Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕЦКАЯ И ЛЕБЕДЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ Липецкой митрополии образована решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. путем выделения из состава Липецкой епархии (см. Липецкая и Задонская епархия ). Включена в состав Липецкой митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Елецкий и Лебедянский». Объединяет приходы в административных границах Елецкого, Данковского, Долгоруковского, Измалковского, Краснинского, Лев-Толстовского, Лебедянского, Становлянского и Чаплыгинского районов Липецкой области. Кафедральный город – Елец, кафедральный собор – в честь Вознесения Господня, правящий архиерей Максим (Дмитриев) . Епархия разделена на благочиния: Елецкое, Елецкое районное, Данковское, Долгоруковское, Лебедянское, Лев-Толстовское, Становлянское, Чаплыгинское. В епархиальном управлении работают отделы: информационный, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, религиозного образования и катехизации, паломнический; и комиссии: комиссия по миссионерской и антисектантской деятельности, по канонизации, по пастырской работе в исправительных учреждениях, по пастырской работе среди молодежи, по реставрации и строительству храмов, по церковной благотворительности и социальному служению, попечительская комиссия. Монастыри: Действующие: Елецкий во имя Святой Троицы (мужской, в Ельце; основан ранее 1592, упразднен в 1775, возобновлен на новом месте в 1836, закрыт в 1919, возобновлен в 2006), Елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамения» (женский, в Ельце; основан в 1683, упразднен в 1764, восстановлен в 1822, преобразован в артель в 1919, закрыт в 1928, возобновлен 7 окт. 2004), лебедянский во имя Святой Троицы (в Лебедяни; основан ок. 1621 как мужской, упразднен в 1764, возобновлен 1768, закрыт в 1919, 27 дек. 2005 возобновлен как женский), Раненбургская Петропавловская пустынь (мужская, в поселке Рощинский Чаплыгинского района, основана в1712, закрыта в 1920, возобновлена 6 окт. 2003), Сезёновский в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновский (женский, в с. Сезёнове Лебедянского района; основан как женская община в 1849, монастырь с 1853, закрыт в 1930, возобновлен в 2010), Троекуровский Иларионовский во имя великомученика Димитрия Солунского (женский, в селе Троекурове Лебедянского района; основан как женский община в 1857, монастырь с 1871, закрыт в 1930, возобновлен в 2003).

http://pravenc.ru/text/540849.html

Дорогобуж. Димитриевский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое летописное упоминание о мужском монастыре великомученика Димитрия Солунского относится к 1576 году. Известно, что он имел значительную территорию, так что болдинская братия арендовала у него пойменные луга, пруд и мельницу. Начиналась обитель с деревянных церквей св. Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы. В начале XVII века он был разрушен польско-литовскими захватчиками. В 1703 г. на высоком холме, называемом Дмитровский вал, началось строительство каменного трехпрестольного храма во имя Святого Духа с приделами в честь Рождества Богородицы и Димитрия Солунского на месте ранее существовавшей Дмитриевской церкви. Деньги на это пожертвовали дорогобужские посадские люди Петр Кондратьев и Демид Иванов. Письменные источники утверждают, что в Духовской церкви находились чудотворные иконы: образ Николая Чудотворца и икона Иерусалимской Божией Матери древней византийской живописи, от которой дорогобужане получали исцеление от телесных и душевных недугов. Сейчас от этого храма ничего не осталось. Во время Великой Отечественной войны прямым попаданием авиабомбы он был полностью разрушен. От других приделов сохранились стены, от колокольни – фундамент. После войны оставшиеся строения приспособили под больничный комплекс. Со временем здания пришли в полное запустение. В 90-е годы XX в. болдинские монахи во главе с архимандритом Антонием (Мезенцовым) взялись за возрождение монастыря. Разбитый потолок, провалившийся гнилой пол, зияющие дырами стены – в таком виде предстала перед ними когда-то прекрасная Духовская церковь. Восемь лет ушло на разбор кирпичных завалов, восстановление одного из приделов и жилого корпуса. Стараниями архимандрита Антония на территорию монастыря был проведен газ, проложена канализация, для богослужения предоставлена утварь. По обе стороны от центрального входа в храм были обнаружены уникальные фрески свв. Петра и Павла начала XVIII в. со следами пуль и замазанные грязью. Видимо, святых расстреляли из винтовок и попытались стереть из истории в богоборческие 1930-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=15757

