Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день памяти святителя Московского Петра в Успенском соборе Кремля 3 января 2013 г. 18:04 3 января 2013 года, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи первого Московского святителя. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас хотел бы поздравить с первой Патриаршей соборной Литургией в наступившем 2013 году, которую мы отслужили в Успенском соборе Московского Кремля, у гробницы с мощами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра. Святитель Петр основал собор, в котором мы с вами совершили сегодня богослужение. Жил он в конце XIII и в XIV веке. Это было суровое время. Татаро-монголы разорили Киев, мать городов русских. Великокняжеский двор покинул пределы Киева, потому что там невозможно было находиться — из-за разрушения стен на город постоянно нападали кочевники. Чтобы сохранить управление Русью, великий князь переезжает во Владимир-на-Клязьме, на северо-восток Святой Руси, и сюда же переезжают Первосвятители земли Русской — митрополиты Киевские. Имя святителя Петра стало известно еще в далекой Волыни — он происходил оттуда, с западнорусских рубежей. Он родился в семье добрых и благочестивых родителей, был отроком чрезвычайно благочестивым, рано овладел грамотой и изъявил желание подвизаться в монастыре. Его монашеская жизнь первоначально протекала в одном из волынских монастырей. Но этого было недостаточно святителю Петру, и он отправляется на речку Рата, там же, на Волыни, чтобы основать особо строгую общежительную обитель, и вскоре становится для многих духовным авторитетом. К нему нередко приезжает правитель Западнорусской земли Юрий Львович, князь Галицкий. В то время вся Галиция была православной, никто не мог даже помыслить, что когда-то этот край, один из центров Святой Руси, перестанет быть православным, что и случилось в более позднее время. И митрополит Киевский и всея Руси Максим, который жил во Владимире вместе с великим князем, посещая святителя Петра в бытность его еще игуменом обители на Рате, получил от него замечательно написанный образ Успения Пресвятой Богородицы, ибо Петр не только навык в науках, но и стал замечательным иконописцем.

http://patriarchia.ru/db/text/2688881.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра, всея России чудотворца, после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 3 января 2017 г. 20:05 3 января 2017 года, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи святителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником — днем памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси! Святитель скончался в далеком 1326 году и был погребен в строящемся Успенском соборе, в каменном гробу, который сам себе приуготовил. Строительство собора было мечтой митрополита Петра, его заповедью Московскому князю, потому что святитель понимал: возведение собора навсегда утвердит в граде Москве Первосвятительскую кафедру митрополитов, а затем и Патриархов Московских и всея Руси. Ведь святитель Петр был свидетелем тяжелейшего периода нашей истории, когда разгромленный Киев потерял всякую возможность быть Первопрестольным градом. Когда его предшественник, митрополит Максим, в 1299 году покинул Киев и переехал во Владимир, то сделал это не по своей прихоти, а потому что невозможно было оставаться в городе с разрушенными стенами, который постоянно подвергался набегам татар и различного рода злоумышленников. Киев потерял возможность быть столицей всея Руси, и владыка Максим решил перенести свою кафедру во Владимир-на-Клязьме. Как и в наше время, Русь претерпевала тогда давление извне и изнутри. Некие силы стремились уничтожить единое государство, причем угроза исходила не столько извне, сколько изнутри — от гордыни, от желания удельных князей быть первыми, от их стремления иметь столицей Руси место своего княжения. В то время самое процветающее из княжеств, Галицкое (это нынешняя Западная Украина) претендовало на то, чтобы быть великим княжеством, и князь Галицкий Юрий направил Петра, игумена обители, прославившегося своими подвигами, в Константинополь с богатыми дарами и просьбой создать еще одну митрополию на территории Руси — Южнорусскую, с тем чтобы Петр был поставлен митрополитом для этой части Руси. В это время во Владимире умирает святитель Максим, и действительно возникает необходимость поставить нового митрополита. Тогда Патриарх Константинопольский Афанасий принимает мудрое решение не откликаться на просьбу князя Галицкого Юрия и не создавать еще одной митрополии, а возвести на Киевский престол игумена Петра.

