Это внутренний духовный смысл иерархичного устроения, которому подчиняется устроение нашей внешней жизни. Согласно учению Дионисия Ареопагита , ангельские чины организованы в три триады. Первые из архангельских чинов – Серафимы, Херувимы и Престолы предстоят пред Небесным престолом Пресвятой Троицы. Вторая триада: Господства, Силы и Власти, третья – Начала, Архангелы и Ангелы. Церковная иерархия есть отражение небесной иерархии, порядка и устроения как видимое свидетельство единения Церкви Небесной и земной. Богоустановленность церковной иерархии зиждется на повелении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «создам Церковь мою и врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ), «… идите и научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа …» ( Мф. 28:19 – 20 ) и «… дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1, 2–3 ). В день Пятидесятницы апостолы получили благодать Святого Духа и с помощью даров этой благодати вышли на проповедь христианства по всему миру. Святой апостол Павел говорит о том, что основанием церковного единства является возглавление Церкви Самим Господом Иисусом Христом: «Бог Того (Христа) даде Главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех» ( Еф. 1:22–23 ), «От главы все тело, составы и соузыподаемо и снемлемо, растит возвращение Божие» ( Кол. 2:19 ), т.е. от Главы Христа все тело Церкви представляет единое целое, которое возрастает и укрепляется благодатию Божиею. Сам Господь установил иерархию, как сказано в Апостоле: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова …» ( Еф. 4:11–12 ) " И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благ о вестники, овы же пастыри и учители» ( Еф. 4:11 ). Толкуя этот стих, святитель Феофан отмечает, что апостол Павел на первом месте ставит Апостолов, «так как они имели все», на втором – пророков, «лиц с особым даром прозревать будущее», на третьем – благовестников, на четвёртом – пастырей и учителей, т.е. епископов и священников 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда говорится, что у Бога есть руки, это означает Его деятельную силу, могущество, сокрушающее всякого врага. Сказано: «Его крепкую руку и высокую мышцу его» ( Втор.11:2 ). Гнев означает то, что Бог ненавидит зло, что Он его отторгает, не приемлет ни в каком виде. В этом смысле можно сказать, что у Бога есть бесстрастный гнев – не как страсть, а как отторжение и неприятие, нежелание примиряться в каком-то случае со злом. Сидение означает Его постоянство, движение – Его проявляющееся действие. Сон означает, что мы не видим, как Бог нам помогает. Пробуждение – что Бог явил свою мощь так, что мы почувствовали ее. Это же означает воспоминание, что Бог не забыл о нас, а явил Свою силу понятным для нас образом. Крылья означают заботливый покров Бога о нас. И Слово Божие говорит: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его [народ Его]» ( Втор.32:11–12 ); «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья» ( Мф.23:37 ). Именно в этом смысл антропоморфизмов. Они очень хороши, но их нельзя понимать буквально. Это символы, делающие понятным необъяснимое. Молитвенное созерцание Божественных имен Существует особый вид духовного делания – созерцание Божественных имен, которое очень советует святитель Феофан Затворник . Его практиковали многие древние святые: Дионисий Ареопагит , Максим Исповедник . Это – использование Божественных имен в молитве. Обращаясь к Богу по имени во время молитвы, мы обращаемся к Нему, как к Богу, Который явил Себя именно таким образом. Если вы помните эпизод с Савлом, когда он шел в Дамаск, чтобы преследовать христиан, то он увидел с неба свет ярче полуденного солнца и услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). Савл пал ниц и сказал: «Кто Ты, Господи?» ( Деян.9:5 ), то есть он поинтересовался, с каким именем Господь ему явился. Савл не был многобожником, и он знал, что боги других народов – это бесы, и обращать на них внимание нельзя. Он понял, что ему явился истинный Бог, и интересовался о Его имени, чтобы узнать Откровение Бога. Бог ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). Он открывает Себя с именем Иисус, что в переводе с еврейского означает: «Яхве, пришедший спасти», т.