А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. «Дела Авеля, – это дела любви, злые дела Каина, – дела ненависти к брату. Он не только ненавидит своего брата, он еще и завидует его добрым делам» (св. Беда). «Наш мир руководится двумя началами и источниками: Богом и дьяволом. Все хорошее в человеческом мире имеет началом и источником Бога, и все плохое имеет началом и источником дьявола. В конечном счете, всякое добро происходит от Бога и всякое зло, – от дьявола» (прп. Иустин Попович) . 13). Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Апостол имеет в виду здесь «мир как общество тех, кто любит мир. Неудивительно, что любящие мир не способны любить братьев, не принадлежащих мирским привязанностям, чье единственное устремление, – небеса. Для грешников религия, – это мерзость» (св. Беда). «Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро и хочет его уничтожить. Единственное желание зла, – чтобы не было добра… Поэтому не дивитесь, что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло, как способ жизни и логику зла он провозгласил способом мышления и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское» (прп. Иустин Попович) . 14). Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. «Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства, преображает их из временных в вечные, потому что исходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь, – это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога» (прп. Иустин Попович) , «Не любящий, как сам пребывает в смерти, так и всякое дело его, хотя бы имело наружный вид добродетели, есть мертво и бесплодно и слово, как кимвал, бездушно» (свт. Филарет Московский ). 15). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. «Ненавидящий брата своего, есть человекоубийца именно, потому что сердцем желает убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Заповедь Христова поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами, так естественна и так очевидно блага - удивительно и стыдно, что она давным-давно не стала для людей повседневной привычкой. Никто не желает, чтобы люди делали ему зло - значит, пусть никто и не делает людям зла. Всякий желает, чтобы люди делали ему добро - значит, пусть всякий делает людям добро. Всякий хочет, чтобы люди прощали ему грехи - так пусть и он прощает людям грехи. Всякий желает, чтобы люди сочувствовали его горю и радовались его радости - пусть и он сочувствует горю других людей и радуется их радости. Всякий желает, чтобы люди говорили о нем добрые слова, относились к нему с уважением, накормили бы его, если он голоден, навестили, если он болен, защитили, если он гоним, - пусть же и он так поступает с людьми. Это касается не только отдельных личностей, но и групп людей, соседних племен, народов и государств. Если бы все классы, народы и государства усвоили бы сие правило, исчезла бы злоба и борьба классов исчезла бы взаимная ненависть народов, прекратились бы войны между государствами. Таково лекарство от всех этих болезней, и другого лекарства нет. Далее говорит Господь: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Это значит: если вы ждете, когда вам сделают добро, чтобы потом заплатить за него добром, то вы не совершаете ничего доброго. Разве Бог ждет, чтобы люди заслужили солнечное тепло, и только после того повелевает солнцу греть? Или Он первый проявляет Свое милосердие и Свою любовь? Милосердие - добродетель активная, а не выжидающая. Бог ясно показывает сие с сотворения мира. Изо дня в день с сотворения мира Бог своею щедрою рукою рассыпает богатые дары всем Своим созданиям. Ибо, если бы Он ждал, пока Его создания первые Ему что-нибудь дадут, не было бы ни мира, ни одного создания в мире. Если мы любим любящих нас, то мы торговцы, производящие обмен. Если мы творим добро только своим благодетелям, то мы должники, отдающие свой долг. А милосердие - не добродетель, которая только отдает долги, но добродетель, которая постоянно дает в долг. И любовь есть добродетель, постоянно дающая в долг и не ожидающая возврата. Если мы даем взаймы тем, от которых надеемся получить обратно, то что мы делаем? Перемещаем свои деньги из одной кассы в другую. Ибо то, что мы дали взаймы, мы считаем своей собственностью, так же как и тогда, когда оно было у нас в руках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

