В греческом языке существует своя специфика. Термином te chnites художника называли с античных времен. Апостол Павел в Послании к евреям говорит об ожидании Авраамом «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (11: 10), причем апостол употребляет соответственно слова technites и demiurgos . Античные греки употребляли слово demiurgos весьма разнообразно: так звали всех граждан, занимающихся своей профессиональной деятельностью за вознаграждение (в том числе и художников); в Дельфах демиургом считалось высшее должностное лицо; у Платона и Плотина демиург – творец мира из праматерии. В Деяниях апостолов technites применяется к серебрянику Димитрию, делавшему серебряные храмы Артемиды и доставлявшему художникам (тоже technites ) немалую прибыль (см.: Деян. 19: 24). Как ни удивительно, но Бог-Художник и ремесленник Димитрий названы одинаково. Дело объясняется тем, что в Древней Греции не было нынешних представлений о «высоком» и «низком» искусстве. Существует у греков и еще один термин, наиболее близкий к нашей теме: zogra phos – живописец. Он надолго перекочевал и в русский язык. Приведем цитату из трактата монахини Иулиании (Соколовой): «Художник – творец иконы – справедливо назван изографом от греческих слов “изо” ( isos ) – верный и “графо” ( grapho ) – пишу» . Киприан Шахбазян в переписке с нами заметил по этому поводу: «Изография (от isos ) – “точное воспроизведение текста, факсимиле”, по малому Брокгаузу. Насколько мне известно из русских переводов, везде дается zogra phos – живописец. Именно так у святителя Василия, у святителя Григория Нисского, у святителя Дионисия Ареопагита, у преподобного Максима Исповедника, у святителя Кирилла Александрийского, у святого патриарха Никифора, у преподобного Феодора Студита и т.д. Иосиф Волоцкий в “Послании к иконописцу” упоминает о “живописании”; также и инок Евфимий Чудовский. В “Полном церковнославянском словаре” протоирей Григорий Дьяченко сообщает: “Зографъ (греч.) – иконописец, живописец; зorpaфia (греч.) – живопись или художество живописное”, – со ссылкой на греческого канониста Матфея Властаря. Слова “живопись”, “живописец” стоят везде в текстах VII Вселенского Собора. Нельзя ведь подозревать всех переводчиков в плохом знании греческого языка. Этимологию слов “зограф” и “изограф” дает Фасмер. Нет никаких оснований ему не доверять. Основание могло бы быть одно: употребление слова isographos – равнописец (а не вернописец) в отношении художника у святых отцов». Остается поблагодарить К. Шахбазяна за внесенную ясность.

http://pravoslavie.ru/4519.html

Второе Послание апостола Иоанна Подлинность Послания. Второе Послание апостола Иоанна оспаривалось у него до IV-ro века. В последнее время критика возобновила древние сомнения против подлинности сего Послания и, на основании приводимых Евсевием (Ц. Ист. 3:25) и Иеронимом (De vir. ill с. 18) мнений, стала приписывать его то некоему ефесскому пресвитеру Иоанну, о котором упоминает Папий (у Евсевия, Ц. Ист. 3:39) как о своём учителе, и которого могилу видел блаженный Иероним (De vir. ill. с. IX), то Евангелисту Марку, называемому в книге Деяний ( Деян.12:12,25; 15:37 ) Иоанном. Причиной сомнений древних служили частью краткость Послания и малоизвестность его, зависевшая от частного назначения его для одного лица – частью отсутствие имени апостола в надписи Послания. Апостол называет себя только старцем (пресвитером), что могло дать повод приписывать это Послание другому лицу. Но рядом с сомнениями древних мы имеем и свидетельства о принадлежности этого Послания апостолу Иоанну и о веровании Древней Церкви в его подлинность. Каталог Муратория говорит о нескольких Посланиях Иоанна. Святой Ириней (Adv. haer. 3:16.3,8) цитирует из этого небольшого Послания три стиха ( 2Ин.1:7,8,11 ). Аврелий Африкан, в Деяниях Собора карфагенского (256-й год), ссылается на это Послание. Климент александрийский (Strom. 2:15), Ориген (у Евсевия, Ц. Ист. 6:25), Дионисий александрийский ) (там же, 7:25) и, наконец, сам Евсевий (Demonstr. evang. 3:5) считают это Послание подлинным. Иероним (ер. ad. Evagr.) приводит начало этого Послания. И хотя древний Сирский перевод – Пешито не имеет этого Послания, но святой Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Наконец, дух Послания, заметное, несмотря на краткость Послания, сходство содержания и языка его с первым Посланием и признание Вселенской Церковью с IV-ro века (Собора лаодикийского 364 года правило 60-е; и 3-й Собор карфагенский 397 года правило 47-е) устраняют всякие сомнения в его подлинности. Лицо, к которому написано Послание Послание написано к ε κλεκτ κυρα, και τοις τκνοις αυ τς.