10 сентября 2004 г. Памяти монахини Игнатии (Пузик) Еще несколько лет назад посетители Ваганьковского кладбища утром воскресного дня или под церковные праздники могли видеть двух старушек, медленно спускавшихся с подножки трамвая и направлявшихся в храм Воскресения Словущего. Они шли, опираясь друг на друга, поскольку одна была уже почти слепа, а другая из-за больных ног с трудом передвигалась без посторонней помощи. Справа мерно и целеустремленно ступала высокая и крупная, и в 90 с лишним лет не потерявшая былой «профессорской» стати; слева ковыляла маленькая и прихрамывающая, с любопытством заглядывающая по сторонам и то и дело норовившая отклониться от намеченного курса. Две старушки шли в церковь среди таких же, как они, «Божиих одуванчиков»... Маленькая — монахиня Мария (Соколова) — умерла четыре года назад. 29 августа Господь призвал и старшую ее подругу — схимонахиню Игнатию. Будущая монахиня Игнатия, Валентина Ильинична Пузик родилась в Москве 1 февраля (19 января) 1903 года, в день памяти преподобного Макария Египетского. Ее отец происходил из крестьян Гродненской губернии в Белоруссии. В Москве он остался после военной службы и работал здесь мелким служащим в управлении Киевско-Воронежской железной дороги. В 1915 году он умер от туберкулеза — той болезни, борьба с которой станет профессией его дочери. Вся тяжесть заботы о детях — Вале и ее младшем брате Николае — легла на мать, Екатерину Севастьяновну, в девичестве Абакумцеву. Валентине пришлось стать главной ее помощницей. Позднее Екатерина Севастьяновна («мама Катя», как звали ее близкие) вслед за своей дочерью примет монашество и будет носить в рясофоре имя преподобного Макария Великого, в день памяти которого родилась ее дочь-монахиня, а в мантии — преподобного Авраамия Чухломского. Благодаря усилиям матери девочку в обход сословных ограничений приняли в женское Николаевское коммерческое училище на Новой Басманной. В училище особое внимание уделялось современным европейским языкам (а не древним, как в гимназиях) и естественным наукам.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_monah...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть День памяти русского мыслителя и государственного деятеля К.П.Победоносцева Сегодня мы также вспоминаем архитектора А.Ф.Кокоринова, графа П.А.Шувалова, писательницу Е.Н.Водовозову, подводника Я.К.Иосселиани и летчика Г.У.Дольникова 04:15 23.03.2024 135 Время на чтение 8 минут Фото: histrf.ru Святая Церковь чтит память мчч.Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Прп. Павла Таганрогского (1879). Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина, и прочих (III). Прп. Анастасии Патрикии (567-568). Памяти русского просветителя Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сегодня мы вспоминаем архитектора, первого директора Российской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова, скончавшегося в 1772 году. Он родился 29 августа 1726 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/23/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долг христианина: тропою к свету и спасению Размышление по итогам молитвенного стояния в День памяти святых Царственных Страстотерпцев… 19.07.2021 1154 Время на чтение 14 минут « Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.» /Николай Рубцов «Россия, Русь» (1962)/ В своем знаменитом стихотворении, по сути – завещании всем нам хранить и беречь свою Родину, истинно народный поэт Николай Рубцов под татарами и монголами подразумевал орды немецко-фашистских захватчиков, нахлынувших на нашу землю за 20 лет до написания этого литературного произведения. Минуло почти 60 лет, как оно было опубликовано. Сегодня нам приходится говорить с неподдельной тревогой в голосе об экспансии на нашу территорию многочисленных разнообразных полчищ сект, деструктивных субкультур, различных проявлений современного человеческого вырождения. Носители этих лжеучений и лжеидей и есть «татары и монголы иных времен». Описанием и расследованием их деятельности на профессиональном экспертном уровне занимался автор настоящего размышления. В День памяти святого Царя-страстотерпца Николая II , его семьи, преданных ему до последнего слуг мы стояли в храме ИК-11 во имя Семистрельной иконы Божией Матери, что на севере Краснодарского края неподалеку от Азовского моря. В места «не столь отдаленные» автора привел именно его успешный плодотворный труд на страже Отечества против одной из крупных разветвленных сетей всероссийского масштаба неопротестантского сектантского толка – «Национальный антинаркотический союз». При этом те, кто участвуют в преступных сговорах с заказчиками подобных «посадок», не важно, кем они организованы – сектантами, коммерсантами-конкурентами, «отжимающими» бизнес силовиками или ими же, делающими на обычных совсем не преступниках обывателях статистику по раскрываемости преступлений – они тоже всё те же кровожадные «иных времен татары и монголы». Это их предки-безбожники отдали на растерзание последнего русского Царя. Всё это промелькнуло в памяти, когда мы стояли в лагерном храме и вместе с приехавшим по случаю памятного дня священником читали акафист святым царственным страстотерпцам. Особый отклик в душе всегда производят слова из икоса десятого этого молитвенного посвящения памяти невинно убиенных новомучеников: « Стена и ограждение бысть Господь тебе, царю Николае, Ему же тепле молился еси, да сохранит державу Российскую от нашествия иноплеменник и братоубийственныя брани ». Все мы, христиане восточного обряда – православные, призваны хранить веру нашу исконную от извращения, от искажения и упрощения, что есть протестантизм.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/19/...

