Дванадесяти Апостол повелением Благочестивейшаго Императора первого, отца отечества, Великого Петра Алексеевича Всероссийского, благословением же Святейшего Правительствующего Синода, освятися свыше благодатию Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа 1723 года». Тогда церковь сия, бывшая в два света, разделена деревянным потолком, над коим теперь в особой палате помещается библиотека. Этот храм первый в Москве освящен Членами Правительствующего Синода. В 1808 году церковь сия и иконостас ее возобновлены и украшены на иждивение М. П. Салтыковой. В 1828 году в трапезе ее сооружен Прокурором Синодальной Конторы В. М. Михайлова придел во имя Всемилостивого Спаса. Там в алтаре над жертвенником вставлен в стену образ Спаса с Патриарших ворот, писанный 1658 года Симоном Федоровым; дска его, вышиной в 3 четв. 1 вер. шириной 3 четверти, образовалась из массы кирпичей, которые не распались при сломке этих ворот. Пред крестовою палатою и большим сходом к собору находилась церковь во имя Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, построенная первым Патриархом Московским Иовом, учредителем праздника сим Иерархам; в 1763 г. она обрушилась, а потом разобрана. 688 Позади храма XII Апостолов стояла колокольня, сломанная в конце XVIII века. Дела Патриаршего приказа упоминают на Святительском дворе церковь во имя Соловецких Чудотворцев, сооруженная в 1566 году С. Филиппом Митрополитом, пострижеником Соловецкого монастыря. 2 . Крестовая, или мироварная и членская палаты Они составляют особенную связь в два этажа, отделенную от церкви Дванадесяти Апостол папертью, или сенями, с каменной лестницей, ведущей на площадь. Одна из палат, со сводами, длиною 18 саж. с 1 арш., а шириною 8 сажен и 1 арш. освещается с южной и северной стороны окнами. Она называлась прежде Патриаршею, Крестовою, а потом Синодальною. Там устроена деревянная резная и вызолоченная сень на столпах, где совершается мироварение, по чиноположению Церкви, в первые дни Страстной седмицы. Подле этого места в углу устроены стоянцы, на коих тогда выставляется Патриаршая серебряная и золотая посуда с разными мастями, благовонными травами и цветами, входящими в состав мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Отдание праздника бывает 25 ноября. Службу в отдание сего праздника положено совершать со службою святых отец, священномучеников Климента, папы Римского, и Петра Александрийского . 25 декабря – великий праздник Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непреложно, непостижимо, несказанно, в 5508 году от сотворения мира, в царствование римского императора Августа, в Вифлееме Иудейском. Август повелел делать народную перепись в Сирии и Палестине. Посему Мария и Иосиф, которому она была обручена, жившие в Назарете, пришли в родной свой город Вифлеем, чтобы записаться. По случаю переписи стеклось множество народа в город, и не было места в гостиницах; поэтому Иосиф и Мария поместились в одной пещере, в которую на зиму загоняли скот. Здесь родился Господь наш Иисус Христос и положен был в яслях. Весть о рождестве Спасителя прежде всего услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился Спаситель, который есть Христос», в то же время явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2:1:14 ). Праздник Рождества христова принадлежит к числу дванадесятых праздников. Но ни один из дванадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова, к достойному празднованию его верующие приготовляются сорокадневным (шестинедельным) постом (начиная с 15 ноября), с праздника Входа во храм Преблагословенной Марии (21 ноября) на утрени поется катавасия от канона праздника Рождества Христова – «Христос рождается, славите». Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства: с 20 по 24 декабря, и шесть дней попразднства. Отдание бывает 31 декабря, кроме того, перед праздником Рождества Христова в два воскресные дня (две недели) Святая Церковь празднует праведникам, кои спаслись верою в имеющего родиться Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Приводя тропарь в его целом виде, автор как бы забегает вперед, в следующую главу. То же можно наблюдать и на стр. 83, 86. Вторая часть сочинения о. Архангельского озаглавлена: «Живое выражение Домостроительства нашего спасения в годовом церковно-богослужебном круге дванадесятых праздников» (стр. 185–278). Здесь автор желает «рассмотреть, как представляется идея спасения в различных моментах её развития» (стр. 186). С этою целью он излагает содержание богослужения каждого дванадесятого праздника в отдельности. Это изложение может иметь неоспоримое законное место в сочинении только при том условии, если ясно будут отмечены именно моменты идеи спасения, наиболее ярко выраженные в богослужении того или другого дванадесятого праздника. Справедливость требует —194— сказать, что автору не удалось вполне достигнуть им же самим поставленной себе цели. С точки зрения идеи спасения более или менее удовлетворительно освещено богослужение лишь трех праздников – Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня. Преимущественно же дается, правда, хорошее описание праздничного богослужения и того настроения, которое оно создает в душе члена Христовой Церкви. Получается нечто вроде неподражаемых и незаменимых «Писем о Богослужении восточной кафолической Церкви» А.