Но если по некоторым приведенным нами данным можно заключать, что уже иудеи принимали рассматриваемое пророчество за мессианское, то существуют многочисленные и твердые свидетельства за то, что в христианстве с самого его возникновения смотрела на пророчество Исаии, как на мессианское и видели в нем классическое место Ветхого Завета в учении об искуплении. Уже в новозаветных книгах приведен по частям почти весь рассматриваемый отдел, как пророчество о страданиях Иисуса Христа. Апостол Павел в послании к Римлянам ссылается на LII, 15 Исайя в подтверждение мысли, что и язычники должны уверовать во Христа. В том же послании и в Евангелии Иоанна указывается на LIII, 1. Евангелист Матфей считает LIII, 4 пророчеством об исцелении Иисусом Христом больных. Апостол Петр, как пророчество о домостроительстве нашего спасения, совершенном Иисусом Христом, цитирует LIII, 4–6 и 9. В Деяниях в истории обращения апостолом Филиппом евнуха царицы Кавдакии отнесены к Иисусу Христу LIII, 7–8. По повествованию евангелиста Луки, сам Иисус Христос пред взятием Его слугами первосвященническими в беседе с апостолами относит к Себе слова Исаии: и к злодеям причтен (LIII, 12). По этим не вполне еще определяется воззрение Нового Завета на рассматриваемое пророчество. Если мы ближе всмотримся в способ раскрытия и терминологию в новозаветном учении об искуплении, то и здесь увидим, что апостолы имели твердое убеждение в мессианском смысле пророчества Исаия и при изложении учения об искуплении употребляли те же выражения и тот же способ раскрытия мысли, какой мы встречаем в пророчестве Исаии о страданиях Раба Иеговы. Подтвердим это примерами. Puмл. IV, 25 апостол Павел пишет: Христос предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. У Исаии читаем: Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; Праведник, Раб мой, оправдает многих (LIII, 5 и 11). 2Kop. V, 21 : Его не знавшего греха Бог сделал (жертвою за) грех. Исаии LIII, 10: душа Его принесет жертву вины. Фuл. II, 8–11 представляет собою нечто иное, как сжатое обобщение мыслей пророка о Рабе Господнем, проясненных для апостола влиянием Святого Духа и историческими событиями из жизни Христа. Ср. также 1Uoah. III, 5 и Исаии LIII, 5–6 и 9 ст. и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Но это — не первоначальная картина, потому что ситуация первых десятилетий, насколько она отражена в Священном Писании Нового Завета — в Деяниях и Посланиях апостольских, — иная. Именно этого монархического принципа, который стал господствующим довольно скоро, мы там и не находим. На первом месте стоят апостолы, ближайшие ученики Христа Спасителя, — это двенадцать апостолов. Мы знаем, что один из двенадцати, Петр, был первым, имел особое место в этом лике апостольском. Однако он был, как говорится, первым среди равных. Только впоследствии римские епископы связали учение о преобладании своей кафедры с преемством от апостола Петра и стали доказывать, что он с самого начала был назначен Христом главою всей Вселенской Церкви, но это невозможно обосновать новозаветными текстами. Далее, Церковь, как она изображается в книге Деяний, управляется очень часто не одним человеком, но коллективно, Вот, например, Антиохийская Церковь. В начале 13-й главы книги Деяний святых апостолов мы читаем: «В Антиохии, в тамошней Церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четверовластника, и Савл. «Среди этих пророков и учителей мы находим величайшего апостола Савла, т. е. Павла, и получается, что во главе данной Церкви стоял не один человек, а целая коллегия иерархов, которые здесь называются «пророки и учители». Далее, после того, как апостолы покинули Иерусалим, мы находим во главе Иерусалимской Церкви коллегию пресвитеров, первым из этих пресвитеров называется Иаков брат Господень, и только впоследствии Иакова брата Господня стали называть епископом Иерусалимским. Что касается слова «епископ» — оно в Новом Завете неоднократно употребляется взаимозаменимо со словом «пресвитер», и мы видим, что еще нет различия между епископами и пресвитерами, эти два слова обозначают одно и тоже служение, в то время как впоследствии они стали обозначать различные ступени иерархии. Приведу пример из 12 главы книги Деяний. Здесь излагается беседа апостола Павла с возглавителями Эфесской Церкви, причем в одном месте, в 17-ом стихе, они называются пресвитерами, а в 28-ом стихе — епископами. В русском переводе стоит «блюстители»: чтобы не смущать простых читателей, переводчики отказались от термина, который употреблен в греческом подлиннике.

