#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Всё его служение неразрывно связано с судьбами нашего Отечества Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского Протоиерей Александр Шаргунов   07:50 08.10.2022 1149 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Евангелие, которое мы слышим на утрени в день памяти преподобного Сергия, — одно из самых прекрасных и драгоценных во всем Священном Писании. Господь открывает глубину Своего сердца и показывает, что волнует Его. Перед этим Христос сетует на недостаток веры иудеев, которые видели столько знамений и чудес и не веровали в Него. Хотя эта неблагодарность ранит Его, Он находит также причины для радости. И это то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие. То, что так редко встречается в нем. Возвысив голос, Христос начинает молиться в присутствии всех. Эти слова исполнены радости и благодарения. Они открывают источник Его силы — то, что вдохновляет Его и питает Его жизнь. «Отче, — молится Он, — Господи неба и земли». «Славлю Тебя, Отче» — только Он может так произнести эти слова. В них слышится радость Самого Бога. Никто не знал эту радость так, как Христос. Потому что никто никогда не был в таком единении с Богом как Он. Он один мог сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Все предано Ему Отцом Его, и «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Христианам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный человек. Все это представляется невероятным для «мудрых и разумных», как говорит Господь. Но сердцам младенцев — простых людей, «малых сих», ничего не значащих для мира, — открывается истина, когда они встречают Христа.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/08/vs...

Вот почему наша молитва, особенно у святых мест, не должна быть эгоистичной. Мы никогда не должны молиться только о себе. Так уж устроен человек, что он горячее всего молится о себе. Но по-настоящему человек, живущий перед лицом Божиим и знающий Божию волю и Божий закон, понимает, что молиться нужно не только о себе, но о всех, кто заповедовал нам молиться о них, а в первую очередь — о наших родных и близких, но не только. Сегодня наступает то время, когда мы особенно сильно должны молиться о народе, об Отечестве нашем, о всей Святой Руси, чтобы молитвой Преподобного, которая некогда избавила Русь от нашествия иноплеменных, ныне и мир воцарился на земле Святой Руси, и прекратились междоусобные брани и отчуждение одного брата от другого, чтобы навсегда ушли в прошлое та злоба и ненависть, которые способны разрушить самые добрые братские отношения. И наша молитва сегодня должна простираться далее Святой Руси. Мы видим, какие грозные и опасные знаки являет нам нынешний день. Действительно, совсем рядом, у границ наших, идет война, от результатов которой будет зависеть в том числе и благополучие Святой Руси, и державы Российской. Иногда самые опасные и страшные кровопролития начинались далеко за пределами Родины нашей, а потом получалось так, что на нас ложились тяжелые последствия тех войн. Достаточно вспомнить все то, что произошло в XX веке. Вот почему и сегодняшняя война, которая идет за южными пределами России, может превратиться в большую войну, если не будет остановлена сейчас. Поэтому мы просим Господа остановить кровопролитие, отодвинуть опасности от Отечества нашего. И одновременно просим, чтобы Он помог всем нам осознать важность переживаемого момента, возжег в сердцах наших любовь к Отечеству, друг к другу, помог преодолеть наши местные невзгоды, проблемы, конфликты и разделения, которые ослабляют жизнь народа. Мы действительно вступили в особую эпоху. В прошлом бывало, что люди приступали к какому-то еще неведомому, но страшному опыту, разрешение которого сопровождалось многими страданиями. Будем просить Господа, чтобы милость Его пребывала со всеми нами, чтобы Отечество наше в результате происходящих сегодня военных действий было ограждено и от нападения вражия, и от тлетворных ветров, и от смертоносной язвы, и от всякого зла.

http://patriarchia.ru/db/text/4241377.ht...

