День памяти Льва Гумилева. 15 июня, в 15-летнюю годовщину смерти великого ученого, к могиле Гумилева на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры пришли его коллеги, ученики и друзья. Чин заупокойного поминовения совершил настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского университета, протоиерей Кирилл Копейкин. Он напомнил, что в перестроечное время Лев Гумилев вошел в «двадцатку» университетской церкви и много потрудился для ее возрождения. За панихидой были помянуты имена соратника и жены Гумилева Наталии Викторовны, которая покоится рядом с ним, а также ушедших из жизни друзей и учеников - академика Александра Панченко, убиенного ученого Константина Иванова, убиенного писателя Дмитрия Балашова. В Петербурге побывали мощи апостола и евангелиста Луки. С 17 по 22 июня святыня находилась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Приложиться к ней смогли более 100 тысяч петербуржцев, а также множество паломников со всего Северо-Запада. Честная глава апостола была привезена в Россию с горы Афон по инициативе Фонда Святого Андрея Первозванного. Паломников оказалось так много, что насельникам Александро-Невской лавры пришлось организовать подход к святыне сразу с двух сторон. Помимо митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, мощам апостола поклонились специально приехавшие в Лавру правящие архиереи соседних епархий: архиепископ Псковский Евсевий и епископ Петрозаводский Мануил. Очередной выпуск в Санкт-Петербургских Духовных школах. Всего Духовные школы в текущем учебном году окончил 101 человек, из них 49 - в священном сане. Торжества по случаю выпуска, который в этом году промыслительно совпал с днем памяти святых, в земле Санкт-Петербургской и Ладожской просиявших, начались 16 июня Всенощным бдением в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. В воскресенье, 17 июня, ректор СПбДАиС архиепископ Константин совершил Божественную литургию в сослужении преподавателей Духовных школ и выпускников в священном сане. За богослужением в алтаре молился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, по завершении Литургии он возглавил молебен по случаю окончания учебы. В связи с выпуском владыка наградил протоиерея Иоанна Белевцева, настоятеля Кресто-Воздвиженского храма в селе Ополье, преподавателя Духовной академии, патриаршей грамотой и орденом прп. Серафима Саровского второй степени, и протоиерея Владимира Мустафина, клирика Вознесенского (Софийского) собора Царского Села, преподавателя философии в СПбДАиС - орденом прп. Серафима Саровского.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

А князь Даниил — смиренный настолько, что иночество было для него более органичным, чем княжество, — удерживал себя от междоусобной брани, освобождал заключенных, заботился о неимущих. Никаким преткновением для людей он не был, а потому не было и порицания его служения. Святые благоверные князья не обращали себя в преткновение и соблазн людям, и все видели чистоту намерений и силу духа Александра, смирение и веру Даниила. Их личная жизнь ни для кого не была ни преткновением, ни соблазном, а потому и служение их, хотя и вызывало, по обычаю человеческому, у одних согласие, а у других — недоумение, но в истории не оставило никакого порицания, но лишь благоговейную и благодарную память. Чему учит нас этот пример? Мне особенно хотелось бы сказать об этом в стенах обители, обращаясь к монашествующим. Помните слова: «Ни для кого и никогда мы не были пререканием, чтобы не порицалось наше служение». Служение будет порицаться, никаких иллюзий не следует строить — апостол Павел в этом же послании говорит, через какие страдания он проходил. Но у него всегда была правда в правой и левой руке, и апостол победил своих гонителей, хотя и был умучен за веру и проповедь Христову. Для нас, священнослужителей, особенно же монашествующих, все эти примеры должны быть не фольклором, не легендами. Мы должны представить себе этих людей — и апостола Павла, и Александра Невского, и Даниила Московского — своими современниками: как бы они сегодня трудились, как бы они жизнь свою полагали за Господа и Спасителя, не будучи ни для кого пререканием, дабы не порицалось служение. Мы должны брать пример с живых людей. Святые не умерли — они живы. Они живы в исторической памяти Церкви, они живы в тех молитвословиях, которые мы к ним обращаем. И сегодня наша молитва обращена к святым благоверным князьям, дабы они научили нас тому, чтобы никогда и ни для кого мы не были в пререкание и в преткновение, дабы служение, которое мы несем, не порицалось. Сказанное имеет отношение не только к священнослужителям, хотя к ним — в первую очередь.

http://patriarchia.ru/db/text/1621469.ht...

