Среди книг, созданных в И. м., преобладают книги праздничного и литургийного репертуара - Демественники, Праздники, Трезвоны, Октоихи, меньше Обедниц, Ирмологиев, Обиходов, Триодей. Обедница содержала песнопения 3 типов литургии, особые песнопения литургий Великого четверга и Великой субботы. В Демественнике приведены песнопения демественного распева. Иргизские Демественники по составу были близки к кн. Обиход: они содержали неизменяемые песнопения всенощного бдения, литургии, ряд праздничных песнопений, вписанных в структуру всенощной и литургии, в т. ч. стихиры по 50-м псалме, величания, задостойники и круг пасхальных песнопений. Отношение к деместву выражено в тексте, предваряющем один из Демественников,- парафразе фрагмента Степенной книги: «Свидетельство о святем пении демественном от жития преподобнаго Романа Сладкопевца. Яко во время княжения благочестиваго Ярослава Владимеровича приидоша из Царяграда Богом подвизаеми трие мужие во град Киев и принесоша с собою певчия книги демественнаго пения, паче же и святое троестрочное гласование, и оттоле начася в России святое пение» (Там же. 2838. Л. 2), а также в др. записях в певч. книгах: «Начинает праваго крылоса головщик «Ами(нь)» прекрасным демественным пением громогласно» (Там же. 2821: Демественник. Спасо-Преображенский мон-рь, 10-20-е гг. XIX в. Л. 1), «Сие пение демественное, как красиво и удивителное» (Там же. 2738: Песнопения Обихода. Нижне-Воскресенский мон-рь, кон. XVIII в. Л. 5). Отношение же к Демественнику отражено в записи, оставленной настоятелем Сергием (Юршевым): «Сия книга Певчей демественной обиход церковной, то чтоб никто ево не изволил брать к себе в келью ни для списания, ни для науки. А кто паче чаяния возмет, то будет соборне наказан» (Там же. 2831. Л. 1). Жен. общины также имели собственные певч. рукописи, за исключением Обедниц и Демественников, предназначенных для литургии. Монастырские б-ки хранили рукописи дониконовские и пореформенной поры, в т. ч. певч. нотолинейные, но грамотные насельники хорошо разбирались в уставных и текстологических различиях этих книг. Так, одна запись гласит: «Молю тя, благочестивый читатель, не благоволи Господа ради по сей книге пение производити, ниже ее при себе держати, понеже в ней много никановской блажи обретается на пагубу спасения человеческаго» (Там же. 2830. Л. 2 об.- 3).

http://pravenc.ru/text/673915.html

Ф. 37. 364. Л. 280 об.- 281). В 1701-1703 гг. по специальному распоряжению дьяк Осип Ефимов Новгородцев записал в 104 тетрадях праздничные каноны «патриаршего» распева «низом» (строчного) (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 190. Л. 97 об.- 98 об.). В патриарших Чиновниках нередко можно обнаружить общие упоминания о пении дьяков и подьяков «на роспев» («пели по стиху на роспев, а прочие - на глас»; «возвахи пели все на роспев, а стихиры - на глас»), что говорит о варьировании репертуара распевов, о включении той или иной муз. версии песнопения по ходу службы ( Голубцов. Чиновники московские. С. 242, 264, 267, 284, 289, 290 и др.). Пути проникновения всевозможных распевов в репертуар П. п. были различными: миграция певч. книги, пребывание в Москве либо вызов на столичную службу выдающихся мастеров пения из периферийных центров, приезды в столицу того или иного хора. Так, в обряде поставления патриарха Иова (1589), чередуясь с государевыми певчими и П. п., участвовали и певцы новгородского Софийского собора (РИБ. Т. 2. Стб. 323). Во время швед. оккупации Новгорода в нач. XVII в. часть этих певцов оставалась в Москве. По всей вероятности, эти обстоятельства способствовали распространению софийского распева. В Демественнике П. п. сер. XVII в. находятся варианты херувимской с ремарками: «Софейской перенос старой не перепетой» и «Перенос той же софейской перепетой» (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 245-249). После воссоединения Украины с Россией и зачисления в российские хоры укр. «спеваков» получил признание киевский распев : напр., П. п. в 1656-1657 гг. в Успенском соборе пели славословие «киевское» и 9-ю песнь канона «киевскую», в неделю Цветную 1693 г.- «Блажен муж, киевской роспев» ( Голубцов. Чиновники московские. С. 247, 268, 291; Дубровский. 1869. С. 29). С первых же дней пребывания Александрийского и Антиохийского патриархов в рус. столице (нояб. 1666) их певцы пели на соборных службах. Затем греческим распевом пели рус. певцы. В Пасху 1667 г. на правом клиросе во главе с мастерами пения Мелетием и Дионисием пели «гречаня по-гречески», а на левом пел патриарший хор «греческим же пением, речи руския» (ДАИ.