30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О праздниках великих, со знаком О великих праздниках, которые в богослужебных книгах имеют знак крест в круге в 47 главе Типикона сказано: «Имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу». Эти праздники суть Христовы, Богородичны и Предтечевы два: Рождество (24 июня) и Усекновение (29 августа) и обоих верховных апостолов, Петра и Павла (29 июня), к сему разряду праздников принадлежат девять праздников, так называемых дванадесятых (в году), именно: Рождество Богородицы (8 сентября), Воздвижение Креста Господня (14 сентября), Вход во храм пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество христово (25 декабря), Богоявление Господне (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение пресвятой Богородицы (15 августа), три же из числа дванадесятых праздников суть подвижные. Они суть: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, в Месячной Минее нет служб на эти дванадесятые праздники, а службы им находятся в Триоди. Праздник Пасха есть высочайший; он не в числе двенадцати. Отличие служб великих праздников от тех средних, в которые положено совершать бдение, состоит (за исключением частных особенностей в службах некоторых великих праздников, например – Рождества христова, Крещения Господня, Воздвижения Креста, Благовещения) в следующем общем для всех их признаке, указанном в Типиконе, в 47 главе, а именно: что средним праздникам, «имже бдение совершается, прилагается и канон Богородицы на утрени» (обыкновенно на 6), а в великие праздники поются (и в Минее находятся) на утрени каноны только праздничные, а Богородице нет. Так, в праздники великих святых – оба канона святым (один на 8, другой на 6), в праздники Господские – оба праздничные, в праздники Богородичны – оба Богородичны, но праздничные, т.е. прославляющие Матерь Божию главным образом как виновницу воспоминаемого в тот день праздничного события. По 8-й песни не поется «Честнейшая», а на место того поется ирмос 9-й песни, а иногда, кроме того, и величание (припев); и то же поется и на литургии: вместо «Достойно» – задостойник во все дванадесятые праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами Ап. Павла ( Гал.1:19 ), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды ( Мф.13:55 . Мк.6:3 ), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» ( Иак.1:17 ); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви Источник Содержание Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия Часть I. О богослужении в период времени пения Октоиха Отдел I. О богослужении недельных, или воскресных, дней Глава I. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, или же будет еще какое-нибудь торжество. Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Отдел II. О богослужении седмичных дней периода времени пения Октоиха Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком , один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный дванадесятый праздник Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Глава 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

I. Праздники не переходящие Январь Какие праздники бывают в январе месяце? В январе бывают следующие праздники: 1-го, Обрезания Господня и Нового года, 6-го, Крещения или Богоявления Господня, и 30, Трех Святителей: Василия Вел. Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кроме их – следующий менее чтимый праздник: 1-го, св. Василия Великого . К какому разряду относятся сии праздники? Все к разряду средних, кроме Крещения, который есть праздник дванадесятый. 1-го января: Праздник Обрезания Расскажите о празднике Обрезания. У евреев был закон, чтобы всякий младенец мужского пола в восьмой день по рождении был обрезываем, т.