— Очень жаль, что нет богословского образования в женских монастырях. В мужских хотя бы заочно братия учится, а у нас ничего даже и в помине нет, — сокрушалась мать-игуменья. Я на всю жизнь запомнила Сразу после дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской в обитель пожаловал рухольный Лавры преподобного Сергия Радонежского с не-обычной гостьей. — Вот, матушка утверждает, что на иконе блаженная Ксения не совсем похожа на себя, — сообщил отец Сергий. — Да, я заметила, что в новое время ее все с узкими прищуренными глазками изображают, тогда как у нее глаза крупные такие, особенно зрачки замечательные, — подтвердила гостья. — А что, вам приходилось где-либо читать в литературе описание ее облика? — спросили наши монахи. — Я дерзаю утверждать то, что самолично видела блаженную Ксению. Эта история со мною случилась после Великой Отечественной войны, где-то годах в шестидесятых. Ни о какой такой Ксении святой я ничего не знала и ничего не слышала. В то время у меня очень сильно болела мама, и я ее навещала в больнице. Однажды главный врач сообщил мне, что на лето больница закроется и маму необходимо увезти домой. Поскольку она была лежачей и не ходила самостоятельно (а везти ее надо было на приличное расстояние), я сильно горевала, так как подходящий транспорт в то время найти было ¬нелегко. Эвакуировать маму надо было срочно, так как в здании уже начинался ремонт. Вышла я на улицу из больницы и опустилась на первую попавшуюся скамейку. Сижу, плачу, у самой печаль и жалость к маме рвет сердце. Вдруг рядом села не совсем пожилая женщина и говорит мне: — Завтра Женя, сын твоей сестры, приедет на машине из деревни, он и заберет твою маму из больницы. Не печалься, дорогая, все будет хорошо. Много чего-то доброго, утешительного и очень конкретного говорила та женщина. Уже потом меня поразила эта обыденная точность разных деталей предстоящего дела. Во все время нашего разговора я особенно запомнила ее живые, яркие и крупные глаза, такие участливые и простые. На другой день действительно неожиданно приехал Женя на машине, и мы вместе перевезли маму из больницы домой.

http://azbyka.ru/fiction/shyol-k-bogu-ch...

Сегодня действительно есть возможность подумать — тем, кто несет ответственность за страны, за международные отношения, — как необходимо взаимодействовать, чтобы исторгнуть человеческое зло из международных отношений, чтобы люди почувствовали себя одной семьей. Мыслителям, философам, политикам и в первую очередь нам, верующим, нужно еще и еще раз пересмотреть наше отношение к самим себе, к человеку, к его роли в глобальной истории и понять, что над всеми нами — Господь. Может быть, для этого все и началось: когда человечество решило практически распрощаться с верой и исторгнуть Бога из своей жизни, Господь напомнил всем нам о Своем присутствии. И дай Бог, чтобы главным уроком из всего, что происходит, было обновление веры, чтобы веру обрели те, кто ее потерял или кто ее не нашел. А мы, верующие люди? Мы так привыкли к своей вере, которая превратилась в часть нашего житейского обряда, мы следуем тем или иным традициям и забываем, чему учит нас Евангелие и какими мы должны быть на самом деле. Может, это и для нас очень важный сигнал — обновить свою веру, еще и еще раз открыть Новый Завет, перечитать его священные страницы, задать себе вопрос: «А в каком отношении я нахожусь к этому Божественному тексту? Что он для меня значит? Как я все это исполняю, или я настолько привык, что уже и перестал ставить перед собой эти критические важные вопросы?» То, что происходит с нами, со всем родом человеческим, как уже сказано, — попущение Божие. Но не к смерти, не к гибели, но, верим, к обновлению нашей жизни и, по милости Божией, о том молиться надо, к обновлению всего человеческого рода. Неизвестно, даст ли еще нам когда-нибудь Господь такое удивительное глобальное свидетельство о Его присутствии в мире, как Он дает сейчас, через эту скорбь, побуждая каждого из нас обновить свою веру и вновь осознать, что именно Господь — Царь истории, Он — Творец жизни, Его промыслом управляется мир. Поэтому не со страхом, не со скорбью, но с обновленной верой мы должны воспринимать тяготы, которые обусловлены распространением этого страшного заболевания. Мы действительно должны стать другими, и я стараюсь сказать об этом так громко, чтобы меня услышали все — и верующие, и неверующие, и православные, и неправославные. Это действительно шанс для рода человеческого изменить себя, чтобы снова обрести благоволение Божие, а вместе с этим благоволением — и новую жизнь, которая бы устроялась по Божиему закону.

http://patriarchia.ru/db/text/5665266.ht...

