Печально, что история святителя Петра сегодня нечасто упоминается нашими историками. Печально, что о нем мало что знает молодежь. Даже празднуя День города, мы как-то не связываем его с памятью святителя Петра. А надо бы связывать, потому что, не будь святителя Петра, не было бы Москвы как столицы нашей Родины. Поэтому еще и еще раз обращаюсь ко всем, кто мог бы на это повлиять: давайте приурочим День города Москвы к дню памяти святителя Петра, которому Москва и москвичи на протяжении всех поколений должны быть благодарны за то, что именно этот град стал столичным. Но здесь, в Успенском соборе, где почивают мощи святителя, его память никогда не пресекалась. Ведь святитель Петр заложил основание этого собора, а затем, когда собор был отстроен, его святые останки были перенесены именно сюда. И сегодня они собирают вокруг себя благочестивых москвичей и не только москвичей, паству нашу, народ наш благочестивый, в памяти которого никогда не пресекалась мысль о том, что именно святитель Петр стал не только святым угодником Божиим, но и подлинным основателем Первопрестольного града Москвы. Этот день действительно соединяет в себе многие смыслы — и сугубо религиозный, духовный, и политический, и даже культурный. И я благодарю Бога за то, что мы празднуем этот день у мощей святителя в главном храме всея Руси — в Успенском соборе Московского Кремля. Тяжко вспоминать те годы, когда вход в этот храм был запрещен для совершения молитв — даже в день святителя Петра. Правда, когда время атеистической власти уже подходило к концу, Церкви наконец предоставилась некоторая возможность все-таки посещать это место. Но сегодня мы благодарим Господа за то, что совершаем именно здесь прославление памяти великого угодника Божия и одновременно созидателя Святой Руси, основоположника града Москвы как столичного града. Ведь в то время без благословения и без участия Церкви никакой град не мог бы стать Первопрестольным, а потому именно святитель Петр в первую очередь предначертал Москве быть Первопрестольным и столичным градом всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/6056914.ht...

5. В нижней церкви при больнице, в пятницу, в неделю св. Пасхи, в день празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6. В верхней больничной церкви, в день Святой Троицы. 7. В храме свв. Ann. Петра и Павла, 29-го июня. В скитах: В скиту Всех Святых в верхней церкви: в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8-го ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13-го июля, и в нижней церкви–в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-Островском в день преподобного Александра Свирского , 30-го августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день Рождества св. Крестителя, 24-го июня, и в день Усекновения честныя его главы, 29 августа, и в нижней в день св. Трёх Святителей, 30-го января, В скиту св. Николая–в день памяти святителя, 6-го декабря, и в день перенесения св. его мощей, 9-го мая. В скиту св. Прор. Илии–20-го июля, в день его памяти. В скиту Коневской чудотворной иконы Божией Матери, 10 июля. В скиту преподобного Авраамия Ростовского– 29-го октября, в день его памяти. В Кладбищенской церкви во имя Всех преподобных Отецов в посте просиявших в день их памяти–в сырную субботу. Во всех часовнях во дни празднования тем святым, в честь которых они устроены, также и у крестов, совершаются молебные пения с водоосвящением. Крестных ходов на Валааме установлено три: 1. 1-го августа крестный ход на воду. С монастырской горы направляется он к месту, нарочно для этого устроенному на монастырском заливе. Оттуда, по совершении освящения воды, проходит он мимо гостиницы, обходит кругом монастыря и через Святые Ворота возвращается, в обитель. Во время этого хода братья поют догматики. Установлен он по общему церковному чиноположению для освящения воды. 2. 29-го июня, в день св. Ап. Петра и Павла. В соборном храме начинается тогда молебен Пресвятой Деве Богородице. С первою песнею канона выходят из храма и крестным ходом обходят кругом монастыря. Этот крестный ход установлен в обители с давнего времени. Он совершался по возобновлении монастыря во дни строителя Иосифа и игумена Ефрема и в последующее за тем время, до настоящих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта 6 , а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Пред­стоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение (Ин 3:3–5) и кончина — как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события 7 . Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась “пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою въ град во Псков, и бысть радость и веселие въ граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа” 8 . Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского, которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику 9 . Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.

http://pravmir.ru/triodnaya-pamyat-muche...

