Глава III    Ведь одно дело возвышенно мыслить о Боге, что Он легко может свершить все разом, и совсем иное — таким же образом мыслить и о человеке. Разве нам неизвестно, что человек способен произносить слова только во времени? Поэтому, когда мы читаем о том, что он давал имена животным, затем — жене, а потом еще сказал: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2.24), мы не можем не понять, что коль скоро даже произнесение двух слогов требует определенного промежутка времени, то все эти именования и речи никак не могли происходить вне времени, когда все создавалось разом. Выходит, что или (творение) происходило не разом, а в течение времени, или день тот, первоначально сотворенный не духовной, а телесной субстанцией, производил утро и вечер, уж и не знаю чем, то ли каким-то особым круговращением, то ли — расширением и сокращением, или же, если все наши вышеприведенные доводы способны убедить, что под днем понимается первоначально созданный в высшей области умный свет, т. е. день духовный, присутствие коего имело место при создании вещей в шестеричное число в форме упорядоченного познания, то несомненно, что сказанное о сотворении человека из праха земного и об образовании его жены из ребра относится не к тому творческому акту, коим все было сотворено разом и по свершению которого Бог почил, а к тому, которое совершается в течение веков и которое Бог и поныне делает.    К тому же и сами слова, в которых повествуется о том, как Бог насадил рай, как поместил в нем человека, как привел к нему животных, чтобы он нарек им имена, как, когда среди тварей не нашлось достойного помощника, из вынутого из него ребра образовал ему жену, достаточно убеждают нас в том, что все это никак не может относиться к тому действию, от которого Бог почил в день седьмой, а скорее относится к тому, которое Бог делает и поныне. В самом деле, о насаждении рая говорится так: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт 2:8-9). Итак, поскольку сказано: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», ясно, что это произошло не так, как когда сказал Бог в третий день: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое» (Быт 1:11), ибо в третий день все это было создано в возможности и причинно, здесь же — видимым образом, актуально, т. е. во времени, в котором Бог и поныне делает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12 . «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ). Следовательно, согласно сказанному выше, Бог желает, чтобы человек, описанный нами, владычествовал над ранее сотворенными зверями, скотами, птицами, гадами, пресмыкающимися по земле и всеми прочими тварями. Мы объяснили, как следует это понимать аллегорически, когда сказали, что воде, то есть человеческому уму, было велено произвести духовное, а земле – плотское, чтобы ум мог управлять им, а не оно – умом, ибо Бог хочет, чтобы человек, величайшее «произведение» Бога, для которого был создан весь мир, не только остался не запятнан плотским и не был порабощен им, но и господствовал над ним. Но теперь давайте посмотрим, каким видом живого существа, согласно этим словам Писания, является человек. Все прочие творения были созданы по велению Бога, как сказано в Писании: «И сказал Бог: да будет твердь» ( Быт.1:6 ). «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша» ( Быт.1:9 ). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень» ( Быт.1:11 ). Также Писание говорит и о прочем. Но давайте посмотрим, что представляет собой созданное Самим Богом, и при этом обратим внимание на то, какое величие подобает человеку. «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Подобным же образом в Писании сказано: «И создал Бог два светила великие» ( Быт.1:16 ). И еще: «Сотворим человека» ( Быт.1:26 ). Деяния Самого Бога относятся только к этому и ни к чему другому. Сам Бог создал лишь небо и землю, солнце, луну и звезды и теперь – человека, а все прочее, как сказано, было сотворено по Его велению. Уразумей из этого, сколь возвеличен человек: он создан равным таким важнейшим стихиям, носит на себе славу небес, и по этой причине обещано ему «Царство небесное». Имеет он и славу земли, так как надеется войти «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» ( Исх.3:8; 33:3 ). Он облечен в славу солнца и луны, ибо обещано ему, что воссияет он, «как солнце в Царстве Отца» ( Мф.13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Во-вторых, мы должны понимать, что существуют различные методы экзегезы, или