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Глава 1 Предисловие (1–3). Наставления и обетования Господа апостолам пред вознесением и вознесение Его (4–11 ст.). Первая речь апостола Петра – об избрании нового апостола на место Искариота и самое избрание (12–26 ст.) Деян.1:1 .  Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала «Первую книгу», – слав. «первое слово», – греч. τν μεν πρτον λγον – очевидное указание на св. Евангелие, написанное ранее Лукою для Феофила ( Лук. 1, 1–4 ). Поставляя новый свой труд в отношение к первому, как второй, св. Лука хочет показать, что и по внешнему, и по внутреннему существу повествуемых событий, эта вторая его книга есть прямое продолжение и развитие первой, давая вместе с нею возможно обстоятельную историю основания, распространения и утверждения Церкви Христовой на земле. «О всем, что Иисус делал». По объяснению Златоуста – «обо всем, что особенно важно и нужно», «не опустив ни одной из вещей существенных и необходимых, из которых познается божественность и истинность проповеди » (Феофилакт). Такие оговорки делаются святыми толкователями в виду того, что другой Евангелист, Иоанн, признал невозможным делом описать все события жизни Господа ( Иоан. 21, 25 ). Знаменателен буквальный смысл вышеприведенной фразы: «о всем, что начал Иисус творить и учить» ( ν ρξατο ο Ιησος ποιεν τι κα διδσκειν). Дееписатель как бы хочет сказать, что всею своею земною деятельностью Господь Иисус только еще начал, положил начало Своим делам и учению. Продолжением этого начала будет все дальнейшее в делах Его посланников и их преемников до скончания века ( Матф.28:20 ), составляя в целом завершение великого дела Христова, впрочем – не ограничиваемого никакими временами и сроками. Деян.1:2 .  до того дня, в который Он воз­несся, дав Святым Духом по­веле­ния Апостолам, которых Он избрал, «До того дня, в который Он вознесся». О вознесении Господа в Евангелии Луки лишь упоминается кратко ( Лк.24, 50–53 ). Это событие было концом Евангельской истории и началом апостольской. Посему св. Лука и предпочитает подробнее сообщить об этом событии в Деяниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4. О необходимости епископов в Церкви Христовой Что епископы безусловно необходимы, то это видно во 1-х из того, что без них невозможно получить Св. Духа. Слышавше же иже во Иерусалиме апостоли, читаем в Деяниях апостол., яко прият Самариа слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Св.: еще бо ни на единого их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Иисуса: тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Св.» ( Деян. 8:14–17 ). «Филипп, говорит св. Епифаний, будучи диаконом не имел власти на рукоположение, чтобы крещённым преподать Духа Св.» (ч. I, ерес. 21, стр. 108). «Он (Филипп) не сообщал крещаемым Духа, говорит св. Златоуст, так как не имел такой власти: это дарование принадлежало одним только 12 апостолам». (т. IX, Д. б. 18, стр. 174). «Молитвой и возложением на них рук (Петра и Иоанна), говорит св. Киприан, призван был и сошёл на них (самарян) Дух Св. Это самое делается теперь и у нас, крещаемые в церкви (священниками) представляются начальникам церкви (епископам) и нашей молитвой и возложением рук приемлют Духа Св. и запечатлеваются Господней печатью». (Кипр. пис. 60, стр. 337). «Епископи убо градстии, читаем в Кормчей, по образу суть двоюнадесяте апостолу, на них же дунув Господь, приимите рече Дух Святый... имже даровано бысть и благодать Св. Духа инем раздавити. Сельстии же епископи суть по образу седмидесяте апостол, имже несть даровано благодати Св. Духа раздаяние». (Кормч. толков. 14 пр. Неок. соб.). «Употребим же все меры к тому, говорит св. Злат., чтобы иметь в себе Духа, и будем со всею почтительностью обращаться с теми, кому вверена власть действовать благодатными дарами. Подлинно, велико достоинство священников? (епископов). Им же, сказано, отпустите грехи, отпустятся». (А это сказано епископам) (т. VIII, б. 86 Иоан, стр. 589). «Вси бо приемлют через его (архиерея), хиротонии убо и печати, иерее же и клир, освящения храма, крещение, и оставление грехов, таинств же общение людини: яже вся яко из источника света епископские суть благодати, 42 говорит Симеон Солун. (л. 323).