Здесь он вновь был арестован 9.10.1937 года по вздорному обвинению в том, что, находясь в ссылке, якобы, вновь возобновил свою контрреволюционную деятельность, среди населения систематически проводил агитацию против существующего строя, дискредитируя стахановское движение и Конституцию СССР, распространяя клевету на руководителей партии и советского правительства. Решением Тройки УНКВД Красноярского края от 5.02.38 года Попову И. В. была назначена высшая мера наказания – расстрел, с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Постановление о расстреле приведено в исполнение 8.02.38 года в г. Енисейске; сведений о месте захоронения в деле не имеется. Реабилитирован Попов И. В. 28.06.1989 года Прокуратурой Красноярского края. Смерть Попова И. В. зарегистрирована отделом ЗАГС администрации Пировского района Красноярского края 7.09.89г. (актовая запись ? 21)». Oaeeie neoiuie no?ieaie iu auio?aaiu caeii?eou i?a?e i ?ecie, o?oaao e no?aaaieyo ca I?aaineaaio? Oa?eiau iaiiai ec iacao?yaiuo aa nuiia – Eaaia Aaneeuaae?a Iiiiaa. Все знавшие о нем отзывались как о простом, добром и светлом человеке, всю жизнь посвятившем Церкви. Он не был и женат, и был истинным монахом. Архиеп. Иларион говорил соловчанам: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича». «Для меня в жизни, – говорил Иван Васильевич, – самое основное и ценное – интересы Святой Церкви и родной мне Академии..». 156 В науке И.В.Попов зарекомендовал себя серьезными исследованиями в области психологии (маг. дисс. – Естественный нравственный закон. С.П., 1897 г. и ряд статей), патрологии (богословие св. Афанасия Александрийского , Макария египетского , блаж. Августина – о последнем докт. дисс.) и курсы лекций; в Православной Богословской Энциклопедии – статьи о Григории Богослове , Григории Нисском , Дионисии Ареопагите и Дионисии Александрийском , Василии Великом ). Несколько статей на другие темы (о. Вл. Соловьеве, и пр.). Серебрянский Николай Ильич, профессор

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

15 . Агафангел (Соловьев) , епископ. Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением. – Вятка, 1861. (Книга издана без указания имени автора). 16 . Бабичев Виталий, свящ. Библейский Иов и «невинные» страдальцы месопотамской литературы/Глава из канд. дисс.: Сравнительный анализ Священного Писания Ветхого Завета и шумеро-аккадской литературы. – Сергиев Посад, 2006. – с. 68–76. 17 . Бухарев А. Святой Иов Многострадальный. Обозрение его времени и искушения по его книге. – М., 1864. 18 . Виссарион (Нечаев) , епископ. Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского . – М.. 2009. 19 . Гостева Е. Книга Иова. Попытка интерпретации//Альфа и Омега. – 1 (45). – М., 2006. 20 . Дионисий (Шленов) , иеромонах. Отзыв на дипломную работу выпускника Московской Духовной семинарии Бориса Тимофеева по кафедре Филологии на тему: Перевод первой книги «Морали на Иова» (Moralia in Iob) святителя Григория Двоеслова , папы Римского//Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией и семинарией. – 5–6. – 2005–2006. 21 . Елеонский Н. О времени происхождения книги Иова//Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. – 1872. – январь. 22 . Иаков (Тисленко), монах. Толкование на книгу Иова (гл. 1–8). – Троице-Сергиева Лавра, 1998. 23 . Иоасаф (Морза), иером. Дидим Слепец и его комментарии на книгу Иова: канд. дисс. – Жировичи: Минская Духовная Академия, 2003. 24 . Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. Победа Иакова. – М.: Дом надежды, 2005. – 368 с. 25 . Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М., 1983. 26 . Крифт П. Иов. Жизнь – это страдание.//Мир Библии. – М., 1997. – 4. – с. 5–15. 27 . Люберинг Кэрол. Беседы с Иовом и Юлианой Норвичской. – М.: Библейский Богословский Институт св. апостола Андрея, 2003. 28 . Мень А., прот. Книга Иова/Мень А., прот. Библиологический словарь. М: Фонд имени Александра Меня, 2000. – Т. 1. – С. 243–246. 29 . Павский Г. , прот. Нечто о книге Иова.//Христианское чтение. – 1833. – Ч. 3 30 . Петровский А. , свящ. Толкование на книгу Иова. – СПб., 1907. – 121 с. (Эти же комментарии находятся в Толковой Библии, издания преемников А.П. Лопухина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