Никандрово. Троицкий Никандров Городноезерский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была построена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части - во имя святителя Николая Чудотворца, слева - во имя великомученика Димитрия Солунского. Возможно, престолы были освящены в память старых монастырских церквей. Жервэ Н.Н. Никандрова пустынь//София. Новгород. 1997. c. 21 Храм Святой Троицы располагается в пределах бывшей Никандрово Городноезерской пустыни, находится близ западного берега карстового озера Городно на территории нынешнего Любытинского района. Основатель пустыни прп. Никандр Городноезерский, придя сюда в 1550 году, построил храм во имя Воскресения Христова, возобновив память древней Воскресенской обители, существовавшей здесь задолго до его прихода, что отмечает в Житиях святых архиепископ Филарет Черниговский. Церковные ведомости г. Боровичей и его уезда за 1913 год упоминают уже храм не Воскресения Христова, но Святой Троицы («Ведомость о церкви Святыя Живоначальныя Троицы, бывшей Никандровской пустыни, состоящей Боровичского уезда Новгородской епархии, в погосте Никандрове за 1913 год»). Сама же Никандровская пустынь по штатам 1764 года в царствование имп. Екатерины II была упразднена и переименована в погост Никандрово с храмом во имя Воскресения Христова и в нем – приделом в честь преподобного Никандра Городноезерского. Церковные Ведомости за 1826 год сообщают: «Церковь во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Никандра, деревянная твердая церковной утварью достаточная, поставлена в 1794 году…» Ведомости за 1831 год сообщают уже о двух храмах: старом деревянном обветшавшем — во имя Воскресения Христова и новом каменном с «крепкой колокольней, трехпрестольном» — во имя Святой Живоначальной Троицы, на каменном фундаменте и с большой колокольней. В холодном соборе был престол во имя Св. Троицы, в теплом приделе, на правой стороне – во имя святителя Чудотворца Николая, на левой – во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=09516

Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2006 г. В 1870-1873 гг. в Д. м. была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, на месте к-рой в 1903 г. построен каменный собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рядом с собором в 1942 г. была возведена зимняя ц. во имя Св. Троицы. К 1923 г. Д. м. владел 2 га виноградников, 4 га садов, на 1 га земли выращивали овощи, 4 га неиспользованных земель, 3 озерами. В 1940 г. у Д. м. были изъяты 80 га пахотных земель, 25 га леса и мельница, в 1941 г. имения были возвращены обители. Согласно отчету иером. Пимена, в 1948 г. в мон-ре имелись 3 келейных корпуса с трапезной, кухней и пекарней, хозяйственные постройки, погреба, сараи, конюшни, прачечная. Д. м. пользовался 12,5 га земли, в т. ч. 8,2 га пахотной, 1,4 га занимали сады, 0,2 га - виноградники, 0,8 га - постройки. К 1952 г. в мон-ре было 2 лошади, 10 овец и коз, 10 ульев. В 1959 г. Д. м. был закрыт, 12 монахов переведены в Кэприянский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , наместник иером. Иероним (Молдовану) вернулся в родное с. Фузовка (ныне Фузэука Шолданештского (Шолдэнешть) р-на), где служил на приходе, там же скончался и погребен. Согласно распоряжению Совета министров МССР от 5 июня 1959 г., жилые и хозяйственные постройки передавались колхозу «Заря» под роддом, ясли и медпункт, а помещение церкви - местному совету под сельский клуб. В 1961 г. в зданиях мон-ря, переданных Мин-ву здравоохранения, была открыта туберкулезная больница, в церкви размещена столовая, в алтаре - кухня. В 1993 г. по просьбе верующих с. Припичень-Куркь помещения Д. м. были возвращены Церкви. В 1997 г. обитель была преобразована в женский скит при Хынковском мон-ре, с 1998 г. стала самостоятельной. Решением Свящ. Синода РПЦ от 3 апр. 2001 г. Д. м. был открыт как жен. мон-рь, настоятельницей утверждена мон. Серафима (Кетрарь), духовником - иером. Иоанн (Хангану). 2 нояб. 2002 г. мон. Серафима была освобождена от должности настоятельницы по состоянию здоровья. К 2007 г. Д. м. возглавляет мон. Филофея (Раилян). В мон-ре проживают 8 монахинь, 10 послушниц; богослужения совершают игумен и 2 иеромонаха. В Д. м. хранятся частицы мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Александры и Марфы Дивеевских, среди чтимых святынь - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/178247.html

Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Была построена вместо прежней приходской деревянной церкви местной помещицей Прасковьей Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, правый придел - Георгию Победоносцу, левый - Иоанну Воину. 13 января 1864 года последовал указ Святейшего Синода, в котором сказано, что Димитриевская церковь становится главным храмом Троекуровской Илларионовской женской общины. С тех пор и сама община стала именоваться Димитриевской. Двусветный основной объем состоит из четверика, увенчанного ротондой, полукруглого алтаря и трапезной. К притвору с обеих сторон примыкают парные колокольни. На одной из колоколен на средства местного помещика были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом в 21 пуд, 4 пуда, а также  маленькие колокола, общий вес которых составлял 535 кг 266 г. Лестничные всходы были изготовлены из мячковского камня. Из этого же камня был выстлан пол. В 1876 году в Димитриевской церкви была обновлена настенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченые иконостасы всех трех престолов. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. Главки на церкви были обиты " белым листовым железом " , крыша покрашена зеленой краской, кресты вызолочены. Двери и решетки на окнах первого яруса кованые. Клиросы были деревянные, выкрашены голубой краской. Резной, искусно выполненный иконостас был покрыт белой, а резные колонны палевой под лак краской (позднее колонны и царские врата были вызолчены). Над царскими вратами в резном сиянии находился образ Нерукотворного Спаса, " на котором риза и венец серебряные, кованые, вызолоченые, со вставленными мелкими драгоценными камнями " . Храм славился богатой утварью: двумя серебряными крестами, тремя серебряными с позолотой сосудами и серебряным с позолотой ковчегом. Так же в храме находилась богатая библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=10918

Алейский Свято-Димитриевский мужской монастырь открыт в 1994 г. в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Силами насельников были обустроены келейный корпус, трапезная, хозяйственные помещения. В начале двухтысячных монастырь был закрыт. К счастью, храм продолжал оставаться духовным центром на алейской земле и сюда приходило очень много людей. В 2001 году в кровлю храма ударила молния, она частично сгорела, но внутренне убранство храма не пострадало. В 2014 году по благословению владыки Сергия, епископа Барнаульского и Алтайского, мужской монастырь получил свою вторую жизнь. Сейчас в нём нашли свою обитель все желающие посвятить свою жизнь Богу. Адрес: 658137 Алтайский край, Алейск, ул. Маслозаводская 39 Телефоны: +7(960) 964-85-19 (игумен Макарий (Вандокуров)); +7(909) 503-53-42 (и.о. духовника иеромонах Феодосий (Масленников)) Электронная почта игумена Макария: o.makariy@mail.ru Подробнее... Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский скит (Сорочий Лог) [ править править код ] Есть на земле места, отмеченные особой благодатью, Иоанно-Предтеченский женский скит Знаменского монастыря в селе Сорочий Лог – одно из таких мест. Ориентиром для приезжающих служит серебряная глава звонницы на вершине холма и вывеска «Женский Богородице-Казанский, Иоанно-Предтеченский скит». Неподалеку от храма находится святой источник. По свидетельству местных жителей, источник пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. Воды и грязи источника считаются целебными. По преданию в 1920-х годах около него расстреляли около 20 крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Вместе с мучениками безбожники решили похоронить и источник. Все засыпали песком, но он все время пробивался и снова смывал песок. В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками были два монаха. Адрес: Россия, Алтайский край, Первомайский р-н, с. Сорочий лог Подробнее... Богоявленский женский монастырь (Камень-на-Оби) [ править править код ] Богоявленский женский монастырь основан в 1997 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Алтайский_край...

