4. Мчедлова М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции: дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.02. М., 2011. 359 с. 5. Касаткин П.И. Роль Русской Православной Церкви в современных мировых политических процессах: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. М., 2010. 190 с. 6. Переяшкин А.В. Религиозный фактор в современной мировой политике: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. Пятигорск, 2015. 213 с. 7. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5813303.html  (дата обращения: 01.06.2021). 8. Там же. 9. Там же. 10. Устав Русской Православной Церкви. Глава II. Поместный Собор//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/133117.html  (дата обращения: 03.06.2021). 11. Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Архиерейский Собор//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/133124.html  (дата обращения: 03.06.2021). 12. Там же.  13. Устав Русской Православной Церкви. Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/133121.html  (дата обращения: 07.06.2021). 14. Устав Русской Православной Церкви. Глава V. Священный Синод//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/133126.html  (дата обращения: 07.06.2021). 15. Там же. 16. Там же. 17. Устав Русской Православной Церкви. Глава VI. Высший Церковный Совет//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2777567.html  (дата обращения: 09.06.2021). 18. Там же. 19. Устав Русской Православной Церкви. Глава VII. Межсоборное присутствие//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2777592.html  (дата обращения: 10.06.2021). 20. Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/ustav  (дата обращения: 10.06.2021).

http://patriarchia.ru/db/text/5843268.ht...

9. Панченко А.М. Лазарь./Словарь книжников и книжности Древней Руси./Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1993. Вып.3 (XVII в.). Ч.2, И-О. 10. Панченко А.М., Шухтина Н.В. Авраамий./Словарь книжников и книжности Древней Руси./Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3). 11. Подъязычная кость (рис.). Анатомический атлас. Кости головы (череп)./Центр саморазвития «Разум» [Электронный ресурс]. – URL: http://priroda.inc.ru/anatomij/3.html (дата обращения: 16.06.2015). 12. Полежаев Л.В., проф. Третий путь – регенерация. Архив журнала «Наука и жизнь»./Наука и жизнь [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/23797/ (дата обращения: 17.06.2015). 13. Православный церковный календарь. 12 августа. Священномученики Полихроний, епископ, Пармений, Елима, Хрисотель, пресвитеры, Лука, Муко, диаконы, мученики Авдон, Сеннис, Олимпий, Максим./Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 10.06.2015). 14. Словарь древнерусских слов./Житие Аввакума и другие его сочинения… М.: Сов. Россия, 1991. 15. Смирнов С.К., прот. Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной./Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч.19. Кн.4. 16. Ступин В. «Послание сыну Максиму» Федора Иванова как исторический источник./Дипломная работа, научный руководитель А.В. Виноградов. Кострома: Костромская духовная семинария, 2014. 17. Субботин Н.И. Вступ. статья./Материалы… Т.6. Сочинения бывшаго Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881. 18. Сухожилия (рис.). Медицинская энциклопедия./Академик [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 17.06.2015). 19. Шашков А.Т. Аввакум Петров./Словарь книжников и книжности Древней Руси. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3).

http://bogoslov.ru/article/4792683

203 Ср. статью «Мерзость»: Disgusting Thing, also Loathsome Thing//Insight on the Scriptures. 2015. Vol. 1. P. 635. 204 Официальный сайт «Свидетелей Иеговы» признан экстремистским//URL: http://www.pravoslavie.ru/news/76922.htm (Дата обращения: 21.08.2018). 205 Его сайт: Библейский уголок Антона Чивчалова//URL: http://chivchalov.blogspot.ru/(Дата обращения: 21.08.2018). 206 См., напр.: Дело не в классах//URL: (Дата обращения: 21.08.2018); 1914//URL: http://chivchalov.blogspot.ru/2013/09/1914.html (Дата обращения: 21.08.2018). В комментарии к первой из статей читатель Euroclyddon задает два аргументированных вопроса: «В Мф. 25 используется слово ελαχστων, которое переводится не просто как «меньшие», а «НАИменьшие», «незначительные», «маловажные». Вы можете объяснить, почему «помазанники», коих Вы возводите в отдельный класс, являются «НАИменьшими» братьями Иисуса Христа… Если число 144 000 буквальное, то таким же буквальным должна быть их принадлежность к еврейской нации! Ведь не может буквальное число состоять из символических 12 групп по 12 000 «символических» евреев». Ответ А. Чивчалова: «Потому что они меньше Христа… Почему буквальное число не может состоять из символических групп? Есть какой-то библейский запрет?.. О каком обосновании речь, если это число прямым текстом приводится в Библии». В комментариях ко второй статье утверждалась общепринятая историческая дата разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. Ответ А. Чивчалова: «Эта дата полностью основана на догадках и гипотезах. Там используются какие-то туманные астрономические таблички, которые противоречат друг другу, и прочие косвенные данные». 210 Кроме толкований на пророка Исаию, Евангелие и Апостол, это и такие книги: Ефрем Сирин , прп. О рае//Его же. Творения. Б.м., 1995. Ч. 5 [АВ]; Ефрем Сирин , прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Его же. Творения. С. Посад, 1908. Ч. 2 [АВ]; Ефрем Сирин , прп. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа//Его же. Творения. М., 1993. Т. 2 [АВ].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