http://patriarchia.ru/db/text/4751247.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение храма в честь святителя Московского Петра в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы 6 сентября 2014 г. 13:54 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь . В этом году в рамках торжеств в честь Дня города Москвы в столице впервые проходит городской праздник «День святителя Петра — Москва Петровская», посвященный памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, основателя Высоко-Петровского монастыря. Также в этом году исполняется 500 лет со времени возведения древнейшей из сохранившихся церквей Высоко-Петровской обители — храма в честь святителя Московского Петра, построенного в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным. В последние годы в храме шли ремонтно-реставрационные работы. В связи с завершением работ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в монастырском храме в честь преподобного Сергия Радонежского. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского монастыря; духовенство г. Москвы. Богослужение посетили полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы С.А. Попов , статс-секретарь, заместитель министра регионального развития РФ С.В. Иванова, руководитель Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы В.В. Черников, заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы А.П. Абрам.

http://patriarchia.ru/db/text/3727001.ht...

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта 6 , а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Пред­стоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение ( Ин 3:3–5 ) и кончина – как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события 7 . Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась “пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою в град во Псков, и бысть радость и веселие в граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа” 8 . Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского , которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику 9 . Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В конце первого и в течение всего второго тысячелетия церковный Устав продолжает обогащаться памятями святых и новыми праздниками. В память о явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме ок. 930 года был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник получил особую популярность на Руси, куда был принесен благоверным князем Андреем Боголюбским около 1164 года. Святые, память которых празднуется Церковью, в Типиконе подразделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько торжественной бывает посвященная им служба. Святой «со бдением» – это святой, в день памяти которого совершается всенощное бдение. В дни памяти святых «с полиелеем» на утрени положено совершать полиелей и петь великое славословие, в дни памяти святых «со славословием» – только славословие, без полиелея. Святому, имеющему знак «на 6», поется 6 стихир на «Господи, воззвах», а святому, не имеющему праздничного знака, только 3 стихиры. Есть в церковном календаре и святые, которым вообще не была составлена отдельная служба. С наибольшей торжественностью отмечаются дни памяти святых «со бдением». В церковном календаре таких дней немного: • 26 сентября/9 октября и 8/21 мая – дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова • 13/26 ноября – святителя Иоанна Златоуста • 5/18 декабря – преподобного Саввы Освященного • 6/19 декабря – святителя Николая Чудотворца • 30 января/12 февраля – Трех святителей ( Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ) • 23 апреля/6 мая – великомученика Георгия • 11/24 мая – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия • 24 июня/7 июля – рождество Иоанна Предтечи • 15/28 июля – святого равноапостольного великого князя Владимира • 29 июня/12 июля – святых первоверховных апостолов Петра и Павла • 29 августа/11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи К перечисленным памятям святых добавляются те, которые имеют в Типиконе пометку: «Аще хощет настоятель, творим бдение». К таковым относятся, в частности, дни памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября), Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8/21 ноября), святителя Григория Богослова (25 января/7 февраля), пророка Илии (20 июля/2 августа). Устав предписывает совершать бдение также в день памяти святого, которому посвящен храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра, всея России чудотворца, в Успенском соборе Московского Кремля 3 января 2014 г. 16:27 3 января 2014 года, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи святителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с великим для нас днем — с памятью святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Замечательно, что первое богослужение нового года совершается здесь, в Успенском соборе Кремля, заложенном святителем Петром. Замечательно, что оно происходит в день его памяти, — ведь если бы не митрополит Петр, не была бы Москва столицей великого государства. По просьбе великого князя Ивана Калиты святитель переехал сюда из Владимира на Клязьме, который был временной столицей Руси в связи с тем, что Киев был оккупирован татарами, а потом просто разграблен; и Владимир, будучи временной столицей, сыграл важную роль убежища для великокняжеского двора и для митрополита. Святитель Петр принял Первосвятительский жезл служения в тот самый момент, когда Отечество наше было в полном разорении, а его столица разгромлена. После поставления в митрополиты всея Руси святитель Петр приехал в Киев, думая что там, у Святой Софии, он будет жить и управлять Церковью Русской. Но не получилось, потому что стены киевские были разрушены и сожжены, кочевники и разного рода лихие люди устраивали набеги, город разорен. Потому святитель Петр переехал во Владимир, где уже обосновался великий князь, а затем в Москву; и вскоре после того, как стопы святителя коснулись этого места, Москва стала местом пребывания и великого князя. Для того чтобы утвердить город в качестве столицы всея Руси, святитель заложил этот величественный храм. Ему не суждено было его увидеть, но с небес он видит славу этого места, он видит, что его детище — Успенский собор — стал центром духовной, и не только духовной, жизни Руси. Здесь возводились на царство великие князья, цари и императоры. Здесь совершались самые важные деяния, здесь поставлялись на престол всея Руси вначале митрополиты, а затем и Патриархи. Здесь возносились молитвы в великие и радостные дни; здесь же, в Кремле, звучал набатный колокол, собирая верующих для молитвы в тяжелейшие годы испытаний.