Мы как народ и как Церковь не претендуем ни на какие политические объединения, которые являются значимыми опять-таки для людей, отмеряющих время короткими промежутками. Но мы никому не дадим попрать благоговейную память, а значит и сознание народа, связанного тысячелетней единой духовной историей, единством нашей Церкви. И в эти тяжелые времена междоусобной брани на востоке Украине мы возносим молитву о примирении людей, о том, чтобы Господь исцелил язвы, исцелил болезни, укрепил в духовном единстве наш народ, сохранил его свободным, независимым от чужеземных влияний, способным устроять свое будущее на основе того духовного фундамента, который был положен святым равноапостольным князем Владимиром, который взращивался митрополитами Киевскими, Киевскими и Владимирскими, Киевскими и Московскими, Московскими и всея Руси митрополитами и Патриархами. Кому же мешает это духовное единство? Оно ведь не претендует на политическую организацию. Оно может мешать только тем людям, кому мешает наша Церковь. Потому что очевидно, что Церковь никогда не отождествляла себя ни с одной формой правления и ни с одной политической структурой, ибо она несет ответственность пред Богом за весь народ, крещенный в Киевской купели, за всех его преемников, за всех, кто несет на себе печать этого крещения. Поэтому с совершенно особым чувством я совершал сегодня Божественную литургию в день памяти святителя Петра и освятил древний храм начала XVI века, заложенный в честь святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Верим, что по его молитвам Господь умирит народ Свой, дарует ему силы к тому, чтобы совместно исповедуя православную веру в Господа и Спасителя, будучи объединенным единой Церковью, идти вперед, утверждая величайшие и мироспасительные заповеди Господа нашего Иисуса Христа, никогда не поддаваясь ни на какие греховные искушения и не изменяя своим крещальным обетам. Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Петр, за Ваши добрые слова и за подарок. И со своей стороны хотел бы подарить этот старинный образ святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В его руках — жезл святителя Петра. Это не случайно, потому что Патриарх Ермоген был первым из патриархов, кто при своей интронизации принял жезл святителя Петра. В этом символическом деянии — выражение веры Церкви в духовное преемство всех поколений иерархов с момента крещения при князе Владимире и до сегодняшнего дня, преемство всех первосвятителей земли Русской. И пусть в монастыре, посвященном памяти святителя Петра, хранится этот образ Патриарха Ермогена, держащего в руках святительский посох митрополита Петра. 

http://patriarchia.ru/db/text/3727415.ht...

Андрей Рогозянский . Почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло . Фото из семейного архива автора//Фома. - – сентябрь 2017. – С.28-32. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). См. также: Елена Пискарева , режиссер, мама четверых детей//Фома. -   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Реклама: С.33.   Римма Зандман Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться . Подготовил Виталий Каплан . Фото www.lori.ru// Фома. - – сентябрь 2017. – С.34-37. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии 1512.          ВЕРА (раздел). – С.30-54.    Школа «Фомы». Именины: Петр. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Петр: мужское имя древнегреческого происхождения. Переводится как «скала», «камень»; Дни памяти : 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. 3 января – день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца; Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (вторая половина XIII в. – 1326) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святителя Петра. В день святителя Петра в Москве. Фото. Высоко-Петровский монастырь. Фото www.lori.ru ; Святые с именем Петр : Апостол Петр (I век). Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862-1937) – верный сподвижник Патриарха Тихона; Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079-1142) – средневековый философ-схоласт и поэт. Петр Мамонов (род. в 1951) – актер, музыкант, поэт, сыграл главную роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Фото Павла Смертина; Интересные факты ]//Фома. - – сентябрь 2017. – С.38-39. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).   Александр Ткаченко . Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Фото Enc Photography/Flickr//Фома. - – сентябрь 2017. – С.40-44. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

В иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема: в правой части среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра, напоминающий о Петре Великом, а в левой части находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровнысвятой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Федоровича (будущего Петра III) — святого Ианнуария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) — святой Екатерины; а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского — на день их памяти пришлось восшествие на престол Елизаветы Петровны. К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. В 1756-1758 гг. была сооружена колокольня; к осени 1760 года на храм были водружены кресты. Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, в канун храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. По великолепию и размерам Николо-Богоявленский собор в то время уступал лишь Петропавловскому, и на освящении императрица Екатерина повелела именовать его Морским. Этим повелением было определено значение храма для истории российского флота. Со времени Екатерины II морские победы стали праздноваться в Никольском соборе. В память о сражениях 1770-1790 годов Екатерина II пожаловала в собор 10 икон в золотых ризах, причем каждая икона напоминала о победе в день памяти святого, на ней изображенного. 14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года. 6 апреля 1918 года, после прихода к власти большевиков, Николо-Богоявленский собор получил статус обычного приходского храма. В апреле 1922 года из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари общим весом 328 килограммов. В этом году собор стал одним из первых центров борьбы с обновленцами, которую возглавили епископ Ямбургский Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и епископ Петергофский Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской лавры, впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1923 году, после того как были высланы епископы Алексий и Николай, а также настоятель храма протоиерей Александр Беляев, в Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец, а из храма изъяты уникальные ценности. Но в январе 1924 храм вновь вернулся под омофор Патриарха Тихона, а в марте 1924 года настоятелем стал протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий.

