Экземплярский Василий Ильич (1875–1933), – экстраординарный профессор КДА по кафедре нравственного богословия. Лекция, прочитанная В. И. Экземплярским в 1908 г., легла в основу его статьи 1911 г.: Экземплярский В. И. Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых (опубликована автором в качестве приложения к книге «За что меня осудили?» (К., 1912)). Конфликт, связанный с этой статьей, привел к увольнению Экземплярского из КДА указом Синода от 10 апреля 1912 г. «вследствие признания преподавательской деятельности его несогласною с требованиями Высочайше утвержденного Устава духовных академий и вредною» (см.: Отчет о состоянии КДА за 1911/12 уч. г. К., 1912. С. 37). 115 Виноградский Григорий Максимович, диакон. В дальнейшем служил при киевской Иорданской церкви. 116 17 марта по ст. ст. – церковная память Алексия, человека Божия, именины А. А. Дмитри- евского. 120 Сочинение А. А. Дмитриевского : Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1: Тишка. Ч. 1: Памятники патриарших уставов и ктитор- ские монастырские Типиконы. К., 1895; Т. 2: Euxoloyia. К., 1901. 121 Лапинский Михаил Никитич – врач-невропатолог, профессор Киевского университета по кафедре невропатологии и психиатрии. 122 Епифанович Сергей Леонтьевич , – выпускник КДА (1910), в 1910/11 уч. г. профессорский стипендиат при кафедре патрологии. Баллотировался и был избран на первую кафедру патрологии в заседании Совета КДА 15 июня 1911 г.; утвержден Синодом в статусе исполняющего должность доцента с 16 августа 1911 г. Был и. д. доцента, пока не защитил в 1917 г. магистерскую диссертацию («Преподобный Максим Исповедник  и византийское богословие»). 123 Фаминский Виктор Иоасафович , – выпускник КДА (1903), в 1903/4 уч. г. был профессорским стипендиатом при кафедре латинского языка; с 1906 г. магистр богословия (дисс. «Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки (философа) и их отношение к христианству» (К., 1906)); служил преподавателем в Екатеринославской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Зяблицев Г., диак. Богословие блаженного Августина и античная философия// Церковь и время, 1 (1991). С. 65–76. Hadot P. Citations de Porphyre dans Augustin//Revue des Études Augustiniennes 6 (1960). P. 205–244; Idem. L’image de la Trinité dans l’âme chez Victorinus et chez saint Augustin//Studia Patristica, 6 (1962). P. 409–442; Idem. Porphyre et Victorinus. Paris, 1968. Vol. I–II. Huber G. Das Sein und Absolute. Basel, 1955. Kany R. Augustins Trinitätsdenken. Bilanz, Kritik und Weiterführung der modernen Forschung zu “De Trinitate”. Tübingen, 2007. Legrand L. La notion philosophique de la Trinité chez saint Augustin. Paris, 1931. Mader J. Die logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965. Manchester P. The noetic triad in Plotinus, Marius Victorinus and Augustine//Neoplatonism and Gnosticism/Ed. R. T. Wallis, J. Bregman. Albany, N. Y., 1992. P. 207–222. Морескини К. История патристической философии. М., 2011. Ноздрин В. В. Философско-теологические истоки тринитарной концепции Аврелия Августина . Канд. дисс. Спб., 2009. Остроумов Н. П. Аналогии и их значение для выяснения учения о Св. Троице, по суду блаж. Августина//Православный Собеседник, 2 (1904). С. 1119–1131. Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. 43. Stuttgart, 1953. Pepin J. Études sur les lectures philosophiques de saint Augustin. Amsterdam. 