В. Какая награда ожидает алчущих и жаждущих правды? О. Они насытятся. Господь поможет им и исполнит их искреннее желание быть праведными. Наставление Любите, дети, говорить и поступать по правде как голодный стремится за хлебом и жаждущий к воде. Сам Господь будет вам помогать и вы достигнете, чего так искренно и сильно желаете, и будете жить праведно и в этой жизни, а в будущей получите полное оправдание и помилование. Пятая заповедь блаженства «Блаженни милостивии яко тии помиловани будут». «Счастливы милостивые, потому что они будут помилованы». В. Кто такое «милостивии»? О. Милостивыми называются люди добрые, которые из любви к Богу и ближним делают добрые дела всякому человку, будет ли это родственник или чужой, одной с ними веры, или другой. (Притча о милосердном самарянине). В. Как Иисус Христос учит оказывать милостыню? О. Иисус Христос говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного». ( Мф. 6:1 ). Этими словами Господь не запрещает подавать милостыню и делать добрые дела при людях; можно и при людях делать добрые дела, только не надо нарочно выставлять себя пред людьми добродтельным для того, чтобы они хвалили нас за это. Добрые дела надо делать из любви к ближним и для спасения души, а не для того, чтобы нас хвалили люди. В. Какие бывают дела милосердия? О. Различные. Есть добрые дела для тела, и есть добрые дела для души. В. Какие добрые дела для тела? О. Следующие: 1) голодного накормить; 2) жаждущего напоить; 3) нуждающегося в одежде – одеть; 4) постить находящегося в темнице и в больнице; 5) приютить странника; В. Какие добрые дела для души? О. Следующие: 1) Отклонить или помочь ближнему отвыкнуть от какого-либо греха; 2) подать добрый совет ближнему, находящемуся в беде, предупредить его об опасности, которой он не замчает; 3) утешить его, когда он находится в скорби; 4) молиться за него; 5) не платить злом за зло, которое нам сделали другие; 6) от всего сердца прощать обиды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Претыкание четвертое Апостол говорит: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе ( Рим. 6, 23 ). Здесь Апостол говорит, что вечная смерть бывает за злые дела. Возмездие за грех – смерть, а жизнь вечная, как он говорит, дается не за добрые дела, а как дар, дар вечной жизни. Если бы Апостол поддерживал этот Догмат, ему надо было бы сказать: возмездие за грех – смерть, возмездие же добрые дела – жизнь вечная. Но он не сказал этого, а сказал, что вечная жизнь – это дар, не предполагающий дел, так как дар дается, не взирая на дела. Исправление претыкающимся Апостол говорит истину: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная ( Рим. 6, 23 ). И он говорит это еще и другими словами: воздаст каждому по де­лам его: тем которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную ( Рим. 2, 65–7 ). Те, кто сопротивляется истине и повинуются неправде, пребывают в гневе и ярости, и Бог осуждает нечестивых за их злые дела, тогда как пра­ведных увенчивает за добрые дела. Это равносильно высказыванию: «Нечестивые по­лучат в качестве возмездия смерть, а праведники – жизнь вечную». Однако Апостол не сказал, что возмездие за грех – смерть, а возмездие за добрые дела – вечная жизнь, а сказал, что вечная жизнь – это дар. Но почему? Чтобы никто не подумал, что мы сами по себе можем делать добрые дела, тогда как суть наша греховна. Вечная жизнь дается по благодати не как награда за добрые дела и заслуги как таковые, а за добрые дела и заслуги по Божией благодати, а не только наши собственные. Но об этом говорилось в первом претыкании. Противники НАСТАИВАЮТ: Если вечная жизнь – это награда, то не по благода­ти, а по долгу, так как Апостол говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу ( Рим. 4, 4 ). Но кто дерзнет назвать вечную жизнь долгом, а не Божией благо­датью? ОТВЕЧАЕМ: В первом претыкании уже говорилось о том, что по здравом рас­суждении жизнь вечная может называться и наградой, и благодатью, и долгом, и даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В этом свете должны стать зримыми добрые дела учеников. Не вас, но ваши добрые дела должны увидеть они, говорит Иисус. Что это за добрые дела, которые станут зримы в этом свете? Не может, конечно, быть никаких других дел, кроме тех, которые Иисус Сам сотворил в