– воскресное евангелие недели 12-той ( Мф.19:16–26 ), о богатом юноше, и недели 30-той ( Лк.18:18–27 ). Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно: – воскресное евангельское чтение недели 5-той ( Мф.8:28–9:1 ), об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Мф.7:24–8:1 ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-той начинать не со стиха 24-го главы 7 от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своем месте, апостольские же чтения недели 5-той ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-той ( Рим.12:4–5, 15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-той, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-той ( Мф.20,1–16 , о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-той ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-той, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-того от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-той, объединить с зачалом 9-тым евангелия от Марка (2:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-тое от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Поэтому дни памяти Крестителей народов, таких как святой князь Владимир, святой равноапостольный царь Болгарский Борис, святой князь Моравский Ростислав, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, и других — это не только национальные дни, но в значительной степени и торжества всей Полноты Церковной, которая духовно радуется о приобщении к ней новых членов, о вкладе в сокровищницу святости, который эти народы внесли за долгие века истории. Как в день сошествия Святого Духа на апостолов их слышали говорящими на всех языках земли, так и ныне мы видим, что торжество памяти преставления Крестителя Руси собрало со всех концов мира представителей Церквей, которые как любящие братья вместе с нами духовно торжествуют о нашем единстве. Подражание добродетелям крестителей наших народов требует от всех нас труда во имя сохранения того бесценного духовного дара единства во Христе, который наши народы обрели в Крещении. Единство – это свойство Святой Церкви Христовой и непреходящая ценность для любого православного верующего. Возрастание христианина в исполнении заповедей Божиих упрочивает его единство со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2:22). Сегодня, как и в других случаях, когда мы, представители всех Поместных Православных Церквей, собираемся вместе, наше братское общение, наше причащение из Единой Чаши дает возможность еще раз почувствовать сердцем, что Православная Церковь едина. Это величайшая ценность, величайший Божий дар, что, несмотря на многие политические, иные перипетии и конфликты, мы сохраняем свое единство. Мы должны дорожить этим единством как Божиим даром и как величайшей ценностью, которая пришла к нам от Самого Спасителя через святых апостолов. И, конечно, для нас важно заботиться обо всех проявлениях этого единства. Важны усилия, направленные на сохранение единства: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:26). Поэтому мы едины в нашей солидарности с гонимыми братьями и в нашей заботе о них; мы едины в почитании святых; мы едины в том, что вместе даем отпор всем, кто хочет посеять раздор и разделения в Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4177792.ht...