http://patriarchia.ru/db/text/3493201.ht...

1 Похвальное слово опубликовал французский изследователь Анри Иверна ( H. Hyvernat . Les actes des martyrs de l’Egypte tire " s des manuscripts coptes de la Bibliothèque Vaticane et du Musee Borgia, t. 1, Paris. 1886, pp. 247—262) по коптской рукописи (Cod. Vat. Copt. 62, f. 189—198) параллельно с французским текстом, в переводе с которого и предлагается данное Слово. В конце Слова имеется фраза, являющаяся, по-видимому, автографом писца: «Господи, милостив буди к рабу Твоему, диакону Гавриилу Космету. Аминь». 2 Святитель Александр сменил в 312 году на Александрийском престоле Ахиллу, бывшаго очень недолго после Петра, и известен, как ревностный защитник Православия против арианства. Он был главою александрийской делегации на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году. 3 Так как в Египте существовал официальный год, имевший все 12 месяцев по 30 дней с добавочными пятью днями, а, кроме того, употреблялся «еще и народный Лунный календарь из месяцев переменной длины в 29 и 30 дней», то 29 атора могло приходиться или на 28 или 27 ноября. Дата памяти святителя Петра позднее могла изменяться, возможно, из-за совпадения 25 ноября с отданием Введения и празднования другим святым. Наиболее суммированы данные различных месяцесловов по этому вопросу в статье Ж. М. Соже. В ней говорится: «Почитание святаго Петра засвидетельствовано уже в первых богослужебных календарях, при этом даты памяти всегда близки к 25-му ноября, но несколько варьируются. В Сирийском Мартирологе IV века его память отмечается 24 тишрина (11 24 ноября). В Мартирологе святаго Иеронима она помечена 23, 25, 26 и 27 ноября. Напротив, в Византийских синаксариях сохранилась традиционная дата 25 ноября. В Александрийском синаксарии Михаила, епископа Атрибскаго и Малигскаго, память святаго мученика помечена 21 хатура. В этом календаре, кроме того, 1-е амшира (26 января) помечена дата освящения Церкви в честь святаго Петра. Дата 25 ноября (­­ 17 tre) помечена также в армянском синаксарии Тер-Израэля, а в грузинском календаре Синайской рукописи, (X век) память святаго Петра отмечена 25 ноября, 18 апреля и 7 июля. Сирийские календари, опубликованные Ф. Нау, указывают очень различныя даты памяти святаго Петра: 25 ноября, 26 ноября, 25 декабря, 29 мая. В Сирийском мартирологе Раббана Шлибы также фигурируют разныя даты: 23 октября, 20 декабря, около 19 ноября и 29 мая (переходящия даты) с указанием, в какой день произошел его выход из темницы через брешь в стене. Что же касается календаря из папируса, обнаруженнаго в Оксиринхе (535—536 гг.), то там память святаго Петра помечена 28 декабря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2608...