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Только полное отчуждение пения синодальной Церкви от богослужебного пения, сохраненного старообрядцами, сделало возможным смешение понятий «демественное» и «домашнее». Смешение это коренится только в незнакомстве с певческой практикой старообрядцев в середине XIX в. и в чрезмерном, некритическом увлечении хоровой музыкой на богослужебные тексты. Рассматриваемый в этой главе четвертый период второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви интересен еще тем, что он отмечен оживлением и возрождением практики демественного пения у старообрядцев. Пение это, совершенно заглохшее в синодальной Церкви в течение XVIII века 930 , находилось в упадке и у старообрядцев 931 . Своеобразная, уже совершенно неизвестная большинству (а о безоговорочных приверженцах многоголосного хорового пения по образцу светской музыки и говорить нечего) мелодическая красота и разнообразие оттенков демественного пения, известного еще немногим мастерам, стали особенно привлекать внимание старообрядческих певцов с самого начала XX века. 932 Падение искусства демественного пения приписывается до известной степени высоким техническим требованиям, предъявляемым исполнителям демественного пения. По словам старообрядца Л. Быстрова 933 , «...каждый, кто хоть раз слышал демественное пение, должен признать, что оно по своей красоте далеко оставило прочие распевы и заслуживает лучшего отношения к себе... Если хор состоит из женских голосов, демественное пение незаменимо. Тихое, плавное исполнение его увлекает и слушателей и самих исполнителей. Вы чувствуете, что вас как будто то поднимает, то опускает. Трудно произвести такое впечатление простым напевом... При исполнении же демественного пения необходим хор спетый. Трудно в одном месте басам, их заменяют тенора, и наоборот... Слишком уж демественное пение красиво, и по своему складу кажется многим очень схожим с существующим ныне в церквах синодального ведомства нотным пением. Это мнение действительно не заслуживает даже и критики. Скорей всего, простое знаменное пение имеет иногда применение в господствующей Церкви... Известно, что раньше, до раскола и даже после, господствующая Церковь , как и у нас (пишет старообрядец!) не отрешилась вполне от своего старого напева. Особенно сходно со знаменным пение Синодального хора Московского Успенского собора» 934 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—505— быть принято в смысле обычного гласового знаменного пения и пения демественного – кондакарного. Появление в Киеве трех певцов совпадает со временем возвращения преп. Антония с Афона и основания им монастыря в Киеве, к средине или же к концу XI века относится и появление певческой симиографии в Типографском Уставе. Это дает основание заключить, что правильно устроенное по певческим знакам русское церковное пение начало свое существование с трех греческих певцов, положивших ему основание в Киеве, и это пение, как заимствованное, главным образом, с Востока, греко-сирийского характера и в напевах, и в симиографии, в отношении к знаменному распеву, и византийского – в отношении к напевам кондакарным. Во второй части, в одиннадцати главах, автор обсуждает русское церковное пение в домонгольский период. В главе седьмой излагаются и обсуждаются исторические свидетельства о первоначальном русском церковном пении и певцах. В частности, приводятся и разбираются свидетельства летописей Иоакимовской (Татищев), Густинской, Никоновской и Степенной книги о прибытии в Киев митрополита Михаила, епископов, иереев и певцов (демественников) от славян и об устроении им клироса. Разбирается мнение проф. Е.Е. Голубинского и митрополита Макария о названии «доместик» и «крылос» и устанавливается различие певцов-демественников и регентов-доместиков и понятие «крылоса», как хора певцов, а не органа епархиального управления, на основании словоупотребления и анализа относящихся сюда мест летописи и уставов. Выясняется понятие демественного пения, как придворного, домашнего, полуцерковного, в сравнении с пением богослужебным церковным, и состава древнейшего певческого хора из пресвитеров, диаконов и дьяков во главе со старейшиной – регентом, и из народных певцов – демественников во главе с доместиком-регентом. В главе восьмой излагаются данные для суждения о перво­начальном русском церковном пении в области древнейших богослужебных уставов и певческих книг. В этом значении своем обсуждаются Уставы – Синодальной библиотеки и Типографской и крюковые рукописи – Благовещенский кондакарь Императорской Публичной Библиотеки и Триодь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1-я рукопись - ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. 