Наконец, Свящ. Писание удостоверяет нас в том, что святые действительно молятся за нас пред престолом Божиим. Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, который и сам молился за весь народ иудейский, и, указывая на другого мужа, бывшего с ним, сказал Иуде: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, Пророк Божий (2 Макк. XV, 12, 14). Св. апостол Петр довольно ясно обещает своим ученикам не прекращать своего попечения об них пред Богом и после своей смерти: Потщуся же и всегда имети вас по моем исходе память о сих творити ( 2Nemp. I, 15 ). А св. Иоанн Богослов удостоился видеть в откровении на небеси, как двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Anok. V, 8 ), потом как дано было ангелу множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом, и как вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (VIII, 3, 4). Учение церкви о призывании святых и верование в их предстательства за нас пред Богом находим во всех древних литургиях, в сказаниях о святых мучениках и в. писаниях Отцов и учителей церкви. Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Что молитва святых еще при жизни их, а тем более по смерти, приносит пользу только достойным святых молитв, этому научают нас истинные предания мудрых... Так неисполнимою и суетною надеждою обольщается тот, кто просит молитв святых и отвергает свойственные им святые дела, не радит о божеских дарованиях и отступает от яснейших и спасительных заповедей 257 . Св. Иоанн Златоуст поучает: «Будем прибегать к предстательству святых и призывать их, чтобы они за нас молились; но не будем только полагаться на их молитвы, а и сами станем действовать по примеру их, как должно 258 . Св. Ефрем Сирин обращается с следующею молитвою к святым мученикам: «Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби из любви к Богу и Спасителю и имеющие дерзновение пред Самим Владыкою! ходатайствуйте, о, святые, за нас расслабленных и грешных и исполненных лености, да приидет на нас благодать Христова и просветит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам Господа 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

—65— дабы человек смог стать Богом». 127 «Единородный Сын, сущий в кедре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Что это значит на деле, Он дает опытно узнать на Фаворе, не оставляя, однако, желающих наслаждаться Его светом учеников на горе Преображения, но указывая им, тем самым, на необходимость долгого и трудного пути возвращения-восхождения на нее, к Нему, – пути, пролегающего чрез Голгофу и Крест, чрез распятие человеческой воли и упокоение ее в воле Божией. Апостолы усвоили этот ориентир, и указания на истинное содержание нашего спасения как стяжание обожения постоянно встречаются в их Посланиях: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Господь Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Флп.3:21 ). «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:49 ). Вся святоотеческая письменность вдохновлена и пронизана этой идеей обожения человека: «Спасение не иначе может быть совершено, как чрез обожение спасаемых. Обожение же есть уподобление, по мере возможности, Богу и единение с Ним» 128 , – учит Дионисий Ареопагит . Св. Иоанн Златоуст , видимо, заметив опасное уклонение в понимании сущности спасения, настойчиво напоминает: «Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо; проповедал не царство райское, но Царство Небесное. Ты потерял рай, а Бог дал тебе Небо… Бог создал человека из земли и воды и поместил его в рай. Воссоздает же от воды и Духа, и обещает ему уже не рай, но Царство Небесное». 129 О том же – преп. Макарий Египетский : «Венцы, которые приемлют христиане в оном веке, не суть творения». 130 Несмотря на это, низведение смысла спасения к «загробному воздаянию» и т.п. утверждается в христианском мире все же у многих и надолго, затемняя перспективу нашего призвания и, тем самым, искажая представления о необходимых средствах для исполнения его. Но в Православной Церкви всегда сохранялось ясное видение этой перспективы, и наше призвание осознавалось во всей его полноте (конечно, прежде всего и в основном святыми). На рубеже X-XI вв. в Византии пламенно проповедовал преп. Симеон Новый Богослов : «Будем помнить только о заповедях Спасителя Христа,… чтобы стать нам богами по положению и благодати». 131 В XIV в. Православие в лице великого святителя Григория Паламы дало блестящий отпор рационалистическим нападкам латинской схоластики на монашескую практику исихазма, который и был тогда этим подлинным богосло-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второе толкование. Помимо понимания двух животных как двух херувимов, изготовлен­ных из золота и размещенных на очистилище ковчега Завета во Святом Святых, есть другое таинственное понимание их как двух серафимов, воспевших Трисвятую песнь в небесном храме вокруг престола Ягве Са­ваофа 425 . ...Видел я (Исаия) Господа, сидящего на престоле высоком и пре­вознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они ОДИН К ДРУГОМУ и говорили: Свят, Свят, Свят Ягве Саваоф! вся земля полна славы Его! 426 Кто такие серафимы? Это высшие ангельские существа, окружающие престол Господа славы. По ангельской иерархии св. Дионисия Ареопагита это высший, девятый ангельский чин. На херувимах Господь восседает, а серафимы окружают его. В иудейском и христианском Предании имеют­ся, кстати, и другие классификации ангельской иерархии (двенадцати-, де­сяти- и девятичинная). Свои классификации предлагали «Постановления апостольские» (херувимы, серафимы, зоны, воинства, силы, власти, начала, престолы, архангелы, ангелы), св. Григорий Богослов (ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения, разумения). (серафим) означает «огненные», «пламенеющие». На Древнем Ближнем Востоке серафимы представлялись в виде крылатых, неземных су­ществ. Это могли быть летучие змеи 427 , летучие драконы 428 , именуемые по-еврейски, (сараф). Видимо, эти параллели не случайны. Скорее всего, они порождены мистическими видениями восточных магов, которым могли являться падшие ангелы из серафимского чина. В 6-й главе Исаия видит, безусловно, серафимов в их первозданном совершенстве пла­менеющими любовью к Богу. Кстати, это единственный случай в Библии, где пророку являются серафимы. Херувимы упоминаются неоднократно в разных местах. Может быть, не случайно и сатана именуется «древним зми­ем», что является искаженным образом истинных серафимов?... Православ­ная традиция придает серафимам лики человеческие, то есть образ Божий, утраченный Люцифером.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

