Отсюда видно, что жизнь вечная в Священном Писании называется наградой, поскольку награда дается за труды, дела и заслуги, тогда как благодать дается даром. Из этого явно следует, что труды, заслуги и добрые дела необходимо приносить Богу для спасения. Подкрепление Небесная награда не только дается просто за дела, но, более того, по мере дел, то есть, чем они более многочисленны и значительны, тем больше и значительнее воздаяние. Это ясно из Священного Писания: что у Бога – сила, и что у Тебя, Господи, милость, ибо ты воздашь каждому по делам его ( Пс. 61, 12–13 ). Снова: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16, 27 ). Какою мерою мерите, такою и отмерится вам ( Лк. 6, 38 ). По упорству твоему и не­раскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его ( Рим. 2, 5 ). Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Что посеет человек, то и пожнет ( Гал. 6, 7 ). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его ( Откр. 22, 12 ). На основании приведенных изречений из Священного Писания ясно, что Гос­подь Бог дает Небесную награду по мере дел и обращает внимание на их достоинство, а не только оказывает благость, милость и милосердие. И если это так, то кто дерзнет сказать, что добрые дела бесполезны для спасения, ведь на них смотрит Праведный Воздаятель Бог и отмеривает каждому по его мере. Доказательство четвертое 1 . Каждому, кто хочет иметь жатву, должно прежде посеять. 2 . Жизнь вечная есть жатва, а добрые дела – посев. 3 . Следовательно, каждый, кто хочет стяжать жатву вечной жизни, должен посе­ять зерна добрых дел. Об этом ясно говорит Апостол Павел: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пож­нет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал. 6, 7–9 ). Об этом образно говорится и в псалме: Сеявшие слезы пожнут радость. Уходив­шие в плен плакали и роняли, как семена, слезы свои; а те, кто вернется, придут в ра­дости и пожнут урожай ( Пс. 125, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Чтобы ты, услышав, что не делами оправданы, не стал беспечным по отношению к делам, он говорит, что теперь после веры нужны дела. Ибо ты создан во Христе Иисусе и стал новой тварью после того, как умер в тебе в крещении ветхий человек. И как вначале ты призван был от небытия к бытию, так теперь призван к благобытию: ты создан не для того, чтобы быть бездеятельным, но с тем, чтобы делать и ходить в добрых делах, то есть весь путь жизни совершать в них, не два или три года, а весь путь твоей жизни. Ибо на это указывает он словом исполнять . Ибо Бог предназначил к сему, поэтому нельзя уклоняться от этого определенного Богом дела. На добрые дела , не на одно дело, а на все: ибо если будет недостаток в одном — нарушается добродетель. А Григорий Богослов выражение созданы на добрые дела понимал не в смысле создания в крещении, но относил к первому творению. Прочтите толкования: Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феофилакт Болгарский Святитель Иоанн Златоуст Святитель Феофан Затворник Святитель Иоанн Златоуст Беседа на Послание к Ефесянам в Неделю 23-ю по Пятидесятнице Опровержение манихеев. — Без милосердия нельзя войти в царство небесное. Тут сильно восстают на нас еретики, которые утверждают, что все это должно быть приписано Богу, и, не удерживая необузданного своего языка, усваивают Богу то, что составляет дело одного дьявола. Чем же мы заградим их уста? Их же словами. Вы признаете же (скажем мы), что Бог правосуден; если же Он это сделал, то это не только не свидетельствует о Его правосудии, а, напротив, показывает крайнюю несправедливость и беззаконие. А беззаконным, без сомнения, Бог никогда не мог быть. Почему (апостол) называет дьявола князем этого века? Потому, что природа человеческая почти всецело предалась ему и все служат ему добровольно и намеренно. Христу, хотя Он обещает бесчисленные блага, никто не внимает; а ему, — хотя он ничего подобного не обещает, а, напротив, препровождает в геенну, — повинуются все.

http://bible.predanie.ru/nedelya-23-aya-...

