Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (ч. 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – Ангелам и людям. Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм – полное отступление от монотеизма. Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание Его, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются, соответственно, мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируются с помощью символики пола. Каббала представляет собой фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения с его глубоким и последовательным монотеизмом. Ислам: зарождение Джибрил появляется перед Мухаммадом, графика      Новозаветной религии предшествовала религия Закона, которая 15 веков готовила избранный народ к пришествию в мир Спасителя мира – воплотившегося Бога Иисуса Христа. По слову святого апостола Павла: «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3: 24). Он был всего лишь «тенью будущих благ» (Евр. 10: 1). Когда в мир пришел Спаситель, ветхозаветная религия выполнила свое назначение. Господь наш Иисус Христос открыл нам тайны Царствия Небесного и установил Новый Завет, который был предвозвещен пророком Иеремией : «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31: 31–33).

http://pravoslavie.ru/68586.html

--- Именно поэтому «бисер перед свиньями» (свиньи — это страсти) метать не годится, ибо ближний от этого не спасается, а ещё больше озлобляется. То есть изнутри, а не извне. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 19.09.2019 - 13:47 Спасибо, Светлана за поднятую : Спасибо, Светлана за поднятую тему. Ваши слова были бы справедливы для абсолютно злых людей. Но в каждом человеке добро перемешано со злом. Именно ради возможного покаяния и нужно делать добро человеку. Апостол Павел считает, что можно и нужно побеждать зло добром: " никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. " Рим. 12:17-21 А " не метать бисер перед свиньями " по толкованиям многих отцов не давать нечестивым святыни (причастия, евангельских истин и пр.), чтобы они не подверглись бОльшему осуждению. Простите. 21.09.2019 - 22:15 Все в руках Божьих. Можно ли : Все в руках Божьих. Можно ли исцелить зло добром? Чаще всего нет. Это не означает, что нужно ответить злом на зло, ибо тогда будет два зла и оно увеличится в размерах. От зла себя нужно сдерживать, но иногда зло нужно и пресекать. Ибо, не пресеченное зло также может вырасти и вовлечь в себя еще большее количество людей, убивая в них добро. Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2019/09/19/mozhno-li-...

В этом послушании должна была проявляться сыновняя любовь человека к Богу — и так оно и было до поры до времени. Но человек по своей природе полностью нравственно свободен. Никакие моральные законы не имеют над ним силы, если он сам не захочет их соблюдать, — но, конечно, тогда ему приходится принимать и последствия своих поступков. И, как сказано в Библии, однажды Адам и Ева, соблазненные падшим духом злобы, решили нарушить заповедь. Желая обмануть человека и оклеветать Бога, дьявол спросил Еву: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт 3 :1). Здесь сатана, как всегда, откровенно солгал. Ведь на самом деле Бог как раз разрешил людям есть от всякого дерева в раю, кроме одного дерева познания добра и зла, так что слова дьявола фактически означают — «правда ли, что Бог столь жаден и властолюбив, что все вам запрещает?». Ева, еще не понимая, в чем подвох, уточняет содержание заповеди, — но змей в ответ снова обвиняет Бога во лжи! Он говорит ей: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3 :4-5). И Ева поверила, и ела плод с дерева, и дала Адаму. Люди усомнились в Боге, перестали Ему верить и нарушили единственную Его просьбу. Любовь была предана. Счастье закончилось, и в мир, в котором все хорошо весьма, проникли зло и смерть, изменив его до неузнаваемости. А называется дерево познания добра и зла так странно вовсе не потому, что оно действительно научило человека «различению добра и зла». Адам и Ева прекрасно понимали с самого начала, что нарушение заповеди — это и есть зло. Только вот до грехопадения они знали добро на практике, а зло в теории, — а после совсем наоборот: добро стало призрачно, а зло — реально. Дальнейшая библейская история подтверждает этот тезис, причем зло в человеке явно прогрессировало от поколения к поколению — ведь уже сын Адама, Каин, бросил вызов самому Богу и решился даже на убийство родного брата. Неся в себе самом зло, человек явно не мог бы и дальше «жить как в раю». Ведь даже если забыть, что отныне весь Божий мир, подчиняющийся человеку и следующий за ним, тоже сделался враждебным, — то как заглушить голос собственной совести, как изгладить из памяти былое предательство? Вся природа человека, созданного для счастья, оказалась искажена грехом. И даже если в один момент вселенная исцелится от зла, человек даже не заметит этого, потому что сам все еще смотрит на мир глазами, в которых остается осколок ледяного зеркала Снежной Королевы. А такая жизнь — это уже не рай, и невозможно, даже бессмысленно его создавать, не исцелив вначале человека, который будет в нем жить. Папа, забери меня домой