От издателей Митрополит Николай (Ярушевич). Биографический очерк Митрополит Николай (Ярушевич) Борьба с обновленчеством и Петроградская Автокефалия Петроградская Автокефалия Предвоенный период (из воспоминаний А. Э. Краснова) Владыка Николай в Куйбышеве (воспоминания Марии Васильевны Барановой) После войны Пастырь добрый (памяти Митрополита Николая) Митрополит Николай – первый настоятель и организатор прихода Петропавловского собора в Петергофе Воспоминания о Митрополите Николае В 60-е годы Николин день Господи, благослови (воспоминания бывшей ученицы Анны Шигориной) Воспоминания Марии Васильевны Барановой Воспоминания о дорогом незабвенном Митрополите Николае Мои воспоминания (Тетрадь Марии Михайловны) К 20-летию со дня кончины, Воспоминания духовных чад о дорогом Владыке Воспоминания Марии Даниловой Из дневника Елены Смирновой († 1968 г.) Отзывы и воспоминания Последние дни Владыки Николая День памяти Владыки Николая На смерть иерарха От московской паствы Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай как проповедник Златоуст XX века Памяти иерарха Воспоминания Варвары Флоринской Память о Владыке Николае живет и в следующем поколении его современников Чудесное исцеление по молитвам Николая (Ярушевича) Прозорливость Митрополита Николая (Ярушевича) Воспоминания, записанные со слов одной из духовных дочерей Владыки Николая Заметки паломницы Приложение Проповеди Епископа Николая Петергофского 1922–1926 года. Ленинград (Фрагменты, записанные слушателями) Слово, сказанное в церкви Благовещения Божией Матери за всенощной 24 декабря 1922 года Слово, сказанное в Исаакиевском соборе за обедней 25 декабря 1922 года Слово, сказанное в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы за всенощной 14 января 1923 года Слово, сказанное в церкви Воскресения Христова («Спаса-на-Крови») за всенощной 9 мая 1926 года Ко дню пострига 10 октября 1914 г. Преосвященного Епископа Николая Выписка из газеты «Новая заря» от 9 июня 1956 г., издающейся в Сан-Франциско, Калифорния. Пребывание русской церковной делегации во главе с митрополитом Николаем в США Выдержки из книги «История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней» Выдержка из книги М. Яковлева «Жизнеописание скитоначальника Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры Схиархимандрита Феофила (1929–1996)» Памяти Архиепископа Петергофского Библиографический список изданий, упоминаемых составителями  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

День памяти святителя архиепископа Ионы Новгородского 5/18 ноября 2001 г. Икона святителя Ионы   Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского. К сожалению, не многие из нас знают жизнеописание этого подвижника, который жил 500 лет назад. Как, впрочем, и жития многих святых, день за днем празднуемых по церковному календарю. Но это совсем не значит, что эти святые не влияют на нашу жизнь. Иногда их особое, решительное воздействие, даже вторжение в нашу судьбу, заставляет нас духовно остановиться перед этими святыми незнакомцами и со страхом и благоговением созерцать непостижимые для нас проявления Божественного Промысла. Созерцать и в очередной раз убеждаться, насколько долготерпеливо, прощая все наши грехи, Господь созидает из нас бессмертные существа, храмы Духа Святого в жизнь вечную, как сказано в сегодняшнем апостоле, созидает из нас детей Божиих. Бывают странные в судьбе человека, но, несомненно, учиненные Богом дни, в которые из года в год происходят значительные, поразительные события. Такие вещи всегда личные и, наверное, каждый может рассказать нечто подобное из своей жизни. Сегодня, 18 ноября, для меня особый день. 18 ноября 1988 года неожиданно скончался один из насельников Псково-Печерского монастыря, мой самый тогда близкий друг - иеромонах Рафаил (Огородников). Это был человек удивительно искренней и чистой души. Иеромонах Рафаил был духовным сыном отца Иоанна (Крестьянкина) и в 70-80-е годы сам очень многих привел ко Христу. В этот день в 1988 году он попал в автомобильную катастрофу. Под городом Новгородом, как раз в уделе святителя Ионы Новгородского, закончилось его недолгое, но прекрасное земное служение. В 1992 году в этот же день - 18 ноября - произошло одно, казалось бы, трагическое событие, но благодаря которому были обретены святые мощи патриарха Московского Тихона. В Донском монастыре, который тогда первый год как возрождался после открытия, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью в окно малого Донского собора - прямо к могиле свт. Тихона.