них, когда призвал их, когда сделал их светом мира у Своего Креста: нищета, чужесть, кротость, миролюбие и, наконец, гонимость и отверженность, и на всем одно: нести крест Иисуса Христа. Крест есть необычайный свет, который светит так, что в нем становятся видны все добрые дела учеников. Притом речь ведь не о том, чтобы Бог стал зрим, но чтобы стали видны «добрые дела» и чтобы люди хвалили Господа за эти добрые дела. Зримым становится! Крест, и зримыми становятся дела Креста, зримыми становятся нужда и отречение тех, кто наречен блаженными. Но теперь уже не человек, а лишь Бог должен радоваться о Кресте и такой общине. Если бы добрые дела были всего лишь всевозможными людскими добродетелями, тогда о них радовался бы не Отец, а ученики. Но ученику, несущему крест, общине, воссиявшей светом и открыто расположившейся на горе, радоваться нечему — об их «добрых делах» может радоваться лишь Отец Небесный. Так они видят Крест и крестную общину и верят Господу. Но это — свет Воскресения. Праведность Христа «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:17–20). И ведь неудивительно, если бы ученики с таким обетованием, полученным от их Господа, в котором обесценивается все, что ценится в глазах народов, и нарекается блаженным все, что было обесцененным, могли вообразить, что закону пришел конец.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Игорь Ковалев 20 ноября 2020, 12:00 Продолжение .Алла. " Добрые дела самоценны, "/-Это ваши домыслы,которые противоречат Писанию,св. Отцам и духовным законам и опять показывают ваше незнание христианства.Добрые дела являются только средством для достижения смирения,за которое " Бог,смиренным даёт Благодать " .А этого можно добиться,только,делая добрые дела ради Христа,по заповеди,в ином случае разовьем гордость и будем тщеславиться своими делами, трубить о них.Преп. Варсонофий Великий: " Истинный труд не может быть без смирения,ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что " .Преп. Исаак Сирин: " Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее,но рождающемуся от них смирению.Если же оно утрачено,то первые будут напрасны " . Игорь Ковалев 20 ноября 2020, 11:36 Алла/Это не фарисейство,а учение свт.Отцов,согласное с Писанием.Если вы не заметили,я привел слова пяти человек,трое из,которых святые(могу и ещё много привести),но вы,как обычно, лучше разбираетесь в духовных вопросах,чем св.Отцы.Цитата,приведённая вами,говорит о совести(Законе, написанном у нас в сердцах),а не о самоценности добрых дел,ибо " ...человек оправдывается не делами закона,а только верою в Иисуса Христа,... ибо делами закона не оправдается никакая плоть " (Гал. 2:15) Алла 19 ноября 2020, 18:45 Игорь, вы опять погрязли в своем фирменном фарисействе. Добрые дела самоценны, о чем говорит апостол: " ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах " . Язычники никак не могут посвящать свои добрые дела Христу, Которого не знают, но все равно соблюдают Его закон. Иван 18 ноября 2020, 21:30 Прекрасная статья, спасибо! Игорь Ковалев 18 ноября 2020, 11:26 Ксения. " Для обретения добродетелей необходимо все творимые добрые дела посвящать Христу,творить их во имя Его.Так,например,если обидят нас,и захочется нам отомстить,то сдержимся, говоря в себе:«Прощу ради Христа,простившего мне мои грехи».Если у нас самих мало денег,а к нам подошел нищий, и нам не хочется давать,...то пересилим себя и дадим с мыслью:«Подам ради Христа, давшего мне все, что я имею».Если мы уже съели достаточно,а чрево просит еще и еще, остановимся, встанем из-за стола, говоря в себе: «Воздержусь ради Христа, Своим постом научившего меня воздержанию».С подобным расположением нужно творить и все остальные добрые дела... " (о.Георгий(Максимов),из статьи на этом же сайте 2009г)

http://pravoslavie.ru/135219.html

«Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (ст. 10). Обратите внимание на противопоставление, которое не сразу можно заметить. «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» — и далее: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела». Если мы совершаем добрые дела, то это не наша заслуга. Мы стали новым творением, новой тварью во Христе Иисусе, и дела, совершаемые нами, — это естественное проявление нашего обновленного, заново сотворенного существа. Мы должны это осознавать и в то же время понимать, что если мы будем жить по страстям и обратимся назад, подобно жене Лотовой, то можем потерять все, что приобрели. Кроме того, устремляясь вперед, мы должны помнить, к чему мы стремимся, что мы из себя представляем и что нам даровано, — мы созданы для того, чтобы совершать добрые дела. Не обновлены, не искуплены, не очищены, но, как говорит апостол Павел, именно созданы. Может быть, это не видно другим, и мы сами, к сожалению, не всегда это осознаем и приписываем добро себе, своим заслугам и произволению. Но мы обязаны верить святому апостолу Павлу, глаголам Духа Святого, возвещаемым нам через него, а именно тому, что мы — новое творение и потому совершаем добрые дела. Что же это за добрые дела? Здесь апостол Павел не говорит о них, но мы должны понимать, что добрыми делами можно назвать то, что соответствует Евангелию. Это не только милостыня, как принято понимать в узком смысле , но и нищета духовная, и отречение от мира, и кротость со смирением, уподобляющие нас Самому Христу, и даже ненависть к тому, что отвращает нас от любви к Богу. Все это кратко названо добрыми делами. Недостаточно иметь лишь стремление к добродетели. Признаком нового творения является деятельность, соответствующая евангельскому учению. Деятельностью же можно назвать не только дела телесные, но и духовные: молитву, смирение и другие добродетели, может быть, никому не видимые и никем не понимаемые. Они равнозначны добродетелям, связанным с телесной деятельностью. Кроме того, мы не можем совершить настоящее доброе дело, если оно не имеет начала внутри нас, и в этом смысле мы тоже должны расширить понимание того, что такое доброе дело.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

1 . Обещание с условием требует исполнения того, что указано в условии, как го­ворилось выше. 2 . Но обещание вечной жизни есть обещание с условием добрых дел, и это также мы видели выше. 3 . Следовательно, обещание вечной жизни требует исполнения добрых дел. Доказательство второе 1 . Если существуют условия спасения, то желающий спастись должен выполнить их. 2 . Добрые дела с верою являются условием спасения. 3 . Следовательно, желающие спастись должны делать добрые дела с верой. Первое высказывание истинно и ясно. Например, если есть условия поддержания здоровья, то мы всячески стараемся их выполнить и сделать все необходимое. Второе высказывание относится к конкретному содержанию условия. Оно позволяет ответить на вопрос: «Почему?» В результате мы получаем ответ: «Потому» или «Поэтому». Если кто-либо спросит воина, почему он воюет, то он ответит: «Потому, что повелел царь». Здесь царское повеление является условием воинской службы. Так и в остальном. В частности, так можно объяснить необходимость добрых дел для спасения. На Страш­ном Суде Христос обращается к предстоящим одесную Отца: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25, 34 ). Но почему Ты, Праведнейший Судия, зовешь их в Царство Свое? Христос отвечает: «Пото­му, что алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня ( Мф. 25, 35–36 )». Это и есть условие вечной жизни, которую получают праведники. На этом примере ясно видно, что добрые дела, то есть когда алчущему жают есть, жаждущего поят, нагого одевают, являются условием вечной жизни. И как не стыдно противникам, которые говорят, что добрые дела бесполезны для спасения. Нечто подобное мы находим и в Апокалипсисе: Это те, которые пришли от вели­кой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребы­вают ныне перед престолом Бога ( Откр. 7, 14–15 ). Здесь содержится ответ на вопрос о том, почему Божии избранники пребывают пред престолом. Ответ заключается в следующем: потому, что омыли одежды свои (...) Кровию Агнца и пришли от великой скорби. Добрые дела невинно страдающих, особенно за Христа, явились условием жизни вечной. Как же можно считать добрые дела бесполезными для спасения, если за них дается жизнь вечная!