…Шестикрылатых… – серафимов. Ср. ветхозаветный текст: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком (…). Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывали каждый лице свое, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). Глава 9 Светозарный чин Офанимов. – Позднейшее христианское учение о девяти чинах ангельских, окончательно упорядоченное у Псевдо- Дионисия Ареопагита (V в.), не знает такого разряда ангелов. Речь идет о таинственных живых колесах, наделенных глазами, которые описаны в видении пророка Иезекииля: «Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех – одно (…). А ободья их – высоки страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. (…) Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса подписались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах» ( Иез. 1:16–20 ). Гавриил – один из старших ангелов (в христианской традиции архангел), чье назначение -раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила ( Дан. 8:16–26; 9:21–27 ), где он призван «научить разумению» пророка. Здесь он тоже действует при введении Еноха в таинства «величества сущности Господней». Михаил Архангел – небесный «архистратиг» («верховный военачальник»), полководец верных Богу ангелов и людей в космической войне против врагов Бога, покровитель и как бы ангел-хранитель «народа Божьего» (в Ветхом Завете – Израиля, в Новом Завете – «Воинствующей Церкви», т.е. совокупности всех верующих). Глава 10 Вередил – загадочное имя, встречающееся только здесь. Некоторые специалисты предполагают (незасвидетельствованную) еврейскую форму Бребоэль, которую соотносят с новозаветным текстом «в Нем все создано» ( Кол. 1:16 ; синодальный перевод несколько иной); но такое толкование совершенно гадательно. Может быть, «Веревеил» – попросту порча известного имени Уриила, одного их архангелов, известных не только в иудейской традиции (как Салафиил, Иегудиил, Йеремиил и т.п.), но и в христианской традиции (как Михаил, Гавриил и Рафаил).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В Афинах Павел возмутился духом при виде идолов, наполнявших сей город, и скорбел о погибели стольких душ. Он стал толковать в синагогах с иудеями и ежедневно на площадях с греками и философами их. Слушатели привели его в Ареопаг (так называлось место, где при идольском храме производился общественный суд). Привели же его туда отчасти для того, чтобы выслушать от него в бывшем собрании что-то новое, а отчасти и для того (как думает Златоуст святой), чтобы предать его суду, мукам и смерти, если услышат от него что-нибудь достойное казни. Павел же святой, еще прежде увидев в городе какой-то жертвенник, на котором было написано: «неведомому богу», начал свою речь по этому поводу и стал проповедовать им Истинного Бога, доселе неведомого им, говоря: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян.17:23). И начал сказывать им о Боге — Создателе всего мира, и о покаянии, и о суде, и о воскресении мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни из слушателей насмехались, а другие еще более о сем хотели услышать. И вышел Павел из собрания их не осужденный, как невиновный ни в чем: а Слово Божие, проповеданное им, было не без пользы для приобретения душ: ибо некоторые мужи, пристав к нему, уверовали во Христа; между ними был Дионисий Ареопагит [ 40 ] и некая знатная женщина, по имени Дамарь, и другие многие, крестились. Оставив Афины, Павел пришел в Коринф [ 41 ] и жил там у некоего иудеянина, по имени Акилы; сюда пришли к нему и Сила с Тимофеем из Македонии и вместе проповедовали о Христе. Был же Акила с своею женою Прискиллою ремеслом шатерник; Павлу было знакомо это ремесло, и он работал вместе с ними, и трудом своим приобретал пищу себе и спутникам, как сам от этом говорит в послании к Солунянам: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2 Фес.3:8). И опять: «Нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян.20:34). А во всякую субботу убеждал в синагогах иудеев, доказывая, что Иисус есть Христос. Но так как они упорно противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал им: «Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян.18:6).

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010