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ДЕЯНИЕ И МУЧЕНИЕ СВЯТЫХ И СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА «Деяние... апостолов Петра и Павла» – одно из самых ранних (II–III вв.) апокрифических сочинений о новозаветных событиях. Возникшее в среде ранних христиан, это произведение несет отпечаток традиций эллинистического романа. Историю деятельности апостолов, рассказанную в канонических «Деяниях» сдержанно и реалистично, апокриф заменяет красочным повествованием с обилием чудес. Подобно множеству других апокрифов, появление настоящего сюжета о Петре и Павле может объясняться недосказанностью произведения канонического, обрывающегося на сообщении о двухлетнем пребывании апостола Павла в Риме. Апокрифическое «Деяние» посвящено окончанию жизни святых апостолов. Хронологически и географически описываемые события сопоставимы с четвертым и последним миссионерским путешествием апостола Павла. Напомним, что по каноническим «Деяниям» путешествие это было вынужденным: Павел ехал в Рим на суд кесаря. Помимо общей географии каноническое и апокрифическое повествования об апостолах сближаются своей проблематикой, в частности освещением взаимоотношений христиан и иудеев. Наконец, апокрифическое «Деяние» упоминает тех же исторических лиц, что и «Деяния» канонические, но упоминания этих в обоих произведениях различны (например, о Симоне волхве или епархе Агриппе). Переводы апокрифических сюжетов о Петре и Павле были известны на Руси уже в XI в. Прение Петра и Павла с Симоном и их мученическая смерть отражены в нескольких сюжетно близких произведениях. Так, наряду с публикуемым текстом в ВМЧ под 29 июня существует еще один, более краткий. О популярности данного сюжета свидетельствует и включение его (с добавлениями по Хронике Георгия Амартола) в ряд древнерусских хронографов. Символика этого апокрифа использовалась не только в средневековье. В качестве примера можно привести барельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром» на Петровских воротах Петропавловской крепости, где в аллегорической форме прославлялась победа России над Швецией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве открылась выставка «Александр Невский — небесный покровитель русских императоров» 13.02.2023 333 Время на чтение 3 минуты Фото: mgimo.ru 10 февраля 2023 года, в День дипломатического работника, в новом корпусе Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации (МГИМО) открылась выставка «Александр Невский — небесный покровитель русских императоров», сообщает Патриархия.ru. Организаторы — МГИМО, Фонд апостола Андрея Первозванного, Попечительский совет программы «Александр Невский», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», приход благоверного князя Александра Невского при МГИМО г. Москвы, Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», Институт всеобщей истории РАН. В торжественной церемонии приняли участие ректор МГИМО, член Попечительского совета программы «Александр Невский» Фонда апостола Андрея Первозванного академик А.В. Торкунов, проректоры Г.П. Толстопятенко, А.В. Мальгин, А.А. Байков, С.В. Шитьков, В.М. Морозов, С.И. Суровцев, С.А. Печелиев, декан факультета МО А.А. Сушенцов, декан факультета МЖ Я.Л. Скворцов, директор Международного института экономики и права В.И. Салыгин, профессора, преподаватели и студенты МГИМО. Обращаясь к собравшимся с приветственным словом, А.В. Торкунов отметил, в частности, важное историческое значение заслуг Александра Ярославича: свидетельства, которыми мы располагаем, об образе мыслей благоверного князя, о его деяниях, нельзя назвать многочисленными. Однако же и их достаточно для того, чтобы сделать вывод: без малого 800 лет назад на авансцену истории вышел политик, способный побеждать, когда победа казалась невозможной, способный решать проблемы своего времени так, чтобы и для потомков его подходы оставались актуальными. А.В. Торкунов поздравил всех причастных с Днем дипломатического работника. Ректор отметил, что открытие выставки, посвященной Александру Невскому, — знаковое событие как для МГИМО, так и для всех находящихся на дипломатической службе. На протяжении истории, заметил А.В. Торкунов, дипломаты обращались к образу святого князя, чтобы вдохновиться на защиту Отечества, ведь именно Александр Невский определил цивилизационное развитие страны, а о его заслугах говорит и его почитание в народе. Отдельно ректор подчеркнул близость двух профессиональных праздников — Дня российской науки и Дня дипломатического работника. В этой связи А.В. Торкунов отметил большую научную работу, проводимую учеными МГИМО по исследованию личности Александра Невского.