(Ст. 15). Верно это слово и всякого принятия достойно, что Иисус Христос пришел грешников спасти, как и Сам Он сказал: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5:32). На мне совершилось на деле Слово Его, ибо я глава (первый из) грешников. (Ст. 16). Но для того помилован я, чтобы во мне, через обращение [буквально: «обретение»] меня, показал Иисус Христос все долготерпение Свое. Ведь если бы умертвил меня по требованию Своего правосудия в то время, когда я продолжал еще хулить Его, то как же бы обрела меня благодать Его? Но вот теперь призвал меня и возвеличил меня в Себе, чтобы сделать меня образцом грешников, кои имеют уверовать Ему, дабы и они, подобно мне, снискали себе жизнь вечную. (Ст. 17). Царю же веков, соделавшему это со мною, живому, нетленному, непорочному и невидимому, давшему через Сына Своего откровение всем народам, Ему слава и честь во веки веков. Аминь. (Ст. 18–20). Эту же заповедь, которую я теперь намерен письменно дать тебе, преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал ты в них добрым воинствованием для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный (Деян. 9:15), или же ему дано пророчество, — почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством подобало совершать в нем также и соответствующие ему дела, то есть в той доброй вере, которую ты принял, и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры. Из таковых один есть Именей и другой Александр. Отрицая добрые дела и не имея чистого ума, они лишены были и веры и не принимали ее. Или же они были верующими, но, отвергая от себя добрые дела и чистый ум, лишились и самой веры, и впоследствии сделались даже сильными врагами веры. Прибавляет еще: коих я предал сатане, чтобы научились не богохульствовать. Как подверг он порицанию Варсуму, волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, и сказал ему: слеп будешь ты, и не увидишь солнца до времени (Деян. 13: 11), — так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, которые вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, они отвращались от богохульства, которым осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Заканчивается молитва о Церкви. Эта молитва называется первосвященнической – в ней все описано. В этой молитве заключена вся Церковь . Понятие «Церковь» здесь максимально проявлено – это единство Троицы. Условие спасения – вера, соединенная со Христом. Как мы говорили, вторым условием спасения является соединение со Христом. Как это соединение совершается? Об этом говорит Господь: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3, 5 ). Пути человека, рожденного от Святого Духа непонятны и неизвестны, это тайные тропы, по которым Бог ведет людей. Именно у христиан могла возникнуть поговорка: «Хочешь рассмешить Господа Бога, расскажи ему про свои планы». Понимаете почему, потому что пути Духа они неизвестны, как дуновение ветра. Так и христиане, их путь неизвестен: сейчас он идет сюда, завтра туда. Куда ведет Дух, туда и идет Церковь . В этом путь христианина, путь рожденного от воды и Духа. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье – без крещения нет спасения. Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф. 2:8–9 ). Логика тут такая: добрые дела, кроме одного деладела веры, для спасения не нужны. Чтоб получить спасение. Но, чтобы усвоить спасение, нужны добрые дела. Так мы, крещеные уже спасены. Но в надежде, что не потеряем это. А вот сохранить спасение, не потерять, приумножить – это второй вопрос. Другое место о необходимости крещения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Что значит крещение? Крещение – это крещение водное, крещение по вере, крещение воспринимаемое как новое рождение. Те люди, которые не верят в то, что крещение дает новое рождение – разве они крещеные? Нет. Если крещение не понимается как Таинство, имеющее спасающую силу, значит человек таким таинством не спасается. Так человек может искупаться в источнике во имя Отца, Сына  и Святого Духа, но при этом крещеным не будет. Крещение предполагает веру в спасение. Крещением прощаются грехи: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян. 2: 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Опасение быть замеченным не должно останавливать в исполнении обязанностей по отношению к ближним. В той же Нагорной проповеди Иисус сказал: да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5, 16 ). Следовательно, нет ничего дурного не только в том, что доброе дело совершается в присутствии сторонних людей, но