Толкование, мягко говоря, нелепое. Автор так и не смог определиться, о чём он хочет рассказать читателю: о том, что было «в начале» или о состоянии материи «несколько миллиардов лет назад»? Согласно Священному Писанию, в начале был Бог, а материи не было (Быт. 1, 1; 2 Макк. 7, 28). Библейскую ли картину комментирует о. Александр? Почему он даже не упоминает о Творце всего « видимого и невидимого »? «...ДА БУДЕТ СВЕТ! Вот в пустоте небытия вспыхнуло пламя материи. Космический взрыв неописуемой силы вывел ее из первичного состояния. Из его центра развернулось пространство как исполинская сфера, в ней пронеслись массы раскаленного вещества, с каждой секундой увеличивая скорость своего полета. Это произошло несколько миллиардов лет назад...» Вообще-то, по Библии, над первоначально созданной землёй была тьма и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1, 2). В описании о. Александра Меня нет ни земли, ни Святого Духа. Только «взрыв неописуемой силы»... Зато материи до взрыва приписано наличие какого-то «первичного состояния». Таким образом, речь идёт явно не о сотворении из ничего , а о создании из первичного вещества. «...Галактики, звезды, планеты, наша Земля... Сотни миллионов лет проносилась она по предначертанному пути в мipoboм пространстве, совершая свой неустанный бег вокруг Солнца. Миллионы лет она была безжизненным камнем, затерявшимся в пустынях космоса. Но ее ждала необычайная судьба - стать островом Жизни и очагом Разума...» Опять неувязка с Книгой Бытия. Солнце появилось на четвёртый день (Быт. 1, 6), то есть после создания нашей планеты. Земля никак не могла три дня «совершать свой неустанный бег» вокруг несуществующего (не созданного пока ещё) небесного тела - тем более, не могла она делать это в течение «сотен миллионов лет». Но главное отличие заключается в том, что, согласно Библии, прежде создания Солнца и Луны Земля не была «безжизненным камнем», на ней уже цвели и плодоносили все зелёные растения (Быт. 1, 11). Святитель Василий Великий: «Всему предшествовали небо и земля; после них сотворён свет, различены ночь и день; потом опять твердь и явление суши; потом вода совокуплена в постоянное и определённое собрание; земля исполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны ещё не было, дабы неведущие Бога не именовали солнце начальником и отцом света, и не почитали его зиждителем земных произрастаний» с. 87].

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/29/...

Но каким образом могу во всей подробности рассмотреть красоту моря, в какой явилось оно очам Творца? Если море прекрасно и достойно похвалы пред Богом, то не гораздо ли прекраснее собрание такой Церкви, в которой, подобно волне ударяющейся в берег, совокупный глас мужей, жен и младенцев воссылается к Богу в наших к Нему молитвах? Глубокая тишина хранит ее незыблемою, потому что лукавые духи не возмогли возмутить ее еретическими учениями. Будьте же достойны благословения Господня, соблюв, сколько возможно, благолепнее сие благочиние, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. 5–ая беседа. О прозябениях земли «И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду, и древо плодовитое, творящее плод по роду, емуже семя его о нем» (Быт. 1, 11). После того как земля, сложив с себя бремя воды, успокоилась, весьма прилично ей дано повеление произращать сперва траву, потом дерева, что, как видим, совершается еще и ныне. Ибо тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды. «Да прорастит земля». В происхождении растений первое есть появление ростка, потом, когда ростки несколько поднимутся, является «былие» , а потом, увеличиваясь, оно делается травою, при постепенном развитии растения и приближении его к совершенству, то есть к осеменению. Ибо зеленение и созревание во всех одинаково. «Да прорастит земля былие травное». Земля сама собою должна произвести прозябение, не имея нужды ни в каком постороннем содействии. Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему, если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно по бытию позднее травы и зелени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Воды под твердью – это те обычные земные воды, которые в третий день были собраны в моря. Третий день. «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так» ( Быт.1:9 ) – здесь уже речь о нашей планете. В третий день она получила свое завершение. Свт. Василий Великий отмечает, что именно в третий день творения повелением Божиим вода получила способность стекать вниз: «Теперь она везде растекается, непостоянна, по природе стремится в покатые и вогнутые места; но какую силу имела она, прежде чем, вследствие этого повеления, произошло в ней такое стремление к движению, этого сам ты не знаешь и не можешь слышать от какого-либо очевидца». По толкованию прп. Ефрема Сирина , в этот день изменился и рельеф земли. Воды, послушные гласу Творца, отделяются от земли, собираются в собрание едино, и этим как бы «снимаются завесы, чтобы открылась земля, дотоле невидимая» (свт. Василий Великий ). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя... дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод» ( Быт.1:11 ). Это первое повеление Бога явиться жизни на Земле, в ее простейшей растительной форме. Дотоле безжизненная планета зазеленела и зашумела могучей растительностью. Но это был еще мертвый лес: без животных, птиц и насекомых. Растения не имеют души и наделены лишь способностью питаться и расти (свт. Василий Великий ). Отцы Церкви в целях борьбы с языческим поклонением Солнцу, как источнику плодородия, использовали тот факт, что растения, согласно Библии, появились на земле раньше Солнца. Свт. Василий Великий пишет: «Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно, по бытию, позднее травы и зелени».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Но каким образом могу во всей подробности рассмотреть красоту моря, в какой явилось оно очам Творца? Если море прекрасно и достойно похвалы пред Богом, то не гораздо ли прекраснее собрание такой Церкви, в которой, подобно волне, ударяющейся в берег, совокупный глас мужей, жен и младенцев воссылается к Богу в наших к Нему молитвах? Глубокая тишина хранит ее незыблемою, потому что лукавые духи не возмогли возмутить ее еретическими учениями. Будьте же достойны благословения Господня, исполнив сколько возможно благолепнее это благочиние, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Беседа 5. О прозябениях земли И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду, и древо плодовитое, творящее плод по роду, ему же семя его в нем ( Быт.1:11 ). После того как земля, сложив с себя бремя воды, успокоилась весьма прилично, ей дано повеление произращать сперва траву, потом дерева, что, как видим, совершается еще и ныне. Ибо тогдашний глагол и первое это повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды. Да прорастит земля. В происхождении растений первое есть появление ростка; потом, когда ростки несколько поднимутся, является былие 28 ; a потом, увеличиваясь, оно делается травою, при постепенном развитии растения и приближении его к совершенству, то есть к осеменению. Ибо зеленение и созревание во всех одинаково. Да прорастит земля былие травное. Земля сама собою должна произвести прозябение, не имея нужды ни в каком постороннем содействии. Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающиеся перестали поклоняться солнцу и признавать, будто оно дает причину жизни. Поэтому если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно по бытию позднее травы и зелени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Свидетельство св. Германа († ок. 730), патриарха Константинопольского (в «Толковании на литургию»), следующее: На литургии «иерей возвещает Богу Отцу Христова вочеловечения таинство от рождества до второго Его пришествия и паки тайноводствует и умоляет паки совершити таинство Сына Его, рекше претворити самый хлеб и вино в тело и кровь Христа Бога. Тем же Святый Дух, благоволением Отца и волею Сына, невидимо присутствуя, показует божественное действо и рукою иереевой прилечатствует и прелагает и совершает предлежащие св. дары в тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа» 34 . Св. Иоанн Дамаскин († ок. 780), для акта пресуществления даров, вместе с словами Христовыми, считает столь необходимым молитвенное призывание Святаго Духа на дары, как необходим дождь для осуществления сказанных в начале Богом