поминать, сверх этого, все эти имена, если о том не было нарочитой просьбы подавших поминание, на самой литургии, за ектинией не следует, ибо от этого внимание молящихся утомляется и отвлекается от сосредоточенного молитвенного участия в главной евхаристической части Божественной литургии. Совершенным произволом, противным самому духу нашего церковного устава, является вставка за воскресной и вообще праздничной литургией заупокойной ектении и пение каких бы то ни было заупокойных песнопений, как, напр., «Со святыми упокой» или «Вечная память». Для этого существуют специальные заупокойные литургии в дни так называемых «родительских суббот». «Заупокойной» может быть литургия и в любой будничный день, когда нет никакого праздника, предпразднства или попразднства, и когда по уставу в конце всех положенных тропарей и кондаков, после малого входа, поётся на «Славу» «Со святыми упокой». Почему в праздничные дни неуместно гласное поминовение усопших за Богослужением, прекрасно объясняет наш выдающийся и высокоавторитетный канонист Матфей Властарь , автор известной «Синтагмы», который говорит так: «в Господские праздники не благочестиво поминать умерших и не благолепно совершать память мучеников. Ибо когда торжествуется царская победа, тогда нет обычая плакать о падших на брани». Ввиду этого 169-ое правило Номоканона при Большом Требнике гласит: «В дванадесятодневном (то есть в период времени между Рождеством Христовым и Богоявлением), в первую седмицу Четыредесятницы, и в Великую Седмицу (то есть Страстную), и в Светлую Неделю, в недельные (то есть воскресные) дни, и в великие праздники, помины не бывают: прочее же всё лето поминаются православные христиане». Этим сила и значение моления за усопших нисколько не умаляются, ибо за проскомидией усопшие поминаются ежедневно в течение целого года, а поминовение за проскомидией и есть как мы уже сказали самое важное и существенное. Соединять же торжественные, ликующие воскресные и праздничные песнопения с заупокойными в одном Богослужении само по себе звучит каким-то диссонансом, не говоря уже о прямом запрещении Церкви это делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

С наступлением законом и обычаем определенного времени (не ранее сумерек и не позже 10 часов – Втор.16:6) Иисус возлег с дванадесятью учениками Своими на вечери. Более никого не было не только за вечерей, но и в горнице. Кроме того, что все заняты были в это время празднованием Пасхи, последняя вечеря в любом отношении должна была быть вечерей тайной. Порядок совершения Пасхи в то время, сколько можно судить, основываясь на прилежном сличении древнейших свидетельств иудейских, был таков: Пасхальная вечеря открывалась чашей вина, перед которой отец семейства или заступавший его Место возглашал благодарение Богу, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» Сказав так, отпивал из чаши, что делали потом и все прочие, омывая затем каждый руки. Потом вкушали горькие зелья, над которыми начальствующий также приносил благодарение Богу. Тут кто-либо из младших спрашивал: что значит все это? И отец семейства или старший из возлежащих объяснял обряды Пасхи историей исшествия израильтян из Египта, причем читались или пелись два псалма (Пс.113–114), в которых воспето это событие. За этим обходила по рукам вторая пасхальная чаша.   Опять умывали руки. Начальствующий брал со стола из двух пресных хлебов один, разламывал его на две половины и, положив на другой хлеб, произносил: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб!» Потом этот хлеб разделялся между возлежащими. Далее снедаема была уже сама «пасха», или агнец, после совершения над ним благодарения Богу. За «пасхой» подавались разные другие кушанья, составлявшие пасхальную вечерю, среди которой являлась третья общая чаша, называвшаяся преимущественно чашей благословения; вслед за ней пелись четыре псалма (Пс.114–117), в которых изображается радость о Боге Спасителе. В заключение испивали четвертую чашу. Во всех чашах вино растворено было водой, потому что из них обязаны были пить понемногу все, не исключая жен и детей. Впрочем, мы не решимся утверждать, что Пасха ветхозаветная, и особенно настоящая, последняя, совершена была Иисусом Христом во всей точности так, как сказано в вышеприведенном описании. Ибо, по указанию самого установителя Пасхи – Моисея, она должна была совершаться проще, с меньшими подробностями (Исх.12). С другой стороны, если когда Сыну Человеческому прилично было показать, что Он есть «Господь и субботе и Пасхе» (Мф.12:8), то теперь, при упразднении Ветхого и утверждении Нового Завета. Настоящая Пасха, предназначенная служить этим упразднением и быть переходом (пасхой) от Ветхого Завета к Новому, по тому самому должна была не походить на прочие пасхи, могла иметь немалые особенности. Впрочем, из некоторых указаний и выражений евангельских видно, что почтенные сами по себе обряды праздника отечественного не были совершенно оставлены Господом и при совершении настоящей Пасхи (Лк.22:17–18; Ин.13:26).

