Ф.), посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ( Исх. 25:22 ). Открытие Святого Святых небесной скинии свидетельства и откровения говорит об открытии последних откровений Божиих, о завершении судов Божиих над миром. Открытый миру вид ковчега с его скрижалями закона должен напоминать людям о грехе против закона Божия, о нарушении и отвержении ими завета Божия с землею. А потому чисто в ветхозаветном духе грядет на мир Суд Божий без милости. Открыт храм, открыто его Святое Святых. Откр.15:6 И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. Эти семь Ангелов (те же самые, что в ст. 1) вышли из храма , непосредственно из Святого Святых, от Самого Бога и являются Его непосредственными посланниками в мир и совершителями Его судов как имеющие семь язв . Они назначены Богом для исполнения завершительных судов над вселенной. Семь ангелов являются из храма, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами , чем явно напоминают Христа, «подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (1,13). Это сходство говорит о том, что миссия семи ангелов в исполнении воли Иисуса Христа как Судии мира. Их действия совершаются от Его Лица. Чистота и светлость одежды ангелов соответствует их чистому и светлому существу и является ограждением чистоты и света Бога как Судии мира. Чистота и свет будут отличать Божественного Судью от неправедных судей мира сего, часто вершивших нечистые и мрачные дела. Карающие ангелы, опоясанные по персям (по груди) золотыми поясами , могущественны и праведны, готовы к исполнению последних указаний Божиих. Как опоясанные золотыми поясами, они достойны испытывать огнем судов Божиих даже и тех праведников, достоинство которых в Писании означается золотом ( 1Кор. 3:12 ). Семь ангелов, имеющие семь язв, вышли из небесного храма. Откр.15:7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. То, что семь золотых чаш передаются одним из четырех животных семи ангелам, означает, как учит святой Дионисий Ареопагит , что ведение сообщается среди ангелов от высших к низшим и соответствует ангельской иерархии. Итак, все готово. Семи ангелам, имеющим исполнить последние семь казней-язв Божиих над гибнущим миром, даны семь золотых чаш, наполненных гневом Бога . Теперь уже ничто не мешает этому завершительному карающему действию. На основании мест Писания гнев Божий, которым исполнены чаши, и который должен излиться на мир, можно представлять себе в виде огня ( Пс. 78:5–6 ; 2Пет. 3:7 ; Откр. 15:2; 18:8 ). Чаши семи ангелов наполнены огнем гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Им живем и движемся и существуем». Близость Господа доказывает посредством чувственного примера: невозможно, говорит, не знать, что воздух разлит всюду и находится не только близ каждого из нас, но и в нас самих. То, что мы от Бога получили жизнь, что действуем и не погибаем, – все это называет промышлением и попечением Божиим о нас. «Как и некоторые из ваших стихотворцев говорили». Один мудрец, Арат, сказал о Зевсе: «Наш род от него». А апостол говорит о Творце: «Мы – Его… род», – не утверждая, что Творец и Зевс – одно и то же, – да не будет! – но прилагая это выражение собственно к Творцу, как и жертвенник назвал жертвенником Его (Творца), а не того, кого чтили афиняне. Назвал нас родом Божиим, то есть самыми близкими родственниками, так как от нашего рода Бог благоволил на земле родиться. Не сказал: «не должны» вы «думать, что Божество подобно золоту или серебру, или камню», но употребил более смиренный оборот: «мы… не должны». Заметь, как внес в свою речь предмет сверхчувственный, потому что с представлением о теле мы соединяем и представление о расстоянии. Деян.17:30–34 .  Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. В виду имеет не умерших, когда говорит времена «неведения», но тех, кому проповедал. Не говорит также: «Вы добровольно совершили злодеяние», но – «Вы не знали». Итак, он объявляет это слушателям, не требуя наказания их как достойных наказания, но призывая их к покаянию. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную». Непременно, говорит, будет судить за все дела и помышления через «Мужа», Которого определил быть Судиею живых и мертвых. Это – вочеловечившийся Господь. Выслушав великую и высокую истину, они не сказали Павлу ни слова, но воскресение осмеивали: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» ( 1Кор. 2, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Святой Дионисий Ареопагит в книге, озаглавленной «О Божественных именах», писал о том, что «и демоны по природе не злы. Ибо будь они злы по природе, они были бы не от Добра, не в числе сущих, не из благих, изменивших свою природу, и были бы вечно злы… О данных им ангельских дарах мы никогда не скажем, что они изменились, они ведь существуют и невредимы и лучезарны, хотя те и не видят их, лишив самих себя способности видеть Добро… желая быть, жить и постигать сущее» 269 . Конечно, степень познания о Боге у бесов и Ангелов различная. Блаженный Августин писал: «Он дал узнать Себя демонам не так, как святым Ангелам, которые наслаждаются участием в вечности Слова, но через некоторые временные проявления, чтобы навести на них ужас» 270 . Тем более и человек, созданный «хорошо весьма» ( Быт.1:31 ), несмотря на грехопадение, сохранил в себе боговидение в той или иной степени. О чем и апостол Павел пишет: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). И если, по святителю Феофану Затворнику , даже атеисты, декларируя (провозглашая) свое неверие, насилуют свою собственную совесть, то тем более – все верующие в Единого Бога, Творца всего мироздания движутся в истинном направлении, но дойдут ли они до Христа или нет – это только в воле Бога. Когда начались арабо-византийские войны, тоже возник вопрос: а не является ли божество мусульман дьяволом : в смысле у нас один Бог, а у них – другой. И хотя православные византийцы сначала склонялись именно к подобной точке зрения, но возобладала более церковная позиция по данному вопросу. Томос Константинопольского Собора 1180 года (о «Боге Мухаммеда»): « Святейшая Церковь издревле и даже до настоящего времени имела общеизвестные огласительные книги, в том виде, как они были изначально составлены. В числе других изречений в этих книгах располагается следующее: “сверх всего этого, анафематствую Бога Мухаммедова, о котором тот сказал, что он есть Бог единый, Бог не родил он и не был рожден, и не явился никто, подобный ему”. [Сделано было это], так как, с одной стороны, сам Мухаммед объявил неверное понимание Бога с этим [термином], как, по крайней мере, поняли тогда, и в то время, когда, через опубликованную им книгу Коран, он передал окружавшим [его людям], которые не имели прежде большего количества гнусных и негодных вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Затем было составлено соответствующее послание, с которым в Антиохию вместе с Павлом и Варнавой отправились двое членов церкви в Иерусалиме – Иуда , называемый Варсавой, и Сила . Имея от Бога дар пророчества, они наставили антиохийских христиан в открытой им Богом истине относительно приходящих в Церковь язычников. ( Деян.15:1–35 .) Второе миссионерское путешествие Апостола Павла длилось три года, с 49 по 51. На этот раз он прошел сухопутным путем в Македонию и Ахаию, т.е. Северную и Южную Грецию. В Афинах ему пришлось столкнуться с учеными философами. Традиция философских споров была так сильна в Афинах, что группы людей собирались на городских площадях и на перекрестках улиц, чтобы послушать и поспорить о каком-нибудь новом философском учении. Павел начал свою проповедь, как обычно, в синагоге. Но слух о нем быстро распространился, так что к нему собралась толпа. Пришли поспорить и греческие философы. А затем Павла привели в Ареопаг – так называется холм в центре Афин, где заседал верховный суд. – Что это за новое учение, которое ты проповедуешь? – спрашивали его там афинские философы. – Ты говоришь что-то странное, и мы хотим знать, что это за учение. – Афиняне, – ответил Павел, – проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Этого Бога, которого вы не знаете, но почитаете, я и проповедую вам. И Павел начал говорить о Боге, сотворившем небо и землю, дающем жизнь и дыхание всему, о том, что Он не есть божество, сделанное из золота или серебра, или камня. Говоря это, Павел намекал на господствующее среди язычников идолопоклонство. Далее Павел сказал им о том, что Бог велит всем людям покаяться, потому что наступит день суда, когда придет Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, и Он будет судить всех людей. Услышав о воскресении мертвых, афиняне стали насмехаться над Павлом и говорить: – Об этом послушаем тебя в другой раз. Павел ушел из города, но некоторые афиняне, выслушав его, уверовали в Господа Иисуса Христа и присоединились к нему. Среди обратившихся в веру были член Ареопага (верховного суда в Афинах) Дионисий , женщина Дамарь и несколько других.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Если мы внимательно рассмотрим эти грамматические параллели ( скитались, где скитались; живи, где будешь жить; милую, кого милую; милосерден, с кем милосерден ) то не остается сомнений в смысле конструкции: это отказ от сообщения деталей. Не остается сомнений и в том, каков смысл Исх 3:14: Бог отказывается уточнять про Себя, Кто Он. Он отказывается сообщать свое имя – точно так же, как ночной противник Иакова в 32-й главе книги Бытия или ангел в 13-й главе Судей. Вспомним эти рассказы. Это будут уже не грамматические, а смысловые параллели. Быт 32:22-30 …Той же ночью Иаков встал‚ и, взяв с собой обеих своих жен‚ обеих наложниц и одиннадцать сыновей, вброд перешел реку Иавок – перевел их на другой берег, и переправил все, что у него было. И остался Иаков один, и Некто, вступив с ним в схватку, боролся с ним до самой зари. Увидев‚ что не одолевает Иакова‚ Он ударил его по бедру – так, что после той схватки бедро Иакова было вывернуто из сустава, – и сказал Иакову: –  Отпусти меня. Уже взошла заря. Иаков ответил: – Не отпущу‚ пока не благословишь меня. Тот спросил: –  Как твое имя? Он ответил: –  Иаков. И тогда Тот сказал: –  Отныне ты будешь зваться не Иаков‚ а Израиль, ведь ты боролся с Богом и с людьми – и выходил победителем. Иаков попросил: – Назови мне свое имя! Тот сказал: –  Зачем ты спрашиваешь меня о моем имени? И благословил Иакова. Незнакомец не дает ответа и Иаков понимает, что боролся с Богом. Бог не дает ответа о своем имени. Суд 13:17-22. Маной сказал ангелу Господню: «Как твое имя? Мы возблагодарим тебя, когда твое слово сбудется.  Ангел Господень сказал ему: Зачем ты спрашиваешь меня о моем имени? Оно непостижимо Ангел возносится в пламени, поднявшемся над жертвенником и Маной понимает, что видел Бога. Бог не дал Маною ответа о своем имени. Иными словами, отказ Бога называть свое имя – характерный топос для ветхозаветных повествований. Это не случайно: в мире Ветхого Завета, как и вообще во многих архаических культурах, знать имя – означает знать сущность. Отказ Бога назвать Свое имя – своего рода древневосточный аналог позднейшему апофатическому богословию.

