Итак, стремительно выскочив перед ним откуда-то из рощи, она помчалась вперед, то скрываясь за деревьями, то выбегая на тропу, и, постоянно ускользая, двигалась перед тем страстным охотником 209 на расстоянии не столь близком, чтобы можно было схватить [ее] руками или попасть стрелой, но и не так далеко, чтобы казалось невозможным ее поймать 210 . Вот так оленуха почти весь день убегала, а он преследовал ее – вернее, поведаю вам истину, она указывала дорогу, а он следовал за ней. Ибо она подошла к преподобному, приведя [за собой] человека, который безудержно устремлялся вперед, не сводя [с нее] глаз и умом прилепившись к добыче 211 . Затем, внезапно увидев совершенно седого человека, страшно худого, грязного, совсем иссохшего, лишенного всякого покрова, [охотник] в крайнем испуге тотчас обратился в бегство. В самом деле, неожиданное зрелище в пустынном месте даже если и не вызывает сильного страха, способно смутить душу мужа и лишить силы воли. § 37 И вот, когда [охотник], уязвленный стрекалом страха 212 , обратился вспять, человек Божий громко вскричал: «Человек, я и сам – человек! Так наберись же смелости и, прекратив бегство, не робей вернуться к нам 213 , ибо Бог, верно, послал тебя сюда, дабы сегодня ты выслушал [рассказ] о моей жизни». И в самом деле, охотник, услышав сие восклицание, пришел в себя и затем [подошел] к преподобному. Подробно, с мольбой, он расспросил о его жизни и таким образом [все] узнал [о ней] с начала и до конца: о причине [его] порыва к лучшему, о следствии этого порыва, путешествии и восхождении на Гору, об искушениях от лукавого и трофеях [победы] над ним, о множестве благодатей от Бога. Впоследствии, вернувшись туда, где мог быть всеми услышан – то есть в свой дом – [охотник] передает этот спасительный рассказ и другим [людям]. Именно это повествование передавалось [из уст в уста] и переходило от отцов к детям, подобно некоему ценному наследству (а кто-то его сразу записал), пока [оно] не дошло и до нас [нам же] на благо. [И по сей день] живет оно в памяти [людей] и его благотворная сила не ослабевает, являя всем [нам] пример всякого блага, совершенно безошибочный образец [праведной] жизни и идеальное начало 214 всякой добродетели, не смешанное с каким-либо пороком 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Вижу две стороны, восседающие на диспуте: одна сторона – раввины иудейские, другая – толкователи наши. Раввины, толкующие Моисеевы книги, говорят, что там было два столпа: особый – облачный, днем и особый – огненный, ночью. И думается мне, что это правильно, ибо одно – стихия огненная, другое – облако, которое состоит из водного естества, а вода с огнем и огонь с водой никогда не могут быть вместе в мире. И если бы огонь и облако были в одном столпе, то возникла бы между ними немалая вражда (бывает, что малая молния огненная попадает в водное облако, а какой гром производит – страшно и слышать!). И тогда случилось бы так: сошедшись в одном столпе, огонь и облако побороли бы один другого: или облако водное угасило бы огонь, или же огонь иссушил бы влагу облачную и уничтожил бы облако. Немалого страху исполнились бы тут израильтяне, если бы начал огонь брань свою с водой, подобную той, какую мы видим во время грозы, когда в темных водных облаках бывают страшные блистания и громы, как сказано в псалме: «От гласа грома Твоего устрашатся» ( Пс. 103:7 ). Другая сторона, или толкователи наши христианские, говорят, что был только один столп, а не два: облачный – тот же, что и огненный. Днем столп был облаком, а ночью огнем. И когда в ту ночь, в которую люди переходили через море, столп стоял позади, между полком израильским и египетским, то с той стороны, где находились люди израилевы, он был огненным, светя им, чтобы видели разделенное море, сухой путь по дну морскому и другой берег моря. С той же стороны, где стояли египтяне, он был облачным, темным, не давая света, так что они ничего не могли видеть. И было там облако, соединенное вместе с огнем в одном столпе: одна половина столпа была огненная, другая облачная, как говорит и Святое Писание: «И было облако темное, светящее ночью» ( Пс. 104:39 ). Столп был и светлый, и темный: темный, как облачный, и светлый, как огненный, чтобы светить им ночью. Может быть, кто-либо спросит: как же соединились огонь и облако, состоящее из естества водного? Как один не препятствовал другому? Каким образом