даже и в том, что эти сторонние люди прославляют творящего добро. Но если подаяние или пожертвование дается или вообще доброе дело совершается с тем, чтобы обратить на себя внимание людей и прославиться среди них в качестве благотворителя, или же снискать себе особое благоволение сильных мира сего и получить чин или орден, то подающему с такой целью подаяние не будет вменено в праведность и не избавит его от осуждения, ибо не любовь к ближнему руководила им, а исключительно тщеславие, себялюбие, желание получить награду здесь, на земле. Таких лжеблаготворителей Христос сравнивает с лицемерами, подававшими милостыню не иначе, как в многолюдных собраниях, в синагогах и на улицах, и при том так, чтобы обратить на себя всеобщее внимание (как бы трубя перед собой), разглашая о предстоящей раздаче милостыни. Эти лицемеры чаще всего ненавидят ближних своих, обирают их, и если от избытка награбленного дают что-либо на благотворительные дела, то не из любви к ним, а с единственной целью прославиться благотворителем и тем обелить свои грязные дела. Их-то и осуждает Христос. Но иногда человек, творящий добрые дела исключительно из любви к ближним, без всяких расчетов на похвалы и награды земные, может потом сам себя возвеличить и возмечтать о своих доблестях. Такое самомнение, гордость, несомненно, более тяжкий грех, чем тщеславие; и от этого-то греха предостерегает Христос, заповедуя творить добро как бы втайне от самого себя: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ( Мф. 6, 3 ), то есть, сотворив добро, скорее забыть про него и никогда о нем не говорить и даже не вспоминать; не говорить, чтобы не вызвать льстивых похвал людских; не вспоминать – чтобы не возгордиться; но помнить всегда, что, творя бескорыстно добрые дела, мы ничего особенного не делаем, за что достойны были бы похвал, а исполняем лишь свои обязанности, творим волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Дела Каждый обязан то дело, какое начал, приводить в совершенное исполнение со всем смиренномудрием и терпением; непостоянство же нравов и привычка переноситься мыслью с места на место и от одного дела к другому производят незрелый плод, если только подобный человек и приносит какой-то плод. Постараемся избежать сетей врага через добрые дела, пока не наступил тот великий и славный день, в который откроется все, что сделали мы втайне и во тьме. Не будем ждать, когда придет смерть, чтобы не остаться нам в стыде в воскресение мертвых, когда святые облекутся в светлую ризу, какую уготовали себе добрыми делами. Делай все так и так обо всем думай, чтобы угодить Богу. Если у тебя нет такой мысли, то всякое твое делание потеряет свою цену. Рассуждая о вере, смотри, делаются ли тобой дела веры. А если любишь только говорить и слушать, то тебе будет сказано написанное: Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 )? Ибо действительно мертвы все те, которые, по словам апостола, говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тт. 1, 16). Блажен, кто делами проповедует добродетель. А если говоришь свойственное добродетели, делаешь же противное ей, то это не спасет. Равно не получит победной награды тот, кто, рассуждая о целомудрии, поступает дурно. Позаботимся об истине, позаботимся о своем спасении, позаботимся о часе смертном. Возненавидим дела мирские, все это останется здесь и не избавит нас во время нужды, когда, и раскаиваясь, не получим мы от этого пользы, когда будем молить об отпущении грехов, а не будет Разрешающего. Увы, увы, как страшен час смертный, когда душа разлучается с телом! Тогда будут сопутствовать не отец сыну, не мать дочери, не жена мужу, не брат брату, но только дела каждого и что он сделал доброго или худого. Поэтому пошлем перед собой дела добрые, чтобы, когда сами пойдем, они приняли нас во град святых. Изображением добродетели служит дело, а слово – одна тень изображения; в тени нет ни одной существенной черты, а есть только подобие таких черт… в пищу годен плод, а не листья, дающие тень; слова – то же, что листья, а дело – плод. Хотите ли узнать силу дела? Узнайте, вкусив, а листья вводят в обман своим подобием.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