толкования, Ветхого Завета, которые не исключают, а дополняют друг друга: метод аллегорического толкования, метод буквального толкования, нравственно-гомилетическое толкование, типологический, или прообразовательный, метод, историко-литературно-критический метод, или библейская критика. Поэтому не стоит толкование «Шестоднева» ограничивать только одним методом экзегезы. Втретьих, «Шестоднев» написан в жанре мифа. Прежде чем испугаться этого страшного для верующего человека слова, попытаемся понять, что миф – это не вымысел, а особая форма изложения сакральной реальности. Термин «миф» не надлежит отождествлять с «легендой» . Миф – это предание, передающее особым образным, символическим языком сакральный смысл фундаментальных событий. Миф отражает не просто то, что было, но то, что существенно, сакрально. «Шестоднев» нам раскрывает важнейшие истины. Мир был сотворен Богом: «…сотворил Бог…». Вместе с миром сотворено само время – как последовательность событий: «В начале сотворил…» ( Быт.1:1 ). Мир можно разделить на духовный (небо) и материальный (землю): «…сотворил Бог небо и землю…» ( Быт.1:1 ). Само творение было призвано Богом участвовать в творческом процессе. Природа созидала по данным Творцом законам, реализуя заложенные потенции: «И сказал Бог: да произрастит земля…» ( Быт.1:11 ). Мир творился от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Этот процесс разделен на шесть периодов, отличающихся друг от друга принципиальной новизной. Все в сотворенном мире было совершенно и наполнено глубоким смыслом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1:31 ). Мы различаем целесообразность внутреннюю, или имманентную (приспособленность друг к другу внутренних частей организма), и внешнюю, или относительную (цель вне данного существа, например, бытие духовно-разумных существ, лежащее вне того или иного космического объекта). Высшая ступень природы – человек, и в нем конечная цель природного бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… и сказал им Бог: …и владычествуйте…» ( Быт.1:27 ). Человек был создан Богом непосредственно и особым образом: «…сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Но как в природе существуют и действуют законы, данные ей Богом? В Библии об этом сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), т. е. сотворил невидимый мир – небо – мир ангельских духов, и землю – материю. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:3 ). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его… И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи… И да будут они светилами на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» ( Быт.1:11–15 ). «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» ( Быт.1:20 ). Из этих повествований Библии мы видим, что Бог вначале сотворил все из ничего, и этому всему, т. е. сотворенной материи, повелевал – давал законы – произвести другое. Сотворенная природа по Слову Божию, т. е. по закону, данному ей Богом, производила светила, земля и вода производили живые существа. И только после сотворения Вселенной и живой природы, Господь Бог уже не через повеление природе, а непосредственно Сам творит человека – его тело и душу живую, т. е. вечную. Но это не означает, что оно изначально сотворено смертным. Человек был сотворен для жизни вечной вместе с телом. Но грех, совершенный первыми людьми, внес свои изменения в жизнь человека и сделал тело его смертным. Человеку была дана заповедь не грешить. Человек же избрал жизнь по греху, ему было заповедано: «от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Итак, смерть вошла в человека через грех. Смерти предшествуют болезни и страдания. Болезни и страдания непосредственно или опосредованно связаны с грехом. Грехи, греховность, или греховный образ жизни – состояние души. Душа (дух) животворит тело. Пока душа соединена с телом, тело живет. Господь Иисус Христос сказал: «Дух животворит, плоть же не пользует нимало». Дух животворит тело, т. е. делает его живым. Душа грешная не может нормально животворить плоть. Грех – болезнь души. Больная душа делает больным и тело. И неправильно людское выражение, будто «здоровый дух в здоровом теле». Не здоровое тело делает здоровой душу. Тела Адама и Евы были здоровыми, но грех, т. е. нездоровое состояние души, сделал больными и смертными их тела. Таким образом, первоначально болезни и смерть связаны с грехом. Однако отношения души и тела являются более сложными.

http://azbyka.ru/zdorovie/grex-bolezn-is...