Н. Муравьева или «Праздников Господних» К.П. Победоносцева . Бесспорно, книги эти превосходны, но строго научно-богословского значения они, как и вторая часть сочинения о. Архангельского, иметь не могут. Делая отзыв о рассмотренном мною сочинении, не могу не упомянуть об его литературных достоинствах. Всё сочинение написано совершенно правильным вполне литературным языком. Самый придирчивый критик едва ли нашел бы более двух-трех стилистических промахов (напр. стр. 165). Местами же о. Архангельский возвышается до прямо художественного красноречия духовной поэзии и вводит тем самым рецензента в непреодолимое искушение сделать несколько выписок. Вот характеристика богослужения. «Здесь Бог «преклоняет небеса» и нисходит на землю, и человек восходит на небо; здесь «небо и земля пророчески веселятся» о великих тайнах Божиих; здесь «ангели и человецы смешаются»; здесь «облацы кропят правду» и «веют ветры, спасения провозвестницы»; здесь «небеса поведают славу Божию», «день дни отрыгает Божественный глагол и благовествуется день от дне спасение Бога нашего»… (стр. 10). «Мы мысленно принимаем здесь от Архангела спасительную весть Благовещения, благоговейно притекаем к Вифлеемским яслям, явственно сретаем Христа с Симеоном во храме, торжественно приходим на Иордан с Иоанном, таинственно восходим на Фавор с Моисеем и Илией, – то с радостным «осанна!» на устах, то со скорбным оружием в сердце мы совосходим со Христом в Иерусалим на вольные страдания, бия себя в перси спешим на страшную Голгофу, с радостною надеждою в сердце течем с мироносицами ко Гробу, с вели-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

писаны весьма содержательно и вполне научно. Богослужение дванадесятых праздников автором изучено очень внимательно и из него извлечен весь материал, так или иначе относящийся к идее спасения. Автор даже не ограничивается богослужением дванадесятых праздников, а обращается иногда к другим богослужебным книгам, напр., к Октоиху (стр. 135:163) и Служебнику (стр. 181–184). Материалу собрано и дано в сочинении довольно много. Самое же сочинение не представляет механического набора богослужебных изречений, но дает именно их научно-богословское исследование. Наряду с изложением богослужебного учения о спасении автор преследует особую цель – показать тожество богослужебного учения о спасении с учением о том же предмете святоотеческим. Для достижения этой цели автор постоянно приводил параллели из писаний святоотеческих, хотя может быть и не всегда по первоисточникам. В сочинении мы находим цитаты из творений св. Иринея Лионского (даже из новооткрытого его сочинения: «доказательство апостольской проповеди» – стр. 122), Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Кирилла Иерусалимского , Иоанна Дамаскина . Иногда целые ряды страниц (стр. 121–180, 148–152) посвящены выяснению святоотеческого учения о спасении. Мало того. Нередко автор обращается к греческому тексту праздничного богослужения (См. стр. 47, 86, 90, 99, 116, 117, 118, 143, 150, 152, 153, 161, 162, 173:233) и показывает, что литургическое богословие совпадает с богословием святоотеческим не только по содержанию и по общему духу, но даже и по самой терминологии. Обильно приводимые святоотеческие параллели к содержанию богослужебных книг составляют, на наш взгляд, одно из важнейших достоинств сочинения священника Архангельского. Читатель наглядно видит, как близко стоит живое церковное сознание в своем понятии о спасении к учению древне-церковному, святоотеческому, к вере апостольской, к вере отеческой, т. е. доказывается единство церковной истины на протяжении веков и тысячелетий. Церковь и ныне живет тем же религиозным идеалом, ради которого свв. отцы вели борьбу с еретическими заблуждениями, из-за которого они терпели гонения и преследования, но от которого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сестры будут и пахать, и сеять хлеб; а ты, как полная хозяйка, отрежь хлеба, сколько тебе угодно, поди в