См.: Становление и организация духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей. — СПб.: Междунар. инт резервных возможностей человека, 2007. См.: Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. — СПб.: Изд-во Александро-Невского общества трезвости, 1911. См.: Афанасьев А.Л. Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890 – нач. 1910х гг.)//Вестник Томского государственного университета. – 2011. – 1 (13) – С.31–37. См.: Горынцев А. Столетний юбилей общества трезвости//Вечерний Котлас. – 2011. – 9 сент. (электронный ресурс). URL: (дата обращения 3.09.2019). Цитируется по материалам статьи: Дробышев Д.С. Бунт против алкоголя//Концептуал. – 2013. – 9 окт. (электронный ресурс). URL: http://концептуал.рф/bunt-protiv-alkogolya (дата обращения 3.09.2019). См.: Александр Захаров, прот. Роль пастырского примера в работе общины православных трезвенников//Межрегиональная конференция православных трезвенников России, посвященная памяти В.А.Михайлова (16 апреля 2016 года). – СПб., 2016. См.: Рачинский С.А. Письма к духовному юношеству о трезвости. – М.: Синодальная типография, 1899. См.: Озмитель Е.Е. Российская Православная Церковь и общества трезвости в Туркестане//Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета. – 2009. – Т. 9. – См.: Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению. Источник: портал «Патриархия.т» (электронный ресурс). Дата публикации: 03.09.2015. URL: http://wwwpatriarchia.ru/db/text/4210990 (дата обращения 03.09.2019). См.: Савостьянова Е. Б. Сказать «нет» или дать обет. Что такое обет трезвости?//Нескучный сад. – 2012. – 9 (80). – Сентябрь. См.: Алкоголик в семье: что могут сделать близкие? – М.: Сам Полиграфист, 2017. – 164 с. См.: Овсянникова А. Как становятся трезвенниками: четыре истории. Источник: портал «Милосердие.ги» (электронный ресурс). Дата публикации: 11.09.2016. URL: http://wwwmiloserdie.ru/article/trezvost-eto-ne- gerojstvo-a-mirovozzrenie/(дата обращения 3.09.2019).

