Патриарх Кирилл: Мы должны молиться святителю Петру, чтобы преодолеть междоусобные брани XXI века 3 января, 2018. Святейший Патриарх Кирилл Внешние силы сталкивают одну часть Руси с другой, превращая в поле битвы родную для святителя землю Украины 3 января 2018 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником — днем памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси! Личность святителя Петра очень близка нам. Нам близки его восприятие того, что есть Русская Церковь, его стремление защитить Церковь от врагов внешних и внутренних, сохранить единство Церкви, уже в то время подвергавшееся испытаниям. Святитель Петр родился на Волыни, на земле нынешней Украины, и был поставлен в митрополита Киевского по выбору Патриарха Константинопольского, ибо Церковь наша была тогда частью Константинопольского Патриархата. В 1308 году он прибыл из Константинополя в Киев, но город, разрушенный татарскими набегами, лишенный стен и укреплений, постоянно подвергался набегам, так что управлять отсюда Церковью, при всем желании оставаться в Киеве, святитель не мог. Поэтому он переехал во Владимир, как это сделал ранее его предшественник митрополит Максим, движимый теми же соображениями. Но, находясь во Владимире, престольном граде князя всея Руси, святитель осознавал свою ответственность за всю Русскую Церковь — и за север, и за юг, и за восток, и за запад. Его молитвами сохранялось единство Церкви нашей в самые трудные годы нашествия иноплеменников и междоусобных браней. За год до смерти святитель Петр принимает решение переехать из града Владимира в Москву, куда его пригласил князь Московский Иван Калита. Но святитель поступил так не только потому, что его пригласил князь, но и потому, что почувствовал потребность быть в граде Москве. Прибыв сюда, на эти кремлевские холмы, он повелел заложить церковь Успения Пресвятой Богородицы. В стене строящегося храма, того самого, в котором мы сегодня совершаем его память, он и был погребен. Теперь стена храма идет по другой линии, и поэтому гробница с мощами святителя Петра находится в алтаре. Он здесь, в своем кафедральном соборе. Он здесь, в Первопрестольном граде, который стал столицей Древнерусского государства, после Киева и Владимира, именно потому, что святитель Петр перенес сюда кафедру митрополита всея Руси.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-myi-do...

Скачать epub pdf 38. Московские святители. День празднований святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских и Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворцев. Ключи «живой воды» «Святителие... молите Бога о нас " " Сегодня мы собрались, братия и сестры, в храм, чтобы помолиться и почтить память пяти Московских святителей: Петра, Алексия, Ионы, Ермогена и Филиппа. Все пять святителей подвизались на земле русской в течение четырёх столетий, с 14 по 17 век. Вся деятельность их была направлена на служение русскому народу: на укрепление православия на Руси, на возвышение Москвы, укрепление Русского государства и на улучшение духовной жизни наших предков. Первым Московским святителем был Пётр. Он много трудов положил на расширение и укрепление Московского княжества. Он был сподвижником князя Иоанна Калиты. Умирая, он сказал князю! «Береги веру христианскую пуще всего. Укрепляй Церковь Христову». Второй святитель – Алексий – жил во вторую половину 14 столетия. За малолетством Московского князя он семь лет управлял Московским княжеством. Он также много потрудился в деле укрепления Московского княжества. В это время Русь была под властью татар, и он ездил в Орду уговаривать ханов не разорять Русь набегами и поборами. У хана Удегея ослепла жена (Тайдула). Хан слышал, что в Москве есть такой святитель и чудотворец, который исцеляет людей и приказал святителю Алексию явиться в Золотую орду и исцелить ханшу. Горячо помолился святитель Алексий у раки святителя Петра, взял зажёгшуюся во время молитвы свечку и с этой свечкой отправился в дальний путь. Прибыв в Золотую Орду, он обслужил молебен у постели больной и исцелил ханшу. Большим помощником святителю Алексию был другой молитвенник – преподобный Сергий Радонежский. Как близок нам этот великий угодник Божий! Сколько собирается и сейчас молящихся в дни празднования памяти преподобного Сергия у его мощей в городе Загорске! Какое бывает торжество! Люди издалека во множестве устремляются в Лавру. Всем хочется приобщиться к благодати, исходящей от мощей преподобного. Ведь никогда не бывает так близок угодник Божий, как в дни празднования его памяти. Каждый из святых всегда слышит нас, когда мы ему молимся, но в дни памяти его он бывает особенно отзывчив на наши нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