е. это тот Бог, который являлся в терновом кусте, а теперь пришел людей спасти. Впоследствии Савл стал Павлом, стал апостолом и написал, что «перед именем Иисуса всякое колено преклонится небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Он воскликнул на Кресте: «Жажду!» ( Ин. 19:28 ) – и Ему дано было испить. Отец оставил Сына, чтобы усыновить Себе Его распинателей! Люди видели и слышали, как Иисус из Назарета, вися на презренном древе римского креста, воскликнул: «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ). И вскоре после этого видели, как разодралась завеса в Иерусалимском храме. А вот что видели тогда же небеса: и из храма небесного от престола – ибо таковым явилось им животворящее древо, на котором восседал как на Небесном престоле непорочный Агнец Божий – раздался громкий голос, говорящий: совершилось! Совершилось искупление, ибо чаша испита! Гнев Божий излит. Разодрана завеса, отделявшая небо от земли! Крест соделан престолом, небо с землею воссоединено! Совершилось! – прозвучало от престола, и произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение. И действительно тогда «сделалась тьма по всей земле до часа девятого, и померкло солнце...» ( Лк. 23:44–45 ). Когда излился гнев Божий, то тьма окутала землю. Святой Дионисий Ареопагит был тогда еще языческим ученым и, наблюдая эту тьму, находясь в Александрии, воскликнул: «Или Сын Божий умирает, или кончина века!» Воистину, умирал Сын Божий. И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! Какого не было! Ибо тогда «земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф. 27:51–52 ). Это землетрясение потрясло не только землю, но и недра ада и преисподней. И ад отдал своих мертвых, и они вышли воскресшие. Христос пленил плен, поразил сатану, небеса примирил с землей – совершилось! Непосредственно все это есть образ кончины века. Изливается последняя чаша гнева Божьего. Предыдущими язвами поражено было все, поражены были все стихии. И вот изливается гнев Божий «даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать» ( Прем. 17:9 ). Таким образом нарушаются все внешние условия земной человеческой жизни. Но это будет и последнее, окончательное сокрушение сатаны, «князя, господствующего в воздухе» и «духов злобы поднебесных» ( Еф. 2:2; 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бог, Кто сотворил мир и все, что в мире, Он, Господь неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и не от рук человеческих приемлет служение, как бы имел в чем-либо нужду, но Сам дает всему жизнь и дыхание и все. Сотворил от единой крови весь род человеческий – обитать по всему лицу земли, уставив предопределенные времена для всего и пределы селения для всех, – чтоб они искали Бога, в чем бы ощутить и найти Его. Но и не далеко Он от каждого из нас, ибо Им мы живем и движемся и существуем. Так и иные поэты ваши говорили: «мы Его и род» 21 . Итак, мы, поскольку род Божий, не должны думать, что подобно Божество золоту или серебру или камню – образу, созданному художеством и вымыслом человеческим. Итак, презирая времена неведения, ныне повелевает Бог людям всем повсюду покаяться, ибо учредил Он день, когда будет в правду судить вселенную, чрез определенного Им Мужа, а о Нем подал удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни стали смеяться, а другие говорили: послушаем тебя об этом в другое время. И так Павел вышел из среды их. Однако нашлись люди, приставшие к нему: между ними Дионисий Ареопагит и жена, именем Дамарь, и еще другие с ними. Глава 18. Павел в Коринфе После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф, и нашел там Иудея Акилу, родом из Понта, и Прискиллу, жену его. Пришел он недавно из Италии, так как по повелению Клавдия все Иудеи должны были удалиться из Рима. С ними сошелся Павел и у них остался жить и работать, по одинаковости ремесла, так как и они делали палатки. В каждую же субботу беседовал он в синагогах, убеждая и Иудеев и Еллинов. Когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, Павел, побуждаем ревностью духа, стал усильно свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал им: кровь ваша на главах ваших; совесть моя чиста; иду теперь к язычникам. И пошел оттуда и пришел к человеку, чтущему Бога, именем Иусту: дом у него был возле синагоги. Тут сам предстоятель синагоги Крисп уверовал в Господа со всем домом своим, и многие Коринфяне, слыша слово, уверовали и крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