http://isihazm.ru/?id=384&iid=600

О пении первой кафизмы типиконы говорят: «Стихословим „Блажен муж» во глас 8-й, начинает же это не начальный хор, но другой, второй же псалом – начальный хор, и третий – опять второй хор» 499 . Григорович-Барский дополняет: «Егда поется „Блажен муж» или „Хвалите, раби, Господа», тогда кано-нарх, ставши пред Царскими враты, мало подалее, оглашает певцемь, разделяющи стихи псаломски, вси по ряду» 500 . В целом пение 103-го псалма, первой кафизмы и «Господи, воззвах», в основном будучи нотным, занимает весьма продолжительное время. Описывая бдение в Руссике на память великомученика Пантелеймона (27 июля), Парфений говорит о пении этих псалмов: «Священник, покадив престол, возгласил „Слава Святей» и проч. Архиерей сказал „Аминь» и начал читать „Приидите, поклонимся» и проч. и псалом „Благослови, душе моя, Господа» и проч. до „Отверзше Тебе руку». Тогда певчие запели, и пели почти два часа; потом была ектения. „Блажен муж», все три псалма, пели нараспев, по стихам, с полчаса; стихиры на „Господи, воззвах» пели полтора часа или и более» 501 . По Григоровичу-Барскому, пение одних двух стихов «Господи, воззвах» и «Да исправится», исполняемых особым распевом по нотам, занимает полчаса: «Само „Господи, воззвах» и „Да исправится» поется полчаса, от нот ирмолойных, иже обикшему слушаты зело сладко мнытся быти» 502 . На Афоне всенощные бдения по их торжественности и, отсюда, по их продолжительности, разделяются на три вида. В «Письмах Святогорца» об этом читаем: «Вы восхищаетесь нашими бдениями, вы любуетесь нашей жизнью, а с тем вместе желаете и знать, каким образом всенощную можно продлить до 14 часов сряду? Надобно сказать, что подобные бдения очень редки и в круглый год может быть одно, два или много – три только бывают бдения такого рода. Здесь три разряда бдений: первое – торжественное праздничное в полном смысле, о котором мы сейчас говорили; второе – на дванадесятые праздники, продолжающееся до 12 часов ночи, а третье – воскресное обыкновенное, не восходящее свыше 10 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

За день до своей кончины сделал он кроткий выговор Иеродиакону, за ошибку при чтении Апостола, во время елеосвящения над ним; за несколько часов только до исхода своего из мира изъявил отеческое замечание, чтоб духовники поспешнее приходили к болящим, требующим напутствования св. животворящими Христовыми тайнами. Одним словом: во всякое время и на всяком месте, так сказать, следил он все шаги своих подчиненных и без всякого лицеприятия обличал и исправлял преткновения каждого. Однажды послан был к Епархиальному Епископу монах сей пустыни для посвящения его во Иеродиакона; было расчислено и время, в которое надлежало возвратиться ему; но, как говорит простонародная пословица, искушение ходит не по лесу, а по людям; молодому Иеродиакону вздумалось побывать у своей матери, для чего и употреблено времени против расчета 7 дней; по возвращении в пустынь явясь к Авве Филарету, представал он в дар для Глинской ризницы несколько значительных вещей (потому что был из достаточного купеческого сословия), и думал сим приношением покрыть вину свою; отец Филарет принял его с обыкновенною ласковостью, приветливо благодарил за усердное подаяние, и отпуская его сказал кротко и тихо: «Все это хорошо, но за самовольную отлучку положи пред Иконою Спасителя в церкви 700 поклонов». Неожиданная эпитимия сия тем более была тягостна для нового Иеродиакона, что в тот день съехались в Глинскую пустынь и были в церкви некие знакомые ему благородные особы. Но в другой раз и того большее искушение, только в другом роде, постигло сего юного Иеродиакона: в один из дванадесятых праздников был он назначен в соборное служение литургии с отцом Филаретом: выше упомянули мы о благолепии Глинской ризницы, из которой доставшийся ему по жребию, а может быть, и по