е. в известном месте у младенца срезали небольшую часть тела. Чем было у евреев обрезание, тем стало у христиан крещение; обрезанный еврей или язычник, по закону еврейскому, был верующий во Спасителя: так как обрезание было видимым знаком веры. При обрезании нарекали и имя младенцу. И Господь Спаситель, родившийся на земле как человек, имел исполнить обряд обрезания, и при сем Ему наречено было имя «Иисус», возвещенное матери Его Марии еще прежде рождения, в день Благовещения архангелом Гавриилом. Крещение есть умерщвление крещаемого для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воду: то,что он скрывается в воде, – это образ смерти его для греха, то, что появляется из нее, – это образ рождения в жизнь святую. Обрезание тоже указывало на совлечение с обрезываемого греха для жизни святой. Обрезание у евреев началось со времен патриарха Авраама, жившего за 2000 лет до Рождества Христова. Бог , вступив в завет с Авраамом и его потомством, повелел, в знак сего завета, совершать обрезание. Крещение установлено Иисусом Христом 3 . Какой тропарь сего праздника? На престоле огнезрачном в вышних седяй, со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от отроковицы неискусомужныя Твоея Матери, Иисусе, сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету: Слава смотрению Твоему. Слава снисхождению Твоему, едине человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Чему поучает нас Успение Пресвятой Богородицы? «О, дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает».                      (Стихира на Успение). Велик и радостен для христиан православных праздник Успения Пресвятой Богородицы. С древнейших времен христианских, как и самое почитание Приснодевы, ведет он свое начало. Уже в IV столетии упоминается о нем в сочинениях Бл. Иеронима и Бл. Августина, причем Бл. Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм. В V веке Св. Анатолий Константинопольский, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский , а в IX в. св. Феофан Никейский составили вдохновенные песнопения в честь этого праздника, который издревле почитался  великим, дванадесятым, вселенским  праздником  всей  Христианской Церкви. В церковных песнопениях, которые поются у нас доселе, праздник Успения Пресвятой Богородицы именуется «знаменитым», «торжественным», «Божественным праздником». Чему же так радуется Св. Церковь в день этого праздника? Ведь в этот день воспоминается  смерть Божией Матери, а смерть, как это обычно принято считать у людей, есть событие  скорбное, печальное,  но вовсе не радостное? Радуется Св. Церковь в день праздника Успения Пресвятой Богородицы потому, что во успении Своем Она не только не оставила мира, а наоборот – «преставльшися от земных к небесным», Она стала еще ближе, еще дороже миру, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за мир перед престолом Сына Своего и Бога, «в молитвах неусыпающей» и «в предстательствах непреложным упованием» (см. кондак Успения). Смерть Ее была лишь коротким переходным моментом в Ее жизни, именно  " успением»,  то есть временным  сном,  после которого Она возстала уже к новой,  вечной и нетленной  жизни, воскрешенная Божественною силою Сына Своего и Бога. Вот почему Бл. Иероним называет праздник Успения «торжеством, несравненным с празднествами святых», «ибо в оный», говорит он, «Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостью сретил и вселил Матерь Свою с Собою». «Она как бы сном на малое время смертью уснула, вскоре от нея, яко от сна, воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела безсмертную во свете лица Господня жизнь и славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Собор святых славных и всехвальных апостол 12 На Господи, воззвах: стихиры на 6, Петра и Павла 3, глас 2. Самоподобен: Киими похвальными: Киими похвальными венцы/увязем Петра и Павла,/разделенныя телесы/ и совокупленныя духом,/Богопроповедников первостоятели?/Оваго убо яко апостолов предначальника,/оваго же яко паче инех трудившася,/сих бо воистинну достойно,/безсмертныя славы венцы венчает Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими песненными добротами/воспоем Петра и Павла?/Богоразумия криле,/прелетевшия концы/ и к Небеси вознесшияся,/руце Евангелия благодати,/нозе истиннаго проповедания,/реки премудрости,/крестныя роги,/имиже демонов бровь Христос низложи,/имеяй велию милость. Киими духовными песньми/похвалим Петра и Павла?