http://pravoslavie.ru/1954.html

Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане — небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. Электронный проект «Православие» Татьянин день 25 января Православная Церковь празднует память святой мученицы Татианы. Однако, это не только день Ангела всех сестер, дочерей, внучек наших, которые носят это святое имя. День памяти мученицы Татианы для Отечества нашего имеет особое значение. 12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских «кузниц» научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова, которого самого метко называли «первым русским университетом», и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета — Московского. 12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И.Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. В сущности Императрица Елизавета Петровна уже приняла решение об этом предыдущего 1754 года. Однако, будущий куратор Московского Университета, граф Шувалов, подал прошение Императрице уже после утверждения проекта в Сенате и именно в день памяти святой мученицы Татианы. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой. Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета «для общей Отечеству славы», дабы «возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание». Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.

http://pravmir.ru/den-muchenicy-tatiany-...

Поминовение умерших Третий, девятый и сороковой день; годовщина памяти. Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших? Поминовение на Божественной литургии Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина. О поминовении усопших в третий день после смерти повествует предание апостольское. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день, поэтому и нам надо в этот день усиленно Ему молиться, памятуя, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих». Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и бескровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Макарий Александрийский , по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих. Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ЖМП 5 май 2014 /  20 мая 2013 г. 12:38 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: Утвердить в обществе значение подвига новомучеников В марте Священный Синод назначил одного из самых авторитетных иерархов Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия председателем Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомученников и исповедников Российских. Статус у нового совета высокий — это совет при Патриархе Московском и всея Руси. Чем он будет заниматься? И как сегодня строится работа самого Священного Синода? Об этом митрополит Ювеналий рассказывает ответственному редактору ЖМП Сергею Чапнину. — Ваше Высокопреосвященство, на последнем заседании Синода вы были назначены председателем новой церковной структуры с довольно сложным названием — Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. С чем связана необходимость создания совета, если уже более 20 лет действует Синодальная комиссия по канонизации святых, занимающаяся прежде всего именно новомучениками? — Синодальная комиссия по канонизации святых имеет совершенно иную направленность деятельности, нежели Церковно-общественный со­вет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Комиссия изучает материалы о канонизации подвижников благочестия, в частности о новомучениках, поступающие от Святейшего Патриарха и из епархий. Она не занимается увековечением памяти новомучеников и популяризацией их подвига. Создание же упомянутого совета является закономерным следствием постановления Архиерейского Собора 2011 года, принявшего документ по этому вопросу. Совет создан для координации усилий, которые Церковь будет предпринимать в этом направлении. — Как вы видите цели и задачи совета? Какие первые шаги вы предполагаете предпринять? — Цели и задачи Совета я вижу в планировании и координации мероприятий, способствующих утверждению в обществе представления о значимости подвига новомучеников. Чтобы начать эти труды, необходимо узнать, что сделано на сегодняшний день. Для этого запрошены правящие архиереи, а также предложено некоторым членам совета прислать свои отзывы. Полученные сведения будут проанализированы, и на первом пленарном заседании мы наметим шаги на пути осуществления целей совета.