11 Восстали на меня свидетели неправедные, о том, чего не знал я, вопрошали меня. 12 Воздали мне злом за добро и обрекли на забвение душу мою. 13 А я, когда они преследовали меня, облекался в рубище и смирял постом душу мою, и молитва моя в сердце мое возвращалась. 14 Точно ближнему, точно брату своему, угождал я врагам моим; плача и сетуя, смирялся. 15 Но против меня собрались они, торжествуя. Собрались нанести мне раны, а я и не ведал того; впали они в раздор и не смягчились. 16 Искушали меня, насмехались, глумились надо мною, скрежетали зубами своими. 17 Господи, когда узришь это? Избавь душу мою от злодейства их, от львов единственную мою! 18 Прославлю Тебя в церкви великой, среди множества народа восхвалю Тебя. 19 Да не торжествуют надо мною враждующие со мной неправедно, ненавидящие меня напрасно и подмигивающие друг другу! 20 Ибо со мной мирно говорили они, но в гневе помышляли о коварстве. 21 Отверзая на меня уста свои, говорили они: «Добро тебе, добро, все видели мы глазами своими!» 22 Видел и Ты, Господи, да не умолчишь! Господи, не отступи от меня! 23 Восстань, Господи, и внемли правде моей; Господи, Боже мой, заступи меня в тяжбе моей! 24 Суди меня, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не торжествуют они надо мной! 25 Да не скажут они в сердце своем: «Добро тебе, добро, все нам по душе!» И да не скажут: «Поглотили мы его!» 26 Да постыдятся и посрамятся радующиеся бедам моим! Да облекутся стыдом и срамом превозносящиеся надо мной! 27 Да возрадуются и возвеселятся желающие мне оправдания, и говорят желающие мира мне, рабу Его: «Да возвеличится Господь!» 28 Язык мой будет поучаться правде Твоей, всяк день восхвалять Тебя.   В конец, слуги Господня Давида, 35. 2 Говорит беззаконный в душе своей о грехах своих, нет страха Божия в сердце его. 3 Ибо слукавил он пред собой, сказав, что познал беззаконие свое и возненавидел. 4 Слова уст его беззаконие и ложь; не захотел он вразумиться и творить добро. 5 Беззаконие замышлял он на ложе своем; вступал на всяк путь недобрый, и не возненавидел зло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

О царях, князьях и судьях говорят святые апостолы, — о том, что они получили власть от Господа Бога для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Верховный апостол Петр наставляет: “Будьте покорны всякому человеческому начальству (то есть человеческой власти), для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей”(1 Пет. 2, 13–15.). Подобно тому учит и апостол Павел: “Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое”(Рим. 13, 3–4.). Подобно тому говорят и святые отцы. Святитель Златоуст: итак, земное начальство поставлено на пользу людям, от Бога, а не от дьявола, как говорят некоторые недостойные; оно поставлено, чтобы люди, боясь властей, не поглощали друг друга, словно рыбы. Потому и сказал святой апостол Петр: “Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей”. Так же говорит и святой Григорий, епископ Акраганский, в завещанных им правилах: великое дарование Божие людям, данное свыше по человеколюбию, — священство и царство: одно служит Богу, другое, властвуя, печется о человеческом. Тому, кто принял от Вышнего повеление управлять человеческим родом, подобает не только о своем заботиться и свою жизнь управлять, но и все, чем владеет, спасать от треволнения и многогреховного смятения, ибо отовсюду угрожают нам лукавые духи и смущают наше смиренное тело. Могут сказать, что святые апостолы и преподобные отцы повелели царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем. Но если это было повелено об убийцах, прелюбодеях и делающих иные злые дела, то тем более подобает поступать так по отношению к еретикам и отступникам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   О царях, князьях и судьях говорят святые апостолы, — о том, что они получили власть от Господа Бога для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Верховный апостол Петр наставляет: «Будьте покорны всякому человеческому начальству (то есть человеческой власти), для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:13—15). Подобно тому учит и апостол Павел: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3—4).    Подобно тому говорят и святые отцы.    Святитель Златоуст: итак, земное начальство поставлено на пользу людям, от Бога, а не от дьявола, как говорят некоторые недостойные; оно поставлено, чтобы люди, боясь властей, не поглощали друг друга, словно рыбы. Потому и сказал святой апостол Петр: «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей».    Так же говорит и святой Григорий, епископ Акраганский, в завещанных им правилах: великое дарование Божие людям, данное свыше по человеколюбию, — священство и царство: одно служит Богу, другое, властвуя, печется о человеческом. Тому, кто принял от Вышнего повеление управлять человеческим родом, подобает не только о своем заботиться и свою жизнь управлять, но и все, чем владеет, спасать от треволнения и многогреховного смятения, ибо отовсюду угрожают нам лукавые духи и смущают наше смиренное тело.    Могут сказать, что святые апостолы и преподобные отцы повелели царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В пророке разумей учителя, в священнике – достоинство служения. Если кто либо из них умом одобряет превратное, то будет путь их скользок и в темноте, и не будут они иметь Господа, говорящего: Аз свет в мир приидох, да всяк, веруяй в Мя, во тме не пребудет ( Иоан. 12. 