слов: «да произрастит земля зелень» ( Быт.1:11 ). «Бог сказал в начале: «да произрастит земля зелень», и земля, возбуждаемая и укрепляемая Божиим повелением, будучи даже доныне орошаема дождем, производит свои прозябения. Так и здесь Бог сказал: «сие есть тело Мое; сие есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминание; – и по Его всесильному повелению так бывает, и будет до того времени, когда приидет; ибо так сказано: «доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). И для сего нового делания, чрез призывание, делается дождем осеняющая сила Святаго Духа» 35 . Св. Никифор († 828), патриарх Константинопольский, говорит: «Хлеб и вино и вода преестественно призыванием иерействующего и наитием Святаго Духа прелагаются в тело и кровь Христову, ибо это имеет и прошение иереево» 36 . Николай Кавасила († 1354), митрополит Фессалоникийский, (в «Толковании литургии»), пишет: «Но внегда речет священник: твоя от твоих, приклонив главу, молится и просит, применяя к предлежащим дарам божественные изречения единородного Сына Божия, Спасителя нашего, чтобы всесвятый и всесильный Дух, почив на них, преложил хлеб в самое честное Его и святое тело, вино же – в самую пречистую Его и святую кровь. Сим же реченным, все священнодействие совершается и совершися, и дары освятишася, и жертва освятися» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Библия так повествует о создании растений: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень И произвела земля зелень» (Быт. 1:11-12). Здесь идет речь о соучастии сил природы в божественном акте, итогом которого стало появление травы и деревьев. Бог не непосредственно творит растения, а велит земле произвести их, являя дарованную ей творческую способность. Свт. Василий Великий говорит, что эти «глагол и повеление сделались естественным законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать» . Сказанное о земле можно отнести и к водной стихии (Быт. 1:20-21). Т. е. «самодвижность» и способность соучаствовать в творении жизни была дарована Богом неживой природе в целом. Растения в Шестодневе названы «сеющими семя» и «приносящими плод», в чем видно указание на то, что их естество также получило автономную творческую силу. По словам прп. Иоанна Дамаскина, Создатель вложил в них потенцию «расти, питаться, производить семена или рождать себе подобных» . То же самое можно сказать и о естестве рыб, пресмыкающихся, птиц, животных и людей, получившим от Бога благословение «плодиться и размножаться» (Быт. 1:22, 28). То есть обо всей живой природе. Впрочем, в Библии встречаются утверждения, что Бог лично произращает растения (Пс. 103:14,16, Лк. 12:27-28) и создает ребенка в утробе матери (Пс. 138:13, Иов 10:10-12). Как их можно понять? Во-первых, в основе каждого из этих процессов — повеление Творца, изреченное в один из дней творения. Во вторых, Своим Промыслом Он поддерживает в действии природные силы и способности, данные Им Своим созданиям в первичном творческом акте. В-третьих, никто из приходящих в бытие не лишен Его попечения. Итак, с библейской точки зрения творению присуща творческая автономность в рамках установленных Творцом законов, благодаря чему материя может соучаствовать в Его творческих актах. Что справедливо в отношении Творения, должно быть справедливо и в отношении Промысла: вселенной нет необходимости быть жестко детерминированной Свыше, развивающейся по строгой программе. В мироздании есть место для свободы, на природном уровне проявляющей себя как хаос, неопределенность и случай. По словам Хота, спонтанность «вполне созвучна с таким представлением о божественной благодати, когда Бог “позволяет” миру быть таким по своему выбору» . Библеист Герд Тайсен наглядно раскрывает суть этого вопроса применительно к сотворению живых существ: «В случайности может таиться надежда. Исход бросания игрового кубика зависит от случая. Однако если мы знаем, что одной из сторон кубика является “шестерка”, то мы продолжаем надеяться, что она-то нам и выпадет Это всего лишь вопрос времени, и шестерка обязательно выпадет Возникновение жизни — это “попадание в десятку”, и то же самое можно сказать о развитии нервной системы или вообще о возникновении человека» .