http://foma.ru/raj.html

Уже упоминавшийся наш замечательный писатель Достоевский не так давно в смятении восклицал: «Кто из нас по совести знает теперь, что есть зло и что есть добро?» (Объявление о подписке на журнал «Эпоха», 1865г.). Путаница понятий о зле и добре сейчас привела к грозному нарастанию зла вокруг нас, повсюду, во всем мире. Так что, кто же из нас, положа руку на сердце, не может повторить эти слова, но и может быть еще более страшные слова — Николая Васильевича Гоголя, записанные в его «Дневнике» в 1846г.: «Грусть от того, что не видишь добра в добре». Однако мы должны знать, что зло и что добро. Потому что жаждем жизни в добре, а не во зле. Говорят, что зло — это бедность, неравноправное положение в обществе, тяжелые условия труда в условиях эксплуатации одним человеком другого. Зло — это болезни, всяческие страдания. Все это так. И хвала тем, кто стремится улучшить общественные условия жизни и уменьшить страдания от них. Все это верно — но относительно верно. Конечно, страдание способно раздавить человека. Оно озлобляет. Оно может уничтожить в нас чувство смысла жизни, – темное, злое страдание… Но разве не бывает другого страдания – светлого, очищающего, возвышенного, просветляющего человека? Пройдитесь по палатам какой-нибудь больницы, присядьте у койки в каком-нибудь раковом корпусе… И сколько вы увидите там страданий не к смерти, а к жизни, страданий, в которых человек может не только пасть, но и возродиться и очиститься. Это значит, что зло происходит не из внешних условий, хотя может быть связано с ними чрезвычайно тесно. В одинаковых социальных, общественных отношениях своего времени жили два брата — Каин, сделавшийся братоубийцей, и Авель, ставший кроткой, несчастной его жертвой… Нравственный первофеномен — отнюдь не социального и не биологического происхождения. Зло, как и добро, имеет экзистенциальный центр. Христос учит: «…извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, непотребство, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око… все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7,21-23).

http://pravmir.ru/voistinu-on-byl-syn-bo...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Не может быть любви без свободы 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя сыропустная Сегодняшнее воскресенье называется Прощеным, а также воспоминанием Адамова изгнания. «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше. Увы мне, прелестью лукаваго увещанну бывшу, и окрадену, и славы удалену. Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну. Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся. Ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя. В землю бо пойду, от нея же и взят бых. Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго». Бог сказал Адаму, то есть человеку (на древнееврейском «Адам» означает «человек»): «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Что значат эти таинственные слова? Только Бог может определить, что есть добро и что есть зло для человека, ибо Он один имеет высшее знание, высшую мудрость. Но Бог, сотворивший человека для любви, дал ему свободу, потому что не может быть любви без свободы, невозможно заставить любить насильно. И вот в сердце свободного человека возникает искушение. «Нет, — сказал змей, — вы не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите эти плоды, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Он понимал, что говорил, этот змей. «Вы будете, как боги», — сказал он. Вот где самое главное искушение, причина всех других искушений. Человек искушается тем, что он может обойтись без Бога, стать самому богом. Самому, без Бога, определять, что есть добро и что есть зло. От искушения до греха только один шаг. И человек переступает черту. И мы отказываемся зависеть от Бога, отказываемся слушать Его слово, полагая, что мы сами достаточно разумны, чтобы знать, где добро и где зло. Это и есть первородный грех, то есть грех, который есть начало всех других, корень всех других грехов. Он первороден, он не в начале времени, как если бы речь шла о событии прошлого, но он начало в том смысле, что всякий наш грех, все наши заблуждения, все наши падения проистекают из него, из того, что мы заявляем о своей независимости перед лицом Бога. Мы ищем наше добро там, где нам кажется легче, отказываясь слушать слово Божие. Таким образом, человек, отделившись от высшей мудрости, насаждает в мире беспорядок. Гармония, которая должна была царствовать между Богом и человеком, нарушена. Как следствие этого является себялюбие, насилие, растление, несправедливость, зависть, злоба, вражда. И потому страдание все более умножается в мире. С каждым днем человечество приближается к смертельной катастрофе, потому что оно живет без Бога.