/Безбожия заклавшия незатыкаемая уста,/страшныя Духа мечи,/Рима светлая удобрения,/всея вселенныя питатели,/Новаго Завета Богописанная скрижали мысленныя,/яже в Сионе Христос возгласи,/имеяй велию милость. Ины стихиры дванадесятих апостол, глас 4. Подобен: Яко добля: Яко самовидцы и свидетелие Слова воплощения,/ученицы пребогатии, ублажаетеся:/яко молния бо, сияющий миру явистеся/и, яко горы мысленныя, сладость искапаете,/яко приснотекущия реки райския, разделившеся,/языческия церкви Божественными напаяете водами. Яко лучи, блистающии зарями духовными,/в мир весь послани бысте,/чудес действо независтно подающе,/служителие Христовых таин бывше/и Богописанныя скрижали, Божия благодати написанныя/Богонаученнаго закона,/священнотаинницы пребогатии. Рыбарская трость любомудрых шатание/ и витийския струи пречерта,/Богомудрая учения, изображений догматы/ и таин благих ясно изложивше Евангелие,/ и пищи присносущныя причастие,/ и ангельское наслаждение,/и пребывающую славу. Слава, глас 6: Всечестный апостолов приспе праздник Церкви Христове,/ходатайствующий спасение всем нам./Тайно убо восплескавше, к сим рцем:/радуйтеся, светильницы сущим во тьме,/мысленнаго Солнца зари облистающии./Радуйтеся, Петре и Павле,/учений Божественных основания незыблема,/друзи Христовы, сосуди честнии,/приидите посреди нас невидимо,/сподобляюще даров невещественных/ваш праздник восхваляющих песньми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

283. Беседа в неделю седмую по Пасхе, по освящении храма Воскресения Христова, в Покровском Хотькове монастыре (Говорена мая 31-го; напечатана в Твор. Св. От. 1853 г. и в собр. 1861 г.) 1853 год По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, первым делом, первенствующего между Апостолами, Петра было дополнить дванадесятое число Апостолов, из которого, как они скромно выразились, «испаде Иуда ити в место свое» ( Дeяh. I. 25 ). Святый Петр предложил о сем собранию церковному, в котором находилось около ста двадцати мужей. Собрание наименовало двух достойных, и из них, по молитве, посредством жребия, решительно избран Матфий, «и причтен бысть ко единонадесяти Апостолом» ( Дeяh. I. 26 ). Вероятно, для сего священного действия святым Петром избран был и день священный, – день, который в Книге деяний Апостольских, по иудейскому счислению времени, называется «единою ...от суббот», то есть, первым днем недели, и в который, как праздничный, «собирались» христиане «преломити хлеб» ( Деян. ХХ. 7 ), то есть, совершать таинство причащения Тела и Крови Христовы, словом – день воскресный. Сей день надлежало избрать и для того, чтобы иметь более полное собрание церковное, которое не могло быть одинаково полно во дни непраздничные. Посему, вероятно, что мы теперь избрание двенадцатого Апостола воспомянули в тот самый день, в который оно совершилось. Слова, которыми Апостол Петр предложил о избрании двенадцатого Апостола, возбуждают особенное внимание и размышление. Он говорил: «подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господь Иисус, начен от крещения Иоаннова даже до дне, в оньже вознесеся на небо от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих» ( Дeяh. I. 21–22 ). Требуется человек, который вместе с Апостолами следовал за Господом Иисусом, во все годы торжественного на земле служения Его спасению рода человеческого, от дня крещения его во Иордане до дня вознесения Его на небо. Такой человек назначается, вместе с прочими Апостолами, быть «свидетелем».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Д.И. Протопопов Скачать epub pdf Предисловие Преподавание Закона Божия детям обыкновенно начинается с разъяснения самых простых молитв, с целью научить детей самому делу молитвы, как они могут выражать пред Господом свои нужды и желания в разных обстоятельствах жизни. При дальнейшем преподавании переходят постепенно к молитвам более трудным по объему и содержанию, соблюдая ту постепенность, которая требуется в усвоении всякого предмета, а тем более столь важного и необходимого, как Закон Божий. Чтобы удовлетворить этому требованию, пособие для изучения и толкования молитв должно быть расположено в известном порядке, начиная с более простого и легкого учебного материала и кончая более сложным и трудным. Молитвы православной Церкви составлены на языке церковно-славянском, a детям известен только язык русский. He только формы и обороты, но и самыя слова церковныя для них не всегда вразумительны. Составителю пособия казалось поэтому необходимым, приведя церковный текст, помещать затем и русский перевод его. После сего следует объяснить учащимся внутренний смысл и значение молитвы: есть ли данная