В предисловии к Житию Лев Остийский обращается к Одеризию I, аббату мон-ря Монте-Кассино (1087-1105), и говорит, что составил Житие М. и Сказание о первом перенесении мощей в Каяццо по его повелению. Одеризия в свою очередь просил написать Житие Роберт, граф Алифе и Каяццо (1086-1115; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1935. T. 8: Regnum normannorum. Compania. P. 273), к-рый обрел мощи святого. Хотя граф мог доверить этот труд кому-то из своих приближенных при дворе, он предпочел, чтобы текст был написан монахами Монте-Кассино простыми и поучительными словами, а не высокопарным выверенным слогом, присущим светски образованным людям. Кроме составления нового Жития, более полного по сравнению со сказанием, сохранившимся в «Диалогах» свт. Григория, к-рое Роберту казалось недостаточно подробным, граф просил написать песнопения в честь М., к-рые верующие могли бы исполнять в день памяти святого ( Leo Marsicanus. Vita S. Mennatis//PL. 173. Col. 989-993). В Сказании о первом перенесении мощей говорится, что по прошествии примерно 500 лет со дня кончины М., в 1094 г., когда гр. Роберт закончил реконструкцию кафедрального собора во имя Божией Матери в Каяццо, он захотел поместить туда мощи к.-л. святого. В это время к нему пришли Мадельм, аббат мон-ря Св. Софии в Беневенто (1074/75-1107), и Гвиз, аббат мон-ря св. Лупа в Беневенто, и посоветовали отправиться в Витулано, где на горе Табурно возвышалась полуразрушенная часовня, в к-рой покоились мощи М. Роберт тотчас предпринял поиски и после обретения святыни перенес ее в Каяццо, в часовню в своей резиденции. Согласно Сказанию о втором перенесении мощей, Роффред, архиеп. Беневенто (1076-1107), и Адалард, еп. Сант-Агата-деи-Готи (1101-1108), настойчиво просили гр. Роберта вернуть мощи М. в окрестности Беневенто. С согласия епископа и духовенства Каяццо, Роберт передал мощи М. в Сант-Агата-деи-Готи. Еп. Адалард в сопровождении большого числа клириков и мирян торжественно встретил св. останки около реки Бизерела, вдоль к-рой располагался город, и перенес их на собственных плечах в часовню графской резиденции в Сант-Агата-деи-Готи, где положил святыню на алтаре ап. Петра. Год 2-го перенесения мощей неизвестен, в рукописи указано лишь число 11 апр., однако очевидно, что оно произошло до 4 сент. 1110 г., когда папа Пасхалий II (1099-1118) освятил в этом городе новую церковь, построенную гр. Робертом между 1102 и 1107 гг. во имя Спасителя, Божией Матери, апостолов Петра и Павла, М. и в честь Св. Креста ( Ughelli F. Italia sacra. Venetiis, 1721. T. 8. Col. 346; Jaff é . RPR. T. 1. P. 500; Gaiffier. 1944. P. 13).

http://pravenc.ru/text/2563246.html

Во всех списках Ле-Манских епископов И. упоминается как 1-й епископ, основатель этой кафедры и апостол Галлии. По свидетельству еп. Бертранда, в 616 г. в предместье Ле-Мана существовала церковь, посвященная И. Под ц. Нотр-Дам-дю-Пре были обнаружены остатки крипты, датируемой кон. IV - нач. V в., что позволяет условно отнести епископское служение И. к IV в. Тем не менее, несмотря на существование церкви, освященной во имя святого, в VI-VIII вв. почитание И. более нигде не фиксируется, о нем не упоминают Григорий Турский и Ле-Манские епископы того времени. Почитание И. получает развитие в IX в., когда мощи святого при еп. Альдрике (832-857) из-за угрозы норманнских набегов были перенесены в кафедральный собор Ле-Мана, и распространяется в XI-XII вв. В этот период ле-манский собор, вначале посвященный Пресв. Богородице, затем - мученикам Гервасию и Протасию, был переименован в собор св. Иулиана (Сен-Жюльен-дю-Ман) ( Mussat A. La Cathédrale du Mans. P., 1981. P. 20-22). При еп. Мейнарде (940-960) мощи И. были помещены в новый реликварий. С XI в. И. почитается как покровитель Ле-Манского странноприимного дома (госпиталя). Нормандское завоевание Англии в XI в. способствовало распространению там почитания И. В Германии почитание святого связано с переносом части его мощей в Падерборн в 1143 г. В 1201 г. мощи И. перенесли из Ле-Мана в Шартр. В XIII в. И. начинают ошибочно считать одним лицом со св. Иулианом Странноприимцем. В средневек. традиции (в частности, в «Золотой легенде» Иакова из Варацце) И. отождествлялся с Симоном Прокаженным, исцеленным Спасителем. Почитание И. могло смешиваться и с почитанием мч. Иулиана Бриватского (пам. зап. 28 авг.) (см., напр.: Plongeron B. Le Diocèse de Paris. P., 1987. T. 1: Dès origines à la Révolution. P. 35). И. почитался как покровитель странноприимцев и музыкантов («жонглеров»). В 1326 г. братство парижских «жонглеров» построило часовню, освященную во имя И. В 1392 г. Людовик II, герц. Бурбонский, в знак особого почитания объявил себя вассалом И. Почитание И. также получило распространение в Оверни (Полак) и Бретани (Плюсюльен). Наиболее ранний вариант текста службы на день памяти И. сохранился на листе рукописи IX в., вставленном в Ле-Манский Сакраментарий X в.