http://patriarchia.ru/db/text/2236174.ht...

Когда же святитель Максим скончался, великий князь Киевский Михаил, святой Божий человек, живший в то время во Владимире и имевший также в уделе город Тверь (а потому вошедший в историю как Михаил Тверской), пожелал, чтобы Киевским митрополитом стал его единомышленник Геронтий. И он отправляет Геронтия в Константинополь, чтобы тот принял от Патриарха Константинопольского посвящение на кафедру святителей всея Руси. Но одновременно и благочестивый галицкий князь Юрий Львович направляет в Константинополь Петра, игумена обители на Рате, и там, в Константинополе, совершается действительно Божественное избрание — Патриарх избирает не посланного великим князем Геронтия, а посланного князем Юрием будущего святителя Петра, и на него возлагаются святительские одежды. Как святитель Киевский и всея Руси, Петр возвращается на Русь и поселяется в Киеве. Это было очень рискованно, город регулярно разорялся, и митрополит всея Руси мог погибнуть. Все же целый год святитель Петр жил на исторической кафедре, но затем, как того требовало благоразумие, удалился в город Владимир-на-Клязьме под охрану великого князя и здесь совершал свое служение. А затем, несомненно по воле Божией и Его промыслу, он покидает Владимир, который был в то время столицей Руси, и отправляется в Москву. Князь Иван Данилович Калита, любивший Москву, предложил ему приехать в этот город, и, откликнувшись на эту просьбу, святитель Петр прибывает в Москву, где закладывает общерусский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — на том самом месте, где мы сейчас стоим. С этого святого храма и началась новая история Руси с центром в городе Москве. Святитель Петр не дожил до освящения собора — он вскоре скончался и был торжественно похоронен прямо здесь, в строящемся храме. А ныне его мощи пребывают вместе с нами, освящая этот престол Патриархов Московских и всея Руси. По воле Божией именно в этом соборе совершались самые выдающиеся события нашей гражданской и церковной истории. И какая же нам радость начать в 2013 году торжественные богослужения именно с Литургии у мощей святителя Петра, в день его памяти, под сводами исторического Успенского собора, который и определил Москве быть столицей!

http://pravoslavie.ru/58550.html

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор храма святителя Николая в Покровском (старший регент — Ю.П. Ильюхова). На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. К престольному празднику в храм для поклонения был принесен старинный ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. По окончании богослужения и.о. настоятеля храма святителя Николая в Покровском протоиерей Павел Кондраков приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая, написанный b XIX веке. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал Пюхтицкую икону Божией Матери. Завтра, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Первый деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Покровское-Рубцово, которое находилось на территории современного Басманного района Москвы в северо-восточной части Центрального административного округа столицы был построен не позже нач. XVII века. По указу царевны и великой княжны Ирины Михайловны в 1676 году церковь была отстроена вновь. В 1721 году деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста. В 1740-1750-х годах прихожанами Никольского храма была семья будущего полководца Александра Суворова. Строительство каменного храма Николая Чудотворца началось в первой половине 1750-х годов. В 1763 года деревянный храм с приделом и пристроенная к храму в 1721 году церковь Ирины мученицы сгорели «все без остатку». В это время продолжала возводиться новая церковь: столпообразный одноэтажный храм, напоминавший массивным величественным блоком четверика деревянный дом или крепостную башню, отстроили «весь из кирпича толстого тяжеловесного обожженного без клейм». Освящение новопостроенного храма святителя Николая с колокольней состоялось в 1766 году. Были освящены престол Никольского главного алтаря и престол южного придела святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1824 году. В 1890-1892 годах была осуществлена капитальная перестройка храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

