Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

http://pravicon.com/info-2680

Там гора Синай, здесь горница; там огнь, здесь огненные языки. Вместо мрака и громов Синайских здесь с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, дабы явно было, что один и тот же есть Дух Святый, тогда и ныне законополагающий, освящающий и совершающий. Сошествие Духа Святого было в виде языков в ознаменование живого и действенного слова, которым Апостолы имели научить и обратить ко Христу вся языки. В виде огненных язык, в знак крещения Духом Святым и огнём, как предсказал Предтеча ( Мф.3:11 ), и освящения учеников Христовых. По гласу Церкви сошествие Святого Духа есть решительное очищение грехов. А св. Григорий Двоеслов беседует: «когда извне явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искреннею любовью к Богу». В виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований Святого Духа. Как древле Бог, смесив языки, разделил и рассеял говоривших одним языком; так ныне разделил языки и послал Апостолов во весь мир, дабы рассеянных людей по всей вселенной собрать во едину св. Церковь . В виде языков седших – в означение почивания Святого Духа во святых. Древле «языки смесились за дерзость столпотворения: ныне же языки разделились ради славы Боговедения». Надобно было, говорит Григорий Нисский , чтобы народы, рассеянные при вещественном столпотворении, снова соединились при духовном строительстве Церкви». В виде язык, седших на головы Апостолов, в освящение главного и владычествующего члена, и самого ума, силой которого говорит язык, или как бы – во образ рукоположения пастырей Церкви. Благословенный Дух, почив на Апостолах в виде огненных языков, утвердил в памяти их спасительные для человеков изречения Христа. Сошествие Святого Духа на Апостолов есть совершение нового вечного завета с человеками, о котором предсказал прор. Иеремия: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет новый. Сей завет, его же завещаю, дая законы Моя в мысли их и на сердцах их напишу их ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 ). Дух Святый, сшедший на Апостолов, Дух истины ( Ин.16:13 ), Дух премудрости и откровения ( Еф.1:17 ; Лк.11:20 ) начертал вместо Синайского новый Сионский закон, о котором предсказал прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Среди все усиливающихся гонений, которые воздвигали богоубийцы-фарисеи на последователей Христа, святой Лука почел за благо покинуть Иерусалим. Он удалился к себе на родину, в Антиохию, где уже была большая христианская община. Проходя через Самарию, он взял с собой нетленную десницу святого Иоанна Крестителя – руку, под которую некогда подклонил главу Сам Христос Спаситель, благоволивший принять крещение от Своего Предтечи. (В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю). Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братий во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного апостола Павла – просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову. Всевышний, приуготовляя апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть – тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным. Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. В заботах врача возлюбленного находила утешение душа просветителя народов, томящаяся предчувствием мучительной кончины. И святой апостол Павел писал из темницы: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный... Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною (2 Тим. 4, 6–8; 10).

http://pravoslavie.ru/49395.html

12 июля. День апостолов Петра и Павла. [Апостолов Петра и Павла объединяет многое. И их самоотверженный труд в деле распространения Евангелия по всему миру. И то, как ревностно проповедовали они Слово Божие людям в самых разных концах земли. В этот день Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. Икона XVI века. - С.4; 23 июля. День памяти прп. Антония Печерского. [Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в Любече. С юных лет он желал посвятить себя служению Богу. Как только к тому появилась возможность, он ушел на Святую Гору Афон, где принял постриг. Видя святость жизни подвижника и по внушению от Бога, игумен афонского монастыря отправил Антония обратно на Русь, чтобы и там тоже появилось истинное монашество. Ни один из уже существующих монастырей святого не устроил, а потому он поселился в пещере, ранее выкопанной священником Иларионом на одном из холмов Киева. Здесь преподобный продолжил свои монашеские труды, слава о которых вскоре облетела всю Русь, так что к нему стали приходить со всех краев. В дальнейшем вокруг Антония собралась община учеников, образовалась монашеская обитель. Преподобный поставил над ними игумена, а сам удалился в новую пещеру, но и вокруг той скоро стали селиться новые иноки. Так возникли Ближний и Дальний пещерные монастыри. В дальнейшем из них выросла Киево-Печерская лавра]. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Фото священника Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.  - С.5. 7 июля. Рождество святого Иоанна Крестителя. [Мать Иоанна Крестителя, праведная Елисавета, была близкой родственницей Девы Марии и вынашивала будущего Предтечу в то же время, когда Богородица носила под сердцем Богомладенца Христа. По внушению Святого Духа еще во чреве матери Иоанн узнал своего Господа, когда беременная Мария пришла в гости к беременной Елисавете: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1:41–44)]. Ил.: Приветствие. Эвелин Де Морган, 1883. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

