136 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Комментарии Великого Корана. [Электронный ресурс]. URL: http://quran-online.ru/8:50 (дата обращения: 20.11.2022). 137 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 1. М.: Умма, 2012. С. 813–1030. 140 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 355–356. 141 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 356–357. 142 Осипов А. И. Из времени в вечность. Посмертная жизнь души. М.: Издательство Московской Патриархии, 2013. С. 38–42. 143 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. III. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 230. 144 Согласно исламскому учению среди джинов есть те, которые веруют, и те, которые не веруют в Аллаха. Неверующие джинны являются помощниками Сатаны, который в исламе был умнейшим из джиннов и за свои познания был вознесён Аллахом до уровня ангелов, но за то, что он ослушался и не подчинился Его приказу, был проклят навечно. Более подробно о личности Сатаны говорится в других главах книги. 145 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 1. М.: Умма, 2012. С. 843–844. 146 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 2. М.: Умма, 2012. С. 534. 147 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. VIII. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 251. 148 Исрафил (араб. ‎ ) – в исламской религии вестник Страшного суда и один из четырёх (наряду с Джибрилом, Микаилом и Азраилом) наиболее приближенных к Аллаху ангелов. В исламском предании Исрафил «описывают как существо космических размеров, его ноги – на нижних слоях земли, а голова – у престола Аллаха. У него четыре крыла, а тело покрыто волосами, ртами и языками. Трижды в день и трижды в течение ночи он заглядывает в джаханнам и рыдает от горя и сострадания» (См.: Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 115).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Конь 2018 – Конь Р. М. Православная миссия среди сект. Ч. 1. БВ. 2018. 29. Вып. 2. С. 202–230. [Kon R. M. Pravoslavnaia missiia sredi sekt. Chast’ 1 (Orthodox mission among sects. Part 1). Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2018. 29. Vypusk 2. P. 202–230]. Кураев А., диак. 1995 – Кураев А., диак. Традиция. Догмат. Обряд. М. – Клин, 1995. [Kuraev А., deacon. Traditsiya. Dogmat. Obryad (Tradition. Dogma. Rite). Moscow – Klin, 1995]. Кураев А., диак. 2002 – Кураев А., диак. Уроки сектоведения. СПб., 2002. Т. 1. [Kuraev А., deacon. Uroki sektovedeniya (Lessons on sectology). Saint Petersburg, 2002. Tom 1]. Кураев А., диак. 2006 – Кураев А., диак. Протестантам о Православии. Клин, 2006. [Kuraev A., deacon. Protestantam o Pravoslavii (About Orthodoxy for Protestants). Klin, 2006]. Мартинович 2015 – Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Мк., 2015. Т. 1. [Martinovich V. A. Netraditsionnaia religioznost’: vozniknovenie i migratsiia. Materialy k izucheniyu netraditsionnoi religioznosti (Unconventional religiosity: its emergence and migration. Materials for the study of uncoventional religiosity). Minsk, 2015. Tom 1]. Мейендорф И. , протопр. 2001 – Мейендорф И. , протопр. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. [Meyendorff J., protopresbyter. Vvedenie v svyatootecheskoe bogoslovie (Introduction to patristic theology). Klin, 2001]. Питанов 2013 – Питанов В. Ю. Методология апологетической деятельности православных апологетов и миссионеров. URL: (дата обращения 30.07.2018). [Pitanov V. Yu. Metodologiia apologeticheskoi deyatel’nosti pravoslavnykh apologetov i missionerov (Methodology of the apologetic activity of Orthodox apologists and missionaries)]. Рубский В., прот. 2016 – Рубский В., прот. Теоретические основы и методология полемики с протестантизмом. URL: (дата обращения 30.07.2018). [Rubsky V., archpriest. Teoreticheskie osnovy i metodologiia polemiki s protestantizmom (Theoretical basis and methodology of polemics with Protestantism)].