келарню, посоли да и кушай себе на здоровье. К нам придут и вдовицы, и отроковиц приведут с собой. Но мы, матушка, особенных чувств от вдовиц. Они совсем противно судят о нас. Девица услаждается только сладчайшим Иисусом, созерцает его в страданиях, и вся свободная духом служению Господу; а у вдовицы – все воспоминание мирское: как хорош был покойник-то наш! Какой он был добрый человек, говорят они. Последние слова были также предсказанием того, что случилось со мною в тот же самый день. Простившись с ним и получив его благословение, я возвратилась домой и встретилась в обители, на общем послушании, с одною живущею у нас вдовицею, и она, разговаривая со мною, беспрестанно повторяла слова отца Серафима: покойник-то мой был очень добрый человек, как он заботился обо мне и т. п. Воспоминания священника села Дивеева отца Василия Отец Серафим лично заповедал мне следующие правила: 1) Служить в приделах во имя Рождества Христова и Рождества Божией Матери, неупустительно во все дванадесятые праздники и воскресные дни; иногда же в субботы и в прочие дни, по рассуждению, или по желанию благотворителей, и по случаю смерти сестры дивеевской, за упокой души ее. 2) В воскресные дни, перед литургией, петь непременно параклис Богородице и канон, весь нараспев, «для того, – прибавил он, – чтобы вас никакие беды не постигнули; а если оставите исполнять это, то без беды беду наживете». 3) Ежедневно читать Псалтырь в церкви двенадцати сестрам дивеевским, переменяясь через два часа, и читать вслух непременно, «потому что, – говорил он, – сказано: слуху моему даст радость и веселье, – и прибавлял: – Самые Ангелы радуются, слыша чтение Псалтыри», и это чтение Псалтыри продолжать во весь год, кроме Пасхи. 4) Сестрам дивеевским приобщаться всем неупустительно во все святые посты; а некоторым, по желанию, и во все дванадесятые праздники. 5) На клиросах петь и читать сестрам. 6) Ризницу хранить и соблюдать вообще все церковное имущество, а равно и пономарскую должность прибавить «церковницам», то есть избранным благоговейным сестрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   пар. 979. Публичные маскарады и зрелища (кроме драматических представлений на иностранных языках) запрещаются двадцать третьего, двадцать четвертого и двадцать пятого декабря, накануне воскресных дней и дванадесятых праздников, в течение всего Великого Поста, в неделю Св. Пасхи, в Успенский пост, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в день Воздвижения Креста Господня (Ст. 155 Уст. Пред. Прест. по прод. 1883).    пар. 980. Запрещается давать публичные концерты как светские, так и духовные на первой я страстной неделях Великого Поста, накануне Благовещения, в Вербные Субботу и Воскресение. По другим же субботним дням Великого Поста как и во весь круг года, а равно накануне дванадесятых праздников дозволяются лишь духовные концерты (Ст. 156 Уст. Пред. Прест. изд. 1876)    И нет ничего удивительного, что в 1900 г. строгость этого нашего гражданского закона была значительно ослаблена. С началом «прогрессивного» ХХ-го века, все в России особенно быстро покатилось вниз по наклонной плоскости. А в 1905 г. по мудрому выражению одного из выдающихся наших миссионеров, была в сущности объявлена «свобода от совести». С Церковью и ее уставами в нашем обществе не только перестали считаться, но и над людьми, сохранявшими верность Церкви, стали насмехаться, как над «отсталыми». Эта тлетворная зараза затронула и наименее стойкие круги духовенства: в их среде появились такие «либеральные» течения, которые породили потом «Живую Церковь», дух коей дает себя знать еще до сих пор, даже здесь заграницей.    Одним словом, еще задолго до революции уже чувствовалось во всем «начало конца». Нужен был только сильный толчок, чтобы Россия покатилась в кровавую пропасть. И этот толчок сделан был большевиками.    Так неужели нам и теперь, после всего случившегося, картина чего столь ясна, надо жить прежними настроениями? Теми пагубными настроениями, которые так характерны были для русского предреволюционного общества, еще в царской России?    И продолжать отрекаться от высоких духовных ценностей нашего Св. Православия, презирать Церковь и ее спасительные уставы, «менять глубину и содержание духовной жизни на развлечения?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