О жизни христианской Настоящая, добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, т. е. своими добрыми делами исполняет волю Божию. Добрые дела есть выражение нашей любви, а любовь есть основание всей христианской жизни. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Так Бог делом проявил Свою любовь к людям. А та любовь, которая не сопровождается добрыми делами, не есть истинная любовь, а есть любовь только на словах. Вот почему Слово Божие говорит: «Вера без дел мертва есть» ( Иак.2:20 ). Сам Господь Иисус Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). «Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела , которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). Мы получили от Бога также и особые средства для того, чтобы различать добрые дела и худые (злые) дела. Средства эти: закон Божий внутренний , или совесть, и закон Божий внешний , или заповеди Божии. Совестью называется внутренняя духовная сила в человеке, или проявление духа в человеке. Совесть, как внутренний закон Божий («голос Божий»), присуща всем людям. Совесть есть внутренний голос, который говорит нам, что есть добро и что есть зло, что честно и что нечестно, что справедливо и что несправедливо. Голос совести обязывает нас делать добро и уклоняться от зла. За все доброе совесть награждает нас внутренним миром и спокойствием, а за все недоброе и злое осуждает и наказывает, и человек, поступивший против совести, чувствует в себе нравственный разлад – угрызения или мучения совести. Но совесть, как духовная сила человека, требует развития и усовершенствования в связи с другими душевными силами человека, именно: с его умом, сердцем и волею. Ум, сердце и воля человека помрачились со времени грехопадения первых людей, отсюда и голос совести оказался слабым и недостаточным, как проявление духовной силы. И если человек не развивает в себе духовную силу, то и внутренний голос совести в человеке может постепенно уснуть и умереть («бессовестный» человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Пример этот ясно говорит, что не вера просто в Единого Бога, ни молитвы, ни добрые дела сами по себе не спасают. Спасает только вера воплотившегося и распятого за нас Бога, вера в Иисуса Христа. Дверь спасения отворяет нам только пролитая за нас Кровь Христова, и мы входим в эту дверь только таким образом, как заповедовал Сам Искупивший за нас, то есть через святое крещение. Конечно же, Господь хочет спасения всем. Он и Апостолу Петру повелел, чтобы тот «не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Конечно же, всякая вера не тщетна, и добрые дела не напрасны. Конечно же, всякая вера не тщетна, и добрые дела не напрасны. Но все это только свидетельствует перед Богом, что душа еще жива и небезнадежна для спасения. Всякое благочестивое усердие не скрыто от Бога, и Он в свое время пошлет благовестника, чтобы показать дверь спасения тому, кто чистосердечно и усердно ее ищет… Но спастись, обойдя эту дверь, которая есть Христос, нельзя, потому что только Он есть Путь, Истина И Жизнь. Итак, если для нас действительно не безразличны судьбы заблудшего человечества, – послушаем, что и нам с вами говорит Апостол Петр: «братия, более и более старайтесь делать твердо ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо так вам откроется свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:10–11 ). Иными словами, если вопрос будет для нас не в праздном любопытстве: кто спасется, а кто не спасется? – а в насущной потребности: как мне самому вернее спастись? – то и мы, как Корнилий, спасем и свой дом, многих вокруг себя. О том, как узнать посланца истины Среда Ин. 7:14–30 Деян. 14:6–18 Однажды Господь Иисус Христос на празднике кущей, «в половине уже праздника вошел … в храм, и учил». Но, чему Он учил, не говорится. Наверное, не было там ушей, которые могли бы слышать. И хотя слушали, по-видимому, внимательно (сказано «дивились иудеи»), но первым же вопросом выдали себя, говоря: «Как Он знает Писания, не учившись?» Вот так часто бывает: из всех сил стараешься объяснить суть дела, а в ответ только слышишь: «Ах, как хорошо вы говорите! Где вы этому научились?» Но как же все-таки человеку принять Божественное учение? Вот Господь далее и показывает, во-первых, что для этого должно быть в самом человеке, а во-вторых, по какому вернейшему признаку можно узнать посланца Божественной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