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

URL: (дата обращения: 05.10.2013); Spirit and Power. A 10-Country Survey of Pentecostals. Washington: Pew Research Center, 2006 P. 3–6. 79 К традиционным протестантам можно отнести представителей различных направлений англиканства, лютеранства, кальвинизма (пресвитерианства) и другие протестантские конфессии, богословие которых было заложено во время Реформации, а также сформировано в процессе дискуссий XVI–XVIII вв. Обычно традиционные протестанты противопоставляются евангельским протестантам цвинглианства и кальвинизма. См.: David A. Roozen. Oldline Protestantism: Pockets of Vitality Within a Continuing Stream of Decline. Hartford Institute for Religion Research Working. Paper 1104.1. Hartford Seminary. [сайт]. URL: http://hirr. hartsem.edu/bookshelf/roozen_article5.html (дата обращения: 5.05.2014). 80 Глоссолалия – практикуемая в пятидесятничестве форма «богослужения», состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, которую последователи движения декларируют как повторение и репрезентацию апостольского дара говорения на языках. 81 Евангельские христиане – группа родственных протестантских деноминаций, к которым можно отнести баптистов, меннонитов, методистов и пятидесятников. См.: Marsden G. M. Understanding Fundamentalism and Evangelicalism. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1991. 83 Лиардон Р. Божьи генералы. СПб., 2005. С. 111; Anderson A. The Pentecostal and Charismatics movements//The Cambridge History of Christianity. 1914 – 2000/ed. by McLeod H. New York: Cambridge University Press, 2006. V. 9. P. 90; Hollenweger W. The Pentecostals. London: SCM Press Ltd, 1976. P. 22. 87 Пляжная миссия – группы евангельских христиан, занимающиеся евангелизационной работой преимущественно среди отдыхающих на морских пляжах во время сезона отпусков. 89 Hollenweger W. The Pentecostal. P. 207. Одно из самых масштабных пятидесятнических объединений. 91 Burgess S., van der Maas E. (eds.). New international dictionary of Pentecostal and Charismatic movements. Grand Rapids: Zondervan, 2002. P. 105–107, 417–418.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Если внимательно вчитаться в вышеизложенные требования, то вырисовывается образ человека, весьма напоминающий образ священника. Таким образом, можно сделать вывод о том, что многолетние попытки создания и внедрения новых гражданских обрядов в жизнь советских людей закончились неудачей, являющейся частью общих неудач марксизма-ленинизма как целостной идеологии, особенно в её практическом применении. На практике опустошённое «свято место» рождения, брака и смерти советского человека всё больше заполнялось деревенскими суевериями и водкой. Этот опыт также показывает, что, пытаясь вытеснить религиозность и заменить её атеистической гражданской обрядностью, атеистические агитаторы столкнулись с непредвиденными трудностями в деле управления духовными вопросами. Их неудачи отражают глубокий изъян в самих основах советской идеологии – её неспособность удовлетворить духовные потребности человека. Советское государство просто не знало, как принять, поженить и похоронить обыкновенных советских граждан. Список литературы 1 . Безгин В.Б. Старый и новый быт в традиционной крестьянской культуре (советская доколхозная деревня)//Тамбовское крестьянство: от капитализма к социализму (вторая половина XIX – начало ХХ века): сборник научных статей. Вып. 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. С. 44–58. 2 . Бондаренко Е.Д. Советские сценарии имянаречения: диалог с традицией//Политическая лингвистика. 2013. 4 (46). С. 166–171. 3 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2.02.1918//Сайт Конституции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/history/act 1600–1918/5325/(дата обращения: 20.05.2022). Загл. с экрана. Яз. рус. 4 . Детям можно менять имена. «Сталь», «Майя», «Будимир» – в новом быту//Красная газета. 1927. 4 (2650). 5 . Егоров А. Крематории России. Первый московский крематорий. Как это было//Журнал «Похоронный дом». [Электронный ресурс]. URL: http://funeralportal.ru/library/1080/5422.html (дата обращения: 20.05.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12  Те книги, которые православные и католики считают апокрифами, протестанты называют псевдоэпиграфами, т. е. «ложно подписанными». 13 ЛявданскийА. К., БарскийЕ. В.Ездры вторая книга//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2008. т. 18. С. 78. 16 NickelsburgG. W. E.Jewish Literature between the Bible and the Mishnah: A Historical and Literary Introduction. Minneapolis: Fortress Press, 2005. P. 27. 17 TalshirZ.Synchronic and Diachronic Approaches in the Study of the Hebrew Bible: Text Criticism within the Frame of Biblical Philology. URL: (дата обращения: 20.06.2020). 21 DancyJ. C.The Divine Drama: The Old Testament as Literature. Cambridge: Lutterworth Press, 2001. P. 694. 22  Примеры см. в: WoodenR. G. 1 Esdras//New English Translation of the Septuagint. URL: (дата обращения: 10.06.2020). 28 Hicks-KeetonJ.Already/Νοt Yet: Eschatological Tension in the Book of Tobit//Journal of Biblical Literature. 2013. Vol. 132/1. P. 97–117; DeSilvaD. A.Introducing the Apocrypha: Message, Context, and Significance. Grand Rapids: Baker Academic, 2004. P. 80. 29 WeitzmanS.Allusion, Artifice, and Exile in the Hymn of Tobit//Journal of Biblical Literature. 1996. Vol. 115/1. P. 49–61. 32 ГафниИ. М.Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху. Москва: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2003. С. 53–54. 35 Soll W. Misfortune and Exile in Tobit: The Juncture of a Fairy Tale Source and Deuteronomistic Theology//Catholic Biblical Quarterly Atlanta. 1989. Vol. 51. P. 209–231. 37 Юнгеров П. А. Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. Вып. 2: Пророческие и неканонические книги… С. 181–182. 40 Мышцын В. Н. Рецензия на книгу: Дроздов Н. М. О происхождении книги Товита// Богословский вестник. 1902. 5; Дроздов Н. М. В защиту свободного научного исследования в области библиологии//Труды Киевской Духовной Академии. 1902. 10, 11; Мышцын В. Н. О неудачном соединении научного критицизма с православною точкою зрения. Ответ проф. Дроздову//Богословский вестник. 1902. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