Владыка Антоний также выразил митрополиту Илариону сердечную благодарность за его богословские труды. «Ваши книги, Ваши мудрые слова переведены на многие языки мира. Они, в частности, переводятся и на сербский язык, и православные сербы черпают в них премудрость, которая хранится в источнике православной веры», — подчеркнул представитель Сербской Православной Церкви. На память о служении на Сербском подворье владыка Антоний подарил председателю ОВЦС вышитую в Сербии митрополичью мантию. Передавая дар, епископ Антоний попросил митрополита Илариона молиться о клириках и прихожанах подворья, о православной Сербии, о многострадальном Косове и всей Сербской Церкви. В ответном слове митрополит Иларион сказал: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня большая радость уже во второй раз в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посещать этот святой храм — подворье Сербской Православной Церкви и совершать здесь Божественную литургию в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые являются небесными покровителями этого святого храма. Почему Церковь установила празднование памяти этих святых апостолов вместе, а не по отдельности? Есть разные толкования: одни говорят, это потому, чтобы не выделять особую роль апостола Петра, но подчеркнуть, что апостол Павел не менее его потрудился в благовестии Христовом, другие приводят иные толкования, но есть неоспоримый факт: Церковь установила особое празднование и пост, предшествующий этому празднованию, для того, чтобы почтить память этих двух столпов христианской Церкви. Когда мы думаем о жизни и проповеди Господа, мы невольно спрашиваем себя: почему Господь Иисус Христос решил передать Свое учение через людей? Почему Он не захотел написать что-нибудь Сам? Ведь, казалось бы, такая была уникальная возможность — Сам Бог стал человеком, неужели у Него не нашлось бы времени изложить письменно то, что Он хотел сказать людям, и тогда мы все точно знали бы, что это именно слова Господа, которые Господь Сам написал, а не то, что пересказали другие люди. Господу было угодно доверить Свое учение людям для того, чтобы оно до нас дошло через людей. И евангелисты, и авторы апостольских посланий — это были апостолы, те, которые слышали слова Господа Иисуса Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/1219026.ht...

Вот какое, дорогие братья и сестры, величие момента! Вход посреди вечерни, прообразующей собой Ветхий Завет преимущественно, говорит нам о ветхозаветных Пророчествах о Господе нашем Иисусе Христе, о пришествии в мир нашего Спасителя. И далее после прокимна (с греч. «лежащий или предлагаемый впереди») – специального краткого стиха чаще всего Псалтири, сжато и емко, говорящего о сути праздника или памяти дня, возглашается священником «Премудрость», что обозначает: сейчас будет звучать Слово Божие, далее чтец (диакон) называет книгу Священного Писания, из которой читается зачало (целостный отрывок священного текста), и священник возглашает «Вонмем», т. е. «предельное сосредоточенное на чтении внимание». И читается паремия. Причем в идеале диакон или чтец, облаченный в стихарь, при открытых Царских вратах подходит к священнику, стоящему возле горнего места, с книгой, где находятся паремии (есть даже специальная богослужебная книга «Паремийник»), берет благословение и, торжественно склонив голову перед книгой, держа ее выше головы, выходит на середину храма и читает также медленно, внятно, возвышенно, с благоговением. Все это говорит о важности момента. Ведь что такое паремия? В переводе с греческого слово обозначает «притча». Это отрывок из Священного Писания, чаще всего Ветхого Завета, но может быть и из Нового, в котором повествуется о данном двунадесятом празднике или о великом празднике, посвященном Пресвятой Богородице или почитаемому святому, в день памяти которого совершается богослужение. Обычно паремий три, но бывает и больше. Так, например, на утрени Великой субботы паремий 15. Если служатся Царские (Великие) часы в навечерие Рождества Христова, Святого Богоявления (Крещения Господня), Страстной пятницы, то тогда читается перед Апостолом и Святым Евангелием одна паремия. Одним словом, дорогие братья и сестры, будем же внимательны, чтобы повседневная суета не отобрала у нас слова Божия, звучащего для нас, исцеляющего и спасающего нас. скрыть способы оплаты Комментарии