15 - содержит многолетие патриарху Ермогену , что в совокупности с водяными знаками позволяет датировать ее 1606-1612 гг. Рукопись имеет заголовок: «Книга, глаголемая демественник, творение преп[одобного] от[ца] Романа, певца кондакареви». В приведенном заголовке традиция демественного пения впервые связывается с именем прп. Романа Сладкопевца и с жанром кондака , который составляет значительную часть содержания древнерус. Кондакарей . Вероятно, создатель рукописи хотел отразить в заголовке известные ему параллели между кондакарным пением и демественным. Эти параллели можно усмотреть как в мелизматической природе демества, в наличии словообрывов, аненаек , хабув (редких в знаменном распеве, но постоянно встречающихся в кондакарных записях), так и в структурной общности указанных книг, начальные части к-рых отведены записям кондаков, после них следуют песнопения др. типов (взаимосвязь кондакарного пения с демественным пока совершенно не изучена). 2-я рукопись - РГБ. Ф. 37. 364 - датируется 1645-1652 гг. на основании многолетий царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу , ее самоназвание - «Книга демественник, сиречь четверогласного пения». В рукописи ГЦММК. Ф. 283. 15 в поголосной записи даны партии демества , низа , верха и пути ; в рукописи РГБ. Ф. 37. 364 - только партия низа. Т. о., Д. отражает многоголосную традицию пения. В конце обеих книг имеется чин пещного действа , в к-ром участвовали государевы и патриаршие певчие дьяки. Обе книги могли быть написаны в Москве кем-то из певчих дьяков, поскольку в книгах отражена традиция высокой певч. культуры. Рукописи 1-го этапа, озаглавленные «Д.», отличаются по содержанию и представляют 2 редакции этой певч. книги. В состав рукописи Д. ГЦММК. Ф. 283. 15 входят избранные кондаки, неск. пасхальных песнопений, избранные песнопения всенощного бдения (вечерни и утрени); Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста (в к-рой отсутствуют песнопения евхаристического канона); последование песнопений пещного действа.

http://pravenc.ru/text/171654.html

К ранним формам записи многоголосия следует отнести, очевидно, описанное Финдейзеном и «казанское знамя», представляющее собой отдельную систему нотописания, изобретенную певчими дьяками и приближенными царя Иоанна Васильевича Грозного в честь его – как победителя Казанского царства. Финдейзен, приписывая изобретение казанского знамени Василию Рогову, Федору Христианину и Ивану Носу, речь о которых будет идти впереди, пишет следующее: «К прежнему уставному одноголосному распеву мастера-творцы сочинили второй сопровождающий голос и таким образом составили новую нотацию для двух-, а затем и трехголосного пения. Для уразумения ее была составлена ими целая «Книга, глаголемая Коки-зы, сиречь ключь к казанскому знамени», заключавшая собрание 240 мелодических напевов и 67 фит. В основу нотографии казанского знамени были положены в большинстве начертания крюковой (знаменной) системы в иных комбинациях и в иных значениях. Партитура писалась в два цвета: нижняя строка – черная, средняя – красная, верхняя – снова черная». Этот двухцветный принцип был распространен затем на все строчные партитуры. Основную массу строчных партитур можно разделить на две категории в зависимости от способа их написания: партитуры, записываемые демественной и отчасти путевой нотацией и партитуры, записываемые знаменной нотацией. Эти два вида партитур соответствуют двум видам строчного пения, которые мы будем называть демественным строчным пением и знаменным строчным пением. Демественное строчное пение есть наиболее древний, исконно русский и самобытный вид многоголосия, в то время как знаменное строчное пение – более поздний и менее самостоятельный вид многоголосия, носящий на себе явные черты западного влияния. Демественное строчное пение представлено значительным количеством строчных партитур как крюковых, так и нотолинейных, что свидетельствует о сильной и устойчивой традиции этого пения. Есть сведения, что строчное демество пелось вплоть до тридцатых годов XVIII в. в московской церкви святых мучеников Космы и Да-миана. Что же касается знаменного строчного пения, то оно не имело ощутимой традиции, о чем свидетельствуют весьма малое количество крюковых партитур и полное отсутствие нотолинейных партитур, фиксирующих это пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобная точка зрения во второй половине XX века признана ошибочной. С одной стороны путевой роспев как раз подчинен системе осмогласия как и столповой знаменный (хотя попевки в них могут не совпадать). С другой стороны песнопения путевого роспева являются довольно протяженными, что более характерно для торжественного праздничного храмового богослужения нежели внехрамового моления Исследователи также определяют значение слова путь как обычаи способ правило направление. 