http://pravenc.ru/text/1237825.html

Во–первых, Дух Святой пособствует в немощи нашей, когда творит то, что всякие скорби душевные и телесные мы принимаем от руки Божией благодарно, и хвалим за них Бога нашего. С другой стороны, Он пособствует нам, научая нас, что подобает творить и чего надлежит бегать; притом укрепляет волю нашу к тому, чтобы любить благое, вечное, а пренебрегать тленным, преходящим. Еще Дух Святой способствует памяти, дабы ею мы содержали все благотворения Божии с благодарением, дабы помнили заповеди Господни, дабы не забывали праведного и грозного суда Божия, творящего благое возмездие праведникам и наносящего достойную казнь грешникам. Наконец, Дух Святой простирает руку помощи духу нашему против похотей плотских, подает крепость к начинанию дел Божественных и утверждает нас, да пребудем в службе Божией, в ревности и благодати. Пособствует же нам Дух Святой во всяком состоянии, пребываем ли мы в благодати, или во грехах: сущим в благодати, дабы и нам не пострадать падения от нее; восходящих от греха ведет от силы в силу добродетелей, пока мы не узрим Бога богов в Сионе; пребывающем во грехах подает пособие к востанию, да не погибнут, по глаголу Псалмопевца: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бо во ад душа моя ( Пс. 93:17 ). Итак, Дух Святой послан был на святых апостолов и на других верных людей для того, чтобы на пути сем ползком и имеющем в себе сокровенные сети демонские [по слову царя Давида ( Пс. 141:4 ): на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне] руководствовать неблазненно 133 и наставлять милостиво, являя Себя в печалях Утешителем, во тьме светом, в бедах избавителем, в сомнениях советником, в горести сладостию, в изнеможении укреплением, в заблуждении исправителем, в неведении наставником. Все это Дух Святой милостиво творил верным по потребе каждого, и доныне не перестает творить, если только мы стараемся источником слез омывать сосуды душ наших от скверн греховных. Образ такой благодати Духа Святого мы имеем в Божественных апостолах, которые прежде были не мудры, но когда были посланы во вселенную с благовестием, то Он исполнил их разумом, витийством и мудростью, так что учением своим они уловили ко Христу всех, как рыб; и сбылось о них Исаино проречение: се аз уготовляю тебе вся сыны твоя научены Богом ( Ис. 54:11,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

История дала и дает все новые и новые «виды святости». Поэтому учение о святости оказывается постоянно открытым для восприятия нового откровения Бога для человека через святых. Как говорится в одном научном труде о святости «процесс обнаружения новых форм святости неисчерпаем и продолжается по сей день». Богословие святости Краеугольный камень богословия святости – это православное учение об обожении человека. Святость коротко можно определить как причастность человека Богу, его обожение. Или преображение под действием божественной благодати ветхого человека в нового. Ветхий – по образу Адама, новый по образу Христа. Вхождение в святость совершается через Христа Спасителя. Как сказано в послании апостола Петра: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Учение об обожении – плод трудов великих отцов Церкви: свт. Афанасия Великого , свт. Василия Великого , свт. Григория Нисского . Они, борясь с ересями, уничижавшими человеческое естество в Христе, выразили упование Церкви: благодаря тому, что Христос-Бог сделался человеком, человек может сделаться богом по благодати, то есть стать причастником Божества. «Механизм» усвоения человеком святости отцы объясняли при помощи учения (богооткровенного, родившегося из Иисусовой молитвы) об энергиях. «Бог, невидимый по природе, делается видимым благодаря энергиям», – писал Григорий Нисский. На иконах нетварные божественные энергии, пронизывающие святого, изображаются в виде нимба. Так как явлены они были взору человеческому в виде света на горе Преображения. По учению св. Григория Паламы фаворский свет Преображения – это и есть божественные энергии. В учении о святости таким образом преодолевается свойственное язычникам противостояние тварного и нетварного, вещественного и духовного. Даже тело святого пронизано духовными знергиями – о чем свидетельствуют нетленные мощи. Святой – посредник в общении людей с Богом, но он не такой посредник, какими были языческие герои или даймоны. Для язычников было характерно верование в существование непроходимой грани, отделяющей «высшие силы» от всего, сохраняющего человеческую природу (что позволено Юпитеру, не позволено быку). Представление о человеческой природе в язычестве и христианстве прямо противоположны.