Многая и благая лета нашему святейшему патриарху Кириллу, да хранит его Господь. Ну, и мне хочется перейти еще к одному значимому событию, которое отмечалось в этом году. В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова исполнилось двадцатилетие домовой церкви гимназии Радонеж и самой гимназии. Это яркое событие, которое отмечала и вся московская общественность. И особенно отмечалось на юго-западе, на территории юго-западного викариатства, где расположена классическая православная гимназия Радонеж. Она много лет существует, имеет много выпускников в разной сфере, как в светской, так и в духовной. Стоит отметить, что гимназия востребована по сей день? И многие считают за честь отдать своих детей учиться в гимназию Радонеж. Это замечательный коллектив, творческий , слаженный. Неудивительно, что в гимназии есть домовая церковь. Это был первый опыт в начале 90-х годов, когда при православной гимназии была открыта домовая церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И этот год почтен был не только собранием высоких гостей, но и высоким служением. С благословения Святейшего патриарха Кирилла в домовой церкви гимназии 21 мая богослужение возглавил преосвященнейший Феофилакт Дмитровский, управляющий юго-западным викариатством. Господь сподобил и меня быть на этом богослужении. Конечно, был и Евгений Константинович Никифоров, и руководство гимназии и выпускники. -Хорошие у нас детки в гимназии. -Замечательные. Вы знаете, настолько радушно встречали владыку? Под благословение подходили и общий снимок сделали. Вокруг гимназии прошел крестный ход во главе с архиереем, с детьми. Это была сильная молитва, сказали, что гимназия будет существовать во веки веков. Потому что то молитвенное начертание, которое было сделано вокруг гимназии, будет способствовать сохранению гимназии и ее дальнейшему развитию. Хорошие зачатки, прекрасные преподаватели, оставили глубочайшее впечатление. Конечно, мы понимаем, что наши православные гимназии сегодня остаются без внимания государства, не хватает средств. Но я думаю, что если 20 лет просуществовала гимназия в самые тяжелые годы становления нашего молодого нового российского государства, то дальше будет только легче, и дальше будут укрепляться наши православные гимназии, которые были созданы в трудные времена.

http://radonezh.ru/text/syn-zhenitsya-za...