А поелику все это сопровождалось огромным интеллектуальным развитием, то греховность стала опасной не только для каждого человека, но и для всего рода человеческого. И мы знаем, какими страшными разрушительными средствами, способными погубить весь род человеческий, уже сегодня обладает греховный человек. Единственное, что удерживает людей, — это совесть, понимание того, что невозможно допустить глобальное истребление всей планеты. Но ведь какой это хрупкий механизм, который удерживает человека от самых страшных злодеяний, могущих привести к трагическим последствиям для всего человеческого рода! Действительно, интеллектуальное могущество, которое не сопровождалось и не сопровождается развитием духа человека, укреплением нравственных основ его бытия; прогресс, в результате которого невероятные достижения ума сделались орудием в руках греховного человека, поставили весь род человеческий в очень опасное положение. И вдруг пандемия, какое-то непонятное заболевание, и никто не может объяснить, откуда оно, почему вдруг заболели люди во всем мире, почему мы бьемся и не можем найти лекарство. А некоторые говорят, что лекарство, даже если оно будет открыто, необязательно будет действовать эффективно, потому что этот «умный» вирус умеет обманывать человека. Он так работает в организме, он так воздействует на его клетки, словно это злое разумное существо. Недавно я беседовал со специалистом, который сказал: «Действительно, будто бес вселился в этот вирус — он хитрит, он смеется над нами, он обманывает нас, он управляет нами». У нас, верующих людей, нет ответа на вопрос, что это за вирус. Это не наше дело, этим пускай ученые занимаются, но мы должны понять, что этот вирус разрушил греховное представление человека о его полном могуществе, о его центральном месте во всей цивилизации. Но если так, какие выводы нужно сделать? Если пандемия обнаружила человеческую слабость, по крайней мере на сегодня, нашу неспособность бороться, то не знак ли это свыше, чтобы мы задумались о жизни? Чтобы мы поняли: все, что используется человеком в оправдание его власти, его поведения, исполненного гордости, — все это может быть в одночасье разрушено силой Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/5665266.ht...

«В мире с Богом, собой и всеми» Памяти митрополита Ионы (Карпухина) Сегодня 9 дней митрополиту Ионе (Карпухину), без малого четверть века управлявшего Астраханской кафедрой. Архипастыря вспоминают друзья, а в друзьях у него были все, даже бывшие некогда ему по недоразумению врагами. Архиерей на отдыхе Митрополит Иона (Карпухин) Протоиерей Георгий Глазунов , настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Эманнуиловка Рязанской митрополии: — С владыкой Ионой мы еще с молодости дружим, учились вместе. Он и потом часто к нам приезжал, когда уже архиереем был, летом в отпуск выбраться старался. Это такой человек — по сути всегда говорящий, живущий. Идем с ним, разговариваем: — Ой, владыка, время какое-то такое движется нехорошее… — Ни-че-го-о, мы с тобой еще поживем, — всё у него всегда ладно было. Пройдем еще немного, а он: — О! Алтарь наш! Давай по три поклончика положим. И мы так прям на улице с ним по три земных поклончика и сделаем. Молился я за него постоянно. А тут вдруг мне говорят: «Владыка умер». Ой, друг мой любимый! Скорблю, конечно. Мы с ним одного года [рождения]. У нас разница в возрасте пару месяцев. Еще к нам архимандрит Авель (Македонов) приезжал. И вот они как-то вместе пошли на пруд, сели на мостике. Один ноги с одной стороны мостка в воду спустил, а другой — по другую сторону. Спинами друг к другу сидят, примолкли, задумались. А у нас была собака овчарка, ученая. Нам ее один архиерей подарил. Она очень любила носить палку. И вот я подкрался… Они уж и переговариваются тихо о чем-то… Бросаю палку — вперед, за мостик, в воду. И этот наш Анчар с такой скоростью пронесся между их спинами, что смотрю: а мостик-то пустой… Нет их, исчезли. Так перепугались, что занырнули, да и выныривать-то не спешат — сидят там, под водой, как караси. Они потом со мною целый день не разговаривали. Так напугались. Но потом всегда со смехом вспоминали. А то, бывало, владыка скажет: — Дай-ка мне фуфаечку, я пойду полежу там. Пойдет на левую паперть приляжет. Дремлет, а там прохладно — северная сторона. Потом иду, а он:

http://pravoslavie.ru/130998.html

Но, оказалось, не было все это тайной для властей предержащих, они прекрасно знали обо всем, что творилось в церковном сообществе - староста Успенской церкви И.В. Симонов был завербован органами и работал в качестве осведомителя (под кличкой «Ухтомский»). Агентурная разработка Пермского горотдела НКВД была названа (из-за связи с Таврионом) «Калужане». Находившихся под подозрением «церковников» именовали также «павлиновцами», как последователей репрессированного архиепископа. В июле-августе 1939 г. все активные церковные деятели были арестованы и отправлены в лагеря. «НУ, ЛУКАШ, САДИСЬ НА ПЕЧКУ...» Отца Андроника арестовали 17 июля 1939 г., в канун памяти преподобного Сергия Радонежского (ныне - день Царственных страстотерпцев). Девять месяцев, до мая 1940 г. его держали в пермской тюрьме, постоянно допрашивали, и днем, и ночью, и по два часа, а бывало и десять. Ему угрожали, его мучили, пытаясь добиться нужных следователям показаний. Раз поставили к стенке, думал, конец, энкеведешник говорит: «Я тебя убью!». Андроник приготовился к смерти - Господи, помилуй!.. Пули бьются рядом, только пыль летит. Однажды, рассвирепев, следователь сорвал с него крест, и бросил его в печь. «Что ты делаешь, - сказал Андроник, - мне дала мать крестик, а ты срываешь». Однако, при всем при том, чувствуя внутреннее благородство священника - монаха, на допросах его не били и в его присутствии даже не ругались. Только однажды, во время очередного допроса, в кабинет заглянул «какой-то верзила» и, вспыхнув, сказал следователю: «Сколько ты будешь возиться с этим стариком?» - и ударил Андроника так, что тот потерял сознание. Очнулся схимник уже в больнице, и на вопросы кротко отвечал, что шел, оступился, ударился о камень. Был и такой эпизод. Как-то привели Андроника в большую комнату, там печь раскаленная. И говорят ему: «Ну, Лукаш, садись на печку». Андроник деловито осведомился: «Как, разуваться?.. Босым лезть?». «Пока подожди», - ответили ему, о чем Андроник вспоминал потом с юмором. После такого вот испытания «огнем» было уже нешуточное испытание холодом. Однажды его раздели до нижнего белья и вывели в коридор, где стояли большие ящики, в человеческий рост. И заперли старца в одном из них. Коридор не отапливался, мороз был страшный, что на улице, что здесь. Андроник думал, что конец, не выживет, замерзнет и умрет. В последний момент ящик открыли, и вывели его под руки - сам он идти уже не мог.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Своеобразную дилогию составляет с «Лёгким дыханием» рассказ «Аглая» (1916). Образ Аглаи как бы уравновешивает образ лёгкой Оли Мещерской. Мещерская— праведная грешница (по Бунину), монахиня Аглая— грешная праведница, отрекшаяся от любви земной. Аглая, в миру Анна, была воспитана на переживании в себе житий святых праведников, от Алексея Божьего человека до преподобного Сергия Радонежского. Её наставляет некий старец Родион, которому она вверяет себя в полное послушание, бывшее настолько непререкаемым, что по велению духовного отца она приняла кончину в назначенный срок: «...за великое её смирение, за неглядение на мир земной, за молчание и непосильное трудничество он совершил неслыханное: на исходе третьего года её подвига он посхимил её, а потом, по молитве и святому размышлению, призвал её к себе в единый страшный час— и повелел кончину принять. Да, так прямо и молвил ей: «Счастье моё, приспела твоя пора! Останься в моей памяти столь же прекрасною, как стоишь ты в сей час передо мной: отойди ко Господу!» И что ж вы думаете? Через сутки она и преставилась. Слегла, запылала огнём— и кончилась» (4,368). Аглая— как будто подлинная христианская подвижница, кабы не загадочные слова, сказанные ею перед смертью: «А всё же, бабочки, есть каверзный, бесий слух, что умирать ей не хотелося, ох, как ещё не хотелось-то! Отходя в такой молодости и в такой красоте, со всеми, говорят, в слезах она прощалася, всем говорила громко: «Простите меня!» Напоследок же закрыла глаза и раздельно молвила: «И тебе, мати-земля, согрешила есмь душой и телом— простишь ли меня?» А слова те страшные: припадая челом ко земле, их читали в покаянной молитве по древней Руси за вечерней под Троицу, под языческий русальный день» (4,369). Тянет, не отпускает человека чувство живой жизни. Праведник перед Небом становится грешником перед матерью-землёю. Христианское покрывается языческим. Ибо: в человеке, даже в праведнике, сильна его «утробная сущность», которую Бунин видел в каждом, даже называя её «лёгким дыханием»: «Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости, и в смерти, и есть «лёгкое дыхание», недоуменье» 445 ,— разъяснял он сам