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

Краткость необходима для того, чтобы изложенное всегда хранилось в памяти. Я знаю, что особенно на Востоке к тому, что было изначально передано от наших предков (maio­res) 7 , некоторые будто бы обманом, а некоторые по ревности (обманом — еретики, а по ревности — кафолики), добавили в Символ то, чего не было. Поэтому одни обманно пытаются проникнуть к нам, добавив чего не было, а другие, употребляя усилия, чтобы уберечься от лжи, как будто по благочестию и, кажется, по легкомыслию, перешли пределы, установленные предками. 3. Итак, святые Апостолы составили краткий Символ. Перекреститесь. (После того, как это исполнено и прочитан Символ) 8 . В этом Символе божественность Вечной Троицы выражена самым ясным образом — одним действованием (operatio) Отца и Сына и Святого Духа. Да будет вера наша такова, чтобы мы равно веровали во Отца и Сына и Святого Духа. Воистину, где нет различия в достоинстве, не должно быть различия и в вере. Затем, я часто говорил, что Господь наш Иисус Христос, Единственный Сын Божий, воспринял эту плоть вместе с разумной и при том совершенной человеческой душой (anima perfecta) 9 , и к тому же воспринял телесную природу (corporis formam). Действительностью этого тела Он стал как человек, однако Он имеет особое преимущество Своего происхождения. Поистине “Он рожден не от семени мужа”, как сказано, но “произошел от Духа Святого и Марии Девы”. Ты признаешь преимущество Творца Небесного? Подлинно, Он стал как человек, чтобы воспринять наши немощи в Свою плоть, но Он пришел с преимуществом Своего вечного могущества 10 . 5. Начало Символа: “Верую… Единственного, Господа нашего” 14 . Произносите так: “Его Сына Единственного”. Не Господь единственный. Един Бог, един и Господь. Но пусть не клевещут, говоря, что мы называем Сына и Отца одним Лицом: “И в… Единственного Господа нашего”. Поскольку я уже сказал о божественности Отца и Сына, мы приближаемся к Его воплощению: “Рожденного… и погребенного”. Ты знаешь о Его страдании и погребении. “В третий день… из мертвых”.

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

По окончании Божественной литургии Предстоятелей Русской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии приветствовал протоиерей Алексий Ющенко. Отец Алексий преподнес Святейшему Патриарху Кириллу холст работы чешского художника середины XIX века с изображением Христа в терновом венце. Блаженнейшему Митрополиту Христофору настоятель подворья преподнес митру с изображением святого Христофора работы современных белорусских мастеров. Учащиеся воскресной школы передали Его Святейшеству и Его Блаженству свои лучшие рисунки. Затем к участникам торжеств обратился Блаженнейший Митрополит Христофор, который, в частности, сказал: «Минуло десять лет с того памятного дня, как Церковь Чешских земель и Словакии обрела свое представительство при Патриархе Московском и всея Руси в святом граде Москве. За эти годы подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, расположенное в восстановленном с большой любовью храме в честь святителя и вселенского чудотворца Николая в Котельниках, стало зримым духовным символом братских во Христе отношений обеих Церквей: духовной матери Русской Церкви и ее духовной дочери — нашей Церкви в Чехии, Моравии и Словакии. На нашем подворье в Москве и во всех храмах нашей Церкви всегда возносится молитва Богу за всю Русскую Православную Церковь в знак бесконечной любви и признательности за неизменную поддержку святого Православия в Чехии и Словакии, прошедшего тернистый путь на нашей Родине. Помощь Божия и помощь Русской Церкви не дали нашей вере погибнуть. В дар любви к русскому народу на Чешское и Словацкое Подворье в Москве, которое уже много лет служит духовным мостом между нашими Церквями, странами и народами, были принесены частицы мощей святой Людмилы, княгини Чешской, и ее внука святого князя Вячеслава. Почитание святой Людмилы в России сегодня неразрывно связано с подворьем нашей Поместной Церкви в Москве, и в день ее памяти, 29 сентября, для совместной молитвы в храме святителя Николая в Котельниках собираются православные из России, Чехии, Словакии, Украины, Сербии, Грузии, Польши и других стран, потому что все мы — род христиан православных. Я вижу в этом живую традицию славянского и православного единства, восходящую к высоким примерам великих просветителей — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, которые несли свои жертвенные апостольские труды на территории Чехии и Словакии.