1977; Idem. Le tout et les parties dans la connaissance de la mens par elle-même (De Trin. X 3, 5–4, 6). Nouveaux schemes porphyriens chez saint Augustin//Gott und sein Bild. Augustins «De Trinitate» im Spiegel gegenwärtiger Forschung/Hrsg. J. Brachtendorf. Paderborn, 2000. S. 105–126. Schindler A. Wort und Analogie in Augustins Trinitätslehre. Hermeneutische Untersuchungen zur Theologie. Tübingen, 1965. Schmaus M. Die psychologische Trinitätslehre des hl. Augustinus. Münsterische Beiträge zur Theologie, 11. Münster, 1927. Studer B. Augustins “De Trinitate”: eine Einführung. Paderborn, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Упомянем также работу протоиерея Стефана Красовицкого «Жизнеописание св. мученика Олафа, вечного короля и покровителя Норвегии» , изданную в Твери  в 1998 году. Насколько нам известно, эта работа является единственным изданием о святом Олаве на русском языке, носящем агиографический характер. Она представляет собой краткий пересказ Саги  Снорри Стурлусона об Олаве Святом из «Круга Земного». В общих трудах по истории Норвегии на русском языке, вышедших в советский и современный периоды, святому Олаву Харальдссону и времени его правления посвящены небольшие главы общего характера.   Научная новизна исследования. Научная новизна данной кандидатской работы заключается в следующем: Положения, выносимые на защиту: Практическая значимость и апробация исследования. Результаты кандидатской работы имеют, прежде всего, практическое значение. Главным результатом нашего исследования является то, что проведенная работа представляет собой и доказательный материал для назревшей канонизации св. князя Олава – крестителя и просветителя Норвегии. Данная диссертация является церковно-историческим исследованием, заполняющим пробел в отечественной церковной науке, относящейся к христианизации Норвегии и всего Скандинавского региона. Результаты исследования могут быть использованы при изучении Истории Церкви в качестве вспомогательного материала, а также как пособие по изучению христианизации стран Северной Европы. Апробация. Результаты исследования переданы для статейной публикации в студенческий сборник работ Московской Духовной Академии. Материалы диссертации были использованы автором при проведении встреч-бесед с прихожанами прихода в честь св. равноапостольной княгини Ольги в Осло, а также с прихожанами кафедрального собора в честь Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне. Структура работы. Кандидатская диссертация состоит из предисловия , введения с обзором литературы и четырех исследовательских глав и заключения . В первой главе рассматривается историко-географический контекст жизни св. Олава, а также положение христианства в Северной Европе и Норвегии в период, предшествовавший деятельности святого конунга. Вторая глава посвящена непосредственно описанию жизни и трудов святого Олава как просветителя и объединителя Норвегии. В третьей главе дается краткий анализ результатов трудов святого Олава в Норвегии и за ее пределами, прежде всего, это касается почитания Олава как святого христианской Церкви. В Четвертой главе рассматриваются актуальные вопросы, связанные с почитанием и канонизацией св. Олава, а также мнения современных западных ученых относительно образа св. Олава. В заключении представлены выводы и конкретные практические предложения . В конце диссертации прилагается список использованных источников и литературы , список терминов и приложения.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Тело святого Олава было положено в соборе в Тронхейме, ставшем местом многочисленного паломничества в XI-XV вв. В параграфе 2.4.  «Конунг Олав – черты святости» проводится анализ сведений жизнеописаний Олава Харальдссона, позволяющий определить характер подвига святого. После общих наблюдений в разделе 2.4.1. даются конкретные примеры христианского образа жизни св. Олава из повествования Снорри Стурлусона в разделе 2.4.2.: «Обычно конунг вставал рано утром, одевался и мыл руки, а потом шел в церковь к заутрене…. Он прилагал все силы, чтобы искоренить язычество и те древние обычаи, которые, по его мнению, противоречили христианской вере… Олав конунг был человеком добродетельным, сдержанным и немногословным». Далее еще раз подчеркивается