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Так богомудрствует и Православная Церковь , когда в Литургии святого Василия Великого перед призыванием Святого Духа говорится: «Вот, Пресвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоились служить Твоему святому жертвеннику, не ради правды нашей, как будто бы мы сделали на земле что-то доброе, но ради милос­ти Твоей и Твоего милосердия, которых у Тебя столь много на Небе, и с дерзновением приступаем к святому Твоему жертвеннику», и так далее. Об этом говорится и в утренней молитве: «Господи, Боже мой, хотя я и ничего не сделал доброго для Тебя, подай мне по Твоей благодати начать доброе дело». Противники ГОВОРЯТ: Уповающие на свои добрые дела подобны фарисею, кото­рый гордился своими добрыми делами и говорил: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю ( Лк. 18, 11–12 ). ОТВЕЧАЕМ: В первом определении было ясно сказано, что в первую очередь должно уповать на Бога, но добрые дела также имеют значение для спасения, как пока­зано в первой части этого Догмата. Поэтому хорошо и правильно иметь некую надежду и на свои добрые дела, но со смирением, а не с гордостью. Мы видим это в Священном Писании, когда говорится о многих святых, что они прежде всего уповали на Бога, а по­том уже на свои добрые дела. Никто не дерзнет назвать этих святых мужей фарисеями. Фарисей говорил о своих делах с гордостью, унижая мытаря, а святые упоминали о сво­их добрых делах со смирением, приписывая все свои добрые дела Богу и Его благодати, как, например, ясно говорит Апостол Павел: я более всех их (Апостолов) потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15, 10 ). К этому же относятся и эти слова: хвалящийся хвались Господом ( 1Кор. 1, 31 ). Добавим ко второму определению еще и следующее. Если по человеческой немо­щи опасно впасть в тщеславие и гордость, то лучше и надежнее уповать на одно только Божие милосердие. Глава 7. Надо ли делать добрые дела ради вечной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Послушайте, что говорит Избранный Сосуд: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды ( 2Тим. 4, 7 ). Но и Сам Христос говорит: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его ( Откр. 3, 21 ). Это общеизвестно, и в Священном Писании ясно, как солнечными лучами, начертано, что мы далее и уви­дим. Однако противники, как обычно, подобны рыбам, стремящимся плыть против речного течения, и выступают против этого Православного Догмата, говоря, что, напро­тив, для спасения добрые дела не нужны, ибо спасение и жизнь вечная даются по благо­дати, а не за совершенные дела. Причиной спасения является только одна вера в Хрис­та. Добрые дела и соблюдение Божиих заповедей отнюдь не имеют такой цены, чтобы благодаря им кто-либо смог получить жизнь вечную. Сам Христос говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй ( Мк. 5, 36 ). И снова. Он обращается к кровоточивой: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя ( Мф. 9, 22 ). И снова Он говорит очистившемуся прокаженному: встань, иди; вера твоя спасла тебя ( Лк. 17, 19 ). И снова – грешнице: вера твоя спасла тебя, иди с миром ( Лк. 7, 50 ). Из этих и других текстов Священного Писания, комментарии к которым будут даны здесь во второй части, противники делают вывод, что спасает только вера, а доб­рые дела не играют в спасении никакой роли. Это еретическое учение открывает врата всякому беззаконию. Но кто посмеет хоть одним пальцем коснуться доброго дела, даже подумать, что добрые дела не имеют значения для спасения! Тот, кто имеет твер­дое мнение о том, что спасает одна только вера, легко может впасть в беззаконие. Обо всем этом нам предстоит в этом Догмате вступить в спор с противниками, и прежде, чем мы к нему приступим, рассмотрим некоторые исходные положения. Положение первое Поскольку Священное Писание очень часто призывает всех к совершению добрых дел и побуждает к доброделанию с помощью Божиих заповедей, унывающих ободряет, а злодеев устрашает вечными муками, наши враги не могут идти против этого рожна, и поэтому они отвергают добрые дела не полностью. Они только учат и говорят, что доб­рые дела не нужны для спасения, ибо спасение и жизнь вечная даются даром, за одну только веру в Христа, в то время как к вере должны прилагаться и дела. Ибо если бы вера была без дел, она была бы мертва, она не была бы истинной, не имея добрых плодов, по­добно тому, как огонь не был бы огнем, если бы не имел силы согревать. Поэтому кроме одной только веры необходимы и добрые дела, чтобы эта вера была истинной, это плод веры, а не причина спасения .