По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона Преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. Затем Святейший Владыка направился в Троицкий собор, где поклонился мощам Преподобного Сергия Радонежского и иконе Святой Троицы. У Троицкого собора состоялась беседа Его Святейшества с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим всероссийским праздником — памятью святого Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Каждого из нас Преподобный приводит особым путем к его целебным мощам: одни идут сюда с сомнениями, с любопытством при полном отсутствии веры; другие идут как к последнему прибежищу, где можно получить ответ на самый главный вопрос своей жизни и испросить помощь в самых, может быть, тяжких жизненных обстоятельствах. Но с каким бы чувством и с какими бы намерениями (кроме, конечно, намерений злых) человек ни приходил к святым мощам, он уходит иным — не тем, кем он пришел, потому что Преподобный Сергий источает великую благодать. Через его мощи, через его тело Господь дарует нам Свою силу, потому что Преподобный Сергий уподобился Богу еще при земной жизни, и сегодня он вместе с Ним в Небесном Царстве. Но не может человек, любивший так сильно других людей на земле, забыть о них после смерти. Его любовь продолжается. И Преподобный Сергий любит нашу страну — единую историческую Русь; он любит народы, которые населяют это великое единое духовное пространство, он отвечает на молитвы тех, кто помнит его святое имя. И сегодня, быть может, как никогда, мы просим Преподобного не отвращать свою милость от страны нашей, от народа нашего, от всех тех, кто сегодня сталкивается с трудностями, ибо многие и многие трудности встречаются сегодня на пути людей.

http://patriarchia.ru/db/text/697541.htm...

21 мая 2005 года в день памяти апостола Иоанна Богослова Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел освятил престол в храме Воскресения и Крест для купола часовни Прп.Сергия Радонежского. 3 сентября 2005 года состоялся первый Крестный ход вокруг города Теплодара с мощами святителя Николая Чудотворца. 13 сентября 2005 года архиепископ Почаевский Владимир передал в дар монастырю икону преп. Ивова Почаевского и икону преп. Амфилохия Почаевского с частицами их мощей. 26 сентября 2005 года первый - престольный праздник в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 8 октября 2005 года - установление и освящение иконы - мозаики Прп. Сергия Радонежского на часовне. Но чья-то злая рука в этот же период времени разбивает лампаду у иконы Сергия Радонежского, а саму икону забрасывают комьями грязи. 10 ноября 2005 года освятили и подняли Крест над центральным куполом храма Воскресения в день памяти преподобного Иова Почаевского. 5 декабря 2005 года игумения Елисавета Гефсиманского монастыря Марии Магдалины РЗЦ в Иерусалиме передала в дар обители мощи прпмц. Княгини Елисаветы и прпмц. Варвары. 14 декабря 2005 года схиархиепископ Алипий передал в дар монастырю частицы мощей: прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского, свт. Луки Крымского, свт. Патриарха Тихона, свт. Игнатия Брянчанинова , свт. Алексея Карпаторусского. 1 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил купола и кресты храма Воскресения. В этот же день владыка совершил первый постриг в рясофор послушницы монастыря. 22 марта 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский во время всенощного бдения совершил постриг в малую схиму трех насельниц монастыря. 18 ноября 2007 года Крестным Ходом по маршруту Афон – Греция – Бари (Италия) – Одесса прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», писанная для монастыря на Святой Горе Афон. 15 мая 2008 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил икону свв.Бориса и Глеба и Голгофский Крест, установленные на въезде в наш город. Сегодня, возрождая традиции монастырской жизни по принципу взаимодополнения труда и молитвы в аскетическом делании, матушки монастыря трудятся в просфорне, на монастырской кухне, швейной мастерской, на небольшом участке огородных грядок и сада.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Святой благосоловил наше воинство на брань, но одновременно он был великим миротворцем. Вот что говорится в документе: " Наряду с огромной духовной работой, Радонежский игумен часто оказывал решающее влияние и на ход чисто земных событий. Среди его деяний – замирение враждующих князей, предотвращение церковных нестроений. Неоднократно паломничества преподобного в обособленные от Москвы княжества носили характер дипломатических миссий и приводили к созданию прочного государственного союза русских земель. Святой старец стоял у истоков русской монархии, приняв завещание Димитрия Донского, где оговаривался принятый впоследствии порядок престолонаследия от отца к сыну " . Иметь дар различения времен, понимать, когда Господь ждет от твоего народа и от тебя лично слова примирения, слова милости, а когда возникает угроза сохранению веры и значит, нужно противостоять тем, кто такую угрозу несет, – вот такой дар иметь очень важно и для современного правителя, и для современного народа. Этот дар дается не только человеческой мудростью, потому что человеческую мудрость Господь многажды в истории XX века посрамлял. Он дается Самим Богом, он дается через богомыслие, он дается через духовный подвиг, он дается через открытость души человека к высшей Божией Истине. Об этом еще не раз скажут наши церковные иерархи, священники, миряне в год, посвященного памяти преподобного Сергия. Очень хочется надеяться, что наши миряне, наш церковный народ примут всем сердцем и всем своим подвигом участие в предстоящих торжествах. Как я уже сказал, в разных епархиях проводятся конференции, круглые столы, во время которых люди могут сказать о том, как они видят сегодня миссию, связанную с подвигом преподобного Сергия, и что из этого подвига должно вдохновить нас в современных условиях. Будут совершены торжественные богослужения, в которых, конечно, люди призываются принять участие в разных местах. Центром торжеств, конечно, станет обитель преподобного – Свято-Троицкая Сергиева лавра. Но за два дня до самого дня памяти преподобного, 16 июля, из Радонежа в Троице-Сергиеву лавру пойдет крестный ход, в котором призываются принять участие все желающие, все наши миряне, а для кого возможно – и священнослужители. Как вы знаете, за день до дня памяти преподобного Сергия Радонежского совершается память святых Царственных страстотерпцев, и эта память тоже будет почтена участниками крестного хода во время особого богослужения.