http://pravoslavie.ru/98938.html

Мощи святых этот Собор назвал источником исцелений и определил: «Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные: если кто епископы или клирики, да низложатся а если иноки или миряне да лишатся причащения (Деян. Соб. 3 и 7) Собор также определил, чтобы святые мощи были полагаемы в церквах при освящении их (под престолом и в антиминсах – ныне), за неисполнение чего угрожает извержением из сана епископского. На протяжении всего существования Церкви воссиявали в ней святые, «яко звезды пресветлые», из которых мученики, как «багряницею и «иссом кровьми украсили Церковь». Почитание святых имеет важное значение. И недаром Церковь на седьмом Вселенском Соборе догматизировала почитание святых О чем это говорит? Святые, время от времени воссиявающие в Церкви, свидетельствуют о действительности непрерывного молитвенного общения между Церковью небесной и земною и о несомненности и действенности благодатных даров Св. Духа в Церкви. Через Святого Духа, в виде огненных языков в день Св. Пятидесятницы сошедшего на апостолов, преизобильно излилась благодать. Ее, так сказать, осязали все присутствующие когда апостолы стали говорить на разных языках. Ее несомненность свидетельствуется и многочисленным и многоименным сонмом святых воссиявших в Церкви и продолжающих воссиявать. Этот сонм – явное свидетельство благодатности Церкви Христовой. И недаром Святая Церковь в первую неделю по Пятидесятнице посвящает памяти всех святых, а Русская Православная Церковь во вторую неделю – памяти святых, в земле Российстей просиявших. Святыми почитаются люди, особенно угодившие Богу. Как же устанавливается святость того или иного подвижника? В Церкви издавна создался особый прием установились определенные правила для причисления к лику святых. Прием этот известен под именем канонизации (слово канонизация – греко-латинское и означает буквально: включение в список). Он существует в Церкви издавна, а наша Русская Православная Церковь заимствовала его у Греческой Церкви.

http://azbyka.ru/pochitanie-svyatyx-lebe...

Позвольте от лица духовенства и прихожан Патриаршего подворья поблагодарить вас за теплые молитвы и добрую память о нашем общем святом, который так дорог сердцу верующих наших Церквей» В знак памяти о праздничном богослужении архимандрит Вассиан преподнес владыкам в качестве подарка писаную икону святителя Серафима и панагию с образом Пресвятой Богородицы. С приветственным словом к присутствующим обратился митрополит Западно- и Среденеевропейский Антоний: «Дорогой о Господе отец Вассиан, представитель Патриарха Московского и всея Руси, Ваши Высокопреподобия, возлюбленные о Господе братья и сестры! Передаю вам благословение Его Святейшества Патриарха Болгарского и митрополита Софийского Неофита и Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви. Сегодня исполняется пять лет совместной канонизации святителя Серафима, Софийского чудотворца, которую совершили в единомыслии, как отметил отец Вассиан, Болгарская и Русская Православные Церкви. Сегодня мы собрались, чтобы отметить день его памяти соборной Божественной литургией. Мы знаем из жития святителя Серафима и свидетельств многих его современников, что он стал реальным духовным мостом между всеми православными христианами. Он жил в трудное время, время испытания православной веры, он переносил несправедливые нападки и клевету, твердо отстаивая истинную веру. Эти испытания сплели для него тот неувядаемый венец Христовых добродетелей, которым после кончины увенчал его наш Создатель Господь Бог. От всей души благодарю вас за этот большой праздник. По молитвам святого Серафима, Софийского чудотворца, да укрепит нас Господь в наши трудные времена, когда православная вера также претерпевает испытания, а подчас и гонения. Пример святителя Серафима показывает нам, что святость достижима и в наше время. Для этого достаточно иметь любовь в наших сердцах, любовь к Богу, к ближнему, к самим себе, ту святую добродетель, о которой говорит апостол Павел в послании к Коринфянам, называя ее самой большой из всех добродетелей. Этому и учил нас Христос: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5779268...