Григорий Нисский посвятил П. 2 текста: «Защитительное слово о «Шестодневе»», в к-ром он объясняет отдельные места из труда свт. Василия Великого, и трактат «Об устроении человека». П. пользовался при жизни авторитетом, сравнимым с тем, к-рый имел его старший брат. В 368-369 гг. ( Maraval. 1971. P. 184. Not. 1), когда в Каппадокии случился голод, П. принял деятельное участие в помощи населению. Григорий Нисский по этому поводу замечает, что о его милосердии говорили в округе ( Greg. Nyss. De vita Macr. 12). П. отошел ко Господу после 392 г. ( Maraval. 1971. P. 182-183. Not. 1). А. Грюнерт Почитание Нек-рые затруднения вызывает вопрос о традиции почитания П. как святого. Свт. Григорий Нисский в письме свт. Флавиану I , архиеп. Антиохийскому (ранее ошибочно приписывалось свт. Григорию Богослову, см.: Silvas 2007. P. 105-106), датируемом, вероятно, 383 г. (Ibid. P. 106; возможен диапазон дат от кон. 381 до 394), сообщает о праздновании в Севастии Армянской памяти «блаженнейшего Петра» в один день с памятью Севастийских мучеников , 40 (9 марта). Уже в «Acta Sanctorum» отмечалось, что Петр, о к-ром говорится в послании свт. Григория, не может быть отождествлен с его братом (т. е. П.; см.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 590; Mart. T. 2. P. 29-30), и речь, т. о., должна идти о более раннем святом. Поскольку П. на момент написания письма являлся правящим архиереем Севастии Армянской, инициатива в установлении дня памяти древнего святителя, вероятно, принадлежала ему (см.: Silvas 2007. P. 106). В нек-рых версиях Мученичества 40 мучеников приводится имя еп. Севастийского Петра, к-рый обрел мощи святых (напр.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 25); очевидно, именно его память была объединена с памятью мучеников, так что первоначально празднование в честь св. Петра Севастийского совершалось 9 марта ( Maraval. 1990. P. 86-87). В научной лит-ре этот святой по хронологическому признаку обозначается как Петр I Севастийский ( Devos. 1961), в то время как брат Василия Великого именуется Петром II Севастийским. Память Петра I Севастийского отмечается в арм. традиции под 15 янв. ( Daniel H. A. Codex liturgicus Ecclesiae Universae in epitomen redactus. Lpz., 1853. T. 4. F. 1. P. 251).

http://pravenc.ru/text/2580096.html

1 декабря 1860 года Нижегородский епископ Нектарий (1860-1869) освятил главный престол храма в честь Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев, 14 декабря - правый придел в честь апостола Иасона и Николая Чудотворца, 16 декабря - левый придел в честь евангелиста Луки. В ХХ веке Трехсвятскую церковь постигла судьба большинства храмов России. После революции 1917 года храм был разорен, а в молельном зале устроено общежитие. В 1998 году на средства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началась реставрация храма. 11 июня 2004 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, день памяти которых празднуется 18 октября. Престолы: главный - в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; правый - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и в честь апостола от 70-ти Иасона; левый - в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=300 Трехсвятительская церковь по своему построению принадлежит к числу новых церквей города: она построена в 1860 г. тщанием нижегородского купца Коптева, в византийском стиле, с пятью большими куполами или главами. В ней три расположенные в ряд престола: главный или средний – во имя Трех Святителей российской церкви Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских; правый придельный – во имя св. апостола Иасона и св. Николая, а левый – во имя св. еванг. Луки и преп. Андрея Критского. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. К середине XIX века район Нижнего Новгорода, расположенный южнее улицы Полевой (ныне улица Горького) между Петропавловским кладбищем (ныне парк им. И.П. Кулибина) и Крестовоздвиженским монастырем (вблизи современной площади Лядова), осваивавшийся с 1836 года, всё еще оставался новозаселенной окраиной. Газета «Нижегородские губернские ведомости» писала в 1859 году: «В особенности Нижний раздвинул свои пределы к юго-востоку. В краткое время там явилось более 200 домов. Тишина, растворенный воздух, ровная обширная местность, не лишенная и воды – всё благоприятствует новому населению». Правда, прежде чем это произошло, пришлось ликвидировать располагавшиеся здесь канатные заводы и наладить по дамбам через овраги связь этого «завражного выселка» с другими частями города.

http://sobory.ru/article/?object=01818

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010