Предметами творения третьего дня являются, во-первых, разделение вод и суши, а во-вторых – постепенное формирование растительного мира: лишайников, травы, кустарников и деревьев. Согласное мнение святых отцов о третьем дне творения выражает преподобный Иоанн Дамаскин : «Когдаже Бог повелел, произошли вместилища вод, и тогда возникли горы и земля, по Божественному повелению, приняла свое украшение – всякие злаки и растения, в которые Божественное повеление вложило и силу, способствующую возрастанию, и силу, питающую и заключающую в себе семя, то есть способную к рождению подобного каждому из них» 11 . Четвертый день (Быт. 1:14 – 19) Предмет творения четвертого дня – светила небесные, предназначенные, во-первых, для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днем и ночью. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить знамениями (ср.: Быт. 1:14 ), то есть указателями тех или других естественных явлений и перемен в природе (см.: Мф. 16: 2 – 3 ), свидетельствовать о присносущей силе и Божестве Творца (см.: Рим. 1:19 – 20 ) и быть знамениями необычайных событий в роде человеческом (см.: Деян. 2:19 –20 ; Мф. 2:9; 24:29–30 ; Лк. 21:6 – 25 ). В-третьих, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды и времена года. Отсутствие в библейском тексте наименований этих светил и придание им чисто функционального значения было обусловлено желанием бытописателя избежать всякого намека на их обожествление. В этом же святитель Василий Великий видит и причину столь позднего упоминания об этих светилах: «Но солнца и луны еще не было, дабы не ведущие Бога не именовали солнца начальником и отцом света и не почитали его зиждителем произрастаний. Поэтому настал четвертый день, и тогда сказал Бог: да будут светила на тверди небесной ( Быт. 1:14 ) " 12 Аллегорическое истолкование третьего дня творения дает епископ Феофил Антиохийский : «Солнце есть образ Бога, а луна – человека. Если первое пребывает как бы неизменным и всегда совершенным, то луна «каждый месяц умаляется и как бы умирает» 13 , потом вновь нарождается, символизируя будущее воскресение. Светила светлые и блестящие – образы пророков, менее светлые – праведников, блуждающие и падающие – образ нечестивых и богоотступников». 14 Пятый день (Быт. 1:20 – 23)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» ( Сир.46:15 ). Христос передал славу Свою угодникам: «Отче, – молился Христос, – славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» ( Ин.17:22 ). Праведников почитает даже Бог Отец: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Угодников прославляют люди: «мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). »народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли: «Вы, – пишет ап. Павел Галатам, – приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ). Ангелов всегда прославляли люди. Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортуната и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» ( 1Кор.16:18 ). Поклонение Ангелам: Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ). Валаам поклонился Ангелу ( Чис.22:31 ). Иисус Навин поклонился Ангелу ( Нав.5:14, 15 ). Праведный Маной поклонился Ангелу ( Суд.13:20 ). Пророк Даниил, павши на лицо свое, поклонился Ангелу ( Дан.10:9, 15 ). Поклонение угодникам: Ученики поклонились Елисею ( 4Цар.2:15 ). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам ( Ин.17:22 ). Страж темничный – Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). Поклонение преселившимся угодникам: Саул поклонился Самуилу ( 1Цар.28:14 ). Просьба молитвы Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 , ср. Кол.4:3 ). «не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:9 ). Значение молитвы угодников Божиих: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» ( Иак.5:16–18 ). «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама ( Быт.20:7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«И сказал Господь, – свидетельствует Св. Писание, – да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее плод по роду своему, в котором семя его на земле» ( Быт.1:11–12 ). Значит, самое бытие, а равно роды и виды растительного царства определяются отдельным актом творения Божия; но в своих субстанциях, в своих силах и в бытии определяются в материнском отношении к земле и к заключающимся в ней ее сущностям и силам: растительное царство соединено с землею и в ней заключается и содержится. Та же зависимость от земли и исключительная зависимость от ее стихий полагается Богом и для царств животного мира: «И сказал Бог, – свидетельствует Св. Писание, – да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной. [И стало так]. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее... И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» ( Быт.1:20–22 ). Таким образом, в силу нового творческого акта Божия, земля получает первых своих обитателей – душу живую, т.е. существ, движущихся и живущих как бы обособленною от самой земли жизнию; но в то же время земля получает сих обитателей, как вынаружение и определение своих стихийных сил, ибо никаких новых сущностей для сих живых существ Господь не творит, а вызывает виды и роды их к бытию из содержания агентов и способностей земли, определяя сим родам и видам, как законченным в себе особям-индивидуумам, т.е. родам и видам, плодиться и размножаться на земле. Не иное отношение к земле, по слову Божию, имеет и все царство бессловесных животных, т.е. звери, полевые скоты и гады: земля и для царства животных является всецелым определением содержания их природы: «И сказал Бог, – свидетельствует Св. Писание, – да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их». ( Быт.1:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Но как в природе существуют и действуют законы, данные ей Богом? В Библии об этом сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), т. е. сотворил невидимый мир – небо – мир ангельских духов, и землю – материю. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:3 ). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его… И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи… И да будут они светилами на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» ( Быт.1:11–15 ). «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» ( Быт.1:20 ). Из этих повествований Библии мы видим, что Бог вначале сотворил все из ничего, и этому всему, т. е. сотворенной материи, повелевал – давал законы – произвести другое. Сотворенная природа по Слову Божию, т. е. по закону, данному ей Богом, производила светила, земля и вода производили живые существа. И только после сотворения Вселенной и живой природы, Господь Бог уже не через повеление природе, а непосредственно Сам творит человека – его тело и душу живую, т. е. вечную. Но это не означает, что оно изначально сотворено смертным. Человек был сотворен для жизни вечной вместе с телом. Но грех, совершенный первыми людьми, внес свои изменения в жизнь человека и сделал тело его смертным. Человеку была дана заповедь не грешить. Человек же избрал жизнь по греху, ему было заповедано: «от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Итак, смерть вошла в человека через грех. Смерти предшествуют болезни и страдания. Болезни и страдания непосредственно или опосредованно связаны с грехом. Грехи, греховность, или греховный образ жизни – состояние души. Душа (дух) животворит тело. Пока душа соединена с телом, тело живет. Господь Иисус Христос сказал: «Дух животворит, плоть же не пользует нимало». Дух животворит тело, т. е. делает его живым. Душа грешная не может нормально животворить плоть. Грех – болезнь души. Больная душа делает больным и тело. И неправильно людское выражение, будто «здоровый дух в здоровом теле». Не здоровое тело делает здоровой душу. Тела Адама и Евы были здоровыми, но грех, т. е. нездоровое состояние души, сделал больными и смертными их тела. Таким образом, первоначально болезни и смерть связаны с грехом. Однако отношения души и тела являются более сложными.