384 The Council of Trent. The canons and decrees of the sacred and oecumenical Council of Trent. Ed. and trans. J. Waterworth. London,1848. P. 55–56, 75–84. 390 Confession of Dositheus//Acts and Decrees of the Synod of Jerusalem. L., 1899. Р. 137–139, 144–150. 391 Горский А.В., прот. О соборе Иерусалимском 1672 г.//Прибавления к Творениям св. Отцов 1871. Ч. 24. Кн. 3. С. 568–601. 394 Старообрядцы не были первыми, кто сделал заключение о раннем времени пресуществления на основании поклонов на Великом Входе. Так, подобное учение опровергал уже св. Николай Кавасила . См.: Taft R. F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1978. P. 213–214. 395 Белянкин Ю.С. Церковь и государство в полемике со старообрядцами во второй половине XVII в. (на примере деятельности Московского Печатного двора). Дисс. … канд. истор. наук. М., 2012. С. 198–199; 202–203. 399 Желтов М., диак. Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.//Вестник церковной истории. 2006. 2. С. 235–239. 401 Рамазанова Д.Н. Братья Лихуды и начальный этап истории Славяно-греко-латинской Академии (1685–1694). Автореферат дисс. … канд. истор. наук. М., 2009. С. 13–14. 402 Кульматов В.А. К вопросу о диспуте А.Х. Белобоцкого и братьев Лихудов в 1685 г.//Лихудовские чтения 1998. 2001. С. 53–60. 408 Панич Т.В. Книга Щит Веры в историко-литературном контексте конца XVII в. Новосибирск. 2004. С. 58–60. 409 Бернацкий М.М. Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление»)//Богословские Труды. 2007. Сб. 41. С. 133–145. 410 Небольшой эпизод, связанный с архим. Гавриилом Домецким и иерод. Дамаскиным, носил маргинальный характер и будет разобран в другом разделе. 411 Фонкич Б.Л. Греко-славянские школы Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М., 2009. С. 215. 412 Кульматов В.А. К вопросу о диспуте А.Х. Белобоцкого и братьев Лихудов в 1685 г.//Лихудовские чтения. Великий Новгород. 1998. С. 53–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архив: Послужный список о. И. Титова (19431946). АЕУА. Лит.: Рожков В. прот. Церковные вопросы в Государственной Думе. Рим, 1975 (2-е изд. М., 2004). Титов Иоанн (даты рождения и смерти не установлены), священник. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане священника (19591960-е гг.), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Титов Феодот Иоаннович (8.2.1864, Курск, губ. 20.12.1935, Белград, Югославия), протоиерей, профессор богословия и историк Церкви. Из семьи духовенства. Окончил Курскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1890), оставлен при академии профессорским стипендиатом по истории Церкви, священник (1891), рукоположение совершил еп. Сильвестр Каневский, магистр богословия (13.10.1893), приват-доцент Киевской Духовной академии по кафедре истории Русской Церкви (18931905), доктор церковной истории Киевской Духовной академии (1905), профессор Киевской Духовной академии (19051918), настоятель Св.-Андреевского храма в Киеве, эмигрировал через Константинополь в Сербию, состоял в юрисдикции РЗЦ, профессор богословского факультета Белградского университета по кафедре истории Церкви (19211935), деятельного участия в церковной жизни эмиграции не принимал. Автор многочисленных статей по Священному Писанию Нового Завета и по истории Церкви, изданных на русском и на сербском языках в разных богословских журналах и энциклопедиях. Соч.: 1-е послание апостола Павла к Фессалоникийцам. Киев, 1893 (маг. дисс.) Русская Православная Церковь в Польско-Литовском Государстве в 1718 вв.: В 2 т. Киев, 1905 (докт. дисс.) Преосвящ. Кирилл Наумов , епископ Мелитопольский. Киев, 1902 Отечественная история церковная и гражданская. СПб., 1907 Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева. Киев, 1910 Святитель Павел, митрополит Сибирский. Киев, 1913. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Косик В.И. Русская Церковь в Югославии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43 . Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епарх. управления в России XVIII в. М., 2004. 44 . Виденеева А., Грудцына Н. Митрополит Димитрий на Ростовской кафедре//Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского : история и современность. М., 2013. С.65–80. 45 . Викторов П., свящ., Святитель Димитрия Ростовский //Журнал Московской Патриархии. 1959. 2. С. 64–73. 46 . Волков А. Издания «Келейного летописца» святителя Димитрия Ростовского //Звезда от Киева возсиявшая. С. 89–97. 47 . Ганецкий В., свящ. Св. Димитрий, митрополит Ростовский//Журнал Московской Патриархии. 1947. 6. 48 . Гермоген (Добронравов), еп. Св. Димитрий митрополит Ростовский//Христианская беседа. 1857. 49 . Г-ков, К.Д. Св. Димитрий, митрополит Ростовский//Странник, 1895. 8. С. 371–387; 9. С 3–35. 50 . Гладкова О. В. «Житие Евстафия Плакиды» в ред. св. Димитрия Ростовского //V Научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2001. С. 110–121. 51 . Голик Р. Риторика чи мicmuka: cepeдhьobiчhi образи та pahhьohobimhi стереотипи в дuckypci Дмитра Вип. 1. 2007. С. 125–135. 52 . Голованова Н.Д. Проблематика и поэтика духовной драмы свт. Димитрия Ростовского . Автореферат дисс. докт. филол. наук. Ярославль, 2002. 53 . Голованова Н.Д. Тема жизни и смерти в произведениях Димитрия Ростовского //Литература и философия. Сборник научных статей. СПб, 2000. 54 . Головащенко С.И. Христология Петра Могилы в контексте реформ в Киевской митрополии 30–40-х гг. XVII в.//Православие Украины и Московской Руси в XV-XVII веках: общее и различное. М., 2012. 55 . Голубев С.Т. Митрополит Петр Могила и его сподвижники. В двух томах. Киев, 1883–1898. 56 . Голубев С.Т. Киевская академия в конце XVII и начале XVIII столетий. Киев, 1901. 57 . Горский А.В., прот. О соборе Иерусалимском 1672 г.//Прибавления к Творениям св. Отцов 1871. Ч. 24. Кн. 3. 58 . Горшкова В.В., Добрякова О.И., Полознев Д.Ф., Рутман Т.А. Религиозный опыт прихожан русского города XVII – первой четверти XVIII века (по материалам историко-культурной хроники приходской жизни Ярославля)//Человек между Царством и Империей. Сборник материалов международной конференции. М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