значение последнего периода жизни, который святой Олав провел на Руси, а также его образ – образ глубоко верующего человека, возложившего все свое упование на Бога, – который предстает перед нами в последние недели, дни и часы перед битвой на Стиклестаде. В отдельном разделе 2.4.3. приводятся сведения источников о прижизненных чудесах св. Олава. Глава III «Плоды трудов святого Олава» содержит сведения и повествования о различных чудесах, произошедших после гибели святого. Кроме того, рассматриваются и анализируются результаты разносторонней деятельности норвежского конунга. В параграфе 3.1. «Почитание св. Олава в Норвегии по его кончине» последовательно приводится описание посмертных чудес святого конунга. В разделе 3.1.1. приводятся факты из повествования Снорри Стурлусона. В следующем разделе 3.1.2. дается список основных чудес, содержащихся в других источниках. Раздел 3.1.3. посвящен теме почитания св. Олава в Норвегии. Само по себе резкое изменение народного отношения к святому, по мнению многих исследователей, является очень важным моментом: «Норвежцы не меняют быстро своего мнения! – здесь же произошло невиданно быстрое изменение в мыслях норвежцев… Здесь заключается центр (ядро) той тайны – в этом изменении общего настроения, которое привело к прославлению святого. Объяснение помогает лишь частично». Почитание св. Олава стало всенародным. День его памяти, получивший особое название – Улсок (Olsok) – приобрел значение национального праздника и продолжался в течение нескольких дней.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Исследователи так оценивают значение Олава Харальдссона для Скандинавии: «Святой Олав стал святым покровителем Скандинавии, святым покровителем епископов и аббатов, торговцев и солдат, святым покровителем Ганзейских купцов… мы должны также признать, что он был самым великим святым Скандинавии, - как в самой Норвегии, так и за ее пределами» . Тема почитания св. Олава на Британских островах рассмотрена в разделе 3.3.2.  Особое внимание этой теме уделено потому, что почитание здесь, как и на родине святого Олава, началось, по всей видимости, в самом скором времени после гибели норвежского конунга на Стиклестаде. Кроме того, именно влияние Англо-Саксонской церкви в Норвегии рассматривается некоторыми учеными как доминирующее в XI-XII вв., и Норвежская церковь называется «дочерью церкви Английской» . Интересно, что самые древние литургические тексты, посвященные св. Олаву, были найдены в Англии. Один из исследователей литургической традиции почитания святого Олава, А. Сульхауг, утверждает: «Самые древние литургические манускрипты найдены в Англии. Эти манускрипты относятся к родине епископа Гримкеля, т.е. Южной Англии. Удивительно то, что большинство мест, где изначально почитался святой Олав, находятся на Юге Англии, а не в тех областях, проживали выходцы из Скандинавии» . Заслуга епископа Гримкеля заключается в распространении почитания св. Олава в Англии, ему же принадлежат первые богослужебные тексты в честь святого. Всего известно 20 задокументированных храмов, посвященных в Англии святому Олаву, общее же количество церквей в честь святого конунга в стране предположительно около 40. В самом Лондоне в Средние века было построено 6 храмов в честь святого Олава. Почитание святого Олава на Британских островах по своему масштабу, по все видимости, следует относить на второе место в Европе после Скандинавского региона. Раздел 3.3.3. посвящен почитанию св. Олава в других странах Европы и за ее пределами. Почитание святого Олава не ограничилось лишь Скандинавским регионом и Британскими островами. Во многих странах Европы, а также за ее пределами были построены храмы в честь норвежского конунга, созданы скульптуры, написаны изображения конунга.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Духа не отделилось [от него]» ( Sym. Thessal. Expositio de divino templo. 