молитва просительная или благодарственная; чего именно мы просим в ней у Бога или за что благодарим Его; не содержится ли в ней каких-либо других нравственных наставлений и проч. Следует также указать, где возможно, кем данная молитва составлена и когда употребляется в церкви. Такое толкование молитв должно следовать непосредственно вслед за русскиим переводом их. Язык толкований должен быть прост, а самое толкование – удобопонятно, применительно к возрасту учащихся. Руководствуясь изложенными соображениями, составитель настоящого труда располагает его в следующем порядке. После разъяснения понятия о молитве вообще, о месте и времени ея, а также о внешних знаках молитвы частной и церковной (крестном знамении, поклонении и коленопреклонении, возжении свеч, курении фимиамом) следует текст и толкование кратких молитвословий, называемых начальными молитвами. Затем составитель переходит к молитвам, требующим более подробного изъяснения. В числе их на первом месте истолковывается молитва Господня, затем следують молитвы утренния, дневныя и вечерния. Далее истолковываются избранныя молитвы и тропари дванадесятых праздников (по порядку церковного года), между которыми с особенной подробностыо должен быть изъяснен тропарь на Воздвижение креста Господня, как содержащий вместе прославление праздника и молитву за Государя Императора.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Замечание на статью 14-ю: о земных поклонах Несправедливо Денисов в этой статье обвиняет св. церковь в том, что аки бы она отложила употребление земных поклонов в пост. Св. церковь в посты повелевает полагать земные поклоны, а именно: на каждой службе по четыре поклона великих на «Господи и Владыко живота моего», три поклона на вечерне на тропарь «Богородице Дево», также и на всех часах на тропарях «Заутра услыши глас мой» и прочих, по три поклона великих на «Помяни нас Господи» и проч. Точнее бы Денисов выразился, если бы сказал, что церковь уменьшила положенное в напечатанных при патриархе Иосифе книгах число поклонов, как-то: на «Господи и Владыко живота моего» вместо 12 поклонов земных с молитвою Иисусовою положено полагать поясные. Но здесь важнее всего то, что уменьшение поклонов Денисов поставляет в ересь и в вину отделения старообрядцев от церкви. Обвинение крайне несправедливое, ибо и в древности не только в мирских церквах, но и в знаменитых иноческих обителях относительно количество полагаемых земных поклонов существовало большое различие, и в ересь уменьшение и увеличение числа их никем не полагалось, как это можно видеть из книги Никона Черногорца. В слове 57 (л. 504) он пишет: «На утрени на куюждо славу гранесословия поклоны три; на песнь Богородицы едино, по Хвалите Господа, на Слава в вышних поклона три; на Трисвятое поклона три; на конец поклоны три великих, исполняется вкупе поклонов тридесять седмь. Сие количество поклонов, егда чтутся три кафизмы на утрени. В начале же первого часа поклоны три; на конец псалмов поклонов три. На Трисвятое поклонов три и отпуст. Вкупе первого часа поклонов пятнадесять. Такожде и прочии часове с павечерницею и прочими по образу первого часу имут коленопреклонения. На вечерни же в начале поклоны и на концы псалмов поклоны три. На трисвятое поклоны три. И на отпуст Богородице Дево поклон един. На Крестителю Христов поклон един. На Молите за ны поклон един. На конец три великия поклоны. На Трисвятое поклоны три, и отпуст. Вкупе поклонов двадесять седмь. Сей образ нощедневного коленопреклонения всю годину. Студийския же святыя горы, егда несть праздника, егда чтутся часове, на кийждо антифон три поклоны сотворяют. Иерусалимляне по единому отпуст собраний три великия поклоны отлучене творят, потом же и инех дванадесять. В студитянох же великий пост точию егда поют шесть псалмов утренних, дóндеже кончают, поклоны творят, яко да будут с предреченными в нощи и во дни триста. Сей же образ коленопоклонений студийских на шесть псалмов в великую четверодесятницу токмо бывают. В прочии же дни яко же впреднаписано бысть. В сии же всегда до земли та сотворяют. Отдаютжеся поклоны святыя четверодесятницы в церкви. Многая убо кланяния в великую среду, а иже посреде собрании и три великия отпустныя».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010