http://sedmitza.ru/lib/text/434163/

прот. Николай Куломзин Глава VI. Пастырские Послания Общие положения Три Послания (1Тим., Тит., 2Тим.), так называемые пастырские, образуют в корпусе текстов ап. Павла отдельную группу, как в плане используемой в них терминологии, так и с вероучительной точки зрения. Адресаты посланий Те послания апостола, которые мы изучили выше, обращены, за исключением Послания к Филимону, к Церквам; Пастырские же послания адресованы к конкретным личностям Тимофею и Титу, которые должны были продолжить (Тимофей – в Ефесе, а Тит на Крите) пастырскую работу, начатую апостолом Павлом, собственно, с этим, и связано общее название посланий. Тимофей являлся одним из самых близких учеников Павла. Сын язычника, он еще совсем юным был крещен в Листре Ликаонийской апостолом во время его второго миссионерского путешествия (предварительно Тимофей был обрезан из-за матери иудейки) (Деян.16:1–3). С тех пор мы постоянно встречаем его в окружении апостола Павла. Во время того же второго путешествия он получил весьма значительное для столь юного человека поручение отправиться в Фессалоники и успокоить волнения среди неофитов (1Фес.3:1–2). Тимофей упоминается в качестве соавтора двух посланий, написанных в тот же период ( 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ), и многих позднейших ( 2Кор. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Кол.1:1 ; Флм.1 ). В дальнейшем апостол Павел поручал ему различные задания; когда сам апостол был в Ефесе (третье путешествие), он отправил Тимофея в Коринф через Македонию (1Кор.4:17; Деян.19:22). 23 В Флп. 2:19–30 апостол Павел восхваляет своего преданного соработника: «Надеюсь же… вскоре послать к вам Тимофея.…Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп.2:19–22). Тимофей всегда был его «возлюбленным и верным в Господе сыном» (1Кор.4:17; ср. также 1Тим.1:2; 2Тим.1:2). Его имя упоминается десяток раз в Павловых посланиях в Деяниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. ( Деян.2:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении рассказывается о том, как Дух Святой сошел на апостолов при наступлении дня Пятидесятницы (см. Деян.2:1-11 ). Ученики Христовы с надеждой и благоговением ждали обещанного Господом Утешителя, все они были единодушно вместе. В истории Церкви Христовой после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа сошествие Святого Духа и основание Святой Церкви представляются особенно знаменательными событиями. Произошло невиданное чудо, описываемое в Деяниях святых апостолов: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. Чудо было великим. Но для нас более важно то, что сошествие Святого Духа на апостолов стало источником всех других бесчисленных Божественных чудес, откровений и знамений, направляющих христиан по спасительному пути к достижению Царствия Небесного. Действие Святого Духа присутствовало и в Ветхом Завете. Мы знаем, что в ветхозаветный период тоже были проявления Его влияния, но это происходило лишь в отдельных случаях, в определенные времена. Только избранные люди удосто-ивались благодатного озарения Святого Духа для того, чтобы возвестить миру слово Божие и донести до людей Божественную волю. Но после того, как Господь наш Иисус Христос вознесся на небо и перед отшествием Своим к Небесному Отцу обещал ученикам послать Духа Истины, Который будет с ними всегда, в день Пятидесятницы Дух Святой навсегда вселился в общество людей, верующих в Искупителя. И с тех пор Церковь Христова во все времена зиждется Его нескончаемой благодатью и милостью, руководимая, сохраняемая и оберегаемая Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. ( Деян.9:42 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Из Апостольского чтения (см. Деян.9:32-42 ) мы узнали сегодня, что апостол Петр по своей обязанности духовного наставника обходил дома христиан, наблюдал за их