http://azbyka.ru/zdorovie/grex-bolezn-is...

Ваши тела от огня Присно он сохраняет. Море народ перешел, Паки се образ крещенья, Им же омылися вы: Море народ перешел, Но неверным остался . С верою, Духа приняв, Ныне языки крестились. Слово послало Свой глас Перед Своим приходом, Чтоб уготовал он путь И приготовил невесту Прежде явленья Его: Он ее воспринял Из вод своего Крещенья. Глас прореченья пронзил Сына жены неплодной. Он сквозь пустыню прошел, В ней же он проповедал: «Царствия Сын к нам грядет, Путь Ему приготовьте , Взыдет и вселится Он Во обиталищах ваших» . Провозглашал Иоанн: «Тот, Кто идет за мною, Был Он прежде меня. Голос я, а не Слово. Я – светильник, не Свет И звезда, что восходит, Пред лицем Солнца Правды ». И в пустыне взывал Иоанн, возвещая: «Грешники, злобы всей Днесь отвергнитесь вашей. Плод покаяния вы Ныне Творцу сотворите. Вот Он идет разделить Плевелы от пшеницы». Солнце, победу свершив, Тайны знак показало, Ибо оно взошло На двенадцать ступеней. День же тринадцатый днесь Символ свершенный Сына С ближними учениками. Побеждена была тьма, Да побежденного явит Нам сатану, победил Свет, чтоб явить Единородного Сына. С тьмами повержена тьма, Свет воссиял и светила, И из высот и глубин Два проповедника Сына: Светлая свыше звезда Его проповедала с неба; Долу же Иоанн Его от земли проповедал. Два проповедника – два, Се – земной, се – небесный. Рейтинг: 9.3 Голосов: 149 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Исчерпывающую библиографию по св. Ефрему см.: Брок С. Ефрем Сирин// Православная энциклопедия. Т. 19. Sancti Ephremi hymni et sermones/Ed. E. Lamy. T. 1. Mechlinae, 1889. См.: Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 22. Ср.: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11: 1–3). Образ семи духов, помимо пневматологического, имеет отчетливо христологическое значение. Sancti Ephremi hymni et sermones. «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 17–19).