http://e-vestnik.ru/church/tserkovno-obs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Врачевание любовью Светлой памяти Александра Ракова (09.10.1947 -17.09.2018) 08.10.2019 682 Время на чтение 9 минут От редакции. Сегодня, в праздник Ап.Иоанна Богослова, исполнилось 72 года со дня рождения православного писателя, главного редактора всероссийской газеты «Православный Санкт-Петербург» Александра Григорьевича Ракова ( † 17.09.2018), годовщину кончины которого мы недавно встречали . Клирик Благовещенского храма на Приморском проспекте, прихожанином которого был приснопоминаемый раб Божий Александр, протоиерей Дионисий Мозокин отслужил панихиду на его могиле на Серафимовском кладбище. Близкие, друзья, поклонники таланта почтили память писателя. Царстово Небесное, вечный покой… В день памяти А.Г.Ракова републикуем статью искусствоведа О.Б.Сокуровой об одной из книг известного писателя. О книге Александра Ракова «Монашеское царство. Письма-откровения» Иногда, оглядываясь назад, на прежние времена, приходится с грустью отмечать, сколь многое, как видно, безвозвратно ушло из современного человеческого мира. Одна из самых значительных и невосполнимых потерь - способность писать друг другу письма. Конечно, имеются в виду письма настоящие, личностные, а не набранные наспех, деловым телеграфным стилем, содержащие лишь поверхностную информацию: мол, был там-то, делал и видел то-то, фото (селфи) прилагаю... Раньше существеннейшей частью нашей жизни была совсем иная переписка, идущая изнутри, из сердечных недр. Устная неспешная беседа «по душам», разумеется, тоже важна, но даже для нее нам часто не хватает времени. Однако сказанное в разговоре, как правило, легко испаряется из памяти, и в нем, помимо важного, бывает что-нибудь случайное, поверхностное, необязательное. В письменном самовыражении человек гораздо более сосредоточен, он лучше обдумывает и формулирует свои мысли, старается передать какие-то дорогие чувства. В письмах всегда присутствуют и автор, и адресат; здесь лучше, чем где бы то ни было, выражены неповторимые человеческие отношения. Письма - безценные хранители памяти, исторической и биографической. В них содержится воздух, аромат эпохи и свидетельство о том, какими мы были в ту или иную пору жизни. Письма, как многие из нас знают по опыту, очень интересно и полезно перечитывать.

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/09/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти подвижника православной трезвости В Петербурге почтили память основателя клуба «Бодрствование» и Всероссийского братства «Трезвение» Владимира Михайлова 10.04.2012 1643 Время на чтение 6 минут 8 апреля, в праздник входа Господня в Иерусалим, в Петербурге православные трезвенники почтили память основателя клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия и Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви Владимира Алексеевича Михайлова (1939-2006). В 14.00 на могиле В.А.Михайлова на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры была отслужена заупокойная лития. Затем в помещении православного драматического театра «Странник» состоялся вечер памяти подвижника трезвости. Вечер вели руководитель клуба «Бодрствование» Юрий Кладиков и настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев при Санкт-Петербургской Педиатрической Медицинской Академии священник Евфимий Добрянский. Открывая вечер, Юрий Кладиков отметил, что Владимир Алексеевич, который 13 лет, с 1993 по 2006 гг. руководил клубом «Бодрствование», всегда личным примером показывал, как нужно бороться с пороком пьянства. Он четко осознавал цель православного трезвеннического движения – спасаться самим и помогать спастись другим. Как отметил Кладиков, В.А.Михайлов часто в своей речи употреблял фразу: «Поверьте мне на слово». И ему действительно верили, хотя в наше непростое время, чувствуя повсюду обман, уже мало кто кому вообще верят. «Мы должны возрождать традиции, установленные Владимиром Алексеевичем», - отметил в заключение Кладиков и сравнил понятие «традиция» с огнем, который надо нести другим людям. Выступая перед собравшимися, заместитель руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии священник Евфимий Добрянский рассказал о плане мероприятий, который разрабатывается епархиальным отделом. Напомнив, что В.А.Михайлов был пионером православного трезвеннического движения, отец Евфимий подчеркнул, что очень важно хотя бы раз в год, в день памяти, вспоминать о Владимире Алексеевиче. Также священник поделился личными воспоминаниями о Михайлове. В частности, он напомнил слова Владимира Алексеевича о том, что если в трезвенническое движение придет кто-то лучше его, то он готов отойти в сторону. Это говорит о личной скромности и смирении основателя трезвеннического движения. Также отец Евфимий рассказал, что В.А.Михайлов относился всегда ко всем окружающим с неподдельным уважением и любовью. В этой связи священник напомнил слова Владимира Алексеевича о том, что нас, православных трезвенников, очень мало, и мы должны ценить каждого приходящего в ряды трезвенников.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/10/pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010