Нам не удалось до сих пор разъяснить вполне вопроса об этих papyri taurinenses. Незаменимый Иолонич («Iolowicz, Bibliotheca aegyptiaca – bis zum Jahre 1861, Leipzig, 1858. 1861) указывает только на Saggio di stadj sopra papiri codici cofti ed una stele trilingue del reale museo egiziano, di Amedeo Peymon b Memorie della reale accademia delle scienze di Torino, tomo XXIX Torino, 1826), classe di scienze morali, pp. 70–82. Эта записка была читана в заседании академии 27 мая 1824 г. Пейрон не говорил когда, кем и откуда папи русы доставлены в Турин; но, очевидно, это была еще свежая новость: Пейрон в короткий срок успел изучить только греческий папирус и лишь приступил к разбору коптских. Результат его работ cм. pp. xxv xxvj ero Lexicon linguae copticae (Taurini, 1835), но и здесь его инвентарь нельзя упрекнуть в излишней обстоятельности. Правда, для ссылки в лексиконе и не требовалось каталога; но в этой неполноте сказалась особая точка зрения туринского академика на коптскую письменность. Он видел в ней средство для понимания древнего языка фараонов и только средство. «Уже ли – спрашивает он – целые десять лет трудился я над лексиконом для того, чтобы филологи изредка могли с отвращением (cum nausea) перелистывать те произведения; которые я с ненавистью (stomachans) читал слово за словом? Все лучше в этой литературе – старо, все новое – нелепо; легенды, переполненные monstris ac portentis... Словом, читать подобную письменность – ведь это такая утонченная пытка, что Гораций, знай он о ней, несомненно прописал бы ее parricidae pro allio cicutis nocentiore. Правда, там есть неизданные мученические акты, «quae quis edat, is aquam ad mare feret»; но издавать их значило бы нести воду в море (рр. viij-xj). – Sapienti sat. Пейрон был не Цёга: под толстою корой «гнилых абсурдов» ученый датчанин умел рассмотреть обильный и целый материал для географии и церковной истории Египта. – Hakoheц Rapporm sur une mission en Itajie par M. Eag. Revillout (Paris, 1877) всего менее походит на отчет о заграничной командировке: это историческая статья об эпохе Афанасия в. Автор в ней пользуется туринскими папирусами, но и не думает описать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

7 Имеется в виду манускрипт 701, хранящийся в библиотеке Болонского университета. В рукописи содержится кодекс сочинений Лактанция , включающий De Divinis Institutionibus, De ira Dei, De opificio Dei и Epitome (См.: Brandt S. Prologomena//Lactantius. Opera omnia/CSEL. Bd. 27. S. VIII-IX). Более раннюю датировку рукописного свода, пятым веком, cм.Michael von. A History of Roman Literature from Livius Andronicus to Boetius. Leiden; ΝY, Köln; 1997. P. 1605. 8 Представления христианских апологетов о человеке специально рассматривал в рамках эстетических идей В. В. Бычков. См.: Бычков В. В. Эстетика поздней Античности (II-III века). М., 1981. С. 147–166. 9 См., напр.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 139; Бычков В. В. Указ. соч. С. 152. 12 Ср.:».. .душа и ум не одно и то же. Душа ведь является тем, чем мы живем, ум – чем мы мыслим. Ведь когда ум спит, душа продолжает бодрствовать, и ума нет у неистовых людей, но душа остается, и потому они именуются не бездыханными, а безумными» ( БУ 7:12:9). 13 Ср.: «...