Курмыш. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1755. Адрес: Нижегородская область, Пильнинский район, село Курмыш, перекресток ул. Трудовой и Революционной Координаты: 55.831219, 46.078275 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанская церковь (1755 год, на пересечении ул. Трудовой и Революционной), по сведениям краеведа Владимира Бакунина, это – Тихоновская церковь (без колокольни), которая была возобновлена в 1863 году купцом Иваном Макаровым Раздьяконовым; престолов в ней два: главный (холодный) во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского и придельный (тёплый) – во имя святого великомученика Димитрия Солунского (до 1764 года на месте этого храма располагался курмышский Троицкий женский монастырь). http://www.gttp.ru/map_NN/pilna.htm Соборный храм каменный, построен на добровольные пожертвования в 1791 г. Престолов в нем три: главн. (холодн.) в честь Успения Божией Матери и в приделах (теплых): в одном во имя св. великомученика Иоанна воина, а в другом в честь Казанской иконы Божией Матери. При соборе два приписных храма: а) градской во имя св. Тихона Задонского и б) кладбищенский. Первый храм каменный, без колокольни, возобновлен в 1863 г. купцом Иваном Макаровым Раздьяконовым; престолов в нем два: главный (холодный) во имя Святителя и Чудотворца Тихона Задонского и придельный (тепл.) во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Кладбищенский храм деревянный, без колокольни, первоначально был построен неизвестно кем в 1688 г.; в 1862 г. он тем же купцом И. М. Раздьяконовым был возобновлен и перенесен из города, где он был прежде, на кладбище; престол в нем во имя Живоначальные Троицы. Причт состоит из протоиерея, священника, диакона и двоих псаломщиков. Дома у протоиерея и священника собственные; диакон и псаломщики живут на квартирах. Жалованья от казны: протоиерею 400 р., священнику 300 р., диакону 150 р. и псаломщикам по 100 руб. Прихожан: в г. Курмыше (н. р.) в 108 двор. 306 м. и 353 ж. и в Алексеевской Слободе (Ямская Слобода, при рч. Курмышке, в 1 вер.; н. р.) в 42 двор. 158 м. и 167 ж.; всего в 150 двор. 464 м. и 520 ж. Церк.- приход. попечительство существует с 1894 г. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. С приложением географической карты Симбирской епархии (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год). - Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева. 1903. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09565

После 1917 г. Сергиево-Дубровский монастырь прожил еще 12 лет под видом сельскохозяйственной артели. В 1929 г. он был закрыт. Ныне от него сохранились лишь следы фундаментов. http://pravoslavie.ru/1905.html В 1909 году на средства местного уроженца, настоятеля храма московского Вознесенского монастыря, протоиерея Александра Пшеничникова в селе Дуброво Верейского уезда была создана женская община, а с 1914 года — женский Сергиево-Дубровский монастырь. Протоиерей Олег Пэнэжко, автор книги «г. Верея и храмы Наро-Фоминского района», пишет, что в 1893 году по просьбе жителей села Дуброво и на собранные ими средства сын местного священника отец Александр Пшеничников устроил церковно-приходскую школу. Вместе с тем расположенная в селе деревянная церковь Великомученика ДимитрияСолунского стала ветхой, в связи с чем отец Александр Пшеничников испросил разрешения построить каменный храм во имя великомученика ДимитрияСолунского, который и возвели в 1894 году. Через несколько лет после этого о. Александр купил в версте от Дуброво 42 десятины земли на берегу реки Протвы для устройства Сергиево-Дубровской общины. В 1906 году Российский император HukoлaйII даёт разрешение на принятие Московским епархиальным начальством 42-х десятин земли и каменных домов, пожертвованных протоиереем Вознесенского монастыря Московского Кремля Александром Пшеничниковым для обеспечения богоугодного общежития православных девиц при Дмитриево-Солунской церкви села Дуброво Верейского уезда. Когда в общине его заботами построили каменную церковь ПреподобногоСергия Радонежского с приделом ЕфросиньиМосковской, община была возведена в достоинство женского общежительного монастыря. СвятейшийСинод указал Дубровскую женскую общину Верейского уезда обратить в женский общежительный Сергиево-Дубровский монастырь. Игуменьей была назначена монахиня Макария. В 1916 году Московским митрополитом Макарием был утверждён составленный о. Александром Пшеничниковым устав обители, в котором подробно излагались правила жизни сестёр монастыря, порядок отправления священником богослужений. В 1918 году на вакансию священника Сергиево-Дубровского монастыря был назначен его основатель, настоятель собора Московского Вознесенского монастыря протоиерей Александр Пшеничников. Монастырь стоял на высоком берегу реки Протвы, окружённый лесом. В нём жили 40 насельниц. Несмотря на то что в 1920-х годах при советской власти он был превращён в сельскохозяйственную артель, свой внутренний образ жизни монастырь продолжал сохранять. Последней настоятельницей этого монастыря была игуменья Олимпиада. В 1926 году после рукоположения в иерея в Сергиево-Дубровский монастырь был направлен священник Сергей ПавловичМансуров (1890–1929). Но в начале 1928 года он простудился. СемьяМансуровых вынуждена была снять часть дома в Верее, где о. Сергий и скончался. Ну, а до этого, в 1928 году монастырь был разрушен, и на его месте сохранилась лишь лесная поляна и остатки фундаментов. 