облако не угасило огня, или огонь не иссушил облака? На это отвечаем: Сам Господь творил здесь эти чудеса, а в чудесах всегда усматривается то, что они совершаются сверх естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иди, Израиль, с Богом из Египта в назначенный тебе путь твой! Ты же, стихия огненная, вместе с облаком готовься быть проводником. Встань, говорю, перед полком и ты, столп облачный, и ты, столп огненный, встаньте оба вместе, людей Израилевых ведите! Мы же, о слушатели, поставим рядом с ними перед собой ныне празднуемых наших духовных столпов, рассмотрим, подобны ли наши тем, или те нашим? Но когда я хочу начать уподоблять столпы наши сказанному в Божественном Писании, представляет для меня немалую трудность одно слово Святого Писания из истории Моисеевой. В XIV главе Исхода читаю следующее: «Воззрел Господь на полк египетский в столпе огненном и облачном и привел в замешательство полк их» ( Исх. 14:24 ). Обсуждая эти слова: «Воззрел в столпе огненном и облачном», – спрашиваю, почему в столпе, а не в столпах, почему в единственном числе, а не во множественном? Затем и целый ряд выражений в истории Моисеевой, описывающей переход Израиля через море, указывает, что когда люди пришли к морю, столп, который вел их и шел впереди, возвратился назад и встал между израильским и египетским полками, отделяя их один от другого. И в то время, как столп тот был позади, о другом столпе, впереди израильтян, в Писании не упоминается. Он говорит только об одном столпе, стоявшем сзади, и называет его облачным и огненным: «Воззрел Господь в столпе огненном и облачном». Но если там был только один столп, то можно ли будет уподобить в чем-либо двух наших столпов духовных? Итак, поставлю этот вопрос: были ли там два столпа – облачный и огненный, – или один? Если посмотрю мысленными очами, то вижу только один, хотя и слышу о двух. Если посмотрю днем, вижу столп облачный, огненного же не видно, а если посмотрю ночью, то вижу столп огненный, и нет облачного, а ведь при огненном столпе, далеко вокруг освещающем, можно бы видеть и облачный. О чем сами не знаем, о том спросим у людей, и у людей сведущих, разумных. Но кто может быть более сведущим, чем толкователи Божественного Писания, проникающие в неведомые тайны? К ним я и обращусь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Владика висловив подяку Церкви за Церкви. «Не дивлячись на випробування Православна Церква не вистояла, не залишилася Церквою але стала ще наша Церква 53 близько 12300 250 У Церкви несуть послух понад 100 12400 4600 Його Блаженство. бувало, в наш час так, що втручатися в церковне життя використовувати Церкву в хочуть управляти Церквою, однак Церква не повинна на спроби. Церква не може на догоду вимогам людським, — зазначив митрополит що Церква незручна для людини, яка звикла жити пристрастями. Проте не Церква повинна вимоги природи, повинен сам людина повинна намагатися стати кращим, Христу». Предстоятель Церкви звернувся до православних владики, брати сестри, нас дивують ходи, охопили вашу землю задля та захисту ваших святинь. Нас ваше стояння у ваша у Для нас, православних ваш приклад надихаючим. Ми з вами, щоб не свята, а й щоб ще раз " Брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден "  (Притч. 18, 19)». За УПЦ Служба ВЗЦЗ , , грецька за темою На Сербському " в звершили поминання Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Коломенська передала допомогу у Волноваський район. зведення про допомогу 18 2024 року) [Стаття] У надають адресну допомогу мешканцям. зведення про допомогу 17 2024 року) [Стаття] У надали адресну допомогу " ям Донбасу та зведення про допомогу 16 2024 року) [Стаття] Синодальний передав допомогу до зведення про допомогу (за 13-15 2024 року) [Стаття] За депутата у захоплено Покровський храм села Православна Церква в небаченого та насильства Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник Влада приховати факти порушення прав У екзархату пройшов курс з Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля : У з Руською Православною Церквою [Ihmepb " ю] У пройшла IV науково-практична читання» На Сербському " в звершили поминання Представники в взяли участь у Начальник в Церкви взяли участь у у Горненському з ключовими словами Сербська Церква – Православна Церква – розколи в – icmopuчha Церкви –   новини з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5601116...