4. Всем новокрещёным Нашим указом объявить, чтоб они в церковь святую к славословию Божию приходити неленостно, а наипаче во дни недельные и в господские и богородичные дванадесятые праздники и в высокоторжественные дни, також в некоторые и нарочитых святых, например: на Рождество Иоанна Крестителя, на день верховных апостол Петра и Павла и прочих. А во дни же великого поста у приходских своих священников исповедались и приобщались Святых Таин повсегодно, а с некрещёными от сообщения сколько возможно удалялись; а которые ж от бесстрашия, лености же и нерадения своего в церковь в вышеозначенные дни приходить не будут, на таковых вместо денежного штрафа полагать лёгкую церковную епитимью, например, велеть в церкви публично класть по несколько поклонов, и прочим тому подобным склонять по рассмотрению определённых к ним духовных персон, а особливо того усматривать над восприявшими веру христианского благочестия из магометанского народа, понеже оные, как упомянутый архимандрит Алексий представлял, во обычаях своих бывают весьма замёрзлы, и ко крещению никто из них по благоволению не придёт, разве ж кого привлечёт к тому какая нужда, а в которых деревнях между такими новокрещёными жить будут русские люди, тем накрепко приказывать, чтоб они на поступки тех новокрещёных, что касается до христианской веры и закона, накрепко смотрели, и ежели кого из новокрещёных усмотрят, что он поступает не так, как правоверному христианину надлежит, и в церковь Божию для моления в дванадесятые и господские праздники и в воскресные и в высокоторжественные дни не приходят, и магометанские обычаи содержат, таких вначале увещевать, дабы от того престали, а буде не послушают, тогда священникам того прихода объявлять, которым упомянутых новокрещёных от всякого суеверия и лености отвращать и к истинному пути христианского закона приводить и наставлять, а на непокорных оные епитимии налагать. А буде и по таком духовном наказании явятся непослушны, тогда вышеупомянутым архимандриту Сеченову и определённым для проповеди протопопам доносить, описывая все их непотребные и закону христианскому противные поступки, по которым их доношениям таких новокрещёных пути истинному научать. А буде по свидетельству явится великая вина, то церковным покаянием или другими по рассмотрению их штрафами штрафовать. Однако ж таких дел, что до новокрещёных иноверцев о вере и неисполнении христианского закона касаться будет, далее трёх дней отнюдь не продолжать и по приказному обычаю ничем их не завязывать, но всякое снисхождение, сколько возможно, им показывать, дабы чрез такие ласковые к ним поступки и наставление праведному и беспорочному житию прочим инородцам к восприятию христианского закона придать охоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неподвижный цикл начинается 1 сентября; фактически, это – гражданский календарь Рима и Византии. Ряд церковных праздников связан именно с этим циклом, определяемым солнечным календарем, и приходится ежегодно на одни и те же дни: большинство «великих», или дванадесятых, праздников 107 (Рождество Христово, Богоявление, Благовещение, Сретение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение), а также памяти святых и событий церковной истории. Помимо девяти поименованных «неподвижных» праздников в число дванадесятых входят также «подвижные»: Вход Господень в Иерусалим («Вербная или Цветоносная неделя»), Вознесение и Троица (Пятидесятница). Пасха (Воскресение Христово), как « праздников праздник» и «торжество торжеств», в это число не включается. Та часть Евангелия апракос, которая организована в соответствии с лунным календарем (т.е. включает евангельские чтения на литургиях дней подвижных церковных событий), получила название синаксарь. Та часть, которая связана с солнечным календарем (т.е. с неподвижными праздниками), именуется менологий, или месяцеслов. Для празднований, возникших после фиксации порядка евангельских чтений в VII в. и не получивших соответствующего литургического оформления, используются общие чтения – чтения, сформированные по аналогии, или сходству, празднуемых событий (например, общее чтение преподобным отцам, матерям, святителям и др.). Перечень евангельских чтений на утренних богослужениях воскресных дней (воскресные Евангелия) вместе с самими тестами (зачалами) помещается в Евангелиях апракос в виде отдельного приложения и называется столп Евангельских чтений. С IV в. существовали аналогичные рукописи Апостола (Праксапостолы, Πραξαπστολοι; в отечественном книжном обиходе такие собрания евангельских и апостольских чтений могли называться также Изборами) и собраний ветхозаветных чтений, используемых в литургической практике, – паримий (Паримийник, Паремейник или, по-гречески, Προφητολγιον – уже Златоуст советовал христианам прочитывать паримии дома, чтобы затем в церкви выслушать разумно пояснения к прочитанному тексту); в некоторых из них надписывались специальные просодийные знаки (σημδια) для чтения нараспев 