ведь это тельце, в которое мы помещены, является вместилищем человека, самого же человека нельзя ни осязать, ни увидеть, ни различить, так как он скрыт внутри того, что видимо» ( Т 19.9). 14 Действительно, говоря о посмертном воздаянии грешникам, Лактанций говорит, что души порочных людей воспринимают нечто от тела, за счет чего способны испытывать страдания и муки после смерти тела ( БУ 7:20:9). 19 См.: Brandt S. Prologomena... S. VIII-IX; датировку ранней рукописи V веком см.: Albrecht Michael νοn. Ορ. cit. P. 1606. 20 Из последних исследований, посвященных Маркиону, см.: Морев Μ. П. Маркион из Синопы: первый реформатор христианства. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Саратов, 2002. 21 См.: Лёзов С. В. Введение//Канонические Евангелия. М., 1993. С. 19; Афонасин Е. В. «В начале было...». Античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002. С. 270. 24 Labriolle Р. de. Histoire de la littèratore latine chrètienne. Vol. 1. Paris, 1947. P. 275; Barnes T. D. Lactantius and Constantine//The Journal of Roman Studies. Vol. 63.1973. P. 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

В «Комментарии» Ориген об этом не говорит, но можно предположить, что приблизительно также будет произведено всеобщее восстановление («апокатастасис») человечества в необходимый к этому момент его всеобщей истории.     Примечания При финансовой поддержке РГНФ/РФФИ, грант Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., Наука, 1987.  Mason A. The Illusionist. Sprinters Ink Books. Published by Holt Rinehart & Winston. 1983//Мейсон А. Иллюзионист. СПб., Азбука-классика, 2004.  Лукиан. О смерти Перегрина//Лукиан. Сочинения. В 2 т./под общ. ред.  А. И. Зайцева . СПб.:  Алетейя , 2001.  Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского/Пер., ст. и комм. Е. Г. Рабинович. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1985.  Gaiman N. American Goods. MS Reader edition. V. 1. June 2001.  Dodds E. R. Pagan and Christian in an Age of Anxiety. Some aspects of religious experience from Marcus Aurelius to Constantine. Cambridge, University Press. 1965.  Апулей. Метаморфозы/Пер., ст. и комм. М. А. Кузмин, С. П. Маркиш, М. Е. Грабарь-Пассек. Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1983.  Foucault M. Les anormaux. Cours au Colège de France. Lesson de 8 Janvie 1975. 1999.  Термин Л. Н. Гумилева (См.: «Древняя Русь и Великая степь»).  Le Discours véritable de Celse, tiré des fragments cités dans le Contre Celse d’Origène, essai de restitution et de traduction [du latin], par Benjamin Aubé, Paris, Didier, 1878. In-8°, 117 p. Traduction a été reprise aux éd. Sillage en 2014// Цельс.Правдивое слово// Ранович А. Античные критики христианства. Москва, ОГИЗ, 1936.  Diogeni Laertii Vitae philosophorum, rec. H. S. Long, I–II. Oxford, 1958// ДиогенЛаэтский. О жизни, учениях и изречениях… Пер. М. Л. Гаспарова, общ. редак. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. М., Изд-во «Мысль», 1979.  В немецкой теологической литературе передается понятием «христианско-экзистенциального опыта», cм.: Hoffmann R., Geshichte und Praxis. Jahre prinzipielle Begrändung durch Klemens von Alexsandrien. Ein Beitragung zum spätantiken Platonismus//Die Geschichte und ihre Methoden. Quellen und Forschungen, München, 1979.