Глава IV    Но что означают последующие слова: «В то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» (Быт. 2:4-5)? Не заслуживает ли особого исследования вопрос, где именно Бог создал (кустарник и траву) прежде, чем они выросли на земле? Ведь если бы этих слов не было, многие бы решили, что Господь создал их уже выросшими; теперь же всем верующим понятно, что они были сотворены прежде, чем выросли, но непонятно — где.    Итак, что же нам сказать? Разве то, что все, прежде чем оно явилось на земле, сотворено, как полагали иные, в самом Слове Бога? Но если все это было сотворено таким образом, то это произошло еще до сотворения дня; но Писание ясно говорит: «В то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла». Но если «в то время», т. е. после появления дня, то, значит, не в Слове, которое совечно Отцу до всякого дня. Ведь то, что существует в Слове Бога прежде всякой твари, конечно же, не сотворено, (кустарник же и трава) — сотворены, причем уже тогда, когда явился день, как о том свидетельствуют слова Писания.    Так где же они были (сотворены)? Не в самой ли земле, причинно и идеально, подобно тому, как все заключается уже в семенах, прежде чем в определенные сроки обнаруживает себя в зародышах и видах? Но те семена, которые мы видим теперь, существуют уже на земле, уже выросли; а не были ли они прежде не на земле, но внутри земли, и потому-то и были сотворены раньше, чем вышли из земли, ибо вышли из земли они уже после того, как проросли и вышли наружу? А сотворены были эти семена не тогда ли, когда явился день? И не заключались ли в них полевой кустарник и полевая трава не в своем нынешнем виде, а в своей потенции, по которой они существуют в идеях семян? Но тогда изначально семена были произведены землею. А Писание говорит совсем иначе: «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его» (Быт. 1:12). Из этих слов явствует, что семена произошли от трав и деревьев, трава же и деревья — не из семян, а из земли; да и слова Господа передают тот же смысл: ибо Он не говорит: «Да произрастят в земле семена...», но: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя... И стало так, и произвела земля» (Быт. 1:11), т. е. сперва явилось так в познании того дня, а потом уже все это произвела земля, так что оно произошло в самой той твари, которая была создана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Священное Писание раскрывает взору читателя величественную картину замысла Творца. Мир имеет начало. В начале сотворил Бог небо и землю; Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною ( Быт.1:1: 2 ). Бог есть до создания мира (искони) и человека, все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Бытие, жизнь и все, что наполняет ее, сотворены, и ничего не могло войти в существование вопреки воле Божией. «Бог сотворил из небытия бытие, из невидимого видимое, из несущего сущее», – поясняется в христианском вероучении 4 . Творец дал всему органическому и растительному миру свободу роста и развития, пользования своими силами и использования окружающей среды, каждому в мере, соответствующей его природе и его организации. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду... и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле ( Быт.1:11 ) Да произведет земля душу живую ( Быт.1:24 ). Повеление сие соблюлось в земле, и она не перестает служить Создателю», – пишет святитель Василий Великий (ок. 330–379) 5 . Мир, в котором живет и действует человек, законы, открываемые человеком, держатся Словом Божиим. Возникнув раз по Слову Его, по Его повелению, растения дают плоды, распускаются цветы, всходит трава. От Его Слова зависит плодородие земли, питающей человека. При этом разнообразный мир не сложен из обособленных независимых кусков, а связан в единую гармонию в каждой части своей, имея границы по Слову Создателя: Все реки текут в море, но море не переполняется ( Еккл.1:7 ). Ничего нет, сотворенного напрасно, избыточествующего сверх необходимого, каждая часть творения выполняет положенный ей закон, и нет недостатка в чем-либо нужном. Бог держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных 6 . Мир, созданный Богом, прекрасен: увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( Быт.1:31 ). Христианское вероучение утверждает, что, после шести дней творения, Господь продолжает печься о мире в каждое мгновение и в каждом месте его. По Слову Его все продолжает исполняться с момента возникновения. Не только в начальных, но и во всех периодах своего существования мир зависит от Бога. Промыслом Божьим живет весь живой мир во всех его подробностях, так и все люди и судьбы их 7 . В сотворении мира Богом наблюдается исключительный порядок и план. Все части мира взаимосвязаны великим множеством нитей, и каждая часть влияет на другие части, а также и на человека порою недоступным нашему разуму образом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Если проанализировать еврейский, т.