http://patriarchia.ru/db/text/947236.htm...

С благодарностью вспоминаю своих родителей, сумевших привить мне уважение и любовь к христианскому образу жизни и церковному благочестию. С душевной теплотой вспоминаю духовные наставления дивных псково-печерских старцев — архимандрита Иоанна (Крестьянкина), схиигумена Мелхиседека, оставивших в моей душе глубокий след. Практически всё мое пастырское служение проходило в Самарской епархии, где я нес свои послушания по строительству и устроению Свято-Воскресенского мужского монастыря, благочинного епархиальных монастырей, возглавлял отдел по связям с общественностью. Теперь же смею надеяться, что опыт, приобретенный мною под руководством архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, который по-отечески взращивал меня все эти годы, послужит мне на новом церковном послушании под омофором нашего Святейшего отца, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вступая на новую ступень служения Русской Православной Церкви, я всецело предаю себя водительству Святого Духа, Божией Матери и своему небесному покровителю преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской. Ваше Святейшество! Сыновне, трепетно благодарю Вас за оказанное мне огромное доверие и честь быть епископом Церкви Христовой. С Божией помощью и под Вашим первосвятительским руководством надеюсь усердно потрудиться на новом послушании в претворении всех начинаний и проектов, которые совершаются сегодня во вверенной Вам Русской Православной Церкви. Ваше Святейшество, милостивый отец! Боголюбивые архипастыри! Смиренно испрашиваю ваших святых молитв, чтобы быть мне достойным делателем в вертограде Христовом, а посему смиренно молю коленопреклоненно: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Серафиму, епископу Воскресенскому Преосвященный епископ Серафим! Великий Архиерей Господь наш Иисус Христос благоизволил призвать тебя к высокому и ответственному епископскому служению. Ныне, в Неделю о самарянине, в день памяти Святителя и Чудотворца Николая, за Божественной литургией, совершенной в сей обители силою, действием и наитием Святого Духа, возложением на твою главу архиерейских рук и соборными молитвами ты возведен на высшую степень иерархического служения. С сего дня ты епископ Русской Православной Церкви, наш собрат и сослужитель.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_serafim...

«Святой Лука Крымский, моли Бога о нас!» Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, известен в миру как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Жизнь этого человека выпала на бурный и полный трагических событий XX век. Святитель Лука был выдающимся ученым, хирургом и архиереем Русской православной церкви. Он разделил с народом тяготы всех войн, выпавших на долю нашей Родины в первой половине XX века. Начался этот путь с русско-японской войны. Войно-Ясенецкий заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного креста в городе Чите. Здесь он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, и они обвенчались в читинской Михайло-Архангельской церкви. Работая в военных госпиталях, сельских и городских больницах и клиниках, будущий святой спас от смерти множество людей. Под его хирургическим ножом не умер ни один человек. Работа практикующего хирурга сочеталась с огромной фундаментальной научной работой. Он стал автором ряда классических научных трудов по медицине. Своими трудами святитель Лука наглядно опровергает атеистический миф о несовместимости науки и религии, веры и знания. Свой священнический путь он начинает в 1921 году после смерти жены. Через два года Валентин Феликсович принимает монашеский постриг с именем Луки в честь святого апостола и евангелиста. И в этот же год он был возведен в епископский сан, после чего спустя десять дней был арестован. С небольшими перерывами святитель Лука провел в тюрьмах, лагерях и ссылках около десяти лет. Всегда и везде в самых невыносимых условиях он оставался верен своему долгу священнослужителя, врача и ученого - нести любовь и милосердие всякому страдающему человеку. Тюремные мытарства закончились в годы Великой Отечественной, когда святитель Лука был востребован как выдающийся врач-хирург для работы в военных госпиталях города Красноярска. Подвижническая жизнь святого Луки Войно-Ясенецкого была высоко отмечена государством и церковью. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» (закончено в 1943 году) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (опубликовано в 1944 году) " профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени.

http://ruskline.ru/special_opinion/vladi...