На последний ваш вопрос, в котором вы спрашиваете меня о том, как возможно спастись вам, живущим в мире с женами и детьми, отвечаю: кто может обнять кратким словом все относящееся к делу спасения? Я могу только дать вам мой совет, чтобы вы с величайшим усердием читали Божественное Писание и учение святых отцов наших, которым дано разуметь тайны Царствия Небесного, т. е. истинный смысл Священного Писания; в их духопросвещенном учении в совершенстве находятся все наставления, необходимые для душевного спасения, побуждающие каждого желающего спастись принуждать себя на всякое доброе дело и убегать от всякого дела, противного Богу. Усердно и прилежно, с верой и любовью, со страхом Божиим и всяким вниманием читая их учения, вы будете иметь постоянное вразумление на всякое доброе дело, необходимое для спасения. Я же, при всем своем недостоинстве, принимая во внимание, что вы от меня ищите наставления, могу ответить вам следующее: премилосердный Бог совершает спасение душ православных христиан православной верой, добрыми делами и своею благодатью. Вера православная есть та, которую содержит Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь , и без этой веры никак невозможно спастись кому бы то ни было. Дела добрые суть евангельские заповеди, без которых, как и без веры православной, также невозможно никому спастись: вера православная без добрых дел мертва есть, и дела добрые без веры православной мертвы суть. Хотящему спастись необходимо соединять и то, и другое, и таким образом благодатью Христа Бога, сказавшего – «Без Меня не можете творить ничего», достигать спасения. Следует же знать, что Христос Спаситель одинаково узаконил добрые дела для всех православных христиан, как монахов, так и мирских людей, среди мира живущих с женами и детьми, и ищет и требует от всех самого усердного исполнения Своих заповедей, так что нарушающие их и о том не кающиеся не будут иметь извинения и не могут дать ответа в страшное и второе Его пришествие И все православные христиане мужского и женского пола, всякого возраста и чина, здоровые и в различных недугах на одрах лежащие, слабые и престарелые, все могут при содействии благодати Божией без всякого затруднения исполнять Христовы заповеди одним добрым своим произволением и душевным смирением и таким образом спасаться Евангельские заповеди, по крайней мере главнейшие из них и самые общие, настолько необходимы для спасения, что, если бы даже одна из них оказалась невыполненной, не может быть душе спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   5) Послушаем, христианине, пророков, апостолов, учителей церковных, особенно же Самого Христа Бога, через них нас поучающе­го и увещевающего; сотворим истинное пока­яние и, «уклонившись от зла, будем творить до­бро» (Пс 33:15); начав же творить добро, до кон­ца в том пребудем, дабы в том застала нас кон­чина, и так спасемся благодатью Христовой. Ибо начавший, но не до конца претерпевший, не спасется. «Претерпевший же до конца спа­сется», по учению Христову (Мф 24:13).    6) Начавшим творить добро и творящим апостол говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал 6:9). Время нынешнее — это время сеяния, а будет время жатвы, то есть время воскресения из мертвых. Тогда всякий, что ныне сеет, то и пожнет. Как земледелец какое семя сеет, та­кой и плод от него возросший пожинает; сеет ли рожь, или пшеницу, или овес, или иное что, такой и плод пожинает, — так и христиа­нин, какие семена ныне сеет, то есть добрые дела или злые, такой и плод во время воскре­сения пожнет, как апостол говорит: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6:8); и в другом месте: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иису­се, Господе нашем» (Рим 6:23; Мф 25). Укло­нимся же, возлюбленные, от плотских страс­тей, которые воюют на душу нашу, и сотво­рим «дела достойные покаяния», дела добрые, да­бы пожинать плод в воскресение праведных. Тогда нам «воздастся» щедро от руки Господни (Лк 14:14).    7) Еще говорит апостол: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче сво­им по вере» (Гал 6:10). Что это значит: «доколе есть время?»    Ответ. Нынешнее или настоящее время, пока в мире этом живем, удобно для делания добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда бу­дет время воздаяния. Кто что сделал здесь, живя в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом. Тогда «каждый получит соот­ветственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое», как учит апостол (2 Кор 5:10). По смерти же делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Потому настоящее время уподобляется сея­нию, а будущее — жатве (как в 6-м пункте упомянуто). Как земледельцы в приличное время сеют семена и потом в следующее при­личное время собирают плоды, так и христи­анам в нынешнее, приличное к тому время, подобает сеять семена, то есть добрые дела, дабы в будущем веке пожинать плоды добрых дел — семян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010