4 октября — Собор Новгородских святителейдень памяти святого благоверного князя Владимира Новгородского, †1052). Начало общей панихидной памяти было положено в 1439 году. Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI — XVII вв. Список имён — Минея Октябрь. М., 1980. С. 835 (см. также 10 февраля). 4 октября — Собор Казанских святыхдень обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского — 1595). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Казанском и Марийском Пантелеимоне. Список имён предполагается опубликовать в Минее дополнительной. 5 октября — Собор Московских святителей Петра (†1326), Алексия (†1378), Ионы (†1461), Филиппа (†1569) и Ермогена (†1612). Установлен Патриархом Иовом 5 октября 1596 года, впоследствии внесены имена святых Филиппа (1875) и Ермогена (1913) 3 ; службу составил князь Симеон Шаховской, автор XVII века. 10 октября — Собор Волынских святыхдень святителя Амфилохия, епископа Владимира Волынского, †1122). Установлен в 1831 году. Тропари и кондаки написаны протоиереем А. Хойнацким. Список имён — Минея Октябрь. С. 259–261, 836. 23 января — Собор Костромских святыхдень памяти преподобного Геннадия Костромского, †1565). Установлен в 1981 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Костромском и Галичском Кассиане 4 . Тропарь, кондак и величание составлены архиепископом Костромским и Галичским Кассианом. Список имён — Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 302–303. 29 января — Собор Великопермских святителей, Герасима († ок. 1441), Питирима (†1456) и Ионы (†1470). Установлен Патриархом Ермогеном около 1607 года. Служба составлена епископом Афанасием (Сахаровым) в день памяти святой благоверной княгини Анны Новгородской (†1056). Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI–XVII вв. Список имён — Минея Февраль. С. 772 (см. также 4 октября). В неделю 2-ю Великого поста — Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Установлен в кон. XVII — сер. XIX вв. Канон иеромонаха Мелетия Сирига (2-я пол. XVII в.). Список имён — Минея Февраль. С. 767–770. В связи с данным Собором необходимо обратить внимание на рукописный сборник, составленный в Киево-Печерской Успенской Лавре в 1953 году: “Дополни­тель­ная Печерская минея”. Источники дополнительных текстов различны: Анфологион сер. XVIII в., вновь написанные тексты в Киево-Печерской Лавре в 20-е годы и в 40–50-е годы. Поскольку сборник сложился к 1953 году и отражает богослужебную практику Киевской Лавры последнего периода, мы рассматриваем его в данном разделе.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Архив Пн Патриаршее слово в день памяти святителя Петра Московского в Успенском соборе Московского Кремля 6 сентября 2017 г. 18:25 6 сентября 2017 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля, где покоятся честные мощи святителя Петра. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.   Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья-архипастыри! Всечестные отцы! Матушка Филарета, игумения Пюхтицкого монастыря ! Дорогие братья и сестры!  Сегодня Святая Церковь молитвенно чтит память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Далекая эпоха, в которую довелось нести свое служение сему Предстоятелю, была непростой — то было время покаяния и осмысления ошибок прошлого, трудного поиска согласия и путей преодоления междоусобной розни, накопления сил для духовного возрождения и сплочения народов Руси. Результаты этого процесса всем ныне хорошо известны: страна окрепла, освободилась от чужеземного ига и вышла на собственный путь исторического развития. Важно подчеркнуть, что наша свобода, наши победы созидались на камне православной веры, неусыпными трудами духовных вождей Святой Руси, их молитвами, незыблемой верой в силу Божиего Промысла и попечением о своем народе.  Церковная история есть история действия этого Всеблагого Промысла, который осуществляется через людей и обстоятельства; она творится с терпением и упованием людей на Бога, с верностью и преданностью Ему. Это справедливо и в отношении важной памятной даты, которую мы отмечаем сегодня, — 100-летия учреждения Ревельского, по нынешнему словоупотреблению — Таллинского викариатства. Ныне, спустя век, оно именуется Таллинской епархией и составляет основу самоуправляемой Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.  Совершая богослужение в стенах главного храма нашей Церкви, посвященного Успению Пресвятой Богородице, мы вспоминаем историческое название Эстонии — Маарьямаа, то есть «земля Марии». Успению Пресвятой Богородицы посвящен и Пюхтицкий монастырь, созданный на месте явления Девы Марии пастухам на горе Куремяэ. Церковь наша памятует об обретенном на том месте чудотворном образе Божией Матери, о Ее явлении святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Сей великий святой был духовником сестер Пюхтицкой обители и туда советовал поступать многим вопрошавшим его, говоря: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного» . 

http://patriarchia.ru/db/text/5004949.ht...