Преосвященный Герасим – автор многих произведений, отличающихся лирическим настроением. Труды: Собственное законодательство в Православной Церкви//Странник. – 1860, февраль, отд. 2. – С. 100. Богоучрежденность трех степеней церковной иерархии//Странник. – 1860, март. – С. 152. Степень епископской власти//Странник. – 1860, июнь. – С. 413. Отношение между верою и добры ми делами//Странник. – 1860, август. – С. 75. Блаженный Андрей Ильич//Странник. – 1864, октябрь. – С. 5. Блаженный Антоний Алексеевич//Странник. – ч. 2. Некоторые обстоятельства жизни архимандрита Макария и его переписка с Е. М. 3.//Странник. – 1861, апрель. – С. 208. Выдержка из дневника одного из вдовых священников//Астраханские епархиальные ведомости. – 1879. Выдержки из моих воспоминаний//Астраханские епархиальные ведомости. – 1880, 18. Мысль о содействии успехам Алтайской миссии//Странник. – 1866, ч. 1. Недостаточность откровенной религии в деле нашего спасения. (Магистерская диссертация). Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптинской пустыни архимандрита Моисея . – СПб., 1865. Надгробное слово. – СПб., 1865. Чин исповедания и обещания архиерейского. Слово в день Святой Пасхи. Слово в день святого апостола Иоанна Богослова, – в Неделю всех святых. Слово в день Успения Божией Матери. Слово в день памяти святого равноапостольного князя Владимира//Самарские епархиальные ведомости. – 1876, 18. – С. 369. Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице//Самарские епархиальные ведомости. – 1876, 19. – С. 393. Речь при дворянских выборах//Духовная беседа. – 1866, 42. Речь в Самарском кафедральном соборе об избавлении от холеры//Духовная беседа. – 1866, 3 8. Письма к инокине//Душеполезное чтение. – 1888, ч. 3. Письмо к инокине о значении пострига//Странник. – 1865, 6. Вопросы монахини Евпраксии и ответы: в 2 кн. – М., 1883, из «Душеполезного чтения». Духовные советы в письмах к игуменье Евпраксии//Душеполезное чтение. – 1887, 2. Переписка и беседа с инокинями//Душеполезное чтение. – 1889, 3. Письма к духовной дочери Александре Ефимовне фон Руммель: в 2 кн.//Душеполезное чтение. – 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По кончине, в 1193 году, архиепископа Григория (родного брата святого Иоанна или Илии), возбудилось среди новгородцев недоумение о том, кого-бы из трех предполагаемых лиц избрать на место святого Григория Архиепископом Нову-граду. Некоторые предлагали Мартирия, другие –монаха Митрофана, третьи – какого-то грека. Дело доходило до ссоры. Наконец, не желая, чтобы избрание архипастыри зависело от произвола человеческого, новгородский князь Ярослав Владимирович, по совещанию с посадниками, игуменами и соборным клиром, решили прибегнуть к жребию, как к суду Божию; положили на престол святой Софии три жребия и послали с «Веча народного» слепца в храм, взять один жребий, который бы указал им волю Божию. Слепой вынул один из трех положенных на престол жребиев –и этот жребий был Мартириев. Тогда же блаженный игумен Мартирий был вызван из Старорусской обители и послан для посвящения в Киев. Принятый там с честию великим князем Святославом Киевским и митрополитом Никифором, старорусский игумен Мартирий по священ был во архиепископа «Новгороду и Пскову», 10 декабря того же 1193 года. Новгород же возвратился 16 января 1194 года, в день памяти вериг святого апостола Петра. В первый же год правления святителя Мартирия, паству его постигло великое бедствие. Сперва страшный пожар выжег Ладогу, потом, перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, ужаснейший пожар опустошил и город Старую-Руссу, во время которого сгорела в монастыре деревянная церковь Преображения Господня, построенная святителем Мартирием. В том же 1194 году таковая же участь постигла и великий Новгород: страшный пожар истребил большую часть города. Новгородский летописец говорит, что, начиная от недели Всех Святых до Успенского поста: «повся дни неведомо где загорашеся». Жители Новгорода до того были напуганы, что даже не смели жить в домах, а жили в поле; тогда же сгорело и великокняжеское Городище под Новгородом! В это трудное время добрый архипастырь, святитель Мартирий, стараясь успокоить волнение народное, не малую имел заботу об участии несчастных. По истреблении пожаром многих церквей на Торговой стороне и множества частных домов, он в том же несчастном году освятил вновь сооруженную усердием граждан церковь , во имя Святого апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напомним еще раз известное. В 1871 году великий старец Оптинский преподобный Амвросий дал свое истолкование одного знаменательного эсхатологического сновидения. Сущность этого сновидения, или откровения, была выражена словами уже почившего митрополита Филарета Московского: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Главный смысл толкования этих слов сводится к тому, что здесь показана кратчайшая история мира с точки зрения истинной Церкви Христовой: Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом; Троя, то есть Малая Азия, с семью малоазийскими Церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного; Египет с отцами-пустынниками. Четыре страны: Рим, Троя, Египет и Россия символизируют эту Церковь. После расцвета жизни во Христе и падения первых трех показана Россия, после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова». Присутствие «тайны беззакония» зримо даже во внешних обстоятельствах екатеринбургского злодеяния. Как отмечал еще генерал Дитерихс, династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре Костромской губернии и кончилась в Ипатьевском доме города Екатеринбурга. Слугами веельзевула, которые скоро будут строить общественные туалеты на месте алтарей и взорванных храмов, сознательно было выбрано и место, и день преступления, совпавший с днем памяти святого князя Андрея Боголюбского — того князя, который если не по имени, то по существу был первым русским царем. Враги прекрасно понимали, что уничтожение «всей великой ектении», по выражению Ленина и Троцкого, явится поруганием той клятвы верности перед Крестом и Евангелием, которой поклялся русский народ на соборе 1613 года, строить жизнь во всех ее сферах, в том числе государственной и политической, на христианских принципах.