http://bogoslov.ru/article/6026071

Предметами творения третьего дня являются, во-первых, разделение вод и суши, а во-вторых – постепенное формирование растительного мира: лишайников, травы, кустарников и деревьев. Согласное мнение святых отцов о третьем дне творения выражает преподобный Иоанн Дамаскин : «Когдаже Бог повелел, произошли вместилища вод, и тогда возникли горы и земля, по Божественному повелению, приняла свое украшение – всякие злаки и растения, в которые Божественное повеление вложило и силу, способствующую возрастанию, и силу, питающую и заключающую в себе семя, то есть способную к рождению подобного каждому из них» 11 . Четвертый день (Быт. 1:14 – 19) Предмет творения четвертого дня – светила небесные, предназначенные, во-первых, для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днем и ночью. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить знамениями (ср.: Быт. 1:14 ), то есть указателями тех или других естественных явлений и перемен в природе (см.: Мф. 16: 2 – 3 ), свидетельствовать о присносущей силе и Божестве Творца (см.: Рим. 1:19 – 20 ) и быть знамениями необычайных событий в роде человеческом (см.: Деян. 2:19 –20 ; Мф. 2:9; 24:29–30 ; Лк. 21:6 – 25 ). В-третьих, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды и времена года. Отсутствие в библейском тексте наименований этих светил и придание им чисто функционального значения было обусловлено желанием бытописателя избежать всякого намека на их обожествление. В этом же святитель Василий Великий видит и причину столь позднего упоминания об этих светилах: «Но солнца и луны еще не было, дабы не ведущие Бога не именовали солнца начальником и отцом света и не почитали его зиждителем произрастаний. Поэтому настал четвертый день, и тогда сказал Бог: да будут светила на тверди небесной ( Быт. 1:14 ) " 12 Аллегорическое истолкование третьего дня творения дает епископ Феофил Антиохийский : «Солнце есть образ Бога, а луна – человека. Если первое пребывает как бы неизменным и всегда совершенным, то луна «каждый месяц умаляется и как бы умирает» 13 , потом вновь нарождается, символизируя будущее воскресение. Светила светлые и блестящие – образы пророков, менее светлые – праведников, блуждающие и падающие – образ нечестивых и богоотступников». 14 Пятый день (Быт. 1:20 – 23)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

В IV веке святой Василий Великий очень похоже писал о возникновении мира: «Представь себе, что по малому речению холодная и бесплодная земля вдруг приближается ко времени рождения, и как бы сбросив с себя печальную и грустную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством и производит на свет тысячи растений». Оба текста полагают, что читатель помнит исходный библейский стих: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое. И произвела земля…» (Быт.1,11). Здесь нет ни опаринского мертвого и бессмысленного «бульона», который в некоей случайной катастрофе выплевывает из себя жизнь; нет и недвижной, творчески бездарной материи Платона, могущей лишь страдать в руках Демиурга, но бессильной самой что-либо предпринимать. Здесь радостный диалог: на «Fiat!» («Да будет!») Творца весь мир откликается творческим усилием. Современный космолог в этой связи не прочь поговорить о «направленной эволюции» и «антропном факторе»… Церковь говорит — о поэзии. Именно так называется Бог в «Символе веры»: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли»… «Творец» в греческом оригинале — «Поэтос»… И в молитве на Великом Водосвятии о возникновении мира говорится — «Ты, Господи, от четырех стихий всю тварь сочинивый». Да и в самом деле — что еще можно сделать со «стихиями», именование которых все же происходит от греческого глагола «стихэо» (идти рядами, сопрягать ряды; «чины» — по славянски), как не со-чинять. В отличие от русского понимания «стихийности» для греческого уха в «стихии» слышалась гармония, стройность и созвучность того «космоса», отголосок которого дошел да нашей «косметики». Библия не говорит — откуда в нашем мире появилось зло. Восстание и падение гордого ангела Денницы не описаны. Человек приходит в мир, который еще добр, но в который уже прокралось зло. Само зло не живет — оно паразитирует на жизни и добре. Так и Колдунья отнюдь не создается песней Аслана, а в Нарнию она попадает некоторым паразитическим способом — ухватившись за детей. В Библии лишь подговорив людей, зло получает власть во вселенной; в Нарнии Колдунья тоже делает людей своими соучастниками… И Эдемский сад, и древо познания также узнаваемы у Льюиса.

http://pravmir.ru/zakon-bozhij-i-xroniki...