http://bogoslov.ru/event/5832651

Слова «с подчиненными нашей империи королями» и вся вообще речь Фальсификатора новеллы ясно дают знать, что бывшие в голове его представления о государственно-иерархическом строе прямо сняты с живой действительности западной Европы. В Фальсифированной новелле, после того, что приведено нами выше, говорится еще об особенной печати (гербе, имевшем быть изображенным на печати), будто бы даруемой императором архиепископу. В Сборнике сочинений Димитрия Хоматена, находящемся в Мюнхенской библиотеке, есть также статья о какой-то печати (у Гардта t. 1, р. 364, n. 149, Σιγλλιον πρωτοπαπδικον, что, неизвестно нам почему, Гардт переводит по-латыни Sigillum archiepiscopale). Сличение этой последней статьи с описанием печати в новелле может быть дало бы место каким-нибудь положительным заключениям. Как по-видимому ни курьёзно отважны мечты фальсификатора новеллы, но иные архиепископы ахридские находили возможным серьёзным образом возвращаться к ним даже в восемнадцатом веке, см. ниже об уничтожении архиепископии ахридской. Архиепископ ахридский Нектарий, бывший в 1632 г. в Антверпене, в Бельгии, показывал, что под ним состоит 16 епархий – шесть митрополий и десять епископий (cм.Illyricum Sacrum t. VIII, р. 198 и книжку La Bulgaria chretienne, Paris, 1861, p. 56 fin.). Архиепископ ахридский Дионисий, бывший в Москве в 1653 г., показывал, что под ним состоит 17 епархий (см. Сношения с Востоком г. Муравьева в рукописи, находящейся в библиотеке Моек. Дух. Академии, ч. 3, л. 711 об. и ч. 4, л. 1076 fin.). Что касается до епархий, известных и по именам, то под одной грамотой 1631 г. подписались: митрополиты – кострицкий (т. е. касторийский) [Был митрополитом уже в 1565 г., см. Turcograeciae Крузия р. 174, –  третью от конца подпись.], водинский, корицкий, пелагонийский, струмицкий [В 1565 г. был еще епископом, Turcograeciae Крузия р. 174, – предпоследняя подпись.], гревенский, белоградский, епископы – молексинский (молесхонский), преспинский, Мокрой горы ( Κραςκα Μκρας), спатинский и дебринский (Сношения с Востоком ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

160 Гатти-гумайюн, – что значит законодательный акт, снабженный собственноручным указом государя, – есть султанская грамота, содержащая обещание разных реформ и преимущественно самое коренное улучшение быта христианских подданных империи и полное уравнение их в правах с мусульманами. Он был вынужден у турок перед заключением парижского мира 4856 года (он был обнародован 18 февраля сего года) правительствами их союзников в Крымской войне, французским и английским. Заставив султана quasi – добровольно обещать реформы, правительства – французское и английское хотели предупредить требование этих реформ на предстоявших конференциях о мире со стороны России, и таким образом, предвосхитив у нее инициативу, по возможности парализовать на будущее время ее влияние на христианских подданных империи. Cм. Poзeha Geschichme der Türkei von d. Reform in 1826 bis zum Paris Tractat 1856, Leipzig, 1857, 2 B, S. 232 fin. sqq.Noлhый текст гатти-гумайюна напечатан в русских газетах 1856 года, см. например Московских Ведомостей 26, под рубрикой: с Востока. 161 Один русский путешественник, имевший в 1863 г. возможность поверять мысли греков на месте, говорит: «на болгар напирают с одной стороны латиняне, чтобы привлечь их к унии, с другой американские методисты, чтобы втянуть их в протестантское общество; а в патриархии при сем делается такой арифметический расчет: перейдут болгары к папе или к протестантам, все же останется с кого собирать на нужды великой церкви; а дай им своеродную иерархию, прощай всякий доход, см. дня 1863 г. 7, стр. 19. 