удерживающий» есть добро, здоровое нравственное чувство, любовь, пребывающие в сердце человека. Итак, все катаклизмы – предвестники конца света – имеют первопричину в человеческой личности. От нас зависит, приблизим мы конец света или отдалим его. Нравственное чувство, добро и любовь- вот непременные условия выживания нашей цивилизации. Сам же Господь Иисус как бы вопрошает: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» ( Лк.13:8 ). В особых символах о том же повествуется в Откровении святого Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Среди этих признаков существенны: обострение борьбы добра и зла, оскудение веры и любви, умножение беззакония и появление исключительного сосредоточения (концентрации) зла в лице одного человека – антихриста, «человека греха...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Постарайтесь решать ваши проблемы с родными и сослуживцами, друзьями и недругами, проявляя любовь. Действуя таким образом, вы заставите их отвечать вам тем же. Противопоставляя злобе злобу, ненависти — ненависть, насилию — насилие, вы идете очень старым путем, который никогда не давал хороших результатов. Злобе нужно противостоять добротой, ненависти — любовью, нежностью и терпением побеждать гнев. Только добро может бороться со злом. Добро сильно, а зло слабо. Зло можно сравнить с камнем, брошенным вверх: подъемная сила ослабевает во времени. Тогда как добро можно сравнить с камнем, брошенным с вершины башни: его движение убыстряется со временем. В этом секрет добра: вначале оно слабо, но всемогуще в конце. Зло, напротив, всемогуще вначале, но ослабевает со временем. О любви к Богу «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — это первая и самая главная заповедь. Вторая заповедь подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Умирая на кресте, Иисус сказал: «Я жажду». Иисус жаждет нашей любви, и это жажда каждого — и богатого, и бедного. Мы все жаждем любви других людей. Что значит любить Бога всем сердцем, всей душой? Наша любовь к Богу — это ответ на безграничную любовь Бога к нам. Бог первым полюбил нас, полюбил настолько, что послал Сына Своего Возлюбленного, чтобы спасти нас. Сын Божий не только стал одним из нас, принеся нам мир и радость. Он умер на кресте, чтобы показать, как Он любит нас. Он умер за вас и за меня, и за прокаженного, и за умирающего от голода, и за раздетого, который лежит посреди улицы. Иисус сказал нам любить друг друга так, как Он любит каждого из нас. Иисус отдал Свою жизнь за любовь к нам. Он говорит, что мы тоже должны отдать все, чтобы нести добро и любовь другим. В Евангелии Иисус говорит очень понятно: «Любите так, как Я люблю вас». Он умер на кресте, исполняя волю Своего Отца, чтобы показать нам, что мы тоже должны с готовностью отдать все, чтобы исполнить волю Господа — любить друг друга, как Он любит нас.

http://pravmir.ru/dlya-boga-net-malyih-d...

Любой грех совершается человеком против себя самого. Это очевидная истина, которую, конечно же, каждый человек должен понять. В Книге Бытия, в первых главах, мы видим, что когда Каин сильно огорчился, и поникло лицо его, то «и сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). Вот здесь раскрывается тайна – почему мы одних людей любим, а других не любим. Если делаешь добро человеку, то ты спокойно смотришь на него, потому что любое добро, сделанное тобою по отношению к любому человеку, усиливает в тебе любовь к нему. Но если ты замышляешь зло против человека и реально делаешь это зло, нужна же какая-то мотивация: «А чего это я против него интриги-то плету? А что он мне сделал? А-а-а, вот почему я это делаю! Теперь-то я знаю!» Грех, дурной поступок нуждается в какой-то мотивации! Или, наоборот, если вы хотите подавить в себе дурное чувство по отношению к какому-то человеку, сделайте ему подарок. Денежный, в конверте. Вот так, неожиданно: «Попросили передать!» И вы вдруг ощутите тепло в своей душе, настоящее, реальное тепло – вы победили грех , сделав добро! Эта связь – она существует. Еще граф Л. Н. Толстой в свое время написал: «Мы ненавидим тех, кому делаем зло и любим тех, кому делаем добро». Это абсолютно верно. Правда, Толстой это списал у Августина Блаженного . Итак, братья всё более и более злоумышляют против Иосифа: « И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот солнце и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? Неужели я и твоя мать (к тому времени покойная. – О. С.) , и твои братья придем поклониться тебе до земли? » ( Быт.37:9–10 ). Вот этот стих требует пристального внимания. « И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот я видел еще сон: вот, солнце… » Ну, солнце – это понятно, это отец. « …и луна… », луна – это мать. «…и одиннадцать звезд поклоняются мне ». Это пророчество о том, что в духовном мире Иосиф будет находиться на более высоком духовном уровне, нежели даже Иаков, его мать, которая умерла между Иерусалимом и Вифлеемом, и его братья. Это, кстати, может быть, первое достаточно реальное свидетельство из Ветхого Завета о том, что загробный мир существует, и люди, которые перешли через рубеж между жизнью и смертью , участвуют в тех духовных процессах, которые происходят здесь, на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