позднее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Совершившийся ученик совершенного Учителя и образ Его для нас, учеников твоих! И тебе кроме «народа ученик Твоих» предстоит «множество много людей», ближних и дальних, «пришедших» от градов и весей, чтобы видеть, делом явленный, успех твой в науке блаженства; чтобы наблюдать твои следы, и поучаться от тебя путям блаженства; чтобы прикасаться тебе, и от избыточествующей в тебе «силы» блаженства причащаться во «исцеление» ( Лк. 6:19 ) бедствующих душ и телес недугующих. Но ты не отверзешь ныне уст своих учити нас. Ходатайствуй о нас пред Учителем, дабы Он, как некогда пятью хлебами, принятыми от рук ученических, напитал пять тысящь, так ныне пятью собственными Его словами, чрез недостойные рабские уста, подал живую пищу сему многому множеству людей, алчущих блаженства. «Блажени алчущии ныне: яко насытитеся». Кто суть сии алчущие ныне, которые насытятся, и насытятся так, что с тем вместе блаженны? – Ибо много видим и знаем алчущих ныне, которые и еще алкать будут и, по роду алкания насытясь, еще не будут блаженны. Алчет нищий, доколе благотворительная рука не подаст ему пищи. Бедствует он, доколе алчет, но не блаженствует еще и тогда, когда насытится. Не нужно много рассуждать, чтобы увериться, что и будущее духовное блаженство не может быть плодом и наградою сего невольного телесного алкания, если не присоединится некоторое и свободное расположение, которое дает оному силу и достоинство. Алчет постник: и видно, что сему алканию последует некое тайное, более или менее блаженное насыщение, когда сим образом «алчущии ныне» с охотою остаются еще алчущими заутра и далее, и когда вместо того, что ядущие пищею подкрепляют свое тело на краткое время, постящиеся постом утучняют, по выражению Пророка, «кости» ( Uc. LVIII, 11 ) свои на веки. Но да не соблазнятся любители поста, который и я почитаю вместе с ними, – да не соблазнятся, когда скажу, что и пост не составляет всего алкания, которому Иисус Христос обещает вечно-блаженное насыщение, но токмо часть оного, а иногда и совсем к оному не принадлежит. Ибо не видим ли между постящимися людей, которые пребывают в алчбе поста, и алчут продолжать алчбу сию, но, конечно далеки еще от истинного насыщения, когда или питают себя тщеславием, «помрачают бо лица своя», как обличает их Сердцеведец, «яко да явятся человеком постящеся» ( Mamф. VI, 16 ); или «снедают домы вдовиц» ( Матф. 23:14 ); или даже человеков снедают подозрением, и клеветою, и гневом, и завистию, и злобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Наше время видело, и не к блаженству своему, кажется, еще видит жаждущих так называемого просвещения, которые из чаши сей пиют «вино» сперва духовнаго «любодеяния», приемлют учение, которое приводит в забвение священные отношения человека к Богу, и вводит противное чистому закону не растленного ума смешение истины с ложью, зла с добром, нравственности со страстями, духовного с чувственным; потом пьют «вино ...любодеяния» даже чувственного, поелику от нечистых понятий естественно происходят нечистые чувствования, и растленное учение сопровождается развратною жизнию; – и в которых, наконец, «сие вино ...любодеяния», в высшей степени упоения, превращается в вино «ярости»; поелику обуявшие от ложного просвещения, подобно пьяным, не любят быть в покое, но с мечтательною мыслию преобразования, все хотят испровергнуть и разрушить, и не здравую жажду просвещения, от неестественного пития превратившуюся у них в другую, еще более неистовую жажду – быть просветителями, не умеют угасить иначе, как слезами и кровию людей и народов. Господи, Наставниче блаженства! Как много уже мы видим «алчущих ныне», в которых не усматриваем ни признаков истинного насыщения, ни надежды блаженства! Но еще не находим тех «алчущих ныне», которым Ты, верный в обещаниях Своих, обещал насыщение и блаженство. О! если бы Ты Сам показал нам их, чтобы нам было можно узнать их и легко и непогрешительно! В самом деле, братия, Господь Сам изъясняет слово Свое об «алчущих ныне», и прямо указует нам их, когда говорить негде: «блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Мф. 5:6 ). Теперь видите алчущих и жаждущих, которым обещано истинное насыщение и блаженство: это алчущие и жаждущие не пищи и пития, не самоизобретенных удовольствий чувственных, душевных, мысленных, но «алчущие и жаждущие правды». Теперь, в изречениях Господних об алчущих, можем различить два главные наставления в отношении к блаженству. Во-первых, наставление о средстве к блаженству, – сие средство есть «правда». Во-вторых, наставление о способе пользоваться сим средством для блаженства, – сей способ есть «алкание».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010