В день памяти благоверных Петра и Февронии Муромских Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию во временном летнем храме Богоявленского прихода города Минска 8 июля 2021 г. 18:37 8 июля 2021 года, в день памяти благоверных князей Петра и Февронии Муромских, чудотворцев, митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию во временном летнем храме Богоявленского прихода города Минска. Храм Богоявления возводится в столичном микрорайоне Лошица. Его второй престол будет посвящен женам-мироносицам, а третий — благоверным Петру и Февронии. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков; благочинный 6-го Минского городского округа, настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца города Минска (микрорайон Сокол) протоиерей Сергий Комлик; настоятель храма Богоявления в городе Минске протоиерей Владимир Герасименко и клирики прихода. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров.  Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением регента Елены Пименовой. Проповедь перед причастием произнес клирик прихода иерей Валерий Трухан. По отпусте Божественной литургии Патриарший экзарх совершил славление святым благоверным князьям Петру и Февронии Муромским. Во внимание к усердным трудам во славу Матери-Церкви архипастырь вручил награды Белорусской Православной Церкви наиболее потрудившимся прихожанам. Отец настоятель выразил сердечную благодарность владыке за посещение прихода. Митрополит Вениамин поблагодарил протоиерея Владимира за теплые слова, поздравил духовенство и прихожан с праздником, после чего обратился к молящимся со словом назидания. Далее архипастырь передал в дар храму икону святых благоверных Петра и Февронии Муромских, чудотворцев. В завершение Предстоятель Белорусской Православной Церкви поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Житие святых Петра и Февронии являет верующим пример чистоты, святости, красоты семейной жизни и счастья от общения двух любящих сердец. Поэтому еще с XIII столетия эти святые широко почитаются Православной Церковью как молитвенники о семейном счастье, любви и верности.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Патриарх Кирилл: Ответственность священников ни с чем не может быть сравнима 6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором он говорил о лежащей на священнике ответственности. 6 сентября, 2011 6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором он говорил о лежащей на священнике ответственности. 6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором он говорил о лежащей на священнике ответственности. (…)Личность святителя Петра дает нам возможность подумать о священническом служении в Церкви. Действительно, по слову апостола (см. 2 Кор. 8:21) каждый священнослужитель призван служить для Господа и для людей, и для того чтобы сочетать в одной личности такую многоплановую и ответственную деятельность и такое высокое служение, требуются особые духовные силы, как у святителя Петра. Святитель оставил нам три замечательных послания, в которых он, в частности, говорит о том, каким должен быть пастырь. Красной нитью в этих посланиях проходит мысль об ответственности священнослужителей за Церковь и за народ. В каком же смысле священнослужитель несет ответственность пред Богом за народ? Ведь он лишен политической власти, а нередко и достаточных материальных средств к существованию. А в том смысле, что своей проповедью, своей жизнью, своим примером и своей молитвой он должен укреплять те незыблемые нравственные принципы, на которых только и может развиваться жизнь людей, будь то личная, семейная или общественная. Вот почему ответственность священнослужителя так велика.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-otvets...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синод Украинской Православной Церкви принял ряд решений по канонизации святых и учреждению новых дней памяти 23.12.2014 23 декабря 2014 г. в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви . Синод УПЦ благословил установить день празднования Собора Херсонских святых 23 августа/5 сентября и утвердил иконописное изображение Собора Херсонских святых. В состав Собора Херсонских святых решено включить: Синод заслушал рапорт архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, и благословил причислить к лику местночтимых святых Запорожской епархии последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803). Память праведного Петра Калнышевского постановлено совершать 31 октября/13 ноября, в день его преставления. Также принято решение о внесении имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день его преставления 15/28 декабря. 19 июня 2014 года решением Священного Синода УПЦ праведный Димитрий Горский причислен к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии. Синод УПЦ принял решение о внесении имени блаженной Параскевы, Христа ради юродивой, в месяцеслов Украинской Православной Церкви под именем блаженная инокиня Параскева Старобельская , с установлением памяти в день ее преставления и обретения мощей 17/30 октября. 19 июня 2014 года решением Синода Украинской Православной Церкви блаженная Параскева причислена к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии. Также принято решение об установлении дня празднования Собора Старобельских святых 14/27 мая. В состав Собора Старобельских святых решено включить: Синод заслушал рапорт митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа о почитании останков святителя Илариона (Юшенова) , епископа Полтавского и Переяславского, как святых мощей. 16 сентября 2014 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 47) святитель Иларион (Юшенов), епископ Полтавский и Переяславский, был причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии с установлением памяти в день его прославления. Останки святителя Илариона (Юшенова) постановлено считать святыми мощами. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.07.2017 12:16:31

http://drevo-info.ru/news/18224.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010