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правило неточное в дванадесятые праздники оставляется; равно все Святки и Светлую Седмицу, с великого Пятка. В дванадесятые надобно разуметь и вечер под дванадесятый праздник; днем же их под дванадесятый можно исправлять. Каноны же в зимнее время можно читать, а в летнее некогда, ибо с вечера бывают бдения. Но при всем том надобно иметь духовный разум: с каким оное проходим, и смотреть, от делания сего какие плоды происходят; не полагаться на то только, что правило исполнила, по подобию той девы, о коей у св. Петра Дамаскина по 2-й книге в 9-м слове упоминается; и виною правила да не презрим долг любви к ближнему. К сему же прилично и св. Исаака Сирина слово: «Не за правила в день он истяжет нас Бог: но за то, что, через оставление правила, входят в нас скверныя мысли». Смущает тебя, что сестры ходят к вам на правило, из чего приемлют повод некоторые к составлению пустых клевет, а они в воспрещении сем тебя не слушают. Точно, не должно ближним подавать претыкания и соблазна оставлением церкви; положим, что, по немощи, собственно для себя читаете, не могущие идти в церковь , но могущие сестры должны церковь не оставлять; а паче когда они во множестве к вам стекаются; этого нельзя одобрить; можно допустить по две и не более трех. Ты пишешь, что другим будет это обидно: во избежание чего не мешает поочередно допустить им ходить; то это будет почти и не заметно и не молвисто. О сочинении про вас анекдотов будьте спокойны, да утешайтесь: Господь обещает блаженство, когда поносят нас правды ради ( Матф. 5:11 ); но горе и тому, егда рекут ecu ч еловецы добре ( Лук. 6:26 ). Ты сначала приняла клевету спокойно, но, может быть, с презрением их – «красны псы» – за то после и возмалодушествовала. Слова сказанные: «только вы берегитесь» – в каком тоне сказаны? Можно их сказать в предостерегательном, в сожалительном и в отвратительной; только лучше принять, в простоте сердца, в хорошую сторону, то не повредят. Не блазнись о том, что мать N. пожелала с тобою объясняться: может быть, не хочет ли сблизиться и не быть чуждою: а то, живя в одной обители, служа единому Богу и имея к нам грешным обе соотношение, находитесь по духу как чуждые. Когда вопрошает о высоких и превышающих твой разум, отвечай неведением, и не погрешишь: а что знаешь, скажи, подобно как о деньгах сказала, и не погрешила.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ежедневно призывая во храм Божий, Церковь Христова своим богослужением, близким уму и сердцу нашему, могущественно отрешает нас от мирских забот, шума и рассеяния ежедневной жизни, обновляет и укрепляет наше духовное общение и единение с Богом и ближними; воспитывает и приучает нас, в духе ее, сообразно дням Богослужения, ею соблюдаемым в продолжение недели и года, располагать нашим временем, делами и чувствованиями. Богослужебный храм для православного народа есть лучшее и постоянное училище христианской веры и жизни. Слыша ежедневный зов к Богослужению, и не только ежедневно, но и всякий день неоднократно бываемый, от всего сердца должны мы благодарить Бога, усыновившего нас Православной Церкви, непрестанно предстательствующей о нас и о всем мире, — приносящей свои молитвы и жертвы за нас и без нас, и восполняющей наши обязанности к Богу и ближним, и сколько можно чаще посещать храмы Божии. С Богослужением ежедневным Православная Церковь от времен апостольских соединила различные священные воспоминания во славу Божию в честь Святых, в освящение живущих и в память умерших; отчего произошли различные дни Богослужения в продолжение недели и года, как-то: праздники, дни постные, недели и дни седмицы. Праздники Все христианские праздники и дни богослужения Прав. Церкви обыкновенно разделяются на церковные и гражданские, на табельные и нетабельные, на общие и местные, преходящие и непреходящие, на Господни, Богородичны и святых. Праздники церковные. По началу установления своего праздники делятся на церковные и гражданские. Церковными можно назвать те праздники и дни богослужения, для которых началом установления служили события преимущественно церковные; таковы дни Господни, Богородичны, Святых и проч. Церковные праздники по важности воспоминаний делятся на великие, средние и малые. От этого зависит различие Божественной службы, совершаемой в праздники церковные, и знаков, которыми они отмечаются в Церковном Уставе и Святцах. Праздники церковные великие. Великие церковные праздники снова разделяются на три разряда: к первому принадлежит высочайший праздник христианства — Пасха, ко второму — дванадесятые, к третьему — великие не дванадесятые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010