После пятилетней безмолвной жизни, убежден будучи просьбами некоторых посетителей, Отец Серафим начал принимать и посторонних. Первый принял от него благословение бывший Тамбовский губернатор, посетивший обитель 1815 года в сентябре месяце. С сего времени Старец не отказывал никому, кто только желал принять от него благословение и воспользоваться его советами; а потому и посетителей время от времени более и более умножалось. Многие из дальних мест начали приходить к нему для принятия от него благословения и полезных советов. Приходящих к нему он благословлял и делал им краткие поучения, смотря по душевным нуждам каждого. При сем он имел обыкновение приходящим к нему раздавать антидор и мелко искрошенные благословенные хлебы; и все принимали от него оные с благоговением, почтением и любовью. В затворе пробыл он семнадцать лет. От столь долгого пребывания в затворе пришел он в крайнее изнеможение и особенно стал чувствовать сильную головную боль; почему и спросил врачей, каким бы образом можно было ему облегчить болезнь, и хотя несколько восстановить свое здоровье. Они советовали ему или открыть кровь или выходить на воздух. А как он во всю жизнь свою не лечился; то и избрал последнее. Но так как сие он положил себе за правило, чтоб ничего не предпринимать, не получив какого-нибудь извещения свыше; то и в сем случае открыл он в молитвенном возвышении к Господу Богу намерение свое и просил на сие Божественного извещения, которое и получил. Почему 1825 года ноября 25 го дня, в память Святителей Климента Папы Римского и  Петра Александрийского , в первый раз вышел он из затвора в лес. За дальностью расстояния первой келлии, он построил себе другую поближе при речке Саровке, от обители расстоянием около двух верст, где имел он отдохновение во время дневных трудов, и приносил Всевышнему молитвы. С тех пор он, кроме праздников и воскресных дней, каждый почти день ходил в лес, и там занимался то приготовлением дров для топки келлии, то возделыванием грядок для саждения картофеля, и к вечеру всегда возвращался в обитель. Во время хождения из лесу в келлию и из неё в лес, он имел обыкновение носить в мешке на себе камни, и на вопрос, для чего он их носит, отвечал: я, по Ефрему Сирину , томлю томящаго мя. Во время такового его уединения многие из братии слышали его часто поющим Антифон: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме. Сие пение было не простое биение воздуха, но было выражением сердечного его чувствования; ибо он сие делал в восторге духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

6395. ЕГО ЖЕ. Царь Николай Многострадальный. – 1998, 6, 45. 6396. ВЛАДИМИР, архиеп. Слово в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги. – 1994, 7–8, 14. 6397. НИКОДИМ, митр. Слово в день памяти преподобного Паисия Величковского . – 1991, 11, 43. 6398. ГЛУШАКОВ А., прот. Поминайте наставников ваших… (В день памяти святых апостолов Петра и Павла). – 1993, 7, 62. 6399. КЛЕМЕНТЬЕВ В., свящ. “К почести вышнего звания”. (День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). – 1984, 7, 47. 6400. НИКАНОР, архиеп. В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. – 1988, 7, 46. 6401. НИКОЛАЕВ Д., свящ. Апостолов первопрестольницы…-1989, 7, 34. 6402. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ) , митр. Апостольские уроки. (В день памяти апостолов Петра и Павла). – 1992, 7, 31. 6403. РОЛДУГИН Л., прот. Ловцы человеков. – 1991, 10, 44. 6405. НЕФЕДОВ Г., прот. В день памяти преподобного Пимена Великого . – 1987, 9, 48. 6406. СМИРНОВ Н., прот. В день памяти преподобного Пимена Великого . – 1984, 9, 44. 6407. СВЯТИТЕЛЬ Василий Великий . Беседа в день памяти сорока мучеников Севастийских. – 1992, 3, 19. 6408. А.И. Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче Серафиме…-1994, 7–8, 126. 6409. ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ) , архиеп. В день памяти преподобного Серафима Саровского . – 1991, 7, 36. 6410. АНДРОНИК, игум. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского. – 1986, 7, 36. 