http://pravoslavie.ru/59018.html

" Доказательства бытия души не существует, - продолжал рассказчик. - Единственный прецедент для того, чтобы говорить о душе - это Священное Писание " . Но и в Библии, оказывается, слово " душа " употребляется в разных значениях. Например, в первой главе Книги Бытия Бог говорит: " Да произрастит земля душу живую " (Быт. 1: 24), а второй главе сказано, что Он вдунул в лице Адама " дыхание жизни, и стал человек душою живою " (Быт. 2: 7). " Согласитесь, что земля не может произвести какую-то сущность, большую, чем она сама, - сказал отец Константин. - В этом контексте слово " душа " употребляется как метафора. А вот то, что вдохнул Бог в лице Адама, - это и есть та нетленная субстанция, которая дарует человеку возможность бессмертного существования " . Завершая лекцию, отец Константин посоветовал слушателям дорожить своим внутренним миром и стараться, чтобы там действительно пребывало Царствие Божие. В конце встречи отец Константин едва успевал отвечать на вопросы: о клинической смерти, о возможности управлять внутренним миром человека извне, о природе интуиции и прозорливости, о том, что подразумевается под " умом " и " сердцем " в святоотеческих писаниях. А подытожил встречу настоятель Благовещенской церкви протоиерей Андрей Дьяконов - словами о том, что вера расширяет сознание человека, а не сужает его, как думают материалисты. Он попросил отца Константина приехать в Благовещенский храм еще раз и продолжить начатый разговор - ведь всем стало ясно, что тема неисчерпаема. ИА " Вода живая " , 04.10.15 Поделиться 28 марта 2024 9 февраля 2024 16 декабря 2023 29 сентября 2023 16 июня 2023 6 июня 2023 25 мая 2023 27 апреля 2023 16 апреля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 10 апреля 2024 9 апреля 2024 9 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Быт 1:11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. Быт 1:12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. Быт 1:13 И был вечер, и было утро: день третий. В этих стихах говорится, что неживая природа по повелению Бога произвела живую природу в виде растений, которые, таким образом, возникли раньше животных. Итак, уже на сравнительно ранних этапах развития Земли растительный мир достигал значительного разнообразия и развивался не только в воде, но и покрывал сушу. От самых первых этапов жизни в геологической летописи не осталось следов, поэтому приходится ограничиться лишь общими соображениями и догадками. Обычно принимается, что жизнь возникла в океанах, но Г. С. Осборн и Л. С. Берг (1946) считают, что первые этапы жизни проходили на суше, в заболоченных и сырых местах. Согласно современным представлениям, высказанным впервые В. И. Вернадским и вошедшим сейчас в учебники, наша современная топоатмосфера 2 (без которой невозможна никакая животная жизнь, нуждающаяся в наличии свободного кислорода) является биогенной. Без растений животные не только бы задохнулись, но им нечего было бы есть, ибо только растения обладают способностью переводить неорганические формы материи в органические. В отложениях архейской эры (см. Геохронологическую таблицу на с. 36) достоверные органические остатки отсутствуют. Древнейшие из известных в настоящее время несомненно растительных остатков обнаружены в докембрийских известняках штата Монтана; в отложениях протерозоя найдены и неплохо изучены бактерии и разнообразные водоросли; в докембрийских отложениях Чехии — древесина, описанная под названием Archaexylan, с признаками структуры голосемянных растений (то есть хвойных); в докембрии Урала найдены неопределимые остатки наземных растений и споры высших растений; из отложений кембрия Прибалтики описаны споры высших наземных растений — моховидных и папоротникообразных; из верхнего силура австралийской провинции Виктория — флора примитивных, ныне вымерших растений псилофитов. В девоне известная наземная флора уже характеризуется большим разнообразием видов и групп.

http://pravmir.ru/bibliya-i-nauka-o-sotv...