162 Мы сказали, что дело началось из-за оброков, собираемых архиереями. Почин принадлежал болгарам епархии виддинской. Быв выведены из терпения поборами своего митрополита (Паисия), которым и вообще были до чрезвычайности недовольны (п ο причине ненавистной роли, которую он играл во время бывшего в Виддине восстания в 1849 г.), виддинцы отправили в Константинополь депутацию с просьбой к султану, чтобы митрополиту, согласно обещаниям гатти-гумайюна, назначено было определенное жалованье.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Может быть, есть и еще какие-либо независимые функции ума. На этом мы заканчиваем вопрос о развитии детского ума и переходим к изучению детской активности. 212 Таково, например, мнение Меймана, который думает, что до 14 лет дети не владеют настоящим мышлением, а мыслят «другими путями», именно с помощью ассоциации (Vorlesungen... В. I. 2-ое изд. S. 548). 214 Это твердо установлено экспериментальным изучением дискурсивного мышления. Лучшую характеристику современного состояния психологии мышления см. y Гeйзepa (Geyser – Lehrbuchd. allgem. Psychologie. 3-е изд. В. II), y Фребеса (Fröbes – Lehrbuch d. experim. Psychologie. В. II. Кар. IV). См. также khuru: Binem – L’étude experimentale de l’intelligence; Messer – Empfindung und Denken. 215 Вüн1ег – Die geistige Entwickelung des Kindes. S. 8081, 342. То, что находим в этом направлении у Гроса (Das Seelenleben des Kindes. S. 196–199), к сожалению, неудачно. 216 См. y Бюлepa (Die geistige Entwickelung des Kindes. Passim), также y Koffka (Die Grundlagen d. psych. Entwickelung. Кар. V и VI). 218 Влияние «задачи» особенно выяснено в работах Аха и Иотта (Watt). См. также khuru Koffka – Zur Analyze der Vorstellungen и О. Selz – Ueber die Gesetze des geordneten Vorstellungsverlaufes. 221 Другие авторы указывают немного иные ступени в развитии высказываний о картинах. Tak, Bobermag ycmahabлubaem 4 ступени: 1) перечисление отдельных предметов – 3 г., 2) описание – 6 л., 3) объяснение при помощи наводящих вопросов – 9 л., 4) объяснение без вопросов – 12 л. О различных формах исследования этого cм.: Smern u. Wiegmann – Methodensammlung zur Intelligenzprüfung von Kindern und Jugendlichen (1920). S. 83–92. См. makжe: Smern – Psychologie der frühen Kindheit. S. 128–135. 222 Stern – Psychologie... S. 258 ff. Любопытно указание Штерна и на то, что причинное мышление у детей, как можно судить по дневникам, связано не с обычным, а как раз с необычным (Ibid. S. 260). 223 Лучшие анализы детских вопросов см. у Селли, у Штерна, у Бюлера. Интересны выводы, к которым пришел Грос при изучении причинного мышления в более старшем возрасте. Грос изучал «причинные вопросы» в зависимости от того, направлены ли они на причины («регрессивные» вопросы) или на следствия («прогрессивные» вопросы). Вот как меняется отношение регрессивных и прогрессивных вопросов (вначале у ребенка преобладают регрессивные вопросы, а затем постепенно выступают на первый план прогрессивные):

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

32 Имеются в виду «Моралии на Книгу Иова» грандиозный труд Григория, являющийся, по сути, комментариями на книгу Иова. В «Моралиях» Григорий толкует аллегории, содержащиеся в библейской Книге Иова, и строит на их основе рассуждения о добродетельной и благочестивой жизни. 33 В результате епископы Толедского королевства так и не получили полный текст «Моралий» при жизни Григория, к cep.VII в. насколько можно судить по источникам, был утрачен и экземпляр Леандра.Узнав об этом, король Хиндасвинт отправил в Рим Тайона Сарагосского, где тот отыскал и скопировал «Моралии». Подробнее cм.Braulio Epist.42; Taionis ep.ad Eugenium Toletanum; Cont.Hisp.28. 34 Лициниан – епископ Картахены (ум. в 602 г.), столицы византийских владений на территории Пиринейского полуострова (до 621 г.).Согласно сообщению Исидора Севильского , Лициниан был автором нескольких важных писем, в которых, в частности, обсуждался обряд крещения. Умер Лициниан в Константинополе при загадочных обстоятельствах. Исидор полагал, что его отравили. См.: Isid. De viris ill.29; Sanchez Ferra A.I. Aspectos de la cultura del siglo VI en el Sureste peninsular segun la obra de Liziniano//Anticüedad y cristianismo. 