46 ). Посему святый, избегавший всякой тьмы, говорит: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи: дал еси веселие в сердце моем ( Пс. 4, 7 ). Когда же они будут находиться в темноте и на пути скользком, то есть, в заблуждении еретическом, тогда будут вынуждены ко всяческому колебанию и падут. И наводит на них Господь зло, не потому, чтобы оно было зло, не потому, чтобы Господь наводил зло, но оно есть зло для тех, которые терпят наказания. Иначе: одно и тоже есть и зло и добро, зло для тех, которых оно мучит, добро для тех, которых оно исправляет. И то должно заметить, что годом посещения Господня называется исправление и наказание грешников, сообразно написанному: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их: милость же Мою не разорю от них ( Пс. 88, 33, 34 ). Стих. 13. И в пророках Самарии Я видел безумие (или злочестие); они пророчествовали во имя Ваала и обольщали народ Мой, Израиля. Я думаю, что пророками Самарийскими в таинственном смысле называются собственно еретики и все те, которые превозносясь лжеименное знание. Но как пророки Самарии, что они ни говорили, пророчествовали именем Ваала, то есть, идола, посвященного бесам, так еретики, что они ни говорят в Церкви, или вне Церкви, чтобы довести до падения народ Израильский, прежде взиравший на Бога, говорят именем бесов. Посему и выразительно говорит: и в пророках Самарии Я видел безумие; ибо они не имеют Того, о Котором говорится: Христос Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор. 1. 24 ). Стих. 14. И в пророках Иерусалима Я видел подобное (или ужасное): прелюбодейство и путь лжи, и укрепляли они руки злодеев, чтобы не отвратился каждый от порочности своей (или от пути своего наихудшего). Все они сделались предо Мною как Содом, и жители его как Гоморра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И сегодняшнее Евангельское чтение описывает один из бесчисленных примеров того, как человеколюбивый Господь еще раз показал, что добро сильнее зла, и как Он постарался утвердить веру людей в добро, во всемогущество добра, в победу добра. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Это событие описывают еще два евангелиста: Марк (гл.9) и Лука (гл.9). Они добавляют некоторые подробности о болезни отрока. Он один сын у отца и одержим духом немым. Когда сей злой дух схватывает его, то повергает на землю, и отрок вскрикивает, испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Злой дух целится своими стрелами сразу в трех направлениях: в человека, во все творение Божие и в Самого Бога. Чем новолуние виновато в болезни человеческой? Если оно вызывает беснование и немоту у одного человека, почему тогда не вызывает их у всех людей? Зло не в луне, но в злом лукавом духе, прячущемся и обманывающем человека: он обвиняет луну, дабы человек не обвинил его. Он также хочет этим достичь и того, чтобы человек решил, будто все творение Божие - зло, будто зло человеку приносит природа, а не злые духи, отпавшие от Бога. Потому он и нападает на свои жертвы в новолуния, чтобы люди подумали: " Вот, источник этого зла - луна! " ; а поскольку луна сотворена Богом, следовательно: " Источник этого зла - Бог! " Так обманывают людей сии звери, кои хитрее и свирепее всех зверей. По сути все, сотворенное Богом, хорошо; и все творение Божие служит человеку для пользы, а не для погибели. Если и есть что-нибудь, мешающее удобству человеческого тела, то в таком случае оно служит душе человека, подбадривая и обогащая его дух. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси (Пс.88:12). Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь (Ис.66:2). А раз все это - от Бога, стало быть, все это не может не быть благим. Из источника может изливаться только то, что в нем есть, но не то, чего в нем нет. В Боге нет зла, так как же зло может происходить от Бога, источника самого добра, чистого добра? Многие люди по неведению всякое страдание называют злом. На самом деле страдание не есть зло, но одни страдания являются следствием зла, другие же - лекарством от зла. Безумие и беснование представляют собою следствие зла, а само зло - злой дух, действующий в безумном или бесноватом человеке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