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

[Διδακτορικ διατριβ]. Κομοτιν, 2019. Καριωτγλου Α. Ισλμ και χριστιανικ χρησμολογα. Απ τον μθο στην πραγματικτητα. Θεσσαλονκη: Αρμς, 2000. Ο Πατριρχης δχθηκε τον Αρχιεπσκοπο Αυστραλας Μακριο (2/06/2020). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 23.12.2023). Οικουμενικς Πατριρχης: «Δεν θα συγκαλσουμε Σνοδο Προκαθημνων για το Ουκρανικ» (4 Σεπτεμβρου 2023). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 23.12.2023). Οικουμενικς Πατριρχης: «Δεν μας συγκινον ναι εκκλησιολογαι» (18 Μαου 2023). [Электронный ресурс]. URL: обращения 23.12.2023). Οικουμενικς πατριρχης: η μτηρ Εκκλησα χι μνο δικαιοται αλλ υποχρεοται να θεραπεει το σχσμα στη Ουκρανα (25 Σεπτεμβρου 2018). [Электронный ресурс]. URL: обращения 23.12.2023). Οικουμενικς Πατριρχης: Παραμνομεν, επιμνομεν και υπομνομεν (11 Ιουνου 2023). [Электронный ресурс]. URL: обращения 23.12.2023). Ομιλα Μητροπολτου Σαρντα Εκκλησιν Ανδρου κατ την Κυριακ της Σαμαρετιδος (14 Μαου 2023). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 23.12.2023). Ομιλα της Α. Θ. Παναγιτητος του Οικουμενικο Πατριρχου κ. κ. Βαρθολομαου προς τον Ουκρανικν λαν (26 ουλου 2008). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 23.12.2023). Παπαθωμς Γ. Δ., ρχιμ. Κανονικ μμορφα (Δοκμια κανονικς οκονομας, II). Κατερνη: Επκταση, 2015. (Νομοκανονικ βιβλιοθκη, τ. 29). 1 См. одну из последних публикаций П. Андриопула: Ανδριπουλος Π. Α. Το «Φως Φαναρου» απαντ στην Εκκλησα της Αλβανας (7 Οκτωβρου 2023). URL: 2 Οικουμενικς Πατριρχης: «Δεν θα συγκαλσουμε Σνοδο Προκαθημνων για το Ουκρανικ» (4 Σεπτεμβρου 2023). URL: 3 «Также Святой и Священный Синод выразил пожелание побуждение, чтобы как можно быстрее вернулись в отечество и дома тысячи детей с Украины, которые насильственно были перемещены в Российскую Федерацию». См.: URL: 5 Meletius Pegas. Epistula 215. Κυρλλ ερομονχ. L. 54–59//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; 52–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Κωνσταντινοπολις: [Τυπογραφεον . . Βρεττο κα Σ.], Σ. 7–14. Πρακτικ τς γας κα Μεγλης Συνδου τς ν Κωνσταντινουπλει ν τ Πατριαρχικ Να το γου νδξου μεγαλομρτυρος Γεωργου το Τροπαιοφρου περ το κκλησιαστικο βουλγαρικο ζητματος συγκροτηθεσης ν τει σωτηρω αωοβ κατ μνα Αγουστον κα Σεπτμβριον. Κωνσταντινοπολις: [Τυπογραφεον . . Βρεττο κα Σ.], Максимов Ю. (2007 г.). Фрагментарный перевод деяний собора 1872 г. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 11.09.2023). Литература Архипов С. В. Русско-Константинопольский церковный конфликт 1878–1879 гг. в контексте греко-болгарской схизмы//Текст в культурном, языковом, социальном пространстве: сборник научных статей/отв. редактор В. В. Никульцева. Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. С. 65–75. Балашов Н. прот., Асмус М. свящ., Монахов С. А. Константинопольская Православная Церковь //ПЭ. 2015. Т. 37. С. 193–299. Великотырновская епархия//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 516. Венедиктов В. Ю. К проблеме этнофилетизма: исторический очерк. Часть III//Studia Humanitatis. 2017. 1 (PDF-bepcuя). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 20.10.2023). Галушко А. Ю. Греко-болгарский церковный вопрос: интересы России между греками и болгарами//Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. 26 (737). С. 38–50. Герд Л. А. Иоаким II//ПЭ. 2010. T. 23. С. 156–157. Герд Л. А. Константинопольские Соборы//ПЭ. 2015. Т. 37. С. 299–343. Делев П. История на племената в Югозападна Тракия през 1 хил. пр. Хр. София: Св. Климент Охридский, 2014. Дионисий (Шлёнов), игум. Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную Церковь Украины»//БВ. 2023. 2 (49). С. 167–212. Дионисий (Шлёнов), игум. Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства//БВ. 2023. 1 (48). С. 127–168. Лапидус И., свящ. Некоторые канонические аспекты действий Патриарха Константинопольского Варфоломея (Архондониса) на Украине на рубеже 2018–2019 годов//БВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Светлый вечер с Владимиром Легойдой (22.01.2016) Янв 22, 2016 Аудио Темы беседы: 1. Патриаршая детская литургия в храме Христа Спасителя; 2. Собрание Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей в Шамбези; 3. Что такое православная миссия; 4. Можно ли быть хорошим человеком без Христа. Светлый вечер с Владимиром Легойдой (15.01.2016) Янв 15, 2016 Аудио Темы беседы: 1. 300-летие Русского Православия в Великобритании; 2. Митрополит Антоний Сурожский; 3. Зарубежные православные общины; 4. Можно ли сегодня говорить о дехристианизации Европы и других христианских обществ? Светлый вечер с Владимиром Легойдой (31.12.2015) Дек 31, 2015 Аудио В последний день уходящего 2015 года Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, отвечал на вопросы слушателей, собранные через сайт Радио «Вера». Светлый вечер с Владимиром Легойдой (25.12.2015) Дек 25, 2015 Аудио Темы беседы: 1. Создание нового Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и комментарии на это прот. Всеволода Чаплина; 2. Что показалось самым тяжелым в работе в уходящем году; 3. Новая книга под авторством Владимира Легойды и прот. Павла Великанова; 4. Январский номер журнала «Фома»; 5. Календарный вопрос и дата празднования Рождества Христова. Актуальная аналитика Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения 12.4.2024 15.2.2024 01.2.2024 01.2.2024 Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26.1.2024 Об отделе Материалы Справка Проекты Деятельность