6411. АНТОНИЙ, митр. Преподобный Сергий Радонежский. – 1992, 10, 34. 6412. БУЛГАКОВ С. , прот. День Преподобного Сергия. – 1992, 7, 2. 6413. ЖИЛА С., прот. Сосуд Христовой любви. (В день памяти Преподобного Сергия Радонежского). – 1993, 7, 60. 6414. ЗНАМЯ Преподобного Сергия Радонежского. – 1992, 10, 3. 6415. ИННОКЕНТИЙ, архим. Памяти Преподобного Сергия Радонежского. – 1991, 10, 41. 6416. КУМЫШ В., свящ. Слово в день преставления Преподобного Сергия Радонежского. –2000, 11, 85. 6417. КУЧЕРЯВЫЙ В., прот. В похвалу Преподобному Сергию. (К 650-летию основания Троице – Сергиевой Лавры). – 1987, 7, 45. 6418. ЕГО ЖЕ. Не смолкают молитвы в Лавре Преподобного Сергия. – 1988, 10, 53.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського з ключовими словами собори московського кремля   фотоальбоми в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського в Торжества Православ " я у Христа Спасителя. на Раменського Наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я у Христа Спасителя. Всеношна та за жертвами теракту в «Крокус у п " ятницю Великого посту. Передосвячених у Христа Спасителя у четвер Великого посту. " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2311315...

Патриаршее слово в день памяти святителя Петра, митрополита Московского 3 2008 р. 17:08 В день памяти святителя Петра, митрополита Московского , Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля . По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Я поздравляю Преосвященных архипастырей, которые сегодня вместе со мной совершали Божественную литургию. Благодарю пастырей, которые сегодня сослужили Нам, всех священнослужителей, которые участвовали в Божественной литургии в день памяти великого святителя Петра, митрополита всея Руси, Московского чудотворца. В 1325 году перенес он местопребывание Русских Первосвятителей в город Москву. Он заложил этот Успенский соборный храм — трудно даже представить, что это произошло почти 700 лет тому назад! За это время свершалась славная история Руси со всеми ее трудностями и испытаниями — вражескими нашествиями, междоусобными бранями, революцией, гражданской войной. В молитве свт. Петру Московскому мы особо просим благословения, мира и благополучия Первопрестольному граду Москве и всей Церкви нашей. Просим, чтобы он своими молитвами предстательствовал за нас перед Престолом Божиим. Думаю, не случайно, что первое богослужение соборное, которое мы совершаем в Новом году в Москве, приходится на день памяти свт. Петра, митрополита всея Руси, Московского чудотворца, который на камне веры основал и этот святой храм. Благодаря переносу митрополии из Владимира на Клязьме в Москву он утвердил ее как новый Первопрестольный град Святой Руси. Мы верим в молитвенное предстательство свт. Петра, мы молимся ему и благодарим Бога за то, что имеем возможность перед его святыми мощами просить его молитвенного предстательства за всех нас и всю нашу землю и Церковь Русскую пред Престолом Божиим. Еще 20 лет назад трудно было даже представить, что мы будем вновь молиться в Успенском соборе Кремля, будем иметь возможность молиться перед святыми мощами свт. Петра Московского. Но это стало реальностью! Я поздравляю всех Вас с праздником свт. Петра, поздравляю всех Вас с Новым наступившим годом, молясь чтобы Господь хранил Отечество наше в мире, согласии и благополучии, чтобы Церковь Христова осуществляла свою спасительную миссию. Архипастырям молитвенно желаю помощи Божией в их трудах по окормлению православных верующих земли нашей. Пастырям молитвенно желаю помощи Божией в пастырских, духовных трудах. Вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с наступившим Новолетием. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Благодарю регента и певчих регентской семинарии нашего города за молитвенное пение, которым они сегодня помогали нам возносится от земных забот, трудов и попечений к Богу за Божественной литургией. С праздником всех Вас! Седмица.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206662...