К делам милости духовной относятся следующие поступки. При помощи увещевания отвратить грешника от заблуждения. То есть путем уговоров и разъяснений (увещеваний) неверующего или иноверца, раскольника, пьяницу, блудодея или расточителя и тому подобное, наставить на путь истинной и честной жизни. «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ( 1Фес.5:14 ). Невежду научить истине и совершению добра. То есть не умеющего молиться научить молиться Богу, незнающего заповедей Божиих, научить этим заповедям и их исполнению и так далее. «А кто не знает, тех учите» ( Ездр.7:25 ). А также несведущего человека научить отличать добро от зла, научить видеть в людях и в жизненных ситуациях истину, научить человека совершать добро и жить по законам совести, почитая Бога и Его заповеди. «Но наставляйте друг друга каждый день ... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» ( Евр.3:13 ). Подать ближнему добрый своевременный совет. То есть когда ближний будет находиться в затруднительном положении, помочь ему добрым и нужным советом. Например, показать опасность, которая угрожает ближнему, и рассказать, как нужно её избежать. Если ближний злоумышляет на чье-либо благосостояние или жизнь, отвратить его от этого, если ближний болен ,а вы знаете как ему помочь, то дать ему нужный совет для излечения. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ( Иак.4:17 ). Молиться за всех Господу Богу нашему, Иисусу Христу, то есть в своих молитвах просить Бога о прощении грехов ближних, о наставлении их на путь истинный. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). Утешать печальных, то есть уметь поддержать ближнего, когда он находится в унынии, в грусти, в растерянности. В трудной жизненной ситуации «утешайте малодушных» ( 1Фес.5:14 ). Нельзя воздавать или мстить ближним за причиненное ими зло. То есть не совершать ответного зла или мести злодеям за то зло, которое они причинили человеку, а предоставить совершать воздаяние Богу. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» ( Рим.12:17 ). «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.» ( Рим.12:19 ). «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» ( 1Пет.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Итак, в Священном Писании и у святых отцов мы находим, что эти два понятия должно строго различать, но никак не смешивать. Опираясь на всё вышеизложенное, можно сформулировать два определения: Бог никогда не благоволит ко злу. «Будьте святы, потому что Я Свят, Господь Бог ваш» (Лев. 11: 44). Но Он умеет премудро обращать зло в добро и зло заставляет работать на добро. Однако при всем при том Он всегда остается противником зла. Это подтвердил патриарх Иосиф: «Вот вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть» (Быт. 50: 20). То есть Господь попустил этому произойти. Ибо то, что творили братья Иосифа, когда хотели его убить (бросили в колодец, продали в рабство) никак не может быть волей Божией. Иосиф назвал эти действия братьев злом, а зло нельзя приписывать благоволению Божию. «Бог никогда не допустит случиться злу, если из него не произойдёт много добра» (прп. Паисий Святогорец). При этом ответственность с людей ни в коем случае не снимается: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Понятие греха, который господствует в мире, никак не может быть идентифицировано с волей Божией Таким образом, не будем выставлять себя невеждами, слыша о каком-нибудь учиненном зле и говоря по привычке: «На всё воля Божия». Понятие греха, который господствует в мире, никак не может быть идентифицировано с волей Божией. И воля Божия, «благая и совершенная» (Рим. 12: 2), никогда не позиционировала себя в порочном или преступном обличье. «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил» (1 Ин. З: 8). Мир пресмыкается во зле не потому, что этого хочет Бог, но потому, что этого хочет грехолюбивый человек. Рейтинг: 9.9 Голосов: 465 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 20 февраля 2024, 18:44 И в то же время всё " плохое " , что встречается нам в жизни, следует принимать с благодарностью от Господа, потому что это всё и содействует нашему духовному возрастанию в добре. " В спокойном море не стать опытным моряком "