Что зна­чит: «по высоте Твоей»? Иначе сказать: Ты сделал подобными Тебе, сколько возможно для человека быть подобным Тебе. «Сотворим человека, сказал Господь, по образу нашему и по по­добию» (Быт.1:26). Что Он на небе, то мы на земле; и как на небе нет никого выше Его, так на земле нет существа, по­добного человеку по достоинству. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Даже имя свое Он сообщил нам: «Я сказал: вы — боги и все — сыны Вышнего» (Пс.81:6); и еще: «Я поставил тебя Богом фараону» (Исх.7:1). Он сделал человека даже создателем телесного и бестелесного. Так Моисей претворил одну стихию, а другие — другие стихии; нам же Он повелел созидать самих себя в храм Ему. Хотя ты не созидаешь неба, но созидаешь храм Богу. И самое небо славно потому, что в нем обитает Бог; тем более мы — чрез Христа; «и воскресил с Ним, говорит апостол, и посадил на небесах» (Еф.2:6). Он дал нам власть творить больше, нежели Он сам творил: знамения, говорит он, «которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:12). И в ветхом завете один изменил течение моря (Исх.14:21), другой удержал солнце и повелел остановиться луне (Нав.10:13), третий возвратил назад солнечные лучи (4Цар.20:11); отроки в печи удержали силу огненной стихии и неистовый пламень бездействовал и стонал, как связанный (Дан.3:49-50); и звери умели почитать друзей Божиих, и, не­смотря на мучивший их голод, оставались благоразумными (Дан.6:22). Да постыдятся чревоугодники такого воздержания зверей! Львы увидели Даниила и сделались благоразумными; а мы, видя Сына Божия грядущим к нам, не делаемся благо­разумными. Они решились лучше умереть с голоду, нежели коснуться тела святого; а мы, видя Христа обнаженным и изнемогающим от голода, не уделяем даже от избытков своих, но, живя в изобилии, презираем святых. Другому другу Божию земля произрастила из собственных недр свои дары с таким плодородием, с каким прежде не произра­щала никогда (Иов.42:10). И удивительно ли, что они сами были почитаемы, когда их одежды и тени были страшны для бесов, смерти и болезни (Деян.5:15; Деян.19:12)? Даже ангелы уважали таких людей и оказывали им особенную честь (Быт.18:5; Быт.19:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Приношение, – говорит он, – есть то же самое, которое Христос преподал ученикам своим и которое ныне совершают священники... Ибо как слова, изреченные Богом, суть те же самые, которые и ныне произносит священник, так и приношение есть то же самое». Тот же св. отец и учитель церкви 45 слова Христовы, изреченные на тайной вечери и произносимые священником на литургии, сравнивает со словами Творца, изреченными Адаму и Еве в раю. «Как оный глас, говорящий: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.1:28 ), однажды изречен, а во всякое время природе нашей дает на деле силу к детотворению, так и сей глас, однажды изреченный, на каждой трапезе в церквах, с того времени и доныне и до пришествия Его совершает приготовленную жертву». Николай Кавасила , митрополит Фессалоникийский, развивая намеченную св. Златоустом параллель между благословением Творца: «плодитесь и размножайтесь» и словами Христовыми: «сие есть тело Мое» и «сие есть кровь Моя», рассуждает так: как благословение Творца действует в размножении рода человеческого не непосредственно, но посредством брака и полового сношения, так и для действия слов Христовых на литургии в пресуществлении даров к ним должно присоединиться священническое призывание Святаго Духа на дары 46 . 3) Св. Иоанн Дамаскин 47 слова, изреченные Спасителем при установлении таинства евхаристии, и повторяемые священником на литургии, сравнивает с словами, сказанными Богом в начале, при сотворении мира. «Как в начале Бог сказал: да произрастит земля зелень ( Быт.1:11 ) и земля, возбуждаемая и укрепляемая Божиим повелением, будучи даже доныне орошаема дождем, производит свои прозябения. Так и здесь Бог сказал: сие есть тело Мое; сие есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминание; – и, по Его всесильному повелению, так бывает и будет до того времени, когда приидет: ибо сказано: доколе Он приидет ( 1Кор.11:26 ). 4) Николай Кавасила , митрополит Фессалоникийский, признавал совершительную силу слов Христовых в связи с молитвой священника о преложении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010