438 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский и Уфимский (1768–1842). Автор нескольких печатных «Слов». Список рукописных произведений Августина составлен Н. Калинниковым («Странник». – 1866. – 6). 439 После 30-летней службы в Св. Синоде Я. Гиновский составил сборник «Оглавление законам Греко-Российской Церкви» в пяти частях: 1) о законоположении церковном и о церковных законах или правилах; 2) о церквах, монастырях, церковных вещах, церковной и монастырской собственности; 3) о Св. Синоде, Архиереях и епархиях, делах духовенства и монашества; 4) о местах и заведениях духовного ведомства (училищах, типографиях, богадельнях) и 5) о управлении судебной части. Первые две книги вышли в 1827 и 1828 гг. Однако неясное расчленение канонических и догматических понятий, смешение законоположений с распоряжениями, спутанность систематизации и неточность редакции вызвали резкий отзыв о книге со стороны святителя Филарета (Дроздова) , после чего издание было остановлено. 440 Куницын Александр Петрович (1783–1841) – выдающийся русский юрист. Служил в Комиссии для составления законов, преобразованной во II отделение Собственной Ее Величества Канцелярии. В 1835 г. под его руководством составлен «Сборник», в который вошли: а) все постановления по церковным делам от верховной власти и от Св. Синода изданные, б) определения Св. Синода по частным делам, коих сила распространена на подобные случаи, или которые приняты примером в решении других частных дел, в) решения Св. Синода по вопросам духовных и светских властей о случаях недоуменных, которые не определены ни каноническими правилами, ни отечественными узаконениями, и г) указы Св. Синода епархиальным начальствам, излагающие способы приложения общих государственных законов к делам духовного ведомства. Однако «Сборник» остался в рукописи. 441 Завьялов Алексей Александрович (1861 – 1907) – писатель. Выпускник С.-Петербургской дух. академии (1885). Состоял прокурором и управляющим канцелярией Московской синодальной конторы. Главные его труды: «Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II» (СПб., 1900, магистр. дисс.); «К вопросу о браке и брачном разводе» (СПб., 1892); «О присяге» (СПб., 1901); «Римские катакомбы» (СПб., 1903) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