180 См.: Ефимов В. [vlad_efimov]. Ответ #48: 08.01.2013, 01:03:35//Тема: О всеведении Христа по человечеству [Электронный ресурс] – [форум]. – URL: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=615797.40 – (дата обращения: 07.11.2014). – Загл. с экрана. 182 Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Часть 2. С. 10–17 184 См.: Чэмпион Филипп. Почему Иисус Христос говорит, что знает меньше Бога-Отца? [Электронный ресурс] – URL: http://vk.com/topic-21081640_25240948 (дата обращения: 17.12.2018). – Загл. с экрана. 187 См.: «”Для чего ты пришел?” Вопрос, которым Иуде давалось последнее побуждение размыслить о всей великости его преступления». ( Михаил (Лузин) , еп. Толкование на Евангелие о Матфея. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. С. 542.). 188 См.: Рубский Вячеслав, свящ. Пособие в разговоре с сектантами. Противосектантский блокнот. Почаев, 2003. С. 53–54. 192 Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь в 2 т./под ред. С.И. Соболевского. – М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. Т. 1. С. 460–461. 193 См.: Еврейско-русский и греческо-русский словарь-указатель на канонические книги Священного Писания с комментариями на основе словарей Джеймса Стронга/сост. Ю.А. Цыганков. – СПб.: Библия для всех, 2005. С.433. 194 См.: BibleWorks 8. [Электронный ресурс]/Разработчик: BibleWorks – Изд. 8-е. – Электрон. прогр. – 2009. – Системные требования: Windows® XP/Vista/7 Minimum; 1024x600 display; Internet Explorer® version 6; DVD or CD drive; Minimum of 128 MB RAM; 700 MB hard drive space free (7 GB for full installation). – Загл. с экрана. – Яз. англ. – Программа для углубленного изучения Библии с использованием оригинальных языков. 195 Византийский греческий текст преобладал в грекоязычном регионе Римской империи по крайней мере с IV века (возможно и ранее) до XVI века. 197 Ср.: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает (οδες πιγινσκει) Сына, кроме Отца; и Отца не знает (πιγινσκει) никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». ( Мф.11:27 ). πι-γνσκω – знать совершенно точно [по программе BibleWorks 8].