собственному его выбору, превосходный стихарь – был из числа тех приношений, которыми мнил он покрыть самовольную свою отлучку к матери; и стихарь этот, с отличным при нем орарем, был весьма к лицу его благообразной наружности; облачась в оный и получив благословение для обычного каждения алтаря и церкви пред начатием литургии, с тем благоговением, которым отличаются службы в Глинской пустыни; но то, что для других было не заметно, для прозорливого взора Аввы было весьма явственно, и это явственное – было утонченное тщеславие того Иеродиакона, которое тогда же и подавил в нем сей искусный старец, рукою кроткого самовластия: он повелел ему снять нарядный стихарь и надеть старый, выношенный, мишурный; – «Пощади, мя отче святый! здесь в церкви мои родные, мои знаемые, мои ближние; не могу понести ига сего», – так умолял его, падая к ногам его, и так говорил ему тихо и смиренно виновный сын его; и однако ж, убежденный силою кроткого слова и взора отца своего, исполнить повеленное, исполнил с великим принуждением; но за то и награжден был тем неизъяснимо радостотворным чувством внутреннего утешения, которое бывает от благодати Божией человеку-послушнику, и человеку покоряющему благим злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

От Океан-Моря глубокого, От лукоморья ли зеленого Выходили двенадесять дев… И клали велик обет Дванадесять дев: Про живот, про смерть, Про весь род человечь… (Цит. по кн. Сахаров И. П. Сказания русского народа. М., 1989. С. 243). Мифологической обработкой данного обряда становится в «Посолони» «Черный петух». Однако можно предположить, что двенадцать дев, получающих, согласно обрядовым законам, право на лишение жизни всякой твари, которая попадется им на пути, появляются уже в Купальскую ночь в соседстве с иссушающей сердца алой Вытарашкой и замыкают собой плеяду восставших губительных сил. 100 Вытарашка — олицетворение любовной страсти, лишающей человека рассудка: ее ничем не возьмешь и в черную печь не угонишь, как выражается один заговор на присуху. См.: Д. Зеленин . Отчет о диалектологической поездке в Вятскую губернию. Сб. Отд. Рус. яз. и Словес. Имп. Акад, наук, т. LXXVI, 2. (АМР) Вытарашка — также название вечно тревожашегося, мечущегося человека. (АМР) 101 Воробьиная ночь — так называется грозная ночь с сплошною молнией, когда лишь под утро разражается ливень. Эта ночь представляется воробьиной свадьбой, на которой невеста-воробушка перед венцом причитывает. (АМР) Фольклорная символика сказки подробно описана в статье С. Н. Доценко «Воробьиная ночь» А. М. Ремизова (Русская речь. 1994. 2. С. 103—107). Воробьиная ночь — в центральной части России «воробьиные» или «рябиновые» ночи соотносились ранее с праздником Успения Богоматери (15 августа ст. ст.). В народных представлениях о «воробьиных ночах» находит наиболее полное выражение фольклорная символика воробья как птицы, связанной с культом Перуна и олицетворяющей собой молнию, оплодотворяющую землю, вследствие чего воробью приписывается ряд оплодотворяющих функций и он начинает играть магическую роль в аграрно-продуцирующих культах и ритуалах. Этим объясняется и частое упоминание воробья и воробьихи в свадебных песнях и причитаниях, и уподобление Ремизовым, вслед за народной традицией, грозы — свадьбе. Так, образ воробушки-невесты встречается в песнях из собрания В. П. Шейна, известных Ремизову ( Шейн В. П. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках и легендах и т. п. Спб., 1900).