 Однако,  относительно  прославления  в Русской Церкви, - у меня  возникло  некоторое недоумение. Вы пишете, что:   " Св. Олав Харальдссон, просветитель Норвегии, до настоящего времени в силу многих обстоятельств не канонизирован Русской Православной Церковью, хотя по всем формальным и неформальным признакам он должен быть отнесен к святым неразделенной Церкви. В Норвегии местное прославление святого Олава произошло буквально через год после его кончины, то есть в 1031 году " . Я  вот держу в руках  СПбЕВ. 2008. Вып. 35-36.  с жизнеописанием  святого Олафа  (Улафа) Норвежского (святого мученика Олафа, " вечного короля и покровителя Норвегии " ), занимающим   С.24-60. Жизнеописание составлено свящ. Стефаном Красовицким по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. В предисловии редактор  пишет, что  на заседании Св.Синода 21 августа 2007 г. был рассмотрен  (согласно прошению епархиального собрания Сурожской епархии от 3 марта того же года)  вопрос о почитании Русской Православной Церковью  древних святых неразделенной церкви, " просиявших в земле  Британской и Ирландской " , и  Св.Синод постановил:   " 1.Благословить празднование  Собора святых, в земле Бритенской и Ирландской просиявших, в третью неделю  по Пятидесятнице. 2.О включении  в Месяцеслов  РПЦ имен древних святых  древних святых неразделенной Церкви, просиявших в земле  Британской и Ирландской " . Среди  них и имя св.Олафа  Норвежского (память 29 июля/11 августа (1030), 3/16 августа (прославление (1031), связи которого с Древней Русью хорошо известны,  и почитание которого  существовало не только в Норвегии  но и в Новгороде с  11 века. Такая вот информация, или  м.б., я что - то не так поняла относительно  включения св.Олафа в святцы РПЦ ?      Сергей, Шадринск 17 ноября 2010г. 23:37 Надеюсь Даниил Николаевич, что у Вас всё прошло удачно. Но мне бы хотелось узнать (быть может я наивен, но только после прочтения учебника о. А. Кураева я начинаю хоть как-то воспринимать православие), как может человек учавствовавший в набегах на мирные поселения, т.е. убивавший людей, младенцев в том числе, ради наживы, быть святым или " кандидатом в святые " ?

http://bogoslov.ru/article/1237046

В результате проведенных исследований автором выявлен образ святого Олава Харальдссона, кардинально отличающийся от распространенных в научной литературе трактовок его личности. Св. Олав предстает перед нами, прежде всего, как истинный христианин, ревностный проповедник Евангелия, бескомпромиссный борец с язычеством и идолопоклонством. Дело служения Христовой вере для св. Олава является главным делом его жизни.  Этот образ верности евангельской проповеди даже до смерти, по глубокому убеждению автора, соответствует исторической фигуре конунга Олава Харальдссона. Другая важная тема, затронутая в диссертации, –  почитание святых неразделенной Церкви. Сегодня эта тема, по нашему мнению, заслуживает особого внимания. Священноначалие Русской Православной Церкви прекрасно осознает значение почитания в наше время святых, принадлежащих общей христианской традиции. Подтверждением этому служат решения Священного Синода РПЦ, благословляющие почитание святых неразделенной Церкви, о которых удается собрать достаточный для канонизации материал. Одной из основных практических задач данной работы была подготовка материала  для Комиссии РПЦ по канонизации святых с целью прославления св. равноапостольного Олава. Таким образом, главным результатом диссертационного исследования мы считаем следующие выводы:   Публикации по теме диссертации: 1. Некоторые особенности христианизации Скандинавского региона.//Богослов. ру. http://www.bogoslov.ru/text/1207353.html 2. Святой Олав Харальдссон и крещение Норвегии.//Богослов. ру. http://www.bogoslov.ru/text/1219374.html Ср. тропарь Всем Святым: « Апостоли, мученицы и пророцы…» Andersen P.S.   Samlingen av Norge og kristningen av landet 800-1130. Oslo. 1995. С. 109. Стеблин-Каменский М.И .   « Круг Земной» как литературный памятник.// Стурлусон Снорри. Круг Земной.  М. 1980. С. 587. A History of Norway. The Passion and miracles of the blessed Olafr. Ed. C. Phelpstead. London. 2001. Краткий обзор существующих теорий и исследований о сагах см. напр: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей X-XIII вв.//Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 1988-1989 годы. М. «Наука». 1991. С. 6-10.