http://moral.ru/otrechenie/

Несмотря на то что Леохновский мон-рь был в 1764 г. закрыт, а в 1788 г. его деревянные постройки сгорели, память основателя мон-ря почиталась жителями Леохнова и его окрестностей. В 1788 г. была построена каменная ц. в честь Преображения Господня с приделами в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и А. Л. Под аркой, отделяющей придел во имя А. Л. от средней части храма, под спудом находятся мощи святого, над к-рыми сооружена деревянная вызолоченная рака (сохранилась), ее верхнюю крышку украшал образ святого «из серебра с позолоченным венцом и хартией» (утрачен). Перед ракой на вост. стене находился древний Нерукотворный Образ Спасителя, по преданию принадлежавший А. Л. и чудесно уцелевший во время пожара 1788 г.; при раке также хранились жернова, к-рыми А. Л. молол хлеб (в наст. время эти святыни утрачены). В XIX в. установилась традиция праздновать перенесение мощей А. Л. из Новгорода в Леохновский мон-рь не 12 июля, а во 2-ю пятницу после 29 июня - память апостолов Петра и Павла. В этот день в Леохнове собиралось множество богомольцев и совершался крестный ход из 7 соседних церквей в Леохновскую ц. Кроме того, существовал обычай на праздник Вознесения Господня совершать после литургии крестный ход из бывш. Рублёвой пустоши в Леохново в память прихода туда А. Л. из места первоначальных подвигов. В Рублёвой пустоши в 1859 г. была найдена пещера, в к-рой, по преданию, подвизался А. Л. Над пещерой через нек-рое время устроили часовню, в 1873 г. неподалеку от пещеры поставили церковь, к-рую 30 авг. того же года освятили во имя А. Л.; церковь была приписана к Леохновскому храму, служба в ней совершалась в дни памяти А. Л. и 30 авг. В Рублёвой пустоши также сохранялись реликвии, связанные, по преданию, с пребыванием здесь А. Л.: остатки печи, на к-рой он готовил себе пищу, колода, служившая ему подушкой во время сна, гумно, устроенное им для обмолота хлеба (на этом месте была поставлена икона Вознесения Господня), колодец святого. В 1938 г. Преображенская ц. была закрыта и переоборудована под клуб. Незадолго до закрытия церкви А. Л. явил чудо: когда некие святотатцы начали выкапывать каменное надгробие, находившееся под ракой святого, из-под надгробия вырвался огненный столп и опалил одному из них лицо. 21 апр. 1945 г. по просьбе прихожан была зарегистрирована правосл. община, к-рой передали церковь. В кон. XX в. многочисленные паломники приезжали поклониться мощам А. Л.

http://pravenc.ru/text/116078.html

Проф. прот. Ливерий Воронов Слово на Литургии В Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. Произнесено в храме Л Д А 19 февраля (ст. ст.) 1990 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Празднование, которое Святая Церковь ныне совершает, носит название Торжества Православия. Оно установлено в связи с великой духовной победой Церкви над ересью иконоборчества, которая волновала христиан­ский мир на протяжении более столетия. Константинопольский Собор 842 года, под председательством святого патриарха Мефодия, восстановил гонимое и утесняемое иконоборцами почитание святых икон: почитание, существовавшее в Церкви с апостольских времен и провозглашенное в ка­честве догмата православной веры святым Седьмым Вселенским Собором. Это радостное событие отмечено было в следующем 843 году большим церковным торжеством, и тогда же решено было посвящать его памяти ежегодно первый воскресный день Великого поста. Поскольку, однако, ко времени победы над иконоборчеством Церковь в длительной борьбе с различными ересями авторитетно разъяснила и точно определила на семи Вселенских Соборах основные истины или дог­маты православной веры, то празднуемое ныне событие стали впослед­ствии называть уже не просто торжеством восстановления иконопочитания, а торжеством святого Православия вообще. Словом «Православие» обозначается истинная вера, ни в чем не отсту­пающая от Божественного Откровения, дарованного Церкви в Священном Писании и хранимого Ею в живом потоке Священного Апостольского и святоотеческого предания. Основатель Церкви Господь наш Иисус Христос , Сам наименовавший Себя Божественной Истиной и Жизнью ( Ин. 14,6 ), вверил бесценное сокровище истинной веры Своим ученикам и апостолам, а через них Своей Святой Церкви, заповедав всем верующим, особенно же архипастырям и пастырям, хранить ее неповрежденно, передавая евангельское благовестие от поколения к поколению. Господь даровал Церкви и необходимую для исполнения этой заповеди Божественную помощь. Он обещал Сам невидимо, но неотлучно пребывать в ней до скончания века ( Мф. 28,20 ), будучи – по прекрасному выражению приснопамятного митрополита Московского Филарета – «ее сердцем, или началом благодатной жизни, и ее главой, или правящей мудростью». А после Своего славного воскресения и вознесения на небо Он ниспослал на нее Божественного Освятителя Церкви – Духа Святого, от Отца исхо­дящего – Духа истины, Который наставляет ее на всякую истину ( Ин. 16,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010