http://pravmir.ru/m-g-seleznev-esli-byi-...

К молитвенному труду присоединять и доброделание – милостыню, сострадание, перенесение обид, соблюдение правды, воздержание от гнева, зависти, осуждения. Как смрад отгоняет голубей и дым – пчел, так нечистые дела и помышления лишают нас благодати. Выше всего любовь. Все творите во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца. Страх Божий и память о Его вездеприсутствии. Кроме дел, надобно иметь и добрые помышления и чувства (внимание, трезвение, внутреннее делание). «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:16 ). «Духа не угашайте ( 1Фес.5:13 ). Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления» ( Еф.4:30 ). Живет ли и действует в нас Дух Божий? Если в нас есть действия духовные и жизнь духовная. Великий пророк Иоанн совершал крещение в покаяние во имя Спасителя только грядущего. Оскудела благодать Святаго Духа среди христиан в чрезвычайных дарах. Нужно рождение свыше от Духа. Заповедал апостолам идти на всемирную проповедь, когда облечет их в благодать Святаго Духа. В рождении от Духа, в исполнении себя Духом, в хождении по Духу, в возгревании в себе и других Духа. Сущность христианства не в обширных и огромных познаниях, а в совершенном искоренении греха и похоти, в обновлении всех сил духа и сердца, в единении с Богом. Так св. Дионисий Ареопагит – епископ, пострадал в 96 году по Р. X. в возрасте 90 лет (моложе шестью годами Спасителя). Ему в Париже отсекли голову. Бог Духом Святым явил чудо. Тело встало, взяло голову, шло два поприща (около 3 км). Голову отдал благочестивой Катуле, и у Церкви тело упало. Похоронили на месте падения тела. Дух Святый явил дела Свои в Вавилоне. Сеннаар – Вавилония, Месопотамия, земля между реками Тигром и Евфратом, с греческой «междуречная», то есть земля Бытия. С одним умыслом строили город и башню, был один народ, и один язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что начали делать. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле ( Быт.11:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Важно здесь отметить очередное противоречие в протестантском отношении к храму. Баптисты, например, очень любят место Писания: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень » ( Пс.122:1 ). Этот стих постоянно цитирует пастор артёмовских баптистов, Кобзарь И.М., часто вместе с Евр.10:25 : «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай.», призывая слушателей ревностнее и чаще приходить на собрания. Но если христиане собираются в доме Господнем , то как можно не считать его храмом? Неужели Бог не живёт в Своём доме? Почему же тогда он носит название «дом Господень»? Кроме того, протестанты, как было сказано, называют места своих собраний не иначе, как «дом молитвы», на основании слов пророка «...дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» ( Ис.56:7 ). Но, опять же, домом молитвы нарекается никакое другое здание, как только «дом Мой», то есть дом Божий – храм. Христос процитировал это место именно тогда, когда выгонял торговцев из храма : «написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:13 ). Но если дом молитвы есть дом Божий, то почему он не должен называться храмом, и почему нужно думать, что Бог не живёт в Своём доме? Христианин только потому называется храмом и домом Божиим, что в нём живёт Бог ! Поэтому, если протестанты называют места своих собраний домами молитвы, то они должны признавать, что они есть дома Божии, то есть храмы, (ибо, повторю, только дом Божий , храм , называется домом молитвы ), а значит и то, что в них живёт Бог. Но протестанты, при всей очевидной справедливости данного аргумента, отказываются это признавать 364 . Древние же христиане называли свои дома молитвами и домом Божиим, и храмом. Так, св. Дионисий Ареопагит (I в.) упоминает о «пространных в храмах предлагаемых наставлениях» ] ; о том, что христиане «недостойных удаляют из храмов « [ 9] . Тертуллиан († 220 г.) писал: «Не горько ли видеть, как христианин, оставляя на время идолов, приходит в вашу церковь ; как он из мастерской демона является в дом Божий » [ 10 ] . Также и св. Григорий Неокесарийский (III в.) называет место собрания христиан » молитвенным храмом " [ 11 ] , а св. Григорий Богослов (IV в.) просто храмом Божиим: «возведи очи свои окрест, обозри вселенную, которую