http://bogoslov.ru/article/1237046

225 Или «клейкую», но и, согласно другому значению, «назойливо просящую», «попрошайничающую», «жалкую» ( γλσχρον). 228 μλιστα κατακχρηται. Согласно Шервуду: «особенно злоупотребил» ( Максим Исповедник 2007а, с. 487). Однако этот глагол не обязательно имеет такое сильное значение; его можно перевести как «употребил по-своему», что, как нам представляется, более подходит для передачи характеристики, данной св. Максимом, «глубинам созерцания» св. Григория Нисского . 229 См. у св. Григория Нисского : Greg. Nyss. de hom. op., 17: PG 44, 188C11–13; Greg. Nyss. de virg . 12: VIII. I. 302. 6–7, ed. Jaeger). Тема апокатастасиса y Григория Нисского недавно стала предметом диссертационного исследования А. А. Лиходедова: Учение Григория Нисского об апокатастасисе в свете античных источников его антропологии (канд. дисс.; МГУ, философский ф-т, 2006). См. рецензию на него В. М. Лурье в: Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, 2, 2006, p. 470–479. 230 τ πιγνσει. Шервуд переводит πγνωσις как clear knowledge («ясное знание»; см. Максим Исповедник 2007а, с. 487); мы придерживаемся здесь его понимания. По наблюдению Д. Прассас, πγνωσις употребляется десять раз в Qu. dub., как правило, применительно к восстановлению знания о Боге (см. qu. -es : 1919» 35–37, 57–8, 91–8, 99.25,105.13, 155.14, 168.9 и 11, I, 5.4, ed. Declerck). 231 Учение об апокатастасисе у прп. Максима подробно исследовано Поликарпом Шервудом (см. Максим Исповедник 2007а, с. 478–494), который показал отличие соответствующего учения прп. Максима не только от позиции Оригена , но и св. Григория Нисского . Вывод Шервуда однозначен – никакого учения о всеобщем спасении у прп. Максима нет, хотя и имеется учение о восстановлении душевных и телесных сил природы у всех людей в воскресении, и он говорит даже о сообщении Богом всем людям знания о Божественных благах. Причастие же Себе Бог дает только достойным. Этот вывод Шервуда был фактически обойден в известной, в том числе и в русском переводе, статье Daley 1982.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Симонова Т.М. Российская диаспора в Польше в 1920-1924 гг.//Национальные диаспоры в России и за рубежом XIX – XX вв. М., 2001. С. 179. Шмыдки Иоанн, свящ. Польская Православная Церковь в 20-30-е годы ХХ столетия. Дисс. … канд. богословия. Сергиев Посад, 1993. С. 27-28. Soko K., SosnaA . Kopuy nad Wis. M., 2003; Soko K., SosnaA. Cerkwie w centralnej Polsce. 1815-1915. Biaystok, 2011. Берташ Александр, свящ. Церковное строительство в Польше и на Северо-западе России в середине - конце XIX в.//Искусство Восточной Европы. Польша – Россия. Искусство и история. Т. 1. Польское искусство, русское искусство и польско-русские художественные контакты до начала ХХ века. Варшава - Торунь, 2013. С. 253. Подсчет осуществлен на основании изданий: Москвич [Петров] Григорий. Иллюстрированный путеводитель по Варшаве и ее окрестностям. Варшава, 1914; Цитович Григорий, свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Акаёмов Н.Ф. Путеводитель по Варшаве. Варшава, 1915; Paszkiewicz P. Pod berem Romanoww. W., 1991. Берташ Александр, диакон. Православная Варшава в 1920 – 1930-е гг.//Зарубежная Россия. 1917-1939. Кн. 2. Сборник статей. СПб., 2003. С. 122 – 131. Кириков Б.М. Мариан Лялевич//Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., 1998. С. 912-924. Молчанов К. Новый православный собор во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894-1912. Варшава. 1912; Проекты православного собора в Варшаве//ХВЕВ. 1894. 4; Закладка нового православного соборного храма в Варшаве 30 августа 1894//ХВЕВ. 1894. 17; Покровский Н.В. Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве с объяснительной запиской. СПб., 1900. Торжества освящения нового Кафедрального собора в Варшаве во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского//Варшавский епархиальный листок. 1912. 11; Новый православный собор во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в г. Варшаве//Холмский народный календарь на 1913 год. Холм, 1912. С. 144-146.

http://bogoslov.ru/article/4861337

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010