http://religare.ru/2_104309.html

Святой благосоловил наше воинство на брань, но одновременно он был великим миротворцем. Вот что говорится в документе: «Наряду с огромной духовной работой, Радонежский игумен часто оказывал решающее влияние и на ход чисто земных событий. Среди его деяний — замирение враждующих князей, предотвращение церковных нестроений. Неоднократно паломничества преподобного в обособленные от Москвы княжества носили характер дипломатических миссий и приводили к созданию прочного государственного союза русских земель. Святой старец стоял у истоков русской монархии, приняв завещание Димитрия Донского, где оговаривался принятый впоследствии порядок престолонаследия от отца к сыну». Иметь дар различения времен, понимать, когда Господь ждет от твоего народа и от тебя лично слова примирения, слова милости, а когда возникает угроза сохранению веры и значит, нужно противостоять тем, кто такую угрозу несет, — вот такой дар иметь очень важно и для современного правителя, и для современного народа. Этот дар дается не только человеческой мудростью, потому что человеческую мудрость Господь многажды в истории XX века посрамлял. Он дается Самим Богом, он дается через богомыслие, он дается через духовный подвиг, он дается через открытость души человека к высшей Божией Истине. Об этом еще не раз скажут наши церковные иерархи, священники, миряне в год, посвященного памяти преподобного Сергия. Очень хочется надеяться, что наши миряне, наш церковный народ примут всем сердцем и всем своим подвигом участие в предстоящих торжествах. Как я уже сказал, в разных епархиях проводятся конференции, круглые столы, во время которых люди могут сказать о том, как они видят сегодня миссию, связанную с подвигом преподобного Сергия, и что из этого подвига должно вдохновить нас в современных условиях. Будут совершены торжественные богослужения, в которых, конечно, люди призываются принять участие в разных местах. Центром торжеств, конечно, станет обитель преподобного — Свято-Троицкая Сергиева лавра. Но за два дня до самого дня памяти преподобного, 16 июля, из Радонежа в Троице-Сергиеву лавру пойдет крестный ход, в котором призываются принять участие все желающие, все наши миряне, а для кого возможно — и священнослужители. Как вы знаете, за день до дня памяти преподобного Сергия Радонежского совершается память святых Царственных страстотерпцев, и эта память тоже будет почтена участниками крестного хода во время особого богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/3642394.ht...