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

48 . Глушанин Е. П. Военная знать ранней Византии/Е. П. Глушанин. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1991. 49 . Глушанин Е. П. Военные реформы Диоклетиана и Константина//ВДИ. 1987. 2. С. 51–73. 50 . Глушанин Е. П. Пограничная армия Византии IV в.//ВВ. 1986. Т. 46. С. 199–203. 51 . Гоббс Т. Левиафан М., 2001. 52 . Грибовский В. М. Народ и власть в Византийском государстве. СПб., 1897. 53 . Гроций. О праве войны и мира, С-Пб, 1902. 54 . Гумилев Л. Н. Древние тюрки./АН СССР. Ин-т народов Азии. М., 1967. 55 . Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М. 1998. 56 . Дашевский З. Главное чудо Хануки; за что воевали Маккавеи//[URL:] (дата обращения 26.11.2018). 57 . Дашков С. Б. Императоры Византии. М. 1996. 58 . Два византийских военных трактата конца Х века/Издание подготовил В. В. Кучма. СПб., 2002. 59 . Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 1–3. М., 1936–1938. 60 . Диль Ш. Византийские портреты М. 1994. 61 . Диль Ш. История византийской империи, М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948. 62 . Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М., 1947. 63 . Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке СПб., 1908. 64 . Дильс Г. Античная техника/Перевод и примечания М. Е. Сергеенко. Под редакцией и с предисловием С. И. Ковалева. М.-Л., 1934. 65 . Дионисий Галикарнасский. Римские древности. [URL:] http://simposium.ru/ru/node/83 (дата обращения: 23.03.2012). 66 . Дмитриевский А. Служба в честь византийского императора Никифора Фоки//Труды Киевской духовной академии 47, 1906, 237–252. 67 . Евсевий Кесарийский . Церковная истории СПб, 2013. 68 . Евсевий Памфил. Жизнь Константина М., 1998. 69 . Жития византийских святых эпохи иконоборчества Т1./Общ. ред. Т.А. Сениной, СПб., 2015. 70 . Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука. 1980. 71 . Зверев С. Э. Военная риторика Средневековья СПб.: Алетейа, 2011. 72 . Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

150 Ср.: Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015. С. 11, 451. 151 См., например, защищенные в России кандидатские диссертации по данной тематике: Карнаухов И.А. Посмертное существование в философской картине мира (в христианской культуре): Дисс. … канд. филос. наук. Тюмень, 2014; Лункин Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: Дисс. … канд. филос. наук. М., 2005; Якимова Е.Г. Проблема эсхатологии в христианской традиции: религиозно-философский анализ: Дисс. … канд. филос. наук. Тула, 2012. Даже в диссертации 1990 г. уже предлагается отказаться от терминов «секта» и «сектант» ( Трофимов Я.Ф. Сущность и функции эсхатологического мироотношения (на материалах позднего протестантизма): Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Киев, 1990. С. 14). В свою очередь, Н.Ф. Петров использует словосочетание «христианские секты и новые религиозные движения», не конкретизируя, что он в него вкладывает ( Петров Н.Ф. Эсхатология: философско-религиозный анализ (исторический аспект): Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2001. С. 3, 17). Из других подобных работ можно упомянуть: Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб., 1997. 152 Бокова О.А.Теология российских евангельских христиан-баптистов на рубеже XX и XXI веков: Дисс. … канд. филос. наук. СПб., 2011; Иванов М.В. Современные тенденции в богословии российских евангельских христиан-баптистов: Дисс. … канд. филос. наук. М., 2012. 153 См., напр.: Гранин Р.С. К вопросу о происхождении термина «эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики XX столетия//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2013. 2. С. 83–91. 156 См., напр.: Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М., 1993; Мартин У. Царство культов. СПб., 1992; Берри Г.Дж. Во что они верят. М., 1994. 157 Рид Д.За кулисами Сторожевой Башни. СПб., 1998; Камерон Д. Пленники идеи//URL: http://otstupniki-ot-lzhi.narod.ru/Cameron.pdf (Дата обращения: 26.01.2016); Открытия Барбары Андерсон//URL: (Дата обращения: 26.01.2016).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