е. подлинный текст первой главы книги Бытия, то " душу животных пресмыкающихся " , читаемое " церец нейем гайо " , надо понимать как создание самых низших животных. Церец (царец – ползать, кишеть) обозначает нечто ползающее и кишащее, т.е. множество чего-то маленького, как черви и подобное. Пророк начинает описание живых существ прямо с рыб больших: " И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее " (Быт. 1, 21). Короткими сжатыми фразами говорит он и о шестом дне, как дне появления зверей и животных. Не удивительно, что ничего не сказано о мелких обитателях моря Кембрия и Силура, двоякодышащих рыбах Девона и Карбона, а также о гигантских насекомых Каменноугольного периода (Карбона), о которых Моисей вовсе не упоминает в своем повествовании; все это пропущено, ибо у него не было цели писать научный трактат о происхождении видов, он дает только общие вехи развития животного мира, чтобы человек с его Божественным разумом сам постиг в свое время все подробности прошлого Земли и помнил бы, что только Бог мог открыть Моисею эту тайну, сокрытую до времени в недрах Земли. Третий день творения И собралась вода, которая под небом, в свои места, и явилась суша. (Быт. 1, 9) И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее и дерево, в котором семя по роду его на земле. И был вечер, и было утро, – день третий. (Быт. 1, 12-13) Особенность библейского повествования о третьем дне творения заключается в том, что творение в этот день совершается двумя творческими актами Божиими. Первый акт относится к разделению земли на сушу и моря (океаны). " И сказал Бог: Да соберется вода, которая под небом (т.е. водяные пары облака) в одно место (т.е. в океаны), и да явится суша " (Быт. 1, 9). Второй творческий акт относится к появлению на Земле растительного мира. И сказал Бог: " Да произрастит земля зелень, траву и дерево, и стало так " (Быт. 1, 11). К первому творческому акту относится Архейская эра земли, а ко второму ранний Палеозой, т.е. Кембрий, Силур и Девон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   VII. «Не из сущности Божией тварь произошла, учит св. Иоанн Дамаскин, а волею и силою Божиею приведена из небытия в бытие... Рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, равное ему по сущности; творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит вне, а не из сущности творящего и созидающего, и без всякого сомнения не есть подобно ему по сущности» (De fid. ormhodox. lib. 1. с. 18).   64. О сотворении мира    В начале Бог сотворил небо и землю неустроенную и потом дал всему вид, устройство, место, меру. Прежде всего для неба и земли нужен свет, без которого ничего не может существовать и действовать. И вот, Бог сказал: да будет свет (Быт. I:3). И свет явился. Бог назвал свет днем, а темноту – ночью. С этого времени началось и время, начали чередоваться дни и ночи. Это первое появление света и составляет первый день.    Свет был, но ни земли, ни тверди небесной не было еще видно, они еще не были отделены друг от друга; и живым существам еще нельзя было жить и дышать, двигаться и действовать. И вот, Бог сказал: да будет твердь (Быт. I:6), и твердь тотчас явилась: первозданное вещество мира разделилось на множество тел небесных, которые твердо держатся в пространствах звездного неба; сделалось пространство воздушное между небом и землею, раскинулся, как шатер, этот круглый свод небесный, открылось это видимое небо, и начали плавать облака, эти воздушные воды. Так прошел второй день творения.    