http://sinfo-mp.ru/category/audio/page/5...

В.Р. Легойда: 1000-летие князя Владимира призвано стать точкой изменения в жизни многих людей Москва, 20 января 2015 г. Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в эфире радио «Вера» выразил надежду, что юбилейная дата 1000-летия Владимира, отмечаемая в этом году, может стать поводом для обращения многих людей к опыту преображения равноапостольного князя. «2014 год предоставил возможность обратиться к наследию преподобного Сергия Радонежского. Я очень хотел бы верить, надеяться и что-то делать, естественно, для того, чтобы и празднование 1000-летия князя Владимира стало точкой изменения в конкретных человеческих жизнях», — заявил В.Р. Легойда. «Радость от этого светлого события, чтобы она измерялась не в масштабах, не в количестве проведенных мероприятий, а в движениях человеческой души. Как это было с юбилеем преподобного Сергия», — добавил он. По словам председателя Синодального информационного отдела, преображение жизни князя Владимира, которое он сам описал словами «я был зверь, а стал человек», важно не только для понимания личности князя, но и для каждого конкретного человека. «Путь христианина — это путь от зверя к человеку, существа, которое испытывает в своей жизни все тяготы грехопадения на своей личности, на своих поступках. У нас стоит задача в отведенное время мы не знаем, сколько его успеть стать человеком», — подчеркнул представитель Церкви. «Мы в детстве все учили наизусть отрывок из «Как закалялась сталь», помните «жизнь дается человеку один раз…»? И я для себя это переформулировал, что жизнь дается человеку один раз и надо успеть в этой жизни встретиться с Богом, даже если будет мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы», — заключил В.Р. Легойда. 20 января 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/76655.html

Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А нам не хочется. У нас планы на «пожить тут», закончить ВУЗ, подрастить детей, съездить в отпуск... И поэтому надо попросить Бога, чтобы Он отложил свой гнев на потом. А когда это «потом» наступит, мы снова попросим Бога. Все это идет вразрез с многочисленными святоотеческими свидетельствами о желанности бытия с Богом, о том, что « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » (1 Кор. 2:9). Все это никак не соглашается с призывом ап. Иоанна Богослова, который венчает книгу Апокалипсис: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20) – а это означает конец земной жизни и всех наших планов. Не потеряли ли мы что-то очень важное, торопясь все успеть? Радуем ли заботой и нежностью своих близких, исполняя заповедь Божию (Мф. 22:39)? Чувствуем ли мы присутствие Бога каждую секунду своего бытия? Ждем ли встречи с Ним, как самого желанного события в нашей жизни? Если да, то и молитва наша должна быть иной. Это должна быть молитва благодарности Богу за то, что Он не оставляет нас без своей заботы и попечения. Пусть даже это попечение переживается нами очень трудно. И просьбы наши должны быть иными. Это должны быть просьбы о даровании сил и терпения всем нам, даровании нам трезвости и разумения, как поступать в непростых обстоятельствах. Чтобы мы своей черствостью и эгоизмом не сделали наши души неспособными чувствовать Бога каждое мгновение нашей жизни земной жизни. И упование наше должно быть иным. Это должно быть упование на окончательную встречу с Создателем, время которой известно только Ему! И жизнь наша должна быть другая… Потому что «если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Да не будет этого.   Как молиться от коронавируса. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://foma.ru/kak-molitsya-ot-koronavirusa.html (дата обращения: 18.03.2020 г.). Господи, избави нас от кризиса! [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24227.4/428341/ (дата обращения: 18.03.2020 г.).

http://bogoslov.ru/article/6026069

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010