http://pravoslavie.ru/158736.html

321//уподобиться тем, которые в богохульной жалобе своей говорят: всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит, или: где Бог правосудия? (Мал 2, 17). И еще присовокупляют к этому другие богохульные речи, следующие далее в пророческом писании: тщетно служение Богу, и что пользы, что соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целыми (Мал 3,14, 15). Итак, чтобы нам избежать неведения, которое служит главной причиной этого пагубнейшего заблуждения, мы должны прежде всего знать, в чем состоит истинное добро и в чем действительное зло. Если мы определим то и другое не по ложному людскому понятию, а по смыслу Св. Писания, то мы не увлечемся заблуждением неверующих людей. глава 3 О трех предметах в этом мире: о зле, добре и среднем Все, что есть в этом мире, бывает троякого рода, т. е. добро, зло и среднее. Итак, мы должны знать, что собственно добро, зло и что среднее, чтобы вера наша, утвержденная на истинном знании, пребывала непоколебимой во всех искушениях. Во всем, что собственно касается человека, главным образом нужно почитать одну только душевную добродетель, которая приводит нас к Богу посредством чистой веры, побуждает непрерывно прилепляться к этому неизменному благу. И напротив, злом следует называть один только грех, который, разлучая нас с благим Богом, заставляет входить в общение со злым дьяволом. Среднее между добром и злом есть то, что по воле и расположению человека может быть обращено в ту и другую сторону; таково, например, богатство, власть, честь, телесная крепость, здоровье, красота, сама жизнь или смерть, бедность, немощь 322//плоти, обиды и тому подобное, что человек по свойству своему и расположению может употребить в добрую и худую сторону. Так и богатство часто служит ко благу, по слову апостола, который богатым в настоящем веке заповедует быть щедрыми, общительными, собирающими себе сокровище, обязанное быть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть истинной жизни (1 Тим 6, 17–19), и, по Евангелию, оно полезно тем, которые приобретают себе друзей богатством неправедным (т..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Блаженный Феофилакт поясняет значение слова «ехидна». Он пишет: «Называет их ″порождением ехидниным″. Так как они хвалились Авраамом, то он дает им знать, что они не Авраама потомки, а предков дурных, каковы и сами они» . Здесь Феофилакт показывает нам, что мы не можем жить заслугами благочестивых предков, скорее всего мы последуем дурным предкам; и словом «ехидна» обвиняет их в лицемерии. Дурная набожность и религиозность фарисеев, как древних, так и современных нам, заключается в том, что себе они готовы простить любой грех и любую оплошность, а на других грешников смотрят с пренебрежением и злорадством. Мол, сам виноват, что попался, а был бы, как мы, лицемером, пребывал бы у всех в почете! Есть три категории людей: верующие, неверующие и лицемеры. Лицемеры хуже всех! Верующий, даже слабый, может исправиться. В Церкви для спасения есть все необходимые средства. Неверующий может обратиться к Богу и начать новую жизнь. И только лицемер, пребывающий в состоянии самообмана, остается таким же, безо всякой надежды на исправление. Далее сказано: Мф.12:35 . «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое». Этими словами Сын Божий показывает, что внутреннее наше состояние рано или поздно проявит себя. Добро породит добро, равно как и зло породит зло. Здесь Господь продолжает тему о добром и злом древе. И если лицемеры думают, что они хорошо замаскировали свою порочность, они не правы: грешник сам, самим видом своим, свидетельствует о себе более, чем сотня свидетелей его преступлений. Сказано: «По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече…» ( Сир.19:26 ); и еще: «Выражение сердечного изменения – лице. Четыре состояния выражаются на нем: добро и зло, жизнь и смерть, а господствует всегда язык» ( Сир.37:21 ); и еще: «Выражение лиц их свидетельствует против них… горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» ( Ис.3:9 ). И мы читаем далее: Мф.12:36–37 . «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

 - Я опасаюсь слежки наших спецслужб, их воздействия на мой мозг. Что надо делать, чтобы прекратить это воздействие?  - Мы, православные христиане, придерживаемся той позиции, которую сформулировал святитель Иоанн Златоуст: никто и ничто во вселенной не может повредить человеку, если он сам не повредит себе. Вот этого надо держаться. А когда люди испытывают страх перед спецслужбами, ФСБ, ЦРУ и т.д. – это оскорбляет веру в Бога. Почему? Потому что Василий Великий писал: тот, кто людей боится – тот Бога не боится, а кто Бога боится – тот никого не боится. Т.е. надо изгонять страх человеческий страхом Божиим. Если человек имеет страх к Богу, он людей уже перестает бояться. А если он имеет страх человеческий – он Бога не боится, т.е. он поставил людей выше Бога, а это уже кощунство. Почему наша жизнь должна зависеть от каких-то экспериментов, колдунов, магов и чего только не наговорят и не придумают! В Писании сказано, что без воли Отца Небесного даже волос не упадет с нашей головы: если Господь попустит нам оказаться в лапах людей, которые будут над нами делать эксперименты – это Его святая воля. Но при этом  мы помним, что если Бог попускает нам какие-то переживания, испытания – Он никогда не посылает нам испытания сверх сил, но в самом испытании посылает нам некое облегчение. Поэтому надо больше рассуждать о божественном страхе.  Мы должны совершенно четко определиться, что этим миром управляет Бог. И бог как Вседержитель одинаково контролирует добро и зло в этом мире. Пророк Исайя 45:6-7 – здесь сказано: Дабы узнали от восхода Солнца и от Запада, что нет кроме меня. Я – Господь и нет иного, Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствие, Я – Господь делаю все это (Ис 45,6-7)». Это сказано не  в том смысле, что Бог является источником тьмы и бедствий, а в том смысле, что Бог одинаково контролирует не только добро в этом мире, но и зло, и без Его воли ничего не может произойти в этом мире. Если Он нам попускает зло, святые отцы объясняют, то только потому, что Он может любое зло обернуть в добро для нас.

http://radonezh.ru/analytics/16-11-2014-...