http://moral.ru/adamovo_izgnanie/

1) Изображая учение и дела Спасителя, как они выражают собою добро, осуществленное Богочеловеком на земле, в противоположность злу, живущему в людях, Евангельское слово делает способным ум и сердце человека оценить добро как именно добро и зло как зло, в противоположность неясному или ошибочному пониманию и чувствованию того и другого слова о Христе. Такое изменение в уме и в нравственном чувстве человека, производимое в нем действием Евангельского слова, Священное Писание называет отверзттием сердца и открытием глаз. Когда Лидия, женщина из города Фиатир, слушала раз- говор Св. Апостола Павла с собравшимися в молитвенном доме этого города женщинами, Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. В день субботний, – повествуется в книге Деяний Апостольских, – мы вышли за город (Филиппы – в Македонии) к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом и севши разговаривали с собравшимися там женщинами. И некоторая женщина, из города Фиатира, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел ( Деян. 16:13–14 ). Без сомнения, не чувствуя цены того, что говорится, человек не может иметь внимания к разговору, направлять и сосредоточивать свою мысль на его содержании; поэтому-то благодать Христова и производит в сердце человека эту оценку добра и зла. Далее, посылая Апостола Павла к язычникам, Бог говорил ему, что посылает его затем, чтобы он, – без сомнения чрез слово, единственный способ духовного сношения между собою людей, – открыл им глаза на то, что есть свет и что есть тьма, т.е. чтобы открыл им способность сознания, различения, ума и это затем, чтобы потом они сами могли обратиться от тьмы к свету. Я посылаю тебя, – говорит Господь Св. Апостолу Павлу, – к язычникам, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету, и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными ( Деян. 26:17–18 ). Это открытие глаз даруется человеку опять, потому, что человек, не способный в себе самом сознавать и различать то, что есть добро и что есть зло, не может понимать и того, какое добро заключается во Христе и какое зло живет в человеке, не может ни веровать, ни каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Скачать epub pdf Часть вторая. Заповеди Господни Вера и дела Без Православной веры невозможно спастись от вечных мучений. Но одной веры недостаточно для того, чтобы угодить Богу. Как сказал апостол Иаков: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2, 26 ). И это естественно! Ведь при наличии здравого рассудка верящий в праведного Бога будет беречься делать неправду, верящий в любящего Господа должен избегать ненависти, а вера в Судию предостережет от всякого зла. Более того, для христиан Господь – любящий Отец и Спаситель, а потому будет естественно и нам проявить свою любовь к Нему. Христос сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин. 14, 23–24 ). Итак, для христианина исполнение Заповедей – это не моральный долг и не какая-то нравственная норма, основанная на утверждении: «Это хорошо, потому что так надо». Для нас исполнение Заповедей – это условие дружбы между Богом и человеком, это залог любви Творца и твари. Что такое добро и зло Но почему Богу нужно, чтобы мы делали то или другое? Что такое добро и зло? Христиане верят, что добро – это свойство Самого Бога. Как писал преподобный Максим Исповедник , «добродетели существуют безначально», ибо они – нетварные силы Господа. Поэтому всякий делающий добро по воле Господа делает его Божиими силами. И всякий, кто, постоянно делая добрые дела, учится всем добродетелям (добрым делам, вошедшим в привычку), становится похож на Бога, достигает Богоподобия. Зло – это нарушение воли Бога, беззаконие, злоупотребление хорошими свойствами созданной Богом природы. Зло не имеет сущности и возникает тогда, когда свободная воля разумного существа неправильно употребляет дар выбора. Злые поступки, вошедшие в привычку, называются страстями (то есть вызывающими страдание и лишающими человека свободы), и если с ними не бороться, то они разложат природу злодея. Ведь, в конечном итоге, грех порождает смерть – как временную, так и вечную. Конечно, Творцу не угодно, чтобы Его творение погибало, потому Он и запрещает зло. Добродетели и благодать

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Св. Ириней Лионский одним из первых в восточно-христианском богословии провозгласил, что " образ Божий - это Сын, по подобию Которого создан человек. И потому-то Сын и появился в последние времена, чтобы показать, что Его образ похож на Него " Если это так, то логически безупречным будет вывод о том, что человек не был создан первоначально моральным существом: ведь Христос - это не моральный учитель, не моралист и даже не нравственный идеал человека. Христос - это Сын Божий, вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Он есть Божественный Логос и Спаситель мира. Следовательно, первозданный человек Адам, сотворенный Богом-Отцом по Его образу, есть также сын Божий, призванный сыновней любовью отвечать на Божественную любовь, жить под покровом этой Божественной любви, жить одной этой Любовью, жить в единстве с Богом. " Адам жил невинно, подлинно блаженною и безмятежною жизнью. Он в чистоте своей непрестанно созерцал Слово, образ Бога Отца, ибо он сам сотворен по образу этого Образа. Когда человек чист, и ум его не занят телесными предметами, а собран в себе, он парит в горних и взирает на Слово, видит в Нем Отца Слову, услаждается созерцанием Его и обновляется в любви к Нему " Грехопадение исказило образ Божий в человеке. " После падения человек перестал видеть Образ Бога, т.е. Слово, стал созерцать зло, т.е. не сущее. Сущее есть добро, ибо оно имеет для себя образы в сущем Боге; тогда как зло есть несущее, т.к. не имеет своих образов в Боге, а создано человеческими примышлениями. Уклонившись от созерцания Слова, человек в грехе созерцает только зло " Смысл мифа о грехопадении, видимо, следует усматривать в том, что человек не может и не должен знать то, что знает Бог. Адаму и Еве надо было знать, почитать и любить Бога (Абсолютное Добро) и благодаря этому пребывать в райском блаженстве. Когда же, стремясь стать " как боги, знающие добро и зло " первые люди нарушили запрет Бога, они увидели как бы изнаночную сторону мира, себя и друг друга, то есть узнали зло. Ум их помрачился. Они отторгли себя от Бога и, возможно, стали бы враждебными Ему: " И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не взял также от дерева жизни и не вкусил, и не стал жить вечно "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/396/...