– Полный текст доклада: Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 225–253. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Судьба главы преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 2001. 4. С. 33–53. Антоний, архимандрит. Слово на день памяти преподобного Сергия// Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией. 1892. Ноябрь. С. 247–251. Перепеч.: Торжественное празднование 500-летия преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца (25 сентября 1892 года). М., 1892. С. 58–61. Антоний, митрополит сурожский . Преподобный Сергий Радонежский//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 34. Антонов М. Всему миру свет (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления преподобного Сергия Радонежского)//Журнал Московской патриархии. 1993. 5. С. 107–111. Арсений, иеромонах. О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия//Летопись занятий Археографической комиссии. 1876–1877 гг. Вып. 7. СПб., 1884. С. 139–175. – Отд. изд.: СПб., 1877. Архангельский А. Печальник земли Русской преподобный Сергий и основанная им обитель Троице-Сергиева лавра. М., 1895. Ахлюстина М. А. Сергий Радонежский (о нравственном воздействии личности на исторический процесс)//Исторические чтения. Материалы научных конференций. Вып. 7–8. Христианство на Урале (2000). Вдали от столиц: страницы городского быта (2001). Краеведение как явление культуры (2003). Челябинск, 2004. С. 28–34. Балашов Д. М. Ветер времени. Роман//Север (Петрозаводск). 1987. 5. С. 2–60, 6. С. 11–68, 7. С. 4–60, 8. С. 4–53. Балашов Д. Похвала Сергию. Роман//Наш современник. 1991. 9. С. 6–46; 10. С. 67–114; 11. С. 20–68. Перепеч.: Балашов Д. М. Похвала Сергию. Исторический роман о Сергии Радонежском. М., 1997. Балашов Д. М. В обители//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 256–301 [перепеч. из: Балашов Д. М. Ветер времени. Петрозаводск, 1988. С. 33–76]. Бахметева А. Н. Преподобный Сергий, радонежский чудотворец//Московский журнал. 1992. 7. С. 3–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сохранились многие примеры из жизни, когда люди в знак особой благодарности Богу за сохранение и продление жизни стали праздновать память святого, которому молились об избавлении от смерти или чья память совершалась в день их спасения в самых разных обстоятельствах (военное сражение, авария, ситуация, опасная для жизни). Считается, что у сербов очень распространена Слава в честь святителя Николая Чудотворца . Существует даже такое выражение: «В день памяти святителя Николая одна половина сербов празднует эту Славу, а вторая идет к ним в гости». В истории описан интересный пример празднования черногорским племенем Васоевичи памяти русского святого – благоверного князя Александра Невского . По преданию, люди из племени Васоевичей молитвенно обратились к святому Александру Невскому за помощью в борьбе против турок и, получив ее, стали в благодарность отмечать день памяти этого русского святого-воина как Славу своего рода. Память о значительной помощи русских святых бережно сохраняется в сербском народе, а в последнее время можно даже встретить обычай празднования Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского , Сергия Радонежского , блаженной Матроны Московской . Есть храмы, где в качестве храмовой Славы совершается память святой Царской семьи . Память о русских святых бережно сохраняется в сербском народе, можно встретить празднование Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского , Сергия Радонежского Совсем недавно прихожанка монастыря Михольска Превлака (некогда древней лавры) близ города Тиват в Черногории рассказала, что ее прислава – день памяти преподобного Серафима Саровского , которому она благодарна за то, что 15 января, когда русский святой отошел ко Господу, по ее горячей молитве он спас ее от неминуемой смерти в автокатастрофе. Обратившись к истории, мы вспомним события Первой мировой войны. Она была победоносной для сербов, но буквально обескровила страну, ведь в ней погибло почти две трети мужского населения. В особенно решающий и трудный момент для сербской армии, когда она с огромными потерями вынуждена была отступить на греческий остров Корфу, союзники не оказали ей никакого содействия и остались равнодушными к страданиям героических сербских воинов. И тогда в это дело решительно вмешался Русский Император Николай II и заставил союзников прислать корабли для спасения сербов и возвращения их на родину. Во время пребывания на Корфу многие сербы взяли в качестве заветной Славы память преподобного Спиридона Тримифунтского в благодарность за свое спасение от верной смерти.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/krestnaj...

Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

а еще родителям святого с почтением поклонилась. Попросила молитвенной помощи о сыне он был в то время в военном училище и благополучно приехал домой. А еще я прикладывалась к иконе святого просила обвенчаться с мужем, который не ходил в храм. Брала благословение у батюшки и по приезду я мужу сказала что получила благословение на венчание, но не настаивала и он сам спросил когда пойдем на венчание. В храме нас венчали Сергия Радонежского и икона бала та же самая как и в лавре тот же лик Преподобного. галина 18 июля 2013, 12:16 Я наверное самая великая грешница на земле, но когда смотрю на икону прп. Сергия на глаза наворачиваются слезы стыда и трепет охватывает меня перед вечностью. Моли Бога О мне грешной р.б. Галине прп. Сергие. наталья 7 декабря 2012, 11:03 В далеком 1984 году я работала в военкомата.Я тогда была беременна- перед декретом.Пришел мужчина.На вопрос - место работы - он мне ответил,что он священник в церкви.Я будучи далека от церкви - задала ему вопрос: " Вот Вы священик и что верите,что есть Бог? " На это он мне сказал. " А Вы знаете,что у нас была Куликовская битва.А так как я хорошо училась в школе я ему ответила когда,с кем и и что во главе русских стоял Дмитрий Донской.А Вы знаете,что войска монголо-татар превосходили русские силы намного?Можно ли в таких условиях победить так просто.Я задумалась...Спесь моя быстро прошла.А Вы знаете,что на русской земле был такой Святой Сергий Радонежский он благословил Дмитрия Донского на этот бой и мощи его по сей день почитают верующие в России.Он ушел........Разговор с этим человеком запал мне в душу на всю мою жизнь.Но самое удивительное,что вскоре я родила девочку в день Святого Сергия Радонежского 18 июля.Об этом я конечно узнала много лет спустя.Когда дочке было 5 лет мы с ней покрестились.Для меня это чудо настоящее.Спасибо Святому Сергию.Выросла очень хорошая девочка. Чираков Павел 19 июля 2012, 00:38 я его восхваляю еще за то,што он является мерилом познания человека,а через это и Творца бытия.это видно из его подвигов и служения отчизнею

