40:6). Таким образом, жена может спасти мужа не тем, что сопрягается с ним, как жена, но своей евангельской жизнью, что делали многие женщины и без брака. Так, Прискилла, приняв Аполлоса, говорится (в Писании), руководила его по всему пути истины (Деян. 18:26). Хотя теперь это невозможно, но женщины могут оказывать такое же усердие и пожинать такие же плоды. Женщина, как я сказал выше, обращает мужчину не потому, что она жена его, — иначе ничто не препятствовало бы тому, чтобы никто из имеющих верующую жену не оставался неверующим, если сообщество и сожительство устраивают это дело. Но бывает не так, вовсе не так: напротив должно оказывать великое любомудрие и терпение, посмеиваться над брачными делами и поступать так постоянно, вот что содействует спасению души сожителя; если же жена будет непрестанно заниматься женскими делами, то она не только не принесет ему никакой пользы, но и повредит. Даже и в таком случае это — одно из весьма трудных дел. Послушай, что говорит (апостол): « почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа » (1 Кор. 7:16)? Такой вид вопроса — мы обыкновенно употребляем в речи о том, что редко случается. Что же он говорит дальше? « Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены » (1 Кор. 7:27). Видишь ли, как он постоянно делает переходы и в своем увещании часто совмещает оба предмета? Как в словах о браке он вставил слова о воздержании, возбуждая по временам слушателя, так и здесь он снова вставляет слова о браке, давая слушателю отдых. Он начал с девства, но прежде чем сказать что–нибудь о нем, тотчас перешел к речи о браке; ибо слова: « я не имею повеления », — суть слова позволяющего и вводящего брак. Потом, перейдя к девству и сказав: « за лучшее признаю », и, заметив, что постоянное повторение его названия производит нелегкое впечатление на нежный слух, он не говорит о нем непрерывно; но, приведши достаточную причину облегчения подвигов девства, т. е. « настоящую нужду », не решается и теперь опять назвать « девство », а что? « хорошо человеку оставаться так », говорит и не продолжает речи об этом, но, прервав и остановив ее, прежде чем открылась трудность (девства), снова вставляет слова о браке и говорит: « соединен ли ты с женой? не ищи развода ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

   18. «Это делала она (служанка) много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нея. И дух вышел в тот же час».    Действие Павла показывает, что прорицательный дух, говоривший устами служанки, говорил не с доброй целью. Апостол много дней терпел духа, говорившего в служанке, может быть, для того, чтобы тем более обличилось его бессилие: потому что он в эти многие дни мог бы делать с проповедниками истины, что замышлял, но ничего не сделал. Наконец, Павел — «вознегодовав или прервав свое терпение, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час». Дух не мог противиться повелению во имя Христово; он тотчас оставил служанку, и она перестала прорицать, что видно из последующих обстоятельств. Теперь все увидели, что прорицательный дух, действовавший в служанке, есть дух неприязненный, враждебный Христу Спасителю; что этот прорицательный дух бессилен и ничтожен перед могуществом Иисуса Христа; что Павел и Сила суть истинные поклонники Божии, проповедующие путь спасения через веру в Иисуса Христа и именем Христовым поражающие врагов спасения.    19. «Тогда господа ея (служанки), видя, что исчезла надежда Дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам».    Отселе видно, что прорицавшая служанка предсказывала не сама собою, а по влиянию прорицательного злого духа. А как только этот дух, именем Господа Иисуса Христа, изгнан был из нее, она тотчас перестала прорицать или предсказывать. Господа ее тотчас увидели это и восстали против виновников избавления служанки от нечистого духа. Явно, что господа служанки, блуждая во тьме язычества, и сами находились во власти духов злобы. Не помышляя о благах своей бессмертной души, они заботились только о земных выгодах. Одержимая прорицательным духом, служанка служила им средством к получению этих выгод: потому проповедники спасения освободившие служанку их от злого духа, показывались им врагами их благополучия. Они, схватив