http://ruskline.ru/politnews/2023/02/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Пресвятой Богородицы глазами великих художников Ренессанса 30.08.2021 1109 Время на чтение 16 минут 28 августа (по новому стилю) православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы – великий, светлый и радостный праздник, который в народе часто называют «Богородичной Пасхой». Слово «успение» в названии праздника означает «погружение в сон». Матерь Божия не умирает, а через сон переходит в жизнь вечную, восходя на Небеса к Сыну Своему Спасителю мира Иисусу Христу. В православной иконографии этому празднику посвящены тысячи икон, на которых мы видим Иисуса Христа, принимающего в Свои руки светлую душу Божией Матери, стоящих рядом апостолов и сонм Ангелов, спускающихся с небес, чтобы торжественно приветствовать переход Богородицы ко Господу. Эти иконы на протяжении веков создавали искусные и зачастую безымянные иконописцы. На Западе была другая традиция – картины, посвященные Успению Богородицы, писали величайшие художники эпохи Возрождения, их творения находились в католических соборах, королевских покоях и знаменитых музеях. О некоторых из этих картин «Прихожанин» решил поведать своим читателям. Но, прежде чем рассказывать о знаменитых шедеврах, напомним немного о самом событии Успения Богородицы, которое, как говорит предание, произошло, приблизительно, в 57 году от Рождества Христова. Надо сказать, что многие события из жизни Пресвятой Богородицы скрыты от верующих завесой тайны. В Священном Писании, во всех четырех Евангелиях и Деяниях апостолов ничего не рассказывается об Успении Божией Матери. Более того, как писал в свое время один из ранних отцов Церкви святой Епифаний Кипрский, «пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Известно, что до IV века не было обнаружено никаких святоотеческих свидетельств о кончине Божией Матери. Позже появляются отдельные свидетельства, которые Церковь относит к апокрифическим источникам, которые были обнаружены в V–VI веках от Рождества Христова, были переведены на 70 языков и разошлись по всему миру. В православном богословии особым почетом пользуется знаменитое «Второе похвальное письмо на Успение Богоматери» преподобного Иоанна Дамаскина.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/30/uspeni...

Замечаемые ныне нестроения в церковной жизни происходят главнейше из одного источника – уклонения от лежащего в самой основе церковной жизни начала соборности. Соборное начало выражает самый характер внутренней жизни, внутреннего устроения и управления единой, святой, соборной и апостольской Церкви; оно проявляется ещё во время апостолов, несмотря на всю полноту благодатных их полномочий. «Трудно и едва ли даже возможно, – говорит один канонист (проф. Заозерский), – отыскать в действиях апостолов какой-либо намёк на то, чтобы они действовали когда-либо секретно от верующих, предпринимали какие-либо меры, не посоветовавшись предварительно со всей Церковью данного места; напротив, в Деяниях Апостольских находится множество свидетельств в пользу того, что они раскрывали пред верующими свои планы и осуществляли их по совещании с ними и при содействии их». С распространением Церкви Христовой получают всё большее развитие и соборы, которые из простейшей формы – дружественного собеседования пастыря с пасомыми – постепенно переходят в многочисленные собрания членов Церкви, клира и мирян, являясь важнейшими органами церковного управления и простираясь на все области церковной жизни. При посредстве этой истинно христианской формы управления Церковью раскрыта полнота христианского учения, ограждена непререкаемая его истинность, и определены незыблемые устои внутренней жизни Церкви. По правилам Церкви (правила 37-е Апост., 5-е Первого, 19-е Четвёртого и 6-е Седьмого Вселенских Соборов), созыв Соборов не только является обязательным, но не исполнявшие постановлений о сем иерархи даже подвергались епитимии, а противящиеся созыву Соборов представители внешней власти – и отлучению от Церкви. Преемство соборного управления в православных Церквах Востока и Запада не прерывается вообще до сего дня. В русской же Церкви последний Поместный Собор происходил более двух веков тому назад, и за всё время синодального управления члены Церкви не имели духовного утешения слышать соборный её голос, и органы, в коих выражалось начало соборности, не получили развития. Ввиду сего представляется существенно важным и необходимым периодический созыв Поместных Соборов русской Церкви, кои имеют быть и в будущем, как были ранее, основой церковной организации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга 1 Глава I 1 . Среди всего важного по своему божественному значению, содержащемуся в св. Писании, Евангелие по праву имеет значение наивысшее. В самом деле, то, что Закон и пророки предвозвещали как грядущее, в Евангелии раскрывается как данное и совершившееся. Первыми провозвестниками этого были апостолы, которые видели во плоти и даже лицом к лицу самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Они вспомнили не только то, что слышали из Его уст или видели Им соделанным, но, получив дар благовестия, позаботились возвестить роду человеческому еще и то, о чем они могли узнать или раскрыть при помощи вернейших показаний и несомненнейших свидетельств от Него ли Самого, или от Его родителей, или от кого-либо другого, а именно: бывшее по действию свыше еще прежде, чем стали они Его учениками, и достойное памяти во время Его рождества, детства или отрочества. Некоторые из них, Матфей и Иоанн, сообщили в отдельных книгах и такие сведения о Нем, ибо, по их мнению, они должны были быть записанными. 2 . Но чтобы не подумалось, будто в отношении проповеди и усвоения есть некоторое различие в том, что возвещают, с одной стороны, те, которые следовали за Господом, явившимся здесь во плоти, в качестве Его учеников, а с другой стороны, те, которые с полною верой приняли открытое ими, Божественным Промышлением через Духа Святого было устроено так, что некоторым из последователей первых апостолов было дано полномочие не только провозглашать, но даже и написать Евангелие: таковы Марк и Лука. А прочие люди, которые пытались нечто писать о деяниях Господа или апостолов, были не таковы, чтобы Церковь могла иметь к ним доверие и принять их писания как имеющие каноническую важность св. книг; и это не потому, что в силу их нечестия их рассказам не должно было верить вообще, но потому, что они внесли в свои писания нечто ложное, осуждаемое вселенским и апостольским правилом веры и истинным учением. Глава II 3 . Таким образом, четыре евангелиста, известные во всем мире, – и, может быть, потому-то и четыре, что есть четыре стороны света, по которым повсеместно распространяется Церковь Христова, – некоторым образом самим священным значением своего числа ясно показали, что писали они в следующем, как представляется, порядке: сперва – Матфей, затем – Марк, далее – Лука, и, наконец, Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Коллектив авторов Живое деятельное участие мирян в делах Церкви Во времена апостольские представители церковного авторитета и христианский народ находились между собою в самых близких и тесных отношениях. Один русский канонист говорит: «церковное управление апостольского века было открытым, публичным. Трудно, едва ли даже возможно, – замечает он, – отыскать в действиях апостолов какой-либо намек на то, чтобы они когда-либо действовали секретно от верующих, предпринимали какие-либо меры, не посоветовавшись предварительно со всею церковью данного места. Напротив в Деяниях Апостольских находится множество свидетельств в пользу того, что они раскрывали пред всем множеством свои планы и осуществляли их по совещании с ним и при содействии его» 36 . Рассуждения эти совершенно справедливы. Такой же порядок управления церковью поддерживался и в после-апостольское время до III века. Миряне этой эпохи составляли живую и деятельную силу в церкви и ее делах. Если когда, то теперь тем более миряне находились в теснейшей и гармонической связи с своими представителями – иерархиею. И могло ли быть иначе? Первоначальная христианская церковь не была такой мрежей, которою уловляется доброкачественная рыба наравне с негодной; в то время принадлежность человека к церкви не была случайностью, а определялась глубоким внутренним расположением: самая эта принадлежность гарантировала духовную зрелость ее членов. Это в свою очередь вело к тому, что христиане конца I и II веков были деятельными сочленами Христовой церкви. В чем же это проявлялось? Прежде всего в деле чрезвычайно важном – в избрании себе пастырей по сердцу своему. Писатель недавно открытого христианского памятника II века, известного под именем: «Учение 12-ти Апостолов», предписывает христианскому обществу или народу избирать самим себе епископов и диаконов (гл. XV, ст. 1). Поставление общинами иерархических лиц «Поставляйте себе, – речь обращена к церковной общине, – епископов и диаконов». Об условиях поставления со стороны формальной здесь ничего не сказано; следовательно, это дело было в полной власти общин, но, разумеется, надлежало выбирать только достойных, как и заповедуется в памятнике.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010