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Из этих текстов Писания ясно, что Бог обещал дать вечную жизнь за добрые дела, совершенные не только по вере, но в первую очередь по любви к Богу. Поэтому проис­хождение от любви к Богу тоже относится к свойствам добрых дел. Причина этого такова. Награда вечной жизни – не только награда, но и венец оп­равдания. Оправдание же происходит не только верой, а и любовью, которая является матерью добрых дел (как показано в этом Догмате). Следовательно, вечная жизнь за­служивается не одной только верой, а верой, действующей любовью, что, как говорит Апостол, и должно происходить ( Гал. 5, 6 ). Здесь подчеркну, что больше любовью, чем верой, ибо вера лишь представляет человеческому разуму красоту несказанных Небесных благ, которые есть у Господа, несущего свет во тьму. Любовь же разжигает желание и побуждает приобретать эти блага, а также движет другими добродетелями к деланию и стяжанию вечного бла­женства. Поэтому любовь называется царицей добродетелей – Апостол Павел все добродетели приписывает любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздража­ется, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ). Таковы четыре исходных свойства добрых дел, которые выступают предметом спора. Остальные три свойства безоговорочно принимаются всеми. ПЕРВОЕ: Это поистине добрые дела. Ибо злые дела заслуживают не вечной жиз­ни, а вечной смерти. ВТОРОЕ: Добрые дела совершаются ради Бога и угодны Богу. Когда ожидают на­граду от кого-либо. Поэтому все, делающие угодное Богу, совершают это ради получения от Него награды. ТРЕТЬЕ: Все добрые дела совершаются в пути, а не на пределе. Путь – это зем­ная жизнь, предел – это будущая жизнь, и земной жизнью, как бы земным путем, мы идем к пределу, то есть к вечной жизни. Поэтому добрые дела имеют цену и заслуги только в пути, но не на пределе, ибо там уже закрывается дверь добрым делам ( Мф. 25, 10 ). Об этом говорит и Ангел в Апокалипсисе, в главе 10, который поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, (...) что времени уже не будет ( Откр. 10, 5–6 ). Но и Сам Христос говорит об этом: приходит ночь, когда никто не может делать ( Ин. 9, 4 ). Здесь под ночью понимается смерть как конец и временной жизни, и всяким заслугам. Глава 9. Об оправдании

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Зачем нужно совершать добрые дела, если для спасения достаточно принести покаяние о своих грехах? Священник говорил, что на Суде не будут взвешены наши добрые и злые дела, и что перевесит (какая сторона), туда человеку и суждено отправится (в ад или рай). Самое главное, как разбойнику, распятому рядом со Христом, — принести покаяние о своих грехах, и попадёшь в рай. Поэтому не очень понятен смысл добрых дел. Чем они могут помочь спастись, и обязательный ли это критерий спасения? Спасибо большое. Похожие вопросы 4 Ответа Спасибо! Апостол Павел пишет, что мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф. 2:8 ). Бог задумал нас, стремящимися к добру и исполняющими Его волю в своей жизни. Это норма для члена Божией семьи. Мы не всегда бываем способны соответствовать этому высокому призванию, поэтому Господь по Своему милосердию даёт нам возможность покаяния. Господь обещает награду за исполнения Его заповедей и именно благодаря добрым делам мы можем войти в Его Царство (вспоминайте притчу о Страшном суде, о делах милосердия). Покаяние неразрывно связано с добрыми делами, так как оно не будет полноценным без плодов, то есть тех дел, которые мы совершаем вместо грехов. Те, кто умирают в покаянии, но без этих плодов, по учению Церкви, отправляются временно в ад и благодаря молитвам и добрым делам живых будут освобождены оттуда по милосердию Божию. Таким образом, добрые дела, совершаемые ради Господа, служат напрямую нашему оправданию и спасению. Спасибо! Все очень просто. Христос призывает: “ Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” ( Ин.13,34–35 ). Любовь без добрых дел немыслима. Да и вообще “вера без дел мертва” ( Иак.2,26 ). Христианин призван Христом любить ближнего, причем ближний — это не только родственник или сосед, а всякий человек. Дела любви — это всегда жертва ради предмета любви. Учение Христово в первую очередь о любви.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-nuzhno-so...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010