Дни памяти святых. Чины святости      Православная Церковь устанавливает каждому прославленному ею святому день памяти. Чаще всего это день блаженной кончины. Этот день отмечается как рождение святого в вечность и день, когда он в небесных обителях начинает молиться за Церковь, предстоя Престолу Божиему. Иногда празднование устанавливается в память обретения или перенесения честных мощей святого или в день его общецерковного прославления. Святые, согласно подвигу, которым они просияли перед Богом, распределяются по чинам святости: Пророки. В этом чине прославляются не только древние ветхозаветные пророки, но и, прежде всего, Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн. Апостолы. Собор, то есть общая память, двенадцати апостолов совершается на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла (30 июня/13 июля). Каждому апостолу устанавливается свой день памяти. Кроме двенадцати апостолов совершается память семидесяти апостолов, избранных Христом для проповеди Евангелия. Церковь прославляет также людей — мужчин и женщин, — понесших труды, подобные трудам апостолов Христовых. Их называют равноапостольными . Святители — епископы и иерархи Церкви, послужившие Богу и людям своими пастырскими трудами и достигшие святости. Мученики. Мученик по-гречески обозначается словом мартис , что значит свидетель. Мученик — это человек, который своей смертью засвидетельствовал веру в Бога, в спасение, в бессмертие души и в воскресение . Людей, мужественно и стойко претерпевших страдания за Христа, но по тем или иным причинам оставшихся в живых и умерших позднее, принято называть исповедниками (исповедником был, например, святитель Тихон, патриарх Московский). Священнослужители, принявшие мученическую кончину, называются священномучениками, а монахи — преподобномучениками. Преподобные — монахи и монахини, своими иноческими трудами угодившие Богу. Немало преподобных вошло в святцы (списки святых) под прозваниями, раскрывающими суть их подвига: Затворник (монах, добровольно укрывшийся от мирской суеты и человеческой славы), Постник, Молчальник, Столпник (монах, совершающий свой подвиг на особой башне — столпе).

http://pravoslavie.ru/105162.html

В день памяти святителя Петра состоится крестный ход Москва, 20 декабря 2016 г.      3 января в Москве пройдет первый в новом году крестный ход, который будет посвящен покровителю столицы — святителю Петру, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси. Ежегодный маршрут Петровского крестного хода позволит полностью обойти древнюю обитель столицы. Духовенство и верующие пройдут по улице Петровка, Крапивенскому переулку и Петровскому бульвару. Во время шествия участниками крестного хода будет пронесена главная монастырская святыня – икона святителя Петра с частицей его святых мощей. Петровский крестный ход вокруг обители в день преставления святителя Петра вновь становится доброй городской традицией. Благодаря ей москвичи могут начать новый год с сугубой молитвы первому московскому святителю, чтобы затем последние дни Рождественского поста провести в подготовке к встрече с новорожденным Богомладенцем Христом. Праздничную службу в Высоко-Петровском монастыре в день памяти святителя Петра возглавит архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В богослужении также примут участие игумены московских монастырей и духовенство столицы. Накануне, 2 января, в Сергиевском храме обители будет совершено Всенощное бдение, за которым по традиции состоится всенародное акафистное пение святителю Петру. Торжества пройдут в следующем порядке: 2 января (понедельник): 17:00 – Всенощное бдение с акафистом святителю Петру (исповедь во время и после богослужения). 3 января (вторник): 8:00 – водосвятный молебен 9:00 – Литургия, по окончании которой крестный ход (по маршруту: Петровский бульвар, улица Петровка и Крапивенский переулок). Адрес: Москва, ул. Петровка, д. 28. Телефон для справок: 8(495)623-75-80 Аккредитация СМИ на праздничное богослужение проводится информационной службой Высоко-Петровского монастыря ( press@vpmon.ru ). 20 декабря 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/99605.html