бытом, отношениями в семье, помогал принять правильное решение в тех или иных жизненных вопросах. Семьи первых христиан с большой радостью и благоговением встречали пастыря, потому что для них он был не просто духовным советчиком, но и дорогим, родным по духу и христианской любви человеком. Это вовсе не считалось вмешательством в личную жизнь. Напротив, люди всегда ждали своего пастыря и радушно встречали. Ибо такое радушие и развитие подобных взаимоотношений поощрялось и благословлялось Богом. И вот, как мы слышали в Деяниях святых апостолов, случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Город Лидда был расположен недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима. Здесь образовалась и получила дальнейшее развитие христианская община, члены которой отличались особым благочестием и твердостью веры. Недаром апостол Лука называет их святыми. Причем именуются христиане Лидды так дважды. В этом нет случайности. Не будучи возвеличенными в лике святых, люди эти выделялись особой святостью и праведностью жизни. Интересно, что в греческом тексте употреблено слово «агиос», которое имеет много значений. Иногда его переводят как «священный» или «святой». Но в корне оно имеет значение как «иной», «другой». Это же слово всегда употреблял апостол Павел, обращаясь к христианам различных общин. Словом «агиос» (по-древнееврейски «кадош») назывался иудейский, Богоизбранный народ. Церковь Христова стала преемницей избранности Израиля. Именно христиан, последователей Господа Иисуса Христа, апостолы именуют святыми, то есть отличающимися от всех прочих людей. И это отличие определено Самим Богом, Который избирает христиан не для особых почестей, а для великого служения, для благовестия Царства Небесного и утверждения христианской веры среди людей разных стран и народов.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная в монастыре Симонопетра 26 апреля 1977 года. Предлагаю вам мысленно обратиться к жизни святых апостолов, к тому периоду истории, который походил на наш. Это было время страданий, сменившихся радостью, ожиданием, и вместе с тем годы искушений. Тогда совершался некий стержневой этап, ставший предпосылкой для учеников Христа. Как мы уже неоднократно говорили, если и наполняет что-то смыслом наше пребывание в монастыре, если что-то и дарит нам ощущение Неба на земле в каждый миг нашего нахождения в обители, так это наше апостольство, то, что нас самих делает апостолами. Поэтому важно обратить духовные очи на то, насколько по-апостольски мы строим свою жизнь, важно измерять дни и ночи мерой апостольской и смотреть на них сквозь призму апостольства. Итак, обратимся к соответствующему периоду жизни святых апостолов, то есть ко времени, когда произошло Воскресение Христово и когда они ожидали Духа Святого, Которого ожидаем и все мы. История начинается именно здесь, в Деяниях апостолов, с того момента, когда Христос вознесся на Небо прямо на глазах учеников, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказателъствами, в продолжение сорока дней являясъ им и говоря о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Каждое слово, используемое жизнеописателем апостолов, а одновременно и автором третьего Евангелия, каждое слово наделено собственным смыслом, и нет ничего случайного, потому что Дух Святойглаголал в нем. Евангелист повествует о том, что Христос вознесся прямо перед апостолами, которых избрал. Очевидно, что ничего не происходит без Божественного избрания. И никто не может стать еще одним апостолом, как и мы не можем стать апостолами, только если Бог Своим провидением, промышлением, или благоволением, или предуготовлением не выберет нас. Итак, Господь вознесся перед теми, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказателъствами. По страдании Своем, то есть после несчастья, пережитого учениками, тогда, когда они думали, что все потеряно и их ожиданиям не суждено