http://pravoslavie.ru/31224.html

Следующий пассаж Похвального слова Сергию, в котором говорится, что Преподобный «не взыска Царьствующаго града, ни Святыя Горы или Иерусалима, яко же азь окаанныи и лишеныи разума», – вызывал сомнение исследователей в написании его Епифанием Премудрым . Считалось, что эти слова больше подходят к Пахомию Логофету, приехавшему на Русь с Афона. Однако, сомнения эти лишены всяких оснований. Во-первых, и в другом месте Похвального слова – в эпизоде, касающемся известности Сергия Радонежского, – речь идет о Константинополе и Иерусалиме: «не токмо въ Царьствущем граде, н и в Иерусалиме, не токмо едини православнии почюдишася добродетелному житию преподобнаго, но и неверии мнози удивишася благопребывателнеи жизни его». Во-вторых, выражение «окаанныи и лишеныи разума» совершенно несвойственно творчеству Пахомия Логофета, а в Похвальном слове Сергию буквально рассыпана однотипная фразеология: «окая свое окаанство», «за оскудение разума и за мелину ума моего», «скудость же ума», «худымь своимь разумомь и растленнымь умомь», «немощен есмь, груб же и умовреденъ» (Тихонр. 705. Л. 106 об., 112, 113 об., 114). Аналогично читаем в Житии Стефана Пермского: «аз бо есмь груб умом, и словом невежа, худ имея разум и промыслъ вредоумен», «аз же окаанныи», «аз многогрешныи и неразумныи», «окаа-ныи», «скудоумныи», «грубости моеи» (Житие святого Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым . С. 2, 101, 106, 107, 111). Определим время написания Похвального слова Сергию Радонежскому. Оно составлено после 1406 г., так как о митрополите Киприане говорится в прошедшем времени: «Тогда же бе в преславнемь и пре-словущем в велицемь граде Москве, украшаяи престол пресвятыя и преславныя владычица наша и Богородица, преосвященныи Кипри-ан митрополитъ». О Сергии автор обещает рассказать в другом произведении более подробно («прочаа его добродетели инде скажемь и многаа его исправлениа инде повем») – следовательно, Слово создано до написания Жития Сергия Радонежского, до 1418 г. Некоторые детали изложения проясняют обстоятельства создания памятника. Слово было написано в похвалу Сергию, читалось 25 сентября – в день памяти Преподобного («от нас днесь ныне похваляем есть, Сергие блаженыи и преподобныи отець нашь»). Читалось оно в Троицком соборе в праздничный день («к духовному веселию ныне съзвавши и яко любителя отець в свитлии сеи церкви радостно прием-лющи и любовию веселящи») (Тихонр. 705. Л. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О помощи ближнему. Из слова после освящения храма Сошествия Святого Духа в поселении Первомайское Троицкого административного округа Москвы, 24 ноября 2013 года. Ил.: В НИИ детской онкологии и гематологии. Москва, Рождество Христово, 7 января 2019. Фото. - С.8; О прощении. Из слова после литургии на соборной площади подмосковного Николо-Пешношского монастыря, 24 августа 2014 года. Ил.: По традиции в Великую Субботу Патриарх посещает приходские храмы столицы. На фото: освящение куличей на территории храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве. 19 апреля 2014. - С.8-9; О вере. Из проповеди в праздник Преображения Господня после литургии в Храме Христа Спасителя, 19 августа 2020 года. Ил.: Торжества в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Крестный ход из Покровского Хотькова монастыря в Сергиев Посад. 16 июля 2014. Фото. - С.10-11; О любви . Из Пасхального послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 30 апреля 2016 года. Ил.: С воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних в Москве. Светлая седмица, 2013. Фото РИА «Новости». - С.11; О служении. Из Рождественского послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 6 января 2018 года. Ил.: Литургия в праздник Вознесения Господня в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Июнь 2014. Фото. - С.12-13; О пандемии . Из слова в день памяти преподобного Сергия Радонежского после литургии в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля 2020 года. - С.12; О молитве. Из проповеди в четверг первой седмицы Великого поста, 26 февраля 2015 года. - С.13. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Эксперимент Достоевского [«“Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”. Это высказывание Достоевского порой вызывает у верующих неприятие и сомнение. Мысль, на первый взгляд, действительно неожиданная, даже крамольная, опасная: как может истина быть вне Христа? Но давайте разберемся, кому и зачем адресует ее писатель...». С этого начинает автор череду рассуждений, в конце которых приходит к такому выводу: «Нет истины вне Христа. А если мы боремся за истину, которая нам кажется безусловной, но в которой Христос не в центре, то эта борьба бессмысленна. Вот, что, мне кажется, Достоевскому удалось выразить очень хорошо»]. Фото Алексея Мякишева//Фома. - – ноябрь 2021. – С.14-15. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010