В день памяти святителя Петра в центре Москвы прошел крестный ход 3 января 2020 г. 16:34 3 января 2020 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Сергиевском храме Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Высоко-Петровской обители игумен Петр (Еремеев) , братия монастыря в священном сане и духовенство города Москвы. За богослужением молилась настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова). Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор под управлением регента Алексея Любимова. На запричастном стихе проповедь произнес иеромонах Константин (Симон). По окончании Литургии состоялся Петровский крестный ход. Духовенство, прихожане и многочисленные паломники прошли вокруг исторической территории Высоко-Петровского монастыря по улице Петровке, Крапивенскому переулку и Петровскому бульвару. Во главе крестного хода члены братства «Сыны Афона» несли главную святыню обители — ростовую икона святителя Петра с частицей его святых мощей. В числе хоругвеносцев были члены молодежного клуба «Петровцы» и студенты Российского православного университета. По завершении крестного хода архиепископ Феогност обратился к верующим с архипастырским словом. «Святейший Патриарх Кирилл просил меня передать игумену Петру с братией свое Патриаршее благословение и поздравление с праздником — днем представления святителя Петра, митрополита Московского, а также благодарность за ваши святые молитвы и труды. Всем, кто сегодня пришел в этот монастырь помолиться, и всем, кто не смог присутствовать под благовидным предлогом, да дарует Господь всемилостивый мудрости, мужества, крепости в вере, стояния в правде. Всех вас поздравляю с праздником!» — сказал архиерей. В продолжение празднования во дворе обители для гостей было устроено традиционное чаепитие у самоваров с угощениями и монастырской выпечкой. Высоко-Петровский монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5557602.ht...

Патриарх Кирилл откроет торжества в честь святителя Петра, митрополита Киевского Москва, 23 августа 2014 г. 6 сентября 2014 года, в рамках торжеств в честь Дня города, в Москве впервые пройдет городской праздник " День святителя Петра - Москва Петровская " , посвященный памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, основателя Высоко-Петровского монастыря. В этом году исполняется 500 лет со дня строительства древнейшей из сохранившихся церквей Высоко-Петровской обители – храма Петра Митрополита. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утром 6 сентября совершит великое освящение храма и отслужит в обновленном храме Божественную литургию. Храм Петра Митрополита уже освящался трижды – в первый раз по окончании строительства, инициированного великим князем Василием Ивановичем в 1514 году, второй раз – в 1690 году, после ремонта, в присутствии Петра I, в третий раз – после разорения французами, в 1813 году. Святейший Патриарх Кирилл, таким образом, совершит четвертое освящение одной из старейших каменных церквей Москвы. Участие в богослужении 6 сентября примут представители государственной власти, правительства города Москвы, общественных и церковных организаций. Таким образом, юбилейные церковные торжества в храме Петра Митрополита станут первым праздничным мероприятием в рамках Дня города в Москве, традиционно отмечаемого в первую субботу сентября. Праздник " Москва Петровская " продолжится днем 6 сентября на Петровском бульваре. Специально для гостей праздника будут организованы музыкальные концерты, театрализованные сцены, посвященные жизни столицы в " допетровские " и " послепетровские " времена, мастер-классы по традиционным народным промыслам. Также вдоль Петровского бульвара будет развернута выставка Музея истории города Москвы " Москва Петровская " , посвященная истории столицы и Высоко-Петровского монастыря. Заключительной частью праздника станет торжественный вечерний концерт под открытым небом во дворе Высоко-Петровского монастыря с участием симфонического оркестра, концертного хора обители и детского хора, а также известных артистов. Концерт завершится праздничной иллюминацией.