12.1995. P.269–374; Iranzo Abellan S. Las cartas de Liziniano de Cartagena (CPL 1097)// Congresso Hispanico de Latin Medievial: Barselona, 7–10 de septembre de 2009. Estudios de Latin Medieval Hispanico. 2011. P.61–70; Vallejo Girves M. Hispania y Bizancio. Una relacion desconocida. P.299–304. 36 «Правило пастырское» (или «О пастырском служении», «Regulae Pastotalis») – одно из самых известных произведений Григория, в котором он рисует образ идеального священника. 38 Отсылка к римской правовой традиции: D.I.1.10.1 (Ulp. 1 reg.): «Iuris praecepta sunt haec: honeste vivere, alterum non laedere, suum cuique tribuere»; Cic. De inventione II.160: «lustitia est habitus animi communi utilitate con servata suam cuique tribuens dignitatem». 39 Речь идет о четырех кардинальных добродетелях: справедливости (iustitio), умеренности (temperantia), мужестве или силе (fortitudo) и благоразумии (prudentia). Подробнее см.: Воронцов С.А. Преломление стоической и патристической традиций понимания схемы четырех добродетелей в сочинениях Исидора Севильского //Вопросы философии. 2014. 7. С.108–114.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Таким образом Молдовлахия получила было своего собственного епископа; но оказалось, что этот, посвятивший для нее епископа, патриарх константинопольский был самозванец, – он был греческий авантюрист, по имени Павел Тагара ( Ταγρις), и, как следует заключать из того, что в обман его дались не только румыны, но даже французы, – искатель приключений весьма не рядовой (см. о нем b Acma P. C. II, 224, – его собственный рассказ; у Пихлера 381, – известия, взятые у французского летописца. В Венгрии Тагара был прежде путешествия в Рим, cм. AcmaP. C. II, 228, а в сей последний он прибыл незадолго до смерти папы Урбана VI, см. у Nuxлepaibid., который умер в октябре 1389 г.). Когда обман открылся, патриарх константинопольский Антоний решил, что Молдовлахией имеет заведовать, в качестве экзарха или наместника митрополита галицкого (каковым был с 1371 г. Антоний, см. Аста Р. С. I, 578), поставленный было Тагарой в епископы, но потом сложивший с себя епископский сан и произнесший отлучение на своего посвятителя, иеромонах Симеон (что в качестве наместника митрополита галицкого, этого прямо не сказано, но это необходимо подразумевать по связи мыслей, u cfrAcma P. C. II, 529), – что в случае, если митрополит умрет прежде его, он имеет наследовать после него кафедру митрополичью (подразумевается: соединяя под собой Галицию и Молдовлахию), а в случае, если наоборот, воеводе молдовлахийскому предоставляется избрать на его место другого управителя дел церковных (Acta P. C. II, 157 fin. sqq, подразумевается: имеюща τо по-прежнему оставаться наместником митрополита галицкого). Но, не довольствуясь этим решением патриарха, в котором только обещалась под известным условием галицко-молдовлахийская митрополичья кафедра румынскому кандидату, но не давалось и не обещалось стране особых епископов, молдовлахи обратились к своему, т. е. этому галицко-молдовлахийскому митрополиту, который и дал им двух епископов (Иосифа и Meлemuя, ibid. II, 241 sqq, 529 sqq). Так как они не искали себе особого митрополита, а желали только подведомых митрополиту галицкому епископов, то сим бы, по-видимому, дело и кончалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Тейнера Мопитепта Poloniae et Lithuaniae t. III, p. 43 fin. u 91). Cyщecmbobab довольно долго, но без всякого вреда для православия румынов, епископия серетская, вероятно, по бедности мадьярско-сакской ее паствы, не имевшей возможности содержать особого епископа, была закрыта в haчaлe XVII cmoлemuя (cм. Neher’aKirchliche Geographie und Statistik II, 153 