http://sobory.ru/article/?object=51706

23 сентября Блаженнейший Митрополит Савва совершил в Зимненском обители праздничную всенощную, а 24 сентября, в день празднования Зимненской чудотворной иконы — Божественную литургию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. Составить искреннюю благодарность Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве за визит в Украину, общую молитву с епископатом, духовенством и верными Украинской Православной Церкви и свидетельство нашего единства во Христе Иисусе. 3 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) — СЛУШАЛИ информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви Преосвященного Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского о пребывании в Украине десницы святого великомученика Димитрия Солунского. Справка: По просьбе Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира по благословению Святейшего Патриарха Варфоломея с 7 ноября по 10 декабря 2011 года в Украине находилась десница святого великомученика Димитрия Солунского. Святыню сопровождал Высокопреосвященнейший Пантелеимон, митрополит Верейский, Наусський и Камбанийський. За указанный период мощи находились: в Киеве (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, храм Всех Святых (на месте строительства Кафедрального собора в честь Воскресения Христова, Спасо-Преображенский храм (микрорайон Теремки)), а также посетили Днепропетровскую, Полтавскую, Харьковская, Запорожская, Николаевская, Белоцерковскую, Тернопольскую, Львовскую, Владимир-Волынскую, Луцке, Ровенскую и Житомирскую епархию, Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Поднести благодарение Всемилостивому Богу за Его милость, явленную в возможности верующим Украины поклониться деснице святого великомученика Димитрия Солунского; 2. Направить благодарность Вселенскому Патриарху Варфоломею за предоставленное благословение на привоз святыни в Украину;

http://pravmir.ru/zhurnaly-svyashhennogo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Могилевский Свято-Никольский женский монастырь Беларусь, г. Могилев, ул. Т. Сурты, д. 19. Основан в 1636 году, действовал как приход с 1754 по 1934 год, возрожден как монастырь в 1991 году. Свято-Никольский монастырь располагается в пойме Днепра. Река разделяет Могилев на две части, и монастырь находится практически в самом центре большого города. Однако он удален от городских кварталов. История возникновения монастыря связана с сооружением в Могилеве церкви святителя Николая. Около 500 лет тому назад на незатопляемой части заливных днепровских лугов, так называемой гриве, сформировалась Гривлянская сотня, а затем и Покровский посад. В 1522 году в числе могилевских церквей впервые указана и Никольская. Имеются также сведения о том, что в церкви учил детей Дмитрий Нагой (будущий Лжедмитрий II); сохранилось свидетельство о большом пожаре, во время которого выгорела центральная часть города, в том числе сгорела и церковь святителя Николая. В апреле 1636 года киевский митрополит Петр Могила получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве в Гривлянской сотне Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков». В 1637 году гривлянские прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Никольский летний собор начал строиться в Гривлянской сотне Покровского посада в 1669 году. Храм возвели на северном высоком конце гривы, и в 1672 году он был торжественно освящен. В нем было устроено два придела: правый – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, левый – во имя великомученика Димитрия Солунского. Никольский собор – выдающийся памятник белорусской архитектуры XVII b., внесенный ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Свято-Никольский женский монастырь действовал 82 года. Затем он был преобразован в мужской монастырь, который в 1754 году был закрыт. По закрытии мужского монастыря Никольский храм стал приходским, однако при нем сохранялись двухклассное церковно-приходское училище и богадельня.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010