94//PG. 155. Col. 741). Др. крупнейший визант. литургист, св. Николай Кавасила (XIV в.), напротив, понимает теплоту как знак сошествия Св. Духа на Церковь ( Nicol. Cabas. Expl. Div. liturg. 37). Со временем меняется также и формула благословения теплоты. М. М. Бернацкий Константинопольские споры XII в. о богословии Е. Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Ники-тари, Кипр. 1332/33 гг. Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Ники-тари, Кипр. 1332/33 гг. В сочинениях визант. авторов XII в. тема Е. чаще всего обсуждалась в контексте критики лат. обычая совершения Е. на опресноках. Но в эту эпоху в К-поле разгорелись и 2 независимых от этой полемики спора, в ходе к-рых были затронуты вопросы богословия Е.: 1-й - в сер. XII в., в связи с мнениями Сотириха Пантевгена; 2-й - в кон. XII в., по поводу учения Михаила Сикидита (см.: Успенский. 2001. С. 174-203; Jugie. 1930. T. 3. P. 317-325; Ермилов П. В. Проблематика богословских споров в Византии XI-XII вв.: Ересь Сотириха Пантевгена: Дисс./ПСТГУ. М., 2005. Ркп.). Эти евхаристические споры, различные по содержанию, имеют в своем основании сходную проблематику. Полемика 1156-1157 гг. Поводом к началу полемики послужило то, что клирик к-польского храма Св. Софии диак. Василий, исполнявший служение проповедника, в одной из проповедей сказал, что Христос Сам принял ту Жертву, к-рую принес за грехи всего мира. Эта мысль была воспринята нек-рыми из к-польцев негативно. Несогласные с мнением Василия, среди к-рых были и некоторые епископы и заслуженные клирики, обвинили его в несторианстве, утверждая, что Христос не может быть одновременно и «Приносящим», и «Принимающим» Жертву, так что слова: Σ γρ ε προσφρων κα προσφερμενος κα προσδεχμενος κα διαδιδμενος, Χριστ Θες μν (                          ), содержащиеся в молитве Божественной литургии Οδες ξιος (    ) не следует понимать буквально (молитва Οδες ξιος имеет нек-польское происхождение и окончательно вошла в чин литургии свт. Иоанна Златоуста только к XI в. (в чине литургии свт. Василия Великого она выписывалась с VIII в.), но в XII в. она уже воспринималась как неотъемлемая часть к-польской литургической традиции; см.: Taft. Great Entrance. P. 121-134). В подтверждение своего мнения они ссылались на высказывание свт. Григория Богослова из его «Слова на Св. Пасху»: «Разве не очевидно, что Жертву принял Отец?» ( Greg. Nazianz. Or. 45. 22//PG. 36. Col. 653).

http://pravenc.ru/text/351651.html

следующего содержания: «Этот всечестный и божественный храм святых, славных, всехвальных и первоверховных апостолов [Петра и Павла] был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, митрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в лето 6936 (1427/1428 г.), индикта 6-го, в десятый день сентября» (греч. текст и пер.: Житие Иоанна Готского. – С. 421–422). Соответствует ли этот архиепископ главному герою Жития или это позднейший одноименный архиерей, трудно сказать, но не исключена большая вероятность именно последнего варианта. Н. И. Репников выделил три типа кладки, которые соответствовали трем периодам строительства Парфенитской базилики. Ранний храм, по его мнению, был одноапсидный, хотя и трехнефный, имел мраморные колонны, капители, аналогичные херсонесским, выстроен из инкерманского камня с соблюдением той же северо-восточной ориентации, что и херсонские базиликальные храмы, в массе возводившиеся во второй половине VI – начале VII вв. Не исключено, что его строили херсонские икодомы. Второй строительный период относится ко второй половине VIII в., когда ранняя базилика была перестроена, очевидно, стараниями Иоанна Готского, основавшего в Парфените упомянутый в Житии монастырь св. Апостолов (ton agion Apostolon) (Завадская И. А. Христианство в ранневизантийском