24. Менандр: Против многих недобрых сказано: «Познай себя», ибо это полезнее, чем «Познай других». 25. Ксенофонт: Те, которые знают себя, необходимое себе добывают и узнают, что могут, а что нет. И то, что умеют, делают, доставляя себе то, что нужно, и достигают успеха; от того, что не знают, воздерживаются и благодаря этому становятся непогрешимыми и избегают делать зло. 26. Этот считает, что не знающий своей силы, не знает себя. Разве не явно, сказал, что, зная себя, больше хорошего могут люди, а из-за лжи о самих себе – больше злого? 27. Не волнуйся никаким чужим совершенством. Если конь скажет, гордясь: «Я прекрасен», то это никуда не годится. Если же ты скажешь: «Прекрасного коня имею», знай, что превозносишься от прекрасного коня. Что же твое? Фантазии, которые по природе имеешь. 28. Хилон: Хилон, спрошенный о том, что труднее всего, ответил: «Знать себя, ибо это полезно в увещании хвастунов, тех, что сверх своей силы пустословят». Слово 57-е. О доброте 1. Лк. 6, 35 : Благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. 2. Еф. 4, 32 : Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. 3. Кол. 3, 12 : Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. 4. Притч. 2, 21 : Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней. 5. Христос, будучи добрым и видя Свое творение, не бросил его и, жалея его, не покинул. 6. Свт. Василий Великий : То, что по образу имею, в разумной части заключается, то, чем по подобию становлюсь, в доброте приобретается. 7. Взять в свои руки тех, которые противятся, свойственно человеку мужественному и в прямом смысле начальнику; но быть благосклонным и кротким к тем, которые уже покорены, свойственно человеку, превосходящему всех высотою благоразумия и кротостью. 8. Св. Дионисий Ареопагит : Того, что лишено всякого образа блага, никогда не было, нет и в будущем быть не может!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Но непостижимость не такая, которая делает Его таким далеким, что и подойти нельзя, а непостижимым – и одновременно Тем, Кто нас призывает к Себе. Встреча с Ним возможна, а вместе с тем является самым глубоким ужасом души (я не говорю о страхе, а о том трепетном потрясении души, которое можно выразить только словом «ужас») и, с другой стороны, предельным ликованием. Дионисий Ареопагит говорит о Боге, что Он есть тьма, и дальше объясняет: темноты в Нем нет, но Он свет такой ослепляющий, что, когда мы взираем на Него, мы делаемся слепыми, мы погружаемся во тьму, которая как бы является нашим опытом Его света. Таким образом, с одной стороны, мы созвучны Богу, потому что Его дыхание в нас есть и этим дыханием мы есмы, мы движемся, мы живем ( Деян 17:28 ), без него мы были бы просто частью материального или животного мира, не человечеством; и мы Его испытываем как беспредельную или предельную тайну, перед которой преклоняемся, к которой обращаемся только в форме молитвы: Свят, Свят, Свят Господь… – непостижим, величествен, и вместе с тем раскрывающийся перед нами. И этот свет до нас доходит порой очень разными путями. Оказаться лицом к лицу со светом Божиим, какой он есть, нам невозможно, это значило бы ослепнуть, это значило бы сгореть в этом Божественном пламени, но в какой-то мере мы приобщаемся к Нему. Вы наверно помните рассказ о том, как Бог явился Моисею на горе Синайской. Ему было велено подняться на вершину, народ стоял у подножия горы. Вся гора была во тьме, покрыта облаком непроницаемой темноты, и в это облако, в эту темноту Моисей вступил. И когда он в нее вступил, он оказался в сиянии Божественного присутствия, не лицом к лицу с Богом непостижимым, но в сиянии Его присутствия. Моисей просил Бога явить ему Свой лик, но Господь ему сказал: нет, лика Моего ты видеть не можешь, но Я тебя спрячу в каменной расселине и пройду мимо тебя, и ты Меня увидишь уходящего. И Моисей видел свет Божий, который постепенно уходил, не превращался во тьму, не исчезал, но уходил от него ( Исх 33:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Как говорит Святой Дионисий Ареопагит : «Он – сверхбесконечная, сверхнепостижимая непостижимость». Абсолютно непостижимая реальность, которая