Павла и Силу, повлекли их к местным начальникам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Учитель, прервав опять общее молчание. – Вижу, что сердце ваше слишком наполнилось от того, что вы слышали от Меня. Но Я истину говорю, что гораздо лучше вам, «да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам. И пришед Он обличит мир о гресе, о правде же и о суде. О гресе убо яко не веруют в Мя; о правде же» (Моего лица и служения), «яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене» (в нынешнем состоянии уничижения). «О суде же, яко князь мира сего» (коим наущенные враги Мои осудят Меня) «осужден бысть» (Моим учением, Моей жизнью и смертью).   «Еще много имам глаголати вам», – продолжал Господь, – «но не можете носити» (вместить) «ныне. Егдаже приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину; не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам.   Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам. Вмале, и ктому не видите Мене; и паки вмале и узрите Мя: яко Аз иду ко Отцу». Ученики, следуя за Учителем на некотором расстоянии, пользуясь безмолвием Его и помня вызов: «ничесоже вопрошаете», – начали вполголоса рассуждать между собой: что бы это значило, что Учитель говорит: «Вскоре не увидите Меня, и опять вскоре, увидите Меня; и: Я иду ко Отцу?»- что это говорит Он, «вскоре»?- Несмотря на общее усилие разрешить загадку, она оставалась неразрешенной (по причине всеобщего предрассудка о том, что Мессии, яко Царю, хоть земному, но вечному, нельзя умереть); всякий за себя и за других признавался: «не вемы, еже глаголет!»   Уразумев, что ученики хотят спросить Его о смысле употребленных Им выражений, Господь остановился и сказал: «О сем ли стязаетеся между собою, яко рех: вмале и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя?» (Если бы открылось перед вами будущее, не такие вопросы (о словах) заняли бы вас.) «Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, несмотря на сие будьте мужественны; ибо печаль ваша в радость будет. Жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит Отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир. И вы печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас. И в той день Мене не вопросите ничесоже.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=600

В пророческих откровениях сказано: «Разве разлюбит мать дитя свое? Но если бы и мать разлюбила дитя свое, – говорит Господь, – то Я не разлюблю вас» (см. Ис.49:15 ). Но притча о блудном сыне – только образ любви Бога к людям. На самом деле Бог любит человека неизмеримо глубже и сильнее, чем родители своих детей. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец, – прервав его, – сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги ( Лк.15,21–22 ). На этом человеке уже не было ни верхней одежды, ни обуви, но отец все возвращает своему сыну и даже дает ему перстень, который в старину был символом власти. Часто на перстне носили печать, которой пользовались при скреплении документов, и носитель этой печати был доверенным лицом у господина. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться ( Лк.15,23–24 ). Эта радость – от того, что нашелся сын. Совершенно забываются все грехи, все падения, все, что было сотворено им по своей воле, – так бывает и с нами, Господь вменяет нам все это в небывшее, когда мы каемся искренно. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование ( Лк.15:24–25 ). По-славянски переведено «пение и лики», а точный перевод с греческого – «музыка и танцы». Это было необыкновенно радостное пиршество, сопровождаемое всем, что обычно сопутствует человеческому веселью. Это образ того, какая радость бывает у Бога, Его святых, Ангелов Божиих, когда кто-то из людей кается. И, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым ( Лк.15:26–27 ). Откормленный теленок – символ обилия Божественной благодати, даруемой нам на божественном, церковном пире. Под пиром подразумевается, прежде всего, наша жизнь в Церкви (не только собственно то время, которое мы пребываем в храме, – но и вообще вся наша жизнь в Церкви, где бы мы ни находились, богослужение, участие в Таинствах).