 Ненавидит без смысла, как и Каин брата своего, или, лучше, ненавидит мир сознательно и по сознательной причине, поскольку его дела лукавы, в то время как наши – праведны. Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро, и хочет его уничтожить. Поскольку одно желание зла – чтобы не было добра. Поэтому по природе своей дьявол есть противоборец Бога.  Дьявол с тех пор, как стал дьяволом, есть дьявол, и зло есть зло. Поэтому святой Иоанн Богослов говорит: не чудитеся , что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло как способ жизни (“modus vivendi” – лат.), и логику зла он провозгласил способом мышления (“modus cognoscendi”) и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское, Богочеловеческое, ведь вы являетесь воплощением и олицетворением Его, и хоть вы и находитесь в этом мире, но вы от “того” мира, от Бога и от Христа.   3:14. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата, пребывает в смерти . (Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.)  Это общее христианское таинство, которое посредством любви переводит из смерти в жизнь , в бессмертие, в вечную жизнь.  Любовь – это единственный мост, который из пропасти смерти приводит из этого – в тот мир, из этой переменной жизни – в ту, вечную. По своей природе Богочеловеческая любовь вечна, вся от Вечного, и от Него черпает свою силу, которой делает бессмертными и вечными живущих ею. Любовь силой Бессмертного Бога господствует над всей смертью и приводит к вечной жизни. Любовью человек действительно воскресает от духовной смерти, от грехолюбия и живет для Бога и в Боге. Христиане посредством любви считают себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:11). Мы знаем сознательно, что перешли из смерти в жизнь, что значит, что мы бессмертны, вечны.  Христиане имеют новое восприятие и себя, и ближних своих, они имеют новое знание и ощущают себя и братий своих как бессмертные и вечные сущности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И дальше Он приводит ту молитву, которую мы называем молитвой Господней: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». В этой молитве ничего лишнего нет. Здесь есть и прославление Отца Небесного, и просьба о прощении грехов, и о том молится человек, чтобы Господь причащал его каждый день, и чтобы избавил от всяких искушений дьявольских, – то есть все, что необходимо именно для души. Поэтому если мы будем так свою жизнь управлять, Господь будет нам помогать. А если мы будем жить только для себя, стараться только нашу земную жизнь как-то устроить, чтобы она была получше, поблагополучнее, то мы ничего не добьемся. Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Если человек не ищет Царствия Небесного, он лишается всего. Возьмем наш народ: погнались за земным благополучием – «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим». Построили? Ничего не получилось, все рушится, все опять возвращается к старому. Значит, все это было зря, потому что без Бога ничего не построишь, это невозможно. Если человек умер, ты его хоть корми-пои, хоть бей – он мертв, он ничего не может, потому что душа отлетела. Так и народ: если душа отлетела от народа (а душа народа – это вера), он тут же умирает. В семье нет веры – семья рассыпается. В детях нет веры – вырастут бандиты. А почему обязательно бандиты? Да потому что сейчас мир очень злой. Дети, как губка, впитывают зло, а добра они не видят. На улице видят они добро? Нет. В семье видят добро? Нет. По телевизору видят добро? Нет. В школе видят добро? Нет. Спрашивается, откуда ребеночку черпать добро, где ему научиться? А зла – сколько угодно. Вот он зло и впитывает, а потом оно в нем растет и приносит плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Так что для всякого честь – быть в своём, Богом поставленном чине. Бесчестие – позорно опускаться ниже или же дерзко, вопреки своей природе, лезть наверх. Всему установлено своё почётное и единственное место, и только условно, на нашем грешном языке одно называется первым, другое – вторым, а иное – третьим. В Господе же – «ни муж без жены, ни жена без мужа… Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; всё же – от Бога». О суде и неосуждении Суббота Рим. 13:1–10 Сегодня читаем об отношении христианина к власти. И первые же слова, казалось бы, исчерпывают суть дела: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божию установлению». Казалось бы, всё ясно: власть, уже в силу того, что она фактическая власть, есть уже «от Бога», и противиться ей также страшно, как страшно противиться «Божию установлению», и всё. Но почему-то Апостол не останавливается на этом, а продолжает: «ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое… Они Божии служителя, сим самым постоянно занятые». Если бы Апостол написал только первое, то у нас не возникло бы никаких вопросов, но вот эта мотивация сразу вызывает множество: «страшны не для добрых дел, а для злых» … а если я вижу, что наоборот? «Делай добро и получишь похвалу от неё». А если делаю добро, но не то, что похвалы не вижу. А продолжаю не без оснований бояться? «Начальник… тебе на добро». А если я вижу от него только зло? «Сим самым постоянно занятые» – А если я вижу, что он вообще ничего не делает из положенного ему?.. И эти вопросы и неизбежны, и законны с точки зрения Божественного права. Потому что, упоминая здесь категории добра и зла, Апостол напоминает нам о той судебной инстанции, выше которой ничего нет и не может быть и которой подсудно всё.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010