Второе. В истории действует Бог, давший людям свободу и ограничивший тем самым Свою власть над людьми. Ограничивший её в надежде на то, что они сами, познавши добро и зло, свободно запросят Его полной власти над собою. «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Ибо только она спасительна для людей. Третье. А из того, что в истории действует Бог, следует, что Он, будучи людям Отцом по Своей к ним любви, создал историю ради их спасения. Которое, однако, невозможно без их совершенствования, зависящего, в свою очередь, от их свободной воли. Поэтому история зависит не только от Бога, но и от людей. Её продолжительность имеет не фатальный, а условный характер. История закончится тогда, когда станет окончательно бессмысленной по той причине, что люди в ходе своей нравственной и умственной порчи (если они её допустят) перейдут ту критическую черту, за которой утратят свою свободу уже окончательно. Как это было перед всемирным потопом, когда они стали рабами зла. Скажут: а как же быть тогда с переходом к вечности, если люди сумеют избежать столь позорного конца своей истории?.. Не знаю. Глупо было бы «знать» весь замысел Божий о мире. Он остаётся для нас тайной во многом. И эта тайна - одно из условий нашей свободы. Но знать о том, почему настанет конец истории, крайне важно. Чтобы люди не смотрели на происходящее как на нечто от них не зависящее, а, наоборот, сознавали свою личную ответственность за происходящее. И прилагали все усилия для спасения своего народа и всего человечества. Четвёртое. Бог допускает в истории зло не только для того, чтобы люди могли проявлять свою свободу, но и с педагогической целью. Так мать, приучая ребёнка ходить, не водит его постоянно на помочах, но попускает ему иногда падать. А что было бы, если бы она постоянно поддерживала его? Он так и не научился бы ходить самостоятельно. Познание зла есть условие познания добра, как и наоборот. Познание зла как именно зла вооружает людей, делает их способными побеждать зло. Добро освободится от связи со злом только в вечности, а пока есть время - добро будет иметь своим спутником зло. Спутником-антагонистом.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/04/...

Глава 47. Если же кто, отваживаясь идти вопреки этих слов, возразит, будто Апостол учит, что не в помышлении только мы делаем зло, которое ненавидим и которого не желаем, но в самом действии и совершении его, потому что Апостол сказал: добра, которого хочу, не делаю, а зло которого не хочу, делаю (Рим. 7:19), в таком случае, если говорящий это говорит правду, мы попросим его объяснить: что это за зло, которое Апостол ненавидел и не хотел делать, однако же делал, и что это за добро, которое он хотел делать, и однако же не делал; но напротив сколько раз хотел сделать добро, столько раз делал не добро, которого хотел, но зло, которого не хотел? То ли, что он, не желая служить идолам, а служить Богу, не мог служить Богу, чего хотел; а мог служить идолам, чего не хотел? Или то, что желая быть целомудренным, не делал этого, напротив предавался невоздержанию, которым гнушался? Кратко сказать: пьянство, распутство, гнев, неправду и другие дела порочные, которых не хотел, делал; а правды и святости, которых желал, не делал? Однако же он сам, усильно побуждая всех в Церкви удаляться от беззаконий и стараясь развить в нас праведность без примеси греха, внушает, что блюдутся для погибели и гнева не только те, которые делают непотребные дела и занимаются ими, но и те, которые соизволяют им в этом (Рим. 1:32). Так как всякий грех и намерение достигает исполнения посредством плоти, то, ясно научая нас отвращаться всего этого и ненавидеть, он часто говорит в посланиях: не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники, царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9–10). И, самое главное, убеждая нас всячески совершенно удаляться и отвращаться греха, говорит: будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11:1). Таким образом он сказал вышеприведенные слова не в том смысле, будто он делает, чего не хотел, но в том, что он только помышляет; иначе как бы он был строгим подражателем Христу? А теперь, когда животные помыслы часто нападают на нас, наполняя нас то теми, то другими пожеланиями и неразумными похотями, «как мух неисчетных рои густые»  ; посему он сказал: не то делаю, что хочу (Рим. 7:15). — Эти помыслы мы должны смело изгонять из души, никак не соглашаясь делать то, что они внушают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010