становится постижимой благодаря тому, что она сама открывается нам, а насильно ее никак не заставить. Насильно можно заставить познать творение рук своих, идолов можно познать насильно. То, что ты сам сделал, ты можешь этим и командовать, но истинный Бог – Он не идол, Им командовать невозможно. И вот Невеста отвечает: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» ( Песн.6, 2 ). Итак, где можно найти Возлюбленного? Его можно найти в Его собственных садах. Часто люди говорят: «Почему иноверцы не спасутся? Почему люди делают добро, а Бог их за это не наградит?» Опять же человек, делающий добро не по-Божьи, он не делает добро по-настоящему, потому что добро есть исполнение воли Божией, и только оно. Можно делать внешне добрые дела, а на самом деле они будут злыми. Вот как раз и говорится, что Возлюбленный пошел (букв. «сошел») в сад Свой, т. е. Господь сошел в Свой виноградник, который Он Сам Себе посадил, то есть в Свою Церковь . И там Он приходит куда? «В цветники ароматные». То есть, Он живет там, где Он видит цветы добродетели. Цветы добродетели нужны для того, чтобы приманить возлюбленного, ни в коем случае не для того, чтобы заменить собою Возлюбленного, а чтобы приманить Его. Помните, как Ангел Господень сказал Корнилию-сотнику? Он сказал, что милостыни твои, добрые дела твои пришли на память перед Богом, поэтому я послан тебе для того, чтобы ты нашел человека, апостола Петра, который тебе скажет слова, которыми спасешься ты и весь род твой. И добрые дела – это только приманка для того, чтобы «приманить» Христа, но ни в коем случае не нужно путать добрые дела с самой целью – соединением с Самим Христом-Спасителем. Итак, Невеста говорит: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии». То есть, Господь сходит на землю, сходит сюда, в человеческую душу, которую превращает Он в «цветники ароматные». Для чего? Для того, чтобы «пасти в садах», для того, чтобы человека дольше учить, пасти, кормить его небесной пищей, «кормить» его сиянием Своего лика.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вершиной православного панентеизма становится утверждение определенного Божественного имени, которое подчеркивает неразрывную и наиреальнейшую связь Бога и мира – имени «Всё». Подчеркнем, что это особенное имя имеет библейские истоки и встречается уже в книге Сираха 59 . Наверное, самое древнее и самое точное определение панентеизма можно встретить в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Оно выглядит следующим образом: «28. Чрез Него всё успешно достигает своего назначения, и всё держится словом Его. 29. Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть всё. 30. Где возьмем силу, чтобы прославить Его? ибо Он превыше всех дел Своих». ( Сирах. 43:28–30 ) 60 Текст Сираха раскрывает нам Бога как всё ( το παν) нашего мироздания: Он есть всё ( το παν στιν ατς). Причем этому утверждению предшествует утверждение о всеобъемлющем и всесодержательном действии Божественного Слова, что указывает на фундаментальный логосный смысл последующего положения. Но внутренняя логика изложения богословия Сираха не исчерпывается положением «Бог есть всё», а раскрывается и в последующей фразе: Он превыше всех дел Своих. Таким образом, в книге Сираха мы встречаем древнейшую антиномическую формулировку панентеистического миросозерцания: «Бог есть всё и превыше всего», развертываемую на основании логосно-энергийной теологемы. Отцами Церкви (прежде всего Григорием Богословом , Дионисием Ареопагитом , Максимом Исповедником , Григорием Паламой и Марком Эфесским ) было усвоено имя Бога Всё и Всё во всём (также Всё всего, Всё во всех), имеющее библейские истоки, отражающее факт содержания мира в Боге в энергийной модальности Его бытия. Ими определялась особая диалектика, развивалась особая последовательность антиномий, в которой Бог различался от мира, будучи един с ним, и соединялся с миром, различаясь. Первый уровень антиномии восходил к нетождественности Божественной сущности и энергии. Согласно ей, мир соединялся с энергией Бога, и лишь опосредованно, через нее, с Божественной сущностью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