Священный Синод также постановил, чтобы днем памяти святого благоверного князя Великой Моравии Ростислава стал день 28 октября 31 . Время правления святого Ростислава на Великой Мораве 32 (846–870) ознаменовано постоянными воинскими конфликтами с франкской империей за полную свободу Великой Моравии от притязаний франкских баронов. После 850 г. Моравия отделилась от франкской империи. Уже в 846 г. святой Ростислав понял, что присутствие и деятельность миссионеров из Пассау на территории его государства не приносит ожидаемых плодов ни с точки зрения духовной, так как богослужение ведется все-таки на языке непонятном, ни с точки зрения культурной. Политически же наносился прямой ущерб. Было очевидно, что пассавские миссионеры использовали свое апостольское служение в целях сугубо политических в угоду франкским баронам и подчеркивали преимущество восточной Франкской империи, воспитывая народ в послушании ей. Дальновидный князь Ростислав, желая иметь у себя в государстве самостоятельную церковную организацию, обратился сначала в Рим к папе. Но папа Николай I не удовлетворил его желание. Тогда в 862 г. моравский князь обратился в Византию к царю Михаилу III и через своих послов передал следующее: “Людем нашым поганства отвергшимся и христианского закона держащимся, учителя не имамы таковаго, иже бы нам истинную веру христианскую в наш язык сказал, како да иныя страны на нас зряще, уподобилися быша нам. Того ради молим, владыко, посли нам епископа и учителя таковаго” (Слав. Житие святого Константина). Царь Михаил созвал собор (тогда патриархом был святитель Фотий), на котором было постановлено выслать на Великую Мораву миссию, тем самым удовлетворив просьбу моравского князя. Царь написал святому Ростиславу также следующее: “Приими их (святых Константина и Мефодия) как дар больший и честнейший паче всякого злата и сребра, каменя же драгаго и богатства преходящаго!”. В 836 г. святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию. Святой князь Ростислав вместе с огромным множеством ликующего народа вышел навстречу святым Кириллу и Мефодию перед воротами столицы, где их торжественно приветствовали как представителей византийской миссии от императора Михаила, и получил от них как письмо, так и богатые дары, которые ему прислал император. По всей вероятности, это происходило на территории современного города Зноймо, что на южной Мораве, где в то время находилась столица Ростиславова государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, музыкант: Древние церкви — это история России, культура России, душа России. В них молились наши предки; они построены их руками и стоят на их молитвах. Если мы останемся без души, то и жить будет незачем: у кого нет прошлого, у того нет и будущего. Тот, кто может помочь их восстановить — действительно спасает не только их, но и самого себя. И Россию. Фотоочерк Дениса Маханько, директора Санкт-Петербургского представительства журнала «Фома»: Этой весной мне довелось побывать в деревне Красный Бор Ленинградской области, где петербургский поэт и музыкант Дмитрий Озерский и его жена Светлана начали восстановление храма святого апостола Фомы. Поездка пришлась на первый воскресный день после праздника Пасхи — день памяти этого апостола в православном календаре. Доехав на машине до села Вознесенье, мы ощутили дух Русского Севера: село стоит у истока реки Свирь, которая несет свои воды из Онежского озера в Ладогу. Здесь мы погрузились на паром, чтобы переправиться на другой берег Свири. «Мы» — это музыкант и автор большинства текстов группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский, архитектор-реставратор Марк Иванович Коляда с помощником Иваном Малечкиным… И, конечно, Света Озерская с маленькой Марусей. Последний поворот грунтовки перед Красным Бором — и перед нами открывается вид на храм святого Фомы. В городе уже довольно тепло, а здесь совсем еще зима. Перетащив свои вещи из машины в дом Озерских, мы идем смотреть «объект». Когда-то колокольня и купол храма были гораздо выше, но в советское время их подпилили, чтобы здание выглядело менее религиозным. Вооружившись монтировкой, Света легко открывает заколоченную дверь храма. После закрытия церкви, здесь разместилась школа, однако последние десятилетия храм стоит без хозяина. Начинаем осмотр здания. При помощи кувалды, Иван ломает заколоченную стену, и мы попадаем в помещение алтаря, которое в течение многих лет было наглухо закрыто. Все надо тщательно измерить и записать! На чердаке находим фрагмент холста. Расписанной тканью были обклеены внутренние стены храма.

http://pravmir.ru/foma-na-sviri/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010