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В следующую ночь вывели одного вслед за другим еще двух монахов, и, подобно отцу Парфению, они спокойно вышли из камеры, не забыв попросить прощения и святых молитв у нас двоих, остававшихся в камере из числа всего нашего бывшего братства. В последующую ночь увели предпоследнего монаха из нашей камеры. Я же в обе эти ночи при входе дежурного с охранниками трясся от страха всем телом, как кролик, полностью теряя самообладание. Не помогало мне виденное наяву спокойствие лиц ушедших последними на расстрел братьев-монахов — таких же, как и я, но только великодушных воинов Христовых, безбоязненно шедших к своему концу с чаянием восприятия венцов мученических. Не помогало мне и самоубеждение. Я вспоминал слова из Апокалипсиса: “Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь… Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти… Боязливых же и неверных… участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая” ( Отк. 10-11,8 ). Веря без йоты сомнения всему тому, что сказано в Священном Писании, я убеждал себя, что после мученической кончины меня ожидает вместе со всеми отошедшими из этой жизни братьями во Христе Иисусе псхинскими монахами вечность с ее неописуемыми блаженствами, о чем повествуется в Писании, что “не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” ( 1Кор. 2:9 ). Однако все это моментально улетучивалось из сознания при памяти смертной, как только заходили в камеру с суровым видом присланные служители зла за своей очередной жертвой. Очередь оставалась за мной. При одной мысли о смерти захолодевала во мне душа. Боже мой. Боже мой… С приближением полуночного времени мне все чудилось: вот сейчас, вот-вот, они уже около дверей, уже пришли за мной, чтобы исполнить в эту ночь последний смертный приговор над последним в этой камере приговоренным к смерти монахом бывшего псхинского братства. Но, нет… вдруг неожиданно прозвонил звонок подъема, прервав мои гнетущие душу кошмарные предчувствия. Перекрестившись, я глубоко вздохнул всей грудью, осознав конец своих ночных мук… до следующей полуночи. В общей камере

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-monaxa-...

Всяк, говорит Он, пьющий эту воду, опять захочет пить; а кто выпьет воды, которую Я дам, тот никогда не будет томиться жаждою, но она будет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина, обрадовавшись такой необыкновенной находке, говорит: Господин! Дай же ты мне этой воды, чтобы я не имела жажды и не приходила сюда черпать (а, должно быть, было довольно далеко до колодца). Господь велел ей идти и пригласить ее мужа и затем прийти за этою водою. Женщина отвечала, что у ней нет мужа. Господь обличает ее, говоря, что у ней было пять мужей, а настоящий муж не есть уже муж. Та изумилась, как Он все знает, и исповедала Его пророком, то есть посланным от Бога учителем веры. Итак, как бы так говорит она, я верю, что ты пророк, и готова слушать тебя. Но вот спорный пункт между вами, иудеями, и нами. Отцы наши кланялись Богу в этой горе, а вы говорите, что единственное место, где должно покланяться Богу, находится в Иерусалиме. Господь говорит: женщина, поверь Мне, что вы будете молиться не в этой горе и не в Иерусалиме. Вы не знаете, кому кланяетесь, а мы знаем Кому, потому что спасение от иудеев. Но вот скоро придет время, да и ныне уже есть, когда истинные богомольцы поклонятся Отцу Небесному духом и истиною, потому что Он таких-то поклонников и ищет Себе. Бог – Дух, и кто кланяется Ему, тот должен кланяться Ему духом и истиною. Да, говорит женщина, я знаю, что придет Мессия, называемый Христос; когда придет Он, так все скажет нам. Господь отвечает: Я-то и есмь Мессия, говорящий с тобою. В эту минуту пришли ученики Его и удивлялись, что Он разговаривает с женщиною: нехорошая мысль пришла им; впрочем, они не спросили Его: чего Ты ищешь? или: что говоришь с нею? Женщина, прервав речь со Спасителем, к Которому пришли ученики и принесли Ему пообедать, оставила водонос свой и пошла в город, и сказала обывателям: пойдите посмотрите чудесного Человека, Который, нимало меня не зная, сказал мне все, что я делала в жизни: не Он ли Христос? И вот народ вышел из города и идет к Нему; между тем ученики просили Его поесть, но Господь отвечал, что у Него есть брашно, которого они не