Пространство между небом и землею было открыто, свод небесный был устроен, воды воздушные были на своих местах. Но земля была еще не готова, на ней еще не было никаких растений, и она была покрыта вся водою. Живым существам, значит, негде было еще жить и мечем было питаться. И вот, Бог сказал: да соберутся воды на земле в одно место, и да явится суша, и да произрастит земля (Быт. 1:7 – 11). И вода тотчас собралась в моря и озера, потекли реки, и явилась суша, и выросли деревья, зазеленела трава, распустились цветы. Так прошел третий день творения. Земля украсилась. Но небесная твердь была еще без украшения; солнце еще не светило на землю; луны и звезд еще не было видно на ней. И вот, Бог сказал да будут светила на тверди небесной (— I, 14). И засветило солнце, заблистали луна и звезды. Так прошел четвертый день творения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Манера повергать воображаемых противников воображаемой силой воображаемых аргументов сильно попахивает фрейдизмом. А что, если предположить другой сценарий развития воображаемого диалога Э. и К.? Вдруг креационист неожиданно ответит эволюционисту словами Священного Писания: И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду на земле. (Быт. 1, 11-12) И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И стало так. (Быт. 1, 20) И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1, 24) Алексей Владимирович! Неужели до сих пор Вы этого не читали? Великий Исаак Ньютон девизом своим имел: «Гипотез не измышляю» ( лат. - Hypotheses non fingo ). Поэтому его труды актуальны и по сей день. Что же мы увидим, если возьмём любой справочник по истории науки и посмотрим статьи, посвящённые «успехам теории эволюции», которыми умиляется А.В.Гоманьков? Каждая из них заканчивается примерно такой эпитафией: «Теория не подтвердилась, но автор внёс значительный вклад в дело торжества эволюционизма» . Это касается и гипотезы Бюффона о происхождения земли, и космогонической гипотезы Канта-Лапласа, и эволюционной теории Ламарка, и теории происхождения видов от других видов Жоффруа Сент-Илера, и теории самого Дарвина, и якобы «открытого» Геккелем филогенетического «закона», и трудов незабвенных классиков Маркса и Энгельса, и фантазий Тейяра де Шардена, вместе с фальсифицированным им «пилтсдаунским человеком» и т.д. и т.п. Этому ли призывает нас поклониться доктор Гоманьков со страниц православного журнала? Нельзя, впрочем, сказать, что перечисленные учёные были бездарями. Им принадлежит и много ценных научных трудов. Но, ни один из их трудов, сохраняющий и поныне научную ценность, не был основан на эволюционизме ! Зато все опусы на тему торжества эволюции доставляли скандальную славу своим авторам и вскоре были отправляемы на кладбище истории.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/31/...

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт 1.11-13). Тут заслуживает внимания следующее: травы и деревья суть творения, отличные от вида воды и земли, поэтому они не могли остаться в этих стихиях и о них было особо изречено Богом, чтобы они вышли из земли; словами: «И стало так» подтверждено, что именно так и случилось, а словами: «И увидел Бог, что это хорошо» закреплено Божие к ним благоволение. Однако, все это произошло в тот же день (когда произошла и земля), поскольку своими корнями они (растения) соединены и связаны с землею. Глава XIII     «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт 1.14-19).    Здесь нам надлежит исследовать вопрос, почему был избран такой порядок, что земля и вода были разделены и земля произрастила всякую зелень прежде, чем на небе явились светила. Здесь нельзя ссылаться на то, что (светила) были избраны как нечто особое, внесшее в ход дней такое разнообразие, которое достойно украсило и начало, и середину, и конец (ибо в ряду семи дней день четвертый — середина); нельзя потому, что в седьмой день не было создано никакой твари. Разве что сказать так, что покой седьмого дня гармонировал со светом первого, почему в середине и явились светила? Но если искать соответствий первого и седьмого дней, тогда следует указать то же относительно дней второго и шестого, а что общего между твердью небесной и человеком, созданным по образу Божию? Разве только то, что небо занимает всю высшую часть мира, а человеку предоставлено господствовать над низшей? Но что тогда сказать о скотах и гадах, и зверях земных, также произведенных в шестой день, — какое у них возможно сходство с небом?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010