Херсонесе (по культовым памятникам). Дисс. ... канд. ист. наук/Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, – Симферополь, 2000. – С. 172–173). В. Г. Васильевский путает храм св. Апостолов с монастырем св. Апостолов и поэтому ошибочно приписывает создание храма Иоанну Готскому, повторяя, впрочем, очень давнее заблуждение, как это видно из содержания надписи 1427/1428 г. По мнению В. В. Сухореброва, «этот монастырь был создан уже после возвращения Святителя из Иерусалима и обустроен по типу обителей Святой Земли» (Сухоребров В. В. Крымский полуостров в иконоборческую эпоху. – С. 78). В последнее время появились сомнения относительно прежней датировки Парфенитской базилики, которая, судя по результатам археологических исследований 1998 – 2001 гг., возникла или была кардинально обновлена не ранее конца IX – X вв., то есть именно тогда, когда можно говорить о существовании архиепископства Готфии (Адаксина С. Б., Кирилко В. П., Мыц В. Л. Археологические исследования храма монастыря св. Апостолов Петра и Павла в Партените на Южном берегу Крыма//Отчетная археологическая сессия Гос. Эрмитажа. – СПб., 1999. – С. 21–24; Адак-

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

314 . 1970 . [ Афанасий Александрийский . Житие святого Антония. Тбилиси 1970]. 315 . 1981 . [Ахобадзе J7. Древние грузинские переводы творений Ефрема Сирина по различным Мравалтави. Тбилиси 1981]. 316 . 1971 . [Гамкрелидзе Ал. Пархальская версия гомилии Иоанна Златоуста «О посте и Ионе»//Кребули мравалтави. I. Тбилиси 1971]. 317 . 1992 . 1. 5–12. [Григорий Палама. О таинстве Святого Крещения/Груз. пер. Индуашвили М.//Джвари вазиса. Тбилиси 1992. 1. 5–12]. 318 . 1966; 1974. [Двали М. Древнегрузинские переводы средневековых новелл. I-II. Тбилиси 1966, 1974. Вкл. переводы Апофтегм, вып. св. Евфимием (т. I) и св. Феофилом (т. II)]. 319 . 1960 . [Иоанн Мосх. Лимонарь/Подг. текста, иссл-ние, словарь Абуладзе И. Тбилиси 1960]. 320 . 1972 . [Мгалоблишвили Т. Древнегрузинские переводы гомилий Кирилла Иерусалимского . Канд. дисс. Тбилиси 1972]. 321 . 1971 . [Мгалоблишвили Т. К установлению источников нескольких текстов, известных под именем Кирилла Иерусалимского //Мацне. Серия языка и литературы. Тбилиси 1972. 3]. 322 . 1983 . [Нинуа Г. Состав сборника фузинских переводов произведений Псевдо-Макария// /Мравалтави. 1983. 10. 129–138. (Рус. резюме)]. 323 .· 1992 . 4. 3–7. [Св. Симеон Новый Богослов . О покаянии и скорби. Пер. на груз. Челидзе Э.//Джвари вазиса. Тбилиси 1992. 4. 3–7]. 324 . 1982 . [Груз. версия произведений Псевдо-Макария. Подг. текста, иссл-ние, лексикон Нинуа Г. Тбилиси 1982. На груз. яз., с рус. и нем. резюме]. 325 . 1882 . 1–4. [Истинное исповедание православной веры, сказанное Максимом Исповедником //Рай Грузии 14 .79). 1–4]. 326 . Aubineau М., Renoux Ch. Une homélie perdue d’Hésychius de Jérusalem sur saint Jean-Baptiste, retrouvée en version arménienne//AB 1981. 99. 45–63. [Homilia in Iohannem Baptistam CPGS 6581a], 327 . Dvali M. Types of Georgian manuscripts of the Apophthegmata Patrum//Polata knigopisnaja 1981. 4. 19–25. 328 . Esbroeck M. van. L’homélie géorgienne d’Hésychius de Jérusalem sur la résurrection des morts//Muséon. 1974. 87. 1–21. [Homilia de mortuorum resurrectione (georgice). CPG 6581. Introd., texte crit., trad. latine].