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. (ст. 11) И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. (ст. 14) И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (ст. 20) И сказал Бог: да произведет земля душу живую ню роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (ст. 24) И сказал Бог: сотворим человека ко образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (ст. 26) В первых главах Библии заключена великая тайна творения Богом мира. В этой великой тайне Господь открыл человеку один аспект – Свою творящую волю через Свое «и сказал… и заповедал…» На основании первых глав Библии видно – Бог есть Творец заповедующий, завещающий. Бог есть Податель жизни. Завет Божий есть непрестанно открывающаяся воля Божия о жизни мира и человека. ( Ин.20:32 ) И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. ( Быт.1:31 ) Библия своим содержанием излагает наличие Завета Божия на земле и охватывает всех людей, все времена, все народы. Начинается Библия повествованием о состоянии Завета Божия сразу после творении мира и человека. В целом Библия много внимания уделяет состоянию Завета Божия в еврейском народе и у других народов. Наиболее выразительно Библия дает описание Завета Божия там, где люди усвоили, что во Христе нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. ( Кол.3:11 ) Заканчивается Библия напоминанием людям о том, что каждый человек даст ответ Богу за свое служение в Завете Божием: се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. ( Откр.22:12-13 ) Библия есть книга Завета Божия, Книга жизни всего мира.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея; и всякое древо, еже имать в себе плод семени семеннаго, вам будет в снедь; и всем зверем земным и всем птицам небесным и всякому гаду, пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь. И­ бысть тако (Быт. 1,29-30). Созвучно писали многие святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст: «Он [Бог] являет свое милосердие и преизобильную щедрость не только относительно мужа и жены, которая еще не была создана, но и самых бессловесных. Сказав: да будет вам снедь (Быт. 1,29), прибавил: и всем зверем земным (Быт. 1,30) … потому что земля по повелению Господню, будет служить к пропитанию их… Все, то есть, что ни повелел Создатель, осуществилось, все пришло в надлежащий порядок. И потому Моисей тотчас присовокупил: И виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1,31)» Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека, как должно заключить из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: терния и волчцы израстит тебе земля (Быт. 3,18). По сотворении на ней было одно прекрасное, одно благотворное, было одно приспособленное к бессмертной и блаженной жизни ее жителей… Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1,30)» Святитель Феофан Затворник: «Сама тварь с нетерпением ожидает нашей будущей славы. Почему? – Потому что, быв создана нетленною, по причине грехов человеческих сделалась тленною, ибо и мы из нетленных сделались тленными» Бесспорно, что по вопросу об отношении к смерти А.В. Гоманьков расходится с согласным мнением святых отцов.   3. О «творении» одних видов из других Гоманьков пишет: «Бог творил одни таксоны из других. Этот процесс может быть описан натуралистами как эволюция и богословами как творение» с. 88]. Но согласно Священному Писанию Бог не творил одни таксоны из других. Всякий сотворенный вид флоры и фауны был сотворен по роду его. Так было с растениями: И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, ему же семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако (Быт. 1, 11). Так распорядился Творец и с выход­цами из воды: И со­твори Бог киты великия, и всяку душу живот­ных гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду (Быт. 1, 21). Так же точно сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их (Быт. 1, 25).

http://bogoslov.ru/article/1320432

В IV веке святитель Василий Великий очень похоже писал о возникновении мира: " Представь себе, что по малому речению… холодная и бесплодная земля вдруг приближается ко времени рождения и… как бы сбросив с себя печальную и грустную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством и производит на свет тысячи родов растений " [ 2 ]. Оба текста полагают, что читатель помнит исходный библейский стих: И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое. И произвела земля... (ср.: Быт. 1 , 11, 12). Здесь нет ни опаринского мертвого и бессмысленного " бульона " , который в некоей случайной катастрофе выплевывает из себя жизнь; нет и недвижной, творчески бездарной материи Платона, могущей лишь страдать в руках Демиурга, но бессильной самой что-либо предпринимать. Здесь радостный диалог: на " Fiat! " ( " Да будет! " ) Творца весь мир откликается творческим усилием. Современный космолог в этой связи не прочь поговорить о " направленной эволюции " и " антропном факторе " . Церковь говорит — о поэзии. Именно так называется Бог в Символе веры: " Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли... " . " Творец " в греческом оригинале — " Поэтос " . И в молитве на Великом водосвятии о возникновении мира говорится: " Ты, Господи, от четырех стихий всю тварь сочинивый " . Да и в самом деле — что еще можно сделать со " стихиями " , именование которых все же происходит от греческого глагола " стихэо " (идти рядами, сопрягать ряды; " чины " — по-славянски), как не со-чинять. В отличие от русского понимания " стихийности " для греческого уха в " стихии " слышалась гармония, стройность и созвучность того " космоса " , отголосок которого дошел да нашей " косметики " . Библия не говорит, откуда в нашем мире появилось зло. Восстание и падение гордого ангела денницы не описаны. Человек приходит в мир, который еще добр, но в который уже прокралось зло. Само зло не живет — оно паразитирует на жизни и добре. Так и колдунья отнюдь не создается песней Аслана, а в Нарнию она попадает некоторым паразитическим способом — ухватившись за детей. В Библии, лишь подговорив людей, зло получает власть во вселенной; в Нарнии колдунья тоже делает людей своими соучастниками. И Эдемский сад, и древо познания также узнаваемы у Льюиса.

http://zavet.ru/a/rss_1288958224.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010