10 . Прокофьева Н. Д., Фокин А. Р. Адопцианство//Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. I. М., 2007. С. 310–311. 11 . Bauer W., Aland K. u. B., Griechisch-deutsches Wörterbuch zu den Schriften des Neuen Testaments und der frühchristlichen Literatur, 6. Auflage, Berlin – New York, 1988. 12 . Foerster W.Κυριος//Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Т. 3/Kittel G. Stuttgart, 1938. Р. 1038–1094. 13 . Decker R. J. The Rehabilitation of Heresy: ‘Misquoting’ Earliest Christianity. (дата обращения: 27.10.2016). 14 . Decker R. J. The Rehabilitation of Heresy: ‘Misquoting’ Earliest Christianity, Part 1//Journal of Ministry and Theology 13, no. 1 (2009): 30–61. 15 . Ehrman B. D. Did Jesus Exist?: The Historical Argument for Jesus of Nazareth/Bart Ehrman. HarperCollins, 2012. 16 . Ehrman B. D. Forged – Writing in the Name of God–Why the Bible’s Authors Are Not Who We Think They Are/Bart Ehrman. HarperCollins, 2011. 17 . Ehrman B. D. Misquoting Jesus: The Story Behind Who Changed the Bible and Why. HarperSanFrancisco, 2005. 18 . Ehrman B. D. The Orthodox Corruption of Scripture: The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament. New York: Oxford University Press, 1993. 19 . Ehrman B. D.Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium. Oxford University Press, 1999. 20 . Metzger B. M.; Ehrman B. D. The Text of the New Testament: Its Transmission, Corruption, and Restoration. Oxford University Press, 2005. 21 . Tamm I. Theologisch-christologische Varianten in der frühen Überlieferung des Neuen Testaments? (Magisterschrift, Westfälische Wilhelms-Universität Münster, n.d.). URL: http://app.box.com/shared/aa7smzm56l (дата обращения: 12.12.2016). 22 . Wallace D. B. Has the New Testament Text Been Hopelessly Corrupted?//In Defense of the Bible: A Comprehensive Apologetic for the Authority of Scripture/Steven B. Cowan and Terry L. Wilder. Broadman & Holman Publishing Group Nashville, Tennessee. 2013. P. 139–164.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kritich...

Собянин Сергей Семенович Дата рождения: 21 июня 1958 г. Страна: Россия Биография: Родился 21 июня 1958 г. в с. Няксимволь Березовского р-на Тюменской обл. Окончил Костромской технологический институт в 1980 г. и Всесоюзный юридический заочный институт в 1989 г. Кандидат юридических наук. Трудовую деятельность начал в 1980 г. Работал слесарем, затем мастером Челябинского трубопрокатного завода. В 1982-1984 гг. — заведующий орготделом Ленинского райкома ВЛКСМ Челябинска, в 1984-1990 гг. — на руководящей партийной и советской работе в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской обл., в 1990-1991 гг. — начальник государственной налоговой инспекции в г. Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ). В 1991-1993 гг. — глава администрации г. Когалыма. В 1993-1994 гг. — первый заместитель главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа. В 1994-2000 гг. — председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа, член Совета Федерации ФС РФ, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В 2000-2001 гг. — первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе. В 2001-2005 гг. — губернатор Тюменской обл. С ноября 2005 г. по май 2008 г. — руководитель Администрации Президента РФ. 12 мая 2008 г. назначен вице-премьером — руководителем аппарата Правительства РФ. С 21 октября 2010 г. по представлению Президента РФ Д.А. Медведева наделен Московской городской Думой полномочиями мэра Москвы. В 2012 г. был принят Федеральный закон, возвращающий прямые выборы глав субъектов Российской Федерации. В этой связи в июне 2013 г. объявил о сложении полномочий и выставил свою кандидатуру на прямые выборы мэра г. Москвы. С июня по сентябрь 2013 г. — временно исполняющий обязанности мэра российской столицы. Победил на выборах 8 сентября 2013 г., инаугурация состоялась 12 сентября. Награды: Церковные: Светские: Web-caйm: www.mos.ru Публикации на портале Патриархия.ru Поздравление мэра Москвы С.С. Собянина Святейшему Патриарху Кириллу с Днем защитника Отечества [Приветствия и обращения] Поздравление мэра Москвы С.С.

http://patriarchia.ru/db/text/1303041.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010