В Неделю святых отец и день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля 3 января 2010 г. 13:42 3 января, в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец, и день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам свт. Петра, покоящимся в алтаре основанного святителем собора. Его Святейшеству сослужили: архиепископы Истринский Арсений , Сергиево-Посадский Феогност , Нижегородский и Арзамасский Георгий ; епископ Красногорский Савва ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков ; благочинный Преображенского округа протоиерей Леонид Ролдугин ; директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Борис Даниленко; члены Епархиального совета г. Москвы . За богослужением пел хор храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке . После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь , посвященную духовному значению воспоминаемых сегодня событий священной истории. По заамвонной молитве был пропет тропарь праздника. Предстоятель прочитал молитву ко свт. Петру и поклонился вместе с участниками богослужения мощам святителя. Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил верующих с днем памяти свт. Петра, отметив значение деятельности святителя для единства Русской Церкви: «Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником — днем памяти святителя Петра, великого Российского чудотворца, который соединял, пребывая здесь, в Москве, и Киев, и Владимир, и Москву — все исторические столицы, и поддерживал единство Русской Православной Церкви. В его память совершается особое торжественное богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, который был заложен по его воле и по его благословению. После того, как заложен был сей собор, столица нашего государства перешла из Владимира в Москву; и верим, что и ныне Первопрестольный град Москва молитвами святителя Петра восходит от силы к силе. Мы же с вами должны христианским житием поддерживать духовную жизнь нашего Отечества, дабы сила Отечества была не только материальная, но и духовная, как всегда то было на Святой Руси. Молитвами святителя Петра да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и всех, кто с верой и молитвой обращает к нему свое сердце. Аминь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/981967.htm...

Праздники престольные бывают в следующие дни: 1) Праздник главный престольный, в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6-го августа. 2) В зимней церкви, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15-го августа. 3 и 4) в храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28-го июня, и второй – в день пренесения св. мощей, 11-го сентября. 5) В нижней церкви при больнице, в пятницу, в неделю святой Пасхи, в день празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6) В верхней больничной церкви, в день Святой Троицы. 7) В храме св. апостолов Петра и Павла, 29-го июня. В скиту Всех Святых в верхней церкви: в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8-го ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13-го июля, и в нижней церкви, в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-островском в день памяти преподобного Александра Свирского , 30-го августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день рождества св. Крестителя, 24-го июня, и в день усекновения честной его главы, 29-го августа, и в нижней, в день св. Трех Святителей, 30-го января. В скиту св. Николая, в день памяти Святителя, 6-го декабря, и в день перенесения св. его мощей, 9-го мая. В скиту св. пророка Илии 20 июля, в день его памяти. В скиту Коневской Божией Матери 10 июля. В скиту преп. Авраамия Ростовского 29 октября, в день его памяти. В церкви всех Преподобных отец в посте просиявших, находящейся при новом кладбище, в день их памяти – в сырную субботу. В воскресные и праздничные дни служба на Валааме весьма продолжительна. Но внятное чтение, трогательное пение, церковное благочиние, вид самых иноческих одежд – словом, весь строй монастырского богослужения возбуждает в сердце каждого особое благоговение и многих трогает до слез. Миряне, непривыкшие к продолжительным церковным службам, в Валаамских храмах с благоговением выслушивают их от начала до конца, забывая при помощи благодати Божией всякую усталость. Во всех часовнях во дни празднования тем святым, в честь которых они устроены, также и у крестов, совершаются молебные пения с водоосвящением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010