http://pravoslavie.ru/73128.html

243 Линкей – кормчий в походе аргонавтов, отличавшийся небывалой остротой зрения, способностью видеть под землей и водой (Apollod. I, 9,16; III, ю-п). 244 παιν – «священная песнь», посвящаемая язычниками богу-целителю и покровителю врачей Пеану, который ассоциировался с Асклепием и Аполлоном. Палама намеренно при описании исцелений использует слово «пеан» (а не «гимн» или «хвалебная песнь»). 245 Палама сильно перерабатывает здесь текст Николая Монаха (VI-I.5): вместо торговли с монахами и перенесения мощей в епископию и храм говорится о строительстве церкви прямо на том месте, причем на пожертвования жителей – возможно, именно такая практика казалась Паламе наиболее обычной или верной. 246 Видоизмененная цитата из Надгробной речи Перикла, приведенной в Истории Фукидида: Thuc., hist. 2, 43, 3. 247 Факрасий Протостратор в Диспуте Налами с Григорой (§22) излагает учение Паламы о природности свойств Бога в речи Фессалоникийского святителя: «Бог природно обладает безначальностью, неизменностью и беспредельностью, и эти свойства выявляют не то, что Бог есть, но что Он не есть, так что ни одно из них не есть сущность. Поэтому все таковое является природными и нетварными свойствами Бога, но не сущностью» (пер. Д. А. Поспелова). 266 To есть жития, где совмещаются образы двух ликийских святителей Николаев: Николая Мирликийского (IV в.) и Николая Пинарского/Сионита (VI в.). 280 Подобный набор фактов содержится и в более позднем каноне, написанном неким Арсением (втор. пол. IX в.), который называет днем памяти преподобного 5 июня. Однако мы не располагаем достаточными сведениями, чтобы отождествить этого «монаха Петра» с прп. Петром Афонским (Rigo 1999, рр. 9–10). 283 А. Риго предполагает возможность «обратной связи»: день памяти прп. Петра был перенесен с 22 июня (как в Каноне Иосифа) на 12-е именно в силу заметного сходства между житиями двух святых (Rigo 1999, рр. 24–26). 285 Итальянский исследователь А. Риго предлагает исчерпывающий обзор позднейшей традиции, не угасающей до наших дней. На рубеже XIV-XV вв. на основе текста Николая было составлено краткое Житие прп. Петра, включенное в службу святому (древнейшая рукопись – cod. Athos. Pantel. 478. 5985, XV в.). Так как язык древнего Жития постепенно становился неясен простым читателям, со временем возникли две редакции на димотике: в конце XVI столетия (ed. Doukakis 1885, pp. 90–120) и в середине XIX в. Последняя версия принадлежала перу монаха Иакова Неаскитиота (cod. Athos. Pantel. 279. 5786). Дополнительным свидетельством общеафонского почитания прп. Петра служит повествование, включенное в Синаксарь Никодима Святогорца , который добавил от себя подробности о семье и происхождении святого (Nicodemos Haghioreites 1819, V, pp. 217–218). Уже в XX в. иеромонах Дионисий из афонского скита Святой Анны написал новую службу прп. Петру, а Герасим Микрагианнанит – в честь прпп. Петра Афонского и Онуфрия (Rigo 1999, рр. 39–42).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Не желая подвергать народ какой-либо опасности со стороны присланного войска, Святитель сам приходит на помощь военачальникам. По его совету воины проламывают стену с задней стороны тюрьмы ночью, когда был сильный ветер, и ведут Святителя к месту кончины Апостола Марка 97 . Перед тем как ему отсекли голову, Святитель молитвенно обращается к Богу, ко всем своим предшественникам по кафедре и молится о сохранении порученного ему стада и о том, чтобы его «кровь была печатью и концом преследования возлюбленного его стада» 98 . Вскоре о смерти мученика узнали верующие и с плачем перенесли его в созданный им храм. Здесь страдальца посадили на Горнее место, чего он сам при жизни никогда не делал из благоговения к силе, которую часто как чистый сердцем ощущал, приблизившись к Горнему месту 99 . Так в 311 году 100 священномученик Петр, «Марка преемник, достойно показался еси» 101 , как и Апостол, на том же месте мученически пострадал. Погребен он был в им созданном храме 102 . II Отец церковной истории Евсевий Памфил (†340) называет святителя Петра «божественным сокровищем учителей Христовой веры» 103 и говорит, что он «славно предстоятельствовал над александрийскими церквами и был красою епископов как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании » 104 . Феодорит , епископ Киррский, называет святого Петра «победоносным ратоборцем» 105 . Сказав о смерти Петра, Евсевий добавляет, что много и других лиц пострадало в Египте и всех их «вспоминают областные и местные церкви» 106 . Это добавление историка не случайно. Руфин, повествуя об одном событии из жизни Афанасия Александрийского , когда Церковью еще управлял Александр (312–326), замечает, что это событие происходило в день памяти святителя Петра 107 . Самый древний дошедший до нас Месяцеслов (411–412 гг.), кстати, неегипетского происхождения, уже содержит празднование святому Петру 108 . В 431 г. на Ефесском Соборе в процессе обсуждения заблуждений Нестория епископ Филиппийский предложил «прочитать учение божественных Отцев наших и епископов о настоящем предмете и по прочтении внести в акты». После этого были читаны труды Отцов Церкви. Первой была книга «О Божестве» Петра Александрийского 109 . В 451 г. на Халкидонском Соборе его участники, до того как принять окончательное решение, также обращаются к свидетельствам святых Отцов, прежде них живших. И, как и на Третьем Вселенском Соборе, вначале читают книгу святого Петра «О Божестве» 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010