86 Происхождение демественного роспева прот. Д.Разумовский также связывает с внехрамовым его употреблением, но не с дорожным, а с домашним пением. Подобный взгляд на демество бытовал на рубеже веков в среде композиторов нового направления (Н.Компаненский, А.Гречанинов). Д.Разумовский апеллирует к летописному сообщению XV века о смерти князя Димитрия Красного. Князь Димитрий Юрьевич Красный умер 22 го сентября 1441 го года Тело его было положено на лавку в помещении, где спали люди проводившие ночь около тела, между ними был некий диакон Дементий. Внезапно умерший князь сбросил с себя одеяло, которым был накрыт и громко возгласил: «Петр позна яко Господь есть», и затем начал петь демеством «Господа поите и превозносите его во веки аллилуия» (Стих из праздничной утрени 8-я библейская песнь), «Жилище Свое живый в вышних» (2-й тропарь первой песни воскресного богородичного канона 4-го гласа) и другие богородичные стихи 451]. Факт, что князь пел церковные песнопения демеством не в церкви, а в доме дал Д. Разумовскому повод утверждать, что демественное пение было первоначально не церковным, а домашним своего рода частным домашним благочестивым упражнением Однако еще в XIX веке существовали и другие точки зрения на происхождение демественного роспева. Так, например, известный музыкальный критик В. Стасов утверждал, что подобный род пения применяется главным образом по особо торжественным случаям и в дни больших праздников Эта точка зрения подтверждается и учеными в XX веке. Ибо то место, которое занимает демество в общей системе богослужебного пения русской православной церкви, свидетельствует о том, что демественное пение всегда было храмовым богослужебным пением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вообще письменные памятники древнерусского церковного пения ведут отсчет с XI века. В нашем собрании представлены рукописи, датируемые XVI-XIX веками. Несмотря на свою немногочисленность, университетское собрание отражает всю историю развития церковно-певческого искусства этого времени. Оно содержит и книги с крюковой нотацией разных типов: столповой, путевой, демественной, и с квадратной нотой, и с близкой к современной - круглой. Крюковая нотация представлена в рукописях беспометного периода (до середины XVII века) и в рукописях с пометами. Пометы эти - первые буквы слов, уточнявшие высоту и способ исполнения того или иного знака, крюка: ГН - гораздо низко, Н - низко, М - мало повыше, П - повыше, В - высоко, У - ударить, З - закинуть, Б - борзо, Т - тихо. Есть в собрании памятники одноголосного пения и многоголосия, в том числе партесного (западного типа пения по партиям, культивируемого в церковной практике с конца XVII века). Певческие рукописи различны по оформлению: от книжечек для частного пользования форматом в 8-ю долю листа до фолиантов, чаще всего созданных на заказ. Пожалуй, исключительный по масштабам образец - 42 сантиметра в высоту! - старообрядческая Обедница (чины Литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова), переписанная мастером-старообрядцем Терентием Михайловичем Пучковым в Николаевске 2 в 1875 году, вероятно, по заказу староверческой белокриницкой общины. Есть книги богато и обильно украшенные, а есть - рядовые, написанные на скорую руку (иногда и не на одну), обычные по составу и по содержащимся в них распевам. Но и они умилительны - изрядно затрепанные и закапанные воском, они свидетельствуют о чьем-то молитвенном труде, о том, что и столетия назад кто-то хвалил, взывал, каялся словами тех же песнопений, что и теперь. Но есть в университетском собрании настоящие памятники древнерусского певческого искусства. Например, замечательный экземпляр 30-х годов XVII века, с многолетием Михаилу Федоровичу Романову, вероятно написанный в крупном монастыре. Выработанный почерк, подбор песнопений, наличие редких вариантов распевов говорят о том, что рукопись образцовая, созданная незаурядным знатоком своего дела. Кроме того, в ней содержится теоретическое руководство, где сопоставляются попевки знаменные и так называемые «казанские». «Казанская» нотация, по мнению специалистов (М. В. Богомоловой, Г. В. Пожидаевой), связана с многоголосным пением и имеет общие знаки с нотациями демественной и путевой, обретающимися во множестве списков. Однако рукописей, где имеется теоретическое руководство с обозначением «казанского знамени» (все они XVII века), в нашей стране насчитывается всего шесть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В период распространения Иерусалимского устава в Русской Церкви (кон. XIV-XV в.) появляется нотированный Октоих, содержащий гл. обр. воскресные стихиры, а к XVI в. кристаллизуется структура книги Обиход , аналога византийских Аколуфий и Анфологии; из Стихираря минейного песнопения двунадесятых и малых праздников (а также памятей святых) были выделены в самостоятельные П. к.- Праздники и Трезвоны соответственно. В южнорус. традиции с кон. XVI в. распространяется новый тип книги - Ирмологион , близкий по составу Обиходу, но с включением песнопений Ирмология, Стихираря и Октоиха. С одной из форм раннего русского многоголосия, демественным пением, связано появление книги Демественник , бытование к-рой засвидетельствовано в XVII в. В старообрядчестве наряду с изменениями названий и отличиями внутри отдельных П. к. по сравнению с древнерус. традицией появляется новый тип книги - Обедница; книга Демественник становится одноголосной. П. к. русского партесного пения в целом продолжают традиции монодийных сборников, но с рядом особенностей (см.: Плотникова. 2015. С. 62-78). С появлением нотопечатания наряду с П. к. все большее место в церковной практике занимают издания различных жанровых сборников, авторских циклов и отдельных произведений (см. в ст. Издательства и издания духовно-музыкальные ). Лит.: Бражников М. В. Краткие метод. указания и схемы по описанию древнерус. певч. рукописей//Метод. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. Вып. 1. С. 132-163; Тихомиров Н. Б. Ирмологий (ненотный)//Там же. С. 306-331; Момина М. А. Постная и Цветная Триоди//Там же. 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 389-419; она же. Песнопения древних славяно-русских рукописей//Там же. С. 448-482; Шеламанова Н. Б. Славяно-русский Октоих (ненотированный) XII-XIV вв.//Там же. 1976. С. 338-388; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. κα-οε; Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерус. певч. цикла: (На примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору): Канд.

http://pravenc.ru/text/2579888.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом . Название данного стиля пения, зародившегося в среде великокняжеских и архиерейских певчих, вероятно, происходит от термина «доместик» (ср. древнерус. варианты:          ). Исходя из терминологического родства («красное петие»), а также из совпадения литургического и исторического контекстов, высказывалось предположение о связи Д. п. с визант. калофоническим пением (см.: Лозовая. С. 69-70). Изучение Д. п. в контексте церковнопевч. культуры рус. средневековья позволяет сказать, что между новыми певч. стилями на протяжении всей истории их бытования прослеживаются определенные иерархические взаимоотношения. Господствующей являлась новая редакция знаменного распева, др. певч. стили на протяжении истории их бытования занимали достаточно скромное место. Среди них по степени разработанности репертуара наиболее значим был путевой распев, Д. п. характеризуется меньшей степенью распространенности, имеет весьма ограниченный репертуар. Оно было призвано украсить, выделить наиболее значимые в богослужении моменты, но не могло подменить новый знаменный распев, т. к. было неполным, не охватывающим весь круг песнопений. 1-й период истории Д. п. охватывает посл. четв. XV - 1-ю пол. XVI в. Первое свидетельство о Д. п. содержится в Московском великокняжеском летописном своде 1479 г. В одной из его статей повествуется о том, что незадолго до смерти св. блгв. кн. Димитрий Георгиевич Красный (1421-1440) «начат пети демеством «Господа пойте и превозносите Его во вся веки»» и др. песнопения (ПСРЛ. Т. 25. С. 261). Действительно ли в эпоху Димитрия Красного употреблялось Д. п., сейчас установить невозможно, однако несомненно, что к времени создания Московского летописного свода оно уже было известно в Московской Руси. И. А. Гарднер предполагал, что князь пел один из голосов многоголосного песнопения, «который позже, будучи четвертым голосом в четырехголосной версии, назывался «демеством»», и, т. о., зарождение традиции Д. п. связывал с многоголосием ( Гарднер. Т. 1. с. 453).

http://pravenc.ru/text/171656.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010