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Таким образом расход по содержанию дома может быть покрыт собственными средствами академии. По прочим статьям передержек не предполагается. При составлении сметы мы, по поручению вашему, руководствовались в назначении количеств потребляемых предметов примерами прежних лет. Как нельзя ожидать, чтобы при возвысившихся ценах на все можно было и в последствии содержать так академию данными ей средствами, как содержалась она в последние 15 лет, то мы вошли в рассуждение о том, нельзя ли сколько-ниб. ограничить и уменьшить расходы. Тщательный разборы всех нужды академии и способов их удовлетворения привел нас к следующему заключению: «по содержанию академического дома не может быть никаких уменьшений, ибо в ценах на дрова, на прислугу и на работу понижения нельзя ожидать. Сократить издержки по содержанию студентов одеждою, – не удобно, потому что и в настоящее время одежда студентов только прилична, и сокращениями по сей статье можно сберечь сумму весьма незначительную: а между тем одежда вследствие такого сокращения может сделаться не благовидной. По содержанию студентов пищей можно сделать сокращение, если содержать их не много скуднее того, как содержали их до 1847 года. Для этого нужно назначить говядины для каждого вместо 1½ ф. в день по 1 фунту; подавать пироги не во все воскресные и праздничные дни, а только в дванадесятые праздники и высокоторжественные дни; во время постов давать рыбу не ежедневно, как теперь, а только два раза в неделю; не подавать вовсе никаких пирожных; заменить некоторые ценные припасы более дешевыми, например, сахар медом, – рис пшенной крупой. Посредством всех этих сокращений можно сберечь в будущем 1.795 р. 45 к. Но и затем по примерной смете должно будет передержать в сем году 618 р. Покрыть эту передержку не представляется уже никакой возможности. Но не легко н довести пищу до таких ограничений, какие ваше указаны примерно. Чрез это сделается она вдвое скуднее против подаваемой ныне. Если вновь поступающими студентами такая пища может показаться еще сносною, то для наличных воспитанников академии такая внезапная перемена в пище будет тяжела, и естественно возбудит ропот. И нам всем очень неприятно, что такой ропот может возникнуть в ваше управление академией, тогда как вы ничем неповинны, ибо улучшения произведены вашими предшественниками, по излишней снисходительности не всегда рассуждавшими о том, что будет после них.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Псалтири с последованием как бы приложение составляют: Слово святого Кирилла «О исходе души и о втором пришествии Христовом», Пасхалия и Лунник. Пасхалия и Лунник печатаются также в Часослове великом, в Типиконе и в книге Месяцеслов. Малая Псалтирь В Малой Псалтири, назначенной, главным образом, для употребления в доме, в келлии монашеской, печатаются такие статьи, которых нет в Следованной Псалтири, именно: а) Глава «От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предаде Ангел Господень великому Пахомию», т. е. правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву. б) «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов, особь, их же пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих». Некоторые же молитвословия печатаются в Малой Псалтири иначе, нежели в Псалтири с последованием, именно: В Малой Псалтири пред каждою кафизмою, и после каждой кафизмы находятся: «Трисвятое» и покаянные молитвы, и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, «согласно уставу св. Отцев, преданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязливым православным Христианом». В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, печатаются указанные молитвы не после каждой кафизмы, а отдельно от них. В Псалтири Малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Св. Писания, которые читаются или поются на утрени с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в последовании утрени, которой нет в Малой Псалтири. И в Малой Псалтири и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, поемые после полиелея в праздники Господни и в дни нарочитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статьи и соединена с тропарями «похвалами», какие поются в Великую субботу на утрени, чего нет в Малой Псалтири. О нотных книгах В богослужебных нотных книгах содержатся песнопения для общественного и частного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