применительно к христианской «мистике» – еще одно «мистериальное» слово! – Псевдо- Дионисий Ареопагит ). Однако модальность этих элементов внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть «знамение», требующее «веры» (как доверия к верности Бога 399 ), и одновременно «знамя», требующее «верности» (как ответа на «верность» Бога 400 ). «Вера» и «верность» – одно и то же (древнееврейское «‘emunah», греческое πστις, латинское «fides» означают оба эти понятия). Выраженная в сакральном знаке «тайна» есть в христианской системе идей не только и не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов. Повсеместно верили, например, что «стратегический план» воплощения и страдания Христа был тщательно скрыт от дьявола. «Я не поведаю врагам Твоим тайну», – обещает Христу верующий («верный»!) в одном византийском песнопении 401 . Место мистериально-гностической оппозиции «посвященные – непосвященные» 402 заступает совсем иная оппозиция: «соратники – противники»; в число последних включены «враги зримые и незримые» – люди и бесы. Для онтологического нейтралитета не остается места. Поэтому два евангельских изречения, нередко воспринимаемые как выражение двух противоположных точек зрения («терпимой» и «нетерпимой»), на деле имеют совершенно идентичный смысл. «Кто не против вас, тот за вас» 403 ; но «кто не со Мною, тот против Меня» 404 ; всякий, кто не становится под одно «знамя» ( σημειον), тем самым уже обязывается верностью другому «знамени». «Знамя» стоит против «знамени», и «знамение» против «знамения». «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце… И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…» 405 Настоящее состояние бытия вплоть до конца этого «эона» – священная война, «меч и разделение» 406 во всем «видимом и невидимой» космосе, и человек участвует в этой войне как «верный» или, напротив, «неверный» воин 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В общественной жизни Иасон, вероятно, соприкасался с ними, и оттого ему легко было успокоить их. «Городские начальники» – зыбкая почва всех времен и народов. С ними надо уметь говорить. Апостол Павел умел не только благовествовать им, но и говорить с ними, не затрагивая «жемчуга» духовной области (см.: Деян. 16:37–39, 24 ). 24. Верийские благомысленные (гл. 17) Трогательно сообщение о том, что ввиду явной опасности в Солуни «братия» «немедленно ночью отправили Павла и Силу...» (10). Апостол народов подчинился «братии» и был «отправлен в Верию». Там было благомысленнее, тише, мудрее. Там без споров люди приняли свидетельство Истины и только захотели для прочности веры сами удостовериться в текстах Писания, на которые ссылались апостолы. В результате беспристрастного разбора Писаний «многие из верийских уверовали». Здесь уже и «почетные женщины» себя проявляют с самой хорошей стороны. Немало их уверовало. Но диавол змеится по стопам апостолов... Солунские возмутители услышали, что апостолы проникают в Верию. Павла опять спасает «братия», отправляя в виде путника, «как будто идущего к морю». Удивительна чуткость, разумность и любовь подлинных друзей апостолов. Сколько радости скрывается в этой заботе для благовестника, радости не из-за облегчения его трудов, а из-за торжества христианской любви в друзьях его и чадах о Христе; той любви, которая была «проповедана» и насаждена им. Верийская община выросла отчасти благодаря гонению на апостола в Солуни. «Любящим Бога все содействует ко благу». Диавольский ветер только разносит искры огня Христова в мире; не в силах он потушить их. Лишь призрачные искры исчезают под этим ветром. Внимательность верийских людей к Истине и их ежедневные разборы Писания с целью удостовериться в ней до конца есть новое вкладывание трепещущих радостно перстов человеческих в прободенные руки и ребра Спасителя Воскресшего... 25. Встречавшие (гл. 17) Апостол рассуждал «ежедневно на площади со встречающимися» (17). О чем? «Он благовествовал им Иисуса и воскресение» (18). Промысл вел души человеческие через афинскухо площадь, где стоял апостол и говорил о Боге Живом. Некоторые из эпикурейских и стоических философов спорили с ним и называли его за спиной суесловом. На площади речь апостола Павла обращалась ко всем. В результате этого апостольского – и Божиего слова образовалась группа уверовавших. «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (54).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010