знают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Далее, из слов евангелиста Иоанна: «знал же это место и Иуда, предатель Его; потому что Иисус часто собирался там с учениками своими» 46 , следует, что место это было уединенное; но этого нельзя сказать о нынешнем месте, чрез которое прежде проходила дорога по направлению к Вифании, Вефаваре и Иерихону. Наконец, большая часть прощальной беседы была произнесена Спасителем уже вне горницы 47 ; но такая длинная речь не могла занять лишь то короткое время, какое требовалось для прогулки от этой горницы до места нынешней Гефсимании; притом Иисусу Христу пришлось бы в таком случае вести беседу в то время, когда проходил Он чрез шумный город, окруженный толпою народа, из всех частей страны собравшегося на праздник, и потом когда сходил по крутой тропинке, идущей вниз к Кедрону 48 . Создав такие противоречия, Фалькенер устраняет их своим особым построением порядка событий великой ночи. Прервав Свою беседу словами: «встаньте, пойдем отсюда» 49 , Спаситель с 11 апостолами отправляется на вершину горы Елеонской. Об этом говорят синоптики, это же естественно нужно допустить и в виду того, что гора Масличная для Господа Иисуса Христа была излюбленным местом, с которым были тесно связаны многие важные события Его земной жизни. Здесь, вдали от городского шума и постороннего взгляда, Он мог беседовать с Богом Отцом, «наслаждаясь спокойною уединенностью места, чистым воздухом и прекрасным видом города» 50 . С этим городом соединялось так много воспоминаний; естественно поэтому желание бросить еще один последний, прощальный взгляд на него, а это можно сделать лишь с вершины горы Елеонской. Здесь продолжает Господь Свою прощальную беседу 51 и, окончив ее, идет «с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел (Он) Сам и ученики Его» 52 . Итак, чрез долину Иосафатову в эту ночь Господь Иисус Христос перешел два раза: когда от сионской горницы направлялся к горе Масличной, и на обратном пути, с горы в Гефсиманию. Место последней поэтому Фалькенер ищет на восточном склоне Сиона, на западной стороне потока Кедрского, не указывая его, впрочем, более точно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Если даже апостолам было запрещено любопытствовать об этом, то нам тем паче нужно вести себя в этом отношении сдержанно и смиренно. и «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» ( Деян.1:8-10 ). Господь Иисус Христос произнес эти последние слова — как бы дал апостолам завещание, — поднял руки и начал возноситься над землей. На глазах апостолов облако, как бы объяв Его, стало поднимать Его вверх. Конечно, это было не обыкновенное облако, а принявшая вид облака Божественная благодать. Представьте, как произошло это неизъяснимое чудо. Для человеческого восприятия оно, может быть, даже более удивительно, чем Рождество Христово, которое внешне происходило обыкновенным образом. Некоторые особенности чудесного рождения Спасителя были известны лишь немногим людям. Как происходило Воскресение Христово, тоже никто не видел, Христа видели уже воскресшим. А необыкновенное чудо Вознесения происходило на глазах всех апостолов, и, естественно, они пребывали в чрезвычайном изумлении. Потрясение их было настолько глубоким, настолько они были поражены, что не могли оторвать взор от неба, и, хотя уже ничего не видели, продолжали с чувством благоговейного ужаса всматриваться в пространство. Ради того чтобы апостолы покинули Елеонскую гору и начали молитвенно готовиться к принятию благодати Святого Духа, которая в полноте должна была излиться на них в день Пятидесятницы, им явились Ангелы. Само явление Ангелов не вызвало у учеников ужаса или потрясения и не удивило их, но, наоборот, привело в обычное состояние, прервав то изумление, которое охватило их, когда они смотрели вслед возносящемуся на небо Господу. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10-11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25-26).     «Исповедаюсь Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением» (Пс.117:21). Не просто сказал: «услышал», но наперед «наказал», сделал лучшим; потому и благодарит Его не только за то, что услышан, но и за то, что наказан, потому что вслед­ствие того и услышал. Вообще, у пророка часто высказывается такого рода благодарность; и она, как я говорил и не пере­стану говорить, есть лучшая жертва и приношение. «Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла» (Пс.117:22). Что эти слова относятся ко Христу, известно всякому, — потому что сам Он в Евангелии приводит это пророчество: «неужели вы никогда не читали в Писании, говорит, камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» (Мф.21:42) А что это пророчество, по-видимому, не находится в связи с повествованием, но, прервав последовательность речи, стоит посреди ее, это нисколько не удивительно и не ново; так изречены многие пророчества в ветхом завете, по­тому что им надлежало быть прикровенными до времени, чтобы не были истреблены и сами книги. Так и пророчество о рож­дении Христовом, хотя, по-видимому, находится в связи с пове­ствованием, но не имеет с ним ничего общего, именно: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14; Мф.1:23). «Камень, которым пренебрегли строители». Строителями он называет иудеев, — законоучителей, книжников, фарисеев, которые отвергли Его и говорили: «Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин.8:48), и еще: Он не от Бога, «но обольщает народ» (Ин.7:12). Но этот отвергнутый явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны. Итак, смысл слов пророка сле­дующий: отвергнутый и униженный иудеями оказался столь див­ным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавших из иудеев и язычников, как и Павел говорит: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека», и еще: «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:14, 15, 20). Эти слова — великое обличение для иудеев, что они, созидая, не узнали годного камня, но отвергли, как негодный, тот камень, который мог сдержать здание. Если желаешь еще более узнать эти две стены, послушай, что гово­рит сам Христос: «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек » (Ин. 11:25). « Исповедаюсь Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением » (ст. 21). Не просто сказал: « услышал », но наперед « наказал », сделал лучшим; потому и благодарит Его не только за то, что услышан, но и за то, что наказан, потому что вследствие того и услышал. Вообще, у пророка часто высказывается такого рода благодарность; и она, как я говорил и не перестану говорить, есть лучшая жертва и приношение. « Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла » (ст. 22). Что эти слова относятся ко Христу, известно всякому, — потому что сам Он в Евангелии приводит это пророчество: « неужели вы никогда не читали в Писании », говорит, « камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? » (Мф. 21:42) А что это пророчество по–видимому не находится в связи с повествованием, но, прервав последовательность речи, стоит посреди ее, это нисколько не удивительно и не ново; так изречены многие пророчества в ветхом завете, потому что им надлежало быть прикровенными до времени, чтобы не были истреблены и сами книги. Так и пророчество о рождении Христовом, хотя, по–видимому, находится в связи с повествованием, но не имеет с ним ничего общего, именно: « се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » (Ис. 7:14; Мф. 1:23). « Камень, которым пренебрегли строители ». Строителями он называет иудеев, — законоучителей, книжников, фарисеев, которые отвергли Его и говорили: « Ты Самарянин и что бес в Тебе » (Ин. 8:48), и еще: Он не от Бога, « но обольщает народ » (Ин. 7:12). Но этот отвергнутый явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны. Итак, смысл слов пророка следующий: отвергнутый и униженный иудеями оказался столь дивным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавших из иудеев и язычников, как и Павел говорит: « Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека », и еще: « утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем » (Еф. 2:14, 15, 20). Эти слова — великое обличение для иудеев, что они, созидая, не узнали годного камня, но отвергли, как негодный, тот камень, который мог сдержать здание. Если желаешь еще более узнать эти две стены, послушай, что говорит сам Христос: « есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь » (Ин. 10:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010