сбыться, что не на что больше надеяться. Когда единственная их вера и упование, как они полагали, мертвой была положена во гроб, в каменную пещеру. И вот после этого Господь является ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Четырнадцатый день. Поучение 2-е. Св. ап. Акила. (Верующие должны быть единодушны.) I. Св. апостол Акила, память коего ныне, родом еврей из Понта, уверовавший в Господа Иисуса, жил в Риме с женою своей Прискиллою. По случаю волнений между иудеями, кесарь Клавдий изгнал их всех из Рима, и тогда Акила переехал в Коринф, где жил ремеслом своим; он делал палатки. Когда из Афин прибыл в Коринф апостол Павел, то он поселился в доме Акилы и оба они работали вместе, занимаясь одним ремеслом. Павел нашел в Акиле и жене его сотрудников ревностных; они помогали ему распространять слово Божие, радостно подвергаясь гонениям и опасностям за святое дело. Они последовали за Павлом и в Ефес и там трудились с тем же усердием. В Деяниях упоминается, что когда Аполлос из Александрии стал учить о Господе, Акила и Прискилла приняли его и также объяснили ему пути Господни, ибо Аполлос знал только крещение Иоанново. Когда же Аполлос ушел в Ахаию, Акила и Прискилла дали ему письма к тамошним ученикам, дабы его приняли с любовью. «Так единодушно действовали тогда верующие» с «усердием, и духом горящим», служа Богу всеми силами, всеми средствами своими. Горячая любовь соединяла их; все они считали себя братьями во Христе и как братья любили друг друга. Во многих посланиях своих апостол Павел упоминает о верных сотрудниках своих; между прочим в послании к римлянам говорит: «приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь » ( Рим. 16, 3–4 ). Акила и Прискилла в то время уже опять жили в Риме, ибо кесарь Клавдий умер, и закон его потерял силу свою; но недолго оставались они там. Посвятив всю жизнь свою на служение Богу, они возвратились к первым трудам в Малую Азию и опять жили в Ефесе; полагают, что Акила проповедывал и во многих других странах и принял мученическую смерть от неверных. II. Поучимся, братие, и мы из примера апостолов единодушию. Оно требуется и от нас единством нашей природы и единством нашего назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Понятие «тайны» в Священном Писании Слово «таинство», или «тайна», как термин, в Священном Писании Ветхого Завета обозначает промысел или промыслительное деяние Бога. Эта «тайна» открывается Богом Его пророкам: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ). «Даниил отвечал царю [Навуходоносору] и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог , открывающий тайны» ( Дан. 2:27–28 ). В последнем случае Бог, очевидно, открывает Свои тайны пророку Даниилу. В этом ветхозаветном смысле слово «тайна» употребляется иногда и в Новом Завете (при этом следует сказать, что слово это в новозаветных писаниях встречается редко). Здесь оно приобретает определенно сотериологический смысл. Речь идет не просто о небесных «тайнах», но о промыслительных и спасительных деяниях Божиих. Например, когда Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «вам дано знать тайны Царствия Божия» ( Мф. 13:11 ; Мк. 4:11 ; Лк. 8:10 ), Он под этими «тайнами» подразумевает тайны Божественного домостроительства спасения. Здесь на место ветхозаветных пророков становятся ученики Иисуса Христа как свидетели Нового Откровения в Самом Спасителе Иисусе. Следует упомянуть, что в синоптических Евангелиях слово «тайна» встречается только один раз, в этом месте. Особенно очевиден сотериологический и христологический смысл понятия «тайны» в посланиях Апостола Павла. Говоря об Апостолах как свидетелях и возвестителях «тайны» спасения, он пишет: мы «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:7–10 ; ср. Рим. 14:24 ). В этих словах Апостол под «премудростью» имеет в виду Иисуса Христа, как Совершителя нашего спасения. Это в Нем, Кто «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1:30 ), открывается тайна Божия. Это Его, Распятого и Воскресшего, «приготовил Бог любящим Его». «Откровение Духом» явно намекает на пророческое служение христиан, как бы перебрасывая мост между Новым Заветом и Ветхим Заветом, где «тайна» Божия открывалась Духом только пророкам. В том же смысле Апостол Павел говорит об Апостолах, как «домостроителях тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). В торжественном стиле об откровении тайны Божией в Иисусе Христе говорится в христологическом гимне: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

    Святой апостол Филипп (апостол от семидесяти) родился в Кесарии Приморской (Палестинской, Стратониевой) и умер в глубокой старости епископом города Траллы в Карии (память 11/24 октября и – с Собором семидесяти Апостолов – 4/18 января). Он принадлежал к числу семи первых диаконов, на которых возложено было апостолами заботиться о вдовах и сиротах и служить при общественных христианских трапезах (Деян. 6:1-5). Филипп был поставлен вторым диаконом после первомученика Стефана. Один из эпизодов деятельности Филиппа, относящийся, вероятно к 30-м годам I века, описывается в «Деяниях Апостолов». По завершении Филиппом проповеди Благой Вести жителям Сихари (Сихема, Неаполя) произошло следующее: «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию» (Деян. 8:26-40).

http://sobory.ru/article/?object=16070

А.П. Скогорев «Забытый» Апостол в каноне и апокрифах Мы уже обращали внимание на то, как, подчиняясь неким внутренним законам жанра, едва упомянутые в канонических текстах лица иной раз выдвигались на авансцену апокрифической традиции и становились центральными фигурами настоящих эпосов. Яркий пример такого рода дает фольклорная, а затем и литературная судьба апостола Варфоломея. Позднейшие предания связывали его проповедническую деятельность с самыми разными регионами. Во всем христианском мире большой популярностью пользовались легенды о чудесах, сотворенных им при жизни и после смерти; сохранилось, как минимум, четыре очень непохожих друг на друга версии его мученической кончины. А вот в новозаветных текстах и древнейшей церковной традиции фигура этого апостола едва различима, о любом из учеников Иисуса там сказано гораздо больше. О каждом из них мы, по крайней мере, знаем, откуда он родом или чем занимался до встречи с Христом. Варфоломея же мимоходом, в числе прочих апостолов, только называют три первых Евангелия, и так же мимоходом он единственный раз упомянут в канонических «Деяниях» 80 . В четвертом Евангелии это имя не встречается, хотя принято считать, что Варфоломей тождественен Нафанаилу из Каны Галилейской 81 , о котором, впрочем, в Евангелии от Иоанна тоже сказано совсем немного: Иисус однажды назвал его «истинным израильтянином, в ком нет лукавства» 82 . Православная богословская энциклопедия в статье, посвященной Варфоломею, констатирует: «О жизни и деятельности его почти ничего не известно» 83 . Отношение к Варфоломею как апостолу «второго ряда» долгое время сохраняла и церковная традиция: христианские авторы II-III вв. словно забывают об этом ученике Христа, а в дошедших до нас писаниях IV в. он упомянут только дважды – сначала Евсевием Кесарийским 84 , а затем Иеронимом 85 . Оба приводят одно и то же краткое сообщение о проповеди Варфоломея в Индии, где, по их словам, он оставил Евангелие от Матфея, написанное еврейскими буквами. Столь же кратко, но используя какую-то другую традицию, говорит о нем в начале V в. Ефрем Сирин : «Варфоломей дал индийцам Евангелие Матфея и был там епископом, и проповедовал в Ликаонии» 86 . С Индией связывает Варфоломея и короткое упоминание о нем в «Церковной истории» Сократа Схоластика 87 , написанной в конце 30-х гг. V в. Других сведений об этом апостоле раннехристианская традиция не содержит.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010