Посещение Ливана всегда оставляет особый след в душе, потому что земля эта — часть Святой Земли. По ней ступали ноги апостолов, с ней связано самое начало существования христианской Церкви. С этой землей связаны великие деяния, которые совершались в Антиохийской Церкви. Ей известны труды святых отцов, выдающихся церковных писателей и мыслителей. Ей известны труды выдающихся церковных канонистов, юристов, которые участвовали в создании законов Византийской империи, известных как кодекс Юстиниана. Эта земля также известна и защитой Православия от ересей и расколов. Это было место, от которого во многом зависели судьбы Вселенской Церкви. Это величие Антиохийской Церкви, заложенное трудами святых апостолов Петра и Павла, прошло через века и ныне являет себя особым образом, неся свидетельство о христианских ценностях в многокультурном обществе Ливана, Сирии и других стран Востока. Мы все принадлежим к единой Православной Церкви, в которой стираются всякие национальные и политические границы. Мы живем одной жизнью, где бы физически мы ни находились, — в Ливане, Сирии, России, Украине, Белоруссии или другой стране, потому что мы все объединены одной Церковью — Вселенской Православной Церковью, которая сохраняет величие и святость Предания, исходящего от святых апостолов. Сей святой собор освящен памятью святого великомученика Георгия Победоносца, и имя святого великомученика бережно сохраняется здесь, на этой земле. Этот святой также является одним из самых почитаемых святых на Руси. Мы верим, что святой Георгий является защитником Святой Руси, и эта наша вера основывается на исторических фактах. Вторая мировая война началась для России в день, когда мы праздновали память всех святых, в земле Российской просиявших. Этого, конечно, не знали те, кто начал агрессию против нашей страны. Завершилась эта война победой, и русский солдат вошел в Берлин и разрушил цитадель фашизма. И произошло это в день памяти святого Георгия Победоносца, который Церковь празднует 6 мая. И полководец наш маршал Жуков, с именем которого во многом связывается победа над грозным врагом, носил имя великомученика Георгия Победоносца. И потому память святого Георгия очень близка сердцу нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/1674532.ht...

В 1031 или 1033 г. аббат Одилон составил новое Житие М., сохранившееся в 3 версиях (BHL, N 5182-5183; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 279-290; PL. 142. Col. 943-962). Одилон стремился не столько изложить биографию святого (для этого он отсылает читателей к пространному Житию), сколько описать его добродетели. Вводная часть Жития посвящена значению деятельности святых, которые хранили истинную веру, укрепляли и защищали Церковь. Отождествляя святость и монашеский подвиг, Одилон представляет монахов как духовных наследников апостолов и мучеников (происхождение монашества возводится к прор. Илии и св. Иоанну Крестителю). Агиограф прослеживает преемственность аскетической традиции от св. Бенедикта, создателя универсального общежительного устава, и клюнийскими монахами (см.: Iogna-Prat D. La geste des origines dans l " historiographie clunisienne des XIe et XIIe siècles// Idem. Études clunisiennes. P., 2002. P. 162-163). Пример М., идеального наставника монахов, показывает, что святость всегда присутствует в Церкви: в нем воплотились все добродетели и исполнились заповеди блаженства. Являясь усердным последователем святых, М. стал мудрым учителем для всех своих современников. Одилон указывает прежде всего на высокую репутацию М., перечисляя императоров, королей и др. правителей, к-рые чтили святого и руководствовались его советами. После кончины М. его святость была подтверждена чудесами, к-рые совершались у его гробницы. В дополненной версии Жития (BHL, N 5183) повествуется также о пленении святого сарацинами, которое стало поводом для их изгнания из Прованса. Изгнание сарацинов и победа Фульхерия, отца М., над волком-людоедом рассматриваются как аллегории победы Христа над сатаной. Житие, составленное Одилоном, получило в бенедиктинских мон-рях более широкое распространение, чем ранние тексты (известно 20 рукописей). По-видимому, Житие было задумано Одилоном как гомилия-панегирик; оно предназначалось для богослужебного чтения. Впосл. в Клюни и нек-рых других мон-рях его текст делили на 8 чтений для оффиция в день памяти М. (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 34-40). Одилон составил также 4 гимна в честь святого (Bibliotheca. 1614. Col. 291-292; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 47). По его распоряжению в монастыре Сувиньи, где был погребен М., записывались чудеса от мощей святого. Сказание о чудесах сохранилось в 5 рукописях XI-XII вв. (BHL, N 5186; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 1787-1814; ActaSS. Mai. T. 2. P. 690-700; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 43-44). В единственной, утраченной ныне рукописи нач. XI в. из Меца содержался текст письма некоего монаха о кончине М. Адресатом письма мог быть св. Вильгельм из Вольпиано (BHL, N 5187; изд: Sackur. 1891; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 44-46).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010