всю почти осиявают, как звёзды, храмы Божии открытыми алтарями, высоковерхими престолами, собраниями, стечениями целых семейств» [ 1 2] и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Потому что я, обходя и обозревая ваши святыни, нашел и такой жертвенник, на котором написано: – неведомому Богу. – Его то, Кого вы, не ведая, чествуете, я и проповедую вам. Бог, Который сотворил мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не заключается в созданных руками храмах, и не нуждается в служении рук человеческих, напротив, Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все. От одной крови произведши всех человеков, расселил Он народы по всему лицу земли, определив жительству каждого из них предназначенные времена и пределы, с тем, чтобы они искали Бога, не ощутят ли и не найдут ли Его; хотя, впрочем, Он недалеко от каждого из нас: потому что мы Им живем, и движемся, и существуем; так как некоторые и из ваших стихотворцев сказали: – мы Его и род 48 . – Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество – подобно изображению, устроенному по вымыслу, человеческими руками художника из золота, серебра, или камня. Между прочим, Бог, попустивши быть временам неведения, ныне всем человекам повсюду проповедует переменить господствующий образ мыслей и жизни. Потому что Он назначил день, в который будет по правде судить вселенную, посредством, предопределенного Им, Мужа, насчет чего и дал удостоверение всем, воскресивши Его из мертвых». Услыхавши о воскресении мертвых, одни (вероятно, эпикурейцы), стали смеяться; а другие (может быть, стоики) сказали: «об этом послушаем тебя в другое время». После этого, Павел вышел из собрания. Некоторые, однако же, уверовали: в числе их был один член Ареопага, по имени Дионисий, который, впоследствии, был Епископом Афинским. Из Афин Павел отправился в Коринф. Здесь он пропитывал себя трудами рук своих, делая палатки; и каждую субботу проповедовал об Иисусе Христе в синагоге. Но, встретивши упорство со стороны Иудеев, и злословие, он отряс свою одежду, и сказал; «кровь ваша на главах ваших; я чист от нее; с этого времени пойду к язычникам». Впрочем, Крисп, начальник синагоги, со всем своим домом, и многие из Коринфян, уверовали в Господа и крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Главным источником текста тропаря являются слова Первого послания ап. Павла к Тимофею, которые мы уже приводили в комментарии к 3-му стиху 7-й песни канона прп. Козмы, но здесь для удобства читателей должны повторить: «Завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно до самого явления Господа нашего Исуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.Ему честь и держава вечная! Аминь» ( 1Тим 6, 13–16 ). Отметим, что таким именованиям как «Святой святых», «Царь царей», «Господь господствующих», «Бог богов» Дионисий Ареопагит специально уделяет 12 главу своего трактата «О божественных именах». Дамаскин, постоянно пользующийся «Ареопагитиками» для решения самых разных задач, как богословских, так и поэтических, – отсылает нас и к этому тексту, словно заодно желая проверить наши книжные познания и поощрить усердие к чтению премудрого и «всевеликого» Дионисия. Сильник блажен – греч. династис, макариос. Продолжается цитата из того же Павлова послания: «блаженный и единый сильный...» Но в славянском переводе ее непросто узнать, отчасти из-за того, что в нем те же слова стоят в других формах, а также из-за несовпадения запятых. Прекрасен – в греч. стоит ореотатос, т. е. прекраснейший. Сплетаясь со словами «царь», «блаженный», «сильный», это слово вводит нас в круг образов так называемых «царских псалмов» – 19, 20 и 44. « Красен добротою (греч. ореос калли) паче сынов человеческих (…) Препояши оружие твое по бедре твоей, сильне (греч. динате) . Красотою (греч. ти ориотити) твоею и добротою твоею, и наляцы, и спей, и царствуй. (…) Стрелы твоя изощрены, сильне…» ( Пс 44, 2, 3–4, 6 ) ; «В силах спасение десницы Его» ( Пс 19, 7 ) ; «…Воспоем и поем силы (греч. династиас) твоя» ( Пс 20, 13 ). Указанные псалмы, воспевающие юного и прекрасного Царя, его брак, его победы, – издревле понимались в церковной экзегетике как пророчества о воскресении во славе Господа Исуса Христа, о его победе над диаволом, смертью и адом, об избрании Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010