«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Эллина!»... Поскольку мы проживаем в скорбях и теснотах изрядную долю своей жизни, мы знаем, что слова эти относятся к нам. Поскольку мы зло сделали в своей жизни, и не раз, мы пожинаем плоды своих грехов, как скорбь и тесноту. Такова награда всем, делающим злое. И не смотри на человека, едущего в дорогой машине, и не смотри на человека, одетого в дорогой костюм, и не смотри на человека, который живёт в большом доме, потому что не знаешь, что в душе его творится. Если внутри у него скорбь и теснота, то нет у него счастья. Ни в машине, ни в костюме, ни в доме. Внутренние боли уничтожают всякую радость. Это нужно понимать и знать. Об этом говорили все святые отцы, которые проповедовали людям. Больше всех говорил об этом Златоуст. «Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину... Ибо нет лицеприятия у Бога». Слава, честь и мир всякому, делающему доброе. Делать доброе должен каждый человек. Чтобы делать доброе, нужно иметь ум. Потому что сначала нужно узнать, что есть доброе.             В период моего детства, когда мне делали операцию на аппендиците, сосед по палате, которого тоже оперировали, умер. Мальчик. Умер оттого, что бабушка накормила его булкой раньше времени. После операции нельзя кушать сутки или чуть больше. Он лежал страдал: пить нельзя, только промачивать губы водой с лимоном. Конечно маленькие дети страдают, они не понимают, что нужно терпеть. И вот ребёнок ныл-ныл, хотел есть, хотел пить, бабушка быстренько побежала в магазин, купила булку, тайком принесла её, дала ему съесть, он её жадно съел и умер к вечеру того дня. Т.е. вот вопрос: накормить человека, это добро или зло? Конечно добро. А накормить больного после операции, добро или зло? Зло. Так когда и кого кормить зло, а когда и кого добро? Бабушка — убийца. Но не потому, что она хотела убить своего внука, она не била его ножом, не била его молотком, ни била кирпичом. Она его накормила, и убила.

http://radonezh.ru/text/14-11-14-pryamoy...

Вместо раскаяния человек обвиняет Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» [ Быт. 3, 12 ]. Такое обвинение Бога и оправдание себя свидетельствуют, что где-то в глубине души человек осознал свое недолжное поведение, но духовные силы его пришли в расстройство и он не имел внутренней силы исправить положение. Он не хотел и поэтому не мог понять всего, что с ним произошло, и раскаяться в тот же момент. Расстройство, дисгармония воли, разума и чувств породили в человеческой природе борьбу и противоречия, которые продолжаются и по сей день. «Я вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» [ Быт. 3, 15 ]. Вражда, возникнув в сердце человека, проникает, пронизывает все его естество, выливается наружу и проявляется во вражде человека с человеком, человека с природой и человека с Богом. Что-то инородное произросло в сердце человека, какой-то страшной болезнью он заболел. Возбудитель этой болезни – вирус греха – причина зла на земле. Человек пошел не тем путем, который предназначен был для него прежде творения. Поэтому Бог и предначертал человеку определенный путь совершенства через творение добра и преодоление трудностей и соблазнов; не делая этого, человек творит недолжное, не добро, а зло. А зло в конечном итоге приводит к смерти. Проблема зла. Дерево познания добра и зла для первого человека было соблазном. Так оно символизирует абсолютное знание, ибо знать, что добро и что зло, значит знать все. Из истории можно видеть, что человек всегда и постоянно стремится достичь не просто знания, а абсолютного знания. Человек хочет не просто знать, а много знать, не просто много знать, а знать абсолютно все. И достичь всего этого как можно скорее и легче. Но достичь абсолютного знания без совершенствования воли и чувств и их гармонии нельзя. Попытки такого стремления всегда приводили и приводят к разрушению, к деградации и самоуничтожению человека. Первый человек был создан незлым и призван был творить добро. Делая доброе дело, человек познает добро, но когда человек творит зло, он не познает, что такое зло.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010