предмет нашей работы не с формально-логической, но, главным образом, с его интимно-внутренней, идейно-существенной, творчески психологической стороны, со стороны внутреннего постижения предмета, а не его внешнего определения» (стр. 8). Этим автор как будто обещает идти в своем сочинении совершенно мимо науки. На самом же деле оказывается совсем не то. Автор, сам себе противореча, все-же сам себя поправляет к лучшему. В конце предисловия он уже обещает исследовать идею спасения «со стороны её логической сущности, в смысле выяснения её главных сотериологических понятий», так что «первая часть сочинения будет иметь в виду по преимуществу сотериологические понятия, и по содержанию будет иметь характер объективно-логический» (стр. 60). И слава Богу, что автор совершенно забыл выраженный на стр. 8 отказ рассматривать предмет своей работы с формально-логической стороны. Рассматривая взятый им предмет с этой именно стороны, автор написал большую и, как уже сказано, лучшую первую часть своего сочинения, которая имеет вполне научный характер. Здесь речь идет не о «внутреннем постижении предмета», а именно об его «внешнем определении», от чего автор так открещивался в начале предисловия. Ведь здесь целые отделы посвящены исследованию терминологии богослужебной сотериологии и дается сравнение её с терминологией древне-отеческой (стр. 152–154). Ведь что такое всё это, как не «внешнее определение» идеи спасения именно «с формально-логической стороны»! Начиная вторую часть своего сочинения, о. Архангельский пишет: «В первой части нашего сочинения мы рассмотрели на основании церковно-богослужебного содержания дванадесятых праздников логическую сущность идеи христианского спасения, разложив эту идею на её составные сотериологические понятия» (стр. 185). Характеристика первой части сочинения довольно верная, но она совсем отрицает ту несоответствующую действительности характеристику всего сочинения, которую делает его автор в начале предисловия. Вообще у автора можно наблюдать наряду со способностью делать ошибки похвальную привычку скоро хотя и бессознательно исправляться, оставляя впрочем ошибки и поправки мирно сто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

134 Ср. об этом Bieuer, Beiträge zur Geschichte des Jnquisitionsprocesses und der Geschwornen – Gerichte. Leipzig, 1827, S. 33–36. Но, как возразил Бинеру Дове в названной статье, воззрения германского права отразились на синодальных судах тем, что епископ представлял своим пресвитерам Urtheil finden, т. е. определить церковное наказание на основании каонов, а в позднейшие средние века у фризов действовала в зенндрихтах шеффены духовные и светские. 135 Между прочим, спрашивалось о том: Si quis cum commatre spirituali moechatus fuerit, vel eam iu matrimonium acceperit, similiter cum filiola quam ex sacro fonte suscepit, aut ante episcopum tenuit”. Ср. выше прим. 59. 136 Ср. гл. 5 зак. Судн.: “ тогоже блудящаго по закону Божию достоит отдалятися Божиим рабом и предати и в пост на седмь лет”. А в других случаях говорится об отдаче в пост по церковному закону. 137 Наприм., в “Завете дванадесяти патриархов”, – памятникт, который с первых времен христианства был в употреблении на западе (см. Schmitz, Die Bussbücher und die Bussdisciplin der Kirche, 20) и который becьva рано был переведен на славянский язык в Болгарии, говорится: „послух да будет Бог , ему же обещаетеся днесь, и послуси ангели Его, к послуси вы о словесех ваших». Или: „венец приемлет нетленный пред святыми послухи архангелы» (см. Тихонравов, Памятники отреченной русской литературы, Спб. 1863. I, 114 и173; II, 208). 