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Эти чудеса произошли не ранее конца XI - начала XII веков, времени построения храма в честь святого Олава, и не позднее второй половины XII века, времени составления некоторых источников, в которых они встречаются (например «Страдания и чудеса святого Олава»). Интересным фактом является то, что имя святого Олава находится в одной русской молитве, обращенной к Святой Троице. Молитва была составлена, видимо, в XI -  начале XII веков, и сохранилась в многочисленных списках XIV-XVI веков. Раздел 3.4.2. непосредственно касается вопроса современного почитания св. Олава православными в Норвегии. Почитание святого Олава в Норвегии, не в последнюю очередь благодаря русским людям, растет. Ежегодно совершается Литургия в день его памяти в русских приходах, прежде всего, в Осло и Тронхейме. Кроме того, накануне праздничных дней организуется паломничество к месту гибели святого конунга, селение Стиклестад. В этом году паломничество было совершено уже в четвертый раз, и в нем приняли участие, помимо православных людей из Норвегии, паломники из Дании и России. Возможно, именно русское почитание помогает и самим норвежцам несколько по-иному взглянуть на своего выдающегося соотечественника. Последний параграф этой главы 3.5. «Современные свидетельства чудесной помощи» посвящен теме чудес по молитвам святого Олава в наши дни. Письменные свидетельства этой помощи помещены в приложении к кандидатской работе. Глава IV «Насущные церковные вопросы и задачи в связи с почитанием св. Олава», являющаяся заключительной, посвящена тем проблемам, которые автором исследования считаются назревшими для церковного обсуждения и принятия соответствующих решений. В параграфе 4.1. «Почитание и канонизация святых в Православной Церкви» поднимаются вопросы актуальности почитания святых неразделенной Церкви, затрагивается вопрос святости в Православной Церкви и основные принципы канонизации святых, а также кратко рассматривается тема почитания святых древней Церкви и святых неразделенной Церкви X-XI вв. Параграф 4.2. «О целесообразности и своевременности православной канонизации св. Олава»  посвящен важным темам, касающимся норвежского святого.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Тогда жестокий судья, приведенный в негодование словами девушки, решил сообщить о ней эмиру, а пока заточил ее в тюрьму, заковав в тяжелые кандалы. По приказанию принцепса она была казнена мечом, а ее тело повесили вниз головой на кресте, где несколько дней назад был распят какой-то убийца. Ее тело с останками разбойников, казненных за преступления, было брошено в воду в провинции Бетика и сначала не было найдено. Но Христос, наш Бог и Господь, помогающий сражающимся и увенчивающий мучеников, дающий мужество уставшим, являясь вратами, в которую будут стучать ищущие, проявил Свое милосердие и, исполняя желания, по Своему условленному предопределению, известному и намеченному заранее до сотворения мира для мученического венца, упокоил в мире Свою служительницу. Ему честь и слава, сила и власть во веки веков. Аминь. Эта дева удостоилась венца в 14 календы августа вышеуказанной эры. 1011 918 Baxter Wolf K. Christian Martyrs in Muslim Spain. Cambridge, 1988; Coope J A. The Martyrs of Cordoba: Community and Family Conflict in an Age of Mass Conversion. Lincoln:L., 1995: Tiesien C.L. Christian Identity Amid Islam in Medieval Spain. Leiden. 2013. Cm. также: Рыбина Μ.B. Добровольные мученики Кордовы IΧ–Χ вв. Проблема социальной идентификации. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. МГУ, 2010. 923  Отсылки к знаменитым римским и греческим авторам: историку Титу Ливию, государственному деятелю Марку Порцию Катону, оратору Демосфену, граммагику Квинтилиану. 924  По контексту Альвар критикуег увлечение Евлогия красотами риторики, боясь, что излишнее украшение текста риторическими приемами затемнит его смысл. 928  Табаненский монастырь основан св. Иеремией (†852). родственником св. Исаака (†852). и его женой Елизаветой. сестрой мц. Колумбы (†853). В 853 г. разрушен мусульманами. 952  См. о мц. Евлалии Барселонской (ок.303 г.) и мц. Евлалии Меридской (249–251) в Испанском пассионарии. 954  Дистихи Катона.3.14/Пер. с лат. Е.М.Штаерман//Вестник древней истории. 1981. (158). С.227–234.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010