прим. 1, Lequien’a Oriens III, 1120 fin.). Nocлe 1371 г. другая попытка привлечь молдавских румынов под верховную власть папы, и именно посредством унии флорентийской, была сделана в конце XVI века. Мы говорили выше, что иезуит Антоний Поссевин в 1583 г. вместе с Трансильванией и Валахией был послан и в Молдавию (Teйhepa Annales Eccles. m. III, р. 454); собственным поручением его было хлопотать о возвращении в католичество отпавших от него в протестантство молдавских мадьяров и саксов; но, по всей вероятности, стараясь достигнуть большего, нежели сколько было поручено, он не преминул обратиться с предложениями унии и к самим православным румынам. Как бы то ни было, только отправленный из Польши в Молдавию через пять лет после него (в конце 1588 г.) иезуит Станислав Варшевицкий, совершенно успев при содействии гражданского правительства Молдавии в первом, с быстрым и решительным успехом вел дело и о втором; тогдашний воевода молдавский Петр IV и тогдашний митрополит сочавский Георгий Могила, по неизвестным нам причинам и побуждениям, изъявили усердную готовность признать, на условиях унии, верховную власть св. седалища (см. Teйhepa Monumenma Poloniae em Limhuaniae m. III, р. 43–51, 91 sqq). Таким образом, изменой православию Молдавии предстояло упредить несколько нашу западную Русь; иезуиты помышляли уже о заведении в ней своей семинарии (ibid. р. 45 нач.), а архиепископ львовский Димитрий Соликовский, которому она была поручена папой в высшее заведывание, давал обещание не щадить своих усилий (ibid. р. 92). Но дело, неожиданно быстро доведенное почти до самого конца, столько же быстро разрешилось в совершенное ничто; неизвестно положительно, что было причиной этого последнего, но после 1588 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

614а В свою очередь, в „извлечении из журналов Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 13 декабря 1867 г. за 38 и 25 сентября 1868 г. за 124, об учебных руководствах и пособиях по Нравственному Богословию“ читаем: „Нравственное Православное Богословие – Прот. Солярского, более других сочинении в этом роде, удовлетворяет современным потребностям для семинарии и в исправленном своем виде может с пользою служить учебным в них руководством!“ (к речи об этой книге мы еще вернемся в свое время). „В руководство же для самих наставников по Нравственному Богословию можно указать – между католическими системами – на книгу Гиршера Христианская нравственность (Hirschers Christliche Moral) – сочинение, проникнутое одною мыслью, из которой все изводится и к которой все сводится (идея Царства Божия), и признаваемое на Западе классическим сочинением по Нравственному Богословию; между протестантскими системами – на Учебник Христианской Нравственности Вуттке (Handbuch der Christlichen Sittenlebre, von Wuttke) и Нравственность Христианства Пальмера (Moral des Christenthums von Palmer). Первое сочинение полезно в решении общих вопросов о нравственном законе и о превосходстве христианской нравственности пред нравственностью естественною и философскою, так как оно представляет собою критический обзор всех извнстных исторически воззрений на начала нравственности, а последнее – для характеристики частных христианских добродетелей(Циркул. указ Св. Синода 7 ноября 1868 г. 68)“. См. „Сборник отзывов Учебного Комитета при Св. Синоде о сочинениях, одобренных для учебных заведений духовного и других ведомств“ (Спб. 1877 г., стр. 261–262). Наше суждение о книгах Гиршера, Вуттке, Пальмера предложено нами ниже. 614 В наших руках – издания: 4-е (Stuttgart, 1849) и 6-е (1864 1-е относится к „1842 г.“, предпоследнее —7—е – к „1874“ [см. у Luthardt’a op. с. (в примеч. 229), S. 646], а последнее – 8-е к „1893 “ (Gümersl.-Cм. у Luth, цитов. ,,Kompendium“ S. 52). 616 Wuttke op. с., В. I, S. 296. Cp. у Luth.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010