138 Таковы, напр., славяне, жившие смешанно с франками на берегах Майна и Редница в пределах майнцского архиепископства. Об этом см. названную статью Дове о синодальных судах в Zeitschr für deutsches Redht und deutsche Rechtswissenschaft, XIX В. на стр. 382–394, где напечатано приложение: „Von dem Sendrechte der Main- und Rednitzwenden». 142 Euchologium glagolski spomenik monastira Sinai brda, izdao Lavoslav Geitler, troskom jugoslavenske Akademije znanosti i umjetnosti, u Zagrebu, 1882, crp. 188–195. 144 Ср., напр., 7 и 8, 51 и 52, 57, 10, 12, 16, 20, 46 отв. Вальсамона с 36, 64, 78, 151, 124, 102, 92 и 48 пр. уст. бел., также Никиф. пр. 16, 143, 156, 139, 153, 194 с 9, 4, 59, 97, 109, 149, 151. уст. белеч. Но уже из причисления к праздничним дням русских праздников (Бориса и Глеба – в пр. 9 устава белеч.) видно, что русский компилятор до известной степени перерабатывал византийские правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Впоследствии по поводу сообщения г. Олонецкого Губернатора во всеподданнейшем отчете о союзной деятельности на благо Карелии Прав. Кар. Братства и местных административных и общественных учреждений всех ведомств Олонецкой губернии Братство и солидарные с ним Олонецкие деятели удостоились Высочайшей похвалы. Явным выражением Монаршего благоволения Братству и его деятельности в Карелии служат также Высочайшие пожертвования на постройку новых храмов в д. Лужме, Коргубе и Минозере, Повенецкого уезда, и Чалкосельге, Петрозаводского уезда. Деятельность Православного Карельского Братства Братские съезды и выработанные на них мероприятия против панфинской пропаганды В целях распространения среди местного населения идей Братства, ознакомления с его задачами местных деятелей и уяснения способов осуществления этих задач по инициативе отдельных членов Братства устраивались в разных местах Русской Карелии общие братские собрания или съезды, кроме упомянутого выше Видлицкого учредительного, состоялись в Реболах, Повенецкого уезда 20–21 января 1908 г., в с. Сельгах того же уезда 18 сентября 1908 года, в с. Видлицах Олонецкого уезда 26 ноября 1908 года и на Вааламе 18 – 19 июня 1909 года. Видлицкий съезд православно-русских деятелей 26 ноября 1907 года, по совершении акта открытия Братства, избрания положенного уставом состава Совета Братства и его Олонецкого отделения, а также почетных членов Братства, учредил переводческо-издательскую комиссию и 2 должности братских миссионеров (одного для Олонецкой, другого для Финляндской епархии) и наметил ряд мероприятий, подлежавших осуществлению в ближайшее время, каковы издание на средства Братства на двух языках – карельском и русском евангельских чтений и на одном карельском языке поучений на дванадесятые праздники, краткого руководства для преподавания закона Божия детям младшего возраста, (на карельском и русском языках), молитв пред св. причащением, наставления к правильному разумению таинства крещения, пересмотр переводческо-издательской комиссией всех существующих на карельском языке изданий в целях использования их для удовлетворения религиозных нужд карел, распространение братских изданий чрез церковные и школьные библиотеки, чрез священников и учителей карельских приходов и школ и особых книгонош, организация живой проповеди на карельском языке в карельских приходах и, особенно, монастырях Валаамском и Александро-Свирском и составление правил для деятельности братских миссионеров. Кроме того, съезд этот нашел целесообразным обратиться к православно-русскому обществу с воззванием от имени Братства о помощи и поддержке его дела в Карелии и к духовенству, учителям и другим деятелям Карелии с приглашением принять участие в трудах переводческо-издательской комиссии сообщением непосредственно Совету Братства своих соображений о различных и полезных, по их мнению, для местного карельского населения переводах и изданиях на карельском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010